Особенности налогообложения в сфере туризма

Опубликовано: 12.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в туризме

Туристическая деятельность в России сегодня регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Причем, впервые туристическую деятельность регулирует правовой документ, обладающий второй после Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой сферы деятельности, как туризм.

На туризм в полной мере оказывают регулирующее воздействие нормы различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особое место отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения, напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1 ГК РФ звучит так:

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности на туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частные предприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческие организации.

Статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских прав отнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельность по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.

Туристическая деятельность предусматривает заключение договора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связана с договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги сторонних организаций.

Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время, расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все это отличительные элементы туризма. В целом туризм - многоцелевой феномен, одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества граждан.

Туристская деятельность делится на туроператорскую; турагентскую; клубный отдых.

На практике они могут носить любое название - от туристического бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристические агентства и туристических операторов.

Что означают эти термины, в чем их основные различия и особенности?

Туристический продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, азартных мероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.

Комплектацией туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются турооператоры.

Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический вид туристического бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.

Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.

Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.

Турагенты и тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

по принадлежности туристического продукта.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.

В повседневной практике бывает трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О туристической деятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам, одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов.

По виду деятельности туроператоры бывают:

операторами массового рынка – продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;

специализированными операторами – специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специалированные операторы подразделяются на туроператоров:

специального интереса (например, организация сафари в Африке);

специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);

определенной клиентуры (бизнес-туры, молодежные и семейные туры и т.д.);

специальных мест назначения (например турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

местными (внутренними) – ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

выездными ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

операторами на приеме – базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга;

Классические инициативные туроператоры формируют из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту) сложные туры, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно и организуют предоставление внутримаршрутного транспорта. К ним относятся выездные и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Туроператоры имеют право самостоятельно определять дату реализации путевок туристам:

в момент передачи туристу путевок и полного комплекта документов;

в день окончания тура.

Если турфирма применяет кассовый метод определения доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы – когда они фактически оплачены (пункт 1 статьи 273 НК РФ).

ООО «Маридиан» продает туры на горнолыжные курорты Алтая. На январь 2003 года был заключен договор купли-продажи на продажу индивидуального тура. Начало тура - 18 января, окончание - 5 февраля. Цена индивидуального туристического пакета - 19 215 руб., в том числе налог с продаж – 915 руб., НДС – 3050 руб.

Учетной политикой туроператора предусмотрено: выручка от реализации индивидуального тура определяется в день передачи туристу путевки и всех необходимых документов.

В декабре 2002 года турист подписал договор и внес в кассу ООО «Меридиан» предоплату в размере 100% стоимости. тура.

Затраты на формирование тура у ООО «Меридиан» в декабре 2002 года:

– проживание и проезд – 12 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб.;

– питание – 3000 руб., в том числе НДС – 500 руб.

В январе 2003 года заказчику были переданы документы, в том числе и туристская путевка.

Для целей налогообложения прибыли ООО «Меридиан» определяет доходы и расходы методом начисления:

декабрь 2002 года

Дебет 50 Кредит 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 19 215 руб. – получен аванс по договору на индивидуальный тур;

Дебет 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 68/субсчет «Расчеты по НДС» – 3050 руб. – начислен НДС с аванса;

Дебет 20 Кредит 60 – 10 000 руб. (20 000 – 2000) – отражена стоимость проживания и проезда;

Дебет 19 Кредит 60 – 2000 руб. – учтен НДС по проживанию и проезду;

Дебет 20 Кредит 60 – 2500 руб. (3000 – 500) – отражена стоимость питания;

Дебет 19 Кредит 60 – 500 руб.– учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 15 000 руб. (12 000 + 3000) – оплачены расходы по формированию тура;

Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 2500 руб. – сумма НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 43 Кредит 20 – 12 500 руб. – сформирована стоимость тура;

январь 2003 года

Дебет 62 Кредит 90-1 – 19 215 руб. – отражена выручка от реализации тура в день передачи путевки и всех необходимых документов;

Дебет 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 – 19 215 руб. – зачтен аванс, полученный от покупателя;

Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 3050 руб. – восстановлена сумма НДС с аванса;

Дебет 90-2 Кредит 43 – 12 500 руб. – списана на реализацию стоимость тура;

Дебет 90-4 Кредит 68/субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 915 руб. – учтен налог с продаж;

Дебет 90-3 Кредит 68/субсчет «Расчеты по НДС» – 3050 руб. – учтен НДС;

Дебет 90-9 Кредит 99 – 5500 руб/ (19215-915-3050-12500) – отражена прибыль от реализации тура.

Момент передача туроператору путевок реализацией не признается. Моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Выручка от реализации отражается на основании ваучера, который подтверждает оказание услуг.

Момент реализации турпродукта можно отражать в учете туроператора на основании отчета турагента о продаже путевок на день передачи ее туристу.

В учетной политике туристской фирмы необходимо закрепить порядок определения выручки, как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

Если в налоговом учете туроператор рассчитывает доходы и расходы методом начисления, то днем получения дохода является дата продажи путевки, указанная в отчете комиссионера (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Если же учет доходов и расходов ведется кассовым методом, то выручку от реализации в целях налогового учета нужно отражать в том месяце, когда на расчетный счет туроператора поступят деньги от турагента.

Основные задачи турагентства:

полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.

продвижение этой информации с помощью рекламы;

организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:

чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения;

транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортных билетов.

С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.

при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;

при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.

Предварительная оплата туров также считается выручкой.

Налогообложение туристской деятельности - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы .

Налог (сбор, пошлина) - обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода.

Сущность налогов проявляется в следующих функциях:

  • регулирующей;
  • стимулирующей;
  • распределительной;
  • фискальной.

Регулирующая функция заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения , создает условия для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей, то есть регулирует рыночную экономику.

Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест и др.

Распределительная функция налогов выражается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства, которые направляются затем на решение общегосударственных задач. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий сферы материального производства и доходов граждан, направляя ее на развитие непроизводственной сферы.

Фискальная (от лат. fiscus - фиск, государственная казна ) функция налогов состоит в том, что с ее помощью пополняются средства государственной казны , которые используются затем на содержание государственного аппарата. Интересна история происхождения термина "фиск". Этим словом называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налогов . Впоследствии термин "фиск ( казна )" стал обозначать денежные и материальные ценности, собираемые государством. Фиском в Древнем Риме называлась императорская казна в противоположность государственной казне , то есть казна императора была отделена от казны государства. С IV в. н.э. фиском стали называть единую общегосударственную казну Римской империи , куда поступали все виды доходов и сборов и откуда производились выплаты.

Система налогов РФ включает:

  • федеральные налоги ;
  • региональные налоги ;
  • местные налоги .

Отдельные налоги туристской фирмы и особенности налогообложения туристской деятельности по состоянию на конец 1998 г.

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Объектом налогообложения на добавленную стоимость являются обороты по реализации услуг туризма на территории РФ.

Данным налогом не облагаются путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки, платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, обороты казино, игровых автоматов и т.п.

Эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой , оформленный в виде туристско-экскурсионной путевки. Туристские услуги должны соответствовать ГОСТу Р50890-94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Калькуляция обязательно утверждается руководителем туристской фирмы .

При обязательной продаже части валютной выручки от экспорта товаров (услуг, работ) налог на добавленную стоимость уплачивается в валюте в соответствии с порядком, установленным для обязательной ее продажи, за счет средств, поступивших на текущий валютный счет, ив рублях - за счет средств, причитающихся от обязательной продажи валюты с расчетного счета.

В случаях, когда часть валютной выручки не подлежит обязательной продаже, НДС уплачивается в валюте с текущего валютного счета.

Налогом на добавленную стоимость облагаются такие услуги, предоставляемые туристам , как проживание в гостинице, питание, транспортные.

Ставка налога на добавленную стоимость установлена в следующих размерах:

10% - по продовольственным товарам и товарам для детей, перечень которых утвержден постановлениями Правительства РФ от 17 июля 1998 г. №787, 788 и от 15 октября 1998 г. №1203;

20% - по остальным товарам (работам, услугам).

Все дополнительные платежные услуги, не включенные в состав калькуляции стоимости туристской путевки и оформленные другими документами, облагаются налогом на добавленную стоимость.

  1. Земельный налог.

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" учреждения туризма не подлежат обложению земельным налогом . Для применения данной льготы должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, туристская фирма должна иметь документы, подтверждающие отнесение услуг фирмы к услугам туризма .

Согласно классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018 с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом России в 1993-1994 гг., к учреждениям туризма отнесены туристские гостиницы, базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма .

Во-вторых, туристская фирма , организующая международный туризм , должна иметь соответствующую лицензию, так как по лицензируемым видам деятельности льгота предоставляется только при наличии у предприятия соответствующей лицензии. Порядок лицензирования международной туристской деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1222 "О лицензировании международной туристической деятельности".

  1. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог

Особенности применения этих двух налогов в туризме связаны с юридическим аспектом - является ли продавец туристского продукта принципалом или агентом.

Принципал (от лат. principalis - главный) - лицо, участвующее в сделке за свой счет, а также физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве агента.

Агент (от лат. agens - действующий) - юридическое или физическое лицо, совершающее операции по поручению другого лица, то есть принципала, за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.

В туризме принципалом является туристско-экскурсионная организация, которая формирует стоимость туристской путевки путем приобретения услуг по туризму (размещение, питание, транспортное обслуживание и т.п.).

Когда принципал выступает как продавец, то объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы или налогом на пользователей автомобильных дорог для принципала является выручка от реализации туристского продукта ( турпутевок ).

В этом случае сумма как одного, так и другого налога начисляется по ставке в процентах к сумме реализованных туристских путевок.

Первый вариант. Туристский агент продает путевку от имени и по поручению туроператора . Другими словами, принципалом является туроператор . В калькуляцию себестоимости туристской путевки включается вознаграждение турагента за услугу по реализации турпутевки , оформленную агентским договором.

Налогообложению подлежит сумма вознаграждения за услуги по реализации турпутевок.

Второй вариант. Туристский агент реализует сторонние туристские путевки по договору комиссии или консигнации.

Когда турфирма занимается только продажей турпутевок , увеличивая их стоимость на величину наценки и не связывая эту наценку с предоставлением дополнительных т уристско-экскурсионных услуг, оказываемых своими силами или приобретенных на стороне, то объектом налогообложения для налога на пользователей автомобильных дорог является торговый оборот (сумма выручки, полученная от реализации туристских путевок). Это означает, что в данном случае туристская фирма осуществляет свою деятельность не в сфере услуг, а в сфере торговли.

Налогообложению на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы подлежит сумма реализованной наценки, полученная от продажи туристской путевки.

Например, турагент получил от иностранного партнера готовый турпакет (включая авиабилеты) на комиссию и согласно договору оставляет себе комиссионный процент при перечислении суммы договора, которая и является объектом налогообложения .

Порядок заключения агентских договоров регламентирован главой 52 ГК РФ. Статьей 1005 предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени принципала и за его счет.

В приложении к агентскому договору должен быть дан перечень конкретных туров с указанием входящих в него услуг и стоимости каждого тура. Также следует указать количество подлежащих реализации на территории РФ туристских путевок. Продажу путевок на территории РФ будет осуществлять фирма с указанием собственных реквизитов и оформлением путевки по установленной форме, представляя зарубежному партнеру отчет о ходе исполнения договора.

При осуществлении такого вида деятельности возникает следующая система налогообложения :

В п. 6.4 инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. №34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" предусмотрено, что в случае, если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и они в соответствии с международным Соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат налогообложению в РФ , иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налогов от источника по форме, указанной в приложении 11 к инструкции №34. Таким образом, в случае имеющегося с данной страной Соглашения об избежании двойного налогообложения данного налога может и не быть;

К местным налогам относится туристский сбор . Так, в Москве с 1 января 1994 г. введен городской туристский сбор с иностранных граждан (кроме граждан СНГ ), прибывающих в Москву самостоятельно с туристскими целями, а с 1 января 1995 г. - и с туристов в составе туристских групп, делегаций и т.п.

Плательщиками туристского сбора являются граждане, прибывающие в Москву и пользующиеся средствами размещения туристов , то есть гостиницами, мотелями, кемпингами, гостевыми домами. Размер сбора составляет 1 долл. за сутки пребывания гражданина в городе. Оплата производится в валюте или в рублях по курсу Центрального банка России на день платежа. Сбор взимает администрация гостиниц, мотелей, кемпингов, гостевых домов одновременно с оформлением на проживание.

В Санкт-Петербурге с августа 1994 г. по январь 1995 г. действовал целевой сбор для развития инфраструктуры туристских комплексов (hotel-oity-tax).

Данный сбор был предназначен для улучшения финансирования туристских объектов Санкт-Петербурга , рекламы туризма в городе, внутри страны и за рубежом: для распространения информации о работе гостиниц Санкт-Петербурга и для других целей по развитию объектов культуры и инфраструктуры международных туристских комплексов.

Плательщиками сбора являлись все крупные (специализированные и ведомственные) предприятия местного гостиничного хозяйства. От сбора освобождались полностью молодежные турбазы , загородные детские сады, дома отдыха для школьников, учебные лагеря, санатории. Вновь открытые объекты гостиничного хозяйства освобождались от сбора сроком на 6 мес.

Ставка была установлена с каждого гостиничного места независимо от его заполняемости и составляла в 1994 г. от 0,1 до 0,2 долл. Наибольшую сумму сбора уплачивали гостиница "Прибалтийская" (360 долл. за один день), гостиница "Пулковская" (240 долл. за один день)

Call me!

В© 2004 Туры на Алтай, отдых в Горном Алтае, Белокуриха, туризм, путешествия.
Туристическая фирма >: Особенности налогообложения туристской деятельности
Лицензии
г. Барнаул, ул. Юрина, 204-г, оф. 302, тел. (3852) 510-924, 289-322, 289-311

Опыт ведущих дестинаций показал, что не все так просто.


  • 13 августа 2019 10:47

Налоги на туристов часто рассматриваются как наиболее действенное решение проблемы с избыточным туризмом. Только в этом году Япония, Новая Зеландия, Бали, Венеция, Эдинбург, Амстердам и другие крупные туристические центры приняли либо сообщили о планах принять новые налоги на своих гостей. Неслучайно большинство этих дестинаций первыми приходят на ум, когда речь заходит об овертуризме.

Портал Skift опубликовал большой материал на тему опыта внедрения туристических налогов в различных городах мира и проанализировал, насколько сборы помогают решить проблемы, которые стали поводом для их принятия. Мы переводим наиболее важные тезисы.

Безусловно, налоги на проживание гостей крупных городов появились уже достаточно давно, но все новые туристические сборы имеют одну новую черту. Их больше не рассматривают как способ пополнения маркетингового бюджета на продвижение дестинации. Напротив, налоги на туристов чаще всего стали называть ответом на овертуризм, теперь это способ снизить нагрузку на городскую инфраструктуру. Более того, как в случае с Эдинбургом, для местных властей это способ дать понять местным жителям, которые уже порядком устали от обилия туристов, что они делают что-то продуктивное для решения этой проблемы.

Налоги на потребительские товары — алкоголь, сигареты, напитки — часто рассматриваются как сдерживающий фактор. Если что-то даже немного дороже, то, по логике, некоторые люди, скорее всего, скажут «нет, спасибо». Однако для большинства дестинаций задачи отвадить туристов не стоит, по крайней мере, пока.

Продвигать или ограждать?

Возникает логичный вопрос: зачем облагать приезжих налогами, если продвигать дестинацию смысла нет, а турпоток они не сдерживают? По мнению властей большинства туристических центров, одно другому не мешает.

Уменьшение количества туристов не обязательно должно стать итогом внедрения туристических налогов. Скорее, речь идет о заложении основы эффективно управляемой, устойчивой и прибыльной индустрии туризма.

Например, в Новой Зеландии в июле вступил в силу международный сбор для туристов. Налог включен в стоимость визы или сбора за въезд в страну для граждан стран, с кем действует безвизовый режим.

Иэн Коссар, генеральный менеджер Министерства по туризму, сказал Skift, что цель налога не в том, чтобы отвадить путешественников от приезда, а скорее в том, чтобы «улучшить впечатления для путешественников и для местных жителей, помогая финансировать критически важную инфраструктуру, помогая дестинации» поддерживать биоразнообразие и защитить окружающую среду. Это признак усиливающейся тенденции менеджемента дестинации.

Анна Лиск, профессор управления туризмом в Эдинбургском университете Нейпир, которая участвовала в общественных консультациях Эдинбурга по городскому налогу, говорит, что такой сдвиг происходит в широком масштабе.

«Структура организаций по маркетингу дестинаций (DMO) очень сильно меняется», — заявила Лиск, отметив, что многие DMO становятся все более ориентированными на управление турпотоками, а не на привлечение большего числа гостей. Так что введение новых налогов в этом смысле никак не противоречит маркетинговым целям.

Фактически, если конечной целью является устойчивая индустрия туризма, менеджмент дестинации — это лучшая стратегия, чем прямое сдерживание туристов. В опубликованной в июне статье «Актуальные проблемы туризма», посвященной дебатам в Макао по поводу налога на туризм, отмечается: «существует мнение, что туристический налог в Макао сам по себе не является средством противодействия растущим объемам массового туризма в городе. Напротив, более важными становятся такие факторы, как стратегия брендинга города».

Гленн Маккартни, сотрудник факультета бизнеса Университета Макао и автор этой статьи, объяснил, что отсутствие в Макао стратегии согласованного брендинга привела к тому, что в город приезжает слишком много туристов со слишком разными ожиданиями. Чиновники от туризма продвигают город как историческую дестинацию, но это в конечном счете не то, что приносит реальные деньги.

«Городской бренд должен быть актуальным и правдоподобным, особенно в нашу эпоху социальных сетей, где посетители могут сразу делиться изображениями, отправлять сообщения и т. д., — сообщил Маккартни. — Опять же, хотя у Макао есть история, именно курортная индустрия на улице Котай и их развлечения приносят большую часть доходов».

Элси ван Вюрен, представитель по связям с общественностью NBTC Holland Marketing, сказала Skift, что поддерживает идею налогов на туризм, если они идут на «развитие дестинации», а не только на маркетинг. Хотя Амстердам может и не нуждаться в помощи в привлечении гостей, в других регионах страны такая необходимость есть. Поэтому подобные сборы могут быть направлены на маркетинг тех мест, где это необходимо. Тогда как в других городах их можно использовать для улучшения сервиса и инфраструктуры.

Новые налоги приводят к излишней нагрузке на бизнес

Как и с любым налогом, не все будут в восторге. Например, поставщики услуг размещения часто страдают сильнее, потому что ответственность за фактический сбор налога — и, следовательно, за последующее повышение цены — обычно ложится на них. Особенно это касается случаев, когда налог вводится быстро, без достаточного времени для бизнеса, чтобы учесть его в ценообразовании.

Кроме того, хотя на поездки существует довольно неэластичный спрос, увеличение налогов все равно приводит к негативным последствиям. В том же Амстердаме суточный налог на круизные лайнеры, появившийся в начале 2019 года, мгновенно привел к падению заходов круизных лайнеров в город.

Тим Фэйрхерст, генеральный секретарь некоммерческой Европейской туристической ассоциации (ETOA), говорит, что успех налога в значительной степени зависит от особенностей его применения: «Первоначальная реакция ETOA заключается в следующем: не облагать налогом людей, которые являются источником для заработной платы. Но это довольно упрощенно. Мы думаем, что если люди рассматривают налогообложение туристов как способ внести вклад в местную инфраструктуру, услуги или что-то еще, тогда нужен действительно продуманный процесс внедрения».

По словам Фейрхерста, лучшая практика включает в себя адекватное уведомление (в идеале и прозрачный процесс общественных консультаций. В качестве такого примера он привел общественный слушания по налогу в Эдинбурге. Он добавил, что единый налог, в отличие от процента от стоимости номера, сопряжен с высоким риском регрессии, поскольку это ставит в невыгодное положение путешественников и поставщиков жилья в более бюджетном сегменте. Более того, многие СМИ в отношении этих налогов говорят, что они предназначены для привлечения путешественников с более высокими расходами, однако это ошибочно.

«Я считаю, что это своего рода опасно элитарный путь, — говорит Фэйрхерст. — Кажется, комментаторы предполагают, что нам нужен лучший вид туризма, и это своего рода механизм контроля, который делает это более вероятным. Но на практике я не вижу никаких подтверждений этому тезису».

От туристов ничего не зависит?

Возможно, самая большая проблема налога на туризм — обеспечение прозрачности его использования. В то время как правительство Эдинбурга четко заявило, что доходы от туристического налога будут строго направляться на услуги, которые приносят пользу как местным жителям, так и туристам, Лиск отмечает, что была некоторая обеспокоенность тем, что деньги пойдут на латание дыр в бюджете и на покрытие ежедневных потребностей города.

Фейрхерст приводит еще один довод: «Если деньги просто уходят в общий котел, потому что местные бюджеты трещат, а туристы просто рассматриваются как источник легких денег, то это не разумный путь. И я не думаю, что это устойчивый подход к государственным финансам».

И вместо того, чтобы обманом заставить туриста заплатить налог или скрыть его в цену, гораздо правильнее — привлечь его на свою сторону, говорит Маккартни.

«Знает ли посетитель, почему он платит дополнительную „копейку“? Например, чтобы поддерживать историческое место соответствующим образом, чтобы местные и иностранные посетители могли и дальше пользоваться им, или собирать больше мусора с пляжей. При правильном представлении, например, об уровне устойчивости, будет меньше возражений и отказов, — заявил Маккартни. — Тогда маркетинговые усилия могут привлечь посетителей, которые знают, что налоги расходуются на цели управления туризмом».

И, наконец, ключевую роль играет частный бизнес, отмечает Фэрхерст, поскольку именно от него зависит развитие индустрии. Эксперт предлагает спросить у стойки регистрации при выезде, как используется налог на проживание. Это будет своего рода лакмусовая бумажка настроения частного сектора.

Только важное. Только для профи.​

Правовое регулирование в туризме фото

Одна из самых важных сфер государственного регулирования – туристическая деятельность. В разных международных актах подчеркивается, что туризм является главным способом установления и укрепления связей, экономических, политических и культурных контактов. Он также относится к факторам, влияющим на качество жизни современного общества.

Правовое регулирование в туризме. Что это?

Под правовым регулированием туристической деятельности понимают систему мероприятий, которые направлены на формирование, популяризацию и реализацию особого туристского продукта. Эта деятельность осуществляется на основании специальной лицензии, которая выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне. Контроль также проявляется в установлении легитимности туристической деятельности, защите прав потребителей услуг. Предмет регулирования – это своего рода общественные отношения, которые развиваются в результате планирования, подготовки, организации и совершения путешествия и оказания определенного вида услуг.

Сущность правового регулирования в туристической отрасли

Главная цель правового регулирования туризма состоит в укреплении позиций законности и правопорядка на рынке. Деятельность специалистов, трудящихся в данной области, также охватывает:

  • создание условий для безопасного отдыха граждан и обеспечения сохранности их имущества;
  • выработку мер по охране окружающей среды;
  • сохранении духовных и материальных общественных ценностей;
  • защиту прав и интересов туристов и других участников туристической индустрии;
  • обеспечение контроля над соблюдением применения действующих законодательных и правовых норм;
  • разработку нормативных актов организационного и экономического характера, которые необходимы для нормального функционирования туристической деятельности.

Правовое регулирование в туризме - картинка

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Специфика правового регулирования в сфере туризма

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. Существует несколько способов осуществления данных работ. Среди них выделяют обязывание, запрещение и дозволение. Также используются разные юридические инструменты, например, правовые нормы, нормы судебного права, юридические обязанности и ответственность, правовые ограничения и поощрения.

Регламентирующие документы

Главный орган, регулирующий туристическую сферу, – Федеральное агентство по туризму РФ. Также в работе задействованы Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и другие организации.

Правовые основы туристической деятельности закреплены в государственных документах:

  • ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;
  • «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»;
  • ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта»;
  • Постановление РФ «О порядке пребывания на территории российской федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в российскую федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»;
  • Постановление РФ «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».

Разобраться в специфике правового регулирования туристической деятельности помогут курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, созданные в Современной научно-технологической академии. Занятия предполагают дистанционное изучение стандартизированной программы и выполнение итоговой аттестационной работы. По результатам онлайн-тестирования слушателю выдается удостоверение или диплом действующего образца (в зависимости от выбранного курса), которые принимаются во всех организациях в РФ. Записаться на занятия и получить подробную консультацию можно по телефону 8 (800) 707-48-27.

Правовое регулирование в туризме - снимок

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Доходность любого вида деятельности в туризме зависит от от- ношений, возникающих между туристской организацией и государ- ством в процессе уплаты налогов. Каждый предприниматель дол- жен представлять, каким образом складываются данные отношения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, какие налоги, в каком

размере и в какой форме взимаются в различных отраслях туризма.

Налог считается установленным в том случае, когда определены

налогоплательщики и элементы налогообложения: источник платежа, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога, налоговые льготы, порядок исчисления налога, метод налогообложения, порядок и сроки уплаты налога. Источник плате- жа — статья, на которую списываются затраты на данный налог и

которая определяет бухгалтерскую проводку. Объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров (работ, услуг), имущества и дру- гих объектов, установленных законодательством. Субъект налога — это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо. Налогообла- гаемая база — стоимость объекта налогообложения. Ставка налога — доля изъятия объекта налогообложения. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (например, не- облагаемый минимум, изъятие из обложения отдельных элементов объектов налога, освобождение от уплаты отдельных категорий пла- тельщиков, понижение налоговых ставок, вычеты из налогового ок- лада, отсрочки платежей, целевые налоговые льготы). Метод налого- обложения — порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы: равное налогообложение, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.

В настоящее время туристская организация (или индивидуаль- ный предприниматель) может выбрать одну из трех систем (форм) налогообложения:

? систему налогообложения туристских организаций и инди- видуальных предпринимателей, занимающихся определен- ными видами деятельности, подпадающими под единый на- лог на вмененный доход.

Определим сущность каждой из названных систем налогообло- жения.

Согласно общей системе налогообложения туристские организа- ции являются потенциальными плательщиками налогов (табл. 12.1). Естественно, не каждая туристская организация оплачивает все пе- речисленные налоги, но все они являются плательщиками самых тяжелых налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на имущество.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает

замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по резуль- татам деятельности туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный период. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения (общей системе налогообложе- ния) осуществляется туристскими организациями и индивидуаль- ными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы туристскими организациями

предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на иму-

Таблица 12.1. Некоторые налоги, уплачиваемые туристскими организациями при традиционной системе налогообложения

Вид налога Элементы налога Ставка Объект Способ начисления Льготы Налог на прибыль (Нпр)

Налог на добавлен- ную стои- мость (НДС)

Налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) 20% Ставка, приме-

Ставка, приме- няемая к ценам, включающим НДС: 15,25%

13% Валовая прибыль, получаемая нало- гоплательщиком

Стоимость товар- но-материальных ценностей и услуг, приобретаемых у поставщиков.

Доходы сотрудни- ков туристских организаций Нпр = (Вр — Эс) • 0,24,

где Вр — выручка от реализации услуг, руб.;

Эс — себестоимость услуг, руб.

= Ву•0,1525, НДСб = НДСу — НДСм,

где НДСм — сумма НДС, уплаченная по-

ставщикам за материальные ре-

сурсы, стоимость которых отно- сится на себестоимость, руб.;

НДСу — сумма НДС, полученная от покупателей за реализован- ные им услуги, руб.;

НДСб — сумма НДС, подлежащая пе- речислению в бюджет, руб.

НДФЛ = (ФЭП — Нв) • 0,13,

где ФЭП — фонд начисленной заработной

Нв — налоговые вычеты, руб. От налога на прибыль освобождаются религи- озные организации

От НДС освобождается реализация путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учре- ждения, учреждения отдыха, расположенные на территории РФ

Стандартные и специ- альные вычеты в соот- ветствии с Налоговым кодексом РФ Налог на имущество (Ни)

Налог на землю (Нз)

Налог на игорный бизнес (Ниб)

25 тыс. — 125 тыс. (за один игровой стол, кассу тота- лизатора, букме- керскую контору);

за один игровой автомат Балансовая стои- мость основных средств туристской организации

Кадастровая стои- мость земли

Игорный стол, игровой автомат, касса тотализатора, букмекерская кон- тора ? С01 + С02 + ‘‘‘ С01 * . = ? ? ? 0,022,

? 13 ? . где С01, С02 , С01 — стоимость имущества туристской организа-

ции соответственно на

1 января отчетного го- да, 1 февраля отчетно- го года, 1 января сле- дующего за отчетным года, руб.

где С — кадастровая стоимость земли, руб.

где Сн — ставка налогообложения, руб.;

‚о — количество объектов налогооб-

ложения От налога на имущест- во освобождаются бюджетные и религи- озные организации, а также объекты культу- ры, образования, здра- воохранения, спорта и др.

щество, НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности туристских организаций за налоговый период. Иные налоги уплачиваются туристскими организациями, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применение упрощенной системы индивидуальными предпри- нимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физи- ческих лиц, налога на имущество, НДС уплатой единого налога, ис- числяемого по результатам деятельности за налоговый период.

Необходимо отметить, что налогоплательщиками единого нало- га признаются только те туристские организации и индивидуальные предприниматели, которые удовлетворяют определенным критериям.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) туристские организации, у которых доход от реализации услуг по итогам года, предшествующего подаче заявления о переходе на УСН, превысил 45 млн руб. (без учета НДС);

2) туристские организации, имеющие филиалы и (или) предста- вительства;

3) туристские организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся страхованием, игорным бизнесом;

4) туристские организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5) туристские организации и индивидуальные предприниматели,

у которых средняя численность работников за налоговый (отчет- ный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Федераль- ной службой государственной статистики, превышает 100 человек;

б) туристские организации, у которых остаточная стоимость ос- новных средств и нематериальных активов, определяемая в соответ- ствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает

7) туристские организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.

Объектами обложения единым налогом в туризме при УСН признаются доходы за отчетный период (по ставке б%) либо дохо- ды, уменьшенные на сумму расходов (по ставке 5—15%). Уплата еди- ного налога осуществляется ежеквартально (нарастающим итогом). Бухгалтерский учет при УСН не ведется (кроме учета основных средств и нематериальных активов). Туристские организации и ин- дивидуальные предприниматели заполняют книгу учета доходов и расходов, согласно данным которой налоговый инспектор определяет сумму единого налога, подлежащего перечислению в бюджет.

Система обложения единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) может применяться организациями и индивидуальными предпри- нимателями в отношении следующих видов бизнеса, имеющих не- посредственное отношение к сфере туризма:

? оказания бытовых услуг;

? розничной торговли, осуществляемой через магазины и па- вильоны с площадью зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационар- ной торговой площади;

? оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2;

? оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых туристскими организациями и индивиду- альными предпринимателями, эксплуатирующими не более

20 транспортных средств.

ЕНВД для туристских организаций предусматривает замену уп- латы налога на прибыль, налога на имущество и обязательных вы- плат во внебюджетные фонды.

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД преду- сматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, нало- га на имущество, обязательных выплат во внебюджетные фонды.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС.

При расчете ЕНВД, подлежащего перечислению в бюджет, ис-

пользуются такие понятия, как вмененный доход, базовая доходность, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности.

Вмененный доход — возможный валовой доход плательщика

ЕНВД за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитывае- мый с учетом совокупных факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических иссле- дований, в ходе проверок налоговых и иных государственных орга- нов, а также оценки независимых организаций.

Базовая доходность — условная доходность в стоимостном вы- ражении на ту или иную единицу физического показателя (единицу площади, одного работающего, единицу производственной мощно- сти и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности —

коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного

фактора (места, вида деятельности) на результат турбизнеса, осуще- ствляемого на основе свидетельства об уплате ЕНВД.

Ставка ЕНВД и число факторов, влияющих на результаты пред- принимательской деятельности, а также нормативные коэффициенты базовой доходности и рекомендуемые формулы расчета сумм ЕНВД устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Необходимо отметить, что, занимаясь несколькими видами тур- бизнеса, попадающими под разные системы налогообложения, ту- ристские организации и индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет операций, имущества и обязательств по каж- дому виду бизнеса. В то же время независимо от используемой сис- темы налогообложения расчет налогов позволяет туристской орга- низации определить конечный результат своей деятельности, кото- рый выражается прежде всего показателями прибыли и рентабель- ности.

Читайте также: