Отдел статистики чем занимается в налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

С начала регистрации ИП и появления в ЕГРИП на бизнесмена накладывается ответственность за будущую деятельность. Контролируется работа при помощи соответствующей отчетности. Кроме отчетов в ИФНС и фонды, индивидуальные предприниматели подают бумаги в Федеральную службу статистики. Эта отчетность называется статистической.

Для чего нужна статистика ИП

Благодаря статистической отчетности, Федеральная служба статистики делает выводы о состоянии экономики в стране, а также производстве отечественной продукции. Так, ежемесячный отчет о произведенной продукции уведомит статорганы о произведенном товаре, а анкета для частника, торгующего в розницу, подскажет сумму прибыли. Этой информации достаточно для контроля за своевременной уплатой налогов и страховых взносов за работников и «за себя».

Таким образом, статистические отчеты для индивидуального предпринимателя ― документация, подтверждающая работу и активность бизнесмена.

Виды статистической отчетности для ИП

Для отслеживания деятельности предпринимателя Росстат требует от частника предъявления обязательных отчетов по форме 1-ИП, 1-ИП (торговля) и ПМ-ПРОМ. Отчетность по указанным бланкам подают не все ИП:

  • 1-ИП сдают оптовики и производители собственной продукции. Не применяется для частников, ведущих сельское хозяйство;
  • 1-ИП (торговля) ― предприниматели, которые торгуют в розницу и занимаются производством ремонтом бытовой техники, а также предметов личного пользования;
  • ПМ-ПРОМ заполняют микро-предприятия, производящие обрабатывающие, добывающие товары, а также частники, которые занимаются рыболовством, лесозаготовками. Но отчет по бланку ПМ-ПРОМ сдают предприниматели, у которых работают от 16 до 100 человек. С меньшим количеством сотрудников отчет не подают. Малые предприятия подают ПМ-ПРОМ независимо от количества работников.

Отчетность частного бизнеса не зависит от схемы обложения налогами, прямая зависимость ― между типом деятельности фирмы.

Как заполнить статистическую отчетность

Отчеты для Росстата выглядят, как анкета ― частник отвечает на вопросы, исходя из результатов работы за отчетный период. В начале каждого отчета предприниматель прописывает личные сведения. Далее в анкете указана информация о бланке:

  • номер приказа, подтверждающий актуальность анкеты;
  • сроки подачи;
  • ИНН частника.

Заканчивается статистический опрос листом, где предприниматель подтверждает верность указанной информации.

Сведения о деятельности предпринимателя ― 1-ИП ― заполняют предприниматели, которые торгуют товаром оптом. Подробное заполнение бланка с номером ОКУД 0601018 прописано в Заполнении формы № 1-ИП Приказа Росстата № 541.

  1. Росстат предлагает ответить на 5 вопросов в бланке 0601018. Но если предприниматель отвечает на первый вопрос «Осуществляли ли вы деятельность в отчетном году?» отрицательно, то нужно ответить на вопрос 1.1. Отвечая на пункт 1.1, руководитель объясняет Росстату причину отсутствия работы и опрос на этом прекращается. При положительном ответе ― вопрос пропускается.
  2. Далее предпринимателю предлагается ответить, где он трудился, сколько денег заработал, а также при помощи каких услуг и произведенного товара поступила прибыль.
  3. Заключается опрос ответом на вопрос, сколько человек трудилось на предприятии в отчетный промежуток времени.

1-ИП (торговля)

Информация о работе ИП в розничной торговле ― 1-ИП (торговля) ― подают ежегодно каждую осень в октябре. Анкета подтверждена Приказом Росстата № 185 от 12.5.2010 (ред. 09.08.2013), подробное заполнение которой регулирует раздел 2 Заполнение формы № 1-ИП (торговля).

Бланк состоит из 9 вопросов, которые дают Росстату информацию о:

  • наличии деятельности в отчетном промежутке;
  • прибыли с торговли;
  • затратах на приобретение товаров, проданных в сентябре отчетного промежутка;
  • распределении вырученных средств на будущий период;
  • количестве сотрудников на отчетный период;
  • количестве торгующих объектов (торговых точек);
  • торговле продукцией собственного производства.

Перед ответами на указанные выше вопросы, предпринимателю предлагается уведомить статистическое отделение о ведении или отсутствии работы в отчетный год. Если таковой не было, то бизнесмен объясняет причину в пункте 1.1 и на этом заполнение анкеты прекращается.

ПМ-ПРОМ

Информации о продукции, которую производит малый бизнес ― ПМ-ПРОМ ― ежемесячная отчетность. Бизнесмен сдает заполненный бланк каждый месяц, отчитываясь перед статистическими органами за произведенный товар. Форму ПМ-ПРОМ утверждает Приказ Росстата № 541, а подробное описание оформления бланка прописано в разделе Указания по заполнению.

ПМ-ПРОМ в отличие от отчетов форм 1-ИП содержит таблицу, а не просто опросник. В таблице предприниматель прописывает тип и объем товара, который произвел за отчетный промежуток времени. Важно указывать единицы измерения в соответствии с утвержденной системой классификации ОКЕИ ОК 015-94 (МКК 002-97), а шифр продукта согласно узаконенному ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Как и куда подавать статистическую отчетность ИП

Заполненный бланк отчета подают в статистику ― местный орган статистики. Федеральная служба статистики располагает территориальными отделениями в каждом регионе страны, а также есть областные подразделения. Городское отделение от Росстат называется центр сбора и приема статистических данных (ЕССО).

Для подачи отчета применимы три способа:

  • Лично в руки или через посредника. Бизнесмен самостоятельно относит заполненную анкету в территориальный орган статистики. Либо передает через доверенное лицо, предоставив последнему доверенность.
  • Почта РФ. Анкету отправляют заказным письмом, прикладывая опись к конверту. Дата отправки письма ― дата подачи отчета.
  • Электронная почта. Файл шифруют в формат .xml. Этот формат предотвращает несанкционированное вскрытие электронного документа и хищение конфиденциальных сведений.

В последнем методе сложность ― нарушение алгоритмических ошибок приводит к возврату отчета и, если заполненный бланк подан «впритык» по срокам, то вероятна непредвиденная просрочка.


Аналитический отдел проводит анализ, оценивает финансовое состояние компании, выполняет плановые задания, определяет прибыль в объемах товарооборота, ликвидность и рентабельность фирмы. Служба делает прогноз продуктивности, в рыночной конъюнктуре исходя из аналогичных предприятий. В задачу аналитического отдела входит оценка инвестиционных проектов.

Как сформировано подразделение?

Основой в создании этой службы на предприятии служат ее функциональные принципы:

  1. В планировании деятельности сотрудники ориентируются на развитие фирмы в разные отчетные периоды.
  2. Начальник аналитического отдела находится в постоянном взаимодействии с руководством компании, имеет полную информацию о производственных процессах, связях с другими организациям, результатами текущими и перспективными.

Руководителю службы доступны данные о производительности других отделов предприятия, чтобы делать анализ процессов и претворять в жизнь поставленные перед организацией цели.

Производственные проблемы

Задачи руководителя

Без начальника ни одно подразделение не будет эффективно работать, системе необходимо грамотное управление. Аналитический отдел возглавляет один из ведущих специалистов, досконально разбирающийся в характерных особенностях производства, его поэтапных процессах.

Начальник осуществляет контроль над комплексом мероприятий, которые направлены на то, чтобы:

  • создавать благоприятное общественное мнение об организации;
  • формировать положительный имидж;
  • поддерживать в глазах общественности статусный уровень.

Аналитический отдел первым узнает о критических для компании финансовых ситуациях.

Наблюдение за работой

Основные должности

Для формирования базы оперативных данных и распространения среди конкурентов и контрагентов информации об успешных событиях, которые происходят на предприятии, нанимают технического специалиста. Необходим в структуре и менеджер для связи со средствами массовой информации. Его целью является поддержка компании в медийном пространстве, чтобы деятельность предприятия обсуждалась в новостях на телевидении, в газетах, журналах, на интернет-порталах.

Без журналиста работа аналитического отдела будет неполной. Он занимается написанием статей, посвященных производству, которые публикуют разные СМИ.

Инженеру предстоит разрабатывать специальные проекты. Специалисты из сфер маркетинга и социологии следят за работой аналогичных производств, их положением на рынке, сопоставляют результаты. Они проводят анализ данных о фактическом состоянии и последствиях от выполненных действий. Делопроизводителем все движение бумаг приводится в порядок. Секретарь в любой момент может найти нужный документ, передать его нужному специалисту по первому требованию. Художником претворяются в жизнь дизайнерские задумки.

Рабочие процедуры

Какими методами решают производственные задачи?

Информационно-аналитический отдел создается, чтобы работать в следующих направлениях:

  • собирать информацию о деятельности рынка с помощью наиболее дешевых и эффективных технических средств;
  • создавать базу общественных отношений, знать их методы, каналы, формы влияния.

Исследование поступающей информации происходит двумя способами:

  • мониторинг среды по публикациям, позитивным, нейтральным отношениям, динамическим показателям;
  • статистика: исследуют качественные критерии, фиксируют по временным отрезкам и официально утвержденным формам.

Исследование производства статистическими методами позволяет быстро определить и выделить из массовых явлений конкретную картину.

Аналитический анализ

Аналитический отдел налоговой службы

Не только производственным предприятиям необходима аналитика - в федеральной службе она работает как ключевая структура. В обязанность специалистов входит большой объем работ по обработке данных, они поступают от всех субъектов, плательщиков налогов. Деятельность осуществляется по вертикальным и горизонтальным направлениям, а значит, связана с лицами, сдающими отчеты учреждению, и правительственной финансовой системой. Все в контрольно-аналитическом отделе взаимосвязано и интегрировано.

Сотрудники подразделения выполняют следующие задачи:

  • исследование фактов;
  • ведут поиск новых обобщенных информационных и цифровых данных;
  • выводят закономерности.

Специалистам службы приходится действовать под контролем официальных предписаний, где исключены утечки информации, с неукоснительным соблюдением должностных инструкций и внутреннего распорядка работы службы. Налоговый аналитик в современном мире стал профессионалом, которому предъявляются наиболее серьезные требования:

  • пунктуальность;
  • добросовестность;
  • обширный багаж знаний в разных отраслях деятельности человека.

Расчеты аналитиков

Чем занимаются сотрудники?

К основным функциям аналитиков налоговой инспекции относятся:

  • исследование трудоемких случаев налоговых недостач;
  • определение возможностей в уклонении от обязательных платежей;
  • сбор доказательств и предположений, фактов, которыми оперируют субъекты налогообложений, чтобы избавиться или снизить налоговую нагрузку;
  • поиск методов борьбы с мошенниками.

Инспекторы разрабатывают методику для искоренения серых схем, предоставляют для знакомства материалы кадровому составу. Сведенная в общую систему информация позволяет штатным сотрудникам вывести статистические закономерности о поступлении средств за конкретные отчетные периоды. Они определяют структуру, характерные признаки долгов по сборам. Эта работа нужна, чтобы понять эффективность подразделений, то, насколько они справляются с подконтрольной организацией или предпринимателем.

Обнаруживают аналитики проблемы по удержанию налогов с физических лиц:

  • земельных;
  • транспортных;
  • имущественных.

Статисты принимают участие в судебных разбирательствах.

Собрание аналитиков

Связь с другими подразделениями

Тесное сотрудничество с отделами помогает аналитикам в создании собственной базы данных. К примеру, юристы передают информацию о выигранных и проигранных делах.

Специалисты ведут учет суммам, которые затребовали с должников, увеличивается процент получения взысканных средств в государственную казну. Сотрудники аналитической службы взаимодействуют с федеральным казначейством, финансистами из высших властных структур в отношении оформлений, заполнений отчетов, достоверности цифр и поступлений в кассу.

Ведение операций по манипуляциям со счетами позволяют открыть источники для бюджета, вывести прогноз на будущее. В функции инспекторов входят проверки для выяснения правомерности по налоговым отсрочкам. Каждый отчетный период сопровождается формированием заключений. Результат поступает к руководству, которое делает соответствующие выводы, исправляет нарушения, повышает качество функций отдела и фискальной системы в целом.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — федеральный орган исполнительной власти РФ, который выполняет действия по сбору и формированию официальной статистической информации об экономическом, социальном, экологическом и демографическом положении страны, а также выполняет функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на всей территории Российской Федерации.

Служба статистики предназначена для сбора и анализа информации.

Она формирует информационную базу, на основе которой принимаются обоснованные управленческие решения.

Служба эта сравнима с информационной базой предприятия, действующей в масштабах страны.

Информация необходима органам власти для совершенствования налоговой, таможенной, инвестиционной политики.

По данным статистики можно определить, насколько высока налоговая нагрузка на предприятия, в каком состоянии находится та или иная отрасль, как развивается государство, улучшается или ухудшается положение в отдельных сферах жизни.

Деятельность Федеральной службы государственной статистики и законодательство

Деятельность Росстата регулирует федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

Основные задачи и функции Федеральной службы государственной статистики

Главной задачей Росстата можно назвать удовлетворение потребности в информации органов власти и различных организаций — СМИ, коммерческих компаний, научных сообществ.

Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

сбор статистической информации и формирование на её основе официальной статистической отчетности;

разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Виды статистической отчетности для организаций и индивидуальных предпринимателей

Росстат осуществляет два вида наблюдения за деятельностью организаций:

Сплошное наблюдение для малого и среднего бизнеса проводится раз в пять лет.

Выборочное наблюдение проводится постоянно, и состав отчетности может меняться из года в год.

Помимо периодических мероприятий, Росстат собирает постоянную отчетность. Для этого установлены определенные отчеты. Базой для их подтверждения является бухгалтерская отчетность. Поэтому, вне зависимости от масштабов и вида деятельности, все компании, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны сдать ее экземпляр в территориальный орган статистики до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

В нашем специальном разделе вы можете скачать бланки статистической отчетности.

Кто должен отчитываться в Росстат

Статистические отчеты должны сдавать:

органы государственной власти и местного самоуправления;

юридические лица РФ;

филиалы и представительства организаций РФ.

Штрафные санкции за непредоставление статистической отчетности

Если в Росстат не сдана или сдана не в срок статистическая отчетность, то штраф составит для организации 20-70 тыс. руб., а для руководителя организации 10-20 тыс. руб.

Срок давности составляет 2 месяца.

Где можно получить информацию Росстата

Для получения статистических данных за любой период в той или иной сфере деятельности РФ можно воспользоваться официальным ресурсом Росстата в Интернете, который расположен по адресу: www.gks.ru.

На страницах интернет-портала в полном объеме представлена статистическая информация об уровне жизни граждан РФ, демографии, здравоохранении, уровне занятости, заработной плате, правонарушениях.

На сайте Росстата также приведены данные об эффективности экономики России, внешней торговле, потребительских ценах, стоимости недвижимости, показателях окружающей среды, включая водные и биологические ресурсы.

Таким образом, на интернет-портале Росстата можно найти любые статистические данные за определенный период, которые касаются всех направлений жизни и деятельности РФ.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое аналитический отдел в налоговой инспекции

Аналитический отдел налоговой инспекции является одним из ключевых структурных подразделений данной федеральной службы, на который возложена колоссальная работа по обработке огромного массива информации, поступающей в ведомство от всех подведомственных организаций, физических лиц и прочих субъектов налогообложения.

Аналитический отдел выстраивает свою деятельность не только по вертикали ( с подотчетными ему структурами и лицами), но также по горизонтальной линии в рамках межведомственного взаимодействия с иными правительственными финансовыми структурами.

Аналитический отдел выполняет комплексную работу: это означает, что все направления его деятельности взаимосвязаны и интегрированы друг в друга.

Чем занимается

Аналитический отдел, как явствует из названия, занимается производством анализа всех находящихся в его распоряжении сведений — то есть исследованием фактов, поиском новых, обобщением информации и цифр, расстановкой информационных блоков, распределением информационных тортов, выведением общих закономерностей, на основе которых идет прогрессирование и поступательное развитие профессионализма в деятельности налоговых служб.

Данная работа требует применения всего логического инструментария и умения оперировать большими массивами цифровых данных.

Четкое следование официальным инструкциям, исключение утечек информации и неукоснительное соблюдение порядка работы (заданной последовательности и строгой подотчетности вышестоящим налоговым инстанциям) делают профессию налогового аналитика одной из наиболее взыскательных, к которым предъявляются повышенные требования личной ответственности, пунктуальности, добросовестности и владения специальными познаниями.

Функции

Перечислим функции аналитического отдела налоговой службы.

Расследует наиболее трудоемкие случаи с налоговыми недостачами.

Занимается исследованием схем уклонения от уплаты налогов, вскрывающихся налоговыми инспекторами в процессе своей работы.

Работники аналитического отдела по имеющимся у инспекторов доказательствам, догадкам и предположениям прослеживают всю цепочку шагов, предпринимаемых субъектами налогообложения для избавления от налогового бремени или существенного уменьшения налоговой нагрузки, и ищут эффективные способы борьбы с мошенническими уловками.

Таким образом, аналитический отдел предоставляет налоговым инспекторам разработанные ими методики борьбы с серыми налоговыми схемами, а также предоставляет методические материалы, знакомящие молодой кадровый состав с исследованными противозаконными схемами.

Сводит воедино всю имеющуюся информацию о текущей деятельности штата налоговых сотрудников для выведения статистических закономерностей о сумме налоговых поступлений, числе субъектов налогообложения, охваченных в тот или иной отчетный период, сумме задолженностей по налогам и сборам.

Такая деятельность необходима прежде всего для понимания уровня эффективности того или иного налогового подразделения: справляется ли данный территориальный отдел с порученными ему подконтрольными организациями и предпринимательской деятельностью; есть ли у него какие-либо проблемы со взиманием налогов с граждан (касательно налогов на землю, автотранспортные средства, на сдачу в найм квартир и прочие виды сборов).

Проводит статистическую работу по числу судебных разбирательств с участием налогового подразделения.

Сотрудничество с другими отделами

Соприкасаясь с юридическим отделом, здесь отдел аналитики собирает статистическую информацию по выигранным и проигранным делам, об итоговых суммах, затребованных и взыскиваемых с ответчиков, о суммах, уже поступивших на счета налоговой. Кроме этого, он:

  • Выстраивает взаимодействие с подразделениями федерального казначейства и финансовыми подразделениями в составе органов власти по поводу правильного заполнения и оформления отчетностей, верности данных о бюджетных доходах и ведения этой информации.
  • Ведет все операции, касающиеся манипуляций с лицевыми счетами, открытых для определенных источников бюджетных доходов;
  • Выводит прогнозы по сумме налоговых сборов на будущие периоды;
  • Проводит проверку правомерности предоставления какому-либо субъекту налогообложения налоговых отсрочек.

Аналитический отдел по итогам отчетных периодов формирует заключение по проделанной работе, которое далее поступает на ознакомление к начальнику отдела налоговой службы, который по результатам рассмотрения делает замечания и поправки к произведенному аналитическому труду, направленные на повышение качества функционирования аналитического отдела в целом.

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

  • 🏛 Структура налоговой инспекции
  • ✅ Функции и задачи
  • 👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
    • Проверка юридических лиц
    • Проверка физических лиц
    • Ответственность за превышение полномочий
  • 👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
    • Отделы камеральных и выездных проверок
    • Отдел по работе с налогоплательщиками
    • Отдел по удержанию НДФЛ
    • Отдел прочих налогов
    • Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом
    • Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки
    • Отдел по банкротству
    • Отдел персонала
    • Юридический отдел
    • ИТ-отдел

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

  • бухгалтерских отчетов;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Читайте также: