Основные направления налоговой политики рк

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него функций.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов механизма реализации налоговой политики в Казахстане.

В международной практике рассматривается три типа налоговой политики:

  • первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%;
  • второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются;
  • третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.

Основные направления реализации налоговой политики:

  • экономическое - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальное - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп и обеспечение стабильности доходов населения;
  • фискальное – формирование доходов государства, обеспечивающих реализацию его функций на должном уровне;
  • международное - укрепление экономических связей с другими странами, устранение неблагоприятных условий для платежного баланса.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их влияние на экономику товаропроизводителя.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговая система- наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Налоговое регулирование охватывает деятельность юридических и физических лиц. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности хозяйствующих субъектов. Особое внимание в налоговой политике государство уделяет инновационной и инвестиционной деятельности, и обеспечивает преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Налоговые поступления должны быть достаточными для необходимого обеспечения государственных расходов, при этом, не подавляя предпринимательскую активность.

bastama-11
bastama-11
bastama-11

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года введен в действие новый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Новый Налоговый кодекс содержит на 120 статей больше, чем в НК РК от 12.06.2001 года. Но не только большое количество, но и их содержание значительно отличается от предыдущей редакции этого документа. В разделе 3 “Основные положения” НК РК, статья 56 “Налоговый учет и учетная документация”, в пункте 6 приводится перечень учетной документации, на основании которой ведется налоговый учет у субъектов. Этот перечень включает в себя:

  • бухгалтерскую документацию;
  • налоговые формы;
  • налоговую учетную политику;
  • иные документы, являющиеся основанием для определения объектов

налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства

Но прежде чем рассматривать механизм функционирования налоговой системы в Республике Казахстан в частности, обратимся к системе налогообложения в общем.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Целями фискальной политики является обеспечение:

  • стабильного экономического роста;
  • полной занятости ресурсов;
  • стабильного уровня цен. [1]

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. – это, прежде всего, политика регулирования совокупного спроса. Регулирование осуществляется с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Инструменты фискальной политики могут использоваться и для воздействия на совокупное предложение посредством влияния на уровень деловой активности.

Основной источник доходов государства – это налоги. Они же основной источник средств для оплаты расходов правительства. В РК основным источником доходов государственного бюджета также выступают налоги. На их долю в отдельные годы приходится свыше 70% доходов бюджета.

Услугами, которые представляет государство, пользуются все члены общества, поэтому государство собирает плату за них со всех граждан страны. Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

Налоговая система включает 3 элемента:

  • субъект налогообложения (кто платит налог);
  • объект налогообложения (с чего оплачивается налог);
  • налоговая ставка (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог – называется налогооблагаемой базой.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. [2]

Налоги выполняют следующие функции:

— Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.

— Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

— Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

— Стимулирующая — создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, росту народонаселения.

— Ограничительная функция — через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

— Контрольно-учетная функция — учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков. [8]

Также существует понятие налоговой системы — взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов.

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию, согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: Подоходный, налог на добавленную стоимость и взносы на социальное страхование.

Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход — это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход — вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран — это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Налог на добавленную стоимость охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов. [3]

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик — это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.

В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999г.) функционирует Министерство государственных доходов РК, основными задачами которого являются:

— участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

— организация и совершенствование таможенного дела;

— обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

— государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий. [7]

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте «тенге», поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе». Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

Освобождение от налога или уменьшение налоговой ставки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций».

В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета. К налогам относятся:

  • корпоративный подоходный налог;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налоги и специальные платежи недропользователей;
  • социальный налог;
  • земельный налог;
  • налог на транспортные средства;
  • налог на имущество;

  • за пользование земельными участками;
  • за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
  • за загрязнение окружающей среды;
  • за пользование животным миром;
  • за лесные пользования;
  • за использование особо охраняемых природных территорий;
  • за использование радиочастотного спектра;
  • за пользование судоходными водными путями;
  • за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Таможенные платежи подразделяются на:

  • Таможенные пошлины.
  • Таможенные сборы.
  • Платы.
  • Сборы.

Исходя из объективной целесообразности, в январе 2000 г. были созданы Межведомственная комиссия, Межведомственная рабочая группа и Экспертный Совет для разработки проекта Налогового кодекса Республики Казахстан. В соответствии с принятой концепцией Налоговый кодекс состоит из трех частей: общей, особенной и налогового администрирования. [4]

Исчисление земельного налога производится с учетом видов прав землепользования, категорий земель и иных норм, установленных действующим в Республике земельным законодательством.

Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством ставок налога к площади земельного участка.

Налог на транспортные средства уплачивают все физические и юридические лица независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете.

Следует помнить, что транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество. [9]

Объектами обложения налогом на имущество являются:

у граждан — находящиеся в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;

у юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).

Юридические и физические лица, имеющие указанные выше объекты на праве собственности, доверительного управления собственностью, а также на правах хозяйственного или оперативного управления, обязаны уплачивать налог на имущество. В случае, если нерезиденты Казахстана имеют на территории Казахстана указанные выше объекты обложения, они обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. Самостоятельными плательщиками налога на имущество также признаются филиалы, представительства и иные структурные подразделения юридических лиц, имеющие объекты обложения на указанных выше правах. [5]

В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

— субъектов малого бизнеса;

— крестьянских (фермерских) хозяйств;

— юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции;

— отдельных видов предпринимательской деятельности.

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима является разовый талон, подтверждающий факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Не являются объектом обложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты. Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации — квартал.

В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из ниже перечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  • общеустановленный порядок;
  • специальный налоговый режим па основе разового талона;
  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим на основе упрощенней декларации.

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме. [6]

С начала 90-х годов в Казахстане была принята классическая система налогообложения с совокупностью налогов, характерных для развитой рыночной экономики. Но применение такой налоговой системы в экономике нерыночного типа привела к возникновению значительных проблем.

Существующая в Казахстане система имеет довольно много недостатков, а именно:

  • Около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т.е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.
  • Налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы.
  • Налоговая система нестабильна, как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и в методике вычисления налогов, сроков и порядка введения их в действие.

Существует еще довольно много недочетов налоговой системы, видно, что принципы, заложенные в законах реализуются плохо. Поэтому главными направлениями налоговой политики должны стать создание условий для динамичного развития предприятий и отраслей народного хозяйства, которые имеют тенденцию быстрого оборота финансового капитала, максимального роста объемов производства и прибыли; расширения сферы малого бизнеса; увеличения благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, и в частности налогов на прибыль. [10]

Страна с развивающейся налоговой институциональной средой

Казахстан является страной Центральной Азии с быстро растущей экономикой и репутацией, приветствующей прямые иностранные инвестиции. По данным Всемирного банка, Казахстан занимает 25- е место из 190 стран по уровню легкости ведения бизнеса. В настоящее время Казахстан занимает 64- е место по показателю уплаты налогов.

Имея одну из самых передовых налоговых систем в СНГ, Казахстан продолжает улучшать свою налоговую среду, постоянно изучая лучшие мировые практики по внедрению новых налоговых механизмов и правил.

За последние два десятилетия Казахстан добился значительных результатов в создании благоприятного инвестиционного климата, содействуя защите прав инвесторов и интересов налогоплательщиков.

Правительство создало ряд специализированных учреждений для поощрения и защиты инвестиций и налаживания прямого диалога по ключевым стратегическим вопросам между государственными органами и иностранными инвесторами, таких как Национальная компания «Казах Инвест», Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики. Казахстана и инвестиционный омбудсмен.

Ряд крупных платформ налогоплательщиков, таких как Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Национальная палата предпринимателей Атамекен, Американская торговая палата и Европейская ассоциация бизнеса Казахстана, играют активную и жизненно важную роль в построении диалога с государственными органами для защиты прав и интересов. бизнеса, обеспечивая участие представителей бизнеса в процессе развития и совершенствования национальной законодательной базы.

В течение последних нескольких лет правительство Казахстана предприняло согласованные усилия по улучшению и модификации своей налоговой системы, и в рамках реализации Национального плана «100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ» был разработан и принят новый налог Код действует с 2018 года.

Новый Налоговый кодекс провозглашает свою концептуальную основу защиты интересов ответственных налогоплательщиков, применяя подход, согласно которому все вопросы и неясности, не предусмотренные налоговым законодательством, должны решаться в пользу налогоплательщика.

Основные тенденции модернизации налоговой системы

Основные тенденции и ключевые направления фундаментальных налоговых реформ в Казахстане за последние несколько лет включают в себя:

  • введение принципа добросовестности, при котором налогоплательщики позиционируются как действующие добросовестно, с переносом бремени доказывания нарушений на налоговые органы и учета всех законодательных факторов неопределенности в пользу налогоплательщиков;
  • упрощение и автоматизация процедур налогового администрирования за счет следующих ключевых элементов:
    • внедрение концепций электронного аудита (электронного аудита) и горизонтального мониторинга для минимизации необходимости прямого контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также для повышения прозрачности взаимодействия с государственными органами и снижения потенциальных налоговых рисков для налогоплательщиков;
    • введение специальных, добровольных контрольных счетов НДС для плательщиков НДС, чтобы контролировать движение платежей НДС в бюджет, поставщиков и клиентов и упростить инструмент возмещения НДС;
    • переход к электронному выставлению счетов НДС (электронное выставление счетов) и использование «виртуальных складов» для повышения прозрачности деловых операций и облегчения мониторинга движения товаров в Казахстане;
    • упрощение налоговой отчетности для сокращения трудоемкого характера налоговых процессов и упрощения всего процесса налоговой отчетности;
    • разрешение на подачу и подпись налоговой отчетности в электронном виде;
    • Налоговая отчетность, представленная налогоплательщиками, ее поставщиками и подрядчиками, подвергается камеральному контролю и перекрестным проверкам со стороны налоговых органов с обязательством налогоплательщиков объяснять любые выявленные расхождения и правом подавать дополнительные налоговые декларации, если это необходимо. Это позволяет устранить выявленные нарушения без взимания административных штрафов за занижение налогов, как это может быть начислено при стандартной налоговой проверке;
    • наличие у налоговых органов системы управления рисками для оценки рисков и отнесения налогоплательщиков к категории высокого, среднего или низкого риска в отношении налоговых проверок. Ряд критериев системы управления рисками является конфиденциальным, в то время как другие предусмотрены в Налоговом кодексе;
    • уменьшение частоты налоговых споров путем реализации концепции предварительных актов налоговой проверки, изданных до принятия окончательного акта, для содействия диалогу налогоплательщиков во время налоговых проверок и разрешения спорных вопросов до выдачи окончательного акта по результатам налоговой проверки.
  • расширение системы налоговых льгот и стимулов для поддержки инвестиций в утвержденные правительством предпочтительные области экономики, для развития промышленности и технологических секторов, а также для модернизации существующих производственных мощностей, включая налоговые льготы на капитальные затраты за счет их полного вычета, при условии определенным критериям и предоставлять налоговые льготы для налогоплательщиков, работающих в:
    • квалифицированные инвестиционные проекты;
    • особые экономические зоны, из которых в настоящее время в Казахстане действуют 13 в различных приоритетных областях экономики, включая текстильное и нефтехимическое производство и создание технологий;
    • международный технопарк Astana-Hub.
  • установление налоговых преференций для участников Международного финансового центра Астаны (финтех, страхование, инвестиции, деятельность на рынке);
  • соблюдение современных тенденций рынка, связанных с развитием технологий и цифровизации, в том числе
    • внедрение правил налогообложения электронной торговли;
    • введение так называемого «налога с Google» в виде НДС на оцифрованный доход, полученный от предоставления услуг в Казахстане (это еще не было осуществлено, но в этом отношении ожидаются изменения в налоговом законодательстве Казахстана).
  • упорядочение налогов, предоставляя налогоплательщикам возможность реструктурировать свои налоговые функции в соответствии с их бизнес-потребностями и особенностями, заменяя группы налогов единой альтернативой по своему усмотрению;
  • улучшение международного налогового сотрудничества путем:
    • расширение числа стран, с которыми в Казахстане действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (ДТП). Это число в настоящее время составляет 54, из которых 53 уже вступили в силу. DTT между Казахстаном и Кипром был подписан недавно в мае 2019 года и в настоящее время находится в процессе ратификации государственными органами Казахстана;
    • членство в Инклюзивной рамочной программе ОЭСР / G20 по эрозии и изменению прибыли (BEPS);
    • внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (в соответствии с планом действий BEPS);
    • присоединение к Многосторонней конвенции по выполнению связанных с договором о налоге мер по предотвращению BEPS (MLI) — Казахстан подписал MLI 25 июня 2018 года, сославшись на ряд оговорок и уведомлений. Так как он все еще находится на стадии ратификации государственными органами, MLI еще не вступил в силу для Казахстана.

Существующие проблемы

В целом, налоговые реформы в Казахстане в последние годы оказали положительное влияние на бизнес-среду, поскольку они пытались устранить законодательную неопределенность и способствовать прозрачности процессов налогового администрирования, применяя новые технологии и подходы к автоматизации.

Однако в нашей практике мы все еще видим определенные области, требующие дальнейших действий со стороны государственных органов и представителей бизнеса для установления практики в соответствии с заявленными концепциями и принципами.

Проблемные области и общие проблемы, с которыми все еще сталкиваются и которые требуют решения, включают:

  • Неопределенности, остающиеся в налоговом законодательстве:
  • Проактивные и консолидированные позиции налогоплательщиков с точки зрения участия в обсуждении поправок и изменений налогового законодательства могут помочь решить эту проблему.
  • по-прежнему существует большое количество налоговых споров:
  • Внедренные на практике механизмы, такие как горизонтальный мониторинг, электронные аудиты и предварительные акты налоговой проверки, целью которых является сокращение количества налоговых споров, должны широко применяться на практике.
  • Эффект «зависимости от пути», возникающий в связи с агрессивным отношением и позицией налоговых органов к налогоплательщикам в ходе налоговых проверок:
  • период перехода к концепции «добросовестности» должен развиваться в сочетании с соответствующим механизмом институциональной фискальной политики и реформ судебной системы;
  • механизмы для налоговых органов по принятию ответственности за неправильно начисленные дополнительные налоги и бремя доказывания должны быть реализованы на практике.
  • увеличение ставок штрафов в сочетании с высоким уровнем криминализации отдельных налоговых нарушений:
  • Порог уголовной ответственности за налоговые нарушения определяется в зависимости от нескольких критериев, включая прямое намерение, масштаб и характер предпринимательской деятельности, объем оборотов и общую налоговую нагрузку налогоплательщика.
  • разрывы между установленными механизмами, включая автоматизацию и упрощение определенных налоговых процессов, и их практической реализацией:
  • периоды пилотного внедрения новых технологических продуктов в различных фокус-группах должны быть продлены до начала эксплуатации для всех налогоплательщиков;
  • Предварительно подтверждается, что общий уровень развития технологий в смежных областях должен соответствовать характеристикам внедрения инноваций.

Заключение

В настоящее время Казахстан усердно работает над укреплением доверия к властям и развитием устойчивой налоговой системы, которая включает в себя прозрачные административные механизмы и благоприятную деловую среду в целом ряде областей.

Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для создания надежной системы сотрудничества и открытого диалога по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.

Основная область, в которой повышение эффективности, справедливости и дружественности к инвесторам налоговой среды заключается в администрировании Налогового кодекса и последовательном, предсказуемом и прозрачном применении его положений. Непоследовательное и непредсказуемое применение законов во всех регионах Казахстана и продолжающаяся криминализация некоторых налоговых преступлений остаются наиболее существенными проблемами, вызывающими обеспокоенность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

Если Казахстан в рамках своего нового президента и администрации сможет более эффективно решать эти проблемы в предстоящие годы, страна действительно сможет объявить себя наиболее благоприятной для инвесторов страной в бывшем Советском Союзе.

Карина Калимжанова , менеджер налогового и юридического департамента, Deloitte

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Читайте также: