Особый статус налогового консультанта заключается в том что

Опубликовано: 25.04.2024

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Как известно, НК – один из самых запутанных кодексов. Он написан сложным языком, и изменения в него вносятся более чем часто. Поэтому без налоговых консультантов порой не обойтись. Но закона о таких специалистах пока нет, закрепить статус налоговых консультантов должен ФЗ, проект которого был внесен весной прошлого года в Госдуму.

В декабре Общественная палата в ходе так называемых «нулевых чтений» поддержала проект закона «О налоговом консультировании». Однако участники мероприятия решили, что документ нуждается в доработке. Напомню, согласно законопроекту, в стране должны появиться консультанты, которые будут нести имущественную ответственность за некачественно оказанные услуги. «В бизнесе по налоговому консультированию сегодня может участвовать каждый гражданин, даже не имея высшего образования», – отметил в ходе слушаний первый заместитель Секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. Он заявил, что очень важно, чтобы бизнесмен или гражданин, обращаясь к налоговому консультанту, был уверен, что получит квалифицированную помощь. По его мнению, это невозможно сделать, если не будет имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таких консультантов.

Непростая судьба

Законопроект был внесен в Госдуму еще в мае прошлого года. Однако в конце июня депутаты решили перенести его рассмотрение на неопределенный срок. «Движение» по законопроекту произошло лишь в декабре, когда Общественная палата провела уже упомянутые выше «нулевые» чтения. Напомню, что возможность появления подобного закона обсуждается в профессиональных кругах уже более 10 лет. Еще в 2004 году в Госдуму был внесен подобный документ, который так и не был принят.

Законопроект предусматривает имущественную ответственность консультанта в размере сумм санкций и пени, вмененных лицу, получившему услугу. Однако не понятно, как будет реализовано это положение на практике.

Если чиновники законопроект все же утвердят, в стране появятся налоговые консультанты. Как сказано в пояснительной записке к документу, в настоящее время пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица в массе своей вообще не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового. Закон призван устранить, в том числе, и этот пробел.

Итак, как же новая норма определяет фискальное консультирование? Согласно документу это – «деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством». Она будет в себя включать, в частности: оказание помощи по вопросам применения НПА о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются, в том числе, фискалы; стратегическое налоговое планирование для граждан и компаний, оценку налоговых рисков, а также подготовку рекомендаций по ведению учета, объектов налогообложения, порядку применения льгот, вычетов; составление и представление отчетности; подготовку документов в ФНС; представление интересов консультируемых лиц в Службе, органах государственной власти и местного самоуправления; информирование об изменениях в законодательстве.

Главные моменты

В законе закреплены права и обязанности налогового консультанта, а также лиц, которым они оказывают услугу. Специалисты будут обязаны хранить в тайне любую информацию о клиенте, которая стала им известна.

Для того чтобы получить статус консультанта, претенденту нужно будет сдать квалификационный экзамен и вступить в соответствующую саморегулируемую организацию. А такой сможет стать не любая компания, а лишь та, которая создана для ведения деятельности по налоговому консультированию, является членом СРО налоговых консультантов, а также имеет не менее 3 консультантов в штате. По крайней мере, такие требования предъявляет к претендентам законопроект. Конечно, в ходе обсуждения документа и его принятия, в него еще могут быть внесены изменения.

Не понятно, как будет происходить сама консультация. Возможно, специалистам придется писать заключения по аналогии с аудиторскими и потом проверять, правильно ли заказчик выполнил все указания.

Но это еще не все. Законопроект предусматривает имущественную ответственность консультанта в размере сумм санкций и пени, вмененных лицу, получившему услугу. Однако непонятно, как будет реализовано это положение на практике. Ведь консультант никогда не настаивает на применении, он лишь раскрывает клиенту несколько вариантов, описывая достоинства и риски каждого. То есть, получается, что реально применить эту ответственность можно будет тогда, когда консультант, например, неправильно заполнил за клиента декларацию или другой документ.

Разработчики законопроекта считают, что его принятие повысит общий уровень правовой и экономической грамотности, а также качественно улучшит взаимодействие между плательщиками налогов и ФНС. Но тут опять же, пока не понятно, о каком взаимодействии идет речь.

А консультанты кто?

В настоящее время в договорах на оказание услуг редко фигурирует словосочетание «налоговый консультант» в качестве одной их сторон. Чаще заключается простой договор оказания услуг. Хотя в настоящее время статус именно налогового консультанта получить можно. Для этого достаточно пройти курсы при Палате налоговых консультантов. Такой статус позволяет специалисту выделиться на рынке, удачливее и быстрее устроиться на работу.

Однако о самих консультантах сегодня не упоминает ни один закон. То есть, пока такой статус – это своего рода «бонус», подтверждение квалификации и знаний специалиста, но не больше. Когда закон все же примут (если примут), именовать себя налоговыми консультантами смогут только лица, сдавшие экзамен и вступившие в СРО. Есть опасение, что такие требования вытеснят аудиторов из налоговой сферы. Или последним придется сдавать еще один экзамен, вступать еще в одну саморегулируемую организацию.

Марина Скудутис, для журнала «Расчет»

Помогайте вашему бизнесу развиваться


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Чем занимается налоговый консультант? Налоговые консультанты являются экспертами в области налогового права, планирования и соблюдения нормативных требований, вопросами наследования, благотворительностью и другими сложными налоговыми ситуациями. Они обслуживают как юридических, так и частных лиц, следя за новым налоговым законодательством и помогая налогоплательщикам оптимизировать налогообложение в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Часто эти консультанты проходят подготовку в области налогового права или бухгалтерского учета.

Чем занимается налоговый консультант?

Чем занимается налоговый консультант

Налоговые консультанты – это профессионалы, специализирующиеся на налоговом праве и консультировании по финансовым вопросам. Они знают все о государственных и федеральных правилах, которые компании и частные лица должны соблюдать при подаче налоговой декларации. Когда вы нанимаете консультанта, он проконсультируют вас по телефону или лично о вариантах подачи документов.

Аспекты, которые они охватывают, включают

  • Сбор, систематизацию и подготовку налоговых документов и деклараций;
  • Оценка финансовых и юридических обстоятельств клиента для определения налоговых обязательств;
  • Помощь клиентам в налоговых вопросах во время и после значительного изменения жизни, такого как брак, развод, смерть супруга или рождение ребенка;
  • ряд финансовых вопросов, включая трасты, имущество и пенсионные налоги;
  • Вычеты для снижения налогового бремени;
  • Работа с налогами на доход от аренды недвижимости

Помимо предоставления клиентам полезных советов по налогообложению, налоговые консультанты также несут ответственность за то, чтобы оставаться в курсе последних налоговых требований как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне.

Кроме того, в их обязанности может входить поездка к клиенту для консультации или помощи в сокращении налоговых обязательств.

Одна из ключевых характеристик налогового консультанта отличные письменные и устные коммуникативные навыки.

Консультант должен быть в состоянии включить текущие выводы налогового законодательства и исследования своего клиента в налоговую стратегию, которая будет легка для понимания клиентом. Эти атрибуты имеют решающее значение, когда речь идет о том, чтобы клиенты полностью понимали налоговую стратегию.

Налоговые эксперты обычно работают в

  • финансовых консалтинговых фирмах;
  • аудиторских фирмах;
  • государственных учреждениях;

Также они могут работать независимо и работать онлайн. Клиенты варьируются от отдельных лиц и семей до организаций и корпораций.

Требования, чтобы стать налоговым консультантом

У налоговых консультантов нет официального процесса сертификации.

Большинство налоговых консультантов имеют степень бакалавра в области

  • бухгалтерского учета;
  • финансов;
  • налогового права;
  • или другой смежной области

Гонорары налогового консультанта

Гонорары налоговых консультантов варьируются в зависимости от нескольких факторов

  • Местоположение играет важную роль: цены достигают пика там, где самая высокая стоимость жизни.
  • Сложность и масштаб вашей налоговой ситуации. Как правило, чем больше вовлечены ваши финансы, тем больше вам придется платить.
  • Если ваша ситуация требует узкоспециализированных знаний о налоговом кодексе, гонорар налогового консультанта будет соизмерим с его квалификацией.

Основные причины, по которым вам следует обратиться к налоговому консультанту
Консультация по налогам
  • Он может поддержать вас, легко определив эти потенциальные вычеты в течение года и посоветуя вам, как принимать стратегические решения относительно вычетов в конце года.
  • Квалифицированный и опытный налоговый консультант может порекомендовать вам эффективные способы сэкономить на налогах, не создавая проблем и не усложняя ваше финансовое положение. Например, налоговый консультант может найти значительные вычеты или налоговые льготы, которые вы могли пропустить. Это поможет вам сэкономить значительную сумму за сравнительно небольшую плату.
  • Экономите свое время. В среднем, сбор данных, проверка списаний, а также двойная проверка всех квитанций может занять много времени, прежде чем вы сможете начать оформлять налоговую декларацию.
  • Постоянный советник. Вы сможете постоянно запрашивать обновления или советы по мере необходимости.
  • Налоговый консультант против налогового программного обеспечения. Налоговое программное обеспечение становится все более популярным в последние годы. В результате многие платят налоги самостоятельно. К сожалению, программное обеспечение не заменяет профессионально подготовленного налогового консультанта. Он не может узнать вас и ваше финансовое положение на личном уровне, чтобы убедиться, что вы пользуетесь всеми возможными вычетами и кредитами. Это также не может обеспечить вам уверенность в том, что ваши налоги были поданы правильно. Все это и многое другое может предложить налоговый консультант.
  • Это всегда безопасно и законно. Наем налогового консультанта для проверки вашей налоговой отчетности всегда безопасно и законно. А что может быть лучше, чем помощь профессионала?

Хотите принимать более разумные финансовые решения, когда придет время уплаты налогов, но не совсем уверены, с чего начать? Лучшим решением может стать налоговый консультант.

Данная характеристика была закреплена специальным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей ру-ководителей, специалистов и других служащих» (Приложение 15) .

В рамках названного документа было установлено: ввести дополнение в раздел I «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 21 августа 1998 г. № 37.

В соответствии с Приложением к названному Постановлению на консультанта по налогам и сборам могут быть возложены следующие должностные обязанности:

• оказывать консультационные услуги организациям (неза-висимо от форм собственности и организационно-правовых форм) и физическим лицам по применению налогового законодательства;

давать необходимые рекомендации по формированию на-логовой базы по видам налогов и сборов; составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения (что в соответствии с текстом главы 25 НК РФ [3] надо понимать как расходы организации в целях налогообложения); использованию льгот, предоставляемых законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты;

консультировать по ведению бухгалтерского учета и со-ставлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обя-занностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;

разрабатывать варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и фи-зических лиц; информировать их о налоговом законодательстве и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц;

осуществлять мониторинг изменений и дополнений, вно-симых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, содействовать правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

Для реализации перечисленных должностных обязанностей в соответствии с текстом Приложения к Постановлению Министерства труда РФ от 4 августа 2000 г. № 57 консультант по налогам и сборам должен знать:

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;

методические материалы, касающиеся предприниматель-ской и иной деятельности организаций и физических лиц;

основы законодательства о труде;

порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;

порядок проведения налоговых проверок;

принципы организации предпринимательской деятельности;

порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров;

современные информационные технологии;

этику делового общения;

правила и нормы по охране труда.

Требования, предъявляемые к квалификации консультанта по налогам и сборам: высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов, стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов не менее 5 лет.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о статусе налогового консультанта в настоящее время. В соответствии с текстом ст. 26 НК РФ [4] налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах п сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Статья 27 НК РФ [4] устанавливает, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

В ст. 29 НК РФ [4] уточняется, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель организации-налогопла-тельщика осуществляет свои полномочия на основании дове-ренности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сопоставив должностные обязанности «консультанта по налогам и сборам», закрепленные в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 57, с текстом ст. 26-29 НК РФ [4], регламентирующих деятельность уполномоченного представителя налогоплательщика, можно констатировать, что выполнять функции уполномоченного представителя налогоплательщика может физическое либо юридическое лицо, осуществляющее налоговое консультирование.

При выборе конкретного специалиста или компании из со-вокупности имеющихся на рынке юридических и физических лиц, способных в соответствии с законодательством оказывать услуги по налоговому консультированию, клиент изначально подразумевает соответствие избираемого определенному набору критериев и показателей. К совокупности используемых при таком выборе критериев и показателей относятся:

имидж консультанта — репутация в деловой среде (среди коллег и читателей публикаций налогового консультанта в прессе);

профессиональная ответственность — компетентность консультанта в требуемой области, глубокие знания и умение использовать на практике современные способы решения проблем налогоплательщиков;

творческий подход и понимание особенностей менталитета предпринимателей, являющихся пользователями услуг налогового консультанта;

отзывы предыдущих клиентов и тех, кто является клиентом в настоящее время, о профессиональных знаниях и личностных качествах налогового консультанта;

качество разработки предложений, заключающееся в идеях консультанта о путях и способах решения проблемы клиента, видении роли клиента в консультационном проекте, техническом оформлении предложения;

способность консультанта выполнять работу в определенный срок: подразумевается не только высокая работоспособность консультанта, но и наличие команды квалифицированного вспомогательного персонала, а также обеспеченность всеми видами ресурсов;

способность консультанта найти партнера или дополнительные ресурсы для своего клиента, используя имеющиеся связи в деловой среде;

адекватные затраты клиента — размер гонорара налогового консультанта, форма и сроки его оплаты;

соблюдение консультантом этических норм, которое могут гарантировать членство в профессиональном объединении и наличие специальных аттестатов и сертификатов.

Большинство перечисленных критериев также требует овладения специальными знаниями, позволяющими осуществлять квалифицированную деятельность по налоговому консультированию.

В процессе потребления услуг по налоговому консультированию у клиента формируется определенное мнение как о качестве самой услуги, так и о профессиональном уровне специалиста, оказывающего эту услугу.

На протяжении более чем пятнадцати лет представители научного сообщества, объединения налоговых консультантов и законодатели пытались инициировать создание закона о налоговом консультировании

Первой попыткой принять федеральный закон, регулирующий дельность налоговых консультантов сталпроекта федерального закона № 98051004-2 «О налоговом консультировании», внесенного в Государственную Думу Российской Федерации (далее – Государственная Дума РФ) 16 июня 1998г. [5] Целью упомянутого федерального закона явилось желание закрепить правовой статус налогового консультанта и исходные начала деятельности по налоговому консультированию (аттестация будущих налоговых консультантов, стандарты их профессиональной деятельности, вопрос создания объединения лиц профессионально оказывающих деятельность по налоговому консультированию и т.д.). Несмотря на длительные обсуждения и согласования положений законопроекта с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, в марте 2003 г. было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думой РФ [5].

В течение последующих лет была создана группа разработчиков нового проекта федерального закона «О налоговом консультировании», в состав который входили ученые, специалисты-практики, представители профильных министерств и ведомств. Было разработано 4 варианта законопроекта: законопроект, подготовленный А.И. Соломаниным; В.Л. Ардашевым; И.И. Кучеровым и Ф.А. Гудковым. В течение 2006-2008 годов велось обсуждение положений на сайте Палаты налоговых консультантов [9].

Результатом проделанной работы стал рабочий вариант законопроекта «О налоговом консультировании», который был представлен на заседании Президентского совета Палаты налоговых консультантов 22 октября 2009 г., однако, по итогам заседаний согласовать данный законопроект не удалось [9].

В 2012 г. Необходимость принятия закона, регулирующего деятельность налоговых консультантов признала Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС России). Выступая на Международном конгрессе, организованном российской Палатой налоговых консультантов, руководитель ФНС России М.В. Мишустин отметил, что ФНС России нуждается в профессиональных помощниках, которые бы стали опорой для налоговой службы, также им было предложено начать совместное обсуждение специального закона о налоговом консультирования [7].

Закрепление идеи создания института налогового консультирования нашло отражение в плане мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от10 февраля 2014 г. № 162-р содержит раздел II «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов», в пункте 5 которого говорится о разработке проекта федерального закона, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, при сохранении необязательности для налогоплательщиков его использования [1]. Законодательное регулирование данного института будет способствовать снижению рисков налогоплательщиков, повышению эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранить добровольности института налогового консультирования. Так, в мае 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект № 529626-6 «О налоговом консультировании», который в данный момент проходит рассмотрение.

Целью проекта федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» явилось введение института налоговых консультантов. Так, в пояснительной записке к указанному проекту федерального закона авторы обращают внимание, на то, что пользователями услуг по налоговому консультированию являются, в основном, крупные и средние организации, а физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового [2].

Так, согласно опросу, проведенному Информационно-правовым порталом Гарант.ру 9% из опрошенных респондентов на вопрос о том, поддерживают ли они инициативу введения института налоговых консультантов ответили, что не знакомы с понятием «налоговый консультант» [6]. Однако, подавляющее число респондентов (54%) одобрили законодательную инициативу с некоторыми оговорками.

Переходя к анализу положений законопроекта № 529626-6, стоит отметить, что перед законодателем стоит непростая задача: обличить в форму закона регулирование сложившихся на рынке налогового консультирования отношений.

Одним из основных вопросов возникающих при анализе проекту федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» является вопрос о наличии у законопроекта самостоятельного предмета правового регулирования. В Заключения Комитета Государственной Думы по вопросам собственности отмечено, что добровольный характер деятельности по налоговому консультированию (особо отмеченный в пояснительной записке законопроект) и отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг. Таким образом, любые работы и услуги в сфере налогового консультирования может осуществлять любой субъект, в том числе налоговый консультант или налоговая консультация, в результат чего с принятием закона не возникает публичной значимости их статуса или специальной правоспособности [5]. Аналогичного взгляда придерживается Т.В. Иоффе – директор Палаты налоговых консультантов, она отмечает, что раскрытие содержания налогового консультирования происходит через перечисление отдельных видов услуг, связанных с налоговым консультированием. Законопроект не позволяет идентифицировать деятельность по налоговому консультированию, поскольку в нем отсутствуют положения, определяющие соотношение налогового консультирования с аналогичной деятельностью, осуществляемой в рамках оказания аудиторских услуг и адвокатской деятельности.

В свою очередь, Правительство Российской Федерации отмечает, что статья 9 законопроекта, касающаяся приобретения статуса налогового консультанта, не содержит указания на то, что приобретение данного статуса является исключительно добровольным. Как мы видим, дискуссионным является, казалось бы, даже такой фундаментальный вопрос, как предмет правового регулирования проекта закона.

Следующее положение законопроекта, вызывающее множество споров, – полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. В официальном отзыве, подготовленном Правительством Российской Федерации, отмечено, что закрепление за ФНС России полномочий в области государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций налоговых консультантов создает основу для конфликта интересов [5]. Наделение ФНС России не только функциями по государственному регулированию деятельности по налоговому консультированию, но и большим объемом иных обязанностей, таких как: разработка профессиональных стандартов деятельности в области налогового консультирования, осуществление государственного контроля за соблюдением законодательствами саморегулируемыми организациями налоговых консультантов, проводить проверки для целей контроля качества налоговых консультантов и налоговых консультаций [10].

Соглашаясь с Т.В. Иоффе, зависимость деятельности налоговых консультантов и налоговых консультантов от органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов может привести к конфликту интересов, отсутствию возможности давать объективные разъяснения налогоплательщикам. Негативное влияние, которое оказывает на налоговых консультантов и налоговые консультации устанавливаемая в законопроекте зависимость от ФНС России, отмечают также Ю. Иванов и О. Борзунова [4; 24].

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают положения проекта закона № 529626-6 «О налоговом консультировании», описывающие статус и функции органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. Проследив эволюцию представлений разработчиков проектов федеральных законов «О налоговом консультировании» о модели регулирования налогового консультирования, мы заметим, что ни в одном из представленных общественности законопроектов государственному регулятору не отведена столь обширная роль в регулировании деятельности налоговых консультантов. Такой подход, на наш взгляд, искажает саму идею налогового консультирования, как независимого от государственного влияния вида деятельности.

Основным вопросом, который возникает всякий раз при обсуждении вопроса принятия федерального закона «О налоговом консультировании» является вопрос ответственности налоговых консультантов. К. В. Бельгисова отметила, что разработчиками не были учтены случаи оказания консультационных услуг несколькими консультантами или консультациями, которые вызвали нарушения налогоплательщиком действующего законодательства [3; 39].

Ограничение ответственности исключительно суммами штрафа и пеней, взысканных контролирующим органом, в результате вступления в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пеней, не всегда охватывает тот круг вопросов, которые стали предметом обращения к услугам налоговых консультантов (консультаций) также вызывают сомнения. Так, Ю. Иванов и О. Борзунова подчеркивают, что ответственность не распространяется на сумму доначисленного налога или отказа в возмещении налога, которые могли стать следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. Ответственность ограничивается претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями [4; 24].

Проект федерального закона «О налоговом консультировании» не содержит положений, которые регламентировали порядок возмещения сумм, доначисленных консультируемому лицу. Ю. Иванов и О. Борзунова обращают внимание, что не определены пределы ответственности налоговых консультантов и саморегулируемой организации, порядок формирования компенсационного фонда и страхования ответственности [4; 24]. Также отсутствует форма обеспечения саморегулируемой организацией налоговых консультантов имущественной ответственности каждого ее члена перед консультируемыми лицами. В этой связи, в Заключении Комитета Государственной Думы по вопросам собственности обозначено, что упоминание необходимости обеспечения дополнительной ответственности членов саморегулируемой организации и права саморегулируемой организации применять способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед консультируемыми лицами, установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» не гарантирует возможность получения возмещения имущественного вреда, причинѐнного заказчику вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг налоговым консультантом [5].

Ю. Иванов и О. Борзунова, обращают внимание, что в текущей редакции закон посвящен регулированию взаимоотношения между налоговыми консультантами (консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. При этом, фактическая цель регулирования деятельности налоговых консультантов – взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (консультацией) – отражены на уровне принципов и общих норм [4; 24].

При изучении рассматриваемого законопроекта, мы можем также встретить пробелы, допущенные разработчиками при подготовке проекта федерального закона «О налоговом консультировании»: не прописаны условия, являющиеся основаниями для предписания, предупреждения, приостановления членства в саморегулируемых организациях. На это упущение также обращают внимание в официальном отзыве Правительство Российской Федерации [5], Правовое управление Аппарата Государственной Думы в подготовленном им Заключении [5], К.В. Бельгисова [3; 39], К.В. Бельгисова в своей работе обращает внимание, что не определено правовое положение лиц, которые получили квалификацию «консультант по налогам и сборам», нет ответа на вопрос, будут признаны действительными квалификационные аттестаты, выданные Палатой налоговых консультантов. Не является очевидной целесообразность обучения налоговых консультантов исключительно в высших учебных заведениях, при имеющемся многолетнем опыте и практике работы в этой сфере Палаты налоговых консультантов [3; 39]. На этот пробел также указывала Т. В. Иоффе 10].

Ю. Иванов и О. Борзунова справедливо отмечают? что в случае принятия законопроекта в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако, существенного изменения рынка в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не произойдет. Гарантии, прописанные законом, на практике реализуются крупными консалтинговыми компаниями: строгий отбор кандидатов, внутренний контроль качества, корпоративное обучение, имущественная ответственность, застрахованная на существенные суммы, конфиденциальность, предоставляемая адвокатскими бюро и аудиторскими компаниями [4; 24].

Стремление профессионального сообщества к законодательному регулированию налогового консультированию (с ориентацией на немецкую модель) объясняется тем, что утвержденные на государственном уровне требования, правовой статус налоговых консультантов, в первую очередь, гарантируют налогоплательщику-заказчику высокий уровень и независимость оказанных ему консультаций. Однако, модель отношений, которую предлагают разработчики, рассматриваемого в Государственной Думе РФ проекта федерального закона, может привести к тому, что зависимость налоговых консультантов от ФНС России, станет причиной профискального подхода к решению поставленных налогоплательщиком-заказчиком задач.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской федерации от 10 февраля 2014г. № 162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] // government.ru/media/files/41d4be34b5250e8848fd.pdf (дата обращения: 04.04.2015)

2. Законопроект № «О налоговом консультировании» [Электронный ресурс] // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=529626-6&02 (дата обращения: 04.04.2015)

3. Бельгисова К.В. Тенденции развития института налогового консультирования в России // Современное право. 2014. № 12 (1). С. 37 – 41

4. Иванов Ю., Борзунова О. Анализ законопроекта «О налоговом консультировании» // Кредитный консультант. 2014. № 6 (15). С. 23 – 25

Читайте также: