Отчетность некредитной финансовой организации в налоговую

Опубликовано: 23.04.2024

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 5 сентября 2016 г. N 4128-У Положение дополнено главой 2.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

Глава 2.1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации

2.1.1. Абзацы первый - второй не действуют с 1 января 2018 г.

Информация об изменениях:

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации включает формы отчетности и примечания:

0420002 "Бухгалтерский баланс некредитной финансовой организации" (приложение 1.1 к настоящему Положению);

0420003 "Отчет о финансовых результатах некредитной финансовой организации" (приложение 2.1 к настоящему Положению);

приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

0420004 "Отчет об изменениях собственного капитала некредитной финансовой организации" (приложение 3.1 к настоящему Положению);

0420005 "Отчет о потоках денежных средств некредитной финансовой организации" (приложение 4.1 к настоящему Положению);

примечания в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитной финансовой организации (приложение 5.1 к настоящему Положению).

Информация об изменениях:

Пункт 2.1.2 изменен с 1 января 2020 г. - Указание Банка России от 10 июня 2019 г. N 5166-У

Изменения применяются начиная с составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.

2.1.2. В годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность некредитной финансовой организации включаются следующие примечания:

примечание 1 "Основная деятельность некредитной финансовой организации";

примечание 2 "Экономическая среда, в которой некредитная финансовая организация осуществляет свою деятельность";

примечание 3 "Основы составления отчетности";

примечание 4 "Принципы учетной политики, важные бухгалтерские оценки и профессиональные суждения в применении учетной политики";

примечание 6 "Финансовые активы, в обязательном порядке классифицируемые как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток";

примечание 7 "Финансовые активы, классифицируемые как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток по усмотрению некредитной финансовой организации";

примечание 8 "Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход: долговые инструменты";

примечание 9 "Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход: долевые инструменты";

примечание 10 "Финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости: средства в кредитных организациях и банках-нерезидентах";

примечание 11 "Финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости: займы выданные и прочие размещенные средства";

примечание 12 "Финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости: дебиторская задолженность";

примечание 13 "Инвестиции в ассоциированные предприятия";

примечание 14 "Инвестиции в совместно контролируемые предприятия";

примечание 15 "Инвестиции в дочерние предприятия";

примечание 16 "Активы и обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи";

примечание 21 "Финансовые обязательства, в обязательном порядке классифицируемые как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток";

примечание 22 "Финансовые обязательства, классифицируемые как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток по усмотрению некредитной финансовой организации";

примечание 23 "Финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости: средства клиентов";

примечание 24 "Финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости: кредиты, займы и прочие привлеченные средства";

примечание 25 "Финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости: выпущенные долговые ценные бумаги";

примечание 26 "Финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости: кредиторская задолженность";

примечание 27 "Обязательства по вознаграждениям работникам по окончании трудовой деятельности, не ограниченным фиксированными платежами";

примечание 28 "Резервы - оценочные обязательства";

примечание 32 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с финансовыми инструментами, в обязательном порядке классифицируемыми как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток";

примечание 33 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с финансовыми активами, классифицируемыми как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток по усмотрению некредитной финансовой организации";

примечание 35 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с долговыми инструментами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прочий совокупный доход";

примечание 36 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с долевыми инструментами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прочий совокупный доход";

примечание 37 "Оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки по финансовым активам, оцениваемым по амортизированной стоимости";

примечание 38 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с инвестиционным имуществом";

примечание 39 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с иностранной валютой";

примечание 40 "Прочие инвестиционные доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов)";

примечание 41 "Выручка от оказания услуг и комиссионные доходы";

примечание 43 "Прямые операционные расходы";

примечание 45 "Доходы за вычетом расходов (расходы за вычетом доходов) от операций с финансовыми обязательствами, классифицируемыми как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток по усмотрению некредитной финансовой организации";

примечание 46 "Общие и административные расходы";

примечание 47 "Прочие доходы и расходы;

примечание 50 "Прибыль (убыток) на акцию". Заполняется только некредитными финансовыми организациями, собственные акции которых допущены к организованным торгам или находятся в процессе выпуска;

примечание 51 "Сегментный анализ". Заполняется только некредитными финансовыми организациями, собственные акции и долговые ценные бумаги которых допущены к организованным торгам или находятся в процессе выпуска;

примечание 53 "Передача финансовых активов";

примечание 55 "Производные финансовые инструменты и учет хеджирования";

примечание 56 "Справедливая стоимость финансовых инструментов";

примечание 57 "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств";

примечание 58 "Операции со связанными сторонами";

примечание 59 "События после окончания отчетного периода".

Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.

Какую отчетность сдают НКО

НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.

Бухгалтерская отчетность НКО

Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.

Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.

При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.

НКО на ОСНО

Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.

НКО на УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.

Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.

Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.

При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.

Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.

Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.

В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.

Отчетность НКО в Минюст РФ

НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).

Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:

  • в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
  • в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.

Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.

НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.

Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.

Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.

О порядке представления отчетности некоммерческими организациями

Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.

Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.

Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.

Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Способы передачи отчетов:

  • личный визит;
  • почтовое отправление;
  • через оператора электронного документооборота;
  • по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
  • публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
  • публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.

Ответственность НКО за непредставление отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.

Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в некоммерческих организациях


Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.

Отчетность в Минюст РФ

НКО в России разделены на три группы:

  • общественные объединения (общественные организации и движения);
  • НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • иные НКО (ассоциации, союзы, фонды, частные учреждения, автономные НКО).
Разберем подробнее особенности подготовки отчетности в Минюст РФ для каждой группы.

Общественные объединения

1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.

2. Уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.

нко1

НКО, выполняющие функции иностранного агента

НКО2

Иные НКО

1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;

2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.

Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.

Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».

Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.

НКО3

Ответственность за непредставление отчетности

При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:

Бухгалтерская отчетность

Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.

Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

НКО4

Статистическая отчетность

НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.

Вопрос 1. Просим уточнить, разрабатывается ли Банком России рекомендуемый состав избранных примечаний в составе промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для НФО. Просим дать рекомендации в отношении минимального состава избранных примечаний, которые НФО должна включить в состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответ. Банк России не планирует определять перечень примечаний представляемых в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно пункту 3.3 Положения № 1 , пункту 3.3 Положения № 2 и пункту 3.2 Положения № 3 при определении состава примечаний, включаемых в промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность некредитная финансовая организация руководствуется положениями МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (далее — МСФО (IAS) 34).

В соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 34, организация должна включить в свою промежуточную финансовую отчетность пояснение событий и операций, которые являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты окончания последнего годового отчетного периода, а также информацию требуемую пунктом 16А МСФО (IAS) 34, в случае наличия соответствующих операций.

То есть количество раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется конкретными обстоятельствами, которые индивидуальны для каждой организации.

Вопрос 2. Необходимо ли определять чувствительность оценок к возможным изменениям исходных данных, использованных в оценке справедливой стоимости для уровня 2 в иерархии справедливой стоимости?

Ответ. Заполнение графы 8 «Чувствительность оценки справедливой стоимости» таблиц «Методы оценки и исходные данные, использованные в оценке справедливой стоимости для уровня 2 в иерархии справедливой стоимости, а также чувствительность оценок к возможным изменениям исходных данных» не требуется.

Вопрос 3. Должны ли обороты денежных средств по операциям покупки/продажи ценных бумаг, совершаемых брокером по поручению НФО, а также остаток денежных средств на брокерском счете отражаться в отчете о потоках денежных средств?

Ответ. Остатки денежных средств на брокерских счетах включаются в состав денежных средств и их эквивалентов, если в отношении них выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (далее — МСФО (IAS) 7). Если НФО включает остатки денежных средств на брокерских счетах в состав денежных средств и их эквивалентов, то передача денежных средств от НФО брокеру и от брокера НФО в отчете о потоках денежных средств некредитной финансовой организации не отражается, поскольку в соответствии с пунктом 9 МСФО (IAS) 7 денежные потоки не включают обороты между статьями денежных средств и их эквивалентов.

Вопрос 4. Корректно ли отражение остатков по счету 30602 и минимального неснижаемого остатка по счету 47901, со сроком исполнения до 90 дней, по статье «Денежные средства и их эквиваленты» бухгалтерского баланса?

Ответ. По статье «Денежные средства и их эквиваленты» бухгалтерского баланса отражаются денежные средства, переданные в доверительное управление, в отношении которых выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7.

По статье «Денежные средства и их эквиваленты» бухгалтерского баланса могут отражаться остатки по счету 30602 «Расчеты некредитных финансовых организаций — доверителей (комитентов) по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами», в отношении которых выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7.

Остатки по счетам 47901 и 30602, в отношении которых не выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7, могут отражаться по статье «Депозиты и прочие размещенные средства в кредитных организациях и банках-нерезидентах» бухгалтерского баланса.

Вопрос 5. Какой порядок формирования показателей по разделу «Прочий совокупный доход» отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации?

Ответ. Показатели по статьям раздела «Прочий совокупный доход» отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации определяются исходя из остатков по соответствующим символам отчета о финансовых результатах, которые рассчитываются, как обороты по соответствующим лицевым счетам балансовых счетов второго порядка счета № 106.

Вопрос 6. Каким образом НФО должна раскрыть информацию о переходе с 1 января 2018 года на МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», введенный в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.06.2016 № 98н, (далее — МСФО (IFRS) 9) в бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, оканчивающийся 31 декабря 2017 года?

Ответ. В примечании 4 «Принципы учетной политики, важные оценки и профессиональные суждения в применении учетной политики» НФО указывает наименования выпущенных, но не вступивших в силу МСФО, с указанием дат, с которых планируется применение этих МСФО, характера предстоящих изменений в учетной политике, обсуждения ожидаемого влияния на отчетность или указания того, что такое влияние не может быть обоснованно оценено.

Таким образом, НФО должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год ожидаемое влияние МСФО (IFRS) 9 на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и описать характер предстоящих изменений в учетной политике.

Вопрос 7. НФО, осуществившая переход на отраслевые стандарты бухгалтерского учета 1 января 2017 года, планирует применение МСФО (IFRS) 9 c 1 января 2018 года. Каким образом НФО должна скорректировать сопоставимые сравнительные данные за 2017 год в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год?

Ответ. При определении порядка представления сравнительной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год следует руководствоваться положениями МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н и пунктом 7.2.1 МСФО (IFRS) 9.

Вопрос 8. Необходимо ли НФО пересматривать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае обнаружения в ней ошибок?

Ответ. При обнаружении ошибок в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО необходимо, начиная со следующей промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности после обнаружения ошибок, отразить скорректированные показатели доходов и расходов нарастающим итогом, исправленные данные об остатках на начало сравнительного отчетного периода и конец сравнительного отчетного периода, раскрыть информацию о произведенных исправлениях в текстовых пояснениях к таблицам примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитной финансовой организации.

Вопрос 9. Необходимо ли в отчетности отражать задолженность по налогам на сальдированной основе, в частности, по налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ, налогу на имущество?

Ответ. В соответствии с пунктом 32 МСФО (IAS) 1 организация не должна представлять на нетто-основе активы и обязательства, кроме случаев, когда это требуется или разрешается каким-либо МСФО.

В соответствии с пунктом 71 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, (далее — МСФО (IAS) 12) организация должна производить взаимозачет текущих налоговых активов против текущих налоговых обязательств в том и только в том случае, если организация:

(a) имеет юридически защищенное право осуществить зачет таких признанных сумм; и

(b) намеревается либо осуществить расчеты на нетто-основе, либо реализовать данный актив и погасить данное обязательство одновременно.

Организация обычно имеет юридически защищенное право проводить зачет текущего налогового актива против текущего налогового обязательства, если они относятся к налогам на прибыль, взимаемым одним и тем же налоговым органом и этот налоговый орган разрешает организации произвести или получить платеж единой суммой, рассчитанной на неттооснове (пункт 72 МСФО (IAS) 12).

Таким образом, при условии соответствия критериям, установленным пунктом 71 МСФО (IAS) 12, организация в бухгалтерском балансе проводит взаимозачет текущих налоговых активов и обязательств.

Взаимозачет отложенных налоговых активов и обязательств регулируется пунктом 74 МСФО (IAS) 12. При выполнении критериев, установленных указанным пунктом, организация отражает в учете взаимозачет отложенных налоговых активов и обязательств по парным счетам № 61701 «Отложенное налоговое обязательство» и № 61702 «Отложенный налоговый актив по вычитаемым временным разницам». Иного требования о проведении взаимозачета отложенных налоговых активов и обязательств в отчетности МСФО (IAS) 12 не установлено.

Задолженность по налогам и сборам, кроме налога на прибыль, отражается по статье «Прочие обязательства» бухгалтерского баланса. В случае наличия переплат по налогам и сборам, кроме налога на прибыль, они отражаются по статье «Прочие активы» бухгалтерского баланса. Взаимозачет актива и обязательства возможен только в случае, если они относятся к налогам или сборам, взимаемым одним и тем же фискальным органом, и этот орган разрешает организации произвести или получить платеж единой суммой, рассчитанной на нетто-основе.

20 декабря 2017 года

1 Положение Банка России от 28.12.2015 № «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования»

2 Положение Банка России от 28.12.2015 № «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов»

НКО отличается от коммерческих структур нацеленностью на достижение социально значимого результата, получение материальной выгоды не является для них приоритетом. Их деятельность регулируется ГК РФ, НК РФ и отраслевым законодательством (Закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ). В роли НКО могут выступать объединения предприятий или физических лиц. Формами некоммерческих учреждений являются потребительские кооперативные структуры, фонды, организации, ведущие религиозную деятельность.

Какую отчетность должны сдавать НКО

Некоммерческим учреждениям законодательно вменено в обязанность регулярно отчитываться об итогах деятельности. НКО должны подавать в контролирующие органы полный комплект бухгалтерской отчетности. Ее состав регулируется ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, бланки актуальных форм приведены в Приказе авторства Минфина от 02.07.2010 г. № 66н.

ВАЖНО! Бухгалтерская отчетность должна формироваться с периодичностью 1 раз в год.

Структура составляемой налоговой отчетности напрямую зависит от применяемого НКО режима налогообложения. Обширный перечень отчетных форм присущ общей системе, при использовании упрощенного спецрежима можно ограничиться декларацией по УСН. Дополнительно надо будет подавать декларационную форму по налогу на недвижимое имущество, если оно имеется в собственности у НКО.

Бухгалтерская и налоговая отчетность составляют базу для подведения итогов деятельности. Этими формами НКО при взаимодействии с контролирующими органами не ограничиваются. Надо составлять и такие виды отчетности:

  • статистическая;
  • формы по расчетам с бюджетом по страховым взносам (подаются в ФНС и во внебюджетные фонды);
  • специализированный тип документации, представляемой в Минюст.

Состав и классификация отчетности

Бухгалтерская отчетность действующими некоммерческими организациями может подаваться в полном или упрощенном формате. Состав такого комплекта документации будет содержать:

  • форму баланса;
  • отчет, отражающий финансовые результаты работы;
  • отчетность по целевому характеру использования средств.

Предусмотренный законодательством бланк отчета о движении денежных ресурсов НКО могут не составлять и не подавать в проверяющий орган. ПБУ 4/99 наделяет НКО полномочиями по непредоставлению отчета об изменениях в капитале.

ВНИМАНИЕ! Религиозные организации могут не сдавать бухгалтерский комплект отчетности, если у них в отчетном интервале нет обязательств налогового типа.

При необходимости дать более детальную расшифровку отдельным показателям в бухотчетности НКО могут воспользоваться рекомендованными Минфином формами пояснений или разработать собственный шаблон. О том, как подавать бухгалтерскую отчетную документацию в электронном виде, рассказывается в Приказе ФНС от 20.03.2017 г. № ММВ-7-6/228@.

Отчетность по прибылям и убыткам должна оформляться при условии соответствия нескольким критериям:

  • в отчетном году были зафиксированы значительные доходные поступления, источником которых стала предпринимательская деятельность организации;
  • текущий уровень финансового положения не может быть оценен объективно и достоверно без детализации статей дохода.

Налоговая отчетность на ОСНО будет состоять из таких форм:

  • декларация по налогу на добавленную стоимость;
  • по налогу на имущество;
  • по налогу на прибыль;
  • по земельному виду налога;
  • по транспортному налогу;
  • информация о ССЧ (усредненном показателе численности наемных работников).

Часть из указанных форм подлежит заполнению только в тех случаях, когда у компании есть объект налогообложения. Например, если организация не имеет в собственности транспортных средств, то у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом по транспортному налогу. Сведения о ССЧ подаются при условии соответствия нормативу численности.

Не входят в состав отчетности, но обязательны для предоставления в ФНС при наличии наемных работников, справки 2-НДФЛ. По доходам персонала необходимо отчитываться и по форме 6-НДФЛ.

Для организаций, официально оформивших переход на спецрежим, установлены особые формы налоговой отчетности:

  1. Если НКО применяет УСН, то она обязательно сдает в ФНС декларацию по этому виду налога.
  2. При использовании спецрежима в форме ЕНВД большая часть отчетности будет заменена декларацией по ЕНВД.

Отчетность во внебюджетные фонды представлена формой 4-ФСС, мониторингом которой занимается ФСС, и бланком РСВ. Последний объединил в себе признаки нескольких документов, которые раньше подавались в разные фонды по страховым взносам. Он должен быть сдан в обслуживающий орган ФНС. В отделение ПФР надо подать два вида отчетных документов:

  • СЗВ-СТАЖ;
  • СЗВ-М.

При взаимодействии с органами статистки на НКО возлагается обязанность по подготовке двух обязательных бланков:

  • форма 1-СОНКО;
  • форма 11 (краткая).

Форма 11 (краткая) утверждена Приказом Росстата от 26.06.2017 № 428. В графах этого документа раскрывается информация об основных фондах НКО, их движении и текущем объеме. Отчет 1-СОНКО регламентируется положениями Приказа, изданного Росстатом 22.09.2017 г. № 623.

  1. Формы № 0Н0001. В документе раскрываются сведения о лицах, осуществляющих руководство некоммерческой структурой, о направлении деятельности учреждения.
  2. Формы № 0Н0002. Бланк расшифровывает данные по расходным операциям с привлечением ресурсов целевого финансирования. Этим отчетом подтверждается факт соблюдения целевого характера трат. Дополнительно указываются сведения о мероприятиях по использованию имущественных активов.
  3. Формы № 0Н0003. Их заполнение осуществляется не на бумажных носителях, а сразу на сайте Минюста.

КСТАТИ, от подачи отчетов в Минюст НКО освобождаются при условии, что в рассматриваемом периоде у них не было зафиксировано операций по поступлению активов от международных компаний или лиц с иностранным гражданством. Дополнительное требование – соответствие общего объема годовых поступлений пределу в 3 млн рублей.

При освобождении от подачи отчетных форм в Минюст бланки №0Н0001 и №0Н0002 заменяются формой заявления.

Сроки сдачи отчетных форм

Для некоммерческих организаций при подготовке документов отчетного характера актуальны способы подачи их в контролирующие органы посредством личного визита, почтового отправления или ТКС. Последний вариант доступен для тех учреждений, которые оформили цифровую подпись квалифицированного типа.

В Минюст отчетные формы должны быть поданы представителями НКО в срок до 15 апреля. Сформированный комплект бухгалтерской отчетности принимается у субъекта хозяйственной деятельности с соблюдением предельных сроков – до окончания трехмесячного интервала, отсчитываемого от даты завершения отчетного года.

Эти нормы актуальны и для упрощенного набора бухгалтерской отчетной документации, для представления письменных пояснений и расшифровок к отдельным статьям отчетных форм.

Декларационная форма по НДС готовится на ежеквартальной основе. Сдать ее надо успеть до 25 числа месяца, следующего за отчетным отрезком времени. По имущественным налоговым обязательствам декларация подается в ФНС раз в год. На ее оформление дается 3 месяца после завершения рассматриваемого периода. По производимым авансовым платежам подается отдельный бланк на ежеквартальной основе.

По налогу на прибыль надо отчитываться ежемесячно или поквартально. На подготовку отводится 28 календарных дней. По налоговым обязательствам на земельные наделы декларация сдается в срок до 1 февраля после завершения отчетного годового интервала. Аналогичные временные рамки выставлены для транспортного налога. Сведения о ССЧ налоговые органы собирают до 20 января каждого года за предыдущий период. Декларация по УСН сдается раз в год до конца марта. Обязанность по ее сдаче установлена для предприятий даже в ситуациях, когда они фактически не имели доходных поступлений.

ВАЖНО! Статистические формы, которые некоммерческие структуры должны составлять и представлять обслуживающим их территорию подразделениям Росстата, подаются с учетом предельного срока до 1 апреля в году, следующем за отчетным промежутком.

Читайте также: