Особенности налогообложения коммерческих банков зарегистрированных на территории республики беларусь

Опубликовано: 07.05.2024

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста. Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РБ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета республики за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ. Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Для коммерческого банка прибыль является финансовым результатом его деятельности. [10]При всей схожести понятий "доход" и "прибыль" между ними есть принципиальное различие. Если "прибыль" означает результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между доходами и расходами, осуществленными в рамках этой деятельности, то под "доходом" при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев понимается лишь непосредственная выручка налогоплательщика без учета понесенных им расходов.

Общая система налогообложения РБвключает следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ

налог на недвижимость, земельный налог, акцизы, экологический налог, другие налоги.[20]

Имеются определенные особенности организации налогового учета у банков. Банки учет доходов и расходов, полученных в виде процентов по долговым обязательствам, ведут отдельно по каждому виду долговых обязательств: в виде процентов по ценным бумагам; по полученным и выданным кредитам и займам; по банковским вкладам; по иным образом оформленным долговым обязательствам. [18]Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями. Банками доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав согласно принципу начисления, применяемому в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Доходы банков от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают в себя следующие доходы: проценты от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе от предоставления кредитов и займов, овердрафта по счетам организаций и физических лиц, включая счета банков, проценты от денежных средств, депонированных в фонде обязательных резервов Национального банка Республики Беларусь, установку (и (или) обслуживание) систем электронного документооборота между банком и клиентами, автоматизированных банковских систем (в том числе «Клиент-банк», «Интернет-банк», «Телефон-банк»), и т.д. в соответствии с НК РБ. Внереализационными доходами и расходами признаются доходы и расходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.(ст. 128, п.3 НК РБ) Внереализационные доходы и расходы отражаются в том налоговом периоде, в котором они фактически были понесены с учетом особенностей, согласно принципу начисления, применяемому в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. При определении валовой прибыли банков учитываются доходы от операций между филиалами (отделениями), исполняющими в установленном порядке налоговые обязательства этих банков. Внереализационные доходы банков включают в себя следующие доходы: в виде положительной переоценки драгоценных металлов, положительные курсовые разницы, образовавшиеся при округлении в результате переоценки имеющихся в наличии денежных средств в иностранной валюте, активов и обязательств к получению или к выплате, выраженных фиксированными денежными суммами в иностранной валюте (денежных статей), на дату составления баланса, положительные курсовые разницы, возникшие между официальным курсом, установленным Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату проведения корректировок по счетам доходов или расходов по ранее проведенным операциям в иностранной валюте и на дату первоначального отражения этих операций и т.д. Что касается особенности определения затрат банков, то при определении валовой прибыли банков учитываются затраты по операциям между филиалами, исполняющими в установленном порядке налоговые обязательства этих банков. Затраты банков по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают в себя проценты по договорам банковского вклада (депозита), прочим привлеченным денежным средствам клиентов (включая банки-корреспонденты), в том числе проценты по остаткам денежных средств на счетах клиентов; кредитным ресурсам, полученным от других банков, международных финансовых организаций, включая межбанковский кредит, кредит, полученный в порядке рефинансирования (кроме процентов по просроченным кредитам), а также по овердрафту и т. д. по НК РБ и БК РБ. Внереализационные расходы банков помимо указанных в пункте 3 статьи 129 НК включают в себя также следующие расходы: суммы отчислений в специальные резервы, созданные в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, отрицательные разницы, возникшие при переоценке драгоценных металлов, отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся при округлении в результате переоценки имеющихся в наличии денежных средств в иностранной валюте и т.п. [1]

Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин, за исключением таможенных), установленных НК.

С 1 января 2006 г. банки являются плательщиками налога на прибыль по ставке 24% и налога на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности от операций с ценными бумагами, по ставке 40%. Налоговая нагрузка в Беларуси в 2012 году уменьшится за счет снижения налога на прибыль с 24% до 18%.[25] По данным Национального банка, белорусские банки увеличили в январе-ноябре размер прибыли в 1,8 раза до 2,763 трлн бел. руб. Что касается налога на добавленную стоимость, который, "по сути, влияет на ценообразование внутри страны", то он останется на том же уровне. А при экспорте продукции всегда применяется нулевая ставка этого налога. В настоящее время в Беларуси ставка НДС составляет 20%. В Беларуси поступления от НДС составляют существенную часть доходов бюджета, в отличие от РФ и Казахстана. По состоянию на 1 октября 2011 года, сумма поступлений НДС, контролируемого налоговыми органами, составила 24,8% от общей суммы уплаченных налогов в республике. Доходы банков от операций с ценными бумагами различаются по видам совершаемых операций, например: выпуск, продажа, покупка, учет, хранение ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами. Порядок налогообложения доходов, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами, находится в непосредственной зависимости от вида совершаемых операций.

Налог на доходы.Главная сложность оценки доходов банка касается определения сроков их получения. Банковские услуги обычно имеют определенную временную продолжительность. Таким образом, составной частью расчета дохода должна стать оценка возможности воз­врата финансовых средств контрагентами в будущем. Налог на доход должен учитывать риски, т. е. операционные убытки необходимо вычитать из налогооблагаемого дохода. Хотя в большинстве стран в законах о корпоративном подоходном налоге признается необхо­димость предоставления налоговых послаблений банкам, объявившим об убытках, предусмотренных налоговым законодательством, временной механизм компенсации убытков остается до конца несозданным.Банки дифференцируют процентные ставки в зависимости от креди­тоспособности заемщиков. Более высокие ставки компенсируют риск не­возврата кредитов. Условно образуются два кредитных портфеля с раз­личными моделями дохода. Даже если через некоторое время банк полу­чит одинаковую прибыль по этим кредитным портфелям, первоначально его доход от более рискового портфеля окажется выше за счет более вы­сокого процента. Поэтому если банк облагается налогом по мере получе­ния дохода, то он вынужден с точки зрения текущей стоимости платить и более высокий налог по рисковому портфелю. Чтобы выровнять суммы уплачиваемых налогов не только в конечном итоге, обычно разрешают банкам вычитать из налогооблагаемого дохода резервы по рисковым дол­гам уже в момент размещения кредитных ресурсов. В этом случае теку­щая величина уплачиваемых налогов будет одинакова, если сумма резерва равна приросту дохода за счет более рискового портфеля. В результате банк не будет «наказан» за предоставление более рисковых кредитов. Основной аргумент против упреждающего создания резервов по «плохим долгам» - злоупотребления путем завышения потенциальных потерь. С другой стороны, в качестве верхней границы таких вычетов из налогооблагаемой базы существует лимит - объем полученного дохода. Налоговые механизмы перенесения убытков на прошлые и будущие периоды представляют собой лишь частичную компенсацию по­терь. Теоретически есть несколько способов достижения полного возмеще­ния убытков, хотя они почти никогда не применяются на практике. Еще одна проблема определения налогооблагаемого дохода банков заключается в том, что для них иногда бывает трудно разделить две со­ставляющие издержек: издержки на получение инвестиционного дохода и издержки от оказания других услуг, которые в отличие от первых не вы­читаются из налогооблагаемого дохода.Трудность для банков возникает, когда разрешается накапливать до­ходы без взимания налогов. Если доход изымается с отсроченной уплатой налога, он может рассматриваться либо как возврат капитала инвестора, либо как прибыль на капитал и соответственно либо освобождаться от уплаты налога, либо облагаться налогом. Обычно законодательно уста­новлены правила классификации таких изъятий. В отношении налогообложения доходов банков возникает много дру­гих вопросов, в том числе связанных с доходами от колебания курсов ва­лют, разницы цен, а также вопросов, относящихся к географическому распределению доходов между головным офисом и филиалами.

Налог на прибыль.Проценты по договорам банковского вклада (депозита), займам и иным долговым обязательствам банка включаются в затраты по осуществлению банковской деятельности при определении прибыли, облагаемой налогом на прибыль. Гербовый сбор относится на финансовые результаты деятельности его плательщиков. С 1 июля 2006 г. расходы по уплате гербового сбора могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе расходов от внереализационных операций. Суммы, полученные банком в виде комиссионных вознаграждений по операциям с ценными бумагами (выдача векселя банка, оформление документов при выдаче, оплате, покупке и продаже собственных векселей, вознаграждение за оказанные услуги по оплате векселя банка до наступления срока платежа, в т.ч. комиссионные доходы за депозитарное обслуживание клиентов, банковское хранение ценных бумаг, по договорам поручения на распространение ценных бумаг), являются доходами, связанными с осуществлением банковской деятельности, и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Налогом на прибыль также облагаются суммы вознаграждений, полученные банком по деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. Учитывая специфику такой деятельности, заключающуюся в выполнении посреднических услуг (консультационные, доверительное управление, купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента, услуги депозитария), выручкой профессионального участника является его вознаграждение. Переход банков на уплату налога на прибыль отличает предполагаемое отсутствие централизованного порядка исчисления налога по консолидированному балансу, в отличие от ранее имевшейся возможности применения такого порядка при исчислении банками налога

на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

Наиболее дискуссионным считается вопрос обложения налогом до­бавленной стоимости финансовых институтов. Теоретически налог на добавленную стоимость (НДС) следует применять ко всем видам потреб­ления, включая и финансовые услуги, однако на практике это весьма не­просто из-за трудностей измерения добавленной стоимости в сфере фи­нансовых услуг. Добавленная стоимость в банковском секторе рассматривается в ка­честве добавленной прибыли, заработной платы, ренты и процента или разницы между инвестиционным доходом и издержками. В настоящее время НДС основан на методе счет-фактур и принципе предназначения как наиболее часто используемой форме взимания налога. Республика Беларусь с 2000 г. также перешла на инвойсный ме­тод. Применение системы счет-фактур требует, чтобы обязательства по НДС были выделены по каждой сделке. В банковском секторе это невоз­можно, потому что большинство финансовых услуг, оказываемых банка­ми, не имеют специфических расходов, относимых к ним. Напротив, цены на услуги возникают из разницы в процентных ставках, назначаемых за­емщикам, и теми, которые уплачиваются кредиторам. Даже цены за неко­торые услуги, такие как операции с текущими счетами, которые можно отделить от деятельности, связанной с финансовым посредничеством, часто отражаются в процентных ставках. Существуют три основных способа обложения НДС финансовых ин­ститутов. Они могут быть освобождены от налогообложения, облагаться по нулевой ставке или нести полную ответственность по уплате НДС. Освобождение от НДС имеет тот недостаток, что финансовые услуги накапливаются, и в реальном секторе обеспечивается налогообложение этих услуг. Освобождение банков от НДС при инвойсном методе не по­зволяет предприятиям кредитовать НДС, уплаченный по затратам. Осво­бождение банков приводит к излишнему налоговому бремени для пред­приятий по НДС. Кроме того, освобождение ставит внутренние финансо­вые институты в невыгодное положение относительно оффшоров. Нако­нец, если банки только частично освобождены от налогообложения, это создает проблемы деления НДС по затратам на облагаемые и необлагае­мые налогом операции. В силу указанных причин банки обычно облага­ются НДС по нулевой ставке. Преимущество нулевой ставки в том, что она значительно увеличива­ет налоговую базу, а также создает равное положение финансовых и дру­гих услуг. Таким образом, нулевая ставка НДС для большинства банков­ских операций - единственно правильное решение, которое удешев­ляет кредит, повышает рентабельность предприятий, а следователь­но, в итоге способствует не уменьшению, а увеличению поступлений от НДС. За рубежом налогообложение дохода реализуется в форме корпора­тивного подоходного налога.

Налогообложение операций с ценными бумагами имеет ряд особенностей. Как правило, сделки с ценными бумагами облагаются несколькими видами налогов. Перечень налогов, взимаемых с подобных операций, показывает, что обложению подлежат как доходы, приносимые данным видом финансовых активов (процентные доходы и доходы от прироста рыночной стоимости капитала), так и собственность на ценные бумаги и их оборот.

Таким образом, основным налогом, уплачиваемым белорусскими банками, является налог на доходы. Налогооблагаемая база определяется как общая сумма доходов, полученных в налоговом периоде, уменьшен­ная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом особенностей состава затрат, включаемых в расходы на осуществление банковской деятельности, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налогооблагаемая база кредитно-финансовых учреждений уменьшается на суммы налогов, сборов и отчислений, исчисление которых производится от дохода за вы­четом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов (единый республиканский и единый местный налоги). Банки, осуществляющие операции с ценными бумагами, уплачивают налог от дохода, исчисленного как разница между ценой реализации (по­гашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию. При определении банками налогооблагаемой базы из состава затрат исключаются: расходы на оплату труда, амортизация основных фондов и износ материальных активов. Банки вправе уменьшить налооблагаемую базу на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Налогооблагаемая база кредитно-финансовых учреждений с участием иностранных инвесторов уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных докумен­тах, но не более 25 % фактически сформированного уставного фонда. [18]


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.


  • Беларусь
  1. Общая система налогообложения
  2. Налоги на бизнес в Республике Беларусь
  3. 5 налогов, которые недавно появились в Беларусии
  4. Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.


Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак


Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги


Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство


2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Налоги были известны еще с давних времен. Еще во времена натурального хозяйства существовал налог в виде изъятия части имущества - оброк у крестьян, также ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Раздел 1. Понятие налоговой системы………………………………………… 5
1.1. Сущность налога………………………………………………………….5
1.2.Элементы налога…………………………………………………………..5
1.3.Налоговые ставки. 5-6
1.4. Способы взимания…………………………………………………….. 6-7
1.5. Виды налоговой системы. 7
1.6. Виды налогов…………………………………………………………7-10
1.7. Функции налогов……………………………………………………10-11
Раздел 2. Возникновение налогообложения…………………………………..12
2.1. Из истории налоговой системы России…………………………….12-15
Раздел 3. Система налогообложения…………………………………16
3.1. Федеральные налоги…………………………………………….17
3.2. Республиканские налоги………………………………………..17
3.3. Местные налоги………………………………………………17-18
Раздел 4. Налогообложение банков Российской Федерации……………….19
4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы………………. …. 19
4.2. Объект налогообложения……………………………………………19-20
4.3. Объект обложения налогом…………………………………………20-21
4.4. Налогообложение коммерческих банков………………………….21-22
Раздел 5. Налоговая система Республики Беларусь…………………… …..23
5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы
налогообложения………………………………………………………….. 23-26
5.2. Пути развития налоговой системы РБ……………………………. 26-30
5.3. Пути совершенствования налоговой системы РБ…………………30-32
Раздел 6. Налогообложение банков РБ…………………………………. 33-34
Раздел 7. Налогообложение банков (Зарубежный опыт)………………..35-37
Заключение……………………………………………………………………38-39
Список используемых источников………………………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.doc

При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, налогооблагаемый доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.

 денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит;

 прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйственной деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки.

Доходы, полученные банками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения дохода.

Налогообложение прибыли, получаемой при превышении установленной маржи коммерческими банками за счет использования кредитов Центрального банка Российской Федерации, производится по прогрессивной шкале в соответствии с положением, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

4.3. Объект обложения налогом

Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются.

Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий), получаемых по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью.

Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивают налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также другими законодательными актами о налогах.

Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях взимается у источника этих доходов.

4.4. Налогообложение коммерческих банков

Рассмотрение специфики налогообложения коммерческих банков начинаются с особенностей их косвенного налогообложения. Налогом надобавленную стоимость не облагаются банковские операции, за исключением операций по инкассации.

К банковским относятся следующие операции:

• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

• размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; выдача банковских гарантий;

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

• операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

• осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

5) Налоговая система Республики Беларусь

5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы

Без налогов не обходится ни одно государство. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Принцип налогообложения заложен и в белорусском законодательстве: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (Статья 56 Конституции РБ).

В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части собственного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части республиканского бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (Пункт 1 статьи 6 Общей части НК РБ).

Налог устанавливается исключительно государством и базируется на законах Национального собрания Республики Беларусь или Указах и Декретах Президента Республики Беларусь. Он взимается только при наличии определенных условий (при получении дохода, прибыли или при наличии имущества, либо при занятии определенным видом деятельности). Если эти условия имеются, то налог становится одинаково обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Он вносится по заранее установленным ставкам и в точно определенные сроки. Правовая обязанность придает налогу все качества обязательного платежа: регулируемость, равномерность и устойчивость поступления, возможность принудительного исполнения и т.п.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, основные участники производства ВВП и субъекты предпринимательской деятельности, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, являются плательщиками налогов.

За счет данных налогов, сборов и пошлин формируются финансовые ресурсы государства. В этом и заключается их сущность.

Одним из важнейших базовых принципов налогообложения является его эффективность. Реализация этого принципа состоит в следующем:

1. налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений.

2. налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны.

3. налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества.

4. административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Наряду с принципом эффективности выделяют еще два базовых принципа, известных еще со времен Д.Рикардо и А.Смита: определенность и справедливость.

Определенность в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

1. Лиц, которые должны платить этот налог.

2. Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен.

3. Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен

4. Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

5. Под справедливостью налога Смит понимал строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. В настоящее время идея «налоговой справедливости» продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Кроме этих классических норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

 Запрет на введение налога без закона. Он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа.

 Запрет двойного взимания налога. Этот принцип имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза.

 Запрет налогообложения факторов производства. Запрет привлекать к налогообложению базовые факторы производства (труд и капитал). Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы. На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий социальный пособий.

 Запрет необоснованной налоговой дискриминации. В основном он касается международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резиденства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Классификация налогов в Республике Беларусь

Основы ныне действующей налоговой системы РБ заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РБ об отдельных видах налогов.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины определил Закон РБ «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

В настоящее время указанный закон действует в части, не противоречащей Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, который введен в действие с 01.01.2004.

Общая часть Кодекса посвящена вопросам налогообложения юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц.

Общая часть Кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

 Необлагаемый минимум объекта налога;

 Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

 Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

 Понижение налоговых ставок;

 Вычет из налогового платежа за расчетный период;

 Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

 Прочие налоговые льготы.

5.2. Пути развития налоговой системы РБ

Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. Она разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20х гг. ХХв и практики тех стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую политику государства, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства.

Оценивая прошедшие годы, следует иметь в виду, что налоговая система Беларуси возникла и развивается в условиях переходной экономики. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

В 2001г. общая налоговая ставка применяемых на территории республики кумулятивных многоступенчатых сборов составляла 4,5%, что несоизмеримо выше обозначенного ранее порога, за пределами которого такие платежи в бюджет становятся неэффективными.

Читайте также: