Относится к современным тенденциям развития налоговых систем не относится

Опубликовано: 05.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:57, реферат

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сущности налогов, их функций, а также выявление основных изменений в бюджетной сфере в 2010 году.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая сущность и функции налогов 3
1.1. Понятие и сущность налогов 3
1.2. Функции налогов 4
2. Налоги как инструмент государственного регулирования 7
Практическая часть…………………………………………………………………11
Заключение 15
Список используемой литературы 1616

Работа содержит 1 файл

Налоги в экономической системе общества.doc

Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.

Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся 8 .

Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.

Построение рационального механизма формирования и использования средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетоформирующих налогов по уровням бюджетной системы 9 .

Практическая часть

Задание 1. Ответы на тесты

1.01. Налоги возникли вследствие:

а) появления государств

1.02. Развитие теории налогообложения относится:

1.03. Основоположником теории налогообложения считается:

1.04. Налог – это платеж на случай возникновения какого-либо риска. Так рассматривается природа налога:

в) в теории налога как страховой премии

1.05. Теория пропорционального налогообложения относится:

б) к частной теории налогообложения.

1.06. Какая из перечисленных ниже функций налогов присуща всем государст вам независимо от времени существования и устройства:

1.07. Кривая Лаффера выражает зависимость доходов бюджета:

б) от налогового бремени

1.08. Принцип удобства означает:

в) взимание налога в удобное для плательщика время и удобным способом.

1.09. Документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса был разработан:

1.10. Не относится к современным тенденциям развития налоговых систем:

г) либеризация корпоративного налогообложения.

Исчислите сумму налога, которую должно уплатить юридическое лицо. Доход юридического лица равен 1200 тыс. руб., данные по ставкам налога приведены в таблице. Сделайте вывод, какой из методов налогообложения наиболее предпочтителен для налогоплательщика.

Данные по ставкам налога

Рассмотрим каждый метод налогообложения:

1) простая поразрядная прогрессия

Доход =1200000 следовательно к оплате налога 40000

2) Относительная поразрядная прогрессия

1200000*12%=144000 налог к уплате

3) Сложная поразрядная прогрессия

1200000*15%=180000 налог к уплате

При методе поразрядной прогрессии налог на доход юридического лица

при доходе 1200000 составит 40000. При методе относительной

прогрессии-144000, а при сложной прогрессии -180000.В данной ситуации

налогоплательщику предпочтительней метод простой поразрядной

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, учет по которой ведется по системе уплаты единого налога на вмененный доход. Имеются следующие данные за отчетный период:

  • выручка от реализации товаров в оптовой торговле (в том числе НДС) составила:

в апреле — 350 тыс. руб.,

в мае — 360 тыс. руб.,

в июне — 230 тыс. руб.;

  • выручка от реализации товаров в розничной торговле (в том числе НДС) составила:

в апреле — 400 тыс. руб.,

в мае — 320 тыс. руб.,

в июне — 300 тыс. руб.;

  • ставка НДС - 18%;
  • в уставном капитале организации доля юридических лиц составляет 35%;
  • организация имеет торговый зал площадью 65 м
  • численность работников составляет 12 человек.

Установите, имеет ли организация право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС начиная с июля. Ответ обоснуйте.

Согласно ст.346.26 п2.2 На уплату единого налога не переводятся: организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом

Согласно этой статьи данная организация не имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС начиная с июля, так как в данной организации доля участия других организаций 35%.

Организация с 1 января перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся основные средства сроком полезного использования: три года — первоначальная стоимость — 180 тыс. руб., остаточная стоимость — 150 тыс. руб.; девять лет — первоначальная стоимость — 730 тыс. руб., остаточная стоимость — 540 тыс. руб.; 20 лет — первоначальная стоимость — 2830 тыс. руб., остаточная стоимость — 2540 тыс. руб. Доходы от реализации продукции составляют за год 9700 тыс. руб., расходы — 8200 тыс. руб. Получено безвозмездно оборудование стоимостью 120 тыс. руб. Начислены взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 30 тыс. руб., уплачено — 25 тыс. руб.

Исчислите сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период: объект налогообложения — доходы. Рассчитайте сумму налога по альтернативному варианту: объектом налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов. Сделайте вывод, какой из вариантов оптимальный для данной организации.

Решение

Рассчитаем сумму налога 2 способами:

1) Расчет налогов (объект налогообложения — доходы)

(9700000+120000)*6%=589200

Налог к уплате 589200-25000=564200

2) Расчет налога (объект налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов)

Рассчитав налог двумя способами можно сделать вывод, что данной организации выгоднее (оптимальный) второй способ, где объектом налогообложения прият доход уменьшенный суммой расходов

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы и обобщения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налогов проявляется через из функции. Выделяют фискальную (бюджетную) функцию, контрольную, распределительную, стимулирующую и воспроизводственную функции налогов.

Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Список используемой литературы

  1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М., 2005;
  2. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2001;
  3. Деньги. Кредит. Банки /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2001;
  4. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2000;
  5. Кисилевич, Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб пособие /Т.И. Кисилевич. -М., 2004;
  6. Миляков Н.В., Финансы: Учебник. – М. – ИНФРА-М, 2004;
  7. Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001;
  8. Налоги и налогообложение /Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М: ЮНИТИ, 2000;
  9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов //"Налоговый вестник", 2010, N 7);
  10. Симкина Л. Г. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.-СПб.: Издательский дом «Питер», 2003 – 448 с;
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. М.В. Романовского. – М., 2001;
  12. Финансы и кредит /Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 2002;
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 2001;
  14. Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева. – М.. 2004;
  15. Черник, Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник. /Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000;
  16. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2002;
  17. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА – М , 2002. – 576 с;
  18. Сайт министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru.

1 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.

2 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 226 - 227.

3 Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 155.

4 Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. N 1. С. 12.

5 Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. N 1. С. 12.

6 Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001.- С.155

7 Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М: ЮНИТИ, 2000.- С.99

8 Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001.- С.233.

9 Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.- С.411.

1.1. Понятие налоговой системы, ее состав и структура.

Налоговая система - это развитие более общего понятия "налог".

Ей свойственны признаки, характеризующие любую систему:

- поэлементный состав системы;

- органическая цельность и единство;

- непрерывное развитие и т.д.

С учетом сказанного можно дать следующее определение.

Налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данной стране существенных условий налогообложения.

В части первой Налогового кодекса РФ дано следующее определение налоговой системы России. Это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм, методов их установления, изменения или отмены, уплаты, также налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система включает в себя следующие обязательные элементы:

- виды налогов и сборов, действующих в стране;

- основы возникновения (изменения, прекращения) обязанностей по уплате налогов и сборов и порядок исполнения этих обязанностей;

- основные принципы установления налогов и сборов на региональном и местном уровне;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля (регистрация и учет налогоплательщиков, виды налоговых проверок, экспертиза и др.);

- формы ответственности за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Влияние налоговой системы на объекты управления может быть весьма эффективным, его трудно переоценить.

Так, изъятие посредством налогов на прибыль (доход) организации (предприятия), несомненно, сдерживает капитальные вложения, то есть понижается его платежеспособность. В то же время расходование государством средств, изъятых посредством налогов, увеличивает совокупный платежеспособный спрос. Таким образом, передача части прибыли товаропроизводителя государству через систему налогообложения не изменит общую величину спроса. Однако изменит его структуру, что, в свою очередь, повлечет изменение структуры производства.

2.2. Типы и модели налоговых систем

Мировому сообществу известны два основных вида налоговых систем: шедулярная и глобальная.

При шедулярной нaлоговой системе весь доход, полученный налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставка, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налога и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Она широко применяется в западных странах.

Построение налоговых систем в отдельных странах осуществляется с учетом их экономических и социальных особенностей.

Во многих развитыx странах также применяется англосаксонская модель налоговой системы, для которой характерна ориентация на прямые налоги и особенно на налоги с физических лиц. Она успешно применяется в CIIIA, Германии, Италии, Канаде, Великобритании, Австралии и др.

Евроконтинентальная модель налоговой системы строится на учете значительных отчислений на социальное страхование, имеющих все признаки налога. В данной модели существенна также доля косвенных налогов и особенно НДС. К таким странам относятся: Франция, Австрия, Бельгия, Нидерланды и др.

В странах с инфляционной экономикой применяется латиноамериканская модель налоговой системы, для которой характерны косвенные налоги, так как они гораздо легче пpиспособлены к условиям инфляции, чем прямые налоги. Доля косвенных налогов в доходной части бюджета Чили, Боливии, Перу составляет 42-49 %.

Применяются также и смешанные модели налоговой системы, которые использует Россия.

В рыночной экономике должны главенствовать прямые налоги, при которых объект обложения и источник уплаты налога совпадают, что позволяет полнее согласовывать интересы налогоплательщиков и тем самым повысить его предпринимательскую активность.

В настоящее время в налоговой системе России преобладают косвенные налоги, доля которых все время повышается. Это указывает на то, что государство значительную часть средств мобилизует в бюджет через механизм цен, как бы не затрагивая экономические интересы предприятий.

Улучшать налоговую систему России надо за счет снижения доли косвенных налогов и повышения доли прямых налогов, но так, чтобы снижалась общая налоговая нагрузка в стране.

1.3. Принципы построения налоговых систем в странах Запада и России

Налоговая политика государства находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.

Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Между тем, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:

- горизонтальное и вертикальное равенство;

- удобство взимания налогов для правительства;

- минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

- трудности уклонения от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги.

Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано следующее:

- основой налоговой системы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество и др.);




- налоговая система должна быть открытой: увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

- высокие налоги приводят к утечке капитала;

- превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

- косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.д.

- в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя. налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ в основу построения налоговой системы России положены следующие принципы:

- единство налоговой системы, которая предполагает единое экономическое пространство страны, единое налоговое законодательство, единую налоговую политику, единую систему налоговых органов, единые формы налоговой документации и т.д.;

- стабильность налоговой системы, которая должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы;

- множественность налогов создает предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государства;

- принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов;

- разумное сочетание прямых и косвенных налогов;

- принцип однократности налогообложения, т.е. недопущение двойного обложения одного и того же объекта за один и тот же период;

- универсализация налогообложения, т.е. одинаковые требования ко всем плательщикам к эффективности хозяйственной деятелъности независимо от форм собственности и т.д.;

- единый подход к предоставлению права на получение налоговых льгот, а также защиты законных интересов всех налогоплательщиков;

- четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

- установление налогов с учетом экономической целесообразности, налогового предела и деления расходов бюджета на необходимые, излишние и чрезмерные;

- обеспечение социальной справедливости в распределении налогового бремени между различными категориями плaтельщиков, но не в ущерб экономической эффективности налоговой системы - в целом и отдельных ее элементов;

- стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов;

- опpеделение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;

- принцип подвижности (эластичности) налоговой. системы;

- приоритет норм, установленных налоговым законодательством над иными законодательно-нормативными актами, не относящихся к нормам налогового права, но в той или иной мере затрагивающих вопросы налогообложения;

- приоритет международных договоров над внутренним налоговым законодательством по вопросам двойного налогообложения.

1.4. Этапы становления и развития налоговой системы

В развитии налоговой системы многих стран мира можно выделить несколько периодов (этапов):

Первый период охватывает хозяйство древнего мира и период средних веков. Для него характерна неразвитость налоговое отношений, случайный характер налогов.

Второй период охватывает три столетия (ХVI-ХVШ вв.).

Формирование налоговой системы происходит на фоне постепенного вытеснения натурального хозяйства денежным, возрастания потребностей государства и, как следствие, характеризуется множественностью налогов, преимущественно косвенных. Применялись и прямые налоги, которые были также многочисленны и случайны. Например, в Вюртенберге был введен налог на соловьев. А в Голландии было так много косвенных налогов, что на порцию рыбы в гостинице, приходилось 34 различных налога.

Однако к концу ХVIП века такое многообразие и неустойчивые налоги стали тормозить развитие ЭКОНОМИКИ. Сформировалось осознание необходимости постоянных налогов.

Третий этап охватывает XIX в. и отличается меньшим количеством налогов и относительным их единообразием.

Формы налогов стали более определенными, были выработаны правила налогообложения.

Четвертому периоду развития налоговой системы, охватывающему ХХ в., присуща устоявшаяся совокупность налогов. Преобладающее место в ней занимают прямые формы налогообложения что предопределило широкое внедрение подоходного обложения. в США - 1913 г., в России -1916 г. и т.д.).

Проведена рационализация косвенного обложения: сокращен круг подакцизных товаров, введен налог с оборота, который впоследствии трансформировался в Европейских странах в налог на добавленную стоимость (НДС), а в СШIА - налог с продаж.

Таким образом, обобщая итоги развития налоговой системы можно отметить, что ее структура определяется следующими факторами:

- уровнем экономического развития страны;

- общественно-экономическим устройством общества (сочетания рынка и государства);

- государственным устройством страны (федеративное, унитарное);

- господствующей в обществе экономической доктриной (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство).


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 06.10.2019 2019-10-06

Статья просмотрена: 809 раз

Библиографическое описание:

Карачёва, Д. Д. Современные тенденции развития налогового законодательства / Д. Д. Карачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62803/ (дата обращения: 20.05.2021).

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы». В соответствии со ст. 57 Конституции РФ как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства обязаны платить налоги и сборы. Стоит отметить, что данная обязанность имеет всеобщий характер и распространятся не только на физических лиц, но и на юридических, независимо от места и законодательства создания организации. При этом важным фактором является соблюдение прав проверяемых лиц при осуществлении налоговыми органами налогового контроля [4].

Налоговые органы Российской Федерации представляют собой неотъемлемый элемент налоговой системы России, входящий в систему органов исполнительной власти. Основной задачей налоговых органов с учетом системы и структуры их построения является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, в связи с чем налоговый орган является одним из основных органов, осуществляющих финансовый контроль [5]. Основным принципом в построении системы налоговых органов является принцип централизации. В соответствии с данным принципом система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, которые наделены полномочиями по контролю и надзору в области налогов и сборов. Исследование правового регулирования деятельности налоговых органов осуществляется как в фундаментальных исследованиях [6], так и применительно к отдельным сферам их полномочий.

Принципы построения и функционирования системы налоговых органов определены Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Законодательным основанием для определения системы исполнительной власти является Конституция РФ (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Термин «система» закреплен в ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 30 ч. 1 Налогового кодекса РФ. Система налоговых органов включает Федеральную налоговую службу РФ, возглавляющую систему, и территориальные налоговые органы (управления ФНС по субъектам РФ, инспекции и межрайонные инспекции ФНС, инспекции по крупнейшим налогоплательщикам и др.).

Налоговый кодекс РФ содержит нормы, которые устанавливают основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. В Налоговом кодексе РФ закрепляются основные формы и методы налогового контроля, детально регламентирован и установлен порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др.

Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» является единственным источником, который содержит положения, посвященные регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. В Законе РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» установлены общие принципы и задачи деятельности налоговых органов, а также права и обязанности налоговых органов, предусматриваются социальные и имущественные гарантии их работникам [7].

Помимо налоговых норм полномочия налоговых органов и регламентация их деятельности осуществляется и административно-правовыми нормами. При этом в настоящее время актуальным вопросом современной практике остается несогласованность норм налогового законодательства и других отраслей законодательства, например, гражданского, на что обращается внимание в литературе [8]. Данная ситуация свидетельствует о том, что законодатель «невольно» закладывает основу для будущих столкновений, коллизий норм.

Проблема заключается в том, что при включении в налоговое законодательство новых дефиниций, процедур применения и введении в действие в существующие правоотношения игнорируются теоретические и законодательные основы административного, государственного, конституционного, финансового, гражданского, земельного права; арбитражного, административного и уголовного процессов. Необходимо учитывать, что нормы различных отраслей российского права должны применяться с учетом норм, существовавших до введения в действия новых и быть взаимоприменяемы. Необходимо понимать, что отраслевым кодексом не исчерпывается состав норм любой отрасли.

Одним из основополагающих в праве положений является необходимость учета принципов системного подхода в нормотворческой деятельности, обусловленная комплексным характером регулируемых отношений. В ст. 2 Налогового кодекса РФ к предмету регулирования законодательством о налогах и сборах отнесен круг не только налоговых отношений, но и властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношений, которые возникают в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Необходимо учитывать, что налоговые отношения также регулируют сферу осуществления налоговой политики Правительством РФ и другими государственными органами исполнительной власти в пределах, предоставленных им законодательством прав; порядок возмещения убытков и вреда, которые были причинены действиями налоговых органов; порядок возврата налогов из бюджета, налогово-бюджетные зачеты; вопросы применения иностранного права в налоговых правоотношениях с иностранным элементом и многие другие. Стремясь максимальным образом урегулировать как можно больше различных аспектов налоговых отношений в Налоговом кодексе РФ, законодатель часто без отсылок на нормы других отраслей законодательства вводит в налоговое законодательство противоречивые положения. На наш взгляд, такой подход во всевозможном и всестороннем урегулировании правоотношений делает налоговое законодательство очень сложным для понимания и применения. Например, администрирование страховых взносов, которые с 1 января 2017 г. закреплены Налоговым кодексом РФ (а еще ранее администрировались в виде единого социального налога).

К недостаткам действующей налоговой системы необходимо отнести завышенный уровень налогообложения предприятий и различных организаций. Сложная процедура подсчета некоторых видов налогов приводит к непониманию налогоплательщиком современной налоговой системы, что приводит к лишним административным издержкам и порождает различные способы ухода от уплаты налогов. Налогообложение, которое существует сегодня, принуждает предприятия пересматривать баланс не только по экономическим причинам, но и по налоговым.

Предпринимаемые законодателем попытки обособить процесс кодификации норм налогового законодательства, отделить его от общей кодификации административно-правовых, финансово-правовых и гражданско-правовых норм приводят к нарушению целостности системы норм, которые направлены на регулирование институтов как публичного, так и частного права.

Решение обозначенных выше проблем является наиболее важным и необходимом этапом для достижения цели эффективной налоговой системы, которая способна обеспечить поступление налоговых доходов в бюджеты с соблюдением прав и интересов налогоплательщиков. Необходимо проведение мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем в налоговых правоотношениях. Данный подход должен носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и время для их реализации.

Важным условием для продуктивного функционирования налоговой системы является плодотворная работа налоговых органов, направленная на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Если результативность налоговых органов будет низкой, соответственно, нельзя будет рассчитывать на то, что налогоплательщики будут уплачивать налоговые платежи своевременно и в полном объеме. В современных условиях развития экономики важным является создание всех условия для формирования прочной финансовой системы государства, что, на наш взгляд, является невозможным без создания системы эффективного налогового контроля. Необходимо заметить, что именно налоговый контроль призван обеспечивать финансовые интересы государства и соблюдение прав налогоплательщиков. Вопросы по совершенствованию организации налогового контроля, анализ эффективности работы контролирующих налоговых органов и определение путей совершенствования налогового контроля на сегодняшний момент являются актуальными. Деятельность налоговых органов должна быть направлена на неотвратимость привлечения к ответственности лиц, которые нарушили налоговое законодательство, деятельность в данном направлении должна стать основной целью налогового контроля. Ведь если налогоплательщик будет уверен в том, что факты его уклонения от налогообложения будут обнаружены, это будет способствовать добросовестному исполнению обязанности плательщика налогов и сборов.

Основные виды совершенствования и повышения эффективности деятельности налоговых органов отражены в стратегической карте ФНС России на 2018–2022 гг. и утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2017 г. Стратегическая карта к основным задачам, стоящим перед Федеральной налоговой службой, относит «обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов, развития системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [9]. В рамках данной стратегии Федеральной налоговой службой планируется провести следующие мероприятия: «проведение оценки регулирующего воздействия, общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, обеспечение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и общественного мониторинга правоприменения; развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе для снижения конфликтности при предоставлении Федеральной налоговой службой России государственных услуг, законного и обоснованного вынесений решений регистрирующим органом и снижения споров с участием регистрирующих органов, рассматриваемых в судебном порядке» [10].

Для осуществления действий по обеспечению финансовой безопасности государства необходимо совершенствование существующего механизма осуществления налогового контроля налоговыми органами. Для улучшения результативности механизма налогового контроля продолжение совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля и системы налогового администрирования, совершенствование информационных технологий позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что актуальными на сегодняшний момент остаются вопросы, связанные с основными направлениями совершенствования деятельности налоговых органов. К таким вопросам относятся: модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.

На современном этапе основной целью налоговой системы является обеспечение государства финансами, необходимыми для выполнения своих задач. Воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов со стороны государства осуществляется посредством налогов, льгот и санкций. Именно налоговые рычаги воздействия на общественные отношения способствуют созданию единого и целостного рынка, что в дальнейшем влияет на развитие рыночных отношений.

Налоговая система всегда нуждается в развитии и совершенствовании, существует необходимость в решении вопросов, связанных с ре-формированием налоговых органов, приведении налоговых органов к определенному единству, упорядочению их функции и конкретизации административных процедур, согласованию деятельности налоговых органов с другими субъектами финансового контроля на основе создания единой автоматизированной информационной системы электронной обработки данных.

В сферах налогообложения и денежного обращения меры государственного воздействия должны способствовать полному и своевременному исполнению хозяйствующими субъектами требований законодательства.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Миронова, С. М. Способы обеспечения гарантий прав проверяемых лиц при проведении финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях / С. М. Миронова // Финансовое право. 2013. № 8. С. 25–29
  5. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / С. В. Запольский [и др.]; под общ. ред. С. В. Запольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  6. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с.
  7. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  8. Дементьев, И. В. Проблемы компетенции налоговых органов в контексте Постановления КС РФ от 24 марта 2017 г. № 9-П / И. В. Дементьев // Финансовое право. 2018. № 1. С. 33–37
  9. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  10. Ильин, А. Ю. Основные направления и формы реализации государственной налоговой политики налоговыми органами / А. Ю. Ильин // Налоги. 2013. № 2. С. 6–13.


  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система - это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - до 01.01.2021.

Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

vubaz / Depositphotos.com

Налоговая система государства должна выполнять ряд функций. Фискальная, то есть функция обеспечения поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов, не является единственной. Какие функции реализуются налоговой системой России на практике, является ли система на сегодняшний день оптимальной, и какие существуют возможности ее совершенствования, обсудили эксперты на панельной дискуссии "Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского бизнеса" в рамках X Гайдаровского форума.

Мифы о налоговой системе

"Российская налоговая система достаточно устойчива, проверена временем. Даже в условиях кризисных ситуаций, снижение доходов, как нефтегазовых, так и иных, было в пределах 1,5-4% ВВП", – отметил директор по научной работе Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Сергей Дробышевский. По словам эксперта, даже в "шоковых" с экономической точки зрения условиях дефицит бюджета не выходит за рамки 3-4% ВВП, что можно считать показателем адекватности сложившейся системы. Существует, как подчеркнул Сергей Дробышевский, устойчивый набор мифов о состоянии российской системы налогообложения, из которых вытекают различные предложения по ее реформированию. В качестве ключевых мифов эксперт обозначил следующие:

  • непомерно высокая налоговая нагрузка препятствует инвестированию;
  • экспортные пошлины обеспечивают низкие внутренние цены на энергоносители, что способствует конкурентоспособности российской экономики;
  • НДС угнетает отрасли, производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
  • подоходный налог несправедлив, и его ставку следует сделать прогрессивной;
  • проблемы бюджетного федерализма легко решить с помощью перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.

Налоговая нагрузка, как заметил эксперт, сказывается на инвестиционной активности бизнеса. При этом уровень такой нагрузки на хозяйствующего субъекта определяется рядом факторов, среди которых номинальные ставки налогов, правила определения налоговой базы, доступные льготы и вычеты, структура налогов (прямые или косвенные), эластичность спроса на товар и предложения. "Корректный расчет того, как налоговая нагрузка влияет на реализацию инвестиционного проекта – это очень трудный вопрос и с теоретической, и с практической точек зрения, поскольку необходимо исходить не только из номинальных ставок налогов, правил определения налоговой базы и т. д., но и учитывать то, на каком рынке действует производитель, фирма", – пояснил Сергей Дробышевский. Он заметил, что существует две основных методики сопоставления налоговой нагрузки с возможностями инвестирования – расчет предельной эффективной налоговой ставки и средней эффективной налоговой ставки. В России, по данным Центра налогообложения бизнеса Оксфордского университета, в 2017 году средняя эффективная ставка составила 16,7%, а предельная – 7,9%. В среднем среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) аналогичные показатели составили 21,6 % и 13,9 % соответственно. Это значит, по мнению эксперта, что условия для реализации инвестиционных проектов в России как минимум не хуже, чем в большинстве стран ОЭСР.

Сергей Дробышевский обратил внимание на то, что налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от эластичности спроса и предложения. Соотношение уплаченного НДС к прибыли различается между компаниями в зависимости от доли прибыли в добавленной стоимости. Чем эта доля больше, тем меньше соотношение уплаченного НДС к прибыли. Таким образом, как пояснил эксперт, рентабельные компании, использующие современные технологии в производстве, в меньшей степени подвержены влиянию НДС, чем организации, применяющие устаревшие технологии.

"Экономическая теория говорит о том, что подоходное налогообложение с прогрессивной шкалой является более эффектным [по сравнению с налогообложением по плоской (единой) шкале. – ГАРАНТ.РУ] и позволяет решить многие проблемы диспропорций, существующих в экономике и социальной сфере", – отметил представитель Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Однако на текущем этапе развития России, по словам эксперта, переход к прогрессивной шкале обернулся бы, скорее всего, отрицательными последствиями. Ключевая проблема состоит в том, что в стране лишь небольшая доля населения (около 5%) получает достаточно высокие доходы.

Налоговая система устроена так, заметил эксперт, что более половины всех налоговых поступлений идет в федеральный бюджет. Среди возможных вариантов перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы чаще всего фигурируют предложения о подушевом распределении части поступлений по НДС или повышении ставки НДФЛ, полной передаче поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) и водного налога в бюджеты субъектов РФ. Напомним, что сейчас указанные поступления от НДПИ зачисляются в бюджеты регионов по нормативу 60%, а от водного налога 100% доходов поступает в федеральный бюджет (п. 2 ст. 56, ст. 50 Бюджетного кодекса). Однако, по словам Сергея Дробышевского, "подобные меры бюджетного выравнивания не будут более эффективными, чем перераспределение, осуществляемое сейчас через систему субсидий и дотаций".

Развенчание некоторых из обозначенных экспертом мифов о налоговой системе России позволяет говорить в целом об адекватности существующего регулирования. Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин, например, полагает, "что сформировавшаяся налоговая система выполняет свои задачи". Представитель ФАС России при этом отметил, что не исключается так называемая "донастройка" налоговый системы исходя из запросов общества и уровня развития технологий. Между тем, и сейчас выявляются некоторые проблемы. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев назвал существующую налоговую систему "неким компромиссом между тем, что говорит экономическая теория, и диктуют реально действующие институты".

О проблеме стабильности налоговой нагрузки

Для того, чтобы бизнес и граждане могли уверенно планировать свою деятельность и инвестировать, налоговая система должна быть стабильной, налоговое законодательство – достаточно статичным, а перемены – предсказуемыми. Однако нельзя гарантировать, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, что тезис о стабильности налоговой фискальной системы будет реализовываться на протяжении всего экономического цикла до 2024 года. Так, наряду с повышением ставки НДС собирались снизить тарифы страховых взносов, чтобы стабилизировать налоговую нагрузку на бизнес. А в итоге, заметил эксперт, тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. Их снизили в совокупности до 30% вместо 34%, что ранее относилось к пониженным тарифам (ст. 425 НК РФ). Но ст. 426 НК РФ, которая с 1 января 2019 года утратила силу, на период с 2017 года по 2020 год и так устанавливала тарифы на уровне 30%. То есть изменений, направленных на выравнивание налоговой нагрузки на бизнес, фактически не произошло.

"Нужна не финансовая поддержка бизнесу, а именно стабильность налоговой нагрузки, которая должна выражаться в том, что базовые налоги не меняются, а если идет перераспределение нагрузки, то при этом не страдают главные принципы налоговой системы, в том числе стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости", – подчеркнул Александр Шохин. Между тем Минфин России в конце ноября 2018 года представил доработанный проект закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный в целях привлечение инвестиций в экономику России путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. А наряду с этим существуют, как отметил Александр Шохин, перспективы внедрения новых обязательных платежей. Так, не исключается возможность введения так называемого "углеродного налога", предполагаемого на данный момент в качестве неналогового платежа в виде сбора в федеральный бюджет за выбросы парниковых газов. Речь идет о подготовленном Минэкономразвития России в декабре 2018 года проекте закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомним, что идея установления такого платежа обсуждалась еще в 2016 году. Законопроектом определяются понятия "изменения климата", "парниковых газов", "источников выбросов парниковых газов" и т. д. Согласно документу предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут уплачивать сбор в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.

"Если углеродный "налог" вводить, то это нужно делать в рамках всех экологических платежей", – считает эксперт. Тем более, что Минфин России разработал в августе 2018 года законопроект о замене различных экологических платежей экологическим налогом. Налогоплательщиками согласно этому проекту признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное на нее воздействие. Идеологическое возражение бизнес-сообщества против введения экологического налога связано, по словам Александра Шохина, с тем, что он может быть обнулен при надлежащем осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, а налог по существу – это то, за что соответствующие органы власти должны "бороться". "Получается, что окружающая среда не обязательно должна быть благоприятной, иначе, не будет налогов", – пояснил проблему эксперт.

Возможный вектор развития системы, или как обеспечить реализацию функции стимулирования экономического роста?

Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов считает, что налоговая система на сегодняшний день не выполняет функцию стимулирования экономического роста. "Система не ориентирована на увеличение налоговой нагрузки там, где есть сверхприбыль", – считает омбудсмен. При этом налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России, по его словам, – одна из самых высоких в мире. Россия занимает из 190 стран 182 место по показателю такой нагрузки. Напомним также, что с 1 января 2019 года началась реализация эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход с самозанятых граждан в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан). Новый налоговый режим рассчитан на физлиц и ИП, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, не используют наемный труд и доход которых не превышает 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.

Наиболее высокой налоговая нагрузка на прибыль является в сельском хозяйстве, секторах оказания коммунальных и социальных услуг, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых. При этом в торговле, на финансовом рынке и в сфере операций с недвижимостью она, наоборот, низкая. Получается, что "система не стимулирует рост в тех отраслях, которые являются перспективными с точки зрения развития экономики в целом", – отметил Борис Титов. Более того, эксперт указал, что если "вычесть" НДПИ [воспринимая его как изъятие природной ренты. – ГАРАНТ.РУ], то соответствующий рынок тоже можно будет отнести к сферам с низкой налоговой нагрузкой. Кроме того, менее высокую нагрузку по отношению к прибыли, по словам уполномоченного по правам предпринимателей, несут крупные предприятия, а не субъекты МСП. С макроэкономической точки зрения повышение ставки НДС на фоне профицита бюджета эксперт считает "уникальной" ситуацией.

Какие ставки налога на прибыль установлены для доходов, полученных в виде дивидендов? Узнайте ответ в материале "Налог на прибыль с доходов от долевого участия в организации (дивидендов)" "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

"Не может быть капитализма без финансовой самостоятельности [как регионов, так и хозяйствующих субъектов. – ГАРАНТ.РУ]", – полагает Борис Титов. Он не согласен с позицией о том, что в механизме бюджетного распределения доходов от налогов не требуется изменений. Омбудсмен подчеркнул, что, например, муниципальные бюджеты формируются в основном за счет трансфертов, а не налоговых поступлений, а в таких условиях муниципальные власти не мотивированы к развитию малого и среднего бизнеса.

Эксперт исходит из того, что налоговую систему необходимо менять, причем достаточно радикальным образом. А ключевым вектором ее развития должна стать диверсификация налогообложения по отраслям экономики. Приоритетом должно стать, как указал эксперт, стимулирование развития несырьевых отраслей: легкой промышленности, индустрии гостеприимства, переработки природных ресурсов, цифровой сферы, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, фармацевтического и медицинского рынков, транспортной отрасли и приборостроения. Основная фискальная нагрузка, по мнению омбудсмена, должна быть перенесена с производства на потребление. Налоговая система, заметил Борис Титов, должна основываться на анализе big data (больших данных). Необходимо, по его мнению, выстраивать так называемую "умную" налоговую систему (smart tax system), которая будет функционировать на базе современных технологий.

Из экспертного обсуждения видно, что состоянием российской налоговой системы удовлетворены не все. Однако многие согласны с тем, что система справляется с ключевыми задачами. Цифровые технологии активно применяются, например, ФНС России. Работают личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение "Мой налог", онлайн-кассы, автоматизированная система контроля за НДС (АСК НДС-2).Однако, как подчеркнул заместитель министра финансов России Илья Трунин, – "нельзя останавливаться и консервировать то, что есть, на долгие годы".

Читайте также: