Основы организации международного налогообложения

Опубликовано: 05.05.2024

date image
2014-02-02 views image
668

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Принципы организации международного налогообложения.

Разграничение сфер международного и внутреннего налогообложения основывается на праве государства устанавливать и взимать любые виды налогов на всей территории и принципах организации международного налогообложения.

Практически во всех странах существуют налоговые правила, которые регулируют налоговый режим для своих граждан и субъектов хозяйствования, действующих за границей, и для иностранных плательщиков, получающих доходы в этой стране. И хотя национальные налоговые системы имеют много различий и особенностей, осуществление внешнеэкономических сделок приводит к необходимости выработки общих принципов и методов налогообложения.

Развитие международных экономических связей, процессы глобализации и интеграции национальных экономик привели к тому, что сферы действия международного и внутреннего налогообложения тесно взаимосвязаны.

Принципы организации международного налогообложения учитывают национальный налоговый суверенитет и включают:

· обязательность и однократность изъятия налогов;

· недискриминацию –– обеспечение равных условий для всех субъектов международного налогообложения;

· устранение двойного налогообложения;

· приоритет международного налогового права над национальным законодательством;

· согласование (гармонизацию) методов и элементов налогообложения.

Объединяющим началом для всех налогов являются элементы налоговых обязательств. Основными из них можно выделить:

• налогоплательщик — лицо (организация или физическое лицо), на которое возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины в силу наличия у него объекта налогообложения;

• налоговый агент — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин;

• объект налогообложения — имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), товары, перемещаемые через таможенную границу и другие объекты, на которые устанавливается налог;

• налоговое обязательство — обязанность налогоплательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор или пошлину;

• налоговая база — стоимостная, физическая либо иная характеристика налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

• налоговая ставка — величина отчислений на единицу измерения налоговой базы;

• налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине, в течение которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора или пошлины;

• налоговые льготы — предоставляемые отдельными категориями налогоплательщиков, предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими нало­гоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор или пошлину либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от уплаты налогов;

2) дополнительных к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех налогоплательщиков, налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога;

3) пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства;

• налоговая декларация (расчет) — письменное заявление налогоплательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора или пошлины и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

• налоговый контроль — система мер по учету налогоплательщиков (иных обязанных лиц) и имущества, подлежащего налогообложению, и контролю за исполнением налогового за­конодательства.

=1=

Свободное движение товаров и капиталов создало такие условия, где открытость экономики ограничивается практически только жесткими рамками национальных налоговых систем. Это приводит к необходимости унификации налогов, сближении налоговых ставок, устранении налоговой дискриминации и организации действенной системы налогового контроля.

Практически во всех странах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для своих резидентов, действующих за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Такое взаимопонимание может как закрепляться в двусторонних договорах об удержании двойного налогообложения, так и включаться во внутреннее налоговое законодательство. Основным элементом международного налогообложения является определение понятия "резидент".

Обычно страна осуществляет свою налоговую юрисдикцию на основании либо гражданства, либо территориальности.

Резидентство на основании гражданства, весь доход, получаемый гражданином или зарегистрированной в этой стране компанией, включает в налогообложение вследствие их юридической связи со страной резидентства.

Так, США осуществляют юрисдикцию над своими гражданами и зарегистрированными в США компаниями, независимо от места получения дохода. Налоговая юрисдикция, основанная на гражданстве, может объясняться доступными для граждан выгодами. Граждане США реально используют договоры страхования; они могут возвратиться в США в любое время, им также обеспечена защита правительства страны во время их пребывания за границей. Налоговые платежи обеспечивают такую "страховку". Американские корпорации, независимо от их физического присутствия в США, пользуются преимуществами американских законов о юридических лицах. Однако Америка является уникальной страной, определяющей гражданство как основание для юрисдикции.

Признак территориальности наиболее часто встречается в налоговом законодательстве государств. Принцип территориальности действует в отношении лиц и объектов (т.е. дохода).

При возникновении в международной практике вопросов резиденства странами определяются критерии для разрешения двойной резиденции для физических лиц и устанавливаются точные правила по определению той страны, в которой к этому лицу будет применяться налоговый режим.

Так, предпочтение отдается тому государству, в котором физическое лицо имеет постоянное жилье. Например, физическое лицо имеет постоянное жилье в одном государстве и только в течение некоторого периода проживает в другом.

Если физическое лицо имеет постоянное жилье в обоих государствах, необходимо определить, с каким из государств его личные и экономические связи теснее. Здесь необходимо рассматривать, где находится его семья и собственность, его социальные связи, его политическую, культурную и другую деятельность.

В тех случаях, когда невозможно связать центр его жизненных интересов ни с одним из государств или данное лицо не располагает постоянным жильем ни в одном государстве, предпочтение отдается той стране, где физическое лицо дольше проживает. Для этого берется достаточно длинный период времени (как правило, 183 дня). Если и данного критерия недостаточно — за основу берется гражданство, а в случае его отсутствия решение проблемы передается уполномоченным органам государств.

Проблема двойного резидентства может гораздо существеннее возникать для компаний. На практике редко бывает, когда компания является субъектом налогообложения в качестве резидента более чем одного государства. Однако такая ситуация возможна, когда одно государство придает значение регистрации, а другое — местонахождению фактического руководящего органа.

Понятие постоянного представительства крайне необходимо, когда рассматривается вопрос о праве одного государства облагать налогами прибыль, полученную предприятием другого государства.

Постоянное представительство для целей налогообложения означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия.

Таким образом, определение резидентства или постоянного представительства содержит 3 главных условия:

· существование "места деятельности", т.е. помещения, сооружения или установки. Например, местом деятельности может быть место на рынке или постоянно используемая площадка таможенного склада. ;

· такое место деятельности должно быть фиксированным, т.е. установленным в определенном месте с определенной степенью постоянства;

· проведение предприятием коммерческой деятельности через это фиксированное место деятельности.

В качестве постоянного представительства можно определить следующие места деятельности, если они соответствуют всем вышеперечисленным условиям:

· рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

· помещение, используемое для сбыта товаров или изделий.

Понятие "агент с зависимым статусом" и "агент с независимым статусом". Если иностранное предприятие не располагает постоянным представительством в другом государстве, но наделяет какое-либо лицо полномочиями заключать контракты от его имени, то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом другом государстве. Зависимыми агентами, т.е. наемными лицами, могут быть как физические лица, так и компании. При этом не имеет значения, где подписан договор, основополагающим является то, чтобы его базовые условия (цены, условия поставки и т.п.) оговаривались зависимым агентом.

Если иностранное предприятие осуществляет коммерческие операции в другом государстве через агента с независимым статусом (брокера, комиссионера), оно не может облагаться налогом в этом государстве в отношении проводимых сделок, так как' такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства иностранного предприятия.

Агентом с независимым статусом является лицо, которое:

· независимо от предприятия как юридически, так и экономически;

· действует в рамках своей обычной деятельности, когда действует от имени или в интересах иностранного предприятия.

Не будет считаться агентом с независимым статусом лицо, коммерческая деятельность которого осуществляется на основе подробных инструкций или всецелого контроля со стороны иностранного предприятия. Еще один важный критерий заключается в том, лежит ли предпринимательский риск на агенте либо на предприятии, которое он представляет.

Наиболее встречающиеся из субъектов обложения это:

1) доходы от недвижимого имущества. Приоритетное право налогообложения дохода с недвижимого имущества имеет государство в котором находится имущество, дающее такой доход;

2) прибыль от коммерческой деятельности. Если осуществляется хозяйственная деятельность через постоянное представительство, то постоянное представительство облагается налогом. Прибылью, относящейся к постоянному представительству, является та, которую оно могло бы получить в случае, если бы функционировало на территории другого государства как обособленное и отдельное предприятие, осуществляющее такую же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях и действующее совсем независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является;

3) дивиденды, проценты, роялти. Отсутствует исключительное право налогообложения по принципу резиденции. Обычно страна, являющаяся источником выплаты таких доходов, также имеет право удержания налога, которое ограничивается предельным налогом, величина которого оговаривается взаимными соглашениями;

4) доходы от отчуждения имущества могут облагаться налогами в том государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база;

5) доходы, полученные от зависимых и независимых личных услуг — это доходы физических лиц. Под независимыми личными услугами понимается работа по найму. Общее правило для налогообложения таких доходов — это взимание налога в том государстве, где осуществляется работа.

  • Получатель находится в иностранном государстве в течение периода 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода.
  • Вознаграждение выплачивается получателю от имени нанимателя, который не является резидентом иностранного государства.
  • Расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель имеет в этом иностранном государстве.

Деятельность независимого характера подразумевает независимые личные услуги - профессиональные услуги. Термин "профессиональные услуги" включает независимую научную (литературную, артистическую, образовательную и преподавательскую деятельность так же, как и независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, аудиторов и бухгалтеров). Доходы, получаемые резидентом одного государства за профессиональные услуги или другую деятельность независимого характера, не должен облагаться налогом в другом государстве, за исключением случаев, когда он располагает регулярно доступной постоянной базой в этом государстве.;

6) другие доходы:

· ежегодные выплаты и доходы по некоторым полисам страхования жизни;

· пенсионные доходы лиц ненаёмного труда;

· выигрыши азартных игр;

· пособия на детей;

· выплаты за ущерб и другие доходы в виде компенсаций при увольнении и др.

Недискриминация устанавливает принцип, согласно которому не допускается в одном государстве взимание более обременительных налогов с граждан другого государства, независимо от того, являются ли они резидентами одного из государств. Недискриминация обязывает государство относиться к постоянному представительству иностранного предприятия с применением такого же налогового режима, как и в отношении национальных предприятий, занятых в этой отрасли.

Согласно законодательно закрепленной в двусторонних договорах процедуре взаимного соглашения налогоплательщику предоставлено право обращаться в налоговые органы страны резиденции, если он предполагает, что налогообложение противоречит правилу недискриминации. Налоговые органы могут вступать в прямые контакты друг с другом в целях достижения соглашения по спорным вопросам и для обмена информацией, минуя дипломатические каналы.

Существуют два основных способа обмена информацией. Первый — автоматический, когда налоговые органы одной страны по своей инициативе предоставляют информацию налоговым органам другой страны. И вторая — по запросу, когда налоговые органы одной страны письменно запрашивают другую сторону о предоставлении информации на одного налогоплательщика или более.

Сотрудничество налоговых администраций обоих государств путем обмена информацией является важной мерой в борьбе с уклонением от уплаты налогов и в целях предотвращения двойного налогообложения.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование международного налогообложения

Процесс глобализации экономики привел к информационной открытости резервов капитала, расширил инвестиционные возможности и изменил международное налогообложение. Развитие на этом фоне корпораций привело к необходимости стандартизации международного налогообложения, и как следствие разработке единых норм учета, направленную на унификацию бухгалтерского учета в мировых масштабах.

При конструировании налогообложения у государства существует выбор: облагать налогами все мировые доходы резидентов или взимать налоги по месту экономической деятельности. Однако происходит огромное количество разногласий между странами, что усложняет принципы налогообложения. В результате чего возникает двойное налогообложение.

Двойное налогообложение – одновременные одинаковые налоги в разных странах. О двойном налогообложении можно говорить, когда у плательщика один объект налогообложения облагается одинаковыми или идентичными налогами за единый отрезок времени, который чаще всего является налоговым периодом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Международное налогообложение 430 руб.
  • Реферат Международное налогообложение 270 руб.
  • Контрольная работа Международное налогообложение 200 руб.

Плюсы международного налогообложения

На современном этапе международного сотрудничества перед Российской Федерацией остро встал вопрос международного налогообложения. Основными факторами в необходимости использования международного налогообложения являются:

  • приток иностранных инвестиций в экономику РФ. По мнению большинства экономистов, развитие экономики сдерживает недостаточный приток инвестиций в частный сектор;
  • рост доверия со стороны потенциальных инвесторов и улучшение имиджа российского бизнеса, в том числе банковского сектора. Общепринятые единые стандарты позволят получить понятную и достоверную информацию о финансовом положении компаний, что положительно отражаетися на российском бизнесе;
  • интеграция экономики РФ в мировую систему хозяйственных связей.

Формирование отчётности при международном налогообложении

Существенный фактор ведения бизнеса, влияющие на дальнейшее налогообложение - качественное информационное обеспечение. К такому обеспечению относится бухгалтерская отчетность, особенно это играет большую роль для сторонних от организации лиц.

Значимость стандартов в управлении финансами организации основывается на признании стандартов со стороны рынков капитала. Все российские ведущие корпорации, принимающие участие в мировой деятельности, котируют свои ценные бумаги на фондовых биржах. Для этого необходимо разбираться в составе, содержание и правила составления предоставляемой в обязательном порядке бухгалтерской отчетности.

Для ведения налогообложения на международном уровне необходимо стандартизовать бухгалтерский учет. Для этого используют МСФО, которые являются больше финансовыми документами, а не бухгалтерскими; другими словами данные регулирующие документы интерересны не столько для бухгалтеров, а для участников компании, партнеров, будущих инвесторов, в том числе налоговиков.

Составление отчетности согласно международным стандартам предполагает использование определенных правил, необходимость соблюдения налоообложения.

Данную отчетность состаляют для крупных организаций, которые участвуют в мировой торговле или располагают своими филиалами в других странах. Отчетность такого рода позволяет выйти компании на новый уровень торговых отношений, что в свою очередь делает возможным привлечение в свой капитал иностранных инвесторов. Международные стандарты позволяют сократить финансовые расходы на подготовку своей отчетности российским компаниям, которые имеют международные филиалы, а также снизить затраты на привлечение капитала.

С одной стороны, развитие международного налогообложения невозможно без существенных затрат:

  • необходимо проведение тщательной проверки соблюдения законодательства и полноты предоставленной отчетности,
  • своевременной выплаты налогов и сборов,
  • правильности исчисления,
  • необходимы существенные вложения средств в систему внутреннего контроля.

Плюсы международного налогообложения заключаются в том, что компетентные органы могут существенно оптимизировать налоговые затраты при минимальных налоговых рисках.

Современное экономическое пространство основывается на привлечении новых источников финансирования, поэтому многие участники бизнеса заинтересованы в расширении и росте своей компании. С учетом глобализации российской экономики и выхода ее на мировое пространство, у российских предпринимателей появилась возможность расширить компанию за счет привлечения иностранных инвестиций. Современный руководитель при выборе системы налогообложения основывается зачастую не на цель оптимизации налогообложения, а на извлечение максимальной выгоды путем обхода налогового законодательства. Поэтому как государству, так и предпринимателю выгодны условия, при которых будут созданы все необходимы условия для уменьшения рисков распространения теневой экономики.

Мировое сообщество на современном этапе довольно остро реагирует на эффективность налоговых структур. Поэтому очень важно для изучения международного налогообложения использовать весь набор современных технологий. Понятная и эффективная система будет благоприятно сказываться на экономической состояние мировых стран. Своевременно выявленные недостатки и оперативно принятые меры по их устранению позволяют вовремя решить катаклизмы мировой экономики.

Ознакомиться с содержанием

  • Что мы предлагаем
  • Контактная информация

«Делойт» помогает управлять изменениями в стремительно меняющемся глобальном налоговом мире и предлагает содействие в планировании будущего, определенность в настоящем и уверенность в принятии взвешенных решений для международных групп компаний, состоятельных частных лиц и их семейных офисов.

Услуги в области международного налогообложения

  • владение и управление,
  • финансирование,
  • интеллектуальная собственность,
  • операционная деятельность.
  • консультационное сопровождение при решении налоговых задач бизнеса в России и за рубежом — от порядка налогообложения тех или иных операций и структур за рубежом и до методологической поддержки по вопросам деофшоризации и BEPS;
  • налоговую диагностику текущей структуры/модели для определения потенциальных рисков и разработки основного подхода в отношении меняющейся налоговой среды;
  • интерпретацию и применение соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с учетом Многосторонней конвенции по выполнению мер BEPS (MLI) (в том числе, в части ограничения льгот по СОИДН, тестирования на основную цель (PPT), дополнительных критериев для льгот по пассивным доходам, налогообложения косвенной реализации недвижимости, расширения и уточнения понятия постоянного представительства);
  • разработку и налоговую экспертизу документов, в том числе для внутригрупповых операций;
  • поддержку по вопросам прозрачности, включая раскрытие трансграничных сделок с признаками агрессивного налогового планирования согласно DAC6, и межправительственного обмена информацией по стандартам ОЭСР (CRS) и FATCA;
  • поддержку по вопросам международного налогообложения в рамках направления Deloitte Private для семейных офисов и состоятельных частных лиц;
  • проведение обучающих семинаров и конференций по вопросам международного налогообложения.

Консультирование по налоговым аспектам структуры владения и управления

  • Планирование при расширении бизнеса, включая:
    • разработку стратегий инвестирования и выбор организационно-правовых форм для создания новых структур;
    • предоставление налоговых консультаций для различных форм коллективного инвестирования:
      • структурирование отношений;
      • налогообложение инвесторов, включая законодательство о КИК;
      • налогообложение пассивных доходов по НК РФ и СОИДН, в том числе применение «прозрачного» подхода.
  • Налоговые аспекты реструктуризации бизнеса, например:
    • реорганизации (слияния, поглощения, разделения и т.д.) в иностранных юрисдикциях, включая трансграничные (cross-border merger);
    • перемещение налогового резидентства и/или места регистрации компании в иную юрисдикцию, в том числе в Россию (в САРы);
    • ликвидация иностранных компаний;
    • перемещение активов внутри группы, включая операции с активами, в составе которых имеются объекты недвижимого имущества;
    • налоговое структурирование для целей последующего размещения ценных бумаг на фондовой бирже.
  • Разработка или пересмотр стратегии в отношении имеющейся нераспределенной прибыли и других резервов
  • Налоговое структурирование и сопровождение сделок с иностранным элементом, планирование трансграничных сделок по приобретению и продаже активов (включая, в том числе, активы с недвижимым имуществом).

Стратегии финансирования в международном бизнесе

  • Разработка или пересмотр стратегии в отношении внутригруппового финансирования для международных групп компаний и эффективного перераспределения денежных средств в структурах частных лиц, в том числе вопросы налогообложения у источника, недостаточной капитализации и прочих ограничений на вычет процентных расходов и т. д.
  • Консультирование по вопросам совершения крупных операций и сделок, включая:
    • финансирование приобретений;
    • реструктуризацию внутригрупповой задолженности, пересмотр условий действующих долговых обязательств.

Стратегии использования прав на интеллектуальную собственность в международном бизнесе

  • Структурирование владения интеллектуальной собственностью (IP-активами), выбор юрисдикции для размещения IP-активов по экономическим и налоговым критериям
  • Структурирование международных операционных потоков в отношении IP-активов, разработка договорной структуры, в том числе для международных внутригрупповых операций
  • Консультирование при переходе к целевой IP структуре.

Консультирование по налоговым аспектам ведения операционной деятельности

  • Структурирование операционной деятельности, выбор юрисдикции для размещения компаний группы по экономическим и налоговым критериям
  • Структурирование международных операционных потоков, разработка договорной структуры, в том числе для внутригрупповых операций
  • Анализ порядка налогообложения операций в России и за рубежом, анализ рисков образования постоянного представительства и т. д.

Международным группам компаний

Мы консультируем клиентов по неоднозначным вопросам налогообложения «пассивных» доходов (дивиденды, проценты, роялти, доходы от выбытия акций/долей и т. д.), платежей за оказание внутригрупповых услуг, прибыли КИК, постоянных представительств и других доходов.

Частным клиентам

В рамках направления Deloitte Private мы участвуем в разработке налоговой стратегии совершения сделок и операций для частных клиентов и их семейных офисов, проводим оценку готовности к прохождению проверок по иностранным налогам на доход, имущество, дарение, наследование и т. д., а также оказываем поддержку в ходе текущих налоговых разбирательств за рубежом.

  • Подготовка и подача отчетности на регулярной основе, в том числе:
    • отчетности, связанной с участием в иностранных компаниях и структурах, включая раскрытие информации о КИК и расчет прибыли КИК;
    • раскрытие информации о трансграничных сделках, содержащих признаки агрессивного налогового планирования, предусмотренное Директивой Совета ЕС об административном сотрудничестве в сфере налогообложения (DAC6);
    • раскрытие финансовыми организациями данных по финансовым счетам клиентов в рамках межправительственного обмена информацией:
      • отчетности по FATCA по формам Налоговой службы США;
      • представление в ФНС России финансовой информации об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР (CRS) в связи с требованиями международного автоматического обмена финансовой информацией и гл. 20.1 НК РФ.
  • Подготовка и подача отчетности на разовой основе, в том числе при:
    • учреждении иностранных компаний и структур;
    • ликвидации, корпоративной реорганизации, налоговой миграции и/или редомициляции иностранных компаний и структур, включая внесение изменений или исключение из государственных реестров, снятие с учета в налоговых органах, представление нулевых деклараций по налогу на прибыль после налоговой миграции в другую юрисдикцию;
    • постановке на учет в налоговых органах в связи с деятельностью обособленного подразделения за рубежом, включая постоянное представительство;
    • получении согласований от зарубежных налоговых органов в отношении применения льгот по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения (СОИДН), включая пакет документов для подтверждения статуса лица в качестве фактического получателя дохода (ФПД);
    • применении локальных налоговых льгот;
    • возврате/зачете налога, уплаченного за рубежом;
    • декларировании активов в рамках кампаний по амнистии капиталов.
  • Разработка методологии налогового учета отдельных трансграничных операций
  • Разработка документооборота для достоверного отражения экономической сущности трансграничных операций и структур и сведений об объектах налогообложения
  • Технологические решения для автоматизации процессов подготовки и представления отчетности:
    • «КИМОграф» — решение для автоматизации бизнес-процессов в части соблюдения законодательства о КИК;
    • Классификатор CRS — инструмент для определения статуса юридического лица или структуры по Стандарту ОЭСР (CRS).
  • Консультирование, координация и поддержка налоговых и комплаенс-команд клиента по вопросам подготовки и представления отчетности в налоговые органы, включая:
    • анализ перечня документов, требуемых российскими и зарубежными налоговыми органами, с учетом особенностей деятельности клиентов;
    • оценка исторических и потенциальных рисков и последствий, связанных с неподачей/поздней подачей отчетности;
    • разработка стратегии раскрытия информации в отчетности для обеспечения ее полноты и достаточности с целью минимизации соответствующих рисков и т. д.

О нас

Группа международного налогообложения компании «Делойт», СНГ — часть нового направления «Делойта», которое объединило консультационные услуги в области международного налогообложения, трансфертного ценообразования, а также слияний и поглощений и обеспечивает международную координацию и последовательность в решении задач наших клиентов.

Работа более чем 3 500 специалистов «Делойта» по всему миру с использованием последовательного подхода в области международного налогообложения, координируемая через единый центр, гарантирует оказание полностью интегрированных услуг с учетом специфики сегмента рынка и потребностей каждого клиента.

Зачастую комплексные проекты требуют вовлечения специалистов других департаментов компании «Делойт», СНГ (аудит, финансовое консультирование, консалтинг и др.), иностранных офисов сети Deloitte Touche Tohmatsu Limited, сторонних поставщиков услуг, субподрядчиков и т. д. В таких случаях мы координируем работу всех участников, нередко исполняя роль экспертного центра и контролируя качество оказания услуг.

Мы работаем в тесном сотрудничестве с другими группами Департамента налогов и права, включая Разрешение налоговых споров, Решения в области бизнес-процессов (BPS), Технологии и процессы в учете и налогообложении (TPTA), Трансфертное ценообразование, Услуги работодателям и физическим лицам и т. д. Ряд представителей Группы международного налогообложения также входит в направление Deloitte Private.

Специалисты «Делойта» по международному налогообложению участвуют в совершенствовании налоговой системы России в составе экспертных групп при органах законодательной и исполнительной власти РФ.

Мы постоянно информируем клиентов и представителей бизнес-сообщества о наиболее важных изменениях и событиях, происходящих в международной налоговой сфере.

С международным разделением труда и специализацией, развитием НТП и транспортных связей наш мир стал более тесным, значительно возрос товарооборот, в том числе оборот интеллектуальной собственности между странами.

Автор учебника «Международное налогообложение» Р. Л. Дернберг пишет, что «в случае ведения торговли правительства обеих торгующих

сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Взаимные претензии на право налогообложения, именуемые иногда в юридическом смысле двойным налогообложением, могут создавать проблемы координаций. Изучение международного налогообложения — это изучение координаций налоговых прав современных государств»11. Проблема координации или международного налогообложения включает в себя два актуальных вопроса: избежание двойного налогообложения и ограничение «экспорта налогов» из одной страны в другую.

Можно также выделить следующие цели международного сотрудничества в сфере налогов:

устранение или минимизация переложения налогового бремени на другие страны;

предотвращение уклонения от уплаты налогов, обхода налогов; ограничение сферы применения налогового планирования; гармонизация налоговых систем различных стран с целью создания благоприятных условий для торговли и сотрудничества;

взаимное смягчение налоговых режимов с целью тесной интеграции и расширения перелива капитала и рабочей силы;

определение налоговой юрисдикции каждой из сотрудничающих сторон;

защита прав налогоплательщиков.

Важной особенностью современного этапа развития налоговых отношений и международного налогообложения является приобретающий широкий размах «экспорт налогов» из одной страны в другую вследствие разнообразия национальных налоговых систем и налоговых законодательств стран мира. Этому способствуют также специфические природные, геополитические, социально-экономические, этнокультурные особенности государств и регионов, при которых «3Kcnopf налогов» позволяет переложить налоговое бремя, обеспечив значительную часть доходов бюджета за счет других стран. Одной из форм «экспорта налогов» служит создание оффшорных зон для привлечения иностранных инвестиций, что приводит к оттоку капитала из одной страны в другую, уменьшению налогового потенциала страны-экспортера капитала и увеличению страны-импортера. Поэтому чрезвычайно важным представляется сотрудничество стран мира в области налогообложения с целью сближения и унификации налоговых режимов и систем, обеспечивающих снижение до минимума ограничений в свободном перемещении товаров, транспортных, трудовых и финансовых ресурсов через таможенные национальные границы, избежание налоговой дискриминации налогоплательщиков в других странах.

Достижение перечисленных целей осуществляется путем.

а) принятия односторонних мер ^ законо-

ния с другой стороной, при иностранцев, предательством определяется порядок налогоои прятрльность на теи-

живающих и осуществляющих предпринимател

ритории данной страны, и своих граждан, находящихся и действующих за границей;

б) заключения двусторонних и многосторонних налоговых соглашений, не противоречащих общепризнанным нормам международного права. Они обычно основываются на типовых конвенциях, разработанных Международной организацией по социально-экономическому развитию (ОЭСР) в 1973 и 1977 гг., и Конвенции ООН. Соглашения заключаются или в виде отдельных специальных договоров, или могут оформляться отдельным пунктом при подписании более общего международного договора, например, типа Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), к которой присоединилась и Россия в 1997 г.

Международные налоговые соглашения в соответствии с названными двумя путями делятся на собственно налоговые соглашения и договоры, решающие множество международных проблем, включая налоговые.

Собственно налоговые соглашения бывают общие и ограничитель- ные. К общим относятся международные договоры рекомендательного характера (подобно вышеназванной типовой конвенции), которые служат основой при заключении ограничительных налоговых соглашений. Последние носят конкретный характер, указывающий вид налога, плательщика, объект налога, виды деятельности, на которые распространяется соглашение (например, соглашение об устранении двойного налогообложения по авторским правам, в области морских и воздушных перевозок и т. д.). В налоговых соглашениях указываются:

правила налогообложения имущества и доходов резидентов, осуществляющих свою деятельность в иностранном государстве или получающих доходы из зарубежных источников;

порядок разрешения спорных вопросов по налогообложению, возникающих при торгово-посреднической деятельности;

механизм приведения внутренних правил налогообложения каждой страны в соответствие с другой и сближения налоговых систем;

меры противостояния против уклонения от уплаты и обхода налога; другие вопросы устранения двойного налогообложения.

Как известно, однократность налогообложения подразумевает то, что один и тот же объект может облагаться определенным налогом только один раз за налоговый период. Данный принцип является основополагающим при заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Принято различать экономическое и международное двойное налогообложение. Первое возникает при взимании налогов с одного источника доходов на разных уровнях. Например, при ввозе подакцизной продукции на таможенную территорию России она облагается последовательно импортными таможенными пошлинами, акцизом, налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, т. е. товар подвергается четырехкратному налогообложению косвенными налогами.

Международное двойное налогообложение связано с одновременным удержанием аналогичных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта налога юрисдикции данных госу-

дарств. То есть под международным двойным налогообложением понимается обложение одного и того же объекта налога в двух и более странах в течение одного налогового периода, которое возникает по причине различий налоговых режимов. Последствия его могут иметь следующий характер: негативное воздействие на товарообмен между странами, его снижение; ограничение перемещения капитала, трудовых ресурсов, научно- технических достижений; усиление роста цен и инфляции; сдерживание и сокращение спроса и предложения товаров (работ, услуг).

Международные налоговые соглашения предусматривают два основных принципа устранения двойного налогообложения. Принцип освобождения, когда согласно заключенному договору налогообложение производится в одном из государств. Например, если гражданин государства А получил доход в государстве В, то он может быть обложен налогом в одной из стран по договоренности.

Принцип «налогового кредита», согласно которому страны договариваются о вычете из сумм налога, подлежащей взносу в национальный бюджет, суммы налога, уплаченной субъектом налога за рубежом, т. е. производится зачет уплаченной суммы налога за рубежом. По российским законам сумма засчитываемого налога не может превышать суммы налога, подлежащей уплате в РФ, определенной по внутреннему налоговому законодательству. Такого же правила придерживаются и другие страны.

При международном налогообложении учитываются следующие условия:

а) место получения дохода или прибыли;

б) место проживания гражданина, т. е. гражданство;

г) место регистрации предприятия и расположения его структурных подразделений и др.

Основной задачей налоговой системы является установление таких норм налогообложения, которые бы устранили дискриминацию или адресное (индивидуальное) льготирование какой-либо деятельности, т.

а) беспристрастность в отношении экспорта капитала (это когда, например, в России предприятие платит налог на прибыль по ставке 30%, а его филиал, расположенный за рубежом, — по ставке 25%. В этом случае его (филиала) прибыль в России облагается еще 5%-ным налогом и перечисляется в российский бюджет);

б) беспристрастность в отношении импорта (т. е. когда в России эта разница в 5% не взимается);

в) национальная беспристрастность* которая означает, что соотношение между оставляемым доходом (прибылью) в распоряжении нало-

гоплателыцика и забираемой в бюджет суммой налога должно быть одинаковым независимо от того, где инвестирован капитал — в Российской Федерации или за границей. Например, при взимании налога на прибыль по ставке 30% у предприятия остается в распоряжении (при прочих равных условиях) 70% прибыли. Это соотношение (30 : 70) должно сохраняться даже в том случае, если прибыль получена за рубежом и подвергается двойному обложению: по месту получения и в России.

Налоговая система должна содержать в себе элементы всех трех правил беспристрастности международного налогообложения. В России, как и во многих странах мира, устанавливаются правила налогообложения своих резидентов за рубежом и иностранных у себя в соответствии с принятыми международными нормами и правилами. Если имеются существенные различия и разногласия в налогообложении, то они сглаживаются путем заключения двусторонних и многосторонних налоговых соглашений.

В последнее время усилилась деятельность правительства в данной сфере. Очень часто можно встретить в прессе сообщение о заключении или ратификации парламентом договора об избежании двойного налогообложения. В мире таких договоров заключено более 400. Российская Федерация подписала международные налоговые соглашения почти со всеми ведущими странами мира, в том числе более 30 соглашений имеют двусторонний характер. Они нацелены не только на избежание двойного налогообложения, но и на сближение налоговых систем различных стран, интеграции российской экономики в мировую и построение стабильной, цивилизованной рыночной инфраструктуры.

Читайте также: