Особенности налоговой системы в древнем риме и древней греции

Опубликовано: 16.05.2024

Современные налоги заняли преобладающее и прочное место среди финансовых доходов сравнительно недавно. Они не явились по мановению законодателей, а составляют продукт медленной исторической работы. Поэтому, крайне интересным и важным является проследить, хотя бы в кратких чертах, историю развития налогов.

Почти все финансисты сознают важность податной истории, которая, конечно, есть часть общей истории права. Но составление общей истории налогов оказывается крайне трудным, главным образом по недостатку для этого подготовительных работ и трудности разобраться в массе неразработанного материала. Для облегчения этой задачи - необходимы специальные исследования по истории налогов в отдельных государствах и по истории отдельных налогов.

Такие работы уже имеются для многих государств и налогов, и число подобных работ постоянно возрастает, чем облегчается труд составления общей податной истории. Последней Адольф Вагнер посвятил весь третий том своего Курса финансовой науки. Этот том является очень хорошей сравнительной историей налогов.

Из сравнения исследований об истории финансов разных государств оказывается, что развитие государственного хозяйства и налогов шло везде более или менее одинаковым порядком, только, конечно, не в равной скорости, и в неодинаковой последовательности, но что, с другой стороны, оно складывалось обыкновенно под влиянием характерных особенностей отдельных народов.

В древности, при несложном государственном устройстве, при слабом развитии государственных потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном хозяйстве. Так, например, в государствах Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело отправлялись личными повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда государство нуждалось в материальных средствах, напр. для постройки публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский язык литургия значит приношение, из чего можно было заключить, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Но, ввиду того, что уплата литургий была обязательной, что теперь уже вполне доказано, их надо отнести к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно цельная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.

Налоги в Древнем Риме имеют более длинную историю, которая уже очень хорошо разработана.

Существует несколько делений римской податной истории на периоды. Но наиболее резкое различие можно провести между двумя эпохами, между которыми гранью является 167 г. до Р. Хр., когда римляне покорили Македонию и тем положили начало своим завоеваниям вне пределов Италии.

С самого своего возникновения, Рим вел очень воинственную политику. Так как войны, которые вел Рим, часто затягивались и носили наступательный характер, причем иногда предпринимались крайне далекие походы, то нельзя было обойтись одними личными повинностями граждан, а приходилось собирать также и некоторые материальные средства. Таковые получались из доходов от публичных земель, посредством таможенных пошлин и путем чрезвычайных налогов, называвшихся tributum civium. Иногда происходил возврат этих налогов лицам, уплатившим их. На этом основании Mommsen считает tributum civium за чрезвычайные займы. Но Маркард доказывает, что, хотя иногда лица, уплатившие tributum civium, и получали его обратно, напр., при успешной войне, из добычи, такой возврат никогда не считался по римскому праву обязательным, а стало быть это были чрезвычайные налоги, а не займы.

Когда завоевания Рима распространились вне Италии и достигли больших размеров, податное бремя с римских граждан передвигается на покоренные народы. С 167 г. прекращается уплата tributum civium, a начинает развиваться обширная система налогов, взимавшихся исключительно с провинциалов, т. е. населения римских провинций.

В римском податном деле царили произвол чиновников и большая неравномерность в раскладке податного бремени, как между провинциями, так и между отдельными плательщиками. Император Август стремился внести сюда больше порядка, и знаменитый предпринятый им ценз, начало которого совпало с Рождеством Христовым, имел, между прочим, назначение сделать более равномерными налоги в разных римских провинциях и выяснить податные силы последних.

Император Август установил также налог с наследств - vicesimani hereditatum. Этот налог должны были платить одни только римские граждане, и он был введен как бы для того чтобы привлечь к участию в податном бремени и римских граждан, которые после отмены tributum civium не платили никаких прямых налогов. Император Каракалла распространил права римского гражданства на провинциалов, а вместе с этим на последних был распространен и налог с наследств. Под конец существования Римской Империи в ней выработалась обширная система налогов.

Слабой стороной римских налогов были злоупотребления, практиковавшиеся при распределении и взимании налогов. В большом ходу была система отдачи на откуп взимания налогов. Образовался целый особый класс лиц, занимавшихся специально откупами, - это были так называемые publicani, которые сильно эксплуатировали плательщиков податей.

После падения Римской Империи, из ее бывших провинций складываются новые государства. В этих последних постепенно исчезают римские институты, а вместе с ними и налоги, возникшие во время римского владычества.

В новых государствах развивается феодализм, и весь государственный строй проникается частноправовыми началами. С правами землевладения соединяются все права законодательства, суда и управления, как общего, так и финансового. Государственное хозяйство принимает характер частного и налоги перестают фигурировать в ряду обыкновенных государственных доходов, которые почерпаются от государственных имуществ, регалий и пошлин.

Настоящие налоги, в смысле публичных сборов, могли появиться снова только при условии укрепления и объединения государственной власти, чему должно было предшествовать ослабление феодальной системы. Это случилось гораздо позднее в Германии, нежели в Англии и во Франции, что объясняется особенностями в истории названных государств.

Так, Столетняя война, во время которой Франция неоднократно подвергалась нападениям внешних врагов, вторгшихся одно время внутрь страны, в сильной степени способствовала укреплению во Франции королевской власти. Общая беда побудила французов сплотиться около короля.

Далее, во Франции борьба королей с феодализмом увенчалась быстрым успехом, и французское государство около половины ХV века окончательно сконцентрировалось. В это время во Франции устанавливается (taille - настоящий правильный налог с лиц taille personelle) и с имуществ (taille reille). Засим устанавливается длинный ряд прямых и косвенных налогов. К XVII веку Франция обладала уже массой самых разнообразных налогов, которые постоянно возвышались и умножались. Темной стороной в организации французских налогов были злоупотребления при их взимании и их крайне неравномерном распределение, как по разным местностям государства, так и между отдельными плательщиками. Устройство косвенных налогов в разных французских провинциях представляло большую пестроту. В одних провинциях косвенные налоги были гораздо тяжелее, чем в других, а рядом были провинции, где некоторых из косвенных налогов совсем не существовало. Тяжесть податного бремени лежала главным образом на низших классах населения, именно на сельских обывателях. Аристократия и духовенство частью совсем не платили налогов, частью были в привилегированном положении. В большом ходу во Франции при старом режиме была отдача налогов на откуп. Перед революцией почти все косвенные налоги были на откуп у нескольких больших компаний, называвшихся «fermes generales». Откупщики выжимали из народа все, что могли, и вконец разоряли его. В 80-х годах ХVIII века французские финансы окончательно запутались и пришли в безвыходное положение. Одной из главных причин французской революции и был финансовый кризис.

Революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом режиме; но постепенно все эти налоги были восстановлены, только уже в измененном виде, именно они были распространены на всех граждан без допущения каких-либо изъятий и привилегий.

Англия еще скорее, чем Франция, сложилась в цельный политический организм, и ее государственное развитие шло всегда с замечательной устойчивостью.

Что касается английской финансовой податной истории, но проследить таковую сравнительно легко, благодаря тому, что по причине парламентарного образа правления, в английских финансах было более гласности, чем на континенте.

Государственный строй древней Англии также был проникнут частноправовыми началами.

Как только Британия свергла римское иго, в ней немедленно исчезли все римские институты, которые еще не успели здесь прочно укорениться. Англо-саксонские короли для покрытия своих личных, придворных и государственных расходов пользовались, главным образом, доходами от своих собственных земель. Налоги носили чрезвычайный характер и устанавливались, когда государству грозила опасность от внешних врагов, каковыми в то время являлись норманны, датчане и другие воинственные народы. Эти чрезвычайные сборы назывались Датскими деньгами. Норманнское завоевание принесло в Англию феодализм, который здесь принял несколько иной характер, чем на континенте. В то время, как на континенте королевская власть была крайне стеснена и почти только номинальна, и вассалы были неограниченными господами в своих владениях, - в Англии короли всегда сохраняли известные права над владениями вассалов. Это объясняется тем, что Вильгельм-Завоеватель покорил Англию на себя одного. Он оставил себе домены прежних англо-саксонских королей, увеличив их многочисленными конфискациями имений лиц, оказывавших ему сопротивление. Остальные земли Вильгельм-Завоеватель роздал своим вассалами, но при этом точно были выговорены права, какие король сохранял над этими землями. При переходе этих последних по наследству, королю уплачивалась особая подать за утверждение наследников умершего феодала в правах наследства. Короли имели исключительное право устанавливать таможенные пошлины. Magna Cha r ta libertatum ограничила право королей вводить новые налоги и повышать старые. Но иногда короли пренебрегали этим и устанавливали разные сборы по своему произволу. Английская история дает нам много примеров разногласий между королями и парламентом в податных вопросах. И революция против Карла I Стюарта произошла вследствие того, что названный король требовал от населения сборы, на установление которых парламент не давал согласия. Именно, в Англии издревле существовало право королей требовать от подданных средств для защиты страны. Между прочим, жители морских побережий обязаны были сооружать корабли или давать деньги на постройку таковых. Карл I стал злоупотреблять этим правом и собирал весьма часто корабельные деньги, пока, наконец, парламент не воспротивился королю и не объявил этот сбор незаконным. Король распустил парламент, но последний отказался разойтись. Завязалась борьба между королем и так называемым Долгим Парламентом, кончившаяся победой последнего.

Возникшая Республика, в свою очередь, ввела много тяжелых налогов и между прочим акцизы. Такой образ действия республиканского правительства повлек за собою реставрацию Стюартов в 1660 г. Но эти последние не отменили налогов, возникших во время Республики. В 1688 г. Стюарты пали окончательно, и английским королем стал Вильгельм III (Оранский). Начиная с этого времени, в течение всего ХVIII века и начала XIX Англия вела много войн, которые повлекли за собой возрастание английских государственных расходов и накопление государственных долгов. В XVIII веке в Англии большое развитие получили косвенные налоги, акцизы и таможенные пошлины, причем последние носили покровительственный характер. В это время прямые налоги играли сравнительно скромную роль в английском государственном хозяйстве.

Особенно дорого обошлись Англии французские революционные войны и борьба с Наполеоном I. Потребовавшиеся для этого экстраординарные расходы были покрыты наполовину займами, а наполовину повышением почти всех налогов. Единственным выдающимся новым налогом явился в это время подоходный, который был установлен впервые в 1798 году и после того был неоднократно отменяем и снова вводим.

С 1815 года в английском финансовом хозяйстве начинается эпоха понижения налогов и упрощения податной системы. В 40-х годах отменяется большинство таможенных пошлин, имеющих покровительственный характер. Затем, постепенно было отменено большинство акцизов, в том числе все, взимавшиеся с предметов первой необходимости.

Только в последнее время, вследствие напряжения финансов, вызванного войною с бурами, Англии пришлось повысить большинство существующих налогов и ввести некоторые новые.

Тем не менее, Англия обладает теперь весьма простой податной системой, доставляющей казне обильные ресурсы.

В Германии очень поздно появились общегосударственные налоги. Феодализм здесь утвердился прочнее и держался дольше, чем где бы то ни было.

Когда в немецких государствах начали возникать разные прямые и косвенные сборы, то это были территориальные, а не имперские налоги. Германия долго оставалась в раздробленном состоянии, и между императором и его подданными стояли всегда сословия. Эти последние давали иногда императору известные материальные средства; но делалось это на основании просьбы со стороны императора и в виде добровольных даров, которые назывались precaria или Beden от bitten - просить, а также субсидиями. В некоторых случаях такие субсидии были почти обязательны, напр., для выкупа государя из плена, при посвящении в рыцари его сына или выдаче замуж его дочери.

Неоднократно были делаемы попытки установить общие для всей Германии налоги, напр., во времена Крестовых походов, Гусситских войн и турецкого нашествия; но эти попытки всегда были неуспешны. Между прочим, Карл V стремился сосредоточить в своих руках все таможенные пошлины и установить одну таможенную линию, которая совпадала бы с границей империи. В то время вся Германия была изрезана внутренними таможенными линиями, отчего торговля была крайне стеснена. Право вводить таможенные пошлины постепенно отошло от императора к территориальным владельцам; курфюрсты при избрании императоров выговаривали себе право на взимание таможенных пошлин, остальные князья захватывали это право силой и собирали пошлины на мостах, переправах, дорогах и реках. Вследствие противодействия князей и городов, Карлу V пришлось отказаться от своего плана.

Императоры находили большую материальную поддержку в городах. Эти последние сильно страдали от хищничества рыцарей и прибегали под покровительство императоров, обязываясь, в свою очередь, уплачивать императору определенные налоги. Особенно много подобных договоров с городами заключил Рудольф Габсбургский. Но только города не допустили нарушить своей сплоченности. Налог императору уплачивался всем городом. Отдельные горожане являлись как бы подданными города, между ними и императором стояло городское управление, которое назначало и собирало налоги с граждан. В Германии податное хозяйство ранее всего утвердилось в городах, что вполне понятно, так как города явились центром умственной жизни и культуры того времени. В городах же возникает сознание о податной обязанности граждан относительно города. Городские сборы явились настоящими налогами, которые общественный союз требовал от своих членов в видах общего блага.

В то время, как в больших немецких городах финансовое хозяйство становится денежным и податным, в территориях еще долго преобладает натуральное и частноправовое хозяйство, а император обходится своими личными доходами и субсидиями от сословий и городов.

Главными государственными расходами той эпохи были военные, да и те не достигали больших размеров. В военном деле господствовал репрессивный принцип, состоявший в том, что войско собиралось только на время войны, когда приходилось отражать врагов или предпринимался поход; в мирное время при государе удерживалась лишь небольшая дружина. Постепенно этот принцип сменяется превентивным, при котором держат постоянные войска и стараются всегда быть готовыми к войне. Приходилось платить войскам жалованье, тогда как прежде войско составлялось из вассалов, собиравшихся со своими людьми.

Первую половину XVII века и Тридцатилетнюю войну можно считать началом переворота в военном деле, а вместе с тем и новой эпохи в германском финансовом хозяйстве. Постоянные войска, окрепнувший абсолютизм и полицейский строй большинства германских государств - все это усиливало потребность в денежных средствах. А между тем и те деньги, которые получались немецкими государями из разных источников, потеряли значительную долю своей ценности вследствие происшедшего в XVI веке обесценения денег и повышения цен на все предметы.

На налоги все-таки продолжали смотреть, как на чрезвычайный источник государственных доходов. И, хотя право сословий соглашаться на уплату субсидий превратилось в абсолютной монархии в пустую формальность, тем не менее, в обществе еще не укоренилось сознание податной обязанности, за налогами сохраняется их прежнее название Beden, и их приходится испрашивать от сословий. Чтобы избежать последнего, германские государи для пополнения своей казны пользуются обложением предметов потребления, и развивается обширная система акцизов. Немецкие государи обратили также внимание на рациональную эксплуатацию своих государственных имуществ с целью увеличения их доходности. В XVII и XVIII столетиях акцизы и домены играют видную роль в финансовом хозяйстве германских государств.

Постепенно начинают возникать и разные прямые налоги, личные, поземельные и другие. Но развитие налогов в разных германских государствах совершалось далеко неодинаково. И до настоящего времени в Германии в податном отношении еще нет полного единства.

Развитие налогов в России происходило по тем же законам и почти в той же последовательности, как в западноевропейских государствах. В Древней Руси государственное хозяйство носило вотчинный характер и только постепенно стало публичным хозяйством. Возникновение постоянного войска и потребность в средствах на уплату жалования служилым людям влекли за собой развитие податного хозяйства.

Реформы Петра Великого имели сильное влияние на развитие русских налогов.

В настоящее время Россия имеет обширную систему налогов, с составными частями которой придется познакомиться при рассмотрении отдельных налогов.

date image
2020-01-14 views image
368

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Эволюция взглядов на природу и функции налогов.

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.//9

История возникновения налогов уходит своими корнями в далёкое прошлое, ещё в эпоху господства натурального хозяйства. В качестве их прообраза выступали жертвоприношения для храмов и богов, а так же дань с побеждённых народов в результате войн: первоначально в натуральной, а в последствии – в денежной форме. Но поставить знак равенства между ними и налогами было бы не совсем корректно.

В частности, жертвоприношение, в отличие от налога, было делом по форме добровольным, поскольку с формальной точки зрения приносить его никто не был обязан. Хотя, по сути, для каждого отдельно взятого индивида оно также в известной степени имело принудительный характер – разумеется, за исключением тех личностей, которые могли решиться на выход за пределы господствующих религиозных норм. Однако, для большинства людей в те времена подобный шаг был практически невозможен, так как и автоматически влёк за собой существенное ущемление в правах. Поэтому в данном случае можно указать только на определённое сходство пожертвования и прямого налога (то есть такого, который накладывается непосредственно на доход или имущество плательщика).

Что касается дани, то она представляла собой натуральный или денежный сбор, который взимался победителем с побеждённых племён или государств. Обычно он делился между завоевателями, но часть прибыли, как правило, поступала в распоряжение верховной власти. Дань уже носила принудительный характер, но это был внешний и непостоянный источник. В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного вождя или государства, дань которая взималась с этих племён, уже приобретала в какой - то степени значение налога. В результате передачи права его сбора дружинникам и духовенству она постепенно трансформировалась в ренту.//1

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с деся­тиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в раз­мере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это по­зволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодей­ствие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что сво­бодный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвова­ния, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Но когда предстояли крупные расхо­ды, то совет или народное собрание города устанавливали про­центные отчисления от доходов.//9

Многие же стороны современного государства зародились в Др. Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.




Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Длительное время в рим. провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)

Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)//3

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фис­кальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, ур­банизации. //12.


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
  • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 4. История налогообложения в России до XIX в.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1 %, налог с оборота при торговле рабами — 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание работы

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции и Древнего Рима.
Задачи данного реферата:
· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции и Древнего Рима;
· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима;
· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Работа содержит 1 файл

История экономики реферат 2.doc

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.

Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

Экономической статистики Древнего Рима не существует. Историки, оставившие работы о Древнем Риме, либо не упоминали об этой стороне жизни империи, либо давали лишь общие сведения, которые не могут представлять реальную ценность для экономического анализа. Для ведения ежедневных записей римляне использовали деревянные дощечки, покрытые воском - они превратились в пыль. Поэтому исследователи используют четыре основных источника информации: случайные упоминания об экономической деятельности в литературе того времени; приказы и постановления властей экономического характера, тексты которых были вырезаны на камне; археологические свидетельства и египетские папирусы.

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции и Древнего Рима.

Задачи данного реферата:

· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции и Древнего Рима;

· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима;

· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Работа состоит из введения, двух разделов (четыре подраздела в первом и три во втором), заключения и списка литературы.

    1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

На рубеже III - II тыс. до н.э. возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, затем бронзы) . Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая "средиземноморская триада", ориентированное на одновременное выращивание трех культур - злаковых, главным образом ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен. Сказалось соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Можно выделить следующие периоды экономического развития Древней Греции: крито-микенский (XXX - XII вв до н.э.) , гомеровский (XI - IX) , архаический (VIII - VI) , классический (V -IV вв. до н.э.).

1.1.Крито-микенский период

Основой хозяйственной жизни в крито- микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран Востока. Дворцы возникали на рубеже III II тыс., одновременно в разных районах О. Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы. Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на государство. Излишки шли на продажу.

Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и торговой факторией.

В более развитых обществах примерно такую же роль играли города.

Наивысшего расцвета государство на О. Крит достигло в XVI - первой половине XV в. до н.э. Были отстроены великолепные критские дворцы, созданы шедевры художественного искусства и ремесла. По всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта привели к имущественной дифференциации, обогащению знати- В середине XV в. произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее критскую цивилизацию, и лидерство среди всех греческих племен перешло к ахеянам.

Ахейское общество достигло наивысшего расцвета в XV XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Микены. Раннеклассовые государства сформировались и в других центрах - Фивах, Иолке, Афинах, Тиринфе, Пилосе. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесла. ЗеМля делилась на государственную (земля дворца) и общинную (отдельных территориальных общин) . Государственная земля распределялась на правах условного держания. Знать могла сдавать ее в аренду небольшими участками. Почти также использовали землю территориальные общины, основная часть их земли делилась на наделы с примерно одинаковой доходностью.

Земли были и в руках отдельных держателей - телестов.

Основными центрами оставались дворцы, включавшие большие ремесленные мастерские - по переработке сельхозпродукции, прядильные, швейные, металлургические.

Причем государство держало под контролем все виды сырья, прежде всего металла.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, оружейники, даже парфюмеры и врачи) . Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат. В источниках значительное место занимают сведения о рабах, главным образом женщинах, их было немного и все они принадлежали дворцу. Упоминаются и так называемые "божьи рабы и рабыни", арендовавшие участки земли у частных лиц или у общины, т.е. в полном смысле слова рабами они не были, хотя не были и членами общины.

Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены при загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи говорят о дорийском завоевании) . Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти через три столетия, но уже в совершенно иной форме.

    1. Гомеровский период

Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало.

Однако в этот период произошли важные изменения.

Во-первых, в Х - IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо, оно использовалось для изготовления всех рубящих, колющих, режущих орудий труда. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями. Право распоряжения землей простиралось вплоть до дробления при передаче по наследству и, возможно, отчуждения.

Налицо имущественное расслоение, однако, жизнь даже самых высших слоев общества поражает простотой, нет и речи о комфорте микенской дворцовой элиты. Рабство не получило широкого распространения. В аристократических хозяйствах использовался труд нанятых на время поденщиков - фетов.

Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической изоляции Греции в XI - IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование.

Ремеслом и торговлей греки почти не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой.

Таким образом, к концу этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.

    1. Архаический период

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.

Гончарное производство носило массовый серийный характер.

Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам) . Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией.

Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии) ; 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.) . Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта) , позднее - в Аттике (Афины) .

В Спарте все наиболее плодородные земли были разделены в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с внешним миром. Все это было зафиксировано в законах Ликурга (IX в. до н.э.) . Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население - илотов.

Читайте также: