Основоположником теории налогообложения считается тест

Опубликовано: 16.05.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Налоги, которые включаются в цену товара (работ, услуг), называются:
1) прямыми
2) косвенными
3) ценовыми
4) товарными
5) нет верного ответа

2. Налоговый статус физического лица в РФ определяется:
1) по прописке
2) по месту жительства
3) по времени проживания на территории РФ
4) по месту работы
5) верны варианты 1 и 2

3. Налог на добавленную стоимость в торговле определяется:
1) от оборота, включающего в себя НДС
2) от оборота без НДС
3) от разницы в ценах
4) возможен любой вариант
5) нет верного ответа

4. Предприятие освобождается от уплаты НДС, если его обороты составляют:
1) не больше 1 000 000 руб. в месяц
2) не больше 1 000 000 руб. в квартал
3) 1 000 000 руб. в месяц
4) не больше 1 000 000 рублей за три последующих месяцев
5) нет верного ответа

5. НДС уплачивается:
1) ежемесячно
2) ежеквартально
3) ежегодно
4) по выбору налогоплательщика
5) зависит от размера выручки

6. Налоговая система РФ состоит из уровней:
1) трех уровней
2) дух уровней
3) четырех уровней
4) одного уровня
5) нет верного ответа

7. Единый налог на вмененный доход (ЕНВ) заменяет налоги:
1) ЕСН
2) на имущество
3) на доходы (прибыль)
4) НДС
5) верно все перечисленное

8. Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает налогоплательщиков от уплаты:
1) налога на прибыль
2) отчислений на профзаболевания и травматизм
3) на имущество
4) единого социального налога
5) НДС

9. За налоговые правонарушения возникает ответственность:
1) уголовная
2) административная
3) материальная
4) верно 1 и 2
5) верны варианты 1, 2, 3

10. Налог на прибыль юридического лица относится к налогам:
1) прямым
2) косвенным
3) традиционным
4) подушным
5) нет верного ответа

11. Сумма льгот по налогу на прибыль не может быть:
1) более 75 %
2) более 50 %
3) более 25 %
4) более 3 %
5) нет верного ответа

12. Налог вводится в действие со дня:
1) его утверждения
2) его опубликования
3) указывается точная дата
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 2 и 3

13. По ставке 13 % облагаются следующие доходы физических лиц:
1) заработная плата
2) премия
3) выигрыш в лотерею
4) верны варианты 1и 2
5) верны варианты 1 и 3

14. Главой 23 части II НК РФ предусмотрены вычеты:
1) стандартные
2) имущественные
3) социальные
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 1, 2, 3

15. Статьей 218 II части НК РФ предусмотрены стандартные налоговые вычеты для определенных лиц (в месяц):
1) 3000 рублей
2) 500 рублей
3) 400 рублей
4) верно все перечисленное
5) верны варианты 2 и 3

16. Социальные налоговые вычеты предоставляются:
1) автоматически
2) при подаче заявления по месту работы
3) при подаче декларации
4) возможны варианты
5) нет верного ответа

17. Имущественные налоговые вычеты предоставляются:
1) по суммам, полученным от продажи имущества
2) по суммам, израсходованным на строительство жилья
3) по суммам, израсходованным на строительство гаража
4) верны варианты 1и 2
5) верны варианты 1 и 3

18. Профессиональные налоговые вычеты связаны:
1) с расходами для получения дохода юридическими лицами
2) всеми физическими лицами
3) физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
4) возможны варианты 1 и 2
5) возможны варианты 1 и 3

19. Нормированию для целей налогообложения подлежат расходы:
1) на материалы
2) на рекламу
3) представительские
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 1 и 3

20. При исчислении акцизов применяются ставки:
1) специфические
2) адвалорные
3) твердые
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 1 и 3

21. В состав единого социального налога входят отчисления:
1) в Пенсионный фонд
2) в Фонд медицинского страхования
3) в Фонд социального страхования
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 1, 2, 3

22. Ставки ЕСН предусматривают:
1) равное налогообложение независимо от дохода работника
2) прогрессивное налогообложение
3) регрессивное налогообложение
4) верны варианты 2 и 3
5) нет верного ответа

23. В РФ системы действуют следующие системы налогообложения юридических лиц:
1) традиционная
2) упрощенная
3) система в виде ЕНВД
4) верно все перечисленное
5) верны варианты 1 и 2

24. В РФ системы действуют следующие системы налогообложения физических лиц:
1) традиционная
2) упрощенная
3) система в виде ЕНВД
4) верно все перечисленное
5) верны варианты 1 и 2

25. Может ли организация применять в своей деятельности разные системы налогообложения:
1) да
2) нет
3) однозначно ответить нельзя
4) нет верного ответа
5) только одну

26. Может ли индивидуальный предприниматель применять в своей деятельности разные системы налогообложения:
1) да
2) нет
3) однозначно ответить нельзя
4) нет верного ответа
5) только одну

Тесты

1. Налоговое право-это составная часть:

а) трудового права;

б) гражданского права;

в) финансового права;

г) бюджетного права.

2. Предмет налогового права - это отношения между:

а) государством и налогоплательщиком;

б) налогоплательщиками и налоговыми органами;

в) налоговыми агентами и кредитными учреждениями;

г) другой вариант.

3. Метод налогового права характеризуется как:

в) властно-имущественный.

4. Не является объектом налоговых правоотношений:

а) стоимость товара;

б) операция с ценными бумагами;

в) физическое лицо;

г) добавленная стоимость работ.

5. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов является:

а) общим для всех отраслей права;

б) специфическим для целей налогообложения;

в) специфическим для финансового права.

6. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов предполагает равенство сторон при применении налоговых законов:

7. Налоговое право не является приоритетным при взаимодействии с:

а) гражданским правом;

б) конституционным правом;

в) бюджетным правом;

г) семейным правом.

8. Государство несет юридическую ответственность перед налогоплательщиком:

9. Налогоплательщик может не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом, если в налоговом законе присутствуют:

а) все существенные элементы закона;

б) все факультативные элементы закона;

в) все факультативные и большая часть существенных элементов.

10. В России существует приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства:

11. Налоги возникли вследствие:

а) развития торговли;

б) появления государства;

в) становления промышленности.

12. Основоположником теории налогообложения считается:

13. Теория пропорционального налогообложения относится к:

а) общей теории налогообложения;

б) частной теории налогообложения.

14. Определение налога как дохода для покрытия государственных расходов характерно для:

а) атомистической теории;

б) кейнсианской теории;

в) монетаристской теории;

г) классической теории.

  1. Основная доходная часть бюджета состоит из:

а) доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) доходов целевых бюджетных фондов;

в) налоговых поступлений;

г) поступлений от внешнеэкономической деятельности.

  1. Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации:

а) стимулирующей функции налогов;

б) фискальной функции налогов;

в) регулирующей функции налогов.

17. Налоговые реформы развитых стран в 80-90гг.20в. сопровождались:

а) снижением ставок корпоративного налога;

б) повышением ставок корпоративного налога.

18. В настоящее время в мире наблюдается тенденция к:

а) ужесточению систем налогообложения;

б) гармонизации налоговых систем и налоговой политики.

1. Налог утверждает:

а) Правительство;

б) Государственная дума;

г) другие ветви власти.

2. К неналоговым платежам относятся:

г) платежи за выдачу лицензий.

3. Платой за совершение действий государственными органами является:

а) гербовый сбор;

б) плата за воду;

в) таможенная пошлина;

г) налог на рекламу.

4. По способу взимания налоги подразделяются на:

а) общеобязательные и факультативные;

б) прямые и косвенные;

в) абстрактные и целевые;

5. Налоговые платежи регламентируются как нормами налогового законодательства, так и нормами других отраслей права:

6. По срокам уплаты акцизы относятся к:

а) срочным налогам;

б) периодично-календарным налогам.

7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения -это:

а) прямой личный налог;

б) косвенный налог;

в) прямой реальный налог;

г) другой вид налога.

26. Является ли индивидуальная безвозмездность юридическим признаком налога?

27. Может ли орган местного самоуправления установить налог на владельцев собак?

28. К факультативным элементам закона о налоге относятся:

а) единица налогообложения;

б) отчетный период;

в) сроки уплаты налога;

г) налоговые льготы.

29. При уплате НДС предприятие-производитель является:

а) субъектом налогообложения;

б) носителем налога;

в) налоговым агентом.

30. Предприятие арендует земельный участок. Является ли оно плательщиком налога на землю:

31. Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль является:

а) валовый доход;

б) прибыль от реализации;

в) получение дохода.

32. Обложение налоговой базы при исчислении налога на пользователей автодорог производится с использованием:




а) кумулятивной системы;

б) некумулятивной системы.

33. Объектом налогообложения транспортного налога является:

а) автомобиль, который имеет мощность двигателя 160л.с.;

б) стоимость автомобиля в 10 000усл.ед.;

в) право на владение автотранспортным средством.

34. Льгота по освобождению от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций, полученная от производства продуктов детского питания, относится к:

в) налоговому кредиту.

35. Согласно Налоговому кодексу РФ, стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налога – это…

а) предмет налога;

б) налогооблагаемая база;

в) объект налогообложения.

36. Может ли субъект Российской Федерации своим законом установить налоговую базу и порядок ее определения по региональным и местным налогам?

б) Да, но только по местным налогам;

в) Да, но только по региональным налогам;

37. По каким налогам установлены адвалорные ставки?

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на имущество физических лиц;

в) акциз на сигары.

38. Одним из существенных условий налогообложения являются:

а) права и обязанности предприятий как налоговых агентов;

б) ответственность участников налоговых отношений;

в) способы защиты прав и интересов кредитных учреждений.

39. Форма взаимоотношений бюджетов различных уровней "разные ставки" предусматривает, что:

а) условия взимания и ставки налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы могут изменять ставки налога по своему усмотрению;

б) центральный орган власти устанавливает условия взимания налога, а ставки налога устанавливаются местными органами;

в) центральный орган устанавливает налог, а ставки и условия взимания налога устанавливаются местными органами.

40. Форма взаимоотношений бюджетов различных уровней "разные налоги" предусматривает, что:

а) между бюджетов разных уровней делятся суммы собранного налога;

б) каждый уровень власти вводит свои налоговые платежи;

в) условия взимания налога устанавливает центральный орган, а ставки налога определяют местные органы власти.

41. В соответствии с принципом территориальности под сферу деятельности налогового законодательства России подпадают:

а) лица, проживающие или зарегистрированные на территории Российской Федерации;

б) лица, имеющие объект налогообложения в Российской Федерации.

42. В соответствии с принципом резидентства налогообложению в России подлежат лица, проживающие в России:

б) не менее 180 дней;

в) не менее 183 дней;

г) не менее 165 дней.

Общий срок вступления в силу закона Российской Федерации

а) 7 дней со дня опубликования;

б) 10 дней со дня опубликования;

в) 7 дней со дня подписания президентом;

г) на следующий день после подписания резидентом.

43. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу только после:

а) регистрации в Министерстве юстиции;

б) опубликования в "Российской газете" и других официальных органах;

в) регистрации в Министерстве юстиции и опубликования в "Российской газете".

44. Налоговое бремя-это величина, равная отношению:

а) суммы налогов к величине добавленной стоимости;

б) суммы прямых налогов к совокупному национальному продукту;

в) общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному продукту.

46. Имеют ли право органы законодательной или исполнительной власти устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности?

б) да, но только по определенным видам налогов и сборов;

в) нет, такого права у них нет.

47. Что входит в состав законодательства субъектов РФ о налогах и сборах?

а) Законы о налогах и сборах и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

б) Законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ;

в) НК РФ и указы глав исполнительной власти субъектов РФ в области налогообложения.

48. Объектом обложения по налогу на прибыль предприятий и организаций является:

а) балансовая прибыль;

б) валовая прибыль;

в) чистая прибыль.

49. НДС подлежит перечислению в бюджет, когда:

а) товар получен;

б) товар оприходован и оплачен;

в) поступил аванс за товар.

50. Налог на имущество предприятий уплачивается за счет:

а) себестоимости продукции;

б) чистой прибыли;

в) балансовой прибыли.

51. Субъектами налога с владельцев транспортных средств являются:

а) юридические лица;

б) физические лица;

52. Налоговые органы рассчитывают сумму земельного налога для:

а) юридических лиц;

б) физических лиц;

г) не рассчитывают вообще.

53. Относится ли таможенная пошлина к федеральным налогам?

54. Является ли индивидуальная безвозмездность юридическим признаком налога?

55. Какие из перечисленных ниже признаков являются юридическими признаками налога?

б) индивидуальная направленность;

в) законность установления;

д) процедурный характер уплаты;

е) абстрактность (нецелевой характер);

ж) индивидуальная безвозмездность.

56. Является ли целью взыскания пошлины и сбора частичное покрытие издержек отдельных государственных органов?

57. Являются ли страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, консульские и портовые сборы квазиналогами?

58. К субъектам налоговой ответственности не относятся:

а) юридические и физические лица;

б) граждане-предприниматели, выступающие как сборщики налогов;

в) налоговые администрации;

г) банки, перечисляющие налоги во внебюджетные фонды.

59. Банк несет ответственность за просрочку уплаты налога предприятием по вине банка:

а) да, в размере 0,2% за каждый день просрочки;

б) да, в размере 0,3% за каждый день просрочки;

в) да, в размере 0,7% за каждый день просрочки;

г) не несет ответственности.

60. Кредитные учреждения обязаны сообщать налоговым органам об открытии денежных счетов предприятиям и организациям:

б) да, если это валютные счета;

в) да, если сумма операций по счету превышает 100 000 долл. США;

г) нет, если банк имеет подтверждение постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе;

61. Существует ли презумпция невиновности налогоплательщика в НК РФ?

б) нет, такое понятие применимо только для налоговых преступлений;

62. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)?

63. С какого возраста наступает ответственность за совершение налоговых правонарушений?

64. Обязано ли лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, доказывать свою невиновность?

65. В каком порядке взыскиваются налоговые санкции с налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями?

в) порядок зависит от суммы, подлежащей взысканию.

66. Каким по форме должно быть заявление о взыскании, поданное в суд?

а) исковым заявлением;

б) заявление о выдаче судебного приказа;

в) заявление заинтересованного лица (налогового органа);

г) заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение.

67. Подлежит ли направлению налоговым органом налогоплательщику копия заявления о взыскании, поданная налоговым органом в суд? Если да, то в какие сроки?

а) да, не позднее дня подачи такого заявления в суд;

б) да, не позднее трех дней подачи такого заявления в суд;

в) да, но срок направления законодательно не определен;

68. Основным источником финансирования налоговой системы являются:

а) добровольные взносы и пожертвования;

б) средства государственного бюджета;

в) бюджетные средства и отчисления от штрафов за выявленные нарушения;

г) собственная предпринимательская деятельность.

69. Структура органов построена по признаку:

б) территориальному;

70. Служащие налоговых органов имеют право обследовать личные помещения граждан:

71. Налоговый орган предоставил предприятию льготу в виде отсрочки платежа по налогу на имущество. Действия налоговой службы правомерны:

72. Налоговые органы подчиняется:

в) Государственной думе;

г) Министерству финансов.

73. Таможенный орган имеет право взыскивать неуплаченные налоги с физических лиц:

а) имеет, в бесспорном порядке;

б) имеет, в судебном порядке;

74. Главная задача казначейства в налоговой сфере:

а) контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджет;

б) перераспределение сумм поступивших налогов по региональным и местным бюджетам;

в) контроль за строго целевым использованием бюджетных средств.

75. Таможенный орган вправе взыскать сумму неуплаты налога с момента обнаружения этого факта:

а) в течение года;

б) в течение 5 лет;

в) в течение неограниченного срока времени;

г) не вправе взыскать сумму неуплаты.

76. Какие обязанности имеют налоговые органы?

а) бесплатно информировать налогоплательщика (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах;

б) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

в) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

г) рекомендовать налогоплательщику способы налоговой оптимизации;

д) соблюдать налоговую тайну;

е) извещать налогоплательщика в течение 10 дней о снятии его с налогового учета.

77. В результате правомерных действий налоговых органов налогоплательщик понес убытки. Эти убытки будут возмещены:

а) за счет средств федерального бюджета;

б) за счет внебюджетных средств;

в) за счет средств должностного лица, непосредственно виновного в указанных действиях налогового органа;

г) убытки не будут возмещены.

78. Аудиторская фирма проверила правильность исчисления налога на прибыль. Налоговой инспекцией была установлена недоплата по этому налогу. Нести ответственность за уплату штрафов и пени будет:

б) аудиторская фирма;

в) аудиторская фирма, если эта ответственность была предусмотрена в договоре.

79. Проверка, не предусматривающая выхода работников налоговой инспекции на предприятие, называется:

80. Акт при проведении налоговой проверки составляется в случае:

а) отсутствия нарушений;

б) наличия нарушений.

81. Суды общей юрисдикции рассматривают споры:

а) граждан-предпринимателей;

б) юридических лиц;

в) физических лиц.

82. Общий срок камеральной проверки составляет:

83. Акт, не подписанный налогоплательщиком, является юридическим документом:

84. Негосударственные объединения могут осуществлять налоговый контроль:

б) да, если имеют лицензию Минфина России на осуществление аудиторской деятельности;

в) да, если имеют разрешение налогового органа;

85. Налоговая инспекция после проверки может предъявить в банк документ о бесспорном списании начисленных сумм налога, пени и штрафов:

в) да, если решение о предъявлении документа принято руководителем налоговой инспекции в 10-дневный срок по получении акта.

86. Решение об утверждении акта руководителем налоговой инспекции должно быть оформлено в форме приказа:

87. Каким нормативно-правовым актом определен порядок рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организации, зарегистрированной в Тверской области?

а) Налоговым кодексом РФ;

б) Кодексом РФ об административных правонарушениях;

Лекция - Налоги в мировой цивилизации.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

Теория налогообложения является одной из основных частей экономической науки. При этом практическое налогообложение появилось задолго до возникновения экономики как отрасли знания.

Налоги, прежде чем стать частью экономической науки, на протяжении многих веков развивались эмпирически. Они появились с возникновением первых общественных потребностей, т.е. начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя. Свое развитие налоги получили одновременно с развитием общества и государства, начиная с ранних этапов разделения общественного труда.

Первоначально налоги взимались стихийно по мере того как появлялись общественные потребности. Но когда настала необходимость регулярного взимания налогов, потребовалось законодательное обеспечение этого процесса.

Первое известное нам налоговое законодательство относится к середине XVIII в. до н.э. Это законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Они были изложены по определенной системе и включали 282 статьи, касающиеся судопроизводства, собственности и налогов. Налоги царю и местной знати платили свободные землевладельцы и ремесленники. Налоги уплачивались деньгами или натурой, а именно зерном, ремесленными изделиями, скотом и пр. Объектом обложения служили земля, недвижимое и движимое имущество (крупный рогатый скот). Сборщики налогов находились на службе у царя. Размер налога обычно составлял десятину, т.е. 10% доходов от имущества.

В законах царя Хаммурапи уже присутствуют основные элементы налогового законодательства. Это субъекты, объекты, размер налогов, порядок их сбора. Имелись налоги в царскую казну (федеральный бюджет) и местные налоги. В законах содержались меры но защите налогоплательщиков, в том числе от двойного налогообложения.

Для европейских государств базовым стало Римское право. Первоначально римское государство состояло лишь из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налоги не взимались. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства (это было почетно). Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. По в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком.

Финансовая система Руси начала складываться в период объединения Древнерусского государства, т.е. с конца IX в. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 г. Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.

Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах р. Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному шлягу. Шляг — это арабская металлическая монета, а «от рала» — это с плуга или с сохи.
Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне платили по кунице с жилья. А население Новгородской земли платило киевскому князю русскими гривнами. Гривна представляет собой слиток серебра весом 5 золотников (примерно 240 г).

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н. М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Было в Древней Руси и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров.

Судебные пошлины взимались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю пошлину «виру» 12 гривен. Возмещение убытков и судебную пошлину платили за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т.д. Если убийца скрылся, виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность жителей верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978—1054), первом российском своде законов, включающем налоговое законодательство.

Работу над Русской Правдой продолжили сыновья Ярослава Мудрого. Получая дань, княжеская власть обеспечивала безопасность проезда купцов, строила дороги, перевозы через реки, заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для последней цели определялись княжеские люди, которые проверяли весы, гири, мерные сосуды. Финансировалась эта работа за счет двух пошлин под названиями «вес» и «мера». Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьменником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» — для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с души мужского пола и с головы скота.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?—1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316—1353).

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Кроме прямых податей и оброка, практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров и судебные пошлины.

Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определять бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать. Резко выросла стрелецкая подать, которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство. Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и «соляные бунты». Его пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Мануфактур-коллегии Петр предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами».

В России бурно развивалась налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых богатств в виде природных ископаемых. Давая отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

При Петре I, по праву получившем прозвище Великого, в соответствии с развитием налоговой базы доходы государства постоянно росли.

По свидетельству известного историка С. М. Соловьева во второй половине царствования Петра I российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

В правление Екатерины II (1729—1796) пришлось широко использовать систему чрезвычайных налогов. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные Экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.

В 1802 г. Манифестом Александра I (1777—1825) «Об учреждении Министерств» создано Министерство финансов. В 1809 г. разработана программа финансовых преобразований «План финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.
Через несколько лет после «Плана финансов» в 1818 г. в России появился первый крупный труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Ивановича Тургенева (1789—1871).

После революции финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет.

В 1990 г. налоговая система в России возродилась. В настоящее время воссоздается отечественная научная школа в данной области. Это очень важно, поскольку еще много веков назад на определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов.

date image
2014-02-03 views image
5355

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смит. В 1776г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т, е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мираба) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой…».

Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д.

Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти».

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных: потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.

Кейнсиансая теория (Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

Теория монетаризма (М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег.

Теория экономики предложения (М. Берне, Г. Стайн, А. Лаффер) — рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения;

- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов;

- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения;

- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика;

- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения.

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Пегги(1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

· налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;

· налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;

· никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;

· при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит(1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо(1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер(1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Марксадан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса,посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленинмного внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм— один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель(1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль(1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу(1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс(1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон(р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер(р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен(1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц(р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов,труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Контрольные вопросы

1. Каков вклад Адама Смита в развитие теории налогообложения?

2. В чем заключается суть налоговых учений немецкого экономиста А. Вагнера?

3. Каков вклад классиков марксизма в учения о налогах?

4. Каким экономистом налоги рассматривались в основном как способ бесперебойного финансирования государственных расходов?

5. В чем состояли смысл и особенности кейнсианской политики и какова в ней роль налогов? Кто стал основоположником и кто — последователем данного учения?

6. Какой вклад в развитие теории налогообложения внес А. Лаффер и какие налоговые реформы проводились на основе его учений?

7. Какие функции налогов являются основополагающими по М. Фридмену и каков его взгляд на вмешательство государства в регулирование экономики?

8. Кто из зарубежных современных экономистов уделял существенное внимание изучению практических аспектов налогообложения (изложите их суть)?

9. Каких российских экономистов, внесших вклад в изучение проблем налогообложения, вы знаете?

Тесты

1. Кто был основоположником теории налогообложения:

б) Давид Рикардо;

2. К какому периоду относятся первые систематизированные учения о налогах:

3. Кто из зарубежных экономистов установил зависимость между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями:

4. Чьи интересы отражали принципы налогообложения, разработанные Адамом Смитом:

в) государства и налогоплательщиков?

5. Дж. Кейнс был сторонником:

а) высоких налогов;

б) низких налогов;

в) умеренных налогов.

6. А. Лаффер установил зависимость:

а) между налогами и ценами;

б) между налогами и потребительским спросом;

в) между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями.

7. В. И. Ленин был приверженцем:

а) косвенного налогообложения;

б) прямого налогообложения;

в) пропорционального налогообложения.

8. К. Виксель был экономистом:

9- Кто из ученых-экономистов был противником кейнсианства:

10. На основе учений какого экономиста была проведена налоговая реформа в США в 1970-1980 гг.:

Читайте также: