Осуществлять меры по предотвращению выявлению пресечению коррупции в налоговых органах

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Федеральной налоговой службы от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737 “Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений”

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам управлений центрального аппарата ФНС России обеспечить направление в Административное управление информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

3. Начальнику Административного управления И.В. Акуновой, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить направление в правоохранительные органы в установленном порядке информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

Методические рекомендации
по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737)

См. Программу противодействия коррупции в налоговых органах, утвержденную приказом ФНС России от 19 января 2010 г. № ММ-7-4/12)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282, и определяют содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - работники налоговых органов), при исполнении ими должностных обязанностей, а также устанавливают единый подход к осуществлению и оформлению результатов этой деятельности.

2. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником налогового органа своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному работнику налогового органа другими лицами, либо совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица.

3. Правовую основу Методических рекомендаций составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», приказ ФНС России от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 № 14751).

4. Работа по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов проводится должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые осуществляют функции, предусмотренные пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

5. При осуществлении указанных функций должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращают особое внимание на служебное поведение работников налоговых органов, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса;

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

6. Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеют право на получение в установленном порядке:

- информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- дополнительного профессионального образования по соответствующим образовательным программам (повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года).

7. Контроль за эффективностью и результатами работы по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов осуществляется руководителями налоговых органов.

II. Основные задачи по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений

8. Основными задачами по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений являются:

- вскрытие фактов правонарушений, допущенных работниками налоговых органов при исполнении должностных обязанностей, применение мер воздействия в отношении нарушителей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с исполнением работниками должностных обязанностей, их анализ, выработка и реализация мер по устранению предпосылок к таким правонарушениям;

- выявление и устранение предпосылок к утечке из налоговых органов сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую федеральным законом тайну;

- обеспечение в налоговом органе условий для надлежащего исполнения его работниками должностных обязанностей.

III. Основные виды деятельности по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений

9. Информационно - аналитическая деятельность предусматривает сбор, обобщение, анализ и проверку сведений о коррупционных правонарушениях или признаках коррупционных правонарушений в налоговых органах, поступающих от общественных и коммерческих организаций, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

Для получения информации в целях оперативного реагирования на коррупционные и иные правонарушения, совершаемые работниками налоговых органов, осуществляются следующие мероприятия:

- устанавливаются в общедоступных местах зданий налоговых органов специальные почтовые ящики для обращений, заявлений и жалоб граждан и организаций;

- организуется работа «телефонов доверия», «горячей линии»;

- осуществляется работа по сбору и анализу сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации, сообщений общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия коррупции, выступлений на совещаниях, собраниях, из иных источников, в том числе с использованием сети «Интернет»;

- создаются на официальных интернет-порталах ФНС России и ее территориальных органов специальные страницы, посвященные вопросам противодействия коррупции;

- организуется и проводится в установленном порядке личный прием граждан;

- проводится анализ уведомлений представителей нанимателя (работодателей) о фактах обращения в целях склонения работников налоговых органов к совершению коррупционных правонарушений;

- проводится мониторинг использования работниками налоговых органов доступа к информационным ресурсам с целью выявления признаков коррупционного поведения (несанкционированный доступ к информационным ресурсам; программно-технические воздействия с целью нарушения целостности (модификации, уничтожения) и доступности информации в процессе ее обработки, передачи и хранения; неправомерное предоставление информации, в том числе сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну;

- разрабатываются новые формы и методы выявления признаков коррупционного поведения работников налоговых органов на основе анализа информации, полученной из различных источников;

- используются в практической работе методические рекомендации, инструкции, регламенты, разъяснения и иные документы по различным направлениям деятельности, а также материалы семинаров, совещаний, конференций, проводимых в установленном порядке;

- осуществляется сбор и использование в практической работе доступной информации по вопросам выявления коррупционных преступлений, полученной из правоохранительных и судебных органов.

10. Оперативно - аналитическая деятельность предусматривает целенаправленную работу по анализу служебной деятельности работников налоговых органов с целью выявления признаков коррупционного поведения в их действиях (бездействии) при исполнении ими своих должностных обязанностей, связанных с повышенным коррупционным риском:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- контрольно-проверочные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством;

- учет и регистрация налогоплательщиков, а также учет и регистрация отдельных направлений хозяйственно-коммерческой деятельности налогоплательщиков;

- осуществление функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России, участие в размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации интересов налогового органа в судах.

Признаками возможного наличия в служебной деятельности работников налоговых органов коррупционного поведения могут быть сведения:

- о нарушении ими требований нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в регламентных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;

- о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам налоговых органов;

- о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

- о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их должностными обязанностями.

Информация о признаках проявления коррупции может поступать от органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных и коммерческих организаций, работников налоговых органов, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

11. Административно-кадровая деятельность предусматривает выявление у работников налоговых органов и кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, личностных и имущественных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов и, как следствие, проявлению действий, имеющих коррупционную направленность.

Указанный вид деятельности предусматривает проведение следующих мероприятий:

11.1. Участие в подборе и расстановке кадров в налоговом органе, исключающих возможность выдвижения на руководящие должности и назначения на иные должности лиц, скомпрометировавших себя на прежнем месте работы;

11.2. Участие в изучении кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, в том числе по предыдущим местам работы, в целях предупреждения случаев проникновения в налоговые органы лиц, связанных с криминальными структурами или склонных к правонарушениям;

11.3. Проведение проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и работниками налоговых органов, а также соблюдения работниками налоговых органов требований к служебному поведению;

11.4. Анализ соблюдения работниками налоговых органов законодательства в области противодействия коррупции.

12. Деятельность по организации взаимодействия с правоохранительными органами предусматривает создание системы взаимного уведомления о возможной противоправной деятельности коррупционной направленности работников налоговых органов в целях своевременного реагирования, установления обстоятельств и устранения причин совершенных правонарушений.

IV. Порядок оформления результатов выявления налоговыми органами коррупционных преступлений

13. Оформление результатов выявления налоговыми органами коррупционных преступлений предусматривает ведение Журнала учета результатов выявления налоговыми органами признаков коррупционных преступлений (далее - Журнал), примерная форма которого прилагается к Методическим рекомендациям.

14. Ведение и хранение Журнала осуществляется должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

15. Заполнение Журнала осуществляется по результатам проведенной в установленном порядке проверки полученной информации (материалов) о возможно имевших место признаках коррупционного поведения работника налогового органа.

16. Преимущественным основанием для проведения проверочных мероприятий является неоднократное (более одного) получение информации (материалов) в отношении работника налогового органа о признаках совершенного им коррупционного правонарушения.

17. Наличие информации (материалов) о признаках коррупционного поведения не является основанием для административного или дисциплинарного воздействия на работника налогового органа, в отношении которого поступили указанные сведения, до получения руководителем налогового органа официального их подтверждения (возбуждение уголовного дела, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного гражданского служащего налогового органа и урегулированию конфликта интересов и др.).

Приложение
к Методическим рекомендациям
по выявлению налоговыми органами
коррупционных преступлений

Журнал
учета результатов выявления налоговыми органами признаков коррупционных преступлений
______________________________________________________________________
(наименование налогового органа)
№ п/п Фамилия, имя, отчество Замещаемая должность Структурное подразделение Дата и номер документа, содержащего информацию (материалы) о признаках коррупционного поведения, краткое содержание документа Результат рассмотрения информации (материалов) о признаках коррупционного поведения
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Приказ Федеральной налоговой службы от 31 декабря 2009 г. N ММ-7-4/737 "Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений"

Текст приказа официально опубликован не был

Игнатова Полина Игоревна – студентка магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Кузякин Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение возникновения коррупции и взяточничества в России. Раскрываются основные способы получения взятки в налоговых правоотношениях. Также в статье указываются основные методы воздействия в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: Коррупция, налоговые органы, взятка, НДС, меры воздействия.

Проблема коррупции в России существует долгие годы и уже является как бы ее неотъемлемой частью, характерной чертой ее культуры.

По статистическим данным международного движения Transparency International Россия ежегодно входит в перечень стран, наиболее пассивно борющихся с коррупцией в стране. Являясь страной, подписавшей Конвенцию Организации экономических содружеств и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия обязана наказывать компании, зарегистрированные в ее юрисдикции, за коррупционные практики в других странах. В докладе Transparency International «Экспорт коррупции» за 2017 г. Россия была включена в группу стран, которые не принимают необходимых мер для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и набрала 29 баллов из 100, заняв 135 место в Индексе восприятия коррупции 2017.

Зародившись еще на Древней Руси в виде мздоимства, трансформируясь и совершенствуясь коррупция росла вместе с государством, проходя все вехи истории.

Основным толчком массового развития коррупции стал период приватизации. Режим строгого ограничения СССР пал и многие получили возможность заполучить капитал, злоупотребив своими полномочиями. При этом приватизация была проведена таким образом, чтобы простой люд не смог принять должного участия в ней.

В современной России одной из наиболее коррумпированных сфер является налоговая, т.к. возможность злоупотребления своими полномочиями достаточно велика. Существуют определенные механизмы получения дополнительной финансовой поддержи со стороны населения для ФНС.

Одним из широко известных и наиболее распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на не выявление каких-либо нарушений. Порой эти самые нарушения просто выдумываются и предъявляются налогоплательщику как существующий факт, которого можно избежать при определенных условиях. Ярким примером стало дело о получение взятки в размере 3 млн рублей. И.О. руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Балашихи. По данным газеты Коммерсант [4] в 2011 г. исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ по городу Мария Урникис требовала денежные средства у нефтеперерабатывающей компании, сообщив ей, что та якобы имеет налоговую задолженность в 25 млн рублей. За «минимизацию и смягчение результатов выездной налоговой проверки» размер отступных изначально составлял 5 млн рублей, однако в ходе переговоров и.о. руководителя «сжалилась» и заявила цену в 3 млн рублей. Раскрыть преступление удалось при «активном участии службы безопасности ФНС России».

К сожалению, при такой схеме вымогательства в большинстве случаев налоговым органам на руку играет пассивная позиция налогоплательщика, у которого прочно засела мысль, что гораздо легче заплатить, нежели подавать жалобу и инициировать разбирательство по данной проблеме.

Еще одной коррупционной схемой, используемой налоговыми органами, на сегодняшний день, является незаконное возмещение НДС. Схема довольна проста и представляет собой обычную процедуру возмещения налога, т.е. фирма представляет в налоговые органы данные по операциям, по которым имею право на возмещение налога из бюджета, как правило, суммы значительных размеров. Налоговики проводят проверку по подтверждению действительности операций и НДС возмещается. Самое интересное выявляется вследствие проведения дальнейшего расследования, когда обнаруживается, что фирмы являются однодневками и, очевидно, что заявленные операции существуют только на бумаге. В качестве примера, можно привести громкое дело Магнитсткого, согласно информации из открытых источников, С.Л. Магнитскому удалось раскрыть крупную аферу возмещения НДС на 5,5 млрд рублей. Возмещение налога проводилось в 28-ой ИФНС по г. Москве.

Исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод насколько велики потери бюджета, если рядовая инспекция проворачивает махинации на суммы более 5 млрд рублей.

Из наиболее распространенных схем коррупции налоговых органов можно привести в пример следующую: налоговая инспекция проводит рядовую проверку налоговой отчетности, в которой выявляет «недостатки». Как решение возникшей проблемы налоговики рекомендуют обратиться в определенную организацию за консультацией. Следствием обращения налогоплательщиком в оговоренную фирму является получение прибыли не только фирмой, но и рекомендовавшим ее налоговым инспектором. Подобную схему довольно сложно доказать и поэтому она является более «законной, правомерной».

Проблема коррупции является насущной и В. В. Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию, в частности, предлагает:

  • отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля. Задача должна заключаться в отслеживании ситуации, предупреждении преступления там, где существуют действительные признаки и риски нарушения.
  • предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. В ситуации, когда предприятие заработало надежную репутацию в течение предыдущих трех лет, предлагается в следующие 3 года освободить предприятие от государственного и муниципального контроля.

Однако, больший упор в антикоррупционных мерах сделан на сферу гособоронзаказа.

Последняя мера носит спорный характер и влечет определенные риски. Отсутствие контроля может увлечь деятельность фирмы в теневой сектор экономики и совершение ею правонарушений.

Безусловно, борьба с коррупцией в России — это процесс длительный и в некоторой степени болезненный. Он требует не только затрат на прорабатывание методик, но и искоренение привычек, формирование высокой налоговой ответственности. Проблему, которая веками сидит в нас, ставшей неотъемлемой чертой представления нашей страны, невозможно искоренить при отсутствии жесткого контроля и справедливых мер ответственности. Так представляется целесообразным устранить «лазейки», двойственные формулировки, в частности, внесение изменений в нормы правил проведения налоговых проверок или рассмотрения жалоб по результатам их проведения. Уточнение норм, касающихся налоговой ответственности, в части наложения штрафа на усмотрение налогового органа. Совершенствование административного законодательства, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям. Принятие мер, направленных на дальнейшее удаление налоговых органов от налогоплательщиков друг от друга, уменьшение их непосредственного контактирования с помощью компьютеризации.

Стоит также отметить важность повышения чувства гражданского долга у населения и чувства служебного долга у налоговых органов. Активное привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. Также важна разумная кадровая политика руководства органов ФНС, а при возникновении случая получения взятки, принятия строгих мер для устранения систематизации подобных преступлений.

Коррупционные риски поджидают на каждом шагу, и борьба с коррупцией является задачей не только Правительства страны, но каждого гражданина. В первую очередь, дача или получение взятки – это нарушение прав и свобод человека и гражданина, но отсюда возникает обязанность в борьбе с этим фактором. К сожалению, в большинстве случаев возникает только пособничество и активное распространение, и развитие такой болезни как коррупция.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического.

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Помощник прокурора А.А. Кругликова

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2019 года

Меры по предупреждению коррупции в организациях

Введение

В настоящее время не существует единых стандартов построения системы антикоррупционных мер в организации. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции.

Систематическое внедрение в организации антикоррупционных мер связано с определенными расходами, однако указанная работа в среднесрочной и долгосрочной перспективе может принести организации ряд значимых преимуществ.

В частности, приверженность организации закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствуют укреплению ее репутации среди других компаний и клиентов. При этом репутация организации может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других компаний, государственных органов и органов местного самоуправления: последние могут воздерживаться от предложения или вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку будут знать, что такое предложение будет отвергнуто.

Кроме того, реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных. Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе деловых партнеров и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

Отказ организации от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот - лояльное отношение организации к незаконному и неэтичному поведению в отношении деловых партнеров может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.

Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.

При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).

В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:

- цели и задачи антикоррупционной политики;

- используемые понятия и определения;

- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;

- обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;

- ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;

- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;

- используемые в организации антикоррупционные инструменты.

При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т.д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т.д.) и иные особенности.

Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.

Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции

При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.

Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:

- разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;

- участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;

- сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);

- выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;

- проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;

- взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;

- участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;

- проверку добросовестности контрагентов;

- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;

- мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;

- обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;

- регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.

Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, в крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение, численность которого может определяться пропорционально численности работников организации.

При разработке положения о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, организации могут руководствоваться Примерным положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, размещенным на официальном сайте Минтруда России и доступным по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание особые запреты, ограничения, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для работников указанных категорий организаций и непредусмотренные для работников остальных организаций.

В качестве альтернативного подхода - когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий) - функции по предупреждению коррупции могут распределяться между или быть полностью возложены на сотрудников одного из следующих структурных подразделений:

- подразделение внутреннего контроля и безопасности;

- подразделение внутреннего аудита и др.

Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В этой связи целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.

При этом следует учитывать, что дополнительное возложение функций в сфере предупреждения коррупции на сотрудников, уже исполняющих иные должностные обязанности, может стать препятствием для эффективной организации антикоррупционной работы. В этой связи рекомендуется, когда это позволяет штатная численность организации, назначать сотрудников, ответственных исключительно за деятельность по предупреждению коррупции в организации.

Для эффективного функционирования подразделений (сотрудников), ответственных за предупреждение коррупции, следует также обеспечить выполнение следующих условий:

1) четкая регламентация задач, функций и полномочий.

Функционал подразделений (сотрудников) может быть установлен:

- в положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);

- в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;

- в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;

2) надлежащая квалификация и опыт ответственных сотрудников. Для реализации антикоррупционных мер рекомендуется привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в сфере предупреждения коррупции, комплаенса, внутренней (экономической) безопасности, правоохранительной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что для реализации антикоррупционных мер в организации таким сотрудникам требуется не только наличие опыта проведения расследований, проверок, аудита, но и навыки подготовки локальных нормативных актов, а также работы с персоналом, включая консультирование. Рекомендуется также обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции;

3) наличие прямого доступа к руководству и функциональная независимость от подразделений (должностных лиц), отвечающих за основные направления деятельности организации. В частности, рекомендуется утвердить порядок проведения подразделением проверок соблюдения принятых в организации антикоррупционных мер, в соответствии с которым доклады об их результатах направляются подразделением непосредственно руководителю организации. Кроме того, целесообразно внедрить систему регулярных докладов подразделения руководителю или органам управления организации о состоянии дел по предупреждению коррупции в организации;

4) обеспечение надлежащими ресурсами (материальными, кадровыми и иными) и наделение полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении всех работников организации, в том числе лиц, занимающих руководящие должности. Такое обеспечение должно реализовываться, в том числе путем:

- назначения достаточного количества сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, с учетом общей штатной численности организации и объема реализуемых ими функций;

- установления заработной платы таких сотрудников на уровне заработной платы сотрудников подразделений, отвечающих за основные направления деятельности организации;

- формирования условий, позволяющих получать доступ к необходимой информации - установления необходимости оказания содействия сотрудниками всех структурных подразделений в предоставлении документов, иных сведений, обеспечения доступа к внутриорганизационным базам данных, программному обеспечению и т.п.

Оценка коррупционных рисков

При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.

Во-первых, это позволит обеспечить адресность принимаемых организацией антикоррупционных мер. Будет заложена основа для противодействия не коррупции в целом, а отдельным коррупционным практикам, которые реально могут возникнуть в ходе функционирования данной конкретной организации. Тем самым увеличивается действенность антикоррупционных мер, повышается эффективность использования выделяемых на них кадровых, финансовых и иных ресурсов.

Во-вторых, систематизированная информация о возможных коррупционных практиках и способах их реализации сотрудниками организации дает основания для формирования перечня должностей работников, которые требуют более пристального внимания в силу реализации функций, связанных с коррупционными рисками. Это позволит избежать возложения избыточных антикоррупционных стандартов на работников, полномочия которых не дают им реальных возможностей для совершения коррупционных правонарушений, и, в то же время, учесть те случаи, когда отдельные работники, занимающие не самые высокие должности в организации, могут играть существенную роль в совершении отдельных коррупционных правонарушений.

В этой связи основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.

Примерный порядок оценки коррупционных рисков в организации представлен на Рисунке 1. В зависимости от специфики конкретной организации процедура оценки коррупционных рисков может иметь свои особенности. Вместе с тем рекомендуется включать в нее, как минимум, три ключевых составляющих:

1) идентификация коррупционных рисков - определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации, и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов ("критических точек"), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритетное внимание рекомендуется уделять преступлениям, связанным с получением и дачей взятки, коммерческим подкупом, а также, особенно для организаций с государственным участием, неправомерным использованием работником своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или иных лиц либо в целях нанесения вреда другим лицам;

2) анализ коррупционных рисков - определение возможных способов совершения коррупционного правонарушения с учетом особенностей реализации бизнес-процессов в организации ("коррупционных схем"), круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов, то есть тех особенностей их организации, которые способствуют или не препятствуют совершению коррупционного правонарушения;

3) ранжирование (определение значимости) коррупционных рисков - оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом, в случае совершения работником (работниками) организации коррупционного правонарушения.


Загрузка.
  • В документе
  • Везде
  • Везде в названии

Закон
Республики Казахстан

О противодействии коррупции
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2020 г.)

См. распоряжение Премьер-Министра РК от 24 ноября 2015 года № 113-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе

Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI ( см. стар. ред. )

1) административно-хозяйственные функции - предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации;

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

1-1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, - лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А» ;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI ( см. стар. ред. )

2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах , органах местного самоуправления , а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»

Статья дополнена подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

2-1) лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, - лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях;

3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, - государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.19 г. № 249-VI (введены в действие 1 августа 2019 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 06.10.20 г. № 365-VI ( см. стар. ред. )

4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, - лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора , а также лицо, уполномоченное на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения в указанных организациях, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; служащие уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, служащие уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI ( см. стар. ред. )

5) конфликт интересов - противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;

6) коррупция - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;

7) антикоррупционная политика - правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;

8) антикоррупционные ограничения - ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;

9) противодействие коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;

Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 06.10.20 г. № 365-VI ( см. стар. ред. )

10) уполномоченный орган по противодействию коррупции - государственный орган , осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения;

11) коррупционное правонарушение - имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность ;

12) коррупционный риск - возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

13) предупреждение коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер;

Статья дополнена подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

14) организационно-распорядительные функции - предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

2. Уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения - Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции

1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:

2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) гласности и прозрачности;

4) взаимодействия государства и гражданского общества;

5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;

6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции;

7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;

8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции

1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе.

2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:

1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;

2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;

3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;

4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;

5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Читайте также: