Приказ на утверждение налоговых регистров

Опубликовано: 18.05.2024

Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.

Как разработать форму

Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:

  1. Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
  2. Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.

Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.

Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.

Обязательные реквизиты

Отсутствие унифицированных форматов не дает абсолютной свободы налогоплательщикам в части создания регистров. Так, чиновники предусмотрели ряд обязательных реквизитов, при отсутствии которых документ нельзя считать РНУ. К таковым относят:

  1. Наименование учетной документации. К примеру, компания решила использовать расчетную ведомость в качестве РНУ по НДФЛ. Следовательно, наименование документа «расчетная ведомость» оставить нельзя. Форму нужно скорректировать, изменив наименование, иначе документ нельзя считать регистром НУ.
  2. Дата составления и период. Данные реквизиты должны определяться без затруднений. Документ, который формируется за неопределенный период времени, нельзя считать учетной документацией. Дата создания (формирования, составления) также должна иметь конкретное значение.
  3. Денежное или натуральное выражение операций. То есть РНУ должен в обязательном порядке содержать информацию о том, в каком выражении была произведена конкретная операция. Например, доход работника начислен в рублях либо получен в натуральной форме.
  4. Наименование хозяйственной операции. Любой факт хозяйственной деятельности субъекта должен найти отражение в учете, а следовательно, операция должна иметь определенное наименование. Например, начислен доход, предоставлен вычет, удержан налог, перечислен страховой взнос и так далее.
  5. Сведения об ответственном исполнителе, его Ф.И.О., должность и подпись. Формы аналитических регистров налогового учета должны быть оформлены соответствующим образом, а также заверены подписью (с расшифровкой) ответственного лица.

Следовательно, аналитические РНУ — это сводные (обобщенные) формы фискального учета, данные которого систематизированы и сгруппированы соответствующим образом ( гл. 25 НК РФ ) за определенный период времени (отчетный период), без разделения по счетам бухучета.

Особые требования

Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ ( ст. 313 НК РФ ):

  • сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
  • аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
  • порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
  • внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
  • исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
  • исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.

Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.

Актуальные образцы

Итак, какие использовать аналитические регистры налогового учета, образец, самостоятельно решает налогоплательщик. Причем необходимо предусмотреть специальные формы по всем налоговым обязательствам, которые исчисляет и уплачивает организация. Так, по одному налогу компания может применять несколько бланков. Например, виды аналитических регистров налогового учета:

  1. Доходы от реализации.
  2. Расходы, которые уменьшают реализационные доходы.
  3. Внереализационные доходы.
  4. Внереализационные затраты.

Такие документы допустимо формировать на основании данных бухучета по соответствующим счетам (20, 26, 43, 44, 90, 91). Важно помнить, что не все расходные и доходные операции, отраженные в бухучете, подлежат отражению в НУ. Некоторые виды затрат и поступлений не нужно включать в РНУ.

Для регистрации сведений по НДФЛ можно преобразовать унифицированный бланк 1-НДФЛ.


Опубликованно: 19.04.2018 в 12:09

В соответствии со статьей 215 Налогового кодекса формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).

В соответствии со статьей 215 Налогового кодекса формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).

Налогоплательщик (налоговый агент) составляет налоговые регистры в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике.

На основании этого, приказом Министра финансов РК от 19 марта 2018 года № 388 утверждены формы налоговых регистров и правила их составления, которые будут введены в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования приказа, за исключением подпунктов 21) и 22) пункта 1 и глав 22 и 23 Правил, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.

Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их.

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета.

Итак, утверждены следующие формы налоговых регистров:

1) по применению инвестиционных налоговых преференций;

2) по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующих расходов по фиксированным активам;

3) по производным финансовым инструментам;

4) по суммам управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, отнесенным на вычеты его постоянным учреждением в Республике Казахстану;

5) по учету уменьшения в бухгалтерском учете размера требования к должнику в виде неоплаченного просроченного кредита (займа) и вознаграждения по нему, дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

6) по учету уменьшения размера требования к должнику в связи с прощением безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему;

7) по услугам туроператора - в разрезе выездного и въездного туризма;

8) по обороту в виде остатков товаров для целей исчисления налога на добавленную стоимость;

9) по налогу на добавленную стоимость, относимому в зачет, по остаткам товаров;

10) по учету закупа у лица, занимающегося личным подсобным хозяйством, сельскохозяйственной продукции заготовительной организацией в сфере агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным кооперативом и (или) юридическим лицом, осуществляющим переработку сельскохозяйственного сырья, и ее реализации;

11) по учету реализации сельскохозяйственным кооперативом своим членам товаров, а также представлению таких товаров в пользование, доверительное управление, аренду, по выполнению (оказанию) для членов сельскохозяйственного кооператива работ (услуг);

12) по учету доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов, согласно;

13) по учету приобретенных товаров, работ и услуг согласно;

14) по учету объектов обложения индивидуальным подоходным налогом с доходов физических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплаты, а также социальным налогом и социальными платежами;

15) по учету налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду и плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

16) о получении физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства;

17) о полученных физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица деньгах и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства;

18) о расходовании физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства;

19) для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, по учету запасов;

20) для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, по учету доходов;

21) по учету доходов от занятия частной практикой;

22) по учету расходов лица, занимающегося частной практикой;

23) Правила составления форм налоговых регистров.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 388
Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2, подпунктами 1), 2), 3), 4), 6), 8), 9), 10), 11), 12), 13) и 14) пункта 4, подпунктами 1), 2), 3) и 4) пункта 5, подпунктами 1) и 2) пункта 6, подпунктами 1), 2) и 3) пункта 10 статьи 215 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1) форму налогового регистра по применению инвестиционных налоговых преференций согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) форму налогового регистра по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующих расходов по фиксированным активам согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) форму налогового регистра по производным финансовым инструментам согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) форму налогового регистра по суммам управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, отнесенным на вычеты его постоянным учреждением в Республике Казахстан, согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) форму налогового регистра по учету уменьшения в бухгалтерском учете размера требования к должнику в виде неоплаченного просроченного кредита (займа) и вознаграждения по нему, дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) форму налогового регистра по учету уменьшения размера требования к должнику в связи с прощением безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) форму налогового регистра по услугам туроператора - в разрезе выездного и въездного туризма согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) форму налогового регистра по обороту в виде остатков товаров для целей исчисления налога на добавленную стоимость согласно приложению 8 к настоящему приказу;

9) форму налогового регистра по налогу на добавленную стоимость, относимому в зачет, по остаткам товаров согласно приложению 9 к настоящему приказу;

10) форму налогового регистра по учету закупа у лица, занимающегося личным подсобным хозяйством, сельскохозяйственной продукции заготовительной организацией в сфере агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным кооперативом и (или) юридическим лицом, осуществляющим переработку сельскохозяйственного сырья, и ее реализации согласно приложению 10 к настоящему приказу;

11) форму налогового регистра по учету реализации сельскохозяйственным кооперативом своим членам товаров, а также представлению таких товаров в пользование, доверительное управление, аренду, по выполнению (оказанию) для членов сельскохозяйственного кооператива работ (услуг) согласно приложению 11 к настоящему приказу;

12) форму налогового регистра по учету доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов, согласно приложению 12 к настоящему приказу;

13) форму налогового регистра по учету приобретенных товаров, работ и услуг согласно приложению 13 к настоящему приказу;

14) форму налогового регистра по учету объектов обложения индивидуальным подоходным налогом с доходов физических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплаты, а также социальным налогом и социальными платежами согласно приложению 14 к настоящему приказу;

15) форму налогового регистра по учету налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду и плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников согласно приложению 15 к настоящему приказу;

16) форму налогового регистра о получении физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства согласно приложению 16 к настоящему приказу;

17) форму налогового регистра о полученных физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица деньгах и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства согласно приложению 17 к настоящему приказу;

18) форму налогового регистра о расходовании физическими и юридическими лицами и (или) структурными подразделениями юридического лица денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства согласно приложению 18 к настоящему приказу;

19) форму налогового регистра для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, по учету запасов согласно приложению 19 к настоящему приказу;

20) форму налогового регистра для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, по учету доходов согласно приложению 20 к настоящему приказу;

21) форму налогового регистра по учету доходов от занятия частной практикой согласно приложению 21 к настоящему приказу;

22) форму налогового регистра по учету расходов лица, занимающегося частной практикой, согласно приложению 22 к настоящему приказу;

23) Правила составления форм налоговых регистров (далее - Правила) согласно приложению 23 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан согласно приложению 24 к настоящему приказу.

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 21) и 22) пункта 1 и глав 22 и 23 Правил, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.

Министр финансов

Республики Казахстан

Б. Султанов

к приказу Министра финансов

от «__» ______ 20__ года №____

Налоговый регистр
по применению инвестиционных налоговых преференций

2. Ф.И.О.*** (при его наличии) или наименование налогоплательщика______________

3. Налоговый период:________________________________________________________

Вычеты по инвестиционным налоговым преференциям

Наименование объекта преференции (основного средства)

Дата ввода в эксплуатацию основного средства (при его наличии)

Номер и дата контракта (при его наличии)

Периоды, на которые предоставлены преференции

Стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию, подлежащие отнесению на вычеты

Стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию, отнесенные на вычеты в налоговом периоде

Остаточная стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию (графа 6 - графа 7)

Виды регистров

Фактически бухгалтерские регистры — это журналы-ордера и различные карточки, справки и ведомости, например, самая главная — оборотно-сальдовая («шахматная»), на основании данных которой составляют баланс. Поэтому логично, что ре­ги­стры бух­гал­тер­ско­го учета по на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ют­ся на:

  • систематические;
  • хронологические;
  • комбинированные (синхронистические).

Первые ведутся по определенным учетным счетам и их примером можно назвать как раз оборотно-сальдовую ведомость или главную книгу. Также к систематическим документам относятся карточки, в которые бухгалтер записывает какие-либо события хозяйственной жизни. Хронологические служат для регистрации событий хозяйственной деятельности за определенный период времени, чаще всего за месяц. Именно так ведутся большинство журналов-ордеров. Эти два типа регистров бухучета дополняют друг друга, существует даже так называемое правило Мендеса:

Сумма оборотов в хронологических регистрах равна оборотам по дебету или кредиту систематических регистров.

Поэтому на практике для удобства бухгалтеров часто используются регистрирующие документы комбинированного типа. Например, журнал — главная книга, распространенная в небольших компаниях.

По сте­пе­ни обоб­ще­ния ин­фор­ма­ции бывают регистры аналитического учета и синтетического. Ярким примером син­те­ти­че­ских учетных документов яв­ля­ет­ся все та же обо­рот­но-саль­до­вая ве­до­мость. В ней бухгалтер фиксирует информацию по каж­до­му син­те­ти­че­ско­му счету за определенный период об остат­ках на на­ча­ло и конец пе­ри­о­да, а также об обо­ро­тах за пе­ри­од. Выглядит этот документ так:


Аналитическую информацию, то есть не только реквизиты операции, но и краткое ее содержание, бухгалтер записывает в специальные ведомости или карточки. Например, это может быть бухучет материалов, товаров, основных средств или расчетов с контрагентами. Покажет, что такое регистры бухгалтерского учета, пример аналитической унифицированной инвентарной карточки основных средств:


Схема группировки регистров бухгалтерского учета





Отсутствие документов

По общему правилу организации обязаны хранить первичные учетные документы в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Рабочий план счетов, документы учетной политики, средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610).

При определении срока хранения бюджетной отчетности необходимо руководствоваться ст. 352 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558:

  • годовая отчетность – должна храниться постоянно;
  • квартальная отчетность – пять лет;
  • месячная отчетность – один год.

Формы

Поскольку учетные регистры в бухгалтерском учете используются для записи информации обо всех текущих операциях, их можно вести как в бумажной, так и в электронной форме. Электронные документы можно распечатывать по мере необходимости. Для их оформления обычно используются специализированные бухгалтерские программы, которые позволяют автоматизировать процесс разнесения информации по счетам, а значит, и по журналам-ордерам и ведомостям непосредственно из первичного документа.

В настоящее время организации могут применять как унифицированные бланки любых учетных документов, так и разрабатывать их самостоятельно. Никаких ограничений в этом вопросе нет. Главное — закрепить используемую форму в учетной политике. Перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики по внешнему виду можно разделить на:

  • книги — состоят из нескольких сшитых между собой страниц, которые обязательно должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью ответственного лица и печатью организации, если она применяется;
  • карточки — отдельные листы по наименованиям единиц учета (товарам, контрагентам, подотчетным лицам, основным средствам и т. д.), выполненные в виде таблицы и содержащие максимально полную информацию об объекте;
  • журналы — похожи на книги, но содержат меньше листов и не должны быть прошнурованы;
  • листы или ведомости — отдельные документы, выполненные как в виде таблицы, так и в виде текста (бухгалтерская справка, например);
  • электронные носители — любые документы, которые созданы с помощью специальных компьютерных программ в электронном формате. Могут быть заверены электронными квалифицированными подписями уполномоченных лиц, а могут быть просто готовы к распечатке по итогам отчетного периода или для проверки ФНС.

Надо отметить, что отдельные листы необходимо подшивать в папки, а также их данные вносятся в специальные реестры. Аналогичное правило действует и для карточек.




Как заполнить «расходный» налоговый регистр

С заполнением «расходных» регистров налогоплательщики могут испытывать определенные трудности. Это связано с тем, что признание расходов в налоговом учете не всегда совпадает с отражением аналогичных расходов в бухучете. Так что использовать бухгалтерские учетные регистры без внесения в них дополнительных корректировок не всегда представляется возможным.

К примеру, отдельные виды расходов в БУ отражаются в полном объеме, а в НУ нормируются (рекламные, представительские и т. д.). А некоторые виды затрат налоговое законодательство вообще запрещает признавать в составе расходов, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

О нюансах признания прочих расходов, связанных с производством и реализацией, читайте здесь.

Специалист ООО «Ритм» сформировал РНУ «Расходы, уменьшающие доходы от реализации», в котором отразил следующие виды расходов: затраты на основное сырье и материалы, зарплату вместе с начисленными страховыми взносами, амортизацию имущества ООО «Ритм», расходы на тепло, воду, электроэнергию и др.

Информацию для заполнения регистра бухгалтер взял из данных бухучета (по счетам 20, 26, 44, 91 и др.). В отчетном периоде фирма не осуществляла расходов, признание которых в НУ не совпадает с правилами БУ, поэтому корректировать данные бухучета не пришлось.

Образец заполненного регистра налогового учета «Расходы, уменьшающие доходы от реализации» вы также можете скачать на нашем сайте.


ВАЖНО! Если налоговые расходы превысили налоговые доходы и налогооблагаемая база по прибыли в каком-то из периодов (налоговом или отчетном) отсутствует, декларацию налоговикам все равно представить необходимо (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Реквизиты и правила ведения

Хотя обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных бланков в настоящее время законодательство не предусматривает, существует перечень обязательных реквизитов, который должна содержать бухгалтерская документация:

  • наименование самого документа;
  • название организации, которая ведет учет;
  • период ведения документа;
  • порядок классификации объектов учета;
  • валюта и единицы измерения;
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за ведение.

Структура объекта 1С «Регистры бухгалтерии»

По своему виду регистр бухгалтерии напоминает регистр накопления и может:

  • иметь набор изменений, в разрезе которых накапливаются числовые значения ресурсов;
  • содержать набор реквизитов для хранения дополнительной информации, связанной с записями регистра.

Информация в регистре бухгалтерии хранится в виде записей, структура которых строится системой динамически, в зависимости от настроек различных элементов учета, выполненной при редактировании плана счетов.

Например, запись может содержать поля для ввода корреспондирующих счетов, сумм, субконто, количества, вида валюты и суммы в валюте:

Набор стандартных реквизитов регистра бухгалтерии будет изменяться в зависимости от настроек конкретного плана счетов (максимального числа субконто).

Виды регистров

Фактически бухгалтерские регистры — это журналы-ордера и различные карточки, справки и ведомости, например, самая главная — оборотно-сальдовая («шахматная»), на основании данных которой составляют баланс. Поэтому логично, что ре­ги­стры бух­гал­тер­ско­го учета по на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ют­ся на:

  • систематические;
  • хронологические;
  • комбинированные (синхронистические).

Первые ведутся по определенным учетным счетам и их примером можно назвать как раз оборотно-сальдовую ведомость или главную книгу. Также к систематическим документам относятся карточки, в которые бухгалтер записывает какие-либо события хозяйственной жизни. Хронологические служат для регистрации событий хозяйственной деятельности за определенный период времени, чаще всего за месяц. Именно так ведутся большинство журналов-ордеров. Эти два типа регистров бухучета дополняют друг друга, существует даже так называемое правило Мендеса:

Сумма оборотов в хронологических регистрах равна оборотам по дебету или кредиту систематических регистров.

Поэтому на практике для удобства бухгалтеров часто используются регистрирующие документы комбинированного типа. Например, журнал — главная книга, распространенная в небольших компаниях.

По сте­пе­ни обоб­ще­ния ин­фор­ма­ции бывают регистры аналитического учета и синтетического. Ярким примером син­те­ти­че­ских учетных документов яв­ля­ет­ся все та же обо­рот­но-саль­до­вая ве­до­мость. В ней бухгалтер фиксирует информацию по каж­до­му син­те­ти­че­ско­му счету за определенный период об остат­ках на на­ча­ло и конец пе­ри­о­да, а также об обо­ро­тах за пе­ри­од. Выглядит этот документ так:


Аналитическую информацию, то есть не только реквизиты операции, но и краткое ее содержание, бухгалтер записывает в специальные ведомости или карточки. Например, это может быть бухучет материалов, товаров, основных средств или расчетов с контрагентами. Покажет, что такое регистры бухгалтерского учета, пример аналитической унифицированной инвентарной карточки основных средств:






Следует отметить: к сожалению, новый закон не содержит ответа на вопрос, можно ли привлечь к ответственности бухгалтера, который зафиксировал один факт хозяйственной жизни вместо другого (неправильно квалифицировал хозяйственную ситуацию), допустим, отразил командировку сотрудника, которому в предусмотренном законом порядке установлен разъездной характер работ. По нашему мнению, на поставленный вопрос следует ответить отрицательно, однако многое будет зависеть от судебного толкования приведенной нормы.

Формы

Поскольку учетные регистры в бухгалтерском учете используются для записи информации обо всех текущих операциях, их можно вести как в бумажной, так и в электронной форме. Электронные документы можно распечатывать по мере необходимости. Для их оформления обычно используются специализированные бухгалтерские программы, которые позволяют автоматизировать процесс разнесения информации по счетам, а значит, и по журналам-ордерам и ведомостям непосредственно из первичного документа.

В настоящее время организации могут применять как унифицированные бланки любых учетных документов, так и разрабатывать их самостоятельно. Никаких ограничений в этом вопросе нет. Главное — закрепить используемую форму в учетной политике. Перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики по внешнему виду можно разделить на:

  • книги — состоят из нескольких сшитых между собой страниц, которые обязательно должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью ответственного лица и печатью организации, если она применяется;
  • карточки — отдельные листы по наименованиям единиц учета (товарам, контрагентам, подотчетным лицам, основным средствам и т. д.), выполненные в виде таблицы и содержащие максимально полную информацию об объекте;
  • журналы — похожи на книги, но содержат меньше листов и не должны быть прошнурованы;
  • листы или ведомости — отдельные документы, выполненные как в виде таблицы, так и в виде текста (бухгалтерская справка, например);
  • электронные носители — любые документы, которые созданы с помощью специальных компьютерных программ в электронном формате. Могут быть заверены электронными квалифицированными подписями уполномоченных лиц, а могут быть просто готовы к распечатке по итогам отчетного периода или для проверки ФНС.

Надо отметить, что отдельные листы необходимо подшивать в папки, а также их данные вносятся в специальные реестры. Аналогичное правило действует и для карточек.

Что это такое

В бухгалтерию предприятия стекается вся информация по совершенным сделкам. Она собирается, фиксируется, подшивается, на ее основании формируются ведомости и журналы. Регистры бухгалтерского учета это специальные бланки, содержащие сведения из первичной документации, на их основании составляется финансовая отчетность предприятия. Они должны соответствовать требованиям Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 года и быть прописаны в учетной политике организации. Согласно п. 6 ст. 10 этого закона, вести их можно не только на бумаге, но и в электронном виде с помощью специальных программ и сайтов. Они должны быть заверены ЭЦП руководителя или главного бухгалтера компании.



Перечень утверждаемых регистров

К сведению! В данный момент готовится проект закона ФСБУ № 83н от 18.04.2018 года, который вступит в силу в 2020 году и в нем будут применены новые правила, касающиеся первички и регистров.

Реквизиты и правила ведения

Хотя обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных бланков в настоящее время законодательство не предусматривает, существует перечень обязательных реквизитов, который должна содержать бухгалтерская документация:

  • наименование самого документа;
  • название организации, которая ведет учет;
  • период ведения документа;
  • порядок классификации объектов учета;
  • валюта и единицы измерения;
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за ведение.

Ответственное лицо

Регистры являются частью бухучета, составлять их обязаны все организации, кроме индивидуальных предпринимателей и филиалов иностранных фирм. Главный бухгалтер должен предоставить руководителю компании перечень всех необходимых сведений. На основании утвержденного списка оформляется Приказ о применении регистров, информация должна быть отражена в учетной политике предприятия. В приказе утверждаются формы для каждого счета:

  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • карточка счета;
  • анализ счета.

Назначается ответственный за ведение документов. Согласно Инструкции № 33н все регистры бухгалтерского учета формируются в рамках отчетного периода. Если компания не соблюдает сроки, то это может свидетельствовать о плохой организации ведения учета и слабом контроле со стороны руководства.

Порядок хранения

Хранить бухгалтерскую документацию необходимо в специально отведенном для этого помещении на стеллажах или в шкафах. О сроках хранения сказано сразу в двух основных нормативно-правовых актах:

  1. В статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — хранение в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.
  2. В пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ — налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учетов и других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе учетных регистров, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом срок в 4 года, установленный НК РФ, начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документация использовалась в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Кроме того, для отдельных видов регистров может быть установлен более длительный срок хранения. Например, ведомости по зарплате нужно хранить в течение 75 лет.

Поэтому обеспечивать сохранность некоторых регистров организация обязана на протяжении всего периода деятельности, а после передать их на хранение в архив.

Образцы форм регистров бухгалтерского учета — 2021 можно скачать ниже.

Оборотно-сальдовая ведомость

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Рассматриваемая норма корреспондирует с ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, согласно которой не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

При этом в силу п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета – объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Бухгалтер работает, прежде всего, с первичными документами. Он, например, не выезжает к месту совершения сделок (скажем, в случае поставок товара). Поэтому актуальным является вопрос, как быть, если мнимый или притворный объект бухгалтерского учета зарегистрирован на основании мнимого (притворного) первичного документа, за составление которого несут ответственность другие лица.

Рассмотрим типичную ситуацию из судебной практики (см., например, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2006 № А72-833/06-21/16). Судом был установлен мнимый характер договора на том основании, что местом передачи товара был выбран город, отличный от места нахождения организации. Сотрудник организации, подписавший документы о приемке, фактически в командировку не выезжал. В данном случае речь может идти как об учете несуществующего материального объекта, так и о признании несуществующих расходов (расходов на командировки). Возникает вопрос: имеется ли грубое нарушение правил бухгалтерского учета?

В рассматриваемой ситуации следует исходить из общих начал законодательства РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Положения о формах вины приведены в ст. 2.2 КоАП РФ. При этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Если бухгалтер по объективным причинам не мог догадываться о мнимом или притворном характере операции, первичные документы по которой оформлялись иными ответственными лицами, о совершении им административного правонарушения говорить нельзя.

Учет в некоммерческой организации

Бухгалтерские документы НКО, как и организаций коммерческого сектора, унифицированных форматов не имеют. Каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывает структуру учетной документации. Но приказ Минфина № 94н устанавливает, сколько регистров как минимум должно быть в организации.

Номер журнала-ордера Счет бухучета Содержание операций
№ 1 50 Движение наличных в кассе организации за отчетный период
№ 2 51 Безналичные операции, движение денежных средств по расчетным счетам
№ 3 55 Операции на специальных банковских счетах компании
№ 4 66, 67 Займы и кредиты, классифицированные по срокам обращения (краткосрочные и долгосрочные)
№ 5 и № 5а 20-99 Аналитика операций по расходам предприятия
№ 6 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
№ 7 71 Расчеты с подотчетниками
№ 8 60, 62, 68, 72 Расчеты с покупателями, с бюджетом, дебиторами, кредиторами
№ 9 79 Отражение операций по внутрихозяйственным расчетам
№ 10 20, 21, 23, 25, 26, 29, 69, 70, 94, 96, 97 Журнал учета расходов на основное производство с кредитом соответствующих счетов (операции по ОПР, ОХР, заработная плата персонала, страховые взносы и налоговые отчисления, вспомогательное производство и так далее)
№ 11 40, 41, 43, 45, 46, 62, 90 Отражение информации о готовой продукции, реализации, прямых продажах
№ 12 86 Сведения о целевом финансировании
№ 13 01, 02, 08 Операции с основными фондами, начисление амортизации, взносы в уставный капитал
№ 14 14 Сведения о сельскохозяйственных операциях
№ 15 84, 98, 99 Результаты деятельности (прибыль, убытки, нераспределенная прибыль, убытки)
№ 16 07, 08 Вложения во внеоборотные активы. Оборудование, предназначенное для установки и монтажа

Актуальные образцы форм документов бухгалтерского учета 2021 скачайте в статье «Оформляем журнал хозяйственных операций», примеры заполнения бланков смотрите в специальном материале «Как правильно заполнять журнал-ордер».

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

  • общий порядок формирования доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
  • порядок создания резервов;
  • сумму задолженности по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры;
  • расчет налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Чтобы организовать налоговый учет, нужно:

  • сформировать учетную политику для целей налогообложения и прописать в ней порядок определения доходов и расходов для расчета налога на прибыль;
  • сформировать регистры налогового учета, где будут фиксироваться данные для расчета налоговой базы.

При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов .

Как вести регистры налогового учета

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:

  • первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • аналитических регистров налогового учета;
  • расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Читайте также: