Отчетность по налоговым льготам

Опубликовано: 22.09.2024

к приказу Минфина Московской области N 32

и УМНС РФ по налогам и сборам

по Московской области

от 23 июля 2002 г. N 143

Порядок
представления организациями форм отчетности
по применению налоговых льгот

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2002 г.

Организации, пользующиеся налоговыми льготами, установленными Законом Московской области от 28.07.97 N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (далее - Закон), представляют отчетность по применению налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком, если иное не установлено в примечаниях к формам отчетности по применению налоговых льгот или в письменных разъяснениях (указаниях и т.д.) Министерства финансов Московской области и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области.

1. В состав отчетности по применению налоговых льгот включаются отчет об использовании средств, высвобожденных в результате применения налоговых льгот, а также расчеты, перечни, сведения и другие формы отчетности, установленные Министерством финансов Московской области и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области.

2. Отчет об использовании средств, высвобожденных в результате применения налоговых льгот, представляется каждой организацией, пользующейся налоговыми льготами, независимо от того, к какой льготируемой категории относится данная организация, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

3. Организации, пользующиеся налоговыми льготами, установленными Законом, представляют отчетность по применению налоговых льгот в уполномоченный орган администрации района (города) и в налоговый орган по месту своего нахождения.

Информация об изменениях:

Приказом Министерства финансов Московской области N 44 и Управления МНС по Московской области N 208 от 28 ноября 2002 г. в пункт 4 приложения 1 к настоящему приказу внесены изменения

4. Отчетность представляется ежеквартально (ежемесячно) в уполномоченный орган администрации района (города) для визирования за два дня до срока, установленного для представления в налоговые органы расчетов по налогам (сборам), по которым применена льгота.

5. Первые экземпляры расчетов и других форм отчетности, завизированные уполномоченным органом администрации района (города), представляются в налоговый орган одновременно с расчетами по соответствующим налогам и сборам, вторые экземпляры остаются в администрации района (города).

6. В случае если организация пользуется льготами по налогам, зачисляемым в территориальный дорожный фонд Московской области, то расчеты и другие формы отчетности представляются в уполномоченный орган администрации района (города) в трех экземплярах, из которых два экземпляра, завизированные уполномоченным должностным лицом органа администрации, представляются в налоговый орган по месту нахождения организации. Один экземпляр расчетов и других форм отчетности после проверки и визирования должностным лицом налогового органа представляется в районный дорожный отдел Управления автомобильных дорог Московской области.

7. Представление организациями отчета об использовании средств, высвобожденных в результате применения налоговых льгот, а также расчетов, перечней, сведений и других форм отчетности, установленных для соответствующей льготируемой категории, является условием предоставления данных льгот.

Для организаций, относящихся к соответствующей льготируемой категории, Законом могут быть определены и другие условия предоставления льгот, кроме вышеизложенных.

При невыполнении условий предоставления льгот и (или) несоблюдении установленного порядка, а также сроков представления расчетов и других форм отчетности платежи налогов (сборов) взыскиваются в бюджет Московской области и территориальный дорожный фонд Московской области без учета льгот. При этом за несвоевременную уплату налоговых платежей плательщик несет ответственность в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.

Если для организаций, относящихся к соответствующей льготируемой категории, в качестве условия предоставления льгот установлено целевое использование средств, высвобожденных в результате применения льгот, то в случае нецелевого использования указанных средств платежи налогов (сборов) взыскиваются в общеустановленном порядке. При этом плательщик несет ответственность в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.

  • Приложение к Порядку. Форма 1. Отчет об использовании средств, высвобожденных у организации в результате применения налоговых льгот, за отчетный период

>
к Порядку. Форма 1. Отчет об использовании средств, высвобожденных у организации в результате применения налоговых льгот.
Содержание
Приказ Министерства финансов Московской области N 32 и Управления МНС по Московской области N 143 от 23 июля 2002 г. "Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

ФНС России письмом от 10 июня 2020 года № БС-4-21/9576@ направила коды налоговых льгот для тех, кто освобожден от налога на имущество, транспортного и земельного налогов.

Освобождение от имущественных налогов

Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ освободил от уплаты транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности).

Освободили те организации, которые относятся к МСП и ведут деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях.

Дня них налоговики разъяснили, как заполнить соответствующие декларации.

Как отразить в декларации по транспортному налогу

Форма декларации по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 5 декабря 2016 года № ММВ-7-21/668@. Отметим, декларация состоит из следующих разделов:

  • титульного листа;
  • раздела 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздела 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Начиная с отчетности за 2020 год, представлять декларации по транспортному и земельному налогам не придется. При этом организации по-прежнему должны рассчитывать налог, и перечислять его в бюджет (п.п. 4-7 ст. 363 НК РФ). Однако если в течение 2020 года организация прекращает свою деятельность путем ликвидации или реорганизации, то данные декларации представить все-таки нужно.

Поэтому рассмотрим, как отразить в отчетности трехмесячное освобождение от транспортного налога.

В первой части показателя по строке 240 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 10201, 10202, 10203, 10204, во второй части строки – нули. По строке 250 раздела 2 укажите сумму налоговой льготы в рублях.

Если для вас регионом установлена еще и налоговая льгота, то в первой части показателя по строке 240 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже), а именно: 10205, 10206, 10207, 10208. Во второй части показателя последовательно укажите номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется льгота. По строке 250 раздела 2 – сумму налоговой льготы в рублях, в том числе с учетом авансового платежа.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как отразить в декларации по земельному налогу

Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утвержден приказом ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@. Декларация по земельному налогу состоит из:

  • титульного листа;
  • раздела 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Освобождение от налога нужно отразить так.

В первой части строки 220 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 3021501, 3021502, 3021503, 3021504, во второй части строки – нули. По строке 230 раздела 2 укажите сумму налоговой льготы в рублях.

Если есть еще и льгота от муниципалитета, то в первой части строки 220 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы: 3021505, 3021506, 3021507, 3021508, во второй части строки – реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. А по строке 230 раздела 2 отразите сумму налоговой льготы в рублях.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как отразить в декларации по налогу на имущество

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена приказом ФНС России от 14 августа 2019 года № СА-7-21/405@. Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов.

Декларацию по налогу на имущество нужно будет заполнить так:

  • в первой части строки 230 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 2010501, 2010502, 2010503, 2010504, во второй части – нули, а по строке 240 раздела 2 – сумму авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  • в первой части строки 110 раздела 3 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице: 2010501, 2010502, 2010503, 2010504, во второй части – нули, а по строке 120 отразите сумму авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если регионом вам предоставлена налоговая льгота, то нужно учесть следующее:

  • в первой части строки 230 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице: 2010505, 2010506, 2010507, 2010508, во второй части – номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации. По строке 240 раздела 2 отразите сумму налоговой льгот;
  • в первой части строки 110 раздела 3 укажите один из кодов налоговой льготы: 2010505, 2010506, 2010507, 2010508, во второй части показателя – номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации. По строке 120 раздела 3 – сумму налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Коды налоговых льгот
Транспортный налог Земельный налог Налог на имущество организаций Категории налогоплательщиков
10201 3021501 2010501 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
10202 3021502 2010502 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10203 3021503 2010503 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
10204 3021504 2010504 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
10205 3021505 2010505 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10206 3021506 2010506 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10207 3021507 2010507 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10208 3021508 2010508 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Обычно бухгалтеры рады отмене отчетов, но с 2021 года, с отменой деклараций по транспортному и земельному налогу, вопросов стало кажется еще больше, чем раньше. Например, когда ждать извещения о сумме к уплате от ФНС или что делать, если налог почему-то не совпадает с вашими расчетами? Как сообщить налоговой службе о льготах? Декларацию по налогу на недвижимое имущество не отменили, но зато до сих пор упрощенцы путаются — когда платить и сдавать, а когда нет.

Чего ждать от ФНС и в какие сроки платить налоги

С 2021 года ФНС сама будет сообщать о том, каким вышел земельный и транспортный налог за прошлый год. По информации налоговой службы сообщения о налогах за 2020 год будут рассылаться в течение 2 квартала 2021 года. При этом срок уплаты для обоих видов налогов — 1 марта — уже прошел. Т.е. по факту сообщения придут после уплаты.

Как долго ждать сообщения?

Сроки указаны в п. 4 статьи 363 НК РФ:

Если уведомление от ФНС до вас так и не добралось, придется самостоятельно передать в налоговую данные об имуществе — автомобилях и участках до 31 декабря 2021 года, т.е. до конца текущего налогового периода (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.02.20 № ЕД-7-21/124@.

От расчета налогов организации по прежнему не освобождены, авансовые платежи необходимо самостоятельно рассчитать и платить. В 2021 году сроки по ним:

  • за 1 квартал до 30.04.2021;
  • за 2 квартал до 02.08.2021;
  • за 3 квартал до 01.11.2020.

По налогу на имущество декларацию нужно сдавать как и раньше. Но с 2020 года не требуется предоставлять авансовые расчеты по налогу в течение года, только годовую декларацию (ФЗ № 63-ФЗ от 15.04.2019). Срок — до 30 марта.

Вроде бы все уже все сдали и заплатили. Но т.к. уведомления начали многим приходить только сейчас, а работа бухгалтера не проходит без сюрпризов, то стали появляться первые недопонимания и вопросы по правильности расчета налогов и учету имущества.

Не самый последний среди них — льготы.

Как сообщить о льготах по земельному и транспортному налогу

Для этого есть специальная форма, которая утверждена Приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@. Вот например как выглядит пара ее разделов:

Сообщить о праве на льготу теоретически можно в любое время. В НК нет каких-то конкретных сроков. Но сама ФНС рекомендовала сделать это еще в 1 квартале 2021 года, до того, как начнется активная рассылка сообщений о суммах налогов к уплате.

Проверить наличие льготы по имущественным налогам

Не обязательно указывать муниципальное образование, достаточно выбрать в форме нужный регион и нажать «Найти»

Что имеем в результате? Путаница в суммах налога — ФНС может видеть недоимку, которой по факту нет, о льготах может узнать уже после направления сообщения, а налогоплательщики, получая уведомление, не понимают — должны они все таки бюджету или нет.

Если сумма пришла неверная, как опротестовать?

Судя по форумам и бухгалтерским группам в соцсетях, немало организаций получают «письма счастья» с неверными данными.

«Получили сообщение из своей ИФНС, транспортный налог к уплате совсем не такой, какой рассчитала я. Оказалось, что налоговая не учла льготу, положенную по региональному закону. Причем никаких подтверждающих документов по тому же закону не требуется, сведения ФНС должна получать после регистрации авто путем информационного обмена», — пишет бухгалтер Ольга .

«Прислали письмо с суммой налога за рабочее авто. Сильно больше, чем должно было быть. Указана не та ставка. И что теперь делать?» — интересуется уже бухгалтер Татьяна .

«Рассчитали налог как за грузовое авто, хотя черным по-белому в документах указано, что автомобиль легковой», — негодует Евгений, директор компании .

Логично, что нужно написать возражения на неверный расчет налога . Никакой особой формы для этого нет. Оформите жалобу на обычном бланке для писем организации, опишите ситуацию, укажите свои возражения (аргументированно, со ссылкой на НК, региональное законодательство и т.п.), составьте собственный расчет и приложите копии документов, например, подтверждающих льготу, которая не была учтена.

Правда советуем перед тем, как писать гневное письмо, все таки перепроверить информацию. Порой региональное законодательство меняется по-тихому и вы возможно не в курсе возникших перемен.

Обратите внимание , что ответить несогласием на расчет налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Рассматривать ваше письмо будут в течение месяца (или даже двух — ФНС вправе продлить срок рассмотрения). Затем вы или получите сообщение с новой суммой налога или требование, если налоговая все правильна посчитала, а вы налог не доплатили.

Важные моменты в расчете налогов:

Если ваше авто было уничтожено, к примеру, сгорело при пожаре, то исчисление налога прекратиться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было утрачено. Но сама по себе ФНС об этом не узнает. Необходимо написать заявление (форма утверждена Приказом от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@) и приложить подтверждающие документы, рассматривается оно в течение 30 дней.

В противном случае налог будет начисляться до момента снятия авто с регистрации (см. Постановления АС Северо-Западного округа от 08.02.2021 по делу № А56-12586/2020).

Если в течение налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка, то оно не будет учитываться при расчете налога в текущем и предшествующих налоговых периодах . Исключение — если изменения предусмотрены п.п. 1.1 статьи 391 НК РФ или другим российским законодательством.

Практически аналогичное положение действует и по налогу на имущество. Изменение кадастровой стоимости объекта будет учтено при расчете налогооблагаемой базы только если это прямо будет указано в п. 15 статьи 378.2 НК РФ или в законодательстве РФ, которое регулирует кадастровую оценку.

Напоминаем, что для оплаты налогов с 1 мая 2021 года нужно использовать новые реквизиты .

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы больше всего тревожат бухгалтеров в связи с нововведениями.

Вопросы по транспортному налогу

Кто платит транспортный налог при лизинге?

Платит тот, на кого зарегистрировано ТС, т.к. этот вопрос стороны решают при заключении договора.

Например, лизингодатель приобрел авто и сразу передал его по договору лизинга , не проводя регистрацию, зарегистрировал авто лизингополучатель в соответствии с условиями договора, значит он и платит транспортный налог.

Другой пример — лизингодатель зарегистрировал ТС на себя и предал его лизингополучателю , по договору в собственность авто перейдет получателю только после полной оплаты, тогда же он сможет его зарегистрировать. Значит в период лизинга транспортный налог будет платить лизингодатель.

Какие авто относятся к дорогостоящим и как рассчитывать по ним налог?

Перечень дорогостоящих автомобилей (от 3 млн рублей) устанавливает Минпромторг ( смотреть перечень 2021 года ). Если ваше авто в него угодило, то рассчитывать транспортный налог придется с применением повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3). Коэффициент зависит от года выпуска и средней стоимости автомобиля (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Нужно ли платить транспортный налог за автомобиль, приобретенный для перепродажи?

Для начала уточним — собственником авто организация может стать и без его регистрации. Одно с другим не связано. Но использование ТС без регистрации в ГИБДД может навлечь штрафы (от 5 000 до 10 000 рублей), к тому же налог платит тот, на кого авто зарегистрировано. Это либо старый либо новый собственник. Чтобы было понятнее, рассмотрим практические ситуации:

Пример 1: ООО купило авто у гражданина Иванова 30 апреля 2021 года. 5 мая организация продала автомобиль другому физлицу — Петрову. При этом не поставила авто на учет в ГИБДД и в ПТС был сразу вписан новый владелец машины. Компания ничего не нарушила. На постановку на учет дается 10 календарных дней, в течение этого времени можно без всяких последствий продать ТС не занимаясь его регистрацией.

Единственная проблема, которая может возникнуть — в ГИБДД автомобиль числится за Ивановым, а Петров принесет договор купли-продажи с ООО. В этом случае лучше прямо в договоре указать на каком основании организация владеет авто и сослаться на договор купли-продажи с Ивановым. В любом случае у инспектора есть право запросить дополнительные документы, если возникнут какие-то сомнения.

Транспортный налог организация не заплатит вообще, т.к. даже не успела зарегистрировать ТС на себя.

Пример 2: Компания купила у другой организации экскаватор 8 апреля 2021 года. 16 апреля техника была поставлена на учет в Гостехнадзоре (обратите внимание — не в ГИБДД), но 20 апреля руководителю компании предложили хорошую цену за экскаватор и он решил его продать. Сделку быстро оформили и уже 28 апреля новый владелец поставил технику на учет.

Компания не заплатит налог за апрель . По правилам, если ТС поставлено на учет после 15 числа месяца, то налог за этот месяц не платиться. С другой стороны если снять с регистрации ТС после 15 числа (что и произошло 28 апреля), то налог за этот месяц считать нужно. Минфин считает, что в этой ситуации (когда авто поставлено и снято с учета в одной и той же половине месяца) налог компания платить не должна.

Новый обладатель экскаватора за апрель налог платить не будет , т.к. поставил его на учет после 15 числа, для него расчет налога начнется с 1 мая.

Самый первый собственник техники , продавший ее 8 апреля и будет плательщиком налога, ведь снята с учета она 16 апреля, т.е. после 15 числа.

Таким образом удается избежать двойного налогообложения и за переходный месяц обязательно кто-то заплатит.

Оперативно заключить сделку, подписать документы, купить выгодно имущество на торгах помогут электронная подпись и ЭДО. Работа с электронными документами через онлайн-сервис и мобильное приложение Такском-Файлер или чрез 1С .

Вопросы по земельному налогу

В 2020 году в связи с пандемией в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП и организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях получили освобождение от уплаты земельного налога за 2 квартал (кстати и от транспортного и от налога на имущество тоже). Надо ли как-то заявить об этой льготе по аналогии с другими, подав заявление?

Нет, специально сообщать ФНС, что у вас есть такое право не нужно. Налоговая должна сама произвести перерасчет. Ели посмотрите на форму заявления в статье выше, то там даже не предусмотрено указание отсылок к ФЗ, а только к региональному законодательству.

Если же ФНС почему-то не пересчитали налоговые обязательства и требует уплаты налога за 2 квартал 2020 года, то придется идти путем возражений и жалоб. Рекомендуем не просто ссылаться на норму ФЗ, но и подтвердить свой статус, дающий право на поддержку — например, приложить выписку из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности, выписку из Реестра СМП для подтверждения статуса малого предприятия.

Договор купли-продажи земельного участка заключен 8 февраля 2021 года, 11 мая 2021 года подписан акт передачи, регистрация в ЕГРН 14 мая, приказ о вводе в эксплуатацию от 17 мая. С какой даты отсчитывать срок для расчета земельного налога?

Ориентироваться нужно на день государственной регистрации права в Реестре. Права на земельной участок, согласно гражданскому законодательству, подлежат государственной регистрации и расчет налога будет производится (как и в случае с транспортом) по новому собственнику именно со дня внесения записи в Реестр.

Как узнать кадастровую стоимость, из которой будет производиться расчет налога?

Актуальную стоимость можно найти через онлайн-сервис Росреестра . Вы также можете сделать письменный запрос через МФЦ или по почте или через личный кабинет на сайте Росреестра. Сведения предоставляются бесплатно.

Вопросы про налог на недвижимость

Наверное самые популярные вопросы касаются уплаты налога налогоплательщиками, применяющими УСН.

Организация применяет УСН, имеет в собственности недвижимое имущество. Нужно ли подавать декларацию?

Организации на УСН сдают декларацию и уплачивают налог только по недвижимости, налоговая база по которой определяется, исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, п.п 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Если у организации есть разные объекты недвижимости — облагаемые и не облагаемые налогом, то необлагаемые объекты в декларации не указываются.

Как понять относится конкретное имущество у организации на УСН к облагаемому или нет?

На этот вопрос сможет ответить только региональное законодательство. Нужно смотреть во-первых , местный закон, в котором определен порядок уплаты налога на имущество, во-вторых , перечень объектов недвижимости на 2021 год (или другой год, который интересует) для целей налогообложения. Причем Перечень может периодически пересматриваться. В-третьих , нужно вчитаться в НК, в п.п. 4 пункта 1 статьи 378.2 сказано, что объектами налогообложения выступают, например, гаражи, жилые помещения, машино-места и др.

Получается, что некоторые объекты могут даже отсутствовать в перечне, но при этом упрощенцы все равно должны уплачивать с них налог. К примеру, с квартиры, которая приобретена для проживания сотрудников или с гаража для рабочего автомобиля.

К новой декларации по налогу на имущество организаций есть раздел с движимым имуществом. Значит ли это, что и по движимому имуществу нужно уплачивать налог и сдавать декларацию?

Новая форма декларации утверждена Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@. В ней действительно есть такой раздел. Но заполняют его только те, кто имеет облагаемое налогом недвижимое имущество и подает декларацию по нему. Т.е. если у вас есть необлагаемая налогом недвижимость и / или движимое имущество — подавать декларацию не надо.

Если у вас есть объекты, подлежащие налогообложению, то кроме них, нужно включать в декларацию информацию и о движимом имуществе, учтенном у организации в качестве основных средств, но налог с такого имущества платить (по крайней мере пока) не нужно.

Сопутствующий вопрос обычно такой — а как различать движимое и недвижимое имущество?

На самом деле в законе все не так однозначно, например, в отношении движимого имущество сказано, что это деньги, ценные бумаги, а также все, что не относится к недвижимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ). Поэтому придется действовать методом исключения. Проблема в том, что отнесение объекта к недвижимости не слишком однозначное.

Можно выделить несколько признаков недвижимости:

  • Связь с землей, невозможность переместить объект без ущерба. К примеру, здание фабрики на фундаменте — это недвижимость. А ларек, установленный без фундамента, который можно легко демонтировать и перевезти — движимость;
  • Закон определяет объекты как недвижимость (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) — линии связи, космические объекты и другие;
  • Недвижимость подлежит обязательной госрегистрации (хотя это не обязательное условие);
  • Наличие в отношении имущества документов технического учета, технической инвентаризации, разрешений на строительство, проектной документации и т.п. Это один из критериев, описанных в Письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Т.е. в расчет будут приниматься конкретные документы, в том числе данные экспертиз;
  • Неспособность имущества функционировать самостоятельно, вне основного объекта. Пример такого имущества — лифты.

На самом деле в данном вопросе стоит обращать внимание на судебную практику. А она очень разношерстная.

  1. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 переквалификации движимого имущества в недвижимое;
  2. АС Московского округа вынес Постановление от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018, где отнесение имущества к недвижимому определялось в том числе на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики (т.е. на основании отраслевого законодательства).

Нельзя сказать, что эти дела решились в пользу налогоплательщиков.

Подробнее о разногласиях в определении типа имущества читайте в нашей статье на сайте .

Кстати, Правительство рассматривает возможность вернуться к взиманию налога с движимого имущества (с этими целями собирается информация о нем в составе деклараций). Один из аргументов — прекращение споров по разделению имущества на движимое и недвижимое. Ну да, если все облагается налогом чего тут спорить?

Организация владеет автомобилем, компьютерами, каждый стоимостью свыше 100 000 рублей и несколькими киосками (движимое имущество). Нужно ли подавать декларацию и включать информацию о таком имуществе в декларацию?

Выше мы уже сказали, что декларация не подается, если организации в собственности имеется только движимое имущество, т.к. оно не подлежит налогообложению. Поэтому владельцам авто, компьютеров и прочего аналогичного имущества волноваться не стоит.

Предприниматель имеет право на получение льготы по налогу на имущество, по объектам, которые использует в своей деятельности, какие документы могут подтвердить назначение использования недвижимого имущества?

Можно приложить любые документы, которые укажут на характер использования помещения. Например — КУДиР, где отражены доходы от деятельности, связанной с данным имуществом (сдача в аренду, к примеру), договоры аренды, фото- и видеосъемка помещений, техническая документация. Если ФНС не хочет верить документам — пригласите инспекторов посетить объект лично, у вас есть такое право.

Организация применяет ОСНО, купила здание, зарегистровала права на него, но не ввело его в эксплуатацию, надо ли уплачивать налог?

Сам по себе ввод в эксплуатацию не имеет значения для налогообложения. Если здание учтено на счете 01 и готово к использованию, то оно облагается налогом. Просто так оставлять объект числящимся на счете 08 (как пытаются некоторые) нельзя. Для этого нужны основания. К примеру, здание куплено в состоянии не позволяющем его нормальную эксплуатацию и требуется произвести ремонт. Тогда, пока объект не будет отремонтирован и введен в эксплуатацию и будет числиться на счете 08, он не облагается налогом.

Сдавайте отчетность, сверяйтесь с ИФНС, обменивайтесь документами с контрагентами. Все это при помощи сервисов 1С . Для групп компаний скидки!

Dmitriy-Fedorov

Термина «IT-компания» в Налоговом кодексе нет. Но на налоговые льготы могут претендовать организации, которые занимаются следующими видами деятельности.

  1. Разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).
  2. Оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД.
  3. Устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД.

Для удобства такие организации в дальнейшем называю IT-компаниями. Для них государство снизило ставки по налогам и взносам и предусмотрело другие льготы.

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам. Вместо общего тарифа в 30% платят взносы по ставке 14%. Вы можете получить льготу IT-компаний по взносам, если подходите под условия.

  • Компания аккредитована в Минкомсвязи.
  • Не менее 90% доходов получает от деятельности в IT.
  • Среднесписочная численность сотрудников — минимум семь человек.

blank-zayavleniya-na-saite-minkomsvyazi

Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2020 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

Продлевать аккредитацию не требуется: льгота доступна, пока соблюдаете все условия. Но если перестанете соответствовать, то должны пересчитать взносы по стандартным тарифам с начала года.

ПРИМЕР: В 2019 году компания соответствовала условиям по доходу и численности. В январе 2020 года получила аккредитацию Минкомсвязи и с тех пор пользуется льготой по страховым взносам.

Если по итогам 2020 года окажется, что среднесписочная численность сотрудников — менее 7 человек, то придется доплатить взносы за весь год по стандартной ставке в 30%.

Сведения о количестве сотрудников компании раз в год сдают в ИФНС. Долю доходов от деятельности в IT по отчетности не определить. Но нарушение могут выявить налоговики во время выездной проверки.

Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

ПРИМЕР: Выручка компании за год — 10 млн ₽. Если компания произведет 1 млн ₽ затрат, не относящихся к НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет равна

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ = 9 млн ₽

Если же организация произведет за год 1 млн руб затрат на НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет меньше:

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ х 1,5 = 10 млн ₽ - 1,5 млн ₽ = 8,5 млн ₽

Льгота действует для расходов, которые входят в утвержденный перечень. Например, к НИОКР относят разработку средств информационной безопасности, методов поиска информации в базах данных, систем управления транспортом.

Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

Для пользования льготой аккредитация в Минкомсвязи не нужна, требований по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Мгновенная амортизация. Крупные IT-компании, которые работают в основном на экспорт, могут сразу списать на затраты стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники.

Обычно после покупки объекта дороже 100 000 ₽, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают на его стоимость постепенно в течение нескольких лет. Такой способ списания затрат называют амортизацией.

В данном случае амортизацию не используют. Можно сразу существенно уменьшить налог на прибыль в том периоде, когда купили новое оборудование.

Чтобы получить право на льготу, IT-компания должна соблюсти все условия:

  • Иметь аккредитацию в Минкомсвязи.
  • Получать не менее 90% дохода от деятельности в IT. В том числе не менее 70% — от иностранных клиентов.
  • Среднесписочная численность сотрудников — не менее 50 человек.

Если нарушить любое из этих условий, воспользоваться льготой будет нельзя.

По закону, юрлица и ИП в сфере IT освобождаются от НДС, если продают исключительные права на ПО и БД, а также права на их использование по лицензионному договору. Но льготы IT-компаниям по НДС касаются только перечисленных выше продуктов, а не деятельности в целом.

Чтобы воспользоваться льготой, аккредитация в Минкомсвязи не нужна. Ограничений по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Izmeneniya-v-federalniy-zakon

Izmeneniya-v-federalniy-zakon-dlya-IT

Важно: Перечисленные ниже льготы недоступны компаниям, если разработанные ими ПО и БД дают возможность размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей, заключать сделки.

Налоговики пока не разъяснили, на какие именно виды ПО и БД не будут распространяться льготы в 2021 году. Если вы сомневаетесь в своем праве на льготные ставки — обратитесь за разъяснением в свою ИФНС.

Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2020 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2021 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

Ставку по страховым взносам снизят до 7,6%. Если в 2020 году для IТ-компаний действует льготная ставка в 14%, то с 2021 года она составит 7,6%.

Вы можете претендовать на новую льготу, если продаете и обслуживаете программы и базы данных собственной разработки. Продаете и обслуживаете ПО и БД других разработчиков — платите с 2021 года взносы по стандартной ставке в 30%.

Для получения льготы в 2021 году вам нужно аккредитоваться в Минкомсвязи и соблюдать другие условия. Не менее семи сотрудников, доходы в сфере ИТ — не менее 90%.

Ставку налога на прибыль снизят с 20% до 3%. Все 3% зачисляются в федеральный бюджет. То есть налог можно перечислять одним платежом, а не двумя, как раньше.

Вы можете получить льготу по налогу на прибыль, если соответствуете условиям. Продаете и обслуживаете ПО и БД собственного производства, есть аккредитация в Минкомсвязи, у вас не менее семи сотрудников, доходы от деятельности в IT — не менее 90%.

Мгновенной амортизации не будет. С 1 января 2021 года прекратит действовать льгота, которая позволяет крупным IT-компаниям единовременно списывать стоимость купленной компьютерной техники.

Меньше компаний смогут применять льготу по НДС. С 2021 года вы можете не начислять НДС, только если продаете ПО и БД, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. То есть в 2021 году количество плательщиков НДС в IT вырастет.

Важно: Сейчас для небольших организаций в IT самый выгодный налоговый режим — упрощенка. Но если ваша IT-компания работает с прибылью и подходит под все требования для использования новых льгот, то с 2021 года вам выгоднее работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

Новые условия делают ОСНО дешевле. С учетом всех льгот в 2021 году вы заплатите на ОСНО по налогу на прибыль всего 3%, в то время как стандартная ставка на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Читайте также: