Особые пошлины как инструмент обеспечения экономической безопасности

Опубликовано: 18.05.2024

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Факультет Экономики и управления
Кафедра «Менеджмент и экономическая безопасность»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Особые пошлины как инструмент обеспечения экономической безопасности »

Выполнил студент
Группы13ЭД2:
Кудиков В.И.
Проверила:
Пронина Ю.Ю.


Пенза, 2016 г.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика особых видов пошлин
1.1. Виды особых пошлин………………………………………………. 6
1.2.Специальные таможенные пошлины………………………..………..7
1.3.Антидемпинговые таможенные пошлины…………………………..10
1.4. Компенсационные пошлины………………………………………. 12
2. Особые видыпошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерацию
2.1.Правовые основы защиты экономических интересов российских производителей товаров…………. 17
2.2. Предотвращение существенного ущерба отраслям
российской экономики……………………………………………………. ….21
2.3. Проблемы применения особыхпошлин в
Российской Федерации ………………………………………………………. 25
3. Направления совершенствования и развития особых пошлин
3.1. Перспективы использования особых видов пошлин как регуляторов внешней торговли……………………………………………………………….29


Внешнеэкономическая деятельность является мощнейшим фактором, оказывающим благоприятное или разрушающее воздействие на экономику. Конкретные меры еерегулирования определяются хозяйственной стратегией руководства страны, которая предопределяет основные стратегические задачи развития экономики. Эти задачи предусматривают стабилизацию экономики и экономический рост, достаточное предложение товаров на внутреннем рынке, создание современной инфраструктуры и условий для развития перспективных отраслей, формирование экспортного потенциала, разумную либерализациюэкономики, улучшение инвестиционного климата и состояния платежного, гарантию защиты от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров и др. Большое значение имеет стабильность таможенной политики, особенно для создания благоприятного инвестиционного климата, а также необходима устойчивая, эффективная работа таможенной службы.
Радикальные экономические преобразования в России затронуливажнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельностиостаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.
Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.
Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РоссийскойФедерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.
Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализацияструктуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.
Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.
Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Библиографическая ссылка на статью:
Соснин В.А. Формы обеспечения экономической безопасности государства // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2065 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель Гогин А. А., профессор

Тольяттинский государственный университет

При анализе текущего состояния экономической безопасности ведущих стран мира был выявлен ряд тенденций, которые можно разделить на две группы, по природе их проявления [2]:

- группа тенденций по развитию форм;

- группа тенденций по развитию способов обеспечения экономической безопасности государства.

Первая группа должна включать тенденции, связанные с ростом приоритетности мероприятий правительства направленных на обеспечение экономической безопасности в отношении других видов деятельности.

Они тесно связаны со второй выделенной группой.

Их можно отнести к числу тенденций, связанных: с увеличением зависимости эффективности внедрения различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важности сложной защиты объектов народного хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными странами мира.

В современных условиях проявляются следующие закономерности экономической безопасности государства:

1. Зависимость экономических показателей от степени наличия ресурсов. Развитие экономической инфраструктуры национальной экономики, взаимодействие этого сектора с другими национальными секторами и секторами экономики мира является развитием существующих и возникновением новых форм по обеспечению экономической безопасности.

2. Зависимость экономической безопасности государства от эффективности специальных мер, использования специально ассигнованных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на народное хозяйство страны, взаимодействие национальной экономики с экономиками других стран и окружающей средой, а также необратимые изменения в формах обеспечения экономической безопасности государства, приводят к развитию существующих и появление новых способов обеспечения экономической безопасности, которые характеризуются высоким уровнем принятия специальных мер, использования специальных сил и средств.

3. Зависимость специальных мер по обеспечению экономической безопасности государства, использования специальных сил и средств, чтобы обеспечить экономическую безопасность, от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и методов экономической безопасности требует построения специализированной организационной структуры – системы для обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и методы.

4. Зависимость экономической безопасности государства от воздействия на экономику от противоборствующей стороны. При разработке путей обеспечения экономической безопасности государства осуществляется упорядоченное и необратимое изменение от воздействия элементов экономической инфраструктуры противостоящей стороны, отраженных в постепенном переходе от первичного воздействия на элементы производства к воздействию на системы обеспечения ее функционирования.

5. Зависимость экономических показателей от характера взаимодействия с национальными экономиками союзных стран. В процессе производства осуществляется направленное изменение взаимодействия экономики с внешней экономической средой. Это проявляется в установлении оптимальных условий функционирования экономики, которое характеризуется:

- обеспечением внутриэкономической безопасности при взаимодействии с экономическими системами в порядке иерархической подчиненности;

- взаимовыгодного сотрудничества в сотрудничестве с неподчиненными экономическими системами;

- дезорганизацией функционирования экономических систем стран – конкурентов.

Представленные закономерности дают возможность определить основные формы для осуществления экономической безопасности государства:

Экономический патронат – обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему [4]. Под экономическим патронатом обеспечивается надежность (в экономическом плане) работы каждой системы управления, производства программного обеспечения и так далее, в рамках глобальной системы управления.

Развитие этой формы экономической безопасности государства важно в связи с тем, что обеспечение отечественного производства всегда было одним из главных забот государства. Так же государство всегда прикладывало большие усилия, чтобы «держать в руках», наиболее важные сферы национальной экономики.

Специфика экономики наиболее значимых секторов хозяйства государства, характеризующая систему управления всей экономической деятельности государства в рыночных условиях, проявляются в:

1. заказчик – монополист (как правило, государство);

2. особые требования к качеству и техническим характеристикам продукции, ее высокая наукоемкость и технологичность, долговременности инвестиций и капитальных проектов;

3. необходимость поддержания стратегического запаса сырья;

4. особенности специализации, сотрудничества и режима, производящего пирамидальные отношения между производителями, дублирование производства и исследований, ограничения передачи технологии;

5. сложности у предприятий с выходом на внешние рынки в некоторых секторах экономики.

Следующей формой является экономическая кооперация, которая обеспечивает экономическую безопасность состояния экономики государства с различными другими экономическими системами стран, которые не находятся с сектором национальной экономики в подчинении. В рамках экономического сотрудничества происходит совместное функционирование национальных экономик и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами разных стран мира, иностранных и международных организаций.

Развитие этой формы экономической безопасности государства происходит в связи с тем, что собственное производство государства не всегда достаточно для эффективного функционирования национальной экономики.

Формами экономического сотрудничества являются:

1. торговля в гражданских и военных целях. Ее целями являются:

а) получение прибыли производителем и/или экспортером;

б) улучшение торгового баланса государства – экспортера в гражданских и/или военных целях;

в) снижение затрат на единицу продукции за счет увеличения массового производства, компенсации импортом (полностью или частично), R&D расходы ( англ. Research and Development – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);

г) повышение мобилизационной готовности предприятий экономического комплекса.

2. Экономическая помощь – комплекс мер по обеспечению другого государства на безвозмездной или льготной основе услугами, продуктами и/или средствами. Целями экономической помощи являются:

а) укрепление мощи экономических и/или военных союзников или партнеров;

б) укрепление экономической и/или политической зависимости развивающихся стран;

в) увеличение свое влияния в другом государстве (в правительстве или армии);

г) материальная и/или финансовая поддержка военных и политических усилий стран, занимающих важное стратегическое положение в регионе мира.

Можно выделить следующие виды экономической помощи [3]:

- построение экономической инфраструктуры;

- передача (продажа) лицензий на производство различных продуктов;

- подготовка национальных кадров и т. д.

3. Экономическая интеграция в рамках политических и экономических союзов. Экономическая интеграция – это высшая форма экономического сотрудничества на основе международного разделения труда в различных сферах экономической деятельности. Основными видами экономической интеграции являются:

- сотрудничество в области разработок стандартов, производства продукции, ремонта и модернизации оборудования;

- совместная разработка экономической инфраструктуры;

- совместное обучение и т.д.

Следующая форма – это экономическое противостояние, которое является основной формой экономической безопасности государства в соперничестве противоборствующих сторон.

Экономическое противостояние как форма экономической безопасности государства может быть определена как система мер, направленных на разрешение конфликтов между государствами (коалициями, блоками стран) или между другими противниками (соперниками, конкурентами), используя средства и методы различного воздействия на экономику (сельское хозяйство) противной стороны и для защиты собственной экономики (сельского хозяйства).

В этом отношении, экономическое противоборство охватывает определенную область межгосударственной (внутригосударственной или межкоалиционной) борьбы, в том числе:

1) сферы хозяйственной деятельности противоборствующих сторон;

2) направление и форму экономической борьбы подчиненных политическим целям этих сторон;

3) влияние на промышленность, транспорт, финансовые и другие экономические системы, а также их защиту.

Экономическое противостояние сторон, разворачивающееся при подготовке и ведения военных действий, имеет свои особенности. Военно-экономическое противоборство, хотя и носит независимый характер, однако, она тесно связана с другими областями борьбы и различными видами деятельности противоборствующих сторон. Оно проявляется в сфере военного производства, в темпах и направлении военных приготовлений. Так же военно-экономическое противоборство вызывает структурные изменения в национальных экономиках враждующих сторон, связанные, прежде всего, с изменениями в пропорциях между военными и «гражданскими» производствами. В наиболее острые периоды вооруженной борьбы участвует в основном вся экономика воюющих государств, так как экономика тесно связана с ходом вооруженной борьбы, военным потреблением и потерь. Зачастую большее число «гражданских» производств переходит на производство для целей войны.

Выделим основные цели экономического противостояния сторон:

1. ограничение/расширение экономическая деятельность противной стороны (срыв/наращивание производства);

2. достижение преимущества в экономическом противоборстве, подчиненное какой-либо политической цели;

3. уничтожение (захват) и/или защита промышленных районов (компаний), транспортных и других коммерческих объектов.

Стратегии противостоящих сторон в экономической конфронтации обычно подчинены соответствующим целям. Они могут быть заключены в следующем:

- в ограничении экспорта или импорта сырья, продовольствия, вооружения и военной техники;

- в уменьшении предоставления займов и кредитов;

- в накоплении стратегически важных запасов сырья и других ресурсов;

- в дестабилизации (подрыве) экономики противостоящей страны;

- в использовании производственных мощностей, сырья и других ресурсов, экономических районов, союзников, нейтральных стран и так далее.

При ведении экономического противоборства можно выделить следующие ее методы:

1) Обострение экономической конкуренции. Экономическая конкуренция является средством экономической войны, в которой противоборствующие стороны стремятся обеспечить свое преимущество в производстве товаров, услуг, работ и мобилизационной подготовки экономики, расширения рынков за счет увеличения производственных мощностей, увеличения поставок товаров и услуг, увеличить ресурсную базу, экспорт (импорт) товаров и сырье, а также развить необходимую экономическую инфраструктуру.

2) Экономический конфликт противоборствующих сторон, а также экономическая война. Экономический конфликт является средством экономической войны, в которой противоборствующие стороны стремятся достичь своих экономических целей. Экономическая война является средством экономического противоборства, в которой противоборствующие стороны стремятся достичь своих экономических целей путем подрыва экономики противника, одновременно нейтрализуя аналогичные усилия с его стороны с использованием военной силы.

Библиографический список

  1. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства; Альфа-М, Инфра-М – Москва, 2012. – 496 c.
  2. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2009. — 164 с.
  3. Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов; Юнити-Дана – Москва, 2011. – 352 c.
  4. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства; Юнити-Дана – Москва, 2012. – 240 c.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право».

Нетарифное регулирование

Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мы остановимся на основных из них.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:

1. Меры прямого ограничения:
- Квотирование;
- Лицензирование;
- Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
- Сертификация;
- Санитарно-эпидемологический контроль;
- Ветеринарный надзор;
- Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
- Валютный контроль.

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Различают следующие виды квот:

- Глобальные квоты - определяют размер общего ввоза определенного товара, не распределенный между поставщиками;
- Индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
- Сезонные квоты - устанавливают в строго отведенный период календарного года и чаще всего распространяются на определенные виды сельскохозяйственной продукции.
- Тарифные квоты - предусматривают преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами.

К преимуществам квотирования можно отнести:

- Гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины.
- Поддержку определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.

В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.

В соответствии с положениями ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года , экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
- сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
- сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
- снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит
от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Лицензирование

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.

В соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется в случаях:

- Введения временных количественных ограничений на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
- Реализации разрешительного порядка ввоза или вывоза отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
- Предоставления исключительного права на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
- Выполнения международных обязательств.

В соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза , утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.

Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р , установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

- Разовые лицензии - выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.
- Генеральные лицензии - выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.
- Исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

- заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
- электронная копия заявления;
- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД, независимо от количества наименований товаров по договору. Перечень лицензируемых товаров приведен в Письме ФТС РФ от 16.07.2008г. № 01-11/28567 "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения"

Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.

Специальные защитные меры

Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств-членов Таможенного союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:

Специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.

Антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов Таможенного союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Порядок проведения расследования и и применения специальных защитных мер установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" . Полномочия по проведению расследования в России возложены на Минэкономразвития РФ.

Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Российская таможенная академия (Ростовский филиал)


ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

глобализация, экономическая безопасность, таможенный тариф, санкции, эмбарго, globalization, economic security, customs tariff, sanctions, embargo

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье рассматриваются особенности обеспечения экономической безопасности страны в условиях процессов глобализации, применение таможенных инструментов для этой цели.

Текст научной статьи

В эпоху глобализации мирового хозяйства все большее значение приобретает экономическая безопасность, как составляющая системы безопасности страны в целом. Ускоренная интернационализация, растущие внешнеэкономические связи и быстрое развитие производств, с одной стороны, открывают новые горизонты деятельности компаний, создают новые возможности, а с другой - приводят к появлению новых рисков и внешних угроз функционированию национальных экономик. Эти угрозы носят планетарный характер, они труднопрогнозируемы и требуют больших усилий по устранению. Зачастую эти угрозы являются принципиально новыми, это уже не просто внешние угрозы: фактически речь идет о появлении новых глобализационных угроз, затрагивающих все мировое сообщество и одновременно каждую конкретную страну. Глобализационные угрозы носят уже не просто внешний, а системный характер, это угрозы для всей системы мирового хозяйства [4]. Безопасность государства определяется степенью разработанности концепции национальной безопасности. Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз [2]. В настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности страны стоит особенно остро, в связи с негативными преобразованиями в экономике и санкциями, введенными западными странами против России. Основой суверенитета и национальной безопасности является экономика, определяющая степень реальной суверенности страны. В условиях глобализации только достаточно развитая национальная экономика, свободная от манипуляций ТНК и международных структур, которая управляется национальным правительством, а не внешними системами управления, позволяет стране сохранять собственный суверенитет, быть независимой от угроз внешнего давления и влияния. Однако в условиях глобализации сам принцип суверенитета имеет системного противника в лице ТНК. Государственные границы, национальный суверенитет мешают свободному перемещению капитала. В этой ситуации для защиты суверенитета необходимо укрепление государства как мощного экономического игрока. Сильное государство - это ядро экономической и национальной безопасности в целом. Государство должно играть стабилизирующую социально-экономическую роль, организовывать единое экономическое пространство, чтобы каждый гражданин был обеспечен социальными гарантиями [5]. Федеральной таможенной службе, как одному из важнейших институтов экономики, отводится и важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях ускоренной интернационализации мирового хозяйства одними из методов обеспечения экономической безопасности являются таможенные инструменты. Таможенное регулирование национальной экономики применяется с целью защиты внутренней экономики от внешних, разрушающих ее, угроз. Регулирование включает в себя целый комплекс мер по обеспечению экономической безопасности: это административные, организационные, правовые мероприятия, тарифное и нетарифное регулирование, оптимизация процессов развития национальной экономики, стимулирование развития отечественного производства и др. Одним из основных направлений экономической политики, направленной на развитие национальной экономики является переход от административных методов управления к экономическим. Здесь необходимо правильно определить роль государства в регулировании внешней торговли. Для защиты экономических интересов Российской Федерации, а также для решения задач по обеспечению национальной безопасности, в первую очередь, необходимыми являются меры тарифного и нетарифного регулирования, как неотъемлемая часть комплексной таможенной политики России. Таможенный тариф - самый распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий посредством ценообразования. Это важнейший элемент внешнеэкономической политики государства, так как он определяет соотношение и взаимосвязь внешнего и внутреннего рынков. Таможенный тариф в системе регулирования экономики выполняет несколько функций, основными из которых являются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция, или защитная, ограничивает уровень импортной продукции на внутреннем рынке. Служит для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов, повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция обеспечивает поступления денежных средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Вышеперечисленные функции реализуются путем взимания таможенных пошлин: 1. Антидемпинговые пошлины, применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям аналогичных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров. 2. Компенсационная пошлина, накладывается на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. 3. Специальные пошлины, устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров [6]. Обязанность по взиманию таможенных пошлин возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу, а ставки взимаются в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе» Российской Федерации. К нетарифным методам регулирования относятся: запрет ввоза и вывоза товаров, эмбарго, квотирование, лицензирование, сертификация и другие ограничения перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности РФ, защитой экономических интересов, охраной окружающей среды, защитой жизни и здоровья граждан страны, культурного наследия и т.д. Нетарифные методы охватывают весь спектр товаров, и все государственные органы РФ, отвечающие за безопасность государства и жителей. Таможенные органы в своей деятельности обеспечивают исключение возможности пересечения таможенных границ РФ без соответствующих разрешений. Отношения между Россией и странами ЕС и США всегда были сложными и неоднозначными, а в 2014 году и вовсе стали очень напряженными. По отношению к России были применены жесткие экономические санкции, что стало угрозой экономической безопасности страны. Первые санкции ЕС и США в отношении России были введены в марте 2014 года после того, как Крым вошел в состав РФ. Позже США и ЕС ввели против России секторальные санкции, из-за которых российские банки не имеют возможности получать долгосрочные кредиты, а нефтяным компаниям оказался закрыт доступ к западным технологиям. Санкции против России также ввели Канада, Япония, Швейцария, Австралия и некоторые другие страны. Возникшая ситуация подтолкнула Россию ввести в ответ продовольственное эмбарго, запрещающее ввоз продуктов питания из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. Запрет введен указом президента России от 6 августа «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [1]. Под запрет попали многие виды продукции: мясо и молочные продукты, орехи, фрукты, овощи и живая рыба. Специалисты расходятся в мнениях по вопросу влияния эмбарго на экономику самой России. Однако большинство всё же придерживается мнения, что 85% импорта можно будет заместить ввозом товара из других стран, таких как Бразилия, Аргентина, другие страны Латинской Америки и страны СНГ, а также закупать у отечественных товаропроизводителей. Конечно, сразу обеспечить внутренний рынок в полном объеме и таким же качественным товаром местные производители не смогут, но в будущем Россия сможет перейти почти на стопроцентное импортозамещение, таким образом выведя экономику страны на новый уровень. По мнению Правительства РФ качественно новый уровень будет достигнут уже через 1,5-2 года. Подведя итог можно сказать о том, что глобальная политическая ситуация в мире, с одной стороны, негативно влияет на экономику России, с другой - создает возможности для развития и роста при правильном выборе и применении тех или иных инструментов обеспечения экономической безопасности.

Читайте также: