Районный коэффициент и налог на прибыль

Опубликовано: 21.04.2024

Как учитывать и применять правильно. Тонкости и нюансы

Многие компании имеют свои филиалы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, потому проблема применения так называемых «северных» коэффициентов для них особенно актуальна.

О разных нюансах в применении районных коэффициентов и процентных надбавок, с которыми может столкнуться бухгалтер, кадровик или просто рядовой сотрудник компании, пойдет речь в этой статье.

Необходимость применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

В соответствии со ст. 148 ТК РФ при выполнении работ в местностях с особыми климатическими условиями работодатель обязан производить оплату труда в размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и прочими нормативно-правовыми актами.

Районные коэффициенты устанавливаются:

  • Постановлениями Правительства РФ (ст. 316 ТК РФ)
  • Постановлениями администраций областей, районов и городов
  • Нормативно-правовыми актами, принятыми ранее (до принятия указанных постановлений по настоящее время (ст. 423 ТК РФ). В частности, определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12.01.2006 № КАС05-612, письмо Минфина РФ от 12.04.2006 № 03-03-04/1/334)

Процентная надбавка устанавливается:

  • Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990г. № 2 (Далее Инструкция №2).
  • Инструкцией о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72г. № 255, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990г. (Далее Инструкция №3).
  • Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991г. № 199-р, отменившим ограничения предельного размера дохода работника, на который могли начисляться процентные надбавки.
  • Решением Верховного Суда РФ от 17.07.2000г. № ГКПИ00-315

Если заработная плата работника организации, находящейся в Северном районе состоит из Оклада, надбавки за выслугу лет и премии, к какой из этих частей нужно применять районные коэффициенты и процентные надбавки?

Ко всем из вышеперечисленных. Районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический заработок, в который включаются (согласно Разъяснениям Минтруда России от 11.09.1995г. № 3):

  • должностной оклад (зарплата по тарифным ставкам), начисленный работнику за отработанное время;
  • премии, обусловленные системой оплаты труда;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам;
  • вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. № 169-13);
  • оплата сверхурочного и ночного времени, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • оплата простоя (по независящим ни от работника, ни от работодателя причинам).

Ограничения, связанные с максимальным размером заработка, на который должны были применяться районные коэффициенты и процентные надбавки, были законодательно отменены еще в 1991 году (распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.91г. № 199-р). Таким образом, начислять указанные коэффициенты необходимо на всю сумму фактического заработка без ограничений.

Кроме того, за нарушение трудового законодательства на руководителя компании может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на организацию – от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если же нарушение носит повторный характер, и должностное лицо уже было привлечено к административной ответственности по данной статье, тогда к нему может быть применена другая мера – дисквалификация на срок от 1 до 3х лет.

Помимо штрафа, в случае привлечения работодателя к ответственности, он будет обязан вернуть невыплаченные работнику в срок деньги с процентами за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до дня фактической выплаты денежных средств, в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Если Компания находится в Москве и имеет филиалы в районах Крайнего севера, нужно ли применять северные коэффициенты на начисленную заработную плату работников таких филиалов?

Да, нужно. Районные коэффициенты и процентная надбавка применяются по месту фактической работы сотрудника организации, вне зависимости от местоположения головного офиса.

Такая позиция была обозначена Госкомтрудом СССР (п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий оплаты труда, установленных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620 к отдельным категориям работников) и Министерством труда России (пп. «а» п.5 Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, утвержденных постановлением Минтруда России от 23.07.1998 № 29).

Такую же позицию поддерживает налоговая инспекция. В целях признания расходов по налогу на прибыль к расходам на оплату труда относятся начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 Налогового кодекса – далее НК РФ). При этом, согласно ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

В качестве документального обоснования налоговое ведомство выдвигает 2 критерия: 1) начисление районных коэффициентов и процентных надбавок должно быть зафиксировано в трудовых договорах; 2) организация должна иметь документальное подтверждение факта трудовой деятельности сотрудника в филиале (обособленном подразделении), расположенном в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях.

В случае, когда работник принимается на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, в качестве дополнительного обязательного условия признания расходов на оплату труда, появляется необходимость включения в трудовой договор условия о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (ст. 57 ТК РФ).

При соблюдении этих условий Организация сможет учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда данных работников с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для данной местности и действующих в настоящее время. (Письмо ФНС от 22.10.2009г. № 3-2-09/223, письмо УМНС России по г. Москве от 29.01.2001 № 03-12/3562.)

А если сотрудник постоянно не работает в структурном подразделении, находящимся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, а временно командируется туда головной организацией для выполнения служебного задания. Нужно ли тогда начислять районный коэффициент, применяемый для расчета дохода работников данного структурного подразделения?

Не нужно. Если работник командируется из другой местности, районные коэффициенты, установленные в месте командировки, к зарплате таких сотрудников не применяются (п. 4 Инструкции № 2).

За такими работниками сохраняется средний заработок по основному месту работы (ст. 167 ТК РФ) с применением того районного коэффициента, который применяется по месту расположения головной организации, направившей данного работника в командировку. (пп. «л» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922).

Если сотрудник имеет разъездной характер работы и вынужден регулярно перемещаться между филиалами, расположенными на территориях с разными районными коэффициентами, как тогда рассчитывать его заработную плату?

Пропорционально отработанному времени с применением северных коэффициентов во время трудовой деятельности в северных районах. Иногда возникают ситуации, когда в течение года сотрудник выполняет свои текущие трудовые обязанности как в районах, где применяются районные коэффициенты и надбавки, так и в обычных местностях. Например, при разъездном характере работы.

В этом случае соответствующие гарантии и компенсации будут применяться пропорционально отработанному в таких районах времени. (Определение Верховного Суда от 06.05.2011 № 78-B11-16.) А значит, у работодателя возникает обязанность по раздельному учету дней, отработанных на территориях с разными районными коэффициентами.

Для этого в унифицированные формы табеля учета рабочего времени (№ Т-12 и Т-13) вводятся дополнительные графы. Изменения оформляются приказом руководителя организации-работодателя. (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999г. № 20.)

Однако тогда нужно прописать разъездной характер работы сотрудника в его личном трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ), а также вписать его должность в перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, закрепив его коллективным договором, приказами и прочими локальными нормативными актами (ст. 168.1 ТК РФ). В этом случае служебные поездки работника не будут оформляться как командировки (ст. 166 ТК РФ).

Если работник проживает в местности, где не применяются районные коэффициенты, а числятся в компании, расположенной в местности, где такие коэффициенты применяются (например, надомные работники), нужно ли тогда учитывать повышающие коэффициенты при расчете их дохода?

Да, нужно. В этой ситуации стоит руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987г. № 403/20-155. В качестве главного критерия применения районных коэффициентов и надбавок к зарплате работника указанное постановление выделяет трудовую деятельность в соответствующей местности, а не место проживания или регистрации работника. Иных критериев выплаты районных надбавок постановление не содержит.

Сотрудница, работающая в филиале организации, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ушла в декрет. Нужно ли начислять районный коэффициент на ежемесячное пособие по уходу за ребенком?

Если пособие рассчитывается исходя из заработной платы работника, которая определялась с применением указанного коэффициента, тогда увеличивать пособие не нужно.

Если же ежемесячное пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (например, если страховой стаж работницы менее 6 месяцев), тогда районный коэффициент применять нужно (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Сотрудники компании работают в разных филиалах компании. Один расположен в Красноярске, другой - в Новосибирске. Полагается ли им дополнительный отпуск в связи с их работой в условиях крайнего севера?

Для сотрудников Красноярского филиала – полагается.

Для сотрудников Новосибирского филиала – не полагается.

В соответствии со ст. 14 закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон № 4520-1), помимо установленных трудовым законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях работникам компаний, расположенных на территориях с особо суровым климатом, в качестве компенсации устанавливается дополнительный ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

  • 24 календарных дня – для районов Крайнего Севера;
  • 16 календарных дней – для приравненных к ним местностям;
  • 8 календарных дней – для прочих Северных районах, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Из данной статьи закона буквально следует, что работников организаций, находящихся в районах, в которых нормативно-правовыми актами установлен районный коэффициент и процентная надбавка, предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 8 календарных дней.

Подобная точка зрения поддерживается Верховным Советом РФ. В п. 3 своего Постановления от 19.02.1993г. № 4521-1 он объявил о том, что все государственные гарантии и компенсации, предусмотренные законом № 4520-1 распространяются на компании, находящиеся в районах Севера (не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), где установлены одновременно и районный коэффициент, и процентная надбавка к заработной плате.

Поскольку города Красноярск и Новосибирск относятся лишь к Северным районам, дополнительный отпуск работникам филиалов будет полагаться в случае, если для города Красноярска и Новосибирска предусмотрены районные коэффициенты и процентные надбавки.

Своим постановлением № 311-П администрация Красноярского края установила районный коэффициент 1,3 вместо действовавшего ранее коэффициента 1,2. Данный коэффициент действует для всех предприятий и организаций края, независимо от формы собственности (Постановление № 311-п от 21.08.1992г. «Об установлении районного коэффициента»).

Правомерность применения коэффициента 1,3 в данной местности подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2008г № А33-15507/2007-Ф02-2142/2008).

В силу п. 1 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» за непрерывный стаж работы сотрудникам предприятий, расположенных в южных районах красноярского края (в т.ч. в городе Красноярск) полагается 10% надбавка за 2ой год работы с увеличением еще на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не более 30% заработка (п. 1 Инструкции № 3).

Таким образом, сотрудникам, работающим в филиале, находящемся в г. Красноярске, помимо установленных трудовым законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, в качестве компенсации полагается дополнительные 8 календарных дней отпуска.

Для города Новосибирска, решением администрации области и Постановлением Правительства РФ установлен повышенные районный коэффициент в размере 1,25. (п. 1 Постановления администрации Новосибирской области от 20.11.1995г. № 474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области» с 01.01.1996г., п. 17 постановления Правительства РФ от 31.05.1995г. № 534 «О Мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области»).

Однако процентная надбавка к заработной плате для города Новосибирска законодательством не предусмотрена.

Таким образом, несмотря на то, что г. Новосибирск находится в Северном районе и работникам организаций, расположенных там положен районный коэффициент за работу в суровых климатических условиях, дополнительные календарные дни отпуска за работу на северных территориях для них законодательством не предусмотрены.

Стоит, однако, отметить, что работодатели могут установить дополнительные отпуска для своих работников самостоятельно, если только их решение не будет противоречить трудовому законодательству (п. 2 ст. 116 ТК РФ). Главное не забыть прописать порядок, условия и продолжительность таких отпусков в коллективных договорах или локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Филиалы компании располагаются в Омске, Владивостоке, Уфе и других крупных российских городах. Где можно посмотреть величину районных коэффициентов и процентных надбавок для этих мест?

Департаменты Министерства Труда и Пенсионного Фонда России издали Информационное письмо, в котором указали размеры Районных коэффициентов для ряда районов и областей на территории Российской Федерации (Информационное письмо Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции ПФР от 19 мая, 9 июня 2003 г. NN 670-9, 1199-16, 25-23/5995).

В справочно-правовой системе Гарант можно также найти Справки о районных коэффициентах к заработной плате, начиная от относительно недавно изданных Постановлений правительства и Указов Президента РФ, заканчивая Постановлениями Совета Министров СССР и Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, которые действуют в части не противоречащей нормативно-правовым документам министерств и ведомств РФ.

(Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями").

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

Расчет зарплаты сотрудников, работающих на удаленных территориях, имеет свою специфику, о которой обычно многие забывают. Это и применение северной надбавки при расчете заработной платы, и просто расчет зарплаты с учетом районного коэффициента. Если у компании несколько филиалов в разных частях нашей огромной страны – ошибки будут 100%. Как их избежать – читайте в нашем материале.

Контроль со стороны работников

Проверка того, как проведен расчет зп с районным коэффициентом, не менее популярна среди работников, чем перепроверка пособий по беременности и родам. Интернет пестрит не только всевозможными калькуляторами, но и разъяснениями, которые размещают:

  • центры занятости;
  • отделения Пенсионного фонда и ФСС.

При этом нельзя говорить о постоянности подходов к трактовке применения районного коэффициента. Например, применение северного коэффициента при расчете заработной платы было вдруг резко пересмотрено в 2018 году. Так, согласно постановлению Президиума Верховного суда от 07.02.2018 № 4-ПВ17 , минимальная зарплата должна быть увеличена на указанный коэффициент для тех, кто работает в:

  • районах Крайнего Севера;
  • местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • местностях с особыми климатическими условиями.

Изменение произошло после судебных тяжб, активизировавшихся после обнародования постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П . Именно указанное постановление выявило конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 Трудового кодекса РФ, в том числе о районном коэффициенте.

Применение районного коэффициента

Наша практика работы с многими организациями, рассчитывающими заработную плату как силами штатных бухгалтеров, так и с привлечением аутсорсеров (ошибки которых приходилось исправлять именно нам) очень показательна. Стремление бухгалтеров упростить расчет приводит к колоссальным ошибкам.

Нередко даже опытные бухгалтеры для расчета зарплаты с учетом районного коэффициента просто умножают месячный оклад на коэффициент. Это работает в стандартной ситуации. Рассмотрим ее на примере.

При начислении заработной платы Ждановой С. В., работнице химического завода в г. Ангарске, расчетчик учел:

  • оклад 40 000 руб.;
  • стимулирующую выплату за интенсивность и достижение высоких показателей в размере 10 000 руб.

Общая сумма начислений составила 50 000 руб. (40 000 руб. + 10 000 руб.).

Районный коэффициент для г. Ангарска – 1,2 должны применять только федеральные учреждения города, остальные – выравнивающий районный коэффициент 1,3 (Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9).

С применением выравнивающего районного коэффициента оплата труда Ждановой С. В. до удержания НДФЛ составит 65 000 руб. (50 000 руб. × 1,3).

В примере 1 у расчетчика могло возникнуть только два вопроса:

  • какой коэффициент применять – просто районный или выравнивающий районный;
  • какие начисления необходимо увеличить на коэффициент.

Однако путаница возникает даже в таких вопросах.

Для решения первого вопроса потребовалось даже разъяснение прокуратуры со ссылками на:

  • Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»;
  • п. 2 Постановления № 9, в котором определен как источник выплаты средства самого работодателя (есть у коммерческих организаций и отсутствуют у федеральных учреждений, так как не заложены в бюджет);
  • апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.12.2012 № 33-10029-12).

Ответ на второй вопрос можно найти, изучив Письмо Минздравсоцразвития РФ 16.02.2009 № 169-13. В абзаце 5 этого письма раскрыт перечень выплат, в отношении которых необходимо применять районный коэффициент:

  • заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании компании;
  • другие выплаты, установленные системой оплаты труда компании.

У компаний, имеющих филиалы и представительства в удаленных частях РФ, возникают более сложные ситуации. Приведем пример из нашей практики (ситуация всплыла в ходе проведения аудита зарплаты одному из клиентов).

Работник компании 7 дней трудился на севере – эту часть надо умножить на коэффициент. После чего ушел в отпуск на 4 дня – в этот период коэффициент применять не надо. Кроме всего прочего работник получил премию – эта выплата также считается без коэффициента.

Бухгалтеры компании, в которой до нас обслуживался наш клиент, никакого разделения в расчетах не делали, отсюда возникали переплаты сотрудникам.

Сразу отметим, что если даже профессиональные бухгалтерские компании допускают подобные ошибки, то что уж говорить о штатных бухгалтерах, которые никогда не работали с большим количеством фирм и разнообразием ситуаций.

Да, компания будет защищена от судебных исков работников, но переплата может быть оспорена налоговыми органами ради доначисления налога на прибыль. При этом будут уменьшены страховые взносы, и в целом из-за штрафов и пени компания понесет убытки.

Избежать проблем поможет автоматизация

Применение районного коэффициента при расчете заработной платы требует от бухгалтера не забыть, как минимум:

  • начислить надбавки тем, кому они положены;
  • убрать коэффициент, когда человек уехал из района с коэффициентом отличным от того, который ему начисляют по основному месту работы;
  • определить выплаты, на которые надбавки начислять не нужно.

В голове эту информацию держать невозможно. Как показывает практика, в этой части обычно допускается масса ошибок.

1C-Wiseadvice гарантирует отсутствие ошибок в расчете заработной платы . Автоматизация ручных операций позволяет нам полностью контролировать все важные моменты в части применения районных коэффициентов.

Обязаны ли частные фирмы при начислении зарплаты учитывать районный коэффициент, в каком порядке и каким документом он устанавливается (в частности для Свердловской области такой коэффициент установлен в размере 1,15)?

Надо ли указывать районный коэффициент при составлении трудовых договоров и штатного расписания, наконец, как учесть эти начисления в налоговом учете и какое наказание ожидает фирму, не использующую районный коэффициент?

Согласно ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

Следовательно, трудовое законодательство обязывает всех работодателей (независимо от формы собственности компании) выплачивать заработную плату с учетом районных коэффициентов в случае, если такие коэффициенты законодательно установлены.

Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1987 г. № 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» с 1 ноября 1987 г. к заработной плате рабочих и служащих на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных, в частности, в Свердловской области, введены районные коэффициенты.

Размер районного коэффициента утвержден постановлением Госкомитета СССР по труду и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 г. № 403/20-155.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, кроме северных районов Свердловской области, утвержден в размере 1,15.

Ст. 423 ТК РФ устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В связи с тем, что закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок выплаты, не принят, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно, районный коэффициент применяется ко всем выплатам, начисляемым работнику, а не только к выплатам по окладу или тарифной ставке.

В унифицированных формах первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1, в том числе в штатном расписании (форма № Т-3), приказе о приеме работника на работу (форма № Т-1) не предусмотрено указание районного коэффициента.

Это связано с тем, что все надбавки в унифицированных формах указываются в рублях, а районный коэффициент указывается в процентах.

Кроме того, как было отмечено выше, районный коэффициент применяется ко всем видам выплат в пользу работника, то есть на величину районного коэффициента умножается общая сумма выплат, начисленная работнику за период.

Ст. 316 НК РФ установлено, что суммы расходов в виде районных коэффициентов к заработной плате относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В целях налогообложения прибыли надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях относятся к расходам на оплату труда (п. 11 ст. 255 НК РФ).

При этом обязательным условием для включения в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, начислений по районным коэффициентам является указание об этих начислениях в трудовых договорах.

Следовательно, в трудовом договоре обязательно указывается, что на все виды оплаты труда работника начисляется районный коэффициент (15% – в Свердловской области).

Конституционный Суд РФ в определении от 05.03.2004 г. № 76-О указал, что выплаты районных коэффициентов выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы, они не могут отождествляться – без особой оговорки – с компенсациями, призванными возместить налогоплательщикам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей (то есть обусловленные реальными расходами, такими как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Поскольку согласно п.п. 6 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, то выплаты по районным коэффициентам включаются в налогооблагаемый НДФЛ доход работников.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Поскольку выплаты по районным коэффициентам уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, они подлежат налогообложению ЕСН.

Соответственно, указанные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Районные коэффициенты как составная часть оплаты труда являются также базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку обязанность работодателей выплачивать заработную плату работникам с учетом районных коэффициентов (в случае их установления) предусмотрена трудовым законодательством, то неначисление районных коэффициентов на выплаты работникам будет квалифицировано как нарушение законодательства о труде.

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Районный коэффициент к заработной плате учитывается для целей налогообложения прибыли полностью, в том числе в размере, превышающем установленный нормативно-правовыми актами. Здесь обновленная статья о районных коэффициентах в Красноярском крае с учетом позиции Минфина. В прежней статье была изложена позиция налоговых органов,а также моя позиция, правомерность которой теперь подтверждена Минфином.

О размере районного коэффициента к заработной плате в Красноярском крае

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2011 № 466, вступившим в силу 28.06.2011, признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера".

Районное регулирование заработной платы

Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ указанные законы и правовые акты РФ и бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей ТК РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ).

Действующим законодательством предусмотрено предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями. В настоящее время районные коэффициенты применяются к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, районах Сибири, Дальнего Востока, Урала, северных регионах европейской части России.

Размеры районных коэффициентов в производственных и непроизводственных отраслях введены нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с постановлениями Правительства РФ или СССР.

Районные коэффициенты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Особенности оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируются Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее – Закон № 4520-1).

В соответствии со ст. 2 Закона № 4520-1 перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

Согласно вышеназванной норме применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12.

  1. 1.Районы Крайнего Севера в Красноярском крае:

а) Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа;

б) города – Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов;

в) районы – Северо-Енисейский и Туруханский.

2. Местности, приравненные к районам Крайнего Севера, в Красноярском крае:

а) районы – Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский;

б) города – Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов.

Согласно ст. 10 Закона № 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств.

Размер районных коэффициентов для других районов Красноярского края

Для остальных районов Красноярского края районные коэффициенты к заработной плате работников разных отраслей введены соответствующими постановлениями Правительства РСФСР и бывшего СССР.

При этом пунктом 13 отмененного Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 субъектам РФ было предоставлено право устанавливать по согласованию с соответствующими профсоюзными органами районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В соответствии с указанной нормой Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П с 01.09.1992 был установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории следующих городов и районов:

1. Районы: Ачинский, Абанский, Боготольский, Балахтинский, Березовский, Бирилюсский, Большемуртинский, Большеулуйский, Дзержинский, Емельяновский, Иланский, Ирбейский, Канский, Казачинский, Козульский, Манский, Нижнеингашский, Назаровский, Новоселовский, Партизанский, Пировский, Рыбинский, Сухобузимский, Саянский, Тасеевский, Тюхтетский, Уярский, Ужурский, Шарыповский;

2. Города: Ачинск, Боготол, Бородино, Дивногорск, Заозерный, Канск, Красноярск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово, Красноярск-26, Красноярск-45, п.г.т. Красноярск-66, Ужур-4.

На перечисленных выше территориях нормативно-правовыми актами РФ и СССР районный коэффициент в размере 1,2 установлен для следующих предприятий:

- предприятия сельского и лесного хозяйства (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.10.1960 № 1167/26);

- лесозаготовительные, лесосплавные, лесоперевалочные предприятия и организации и химлесхозы; предприятия и организации электроэнергетической и торфяной промышленности, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов (за исключением производства цемента, асбоцемента, железобетона, бетона, асбеста, графита), стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, легкой (включая текстильную) промышленности, пищевой (исключая рыбную и соляную) промышленности, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 476/9);

- предприятия, организации и флот рыбной промышленности (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 470/9);

- строительные и ремонтно-строительные организации (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9);

- предприятия нефтяной и газовой промышленности (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 № 527/13);

- предприятия, организации и учреждения легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других непроизводственных отраслей, расположенных в Красноярском крае (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26);

- плавающий состав судов речного флота и работников береговых предприятий и организаций речного транспорта (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 № 15/1).

Позиция Минфина РФ

В целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда учитываются начисления по районным коэффициентам в размере, установленном коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором. Такой вывод на основании анализа норм трудового законодательства сделан в письме Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-03-10/5973.

Условие о районном коэффициенте в трудовом договоре

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статьей 147 ТК РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Таким образом, в трудовом договоре с каждым работником должны быть указаны конкретные размеры районного коэффициента (коэффициент и сумма) и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях (процент и сумма). При изменении оклада (тарифной ставки) или размера надбавки за работу в особых климатических условиях работодатель и работник подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору.

Выводы:

1. Трудовой кодекс содержит только одно ограничение по размеру компенсационной выплаты за работу в особых климатических условиях – это минимальный размер соответствующей надбавки. На законодательном уровне указанные надбавки введены как «районный коэффициент» и «процентная надбавка за стаж работы в особых климатических условиях». Следовательно, работодатель, разрабатывая систему (системы) оплаты труда, вправе установить любые размеры компенсационных выплат (в том числе районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы) для работников своего предприятия, но не ниже размера, установленного трудовым законодательством.

2. Отмена Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 не повлияла на размер районных коэффициентов, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также для южных районов Красноярского края.

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 - 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: - надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; - ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); - вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; - доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: - процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; - все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); - материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); - единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2015 года установлено для работников: - внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») - 6860 рублей; - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области - 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Копьёва Т.В. – главный госинспектор труда Госинспекции труда в Омской области
Кануннников А.Б. – кандидат юридических наук, доцент ОмГАУ

Читайте также: