Отменят ли пошлину на зерно

Опубликовано: 22.09.2022


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе;

Положение о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе;

изменения, которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 36, ст. 4582; N 47, ст. 6109; N 52, ст. 7188; 2014, N 30, ст. 4324; N 31, ст. 4421; 2015, N 21, ст. 3106; N 23, ст. 3317; N 32, ст. 4774; N 40, ст. 5567; 2016, N 35, ст. 5322; N 40, ст. 5747; 2017, N 35, ст. 5355; N 49, ст. 7471; N 52, ст. 8124; 2018, N 13, ст. 1823; N 23, ст. 3303; N 27, ст. 4088; 2019, N 13, ст. 1404; N 27, ст. 3586; N 37, ст. 5179; 2020, N 50, ст. 8250; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 15 декабря, N 0001202012150052; 2021, 4 января, N 0001202101040009 26 января, N 0001202101260008).

2. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N 513 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 23, ст. 3317) в части, касающейся позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1001 19 000 0 и 1001 99 000 0;

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1032 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст. 5567) в части, касающейся позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1001 19 000 0 и 1001 99 000 0;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 966 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5747);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 737 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 4088);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 830 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3586);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. N 2096 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 15 декабря, N 0001202012150052);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 33 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 26 января, N 0001202101260008).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2021 г., за исключением абзацев второго и четвертого пункта 1, пункта 2 настоящего постановления и пункта 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением, которые вступают в силу со 2 июня 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Ставки
вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе 1

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции Ставка вывозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости, либо в российских рублях, либо в евро, либо в долларах США, либо рассчитанная в установленном порядке 2 )
из 1001 19 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1001 19 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1001 99 000 0 прочие, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1001 99 000 0 прочие, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1002 90 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня 0 3
из 1002 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня 0 4
из 1002 90 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря 0
из 1003 90 000 0 прочий, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1003 90 000 0 прочий, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1005 90 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1005 90 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2

1 Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием позиции. 3

2 Ставка вывозных таможенных пошлин, рассчитанная в соответствии с Положением о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе".

3 По этой позиции ставка вывозной таможенной пошлины применяется в размере 50 процентов, но не менее 100 евро за 1000 кг в случае установления Правительством Российской Федерации тарифных квот на зерновые культуры в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

4 По этой позиции ставка вывозной таможенной пошлины применяется ежегодно, в период с 1 января по 30 июня включительно, в случае установления Правительством Российской Федерации тарифных квот на зерновые культуры в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Положение
о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

1. Ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе (далее - зерновые культуры), рассчитываются в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по следующей формуле:

- ставка вывозной таможенной пошлины;

- индикативная цена за 1 тонну, рассчитанная в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

- базовая экспортная цена, имеющая значение:

200 долларов США - при расчете вывозной таможенной пошлины на пшеницу и меслин;

185 долларов США - при расчете вывозной таможенной пошлины на ячмень или кукурузу.

При отрицательном значении Ст, получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

2. При расчете ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры округление производится до первого десятичного знака в меньшую сторону.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с 1 апреля 2021 г. осуществляет мониторинг цен на зерновые культуры путем наблюдения ценовых индикаторов, выраженных в долларах США за 1 тонну и рассчитанных на базисе поставки FOB порт Новороссийск: ежедневных биржевых котировок в отношении пшеницы и меслина, ячменя и кукурузы или в случае их отсутствия - индексов, рассчитанных на основании внебиржевых договоров в отношении пшеницы и меслина, ячменя и кукурузы (далее - индикативная цена на зерновые культуры).

Источником информации для проведения мониторинга являются ежедневные данные, размещаемые на официальном сайте публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" и (или) акционерного общества "Национальная товарная биржа" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

4. Периодом мониторинга являются 7 календарных дней, предшествующих дате расчета ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, указанной в пункте 6 настоящего Положения.

5. Индикативная цена на зерновые культуры рассчитывается как среднее арифметическое ежедневных ценовых индикаторов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, за все дни периода мониторинга и округляется до первого десятичного знака в соответствии с математическими правилами округления.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в последний рабочий день недели осуществляет:

расчет ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры в соответствии с пунктом 1 настоящего Положения;

размещение информации об индикативных ценах на зерновые культуры на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет";

размещение информации о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет".

7. Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры:

применяются начиная с 3-го рабочего дня после дня их размещения на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет";

действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин, рассчитанных и размещенных на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет".

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Изменения,
которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

1. Исключить следующие позиции:

1001 19 000 0 прочая 0**
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг*******
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 50 евро за 1000 кг********

2. Исключить следующие позиции:

1001 99 000 0 прочие 50 - 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну**
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг*******
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 50 евро за 1000 кг********
1002 90 000 0 прочая 0**
из 1002 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0****
1003 90 000 0 прочий 0**
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0*********
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 10 евро за 1000 кг **********
1005 90 000 0 прочая 0**
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0*********
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг 0**********

3. Сноски вторую, четвертую, седьмую - десятую исключить.

Обзор документа

Установлены правила расчета и применения ставок вывозных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу в рамках механизма зернового демпфера.

В отношении пшеницы при мировой цене до 200 долл. за тонну пошлина взиматься не будет. При большей цене пошлина составит 70% от разницы мировой и базовой цены в 200 долл. Для ячменя и кукурузы порог составляет 185 долл. за тонну.

Минсельхоз будет рассчитывать параметры для определения пошлины еженедельно, начиная с 1 апреля 2021 г. Будут использовать данные по ценам зарегистрированных на бирже экспортных контрактов предыдущей недели.

Гибкая пошлина начнет действовать со 2 июня 2021 г.

Российские аграрии бьют тревогу из-за решения Правительства РФ о повышении вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою – на некоторые с 0% от таможенной стоимости товара до 50 евро за тонну. Это может привести к огромным убыткам для растениеводов и к сокращению объемов производства — крестьяне будут просто не заинтересованы в том, чтобы производить свою продукцию в прежних объемах. И в итоге мера властей даст обратный результат — повлечет не снижение, а рост конечных цен на продукты питания. Будет нанесен удар и по имиджу России как экспортера. Подробности — в материале Накануне.RU.

Лидер "Партии Дела", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин во время пресс-конференции назвал решение кабмина "странным" и заявил, что со стороны российских властей было неправильно принимать его закулисно, без обсуждений.

Он обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не продлевать введенные таможенные пошлины на следующее полугодие и в дальнейшем никогда их не вводить. По мнению Константина Бабкина, это тормозит развитие агропромышленного комплекса, и если власти хотят сделать из России богатую, промышленную, аграрную державу, то "забирать деньги у крестьян" нельзя.

"В последние годы наше сельское хозяйство развивалось достаточно активно. Россия несколько лет подряд демонстрировала рекордный урожай зерновых и производства мяса, птицы, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Серьезно развивалось сельхозмашиностроение. Наши машины экспортируются в 40 стран мира и занимают доминирующее положение на внутреннем рынке. Остановилось падение уровня жизни крестьян. Это решение [о введении пошлин] может перечеркнуть все достижения", — заявил Константин Бабкин.

Он отметил, что аргумент Правительства о том, что рост цен на продукцию сельского хозяйства может отрицательно сказаться на покупательской способности бедного населения, не выдерживает никакой критики, поскольку сбивание оптовых цен на зерно не приведет к реальному снижению цен на хлеб.

комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш" />

Смешным эксперт назвал и аргумент о том, что если не сдерживать экспорт, то все зерно вывезут из России. "Чтобы мы были обеспечены зерном, хлебом, нам надо не ограничивать развитие зерноводства, не сбивать цены на зерно, а стимулировать его сбыт, инвестиции, бороться за развитие экспорта", — отметил Константин Бабкин, добавив, что в большом количестве зерна заинтересованы и другие производства — например, птицеводы. Снижение цен на внутреннем рынке и снижение производства зерна противоречит их интересам.

Ограничение экспорта зерна откликается волной в других смежных отраслях. Крестьяне видят, что не смогут по справедливой цене продать свою продукцию и в результате меньше инвестируют в технику, удобрения, повышение квалификации сотрудников. Это все влияет на покупательскую способность людей.

В качестве примера аграрии приводят 2015 г., когда существовала аналогичная пошлина, которая действовала до осени 2016 г. Тогда ограничение экспорта зерна привело к тому, что рынок сельскохозяйственных машин снизился на 15-20% к предыдущему году.

Ведущий эксперт по АПК, директор "Совэкона" Андрей Сизов отметил, что из-за принятого решения об ограничении экспорта из кармана аграриев фактически изымут 211 млрд руб. в 2021 г. Тогда как весь аграрный бюджет составляет 260 млрд руб. Потери, на первый взгляд, по словам эксперта, незначительные, но на деле это серьезный удар по растениеводству. Основные убытки будут у производителей пшеницы ($2,6 млрд), производители ячменя и кукурузы не досчитаются $0,13 млрд и $0,07 млрд соответственно.

Однако убытки будут расти и в новом сезоне, в зависимости от урожая, составят уже 311 млрд руб. "Сейчас обсуждается некая плавающая пошлина на пшеницу. Это основная культура, на которой держится сельское хозяйство. Она может составить около 70% от разницы между экспортной ценой и $200 за тонну. Сейчас цена примерно $300, то $70 за тонну пшеница будет составлять. То есть столько аграрии будут недополучать не только за то, что идет на экспорт, но и за торговлю на внутреннем рынке, ведь наш рынок считается от мирового рынка", — отметил Сизов.

Главные проблемы, по его словам, начнутся с урожая 2022 г. Россия будет терять позиции лидера мирового экспорта, а российские сельхозпроизводители столкнутся с ростом цен на материально-технические ресурсы.

Директор "Совэкона" считает, что ограничение экспорта повлечет за собой репутационный риск для России — есть шансы потерять покупателей на мировых рынках. И вернуть их назад будет возможно, при желании Россия сможет вернуться на утраченные позиции, только продавая зерно по более низким ценам, чем у конкурентов. Сами же конкуренты нашей страны от этих мер только выигрывают.

"В целом, выигрывают все сельхозпроизводители мира, кроме России. И Франция, и Украина. Больше всех, пожалуй, американские фермеры. Там относительно высокие запасы пшеницы, они ее продадут по этой высокой цене — мировые цены выросли, в том числе за счет заявлений России об ограничении экспорта. Вопрос в том, почему Россия, являясь членом ВТО, вводит такие решения и можем ли мы получить иски от других государств? Такие ограничения возможны, когда, например, жуткий урожай, нашествия саранчи. Но сейчас урожай рекордный. Кто-то из покупателей зерна может обратиться в ВТО с иском. Может быть, тогда власти объяснят, почему приняли такое решение", — высказался Андрей Сизов.

По словам директора Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрия Паршукова, вопрос о введении пошлин напрямую коснется поддержки сельского хозяйства.

"В текущем году Ростовская область заняла первое место по валовому сбору зерновых — 12 млн 625 тыс. тонн. Рост к 2019 г. — 3%. А вообще за 10 лет, с 2008 по 2018 г., валовые сборы зерновых увеличились с 8 млн до 13 млн тонн, ежегодно по 500 тыс. тонн идет увеличение объемов производства. С чем это связано? С интересом к реализации этой продукции. Селяне научились работать: изучили все технологии, приобретали комбайны, вносили каждый год в полном объеме минеральные удобрения. Земля заработала. Землю не обманешь. Нужно продолжать накапливать ресурс, которым она располагает. И если будут ограничительные пошлины, то это, конечно, остановит рост непосредственно урожайности зерновых. Мы провели анализ по всем районам. Рост урожайности может быть увеличен, прошедший год показал, что это реально", — заявил он.

Ростовская область является крупным экспортером — вывозит 10 млн тонн зерна, тогда как 3 млн тонн отправляется на внутренний рынок. Ограничения могут привести к сокращению рабочих мест и падению уровня жизни населения. Паршков призвал взвешенно подходить к решению подобных вопросов.

"Решили убить курицу, которая несет золотые яйца", — заявил аграрий.

Председатель совета директоров группы компаний "Верхнехавский агрохолдинг" Антон Пермяков поддержал Паршукова, отметив, что есть риск перечеркнуть все положительные итоги динамичного развития российского растениеводства.

"Ради чего все это делается? Зачем мы пытаемся забрать из растениеводства 200-300 млрд? Что пытаемся дать взамен? Простой подсчет позволяет, мягко говоря, удивиться. В самом дорогом хлебе цена зерна вообще ничтожна. В самом дешевом, но самом лучшем хлебе — старый, советский, гостовский хлеб, очень сложно засунуть зерна больше чем на 10 руб. Норма потребления хлеба в год — 100 кг на человека. Берем 10 руб. зерна, умножаем на 100 — получаем 1000. Но мы же не говорим, что хлеб станет дешевле на столько. Нет, мы говорим, что зерно станет на 20% дешевле. 20% — это вся прибыль растениеводства за пределами юга. Чуть дальше на восток у растениеводства будет изъята вся прибыль. И ради чего? У нас, как всегда, когда дешевеет зерно, хлеб не дешевел ни разу. Я не помню, чтобы такое произошло хотя бы раз. Но если даже такое случится, то речь пойдет о суммах совершено ничтожных", — высказался он.

хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU" />

"Это даже не сжечь дом, чтобы приготовить поросенка. Это сжечь дом, чтобы приготовить поросенка, которого еще даже не поймали", — заявил Пермяков.

Издатель портала "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов призвал не забывать уроки прошлого — он напомнил, что в 1980 г. в США ввели эмбарго на поставку зерна в СССР в связи с войной в Афганистане и в результате потеряли крупнейшего покупателя, а такие страны, как Аргентина и Бразилия получили развитие. То есть, американцы сами создали себе конкурентов на рынке. После этого в США было принято решение, что любое зерновое эмбарго вводится только в случае ЧС. В 2010 г. в РФ прекращали экспорт зерна, что также привело к тому, что зерновой рынок просел.

Константин Бабкин отметил, что в России пришла пора менять экономическую идеологию — если крестьянам будет невыгодно выращивать хлеб, то выгодным останется только экспорт газа и нефти. И в этой ситуации многие люди останутся без работы, а число бедных возрастет.

"Четкой экономической идеологии на сегодняшний день у нас нет. Мы то стремимся построить самодостаточную, сильную экономику, то влиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То ограничиваем экспорт своей высокотехнологичной продукции, то стараемся его поддержать. Если посмотреть на решения последнего времени, то мы видим, что Правительство больше стимулирует экспорт непереработанного сырья. Строит новые газопроводы, нефтепроводы, инвестирует в это огромные средства. Никак не ограничивает экспорт металла, электричества, не ограничивает цены на топливо на внутреннем рынке. Но при этом ограничивает цены на сельхозтехнику, продукцию сельского хозяйства, снижает поддержку машиностроения, не исправляет политику малодоступности кредитов для аграриев. Пока экономическая политика шатается. И сейчас опять пошел дрейф в сторону подсаживания страны на сырьевую иглу. Тогда как нам стоит обратиться к опыту всех стран, которые прошли период модернизации, индустриализации. Это низкие налоги, доступные кредиты, мягкая денежная политика, поддержка своих производителей на внутренних рынках и внешних, стимулирование экспорта", — резюмировал он.

Фото: Alexander Koerner / Getty Images

Правительство намерено ввести механизм постоянного регулирования экспорта зерна. О разработке механизма «ценового демпфера», суть которого заключается во введении «плавающей» пошлины на вывоз зерна за рубеж с последующим возвращением этих средств в виде инвестиций в сельское хозяйство, доложил в четверг, 4 февраля, президенту Владимиру Путину глава Минэкономразвития Максим Решетников.

«Ценовой демпфер», по слова министра, будет состоять из двух частей (о деталях механизма глава Минэка рассказывал на состоявшемся после встречи с Путиным брифинге в Белом доме). Во-первых, в России на долгосрочной основе вводится «плавающая» экспортная пошлина на зерно — она будет определяться в зависимости от текущих экспортных цен. Размер будет рассчитываться по следующей формуле: при мировой цене пшеницы до $200 за тонну пошлина взиматься не будет. Но если мировая цена пшеницы превысит эту планку, то экспортер должен будет уплатить пошлину в размере 70% от суммы, на которую превышена базовая цена. Но финальный размер пошлины будет определять Минсельхоз исходя из цены контракта на бирже (цены экспортных контрактов будут регистрироваться и публиковаться площадкой с 1 апреля).

Для этого правительство с 1 апреля вводит механизм регистрации экспортных контрактов на бирже, которая будет публиковать цены. Пошлина на экспорт зерна, рассчитанная по новой формуле, начнет действовать со 2 июня «по итогам наработки расчета цен, определения базовой и индикативной цены» и будет пересчитываться раз в неделю, указал глава Минэкономразвития. До тех пор для пшеницы будут действовать пошлины в рамках тарифной квоты, которые правительство установило в декабре прошлого года. Аналогичную плавающую пошлину введут на экспорт ячменя и кукурузы.

Вторая часть «ценового демпфера» — механизм, который будет возвращать сельхозпроизводителям деньги, полученные государством от экспортной пошлины, в виде субсидий растениеводам. Деньги от экспортной пошлины «поступают в общий котел», но потом возвращаются в соответствующий регион пропорционально объемам зерна, которое тот произвел, а местные власти доведут их до сельхозпроизводителей, указывает Решетников.

В Минсельхозе уточнили, что подготовили и внесли в правительство правила предоставления сельхозпроизводителям субсидий в рамках нового механизма. Новая мера поддержки предусматривает компенсацию части затрат на производство и реализацию зерна по ставке на тонну реализованной продукции, добавляет представитель министерства. По оценкам ведомства, на поддержку производителей в 2021 году может быть направлено около 40 млрд руб., полученных от экспортных пошлин на зерно.

Как государство ограничивало экспорт зерна

В декабре 2020 года для стабилизации цен на хлеб, муку и зерно правительство ввело на экспорт последнего тарифную квоту. По ней с 15 февраля по 30 июня 2021 года за пределы России можно вывезти 17,5 млн т зерна. С 15 февраля пшеница, которую вывозят за пределы страны, будет облагаться пошлиной €25 за тонну в пределах квоты. Зерно, экспортируемое сверх квоты, должно облагаться пошлиной 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции, но не менее чем €100 за тонну. В марте пошлина повысится: с 1 марта по 30 июня 2021 года ставка на вывоз пшеницы составит €50 за тонну. Кроме того, с 15 марта будут введены пошлины на экспорт кукурузы (€25 за тонну) и ячменя (€10 за тонну).

По данным аналитического центра «Совэкон», текущие экспортные цены на российскую пшеницу — около $285-290 за тонну

Как указывали в отчете аналитики компании «СовЭкон», на внутреннем рынке спрос остается низким: покупатели ожидают более выгодных цен, а экспортеры, вероятно, уже закупили достаточно зерна для ближайших поставок. Сельхозпроизводители вынуждены постепенно понижать цены, констатировали аналитики, ожидая «сохранения понижательной тенденции» на рублевом рынке пшеницы. Средние цены на пшеницу третьего и четвертого класса составляют 15,4 тыс. и 15,35 тыс. руб. за тонну соответственно, пятого класса — 14,55 тыс. руб. за тонну.

Почему потребовалось новое регулирование

Экспортная пошлина на зерно как долгосрочный механизм вводится для стабилизации внутренних цен на продовольствие и защиты российского продовольственного рынка от колебания мировых цен, пояснял Решетников Путину, а позже и на брифинге в Белом доме. В декабре 2020 года глава государства возмутился из-за того, что в России подорожали базовые продукты: сахар, как указывал он, вырос в цене на 71,5%, подсолнечное масло — на 23,8%, мука — на 12,9%, макароны — на 10,5%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 6,3%. Пандемия тут ни при чем, говорил Путин и связывал рост цен с попыткой «подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности». Хлебобулочные изделия и макароны подорожали из-за роста цен на муку, которая, в свою очередь, подорожала из-за роста цен на основное сырье — пшеницу, поясняли производители. Цена на зерно выросла, как объяснял тогда президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, из-за девальвации рубля и роста мировых цен, который спровоцирован политикой России и регулированием экспорта зерна.

На мировых рынках растут цены на продовольствие, а Россия — крупнейший в мире экспортер зерна, поэтому рост мировых цен перекинулся и на внутренний рынок, говорил Решетников на брифинге в Белом доме. При этом во время разговора с Путиным он подчеркивал, что задача «ценового демпфера» не собрать деньги в бюджет, а обеспечить, с одной стороны, стабильные, понятные и доступные населению цены на продовольствие, а с другой — мотивировать производителей дальше развивать и увеличивать посевные площади и переработку зерна. Именно для этого, по словам министра, и нужен механизм, который будет возвращать полученные от пошлины деньги в качестве инвестиций в сельское хозяйство. Возврат аграриям средств, полученных от экспортной пошлины, позволит не допустить снижения их доходов и падения производства продукции АПК из-за введения пошлин, добавляет представитель Минсельхоза.

Как инициатива скажется на ценах на пшеницу

Предлагаемых мер, по мнению Решетникова, будет достаточно, чтобы сдержать рост цен на пшеницу и, соответственно, на всю продукцию, где она используется, на внутреннем рынке. В Минсельхозе рассчитывают, что действие экспортных пошлин «обеспечит стабилизацию ценовой ситуации».

Предложенный Минэкономразвития механизм — «крайне жесткий» способ ценового давления на рынок, считает Злочевский. По его мнению, введение «плавающей» экспортной пошлины на зерно может не снизить, а напротив, спровоцировать рост цен. Ограничение экспорта крупнейшим мировым поставщиком зерна, которым выступает Россия, подогреет мировые цены, что, в свою очередь, скажется на стоимости зерна на внутреннем рынке, полагает эксперт. Впрочем, при пошлине свыше €50 за тонну российская пшеница неконкурентоспособна и страны, которые сейчас ее закупают, могут переориентироваться на других поставщиков, что, в свою очередь, приведет к снижению не только цен, но и производства, пессимистичен собеседник РБК. Например, пшеница твердых сортов и с высоким содержанием протеина, которую Россия поставляет за рубеж, на внутреннем рынке не пользуется спросом, производители будут вынуждены продавать ее по цене ниже себестоимости, а впоследствии переключаться на выращивание других сельхозкультур.

Как от пшеницы зависят цены на хлеб и муку

Корреляция между ценами на муку и на зерно прямая: в себестоимости первой на долю второго приходится 85–90%, указывает президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич. Если зерно дешевеет, цена на муку тоже снижается «с некоторым временным лагом»; хотя в случае подорожания зерна в последние годы цена на муку не может повышаться прямо пропорционально, сетует он: хлебопеки не берут у мельников дорогую муку, потому что повышение цен на хлеб не принимают торговые сети.

Если говорить о массовых сортах хлеба (батон «Нарезной» и хлеб «Дарницкий»), которые в России потребляют больше всего в пересчете на граммы, то доля муки в их отпускной цене может доходить до 40%, оценивает предправления Национального союза хлебопечения Сергей Щедрин. Что касается розничной цены, то оценить в ней долю муки сложно, так как большую долю в цене на полке занимает маржа сети, напоминает он.

В себестоимости макарон доля сырья (твердой и мягкой пшеницы) может достигать 80%, оценивал ранее зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Россия является одним из основных экспортеров зерновых. В этом направлении экспорта имеется тенденция к наращиванию объемов. Доходы от экспорта зерна поступают в бюджет РФ. Большую долю экспортируемого зерна составляют: пшеница, кукуруза и ячмень.

Особенности экспорта зерна

Если до 2016 года на экспорт шла 1/3 от выращиваемого объема зерна, то, начиная с 2017 года, стало экспортироваться не менее половины собираемых в России зерновых. Причина этого явления скрыта частично в более высоких экспортных ценах по сравнению с теми, что предлагает сельхозпроизводителям Минсельхоз. Поэтому сельхозпроизводители не спешат реализовывать зерно на внутреннем рынке, а стремятся получить максимальную прибыль, продав зерно за границу.


Наибольшие мощности по перевалке зерна на экспорт находятся в Краснодарском крае. Его отгружают через Ростовский, Таганрогский и Ейский порты.

Российское зерно идет на экспорт в Египет, Турцию, Азию, Африку и Ближний Восток. Причем в последнее время главным импортером является Турция. По объемам закупок она обогнала Египет, закупив 7,7 млн тонн зерна. Третье место занимает Иран, четвертое – Бангладеш, а пятое – Саудовская Аравия. Незначительные объемы зерна экспортируются в страны ЕАЭС.

С 1 апреля по 30 июня 2020 года Минсельхоз ввел ограничения на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Установлена квота в размере 7 млн тонн. Эти меры нацелены на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. В конце апреля квота уже была выбрана. Правительство РФ вправе ввести полный запрет на вывоз зерновой продукции за пределы страны на срок не более 6 месяцев.

Порядок таможенного оформления

Порядок экспорта продукции регулируется нормативными актами: ФЗ №164 от 08.12.2003 и Таможенным кодексом ЕАЭС (содержание и порядок таможенной процедуры экспорта раскрыты в гл.21 ТК ЕАЭС). Данный таможенный режим подразумевает проверку документации, декларирование товара и оплату пошлин. В процессе также проводятся:

таможенный осмотр и досмотр;

Груз должен быть предъявлен на таможне, поэтому после прибытия груза на таможенный пост сотрудники таможни извещаются об этом в течение получаса. Затем проводится проверка, оформляется таможенная декларация, оплачиваются пошлины и сборы.



Обратите внимание! При экспорте зерна в зависимости от тех или иных условий могут быть использованы таможенные льготы: отмена уплаты пошлин, понижение ставки, предоставление тарифных квот, компенсации.

Соблюдение норм Таможенного кодекса обязательно для каждого экспортера, но поскольку каждый случай экспорта уникален, могут возникнуть те или иные проблемы, ввиду недостаточной подготовленности декларанта. СБ Карго рекомендует обращаться к таможенному брокеру, который за умеренную плату возьмет на себя сопровождение груза в таможне, подготовку документов и решение всех сопутствующих проблем.

Документация для таможенного оформления

Каждая партия зерна сопровождается документами:

паспортом сделки, если сумма сделки превышает 50000$;

сертификатом происхождения и пр.

Декларация может быть подана на бумажном носителе или в электронном виде, причем подача электронного документа возможна только через специализированную программу. В декларации прописывается информация о товаре, таможенном режиме и отправителе/получателе товара. Декларация оформляется на каждую партию товара. В документе, в графе 44.6, прописывается номер и дата выдачи сертификата, а также наименование органа, который его выдал. Копия документа заверяется подписью декларанта и остается в таможне.

Декларацию можно оформить по месту проживания владельца товара или в других таможенных постах. Причем в последнем случае взимается повышенный таможенный сбор.

Процедура таможенного оформления зерна на экспорт имеет ряд особенностей. В первую очередь, чтобы вывести из России зерно, нужно оформить сертификат, подтверждающий качество вывозимого товара. В таможенный орган предоставляется оригинальный документ, выданный Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации либо её представительствами, расположенными в регионах – Росгосхлебинспекцией.



Качество и безопасность зерна тщательно контролируются. Зерно, используемое для пищевых и кормовых целей, должно соответствовать нормам Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна». Сертификация зерна, отправляемого на экспорт, проводится по методикам и нормам ЕС. Зерно проверяется на содержание:

биологически активных веществ.

Согласно стандартам, содержание генно-модифицированной пшеницы не должно превышать 0,9% от общего объема. Если же пшеница ГМО, на нее оформляется СГР. Кроме того, качество зерна контролируется государственным надзором, функции которого выполняет Россельхознадзор. Госнадзору подвергается только то зерно, которое реализуется в странах Таможенного союза.

Обязательно предоставление фитосанитарного сертификата, который подтверждает качество экспортируемого зерна, отсутствие вредителей и болезней, соответствие карантинным фитосанитарным требования страны назначения. При прохождении таможни проводится фитосанитарный контроль, который включает проверку документов, осмотр транспортного средства и продукции. Фитосанитарный сертификат действителен в течение 14 дней с момента выдачи.

Классификация по ТН ВЭД



Зерновые культуры относят к субпозициям с учетом их вида, способа и степени обработки. Злаки – это группа 10 по ТН ВЭД. К зерну относятся срезанные перед созреванием культуры, включая в снопах и колосьях, не обмолоченные. Если зерно обмолочено или каким-либо другим способом обработано, то оно исключается из этой группы. Кроме того, к этой группе причисляется зерно, пригодное в пищу в качестве овощей, исключая сладкую кукурузу, которая имеет собственный товарный код – 07.

Пшеница и меслин

Гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки

Помимо указанных злаков, к группе 1006 относится рис, в том числе обмолоченный, дробленый, отбеленный, полированный. Если злаки в колосьях или початках обработаны и предназначены для декоративных целей, то они относятся к совершенно другой подсубпозиции – 0604 99 900 0.

Пошлина

При вывозе продукции уплачивается вывозная пошлина в рублевом эквиваленте и таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от подсубпозиции по ТН ВЭД.

На экспорт пшеницы в 2016 году, согласно Постановлению правительства от 26 сентября 2016 года №966 была установлена нулевая пошлина, которая действовала до 1 июля 2018 года. Затем Постановлением Правительства от 27 июня 2018 года №737 срок действия нулевой ставки вывозной пошлины был продлен до 1 июля 2019 года, и в настоящий момент также действует нулевая ставка экспортной пошлины, согласно Постановлению Правительства от 29 июня 2019 года №830. Данное Постановление действует до 1 июля 2021 года с целью стимуляции экспорта в рамках таможенно-тарифного регулирования.

Ставка импортной таможенной пошлины составляет 3% – на кукурузу, 5% – на пшеницу, ячмень, овес, сорго зерновое, гречиху, 10% – на рис.

Способы перевозки



Наибольшей популярностью для перевозки зерна пользуется морской и железнодорожный транспорт благодаря возможности транспортировки больших объемов товара и невысокой стоимости. Отгрузка зерна на экспорт производится в портах Новороссийска, Туапсе, Кавказа, Прибалтики, Каспия. Зерно перевозится в специализированных цистернах на специально оборудованных для этой цели кораблях.

Железнодорожным транспортом зерно вывозится из Центральной России и Поволжья, Сибири и Урала. Используются специализированные вагоны. Этот способ является наиболее экономически выгодным.

Потери при перевозке зерновых компаниям возмещаются в виде субсидий. Логистические маршруты постоянно совершенствуются с целью увеличения объемов экспорта зерна. Это направление экспорта контролируется на государственном уровне.

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

Читайте также: