Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар

Опубликовано: 02.05.2024

Кто и в какой срок уплачивает пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ввозной таможенной пошлиной облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Её уплачивают все импортеры.

Если вы ввозите товары на территорию РФ временно, пошлину платить не нужно. Будьте готовы, что по некоторым товарам уплату пошлины могут потребовать, а при вывозе вернуть. В операциях реимпорта уплата пошлины тоже не требуется.

Обязанность по уплате пошлины возникает с момента регистрации таможенной декларации. До отпуска товара с таможни оплатите пошлину рублями. Узнайте на таможне реквизиты счета, на который перечислять деньги.

Виды таможенных пошлин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные пошлины бывают трех видов: адвалорные, специфические (твердые) или комбинированные.

Адвалорная ставка выражена в процентах от стоимости ввозимого товара. Например, импортная твердая пшеница облагается пошлиной 5% от ее стоимости.

Специфическая ставка выражена в твердой валюте за единицу физического показателя. Например, импортная пошлина за ввоз сигарет с гвоздикой — 2 евро за 1 000 штук, а за ботинки для сноуборда придется отдать 1,5 евро за пару.

Комбинированная ставка сочетает в себе две предыдущих. Поясним на примере: ввоз жареного зернового кофе сорта Арабика облагается пошлиной 8%, но не менее 0,16 евро/кг.

Помимо этого предусмотрены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (статья 71 ТК ЕАЭС). Эти пошлины вводятся государством для защиты внутренних производителей от иностранных конкурентов. Принцип действия следующий: повышенные пошлины делают импортный товар в России дороже, чем отечественные аналоги. Тем самым отечественные товары становятся более привлекательными для покупателя.

Как узнать размер таможенной пошлины

Таможенные пошлины на импорт

Сумма таможенной пошлины на импортированный товар зависит от таможенной стоимости и ставки.

Пошлины на ввоз рассчитываются по Единому таможенному тарифу, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии. Он содержит свод ставок таможенных пошлин, систематизированный по товарный номенклутере (ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в ТН ВЭД все товары разделены по происхождению, назначению, составу, степени обработки — это упрощает ориентацию. У каждого вида товара свой код из десяти цифр: первые две обозначают группу товара, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, а весь код обозначает конкретный товар. При таможенном декларировании вы указываете его в декларации.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы выберете неверный код, таможня доначислит пошлины. В крайнем случае вам грозит административный штраф и конфискация товара. Чтобы этого избежать, обратитесь в Таможенную Службу с заявлением о классификации вашего товара. Это стоит 5 000 рублей и может занять три месяца.

Если в отношении вашего товара установлена адвалорная ставка, то для расчета таможенной пошлины понадобится таможенная стоимость импортированного товара. Она служит налоговой базой для расчета пошлины, на нее начисляют соответствующий процент. Для некоторых товаров (нефти, древесины) налоговая база зависит от количества ввозимого товара.

Таможенная стоимость — совокупность затрат на импорт товара. Она включает расходы на покупку, погрузку, доставку, страхование, лицензирование и т.п. Если товар получен в подарок или по взаимозачету, то за таможенную стоимость принимается цена товара по рынку с учетом износа.

Все шесть методов расчета таможенной стоимости перечислены в главе 5 ТК ЕАЭС. Подходящий метод зависит от вида товара, характера сделки, взаимоотношений с поставщиком.

Льготы, преференции и квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Льгота

В договоре о Евразийской экономическом союзе предусмотрены тарифные льготы для товаров, ввозимых в Союз из третьих стран. Они установлены Приложением №6:

  1. Товары в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.
  2. Товары, ввозимые для исследования или использования космического пространства в рамках международного сотрудничества.
  3. Продукция морского промысла судов, находящихся в собственности или аренде у государств-членов ЕАЭС.
  4. Валюты государств-членов, третьих стран и ценных бумаг.
  5. Товаров, ввозимых для ликвидации последствий ЧС или в виде гуманитарной помощи.
  6. Товаров, кроме подакцизных, ввозимых в благотворительных целях.
  7. Могут быть и иные случаи предоставления льгот, если они установлены договором о ЕАЭС, решением Комиссии или международным договором Союза с третьей страной.

Преференция

Для товаров из развивающихся и наименее развитых стран предусмотрены торговые преференции. Если стандартная ставка пошлины составляет 100% от пошлин, указанных в Едином таможенном тарифе, то для развивающихся стран с преференцией она составляет 75%. А с товаров, ввозимых из наименее развитых стран пошлину платить вообще не нужно.

Перечень таких стран утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии таможенного союза. К развивающимся странам относится 103 государства, а к наименее развитым — 50.

Квота

Для зарубежных аналогов товаров, которые производятся на территории Союза, допустимо установление тарифных квот. Это ограничение на количество товаров, к которым применяется стандартная пошлина 100%. Если его превысить, пошлина увеличится.

Квота устанавливается в размере разницы между объемом потребления такого товара в Таможенном Союзе и объемом производства этого же товара в Союзе. На 2019 год квоты утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 141.

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Среди адресатов письма — 21 крупнейшее отраслевое объединение, в том числе Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), Национальный союз свиноводов, Национальный союз производителей плодов и овощей, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Союз сахаропроизводителей России, Союз участников рынка картофеля и овощей.

Михаил Мишустин

Рассмотреть возможность обнуления пошлин Минсельхоз предлагает в рамках утвержденного премьер-министром Михаилом Мишустиным плана мероприятий по поддержанию экономики в условиях распространения коронавируса. По мнению министерства, этот шаг поможет обеспечить стабильность функционирования продовольственного рынка и предотвратит рост цен на товары. Свои предложения объединения должны были предоставить до 24 марта.

В пресс-службе Минсельхоза РБК подтвердили, что министерство для сдерживания цен на социально значимые продукты «рассматривает возможность инициирования вопроса об обнулении импортных пошлин на отдельные группы товаров и сырья для производства продукции АПК». Однако в министерстве подчеркнули, что окончательные решения по предложениям об актуализации тарифной и нетарифной политики в области внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции принимаются на площадке соответствующей подкомиссии Евразийской экономической комиссии.

Что думают производители

Обнуление ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно по тем позициям, где у России сохраняется зависимость от импорта, считает гендиректор Союзмолока Артем Белов. Например, это детское питание, ветеринарные препараты, племенной материал, оборудование, упаковка, запчасти для импортной техники. Он напоминает, что в молочном производстве есть валютная составляющая (10–20%, если речь идет об операционном производстве), и девальвация рубля ведет к росту себестоимости производства, что сказывается на ценах и потребительском спросе — сейчас ситуация в этом смысле не очень благоприятная. «По этим позициям, которые чувствительны к курсу валют и не производятся в России, было бы правильно обнулить таможенные пошлины для того, чтобы сдержать рост цен», — считает Белов. Список таких позиций Союзмолоко формирует и в ближайшее время направит в Минсельхоз. Белов подчеркивает, что при обнулении ставок ввозных пошлин нужно учитывать прежде всего интересы отечественных производителей, чтобы они не пострадали.

Производители мяса, рыбы и овощей в целесообразности предложенной Минсельхозом меры сомневаются. Ее применение лишь поддержит иностранных рыбодобытчиков и приведет к негативным финансовым последствиям для рыбодобывающих предприятий России, считает президент ВАРПЭ Герман Зверев. По его словам, 80% рыбы и рыбной продукции на российском рынке — отечественного производства. Во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, российские производители смогут обеспечить и внутренний спрос, и сектор переработки, и ретейлеров. Введение временной нулевой ставки ввозной таможенной пошлины не поддержит потребительский спрос и не приведет к снижению потребительских цен на рыбу и рыбную продукцию, но создаст преференции для импортеров, у которых они и так уже есть, отмечает Зверев. Например, есть преференции на ввоз на территорию ЕАЭС тунца, живой рыбы и некоторых видов моллюсков, которых не добывают российские рыбаки. По мнению ВАРПЭ, снижение импортных поставок, наоборот, может дать положительный импульс российским рыбодобывающим предприятиям. Например, за счет снижения поставок атлантической сельди и лосося с Фарерских островов могут вырасти поставки тихоокеанской сельди и лосося, добытых российскими рыбаками.

Россия полностью обеспечивает себя мясом птицы и свинины. Более того, экспортирует его за рубеж, напоминает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Речи о резком росте цен нет. По прогнозам Юшина, в этом году цены на самые потребляемые в России виды мяса — птицу и свинину — не вырастут и останутся на уровне прошлого года. Доля импортного мяса на российском рынке крайне маленькая, и значительная его часть и так поступает практически без пошлин либо по сниженным ставкам пошлин, отмечает Юшин. Например, в 2019 году Россия ввезла 227,3 тыс. т мяса птицы, из них 140 тыс. т — из Белоруссии и Казахстана без пошлин. Значительный объем мяса птицы ввозила Калининградская область в режиме особой экономической зоны, также без пошлин.

По полной ставке ввозной таможенной пошлины (25% от стоимости 1 кг товара) Россия импортировала только около 1% от всего потребления — 40 тыс. т мяса птицы в год при общем потреблении мяса птицы около 5 млн т, отмечает Юшин. «Обнуление ставки на небольшой объем не повлияет на рынок. Более того, это будет крайне негативный сигнал для тех немногих фермеров, которые хотят заниматься мясным скотоводством, где сроки окупаемости проектов в среднем 10–12 лет», — уверяет он. Национальная мясная ассоциация выступает за отмену тарифных преференций при ввозе мяса в Россию, например говядины, которую страны Латинской Америки импортируют по сниженным пошлинам.

Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков считает целесообразным обнулить пошлины на «импортные материально-технические ресурсы, которые производители используют для выращивания продукции», но необходимости обнулять их на овощи и фрукты не видит, потому что «никакого дефицита по данной продукции не наблюдается». Таможенные ставки на ввоз в Россию большей части овощей невелики, и их обнуление ничего не даст рынку. Напротив, обнуление пошлин создаст неблагоприятные условия для отечественных производителей, которые вложили средства в строительство собственных хранилищ для овощей. Они уже понесли затраты на хранение и только сейчас начинают реализацию продукции, отмечает Глушков. В некоторых случаях отечественным производителям, наоборот, было бы выгодно увеличение таможенных ставок на импорт, например осенью, когда страна собирает собственный урожай, резюмировал Глушков.

Российское правительство планирует предложить партнерам по таможенному союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на сырье и оборудование для промышленности. Это коснется товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом союзе недостаточно или нет совсем. «Ведомостям» об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минпромторга. Его коллега из правительства переадресовал вопросы в Минэкономразвития, а там комментировать предложение до принятия финального решения отказались.

Решение еще предстоит согласовать со странами таможенного союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Произойти это может к декабрю 2021 г., рассказал федеральный чиновник.

Сейчас компании могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию за снижением пошлин на нужные им компоненты. За 2016–2019 гг. более 90% решений по снижению ввозных пошлин, принятых Евразийской экономической комиссией, касались пищевой, химической, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, а также машино- и авиастроения, рассказывает представитель ведомства. Но согласование может занимать около года, а само снижение действует от девяти месяцев до трех лет, рассказывает научный сотрудник РАНХиГС ГалинаБаландина. И бизнесу приходится долго объяснять, почему пошлину на товар можно обнулить, говорит собеседник «Ведомостей» в крупной международной компании пищевой промышленности: около 25–30 человек работает на заполнение бесконечных заявок. Хотя пакет документов содержит только необходимые для оценки данные, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании.

В принципе, единый таможенный тариф на ввоз по многим позициям не сбалансирован – бывает, что пошлины на сырье, материалы и компоненты для производства выше, чем на готовую продукцию из них, поясняет Баландина: таких тарифных позиций около 20%. Так, чтобы ввезти некоторое машинное оборудование, нужно заплатить до 15% от стоимости, такая же ставка на несколькие драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из черных металлов, никелевые и алюминиевые изделия. На ряд недрагоценных металлов пошлины могут доходить до 18%. Ставка для овощей и фруктов в основном примерно на уровне 10–15%.

Минэкономразвития предлагает пересмотреть пошлины, чтобы сделать их сбалансированными. Верно отменять пошлины только на те товары, которые не производятся в России или производятся в недостаточном количестве, говорит Баландина. Этот перечень можно дополнить формулировкой – «производство ненадлежащего качества», предлагает она, также стоит сократить сроки согласования о сокращении пошлины до одного месяца. От импорта зависят экспортно ориентированные товары в судостроении, радиоэлектронике, детские товары, медицинские изделия и других отраслях высокого передела, перечисляет партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. А, например, в черной металлургии доля сырья и материалов, которые закупаются за рубежом, невысокая, отмечает она.

Сокращение ввозных пошлин может компенсировать рост расходов из-за падения курса рубля, говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Дамате» Андрей Григоращенко. В феврале – начале марта стали обваливаться курс рубля и цены на нефть. Импорт из стран дальнего зарубежья в январе – марте снизился на 0,1% год к году, а отдельно в марте – на 4,4%, оценивала Федеральная таможенная служба (ФТС). Но в мире глобальных производственных цепочек валютный курс перестает быть источником конкурентоспособности для многих товаров, говорилось в аналитической записке Центробанка (мнение экспертов может не совпадать с официальной позицией банка), при этом капиталоемкие отрасли сильнее проигрывают от роста цен на импортные товары, чем трудоемкие. Слабый курс нивелирует выгоды от удешевления рабочей силы и других факторов, позволяющих встраиваться в производственные цепочки, тогда как капиталоемкие отрасли производят более неоднородные товары, поэтому там ценовая конкуренция имеет меньшее значение, отмечали аналитики.

Бизнес в основном инициативу Минэкономразвития поддерживает. Если речь о сырье и комплектующих, аналогов которых нет в России – например, редкоземельных металлах, высокотехнологичном оборудовании, то мера будет способствовать экономическому росту, объясняет собеседник «Ведомостей» еще в одной крупной промышленной компании. Но крайне важно справедливо формировать перечни товаров: нужен прозрачный механизм, подчеркивает он. Предложенная процедура – одна из самых очевидных мер господдержки для пищевой и перерабатывающей промышленности, поддерживает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. К тому же отмена ввозных пошлин – это не всегда прямой вычет из доходов бюджета: часто это дает возможность закупить больше товаров, увеличить производство и компенсировать выпадающие бюджетные доходы налоговыми отчислениями с продаж, поясняет он.

В зависимости от конкретных позиций экономия от сокращения или отмены пошлин может составить 5–15% от стоимости оборудования, делится предположительным расчетом президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Инициатива может позволить экономить на капитальных затратах около 80–100 млн руб. ежегодно, говорит директор по экономике и финансам «Уралхима» Игорь Буланцев. Далеко не всегда, даже при желании, возможно выбирать российское оборудование, говорит он.

Тем не менее некоторые компании настроены скептично. Лучше не пошлины снижать, а увеличивать лимиты страхования и субсидирования экспортеров, считает собеседник «Ведомостей» в крупной компании – экспортере промышленных товаров. Для международных компаний сокращение пошлин на комплектующие и сырье – это, возможно, единственный способ получения финансовых преимуществ перед российским бизнесом, говорит собеседник в крупной международной компании пищевой промышленности, но иллюзий по поводу кардинальных изменений нет, вряд ли процедура станет быстрее и прозрачнее. Если несколько лет нет никакого результата, откуда он появится сейчас, спрашивает он: в пищевой промышленности почти 95% оборудования привезено из-за рубежа, если строить завод с нуля с условием сниженных пошлин, то это было бы значительной экономией, но вероятность такого развития событий стремится к нулю, потому что чиновники обязательно будут вспоминать про импортозамещение.

Нормальная эскалация тарифа – чем выше степень переработки, тем выше ставка пошлин – обсуждается больше 10 лет, говорит Баландина, но обычно здравые идеи вступают в конфликт с импортозамещением. Ключевая его цель – создать условия для развития отраслей, говорит Титов: сейчас многие предприниматели столкнулись с необходимостью повышения рентабельности, расширения линейки продукции, а это требует именно покупки оборудования и дополнительных инвестиций в основной капитал. Поэтому неверно противопоставлять импортозамещение и обновление основных фондов – это во многом взаимосвязанные процессы, считает он. Сокращение барьеров для импорта необходимого сырья и оборудования позволит России развивать несырьевой экспорт, в том числе технологий и услуг, поддерживает эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС при президенте Александра Коваль. Каждая экономика отдельно формирует не полную стоимость товара, а только участвует в формировании добавленной стоимости на очередном этапе его разработки – снижение или отмена ставок ввозных пошлин на сырье и оборудование иностранного производства необходимы для встраивания России в глобальные цепочки добавленной стоимости, поясняет она.​

С 2020 года снизится беспошлинный лимит на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Дополнительные расходы на заграничные посылки нужно будет считать по другой формуле: меняется и лимит, и принцип расчета, и размер пошлины.

Сейчас суммарный лимит для посылок из-за границы составляет 500 € в месяц. В 2020 году он составит 200 € на одну посылку. То есть можно будет получать хоть 10 посылок до 200 € в месяц, а пошлину все равно не начислят. Но если стоимость одной посылки превысит 200 €, уже надо доплачивать. Правда, и ставки пошлин будут в два раза меньше, чем в 2019 году.

Если все это посчитать уже сейчас, есть шанс сэкономить: например, если товар стоит дороже 200 €, стоит купить его в 2019 году. А товары дороже 800 € выгоднее заказывать в 2020 году.

Таможенные пошлины для личных покупок в 2020 году

Вот лимиты и ставки, которые будут действовать при покупках для личных нужд в 2020 году.

Способ ввоза в РоссиюБеспошлинный лимитПошлина сверх лимита
Почтой или курьерской службой200 € и 31 кг на одну посылку15% или 2 € за 1 кг
Наземным транспортом или пешком500 € и 25 кг30% или 4 € за 1 кг
Самолетом10 000 € и 50 кг30% или 4 € за 1 кг

Изменятся только лимиты и ставки для доставки почтой и перевозчиками. В 2019 году лимит для таких способов ввоза составляет 500 € и 31 кг в месяц, а пошлина — 30% или 4 € за килограмм с превышения.

Внимание! Пошлину считают по лимитам на день прибытия на таможню, а не на дату заказа или оплаты.

Поделитесь с теми, кто покупает за границей:

Рассказать о новых пошлинах

Кого это касается?

Изменения касаются всех, кто делает заказы в зарубежных интернет-магазинах и привозит что-то из-за границы для своих нужд — например из путешествия по Европе. Продавцу платят стоимость покупки, а в российский бюджет — пошлину за эту покупку. То есть когда вы покупаете пылесос или ботинки на «Амазоне», то можете потратить больше, чем указано на сайте.

Размер пошлины зависит от стоимости и веса покупки, а еще — от количества заказов. Если уложиться в беспошлинный лимит, дополнительных расходов не будет. А если его превысить, придется потратиться. Лишних расходов можно избежать, если оформить заказ неделей позже или переложить ботинки в отдельное отправление на имя мамы.

Что такое беспошлинный лимит

Беспошлинный лимит — это сумма или вес, в пределах которых в российский бюджет ничего платить не надо. Например, в 2019 году беспошлинный лимит на зарубежные посылки — 500 € и 31 кг. Если покупали себе пылесос за 200 € и весом 7 кг, пошлины не было, потому что нет превышения лимита. А если заказывали в интернет-магазине смартфон за 700 €, нужно было платить пошлину, так как в 2019 году появлялось превышение лимита на 200 €.

Еще беспошлинный лимит зависит от способа доставки: наземным транспортом, самолетом и посылками. Если тот же смартфон за 700 € привезти самолетом, пошлины не будет, потому что лимит по сумме для такого способа доставки и в 2019, и в 2020 году составляет 10 000 €.

Всего есть четыре вида доставки для расчета лимитов и пошлин:

  1. Самолетом.
  2. Наземным транспортом или пешком.
  3. Компаниями-перевозчиками.
  4. Посылками по почте.

В 2019 году беспошлинный лимит для заказов из интернет-магазинов применяли ко всей сумме покупок за календарный месяц. С 2020 года его считают для каждого отправления — независимо от количества посылок.

Как лимиты изменятся с 2020 года

В 2020 году изменятся лимиты и размеры пошлин только для двух способов доставки товаров в Россию:

  1. Службами доставки.
  2. Посылками по почте.

Этими способами чаще всего доставляют покупки из зарубежных интернет-магазинов.

Читайте также: