Политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий это

Опубликовано: 16.05.2024

Существует три типа налоговой политики:

·политика максимальных налогов;

·политика разумных налогов;

·политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

Политика максимальных налоговхарактеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений. Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Политика разумных налоговхарактеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Понятие налогового администрирования, его элементы, субъекты

налоговое администрирование — это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Основными элементами налогового администрирования выступает:

-контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

-контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

-организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Субъекты-налоговые и иные органы

Налоговое планирование в системе налогового администрирования

Государственное налоговое планирование- экономическое обоснование объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в разрезе бюджетообразующих налогов, а также нормативов распределения по уровням бюджетной системы.

Выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое налоговое планирование - это долгосрочное прогнозирование доходов бюджетов исходя из общего налогового потенциала государства и действующего законодательства о налогах и сборах.

Текущее налоговое планирование - это оперативное и краткосрочное планирование, которое включает в себя:

• определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

• расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных видов налогов и сборов;

• оценка имеющейся задолженности по обязательным платежам в бюджет, в разрезе отраслей, регионов и т.п.

Основная задача налогового планирования - определить объем изъятия финансовых ресурсов для формирования доходной части бюджетов всех уровней, исходя из их потребностей.

Для налогового планирования используются различные методы, но наиболее распространенным на практике является метод экстраполяции. В его основе заложено предположение продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Т.е., основываясь на информации о поступлениях конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов, об имеющейся задолженности по налоговым платежам, и с учетом изменений законодательства о налогах и сборах, а также налогооблагаемой базы, определяются размеры будущих налоговых поступлений.

Основной цельюналогового планирования является обеспечение обоснованных качественных и количественных параметров заданий по формированию доходной части бюджетов различного уровня.. Основные методы налогового планирования: косвенные методы, основанные на прогнозировании экономических валовых показателей; прямые методы, основанные на прогнозировании налоговых баз по всему перечню налогов; упрощенные методы, основанные на экстраполяции существующих трендов

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Классификация налоговой политики

В зависимости от длительности периода и характера решений задачи.

1)налоговая стратегия –предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой развития налоговой системой страны

2) налоговая тактика –предусматривает решение задач путем своевременного изменение налоговой системы

В зависимости от масштаба и сферы влияния:

1)внешняя налоговая политика – направлена на избежание двойного налога обложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении торговых операций.

2) внутренняя налоговая политика – проводится в рамках национальной экономики и предусматрение решения внутренних задач.

Существует 3 типа внутренней налоговой политики:

1)политика максимальных налогов: государство установленные высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследует фискальную цель.

2)политика разумных налогов – государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает благоприятные условия для развития экономики предпринимательской деятельности, при этом сокращается поступление в бюджет, идет частичное сокращение социальных программ, однако обеспечить приоритетное увеличение капитала , стимулирование инвестиционной деятельности и благоприятного климата для ведения бизнеса

3)политика высоких налогов с высоким уровнем соц.гарантий. Его суть заключается в высоком уровне налогообложения и разработки значительного числа государственных программ.

Налоговый механизм и его элементы

Налоговый механизм-сов-сть способов и правил налоговых отношений с помощью которых обеспечивают в достижении цели налоговой политики.

Элементы налогового механизма:

1)налоговое планирование –экономически обоснованная система прогнозов, налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: 1)оперативное;2)текущее;3)долгоссрочное;4)стратегическое

Основная задача налогового планирования :обеспеч. Качественных и количеств. Показателей , программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

2) налоговое регулирование –система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы: экономич. Обоснованность;финн. целесообразность; сбалансированность интересов

Осн. Задача:создать общий налоговый климат для внутр. И внешней деят. Организации;обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

3)налоговый контроль- комплекс мероприятий по анализу причин отношений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированию. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию явл. Необходимым условием эффективного налогообложения.

7.Основы законодательства о налогах и сборах

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет налоговый кодекс, а в соответствии с ним в целом законодательство РВ и налогах и сборах. Законодательная система РЫ о налога и сборах состоит из:

1.Налоговый кодекс (НКРФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

2.Законы и нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов РФ. Они не должны противоречить налоговому кодексу.

3.Нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

8. Налоговый кодекс РФ

НКРФ состоит из 2 частей:

1. (Общая) Вступила в силу с 01.01.1999г. В данной части устанавливается налоговая система РФ, основы правоотношений, виды налогов и сборов, порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок согласования действия или бездействия налоговых органов, методы взимания налогов, установленный порядок внесения изменений в налоговые законодательства. Кроме того, 1 часть НК Регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов РФ. Важной характеристикой законодательства о налога и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 часть 1 НКРФ.

2 часть НК. Устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельны налогов. Дополнят нормативную базу НКРФ федеральные и региональные законы по отельным налогам. Инструкции федерально-налоговой службы России: Все, что предусмотрено НК обязательно к исполнению; Все, что противоречит НК трактуется в пользу налогоплательщика. Нормативно-правовой акт признается несоответствующим НК, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какое-либо действие или бездействие, разрешает или запрещает положение, установленное кодексом РФ.

9.Налоговые органы и их функции.

Система налоговых органов РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ. Состоит эта система из 3 звеньев. Каждый уровень той системы имеет свою структуру и выполняет определенные функции.

Основные функции по контролю и надзору:

1.За соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах

2.За правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей.

3.За производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукцией.

4.За соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

5.За информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет:

1.Государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве ИП.

2.Представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Структура налоговых органов утверждена приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является юридическим самостоятельным лицом, но находится в вертикальной подчиненности и входит в единую центральную систему.

Учетная политика предприятия для целей налогообложения, налоговый период и сроки уплаты НДС

Организация ежегодно должна принимать учетную политику для цели налогообложения для НДС. Данная учетная политика должна быть обязательно для всех обособл. Учетная политика для целей налогообложения по НДС применяется с 1 января года следующего за годом её утверждения приказом или распоряжением руководителя организации. Исчисления сумм налога подлежащих оплате в бюджет. Сумма налога исчисл. По итогам каждого налогового периода , как уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличение на сумму восстановл. Налога.

Налоговый период и сроки уплаты НДС. В соответствии со статьей 55НКРФ под налоговым периодом подразумевается период по окончании которого опред. Налог. База и исчисл. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. По НДС налоговым периодом является квартал.

Сроки предоставл. Декларации по НДС

За 1 квартал-до 20 апреля

За 2 квартал –до 20 июля

За 3 квартал – до 20 октября

За 4 квартал-до 20 января след. Года

Сроки уплаты НДС на примере отдельного квартала:

До 20 апреля платили оставшуюся сумму за 1 квартал

До 20 мая аванс в сумме 1/3 налога на численность за 1 квартал, в счет уплаты НДС за 2 квартал

До 20 июня 1/3 суммы на численность за 1 квартал в счет платежа за 2 квартал

До 20 июля платим оставшуюся часть суммы оплачиваем в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров, работ, услуг, на территории РФ уплачивается по месту учета налогоплательщика налоговых органов.

Налог на землю

Взимается на территории РФ в соответствии с главой 33 НКРФ. Его цель заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышении плодородия почв, обеспечение развитой инфраструктуры населенных пунктах. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов и его доля составляет от 12 до 20%.

Объектами являются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований на территории которых введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость рассчитывается на основе кадастровой оценке земли. Кадастровая оценка земли проводится на основе применения 3 подходов:

- доходный. Основан на методах, позволяющих получить оценку стоимости земли исходя из ожидаемых покупателем доходов

- сравнительный. Базируется на систематизации и сопоставлении информации оценок продажи аналогичных земельных участков

- затратный. Согласно ему инвестор не заплатит сумму большую чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка и возведения на нем здания в приемлемые для строительства сроки.

Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основе информации о земельных участках, полученной из государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности или бессрочного пользования. Налоговую базу для физических лиц определяют налоговые органы на основе данных государственного земельного кадастра и на основе данных органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество. Налоговая база уменьшается на 10 т.р. на 1 налогоплательщика для категорий граждан: Герои советского союза, инвалиды 3 группы имеющие степень полного ограничения труда, инвалиды детства, ветераны ВОВ и боевых действий.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными актами органов муниципальных образований. Освобождаются от налогообложения: организации уголовно-исполнительной системы; организации отношении земельных участков, занятых гос дорогами общего пользования, религиозные организации, общероссийская организация инвалидов, организации народных художественных промыслов, физически лица, относящиеся к коренным малочисленным народам севера Сибири и дальнего востока, организации резиденты особой экологической зоны.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами квартал, полугодие, 9 месяцев. Сроки уплаты для физических лиц – 1 раз в год на основании полученных налоговых уведомлений. Организации отношении которых отчетный период определен как квартал уплачивают ежеквартально ¼ соответствующей налоговой ставки % от доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющего отчетным периодом.

Налоги

ЕНВД введен в отношении следующих видов деятельности:

1. бытовые и ветеринарные услуги;

2. услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;

3. автотранспортные услуги;

4. розничная торговля;

5. услуги общественного питания;

6. размещение наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;

7. услуги временного размещения и проживания;

8. передача в аренду торговых мест и земельных участков для торговли

Организации и ИП, осуществляющие одновременно несколько из перечисленных видов деятельности, обязаны рассчитывать и уплачивать ЕНВД по каждому виду деятельности в отдельности.

Как производится расчет ЕНВД

Суть единого налога на вмененный доход в следующем. Государство считает, что определенный вид деятельности приносит в месяц определенную сумму дохода – так называемый вмененный доход. Вот этот доход и облагается налогом. Реальный доход организации или ИП от указанного вида деятельности – будь он меньше или больше вмененного – на расчет налога никак не влияет.

Ежемесячный вмененный доход зависит от величины натурального показателя, характеризующего тот или иной вид деятельности, и рассчитывается по формуле:

ВД = Базовая доходность х физический показатель х К1 х К2, где

К1 – корректирующий коэффициент, учитывающий инфляцию. Устанавливается федеральным законодательством;

К2 – корректирующий коэффициент, учитывающий особенности ведения деятельности на территории конкретного субъекта РФ. Устанавливается местными властями.

Сам налог на вмененный доход рассчитывается ежеквартально по формуле:

ЕНВД = 15% х ВД х 3

Для каждого вида деятельности налоговый кодекс устанавливает свой физический показатель и базовую доходность. Например, для оказания услуг физический показатель – количество работников. Считается, что каждый работник в месяц приносит 7500 рублей – это базовая доходность. Для розничной торговли физическим показателем является 1 кв. м площади торгового зала, он приносит ежемесячно 1800 рублей дохода.

По видам деятельности, переведенным на уплату ЕНВД, организации и ИП не платят следующие налоги:

· налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц – для ИП);

· налог на имущество;

· налог на добавленную стоимость – за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ.

Поскольку на уплату ЕНВД переводится конкретный вид деятельности, а не в целом организация, то при осуществлении разных видов деятельности, часть из которых не облагаются ЕНВД, у компании или ИП возникает «совмещение» разных режимов налогообложения и необходимость вести их раздельный учет. То есть, если компания или ИП занимаются, например, оптовой и одновременно розничной торговлей, то розничная торговля облагается ЕНВД, а доходы и расходы по оптовой торговле учитываются в рамках основного налогового режима компании – упрощенной или общей системы налогообложения. Соответственно, такая организация и ИП должны вести раздельный учет доходов и расходов от розничной торговли и доходов и расходов, связанных с оптовой торговлей. Кроме этого, такая организация или ИП должна будет также уплачивать все налоги в рамках УСНО или ОСНО.

Классификация налоговой политики

В зависимости от длительности периода и характера решений задачи.

1)налоговая стратегия –предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой развития налоговой системой страны

2) налоговая тактика –предусматривает решение задач путем своевременного изменение налоговой системы

В зависимости от масштаба и сферы влияния:

1)внешняя налоговая политика – направлена на избежание двойного налога обложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении торговых операций.

2) внутренняя налоговая политика – проводится в рамках национальной экономики и предусматрение решения внутренних задач.

Существует 3 типа внутренней налоговой политики:

1)политика максимальных налогов: государство установленные высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследует фискальную цель.

2)политика разумных налогов – государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает благоприятные условия для развития экономики предпринимательской деятельности, при этом сокращается поступление в бюджет, идет частичное сокращение социальных программ, однако обеспечить приоритетное увеличение капитала , стимулирование инвестиционной деятельности и благоприятного климата для ведения бизнеса

3)политика высоких налогов с высоким уровнем соц.гарантий. Его суть заключается в высоком уровне налогообложения и разработки значительного числа государственных программ.

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: