1 могут ли в качестве репараций выступать облигации доходы железных дорог налоги с промышленности

Опубликовано: 04.05.2024

Впервые право на получение репараций с Германией и её союзников после Первой мировой войны обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 млрд золотых марок – эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 1920-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд золотых марок.

Затем, в 1924 г. и 1930 г. условия выплат Германией репараий были изменены в соответствии с «планом Дауэса» и «планом Юнга».

В соответствии с «планом Дауэса» устанавливалось, что в 1924 г. Германия выплачивает репарации на сумму в 1 млрд золотых марок. К 1928 г. размер выплат должен достичь 2,5 млрд золотых марок. Благодаря защищённым траншам риски, связанные с закупкой валюты, ложились на получателя, что способствовало сохранению стабильности рейхсмарки. Организация выплат была поручена Паркеру Джилберту.

Важной составляющей плана Дауэса был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. Основным элементом «плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Великобритании в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США – 2,5 млрд долл., от Великобритании – 1,5 млрд долл. Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства предприятий. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона.

Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название «плана Юнга» и предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113,9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи (в среднем до 2 млрд золотых марок). В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

План предусматривал отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный вывод оккупационных войск из Рейнской области.

Разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 1930-х годов сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 г. Президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации (так называемый «мораторий Гувера»).

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за 3 млрд золотых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Германией, Великобританией, Францией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства Германии по выплате репараций.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, т.к. после прихода к власти в Германии в 1933 г. А. Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой войны, и образования в 1949 г. Федеративной Республики Германия главы МИД США, Великобритании и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому мирному договору. В 1953 г. согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

Объединение Германии 3 октября 1990 г. повлекло «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому мирному договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 млн марок. По истечении этого срока, 4 октября 2010 г. Немецкий федеральный банк произвел последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репарациями, и таким образом эти обязательства были Германией полностью исполнены.

План Дауэса (16 августа 1924 г.)

Первый репарационный план для Германии, разработанный комитетом экспертов под председательством американского финансиста Чарльзом Дауэсом, был утвержден на международной конференции в Лондоне 16 августа 1924 г. Вступил в силу 30 августа 1924 г.

Доклад первого комитета экспертов

Часть I настоящего доклада излагает наше понимание порученной нам задачи, наши общие выводы и основные черты нашего проекта.

Часть II содержит те соображения, которые привели нас к нашим выводам, и, в частности, описывает некоторые особенности экономического и финансового положения Германии.

Часть III включает целый ряд предложений, касающихся технических подробностей различных наших предложений.

Содержание части I

I. Т о ч к а з р е н и я к о м и т е т а:

а) Принятая комитетом точка зрения была практической, а не политической.

b) Политические соображения приняты во внимание лишь постольку, поскольку они способствуют осуществлению плана.

с) Поставленной целью было взыскание долга, а не применение карательных мер.

d) Уплата Германией означенного долга является необходимым участием этой страны в деле возмещения причиненных войной убытков.

f) Восстановление Германии не является чем-то самодовлеющим; оно не более как часть более широкой проблемы о восстановлении всей Европы.

g) Предусмотренные гарантии суть гарантии порядка экономического, а не политического.

II. Э к о н о м и ч е с к о е е д и н с т в о Г е р м а н и и:

Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета, Германии необходимы ресурсы всей германской территории, в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории.

Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета Германии необходимы ресурсы всей германской территории, в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории.

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

д) Главнейшие признаки такого банка:

1. он будет иметь исключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твердую основу в отношении золота;

2. он будет банком остальных банков и будет устанавливать официальный учетный процент;

3. он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;

4. авансы правительству будут строго ограничены;

5. он будет принимать в депозит платежи по репарациям;

6. его капитал будет равен 400 миллионам зол. марок. VIII. Основные принципы при установлении ежегодных платежей Германии.

а) Вытекающие из договора обязательства и устойчивость бюджетного равновесия;

1. Для приведения своего бюджета в равновесие Германии недостаточно изыскать потребные суммы на покрытие своих внутренних административных расходов.

2. Она равным образом должна покрывать, до крайнего предела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора.

Германия будет расплачиваться по обязательствам наложенным на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно: А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных облигаций.

III. В о е н н а я с т о р о н а в о п р о с а. -

В о з м о ж н ы е г а р а н т и и и с а н к ц и и:

а) Политические гарантии и санкции не входят в нашу компетенцию.

в) То же относится и к военной стороне вопроса.

с) В момент введения в действие нашего проекта на объединенной территории Германии, требуется, 1) чтобы никакая военная организация, если таковая существует, не препятствовала свободе экономических сношений и, 2) чтобы не было налицо никакого постороннего контроля или же экономического вмешательства, не предусмотренного настоящим планом.

d) Тем не менее, предусматриваются адекватные и производительные гарантии.

IV. З а д а ч а к о м и т е т а:

а) Стабилизация валюты и реализация бюджетного равновесия составляют проблемы, тесно между собою связанные, хотя – в процессе их изучения - и представляется возможным временно их разъединять.

с) Оба эти условия необходимы для того, чтобы дать возможность Германии удовлетворять свои внутренние потребности и причитающиеся с нее, в силу договора, платежи.

VI. В а л ю т а и э м и с с и о н н ы й б а н к:

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

d) Главнейшие признаки такого банка:

1) он будет иметь исключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твердую основу в отношении золота;

2) он будет банком остальных банков и будет устанавливать официальный учетный процент;

3) он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;

4) авансы правительству будут строго ограничены;

5) он будет принимать в депозит платежи по репарациям;

6) его капитал будет равен 400 миллионам золотых марок;

7) руководить им будут председатель-немец и состоящее из немцев правление, в помощь которым может быть образован совещательный комитет, равным образом состоящий из немцев;

8) выполнение устава будет находиться под наблюдением генерального совета, половина членов которого, включая комиссара, будет состоять из иностранцев.

VII. Б ю д ж е т и в р е м е н н о е о б л е г ч е н и е р е п а р а ц и о н н ы х о б я з а т е л ь с т в:

Реализация в Германии бюджетного равновесия требует:

а) Полной экономической и финансовой суверенности, при условии предусмотренных в настоящем докладе видов контроля.

в) Устойчивой валюты.

с) Временного облегчения производимых из бюджетных средств платежей в счет вытекающих из договора обязательств.

d) Такое облегчение не должно приостанавливать признанных необходимыми поставок натурою.

Германия равным образом должна покрывать, до крайнего предела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора.

Бюджет не может быть ни приведен в равновесие, ни поддержан в состоянии равновесия без того, чтобы не было установлено обязательство годичных платежей на достаточно продолжительный период и на точных, заранее выясненных основаниях.

Предложения наши, по мере возможности, следуют этому принципу.

VIII. Д о л я с о ю з н и к о в п р и п о в ы ш е н и и б л а г о с о с т о я н и я Г е р м а н и и:

1. Кредиторы Германии должны получить свою долю при повышении благосостояния Германии.

2. Результат этот будет достигнут при помощи индекса благосостояния.

IX. Н о р м а л ь н ы е р е с у р с ы, с л у ж а щ и е д л я п р о и з в о д с т в а п л а т е ж е й:

Германия будет расплачиваться по обязательствам, наложенных на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно:

А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных облигаций.

X. Перечисление ресурсов в счет платежей, вытекающих из договора.

1. Период бюджетного мораториума:

Первый год. – Поступление от внешнего займа и часть процентов с железнодорожных облигаций. Итого: 1 миллиард зол. марок.

Второй год. – Проценты с части железнодорожных и промышленных облигаций, бюджетные поступления от продажи на 500 миллионов зол. марок железнодорожных облигаций. Итого 1220 миллионов зол. марок.

2. Переходный период:

Третий год. – Проценты с железнодорожных и промышленных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджетные ресурсы. Итог: 1200 миллионов зол. марок (не учитывая возможного увеличения или понижения на 250 миллионов зол. марок).

Четвертый год. – Проценты с железнодорожных и промышленных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджетные ресурсы.. Итог: 1750 миллионов зол. марок (не учитывая возможного увеличения или понижения на 250 миллионов зол. марок).

3. Типовой (нормальный) год.

Пятый год. – Проценты с железнодорожных и промышленных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджетные ресурсы. Итог: 2500 миллионов зол. марок.

В дальнейшем – 2500 миллионов зол. марок плюс добавки, вычисленные сообразно индексу благосостояния.

XI. Г л о б а л ь н ы й х а р а к т е р п л а т е ж е й. -

П о с т а в к и н а т у р о ю:

а) Вышеуказанные суммы покроют весь возможный долг Германии союзным и объединившимся державам.

в) Поставки натурою должны продолжаться, но будут оплачиваться посредством кредитного сальдо банкового счета.

XII. С п о с о б п р о и з в о д с т в а п л а т е ж е й:

Все платежи в счет репараций. будут вноситься в зол. марках, либо в равноценной германской валюте, в новый банк на кредит «агента по репарационным платежам». Такой взнос будет являться окончательным актом германского правительства по выполнению финансовых обязательств, возложенных на него планом.

XIII. С п о с о б п о л у ч е н и я п л а т е ж е й:

Употребление и взыскание внесенных таким образом фондов будут происходить под надзором комитета, состоящего из агента по репарационным платежам (являющегося агентом связи, подведомственным Репарационной комиссии). и пяти других компетентных лиц, по одному от каждого из пяти союзных и объед. держав. Комитет этот будет регулировать выполнение программы в отношении поставок натурой и платежей. так, чтобы избежать пертурбаций на валютном рынке.

Он равным образом будет производить непосредственные трансферты денежных сумм союзникам посредством покупки девизов и вообще будет стремиться к осуществлению максимума денежных переводов, не нарушая устойчивости валюты.

Если производимые Германией в счет репараций платежи, в конечном результате, превысят суммы, которые будут переведены посредством поставок натурой и покупки иностранных девизов, то платежи эти будут накопляться в банке. Образованный таким образом вклад может, в нормальных условиях, достигать цифры в 2 млрд. В случае превышения этой цифры, комитет должен будет обращать свои дополнительные ресурсы в облигации и иные помещения капитала в пределах Германии, сообразно условиям, предусмотренным в приложении VI. По экономическим и политическим соображениям нельзя допускать неограниченного накопления фондов, соответственно сумме репарационного долга; поэтому мы предлагаем установить для такого накопления абсолютный предел в 5 миллиардов. Если предел этот будет достигнут, бюджетные поступления должны будут быть сведены ниже предусмотренного в нашем проекте нормального уровня, с тем, чтобы они не превышали использования фондов и чтобы дальнейшее накопление прекратилось.

XIV. Д р у г и е г а р а н т и и, с в е р х ж е л е з н о д о р о ж н ы х о б л и г а ц и й:

а) В виде гарантии бюджетных поступлений и иных платежей назначаются доходы со следующих источников: 1) спирт, 2) табак, 3) пиво, 4) сахар, 5) таможни.

XV. В н е ш н и й з а е м, е г о у с л о в и я и ц е л и:

а) Обеспечить новый банк золотым запасом.

в) Произвести в 1924-25 гг. важнейшие внутренние платежи, вытекающие из договора.

XVII. Х а р а к т е р п л а н а:

в) Проект ставит целью:

1. Установить такую организацию, благодаря которой стало бы возможным получить с Германии максимум платежей.

2. Позволить возможно большее количество трансфертов кредиторам Германии.

План Юнга (январь 1930 г.)

Второй репарационный план для Германии, разработанный комитетом экспертов под председательством американского финансиста Оуэна Юнга, был утвержден на международной конференции в Гааге. Вступил в силу в январе 1930 г.

ДОКЛАД КОМИТЕТА ЭКСПЕРТОВ

Взамен существующей системы защиты трансфертов, содержащей в себе полуполитический контроль, создание ограничений для инициативы Германии и возможное [неблагоприятное] влияние на [ее] кредит, мы предлагаем систему аннуитетов, значительно меньших, чем те, которые были установлены планом Дауэса, подчиненных новым и гибким условиям. Эта система дает Германии желаемое освобождение от иностранного вмешательства и контроля.

Новый план войдет в силу 1 сентября 1929 г. с суммой в 37 аннуитетов по 1988,8 млн. рейхсмарок каждый до 31 марта 1966 г.

В дальнейшем Германии останется произвести платежи, указанные в следующей ниже таблице, поскольку в отношении этих лет не будут приняты специальные постановления.

1966/67 г. 1607,7 1977/78 г. 1685,4

1967/68 г. 1606,9 1978/79 г. 1695,5

1968/69 г. 1616,7 1979/80 г. 1700,4

1969/70 г. 1630,0 1980,81 г. 1711,3

1970/71 г. 1643,7 1981/82 г. 1687,6

1971/72 г. 1653,9 1982/83 г. 1691,8

1972/73 г. 1662,3 1983/84 г. 1703,3

1973/74 г. 1665,7 1984/85 г. 1683,5

1974/75 г. 1668,4 1985/86 г. 925,1

1975/76 г. 1675,0 1986/87 г. 931,4

1976/77 г. 1678,7 1987/88 г. 897,8

. 1. Аннуитеты проистекают из двух источников:

Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв

♦ доходы железных дорог;

♦ налоги с промышленности.

Кроме того, для стимулирования роста немецкой промышленности США предоставили заем 800 млн. марок, что составило около 70 % внешних инвестиций.

Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т. к. обеспечивали отмену военного контроля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т. д. К концу 20-х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня промышленного развития.

В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репарационные платежи снижались на 20 %, Германия получила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансиро-вание тяжелой промышленности и укрепивший позиции аме-риканского капитала в немецкой экономике.

Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. президент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, получившей название «Моратория Гувера». В 1932 г. Лозанская конференция предоставила Германии право выкупа за 3 млрд. марок своих репарационных облигаций на условиях погашения выкупных облигаций в течение 15 лет.

Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту приходит золотовалютный стандарт – система, при которой страна хранит для внешних расчетов определенное количество иностранной валюты, рассматриваемой в качестве эквивалента золота и конвертируемой по твердому курсу в национальную валюту. Она получила распространение по рекомендации Женевской конференции 1922 г. и характеризова-лась попытками восстановления валютной стабильности в период с 1924 по 1928 г. При этом золото не использовалось для чеканки монет, не находилось в свободном обращении, а фигурировало в золотых слитках в кассовой наличности эмиссии банка. Международные расчеты требовали проведения согласованной политики, т. к. валютные центры должны были поддерживать высокий уровень экономической активности и высокий спрос на импорт, чтобы позволить странам-участницам свободно приобретать необходимые им резервные средства.

Золотовалютная система состояла из нескольких зон, привязанных к определенной валюте. Так, стерлинговая зона возникла в 1931 г. по решению стран Британского содружества (за исключением Канады), Португалии, Ирана, Скандинавских стран и Латвии стабилизировать свои денежные системы по отношению к фунту стерлингов, а не золоту. Это объяснялось особым положением Великобритании, т. к. ее национальный доход претерпел наименьшие сокращения в годы великой депрессии, кроме того, она являлась основным торговым партнером всех перечисленных стран. Практически одновременно возникли зона доллара и зона франка. Их развитие способствовало расширению функций центральных банков, т. к. в рамках существующих валютных зон они должны были поддерживать твердые курсы продажи и покупки основной валюты. Главной проблемой стало обеспечение ликвидности центра в отношениях со странами, не входящими в валютную зону, поэтому основным инструментом финансовой политики служили фонды валютной стабилизации, действующие в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В октябре 1936 г. между ними было подписано трехстороннее соглашение о регулировании курса золота для снижения убытков при конвертируемости валют. 7.3. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 апреля 2017 г. N 03-03-06/2/22776 О признании в целях налогообложения прибыли процентного дохода по облигациям в случае изменения ими в течение отчетного (налогового) периода признаков обращаемости, а также о налогообложении процентного дохода, выплачиваемого эмитентом по облигациям российских организаций владельцу облигаций - иностранной организации

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.

1. По вопросу признания в целях налогообложения прибыли процентного дохода по облигациям в случае изменения ими в течение отчетного (налогового) периода признаков обращаемости.

В соответствии с новой редакцией подпункта 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", ставка по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов применяется к налоговой базе по доходу в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

При этом, как указывается в пункте 1 статьи 328 НК РФ, сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271-273 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) в течение календарного месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Условия признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (обращающимися ценными бумагами) в целях налогообложения прибыли установлены пунктом 9 статьи 280 НК РФ.

Таким образом, к полученному по облигациям процентному доходу применяется предусмотренная подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ налоговая ставка в размере 15 процентов при одновременном соблюдении установленных требований: облигации российских организаций на даты признания процентного дохода, то есть на конец месяца или на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства), соответствуют установленным пунктом 9 статьи 280 НК РФ критериям обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

такие облигации номинированы в рублях и эмитированы в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

В случае если облигации в течение отчетного (налогового) периода на даты признания процентного дохода не отвечали вышеуказанным требованиям, в том числе по обращаемости, то полученный процентный доход подлежит налогообложению по ставке 20 процентов.

При этом в случае изменения облигацией в отчетном (налоговом) периоде признаков обращаемости, процентный доход, подлежащий налогообложению по ставке 15 и ставке 20 процентов, учитываются раздельно путем последовательного суммирования в отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, при изменении облигацией признаков обращаемости основания для пересчета налоговой базы отсутствуют.

2. По вопросу применения установленного пунктом 4 статьи 287 НК РФ срока уплаты налога в бюджет при реализации указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ облигаций российских организаций сообщается, что названное положение применяется только в отношении доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

3. Относительно налогообложения процентного дохода, выплачиваемого эмитентом по облигациям российских организаций владельцу облигаций - иностранной организации сообщается, что доходы иностранной организации, полученные по долговым обязательствам российских организаций, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (пункт 1.1 статьи 309 НК РФ).

Порядок налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации установлен статей 310 НК РФ, согласно которой, налог с процентных доходов от долговых обязательств российских организаций, за исключением долговых обязательств, указанных в абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ, исчисляется по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 284 НК РФ.

При этом согласно статье 7 НК РФ, в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов.

Согласно подпункту 3 пункта 3 и пункту 5 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при наличии оснований для применения ставки налогообложения, указанной в подпункте 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ, проверка установленных пунктом 9 статьи 280 НК РФ условий признания ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, а также учет начисленных налогоплательщикам доходов, осуществляется налоговым агентом в порядке, аналогичном вышеуказанному.

Также сообщается, что ответ по вопросу N 5 обращения будет дан дополнительно.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

По вопросу признания в целях налогообложения прибыли процентного дохода по облигациям в случае изменения ими в течение отчетного (налогового) периода признаков обращаемости разъяснено следующее.

К полученному по облигациям процентному доходу применяется ставка в размере 15% при одновременном соблюдении установленных требований. Так, облигации российских организаций на даты признания процентного дохода должны соответствовать установленным НК РФ критериям обращающихся на ОРЦБ. Облигации должны быть номинированы в рублях и эмитированы в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.

Если облигации в течение отчетного (налогового) периода на даты признания процентного дохода не отвечали вышеуказанным требованиям, в том числе по обращаемости, то полученный процентный доход подлежит налогообложению по ставке 20%.

При этом в случае изменения признаков обращаемости процентные доходы, подлежащие налогообложению по ставке 15% и ставке 20%, учитываются раздельно путем последовательного суммирования.

Таким образом, при изменении облигацией признаков обращаемости основания для пересчета налоговой базы отсутствуют.

Также разъяснения касаются налогообложения процентного дохода, выплачиваемого эмитентом по облигациям российских организаций владельцу облигаций - иностранной организации.

Уплата налогов на прибыль с облигации, если её не брать в расчет заранее, может не только снизить общую доходность ценной бумаги, но даже, в некоторых случаях, и принести убытки. Ведь чистый доход от бондов с одинаковой купонной ставкой иногда из-за разницы в налогообложении сильно отличается. Поэтому рекомендуется заранее просчитать размер отчислений в фискальную службу.

Общие правила налогообложения облигаций для физических лиц

Купонные выплаты, разница между ценой покупки и продажи и курсовая разница, согласно Налоговому кодексу, считаются доходами физлица по облигациям, а значит, требует уплаты НДФЛ.

Не подлежат налогообложению средства, полученные в результате погашения номинальной стоимости бонда эмитентом, если бумага покупалась по номинальной стоимости или выше.

Не вычитается налог с купонной ставки по государственным и муниципальным бумагам и той части корпоративных, которые поступили в обращение в 2017 году и позже, если купон по ним превышает ключевую ставку Центробанка не более чем на 5 %. Но тут следует отметить, что с 1 апреля 2020 года вступил в силу закон № 102-ФЗ, согласно которому, начиная с 2021 года, весь купонный доход по облигациям (в том числе и государственным) будет облагаться НДФЛ 13 %.

Все остальные доходы по облигациям облагаются налогом 13 %, который может высчитываться сразу же при поступлении денег на счёт, при выведении средств или в конце года (отчётного периода).

Если налогообложение выпуска, в который планируется инвестировать, всё-таки предусмотрено законом, можно купить облигации, оформив индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) и вернуть полностью или частично потраченные на выплату НДФЛ средства.

Повышение котировки, в результате которого рыночная стоимость ценной бумаги становится выше номинальной, не требует уплаты налога, если владелец не продаёт бонд и, таким образом, не получает прибыль с разницы между ценой покупки и ценой продажи, облагаемую НДФЛ 13 %.

Налог придётся платить и при продаже еврооблигации, если её стоимость в рублях за то время, пока она находилась на руках у инвестора, увеличилась при сохранившейся цене в валюте.

Накопленный купонный доход считается частью прибыли при продаже облигации и дополнительным расходом при её покупке.

А теперь обо всем подробнее.

Налог на купонный доход

Вкладывая деньги в облигации с купонным доходом, инвестор рассчитывает получать с них проценты. С этого дохода, если бумага не государственная, частично придётся заплатить НДФЛ.

С корпоративной облигации, выпущенной до 2017 года в России, с купона придётся платить НДФЛ 13 %.

Налог не начисляется с дохода, полученного по купонной ставке государственных облигаций и с тех бондов, что вошли в обращение после 2017 года, если их доходность за год не превышает ключевой ставки Центрального банка, увеличенной на 5 %. С части дохода, превышающей увеличенную на 5 % ключевую ставку, высчитывается 35 % годовых. То есть если ставка рефинансирования составляет 4 %, то налогом не будут облагаться облигации с доходностью до 9 % годовых. А если купонный доход находится на уровне 15 %, то на 6 из них будет действовать ставка налога в размере 35 %.

Следует обратить внимание на следующий нюанс: если бонд был куплен накануне (за день) очередной купонной выплаты, то накопленный купонный доход (проценты, выплачиваемые при покупке бывшему владельцу облигации за то время, пока она была у него на руках с момента последнего получения прибыли) посчитают доходом нового держателя бонда и вычтут с него НДФЛ.

В случае продажи такой облигации в ближайший к описываемому моменту день по номинальной стоимости, сделка окажется убыточной, поскольку цена бонда при покупке за счёт НКД и НДФЛ на него была выше, чем при продаже. Понесённый убыток учтётся при расчёте налога, но только в конце расчётного периода.

Налог на курсовую разницу

Налог при продаже выпущенных за рубежом облигаций платится в том случае, когда цена продажи превышает цену покупки, даже если причиной изменения стоимости бонда является не изменение котировки, а падение курса рубля. При этом дохода в валюте у инвестора может и не быть. К примеру: инвестор приобрел облигацию за 2 000 долл. США в тот момент, когда курс был равен 65 рублям за доллар. А продал по той же цене 2 000 дол. США, но при возросшем до 75 рублей курсе.

Рассчитываем налог (75 × 2000 − 65 × 2000) x 13% = 2 600 руб.

За исключением суверенных евробондов, сейчас по всем еврооблигациям платится 13 % с купонного дохода. А с 2021 года эта ставка распространится и на суверенные бумаги.

При покупке евробондов на ИИС, купонный доход, разница между ценой продажи и покупки и курсовая разница налогообложению не подлежат, если еврооблигация будет находиться в собственности инвестора не менее 3 лет. Еще один способ увеличить доходность за счет налогов - продержать евробонды у себя в собственности более трех лет. Это приведет к возможности получить инвестиционный вычет согласно нормам ст. 219.1 НК РФ. Размер такого вычета будет зависеть от длительности срока владения облигациями.

Налоги с ОФЗ

Купонный доход по облигациям федерального займа, муниципальным и региональным облигациям не облагается налогом до 2021 года. Но разница между номинальной стоимостью и рыночной при котировке выше 100 % в случае продажи бонда будет считаться доходом. И с него придётся заплатить НДФЛ 13 %. Кроме случаев, когда ОФЗ приобретены с помощью ИИС с типом счета Б.

Налоги с корпоративных облигаций

До 31 декабря 2020 года не нужно платить НДФЛ с корпоративных облигаций, выпущенных, начиная с 2017 года, если их доходность не превышает ключевую ставку Центрального банка, к которой прибавили 5 %. Предположим, ключевая ставка ЦБ равна 5 %, налог не будет высчитываться с годового дохода по купонной ставке до 10 % включительно. С суммы сверх обозначенной придётся заплатить 35 % НДФЛ.

Если, например, облигация номинальной стоимостью 10 000 руб. с доходностью по номиналу 15 % превышает описанный порог при ключевой ставке 6 % на 4 % (6 + 5 = 11 %, 15 − 11 = 4 %), то 35 % от этих 4% будут равны 4 ÷ 100 × 35 = 1,4 %. 4 % мы высчитываем от купонного дохода за год, значит, полученные 1,4 % – это та часть дохода, которую мы должны в данном случае вернуть в виде налогов. 1 500 ÷ 100 × 1,4 = 21 руб.

Начиная с 1 января 2021 года НДФЛ в размере 13 % будет взиматься с купона независимо от даты выпуска ценной бумаги.

Еще одна статья расхода - это налог на разницу между ценой продажи и покупки облигаций по ставке 13 %. Если облигации были проданы по цене ниже, чем приобретались, то налог платить не придется. В дальнейшем убыток можно будет возместить за счет получения налогового вычета согласно порядку переноса убытков от операций с ценными бумагами на последующие периоды.

Налоги с зарубежных облигаций

Налоги с бондов, выпущенных за границей, платятся так же, как и с российских долговых бумаг - 13 %. С той разницей, что рублёвый доход не зависит от наличия валютного и может появиться и учитываться при налогообложении за счёт курсовой разницы валюты облигации и её рублёвого эквивалента на момент покупки и продажи облигации.

Если налог с купона по зарубежному бонду удержан государством, где зарегистрирована компания, выпустившая данную облигацию, избежать повторного налогообложения в России можно только в том случае, если заключён договор между РФ и этим государством во избежание двойного налогообложения. В такой ситуации в России выплачивается только разница по НДФЛ, если местный налог выше заграничного и имеется документ-доказательство уплаты налога за границей.

Налоги с облигаций с амортизацией долга

Купон по амортизационным облигациям выплачивается от их номинальной стоимости на момент выплаты. Ввиду того, что погашение номинала таких бондов осуществляется по частям, убыток или прибыль по погашению также рассчитывается за текущий год. Предположим, инвестор приобрёл облигацию номиналом 10 000 руб. по сниженной котировке за 9 000 руб.

1 000 руб. разницы считается его доходом, с которого он должен заплатить налог, учитывая, что эмитент выплачивает инвестору полную номинальную стоимость бонда, независимо от котировки на момент выплаты. Допустим, ежегодная амортизация составляет 20 % от номинальной стоимости, то есть 2 000 руб. 20 % от прибыли в 1 000 руб. - это 50 руб. Это и есть налоговая база, с которой будет высчитан НДФЛ 13 %.

Налогообложение по операциям с бондами через ИИС

Индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС), являющийся, по сути, разновидностью брокерского, даёт возможность инвестору получить льготы по налогообложению дохода, полученного с долговых бумаг. ИИС типа А предполагает возможный ежегодный возврат уплаченных 13 % от суммы, не превышающей 400 000 руб. Можно положить на счёт за год до миллиона, но получить вычет реально в соответствии с законодательством не более чем на 52 000 руб. в год.

Компенсация за следующий расчётный период будет выплачена только после нового поступления средств на счёт.

ИИС типа Б позволяет вообще не платить налог на прибыль. Сумма, по которой была получена льгота, должна независимо от разновидности счёта пролежать на нём не менее 3 лет. Вложения, перечисленные на инвестиционный счёт в течение 3 лет, должны оставаться на нём независимо от даты их поступления и разновидности ИИС до его закрытия. Средства счета можно инвестировать и реинвестировать. Главное - не закрывать счет, не менять брокера и не выводить деньги.

Тип счёта выбирается тогда, когда в этом появляется необходимость. Поскольку налоги с внесённых на ИИС средств считываются перед закрытием счёта, то есть практически по истечении 3 лет, их можно вложить в ценные бумаги и получить за период ожидания дополнительную прибыль.

Кто выступает налоговым агентом?

При инвестировании в российские облигации через брокера ответственность за своевременное удержание налогов ложится на брокерскую контору, которая продаёт и покупает бонды. Она же передаёт сведения в налоговую.

То есть ваш брокер является налоговым агентом. Он удерживает налог со средств от погашения облигаций и купонного дохода еще до того, как переводит их на брокерский счет инвестора. Отдельные брокеры удерживают налог с купона при расчете НДФЛ по финансовому результату (в конце года, перед закрытием ИИС, при выводе денег с брокерского счета). Предварительно брокер извещает держателя облигации, какую сумму он должен подготовить к уплате.

В том случае, когда доход по купонам от облигаций выводится напрямую на банковский счет инвестора, налоговым агентом будет выступать депозитарий, который и удержит налог. А вот если на банковский счет будут выплачены средства от погашения номинала облигации, то ни депозитарий, ни брокер налоговыми агентами выступать не будут. И инвестору придется самостоятельно перечислять налог от полученного дохода в бюджет.

По каким облигациям есть освобождение от уплаты налогов?

Налогом не облагаются купоны государственных и муниципальных бондов. Не нужно платить НДФЛ и иностранным гражданам, если они инвестировали свои средства в российские государственные или муниципальные облигации. Не высчитывается НДФЛ с купонного дохода бондов, эмиссия которых произошла после 1 января 2017 года, если купонная ставка не превышает ключевую Центрального банка более чем на 5 %. Это льгота перестает действовать с 2021 года.

Разница между ценой покупки и погашения облигаций не облагается НДФЛ, если бумаги не меняли владельца более 3 лет (правило относится к случаям, когда облигации приобретены на брокерский счет, а не на ИИС). Но для получения налогового вычета при долгосрочном владении облигациями нужно обратиться в налоговую с заявлением, автоматически он не предоставляется.

Отчётность для налоговой

Отчитываться и уплачивать налог самостоятельно инвестору нужно только в том случае, если этого не сделал налоговый агент.

Чтобы подать декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию, нужно подтвердить данные по доходам, указанным в ней, платёжным поручением или выпиской по счёту в банке. Подтверждением расходов могут служить отчёт брокерской конторы за временной отрезок с момента покупки облигации до момента её списания при погашении, выписка по счёту депо из депозитария, уведомление о том, что доход был выплачен, или банковская выписка. Иногда в брокерской конторе можно получить справку о расходах, понесённых в связи с приобретением тех бумаг, что были погашены.

Порядок уплаты налогов

Эмитент перечисляет купоны и номинал в центральный депозитарий. Оттуда деньги переводятся на депозитарий брокерской фирмы, а с него, в зависимости от договора на обслуживание с брокерской конторой, - на банковский счёт, брокерский счёт или ИИС. Налоговый агент владельца счёта в банке - депозитарий. Он сразу удерживает НДФЛ с купонного дохода. Если доход приходит на брокерский счёт, налог с него может высчитываться как сразу, так и в конце года или в случае, когда со счёта снимаются деньги.

При погашении эмитентом номинальной стоимости облигации или её части, если бонд с амортизацией, владелец банковского счёта сдаёт в налоговую декларацию и платит НДФЛ самостоятельно. Если доход с облигаций поступает на ИИС, брокерский счёт или, прежде чем поступить на счёт в банке, деньги проходят через брокерский счёт, налог вычтет брокер. С ИИС деньги на оплату НДФЛ выводятся налоговым агентом только по истечении 3 лет, когда закрывают счёт.

НДФЛ рассчитывается брокерской конторой перед выведением средств со счёта по всем финансовым операциям инвестора, которые проводились с начала года. Если деньги снимают несколько раз, расчёт повторяется, но удержанная ранее сумма уже не снимается. Убытки, понесённые инвестором, переносятся на следующий налоговый период и компенсируются налоговым вычетом. НКД, в большинстве случаев, при покупке или продаже федеральных облигаций налогом не облагается.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Облигации (в иностранных источниках можно встретить термин Bonds) — консервативный инструмент, зарабатывать с которым достаточно просто и который часто сравнивают с банковским депозитом, отмечая многочисленные преимущества над последним.

На практике при работе с облигациями начинающий инвестор сталкивается с большим количеством нюансов и специфических терминов, которые существенно затрудняют процесс инвестирования, а иногда приводят к болезненным ошибкам.

Наш раздел «Обучение» содержит большое количество полезных материалов по тематике облигаций, но все они предполагают базовое понимание принципа их работы и знание терминологии. Данный обзор предназначен для тех, кому необходимо освоить этот базовый уровень. Здесь мы разберем, что такое облигации на простых и понятных примерах, а также дадим определение ключевым понятиям долгового рынка.

Что такое облигации

Облигация — долговая бумага, по которой заемщик (тот кто выпускает облигации) должен в оговоренный срок вернуть кредитору (инвестору) стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход).

Пример. К вам пришел товарищ и просит занять ему 90 000 руб.— не хватает на покупку машины. Вернуть деньги он сможет только через год и в качестве благодарности готов отдать не 90 000, а 100 000 руб. Вы соглашаетесь, и чтобы зафиксировать договоренность составляете расписку. В этой расписке прописано, что в определенную дату ваш друг вернет вам 100 000 руб. Друг получает деньги, у вас на руках остается расписка. Эта расписка — по сути и есть облигация. А сделка, которую вы заключили, является размещением облигации.

В приведенном выше примере 100 000 руб. — это номинал облигации. Та сумма, которую друг (заемщик) вернет вам (инвестору). Дата, в которую долг будет возвращен, называется датой погашения .

Сумма 90 000, которую вы заплатили за расписку, это цена размещения облигации. Доходом по данной бумаге будет разница между ценой погашения и ценой размещения: 100 000 — 90 000= 10 000 руб. Облигации, по которым доход формируется таким образом, называются дисконтными или бескупонными .

Купон по облигации — процент от номинала, который эмитент облигации выплачивает инвестору за пользование средствами. Купон может выплачиваться на полугодовой основе, ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

В приведенном выше примере составим расписку немного по-другому. Через год ваш друг возвращает вам не 100 000, а 90 000, как и занимал, но раз в три месяца он будет выплачивать вам 2 500 в качестве вознаграждения за пользование средствами. То есть через 3, 6 и 9 месяцев вы получите по 2 500 руб., а через год друг вернет вам ваши 90 000 руб. и последний платеж 2 500 руб. Этот самый ежеквартальный платеж и будет называться купоном или купонным доходом.

Купон для простоты сравнения облигаций измеряется в процентах годовых. В данном примере вы получите в качестве дохода 2 500 * 4 = 10 000 руб. На вложенную сумму это составит 10 000/ 90 000 = 11,11% в год. В таком случае принято говорить, что купон по данной облигации составляет 11,11% годовых.

Почему доход по облигации называют купоном? Раньше облигации находились на руках у инвесторов в бумажном виде. Когда держатель получал выплату от эмитента, от облигации отрывался бумажный купон. Сейчас облигации в большинстве своем существуют в электронном виде, но термин купон прочно закрепился в лексиконе участников рынка. Подавляющее большинство облигаций на российском рынке — купонные. Дисконтные бумаги встречаются достаточно редко.

Таким образом мы разобрались, что по сути облигация представляет собой долговую расписку с определенными условиями, главными из которых являются дата погашения, номинал, размер и периодичность выплаты купона, и, разумеется, кто является эмитентом этой бумаги. Единственный момент — эта расписка является бездокументарной ценной бумагой.

Основные параметры облигаций в окне «Текущие торги» терминала QUIK. В первом столбце указано наименование выпуска, в котором обычно фигурирует название эмитента. Сверху-вниз: Сбербанк, Роснефть, ГК ПИК, АФК Система и т.д. «Длительность купона» — период, через который выплачивается очередной купон —, измеряется в днях. Размер купона указывается в рублях, а цена облигации — в %. В столбце «Доходность» указана эффективная доходность к погашению, смысл которой будет описан далее.

Все знакомы с простым экономическим законом: Чем выше риск, тем выше доходность, и наоборот.

Это правило применимо и к рынку облигаций. Чем надежнее эмитент облигации, тем меньшую доходность он предлагает своим инвесторам. И наоборот, если риск проблем с платежеспособностью эмитента велик, то ему приходится платить более высокий купон по своим долговым бумагам, чтобы заинтересовать участников рынка.

Надежность эмитента еще называется кредитным качеством — чем оно выше, тем ниже вероятность банкротства. В России самыми надежными бумагами считаются облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные государством в лице Минфина. Они являются своеобразным эталоном на долговом рынке.

Также доходность облигации зависит от срока до погашения. Чем меньше срок до погашения, тем ниже при прочих равных ее доходность*, так как риск проблем у эмитента на коротком промежутке времени ниже, чем на более длинном.

*На самом деле бывают исключительные случаи, когда это правило нарушается. Подробнее читайте в материале О чем говорит кривая доходности ОФЗ

Особенности обращения облигаций

Облигации торгуются на биржевом и внебиржевом рынках. Если вы являетесь держателем облигации и вам понадобилось срочно вернуть вложенные средства, вы можете продать их другому инвестору и получить деньги.

Так как цены на облигации формируются посредством спроса и предложения, рыночная цена чаще всего отличается от номинала. Для удобства она измеряется в процентах от номинала. Например, если рыночная цена облигации 101,53 и номинал составляет 1000 руб., то это значит, что бумагу в настоящий момент можно купить или продать за 101,53%*1000 руб. = 1015,3 руб.

Если облигация торгуется выше номинала, то говорят, что она торгуется с премией. Если ниже, то говорят, что облигация торгуется с дисконтом. Большинство облигаций на российском рынке имеют номинал 1000 руб.

Рыночная цена облигации

Рыночная цена облигации формируется исходя из уровня требуемой рыночной доходности для эмитентов соответствующего кредитного качества.

Смысл в следующем. Инвестор не станет покупать облигации с доходностью 6%, если на рынке есть альтернативы под 8% с тем же уровнем надежности. Чтобы держателю продать такую бумагу, ему придется продавать ее с дисконтом, который компенсирует покупателю разницу в доходности 2% в год до погашения.

Пример: Облигация была выпущена в начале 2011 г. со сроком погашения в 2016 г. с купоном 8%. В начале 2015 г. уровень процентных ставок вырос и по облигациям сопоставимого кредитного качества доходность составляет 10% в год. Соответственно, чтобы облигация была интересна инвесторам, она должна обеспечивать аналогичную доходность. Но так как купон уже был ранее зафиксирован на уровне 8%, то такая доходность может быть обеспечена только за счет снижения стоимости покупки облигации.

Чтобы компенсировать 2% в год за 2015 и 2016 гг. номинал должен быть снижен примерно на 2*2%=4%. Таким образом рыночная цена будет 96% от номинала. Этот пример очень упрощен, но позволяет понять принцип ценообразования на рынке облигаций.

Подробнее об этом читайте в специальном материале Дюрация. Что это такое и почему она важна

Доходность облигации

Еще одним вопросом, который может вызвать непонимание у начинающего, является понятие доходности облигации. Существует несколько видов доходности, которые стоит знать.

По сути это просто величина купона. Если купон по облигации составляет 8%, то и купонная доходность будет аналогичная. Стоит отметить, что вне зависимости от частоты выплаты купона (ежеквартально, ежемесячно и т.д.) инвестор может получить процентный доход по облигации за каждый день удержания.

При продаже инвесторы закладывают в цену размер процента, накопленного за период владения бумагой с момента последнего купона. Для бумаг одного выпуска величина надбавки в один и тот же день всегда одинаковая, так что для удобства в современных торговых системах эта величина рассчитывается автоматически и сразу учитывается в сделках. Эта надбавка называется накопленный купонный доход (НКД), о котором подробнее вы можете прочитать в отдельном обзоре Что такое НКД, зачем он нужен и как облагается налогом.

Это упрощенный индикатор доходности, который показывает купонную доходность по отношению к конкретной текущей рыночной цене облигации. Здесь используется допущение, что цена облигации не будет изменяться со временем. Текущую доходность удобно использовать, если вы покупаете облигацию на короткий срок (до полугода) и планируете продать ее задолго до погашения

Простая (номинальная) доходность к погашению

Эта доходность включает в себя не только купонный доход, но и прибыль/убыток от разницы между ценой погашения и рыночной ценой, по которой приобретается облигация.

Эффективная доходность к погашению — YTM

Эффективная доходность к погашению является самой популярной и самой корректной для сравнения облигаций. В большинстве ресурсов под понятием доходность имеют ввиду именно ее. В отличие от предыдущего показателя она учитывает реинвестирование купонов — предполагается, что полученные купоны могут сразу инвестироваться в облигации под ту же самую доходность.

Формула эффективной доходности достаточно громоздкая, да и знать ее рядовому инвестору необязательно — ее можно посмотреть в QUIK, на сайте Мосбиржи или на специализированных ресурсах типа cbonds или rusbonds, где она рассчитывается автоматически.

Классификация облигаций

По типу эмитента облигации бывают государственные, корпоративные и муниципальные.

По сроку до погашения облигации делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).

По виду дохода облигации бывают дисконтные и купонные. Также выделяют бумаги с переменным купоном, плавающим купоном, индексируемым номиналом и др.

По валюте номинала облигации могут быть рублевыми и котироваться в других валютах, чаще всего в долларах США. Облигации, которые котируются в других валютах, называются еврооблигации .

Риски инвестирования в облигации

Процентный риск — риск снижения стоимости облигации из-за изменения уровня процентных ставок. Чем дальше срок погашения и чем ниже купон по облигации, тем выше этот риск. Оценить его можно по показателю дюрации.

Риск ликвидности — большая часть некоторых облигационных выпусков сосредоточена в руках крупных инвесторов, которые планируют удерживать их на долгий срок. В таком случае на бирже торговый оборот этих бумаг будет очень невысокий и продать/купить более-менее крупный объем по интересующей цене может быть проблематично.

Риск исполнения встроенных опционов — подробнее читайте об этом в материале: Давайте помнить об оферте.

Инфляционный риск — при покупке облигаций с постоянным купоном есть риск, что инфляция вырастет и начнет обгонять доход по портфелю. Чтобы защититься от этого риска, можно сформировать часть портфеля из облигаций с плавающим купоном, привязанным к уровню инфляции.

На что обращать внимание в первую очередь при выборе облигации в портфель

- Оцените уровень требуемой доходности и допустимого риска. Исходя из этого уже можно рассматривать бумаги тех или иных эмитентов. Как правило, чем больше доходность облигации превышает доходность соответствующей по сроку ОФЗ, тем выше риск.

- Отдавайте предпочтения крупным эмитентам, платежеспособность которых не вызывает вопросов.

- Оцените свой инвестиционный горизонт и подбирайте бумаги, дата погашения которых примерно совпадает с вашими целями.

- Оцените ликвидность облигаций, которые рассматриваете для покупки. Достаточны ли ежедневные объемы торгов? Как часто проходят сделки? Как быстро вы сможете продать бумаги в случае необходимости без потери в цене?

- Если по вашему мнению процентные ставки на рынке будут расти, стоит отдавать предпочтение коротким выпускам или бумагам с плавающей ставкой. Если по вашему мнению процентные ставки на рынке будут падать, можно часть портфеля выделить для более долгосрочных бумаг, чтобы получить дополнительный доход из-за роста их цены.

- При торговле облигациями учитывайте, что купонный доход по корпоративным бумагам, выпущенным после 1 января 2017 г., не облагается налогом. Также не облагается налогом доход с купонного дохода по ОФЗ и муниципальным облигациям.

- Не забывайте учитывать расходы на биржевую и брокерскую комиссии.

- Для торговли облигациями не пытайтесь использовать теханализ. Здесь этот инструмент не работает.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Рост продолжится?

Цены на нефть вновь готовы штурмовать $70. С чем связан оптимизм

Оправданно ли невнимание инвесторов к бумагам МКБ

Погружаемся в рынок облачной инфраструктуры

Частные инвесторы на российском рынке. Каково их влияние

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Читайте также: