Государство и малый бизнес финансирование кредитование и налогообложение

Опубликовано: 15.05.2024

10 МИН

Как государство поддерживает малый бизнес

Государство ввело ряд карантинных мер, которые должны помочь малому и среднему бизнесу в сложных обстоятельствах.

Сейчас действует федеральная и региональная поддержка. Федеральная распространяется на всю страну, а региональная действует только на местах и опирается на постановления муниципальных властей.

Рассказываем про меры, принятые на федеральном уровне и актуальные на 15 мая 2020 года, и даём ссылки на официальные сайты регионов, где можно посмотреть, как помогают бизнесу в разных городах.

Меры поддержки всему малому, среднему и микробизнесу

Кто может рассчитывать на поддержку
Микропредприятия со штатом до 15 человек и выручкой до 120 млн ₽ в год. Малый бизнес со штатом до 100 человек и выручкой до 800 млн ₽ в год. Средний бизнес: штат от 100 до 250 человек, выручка — до 2 млрд ₽ в год.

Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не может превышать 49 %.

Компания должна быть включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.

С 1 апреля снижен размер страховых взносов. Теперь страховой взнос снижается до 15 %, когда годовое вознаграждение сотрудника превышает 145 560 ₽, а не 1 292 000 ₽, как раньше.

До 31 мая 2020 года приостановлены налоговые проверки. Это касается выездных налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов.

Изменился срок подачи документов в налоговую. Если налоговая потребовала документы в период с 1 марта по 31 мая, можно предоставить их в течение 20 рабочих дней. В рамках камеральных проверок по НДС — в течение 10 дней. Если вы не предоставите документы или сведения по требованию налоговой, санкции применять не будут. Исключения — декларации и сведения по контролируемым и иностранным компаниям.

Перенесены сроки сдачи отчётности. Отчётность по НДС и страховым взносам за I квартал 2020 года можно сдать до 15 мая. Срок сдачи финансовой информации (CRS-отчётности) за 2019 год и другие отчётные годы продлён на 3 месяца.

Меры поддержки действуют на основании:

Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

Федерального закона от 01.04.2020 № 102 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Меры поддержки малому бизнесу из пострадавших отраслей

Государство составило список отраслей, которые больше всего подкосила ситуация с коронавирусом. Для этих организаций введены особые меры поддержки. Проверьте, входит ли ваш бизнес в список — код деятельности ОКВЭД должен совпадать с одним из этих кодов.

  • производство изделий народных художественных промыслов: 32.99.8
  • вендинговые автоматы: 47.99.2
  • авиа- и автоперевозчики, обслуживание воздушного и космического транспорта: 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23
  • СМИ и издательства: 18.11, 58.11, 58.13, 58.14, 60, 63.12.1, 63.91
  • организаторы праздников: 90
  • фитнес-клубы и спортивные центры: 93, 96.04, 86.90.4
  • турфирмы: 79
  • гостиницы: 55
  • общепит: 56
  • кружки и курсы дополнительного образования: 85.41, 88.91
  • организаторы конференций и выставок: 82.3
  • мастерские ремонта, прачечные и химчистки, парикмахерские и салоны красоты: 95, 96.01, 96.02
  • кинопрокатчики и кинотеатры: 59.14
  • стоматологии: 86.23
  • музеи: 91.02
  • зоопарки: 91.04.1
  • розничная торговля непродовольственными товарами:
    45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.32, 45.40.2, 45.40.3, 47.19, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.82, 47.89

Сейчас действует несколько крупных мер поддержки: кредиты и отсрочка уплаты налогов.

1. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов

Касается налогов, авансовых платежей и страховых взносов, которые должны быть выплачены в 2020 году. Отсрочка будет действовать, если ваши обстоятельства соответствуют хотя бы одному из перечисленных условий:

  • Доход компании снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 % (общая доля более 50%), снизился более чем на 10 %.
  • Есть убыток за отчётные периоды 2020 года по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, при условии, что за 2019 год убытка не было.

Чтобы получить отсрочку, подайте заявление в налоговый орган по месту нахождения до 1 декабря 2020 года.

Сроки уплаты зависят от вида налога. Отсрочка на 6 месяцев распространяется на следующие налоги:

  • на прибыль;
  • на УСН;
  • на ЕСХН за 2019 год;
  • авансовые платежи по налогу за исключением НДС;
  • на профессиональный доход и налоги, уплачиваемые в качестве налогового агента (на 6 месяцев — за отчётные периоды, приходящиеся на март и на I квартал 2020 года, на 4 месяца — за II квартал и апрель-июнь 2020 года).

На 3 месяца продлён срок уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями за 2019 год. На 4 месяца — налога по патентной системе налогообложения, если дата уплаты приходится на II квартал 2020 года.

Есть конкретные даты для оплаты транспортного налога, земельного и на имущество организаций: 30 октября 2020 года — за I квартал 2020 года, 30 декабря 2020 года — за II квартал 2020 года.

2. Списание страховых и налоговых взносов

Малому, среднему бизнесу и ИП должны вернуть средства, потраченные на налоги и страховые взносы во II квартале 2020 года.

3. Кредит на развитие компании

Государство компенсирует 100 % кредита, если компания сохранит 90 % штата и более по сравнению с 1 июня 2020 года, и 50 %, если сохранит 80 % штата. Его могут получить компании, которые: а) ведут деятельность в одной из наиболее пострадавших отраслей, или этих сфер, или включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих поддержку; б) работают с наёмными сотрудниками.

Кредит под 2 % можно потратить на пополнение оборота, выплату зарплат и погашение кредитов, выданных по программам субсидирования МЭР под 8,5 % и 9,95 % или под 0 % на выплату заработной платы. Также эти деньги можно инвестировать в покупку оборудования или транспорта.

Сумма кредита рассчитывается по следующей формуле:
Федеральный МРОТ (12 130 ₽) × 1,3 × число сотрудников × региональный коэффициент × процентная надбавка к заработной плате × количество полных месяцев до 30.11.2020 (включительно) по сведениям из ФНС на 1 июня 2020 года.

4. Помощь самозанятым

Самозанятым вернут налог на доход, уплаченный в 2019 году. Все самозанятые получат налоговый капитал в размере одного МРОТ.

5. Помощь ИП

Индивидуальные предприниматели получат налоговый вычет в размере одного МРОТ для уплаты страховых взносов.

В условиях кризиса малое предпринимательство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. А поскольку даже обычный заем в банке не то что новым, но и действующим предпринимателям взять сейчас практически невозможно, единственным спасением становится получение помощи от государства. Давайте узнаем, на какое финансирование со стороны государства владельцы малого бизнеса могут рассчитывать в 2018 году.

Кто может претендовать

Поскольку государство заинтересовано в увеличении числа рабочих мест, снижении социального напряжения и пополнении государственного бюджета за счет прибыли предприятий малых форм (а это около 20% ВВП), оно предоставляет субъектам бизнеса безвозвратные и безвозмездные субсидии.

Государственное финансирование создания малого бизнеса производится через центры занятости населения. Признанный безработным гражданин может предоставить для рассмотрения специалистов собственный бизнес-план. В нем должна быть изложена суть планируемой деятельности, приведены сведения о необходимых материалах, оборудовании, технологиях, поставщиках, рабочей силе, месте размещения фирмы.

Отдельное внимание в бизнес-плане должно быть уделено стоимости проекта. Она обязательно должна опираться не только на субсидируемые средства, но и, частично, на собственный капитал. Также нужно привести расчеты ожидаемой прибыли и выручки, срока окупаемости, рентабельности проекта, точки безубыточности и других показателей эффективности.

После того как бизнес-план будет согласован с центром занятости, следует обратиться в налоговую службу с документами для постановки на учет в качестве ИП. Получив лист записи ЕГРИП, нужно вернуться на биржу труда с пакетом документов, в который входят:

  • бизнес-план;
  • паспорт;
  • заявка на получение субсидии;
  • документы, полученные в налоговой службе.

После заключения договора о государственном субсидировании на счет вновь открытого предприятия перечисляются денежные средства. В некоторых центрах занятости договор о предоставлении субсидии может быть подписан до регистрации в качестве предпринимателя, но в любом случае регистрировать ИП следует после согласования бизнес-плана.

Основные критерии

Объем финансовой поддержки малого бизнеса зависит от направления деятельности учреждаемой фирмы. Фактически любому малому предприятию может быть выдана субсидия на поддержку бизнеса по таким статьям расходов:

  • обучение, переобучение и повышение квалификации специалистов;
  • участие в выставочно-конгрессных мероприятиях и рекламных акциях;
  • лицензирование;
  • приобретение компьютерной техники и другого оборудования;
  • аренда помещения для бизнеса;
  • создание нового предприятия.

Оценка целесообразности выдачи субсидии на развитие дела проводится государственными органами на основании предоставленного бизнес-плана. В идеале выбранное направление деятельности должно совпадать с одним из приоритетных направлений развития экономики в федеральном округе.

В большинстве регионов РФ приоритетными отраслями являются:

  • инновационный бизнес;
  • производство продукции в реальном секторе;
  • сельское хозяйство.

Для повышения шансов на получение субсидии специалисты рекомендуют в список основных задач учреждаемой фирмы включить предоставление рабочих мест лицам, которые зарегистрированы на бирже труда.

Кредитование как форма финансирования

Линейки кредитных продуктов, ориентированных на малые предприятия, сегодня предлагаются практически всеми ведущими банками страны. Сюда относятся и специализированные программы. Чтобы поддержать субъекты малого бизнеса и сделать для них кредитные продукты более доступными, государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП).

Эта организация выступает гарантом возвращения средств при заключении кредитных договоров между банками и предпринимателями или юридическими лицами. По состоянию на 1 мая 2016 года аккредитацию в программе поддержки малого бизнеса прошли 36 банков. Однако, по мнению представителей МСП, их количество будет неуклонно расти.

Условия кредитования

Кредитование с поддержкой корпорации МСП предусматривает следующие условия:

  • максимальный размер займа составляет 1 млрд рублей;
  • займы предоставляются на покупку или модернизацию основных средств, пополнение оборотных средств;
  • льготная процентная ставка не может быть выше 11% для малых предпринимателей и 10% – если предприятие относится к сегменту средних;
  • срок льготного финансирования – не более 3-х лет.

Приоритет отдается субъектам МСП, которые заняты в:

  • сельском хозяйстве;
  • строительной отрасли;
  • транспортных перевозках;
  • производстве пищевых продуктов;
  • предоставлении услуг связи.

Варианты кредитования

Наиболее распространенным вариантом кредитования программ развития бизнеса является инвестиционное финансирование, осуществляемое, как правило, в форме невозобновляемой кредитной линии или стандартного кредита. Возобновляемые кредитные линии открываются для пополнения оборотных средств. Овердрафт предназначен для покрытия кассового разрыва.

Практически во всех случаях кредит на развитие предпринимательства по одной из существующих программ господдержки выдается при условии, что компания успешно проработала минимум три-шесть месяцев.

В отдельных банках также установлена верхняя планка срока функционирования предприятия.

Документы для оформления кредита

Финансовая поддержка малого бизнеса становится возможной только после предоставления банку следующих документов:

  • заявление;
  • ксерокопия полного комплекта учредительных документов и бизнес-плана;
  • ксерокопия паспорта владельца предприятия;
  • свидетельство о внесении фирмы в реестр малого предпринимательства России.

Повысить шанс на положительное рассмотрение заявки можно, приведя в бизнес-плане:

  • сведения о штатной численности и заработной плате сотрудников;
  • показатели сохранения численности работников, увеличения их числа и роста уровня зарплаты;
  • информацию о предполагаемом уровне денежных затрат и приблизительных сроках окупаемости.

Процедура получения государственной поддержки

Начиная с 2004 года, реализация программы финансирования малого предпринимательства государством осуществляется АО «МСП Банк». Она производится через сеть партнеров двух уровней:

  • банки;
  • организации инфраструктуры: факторинговые и лизинговые компании, микрофинансовые учреждения.

Для получения поддержки от МСП нужно:

  1. Проверить на сайте банка, относится ли компания к числу субъектов МСП.
  2. Определить подходящий вид субсидирования: микрозайм, банковский кредит, получение лизинговых средств, финансирование под уступку денег дебиторам и т.п.
  3. Обратиться к участнику Программы (полный список участников приведен на официальном сайте АО «МСП Банк»).
  4. Дождаться ответа банка-партнера/организации инфраструктуры после поверки на соответствие запроса требованиям Программы и критериям отбора партнеров.

Малое предпринимательство в научной сфере

Предприниматели, занятые в научной отрасли, могут обратиться за помощью в Фонд содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической отрасли (Фонд Бортника). Это государственное научное учреждение, образованное в 1994 году. Ежегодно в Фонд направляется из госбюджета 1,5% денежных средств на развитие отечественной науки.

Основные задачи Фонда Бортника:

  • господдержка малых форм бизнеса в научно-технической сфере;
  • оказание информационной, финансовой и иной помощи инновационным предприятиям, реализующим проекты по освоению и разработке новых технологий и наукоемкой продукции на основе принадлежащей этим организациям интеллектуальной собственности;
  • развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

На сайте фонда представлены 6 программ поддержки, рассчитанные на разные сегменты клиентов и уровни сотрудничества:

  • «Умник» – ориентирована на талантливую молодежь.
  • «Старт» – рассчитана на стартаперов – малые инновационные предприятия с объемом годовой выручки не более 1 млн рублей.
  • «Развитие» – предназначена для поддержки производителей высокотехнологичной продукции.
  • «Интернационализация» – имеет целью поддержку проектов отечественных производителей инновационных технологий, реализация которых осуществляется совместно с организациями других стран.
  • «Коммерциализация» – рассчитана на малые предприятия, которые занимаются производством инновационной продукции.
  • «Кооперация» – направлена на поддержку сотрудничества крупных компаний с предприятиями малого бизнеса в сфере инновационных технологий.

Как найти финансирование для малого бизнеса: Видео

Главная > Реферат >Экономика

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 4

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса 4

1.2. Роль малого бизнеса в современной экономике 9

1.3. Проблемы малого бизнеса в России 12

Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы: Изучить финансирование, кредитование и налогообложение государством предприятий малого бизнеса.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса.

2. Изучить роль малого бизнеса в современной экономике.

3. Выделить основные проблемы малого бизнеса России.

4. Рассмотреть современное состояние финансирования и кредитования малого бизнеса.

5. Охарактеризовать текущую систему налогообложения малого бизнеса.

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса

Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малый бизнес в настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

Часто определение малого бизнеса связывают с критериями, по которым разделяют малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней 1 , представленных в таблице 1.1.

Допустимая численность занятых на предприятиях малого бизнеса по отраслям

Предельный уровень работников, чел.

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

Остальные отрасли и другие виды деятельности

Изучая численность занятых на предприятии, представленную в таблице 1.1., можно сделать вывод о том, что она является оптимальной для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии людей достаточно для ведения малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определённой отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней.

Средняя численность работников за отчётный период малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, не период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого бизнеса относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий:

микропредприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек

малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек

средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.

Но для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Достаточно важным критерием является экономическая независимость предприятий (не очень большой процент зависимости от внешних собственников).

Например, в Австрии к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

Из выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия с численностью около 10 человек, но с товарооборотом, превышающим границы товарооборота, требуемого от малых предприятий. Такими предприятиями являются, например, небольшие фирмы оценщиков ювелирных изделий. А значит, при рассмотрении только численности нельзя сделать точный вывод о том, является ли это предприятие малым или нет.

Малый бизнес можно разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность 2 .

Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.

Доход с данной статьи: 19,30$ Хотите размещать здесь статьи и зарабатывать? Жмите

Как получить деньги на развитие малого бизнеса в 2021 году?

Если есть сомнения в том стоит ли открывать свой бизнес без стартового капитала, надо найти источник финансирования. Государство оказывает всестороннюю поддержку для открытия дела и его развития. Разберёмся, на что можно рассчитывать предпринимателям в России.

Содержание

Какую помощь от государства можно ждать?

Малый бизнес сейчас переживает застой, численный прирост предпринимателей практически не наблюдается. Государство нацелено на стимулирование у населения желания открывать своё дело, поэтому и новички, и те, кто уже официально зарегистрирован, могут рассчитывать на всестороннюю помощью в своей деятельности – им надо только знать, как её получить.

С этой целью создаются информационные порталы, где размещаются сведения о количестве малого бизнеса, числе созданных им рабочих мест, направлениях работы, оборотах и финансовых показателях, а также конкурсах на получение денежной поддержки от государства. Важна и образовательная поддержка в виде онлайн-курсов для повышения профессиональной квалификации, тренингов, семинаров по успешной организации бизнеса. Государство содействует и международной интеграции талантливых предпринимателей: проводятся международные выставки новейших разработок, конференции и ярмарки.

Чтобы облегчить взаимоотношения малого бизнеса и банков, Правительство урегулировало и вопрос с банками, которые недополучили денежных средств из-за кредитования бизнеса. По льготной ставке на инвестиционные цели возможно получить за один кредит 400 млн, а в общей сложности – не более 1 млрд рублей. Льготные условия предполагают не выше 11% ставки и срок кредитования не более 3-х лет.

Навстречу малому бизнесу пошли и налоговые органы: до 31 мая 2020 года приостановлены как уже начавшиеся, так и запланированные проверки, продлены сроки сдачи финансовой отчётности, также не будет санкций для тех, кто не предоставил документы в ФНС в этот период.

На дополнительную поддержку могут рассчитывать сферы бизнеса, наиболее пострадавшие от распространения коронавирусной инфекции. Перечень, утвержденный Правительством, включает сферу культуры и организации досуга, общественное питание, предоставление бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты).

Самую значимую поддержку – денежную – возможно получить на всех уровнях – от регионального до федерального. Государственный бюджет в 2020 году предусмотрел более 7 млрд рублей для выдачи субсидий малому и среднему предпринимательству. Тенденций по увеличению поддержки следует ждать и в ближайшие 5 лет, за которые планируется выделить около 190 миллиардов. Фактический же объем финансовой помощи бизнесу небольшой. Обычно он составляет от нескольких десятков до полумиллиона рублей в зависимости от региона.

Формы денежной стимуляции бизнеса

Гранты на открытие бизнеса и на его развитие

Деньги выделяют не только уже зарекомендовавшим себя предпринимателям, но и талантливым новичкам. Главное – собрать необходимый пакет документов и доказать, что бизнес-идея полезна и актуальна.

Поддержка в кредитовании

Тем предпринимателям, которые не могут выплатить кредит, предоставляются отсрочки. А выплату процентов с ними разделит государство.

Субсидирование

Субсидии выдаются в виде выплат денежных средств на определенные цели. Обычно субсидируются кредиты, обновление средств производства, получение и регистрация патента (для бизнеса в научно-технической сфере), повышение квалификации на курсах.

Помощь в лизинге

Операциями по лизингу для бизнеса занимаются банки. Необходимо оставить заявку, по которой подбираются индивидуальное предложение, после чего вносится аванс и осуществляется передача средства. Преимущество в том, что можно вернуть до 20% от НДС от стоимости лизингового автомобиля, который к тому же является и нужным для бизнес-задач, при этом дополнительный залог не требуется. А часть процентов по договору возвращается государство.

Займы и кредиты по сниженным или специальным ставкам

В регионах с подачи действующих в них Фондов поддержки малого и среднего предпринимательства происходит снижение процентных ставок по займам. Минимальный порог устанавливается для субъектов отдельно, например, во Владимирской области на развитие бизнеса кредит дадут и под 3,5% годовых. Размер ставок зависит от Банка России, который снизил ключевую ставку до 7%. Получить кредит на таких условиях можно в Банках – участниках программы поддержки бизнеса, государственных микрофинансовых организациях, банках – партнерах корпораций малого предпринимательства.

Льготная аренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;
 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4
1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4
1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10
Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13
2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………. 13
2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………. 17
2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………. 22
Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………. 29Список литературы………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономической теории

По дисциплине «Макроэкономика»

Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение.

Выполнила: Захарова Н. Д.

Руководитель: Трофимова Т. И. к.э.н., доцент

Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4

1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4

1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10

Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса…………………………………………………………… …………….13

2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………. 13

2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………. 17

2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………. 22

Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………. .27

В нашей стране государство и малый бизнес долгое время были врагами, в настоящее время государственные органы и частные предприниматели стараются найти точки соприкосновения, которые позволят привести взаимоотношения в более цивилизованный вид. Очевидно, что малые предприятия смогут не только повысить суммы налогов, которые попадает в государственный бюджет, но и обеспечить работой множество людей, а также снять социальную напряженность в обществе.

Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий продолжает сокращаться.

В связи с этим, актуальность проблем развития малого бизнеса и влияние государства на его функционирование в экономической теории и современной российской предпринимательской практике не вызывает сомнений.

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;

 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;

 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;

 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Глава 1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Сущность малого бизнеса

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

• микропредприятия — 60 млн рублей;

• малые предприятия — 400 млн рублей;

• средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Весьма важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике региона. Маленькие и слабые по отдельности, предприниматели как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям.

Преимущества малого бизнеса.

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Инновационность малых предприятий.

Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как "Digital", " Microsoft", " Polaroid", " Apple".

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Рассмотрим особенности малого наукоемкого бизнеса.

Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.

Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный потенциал. Он рассматривается с точки зрения развития, внедрения и распространения новых передовых технологий, а также появления на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

С позиций микроэкономического анализа на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как от степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Читайте также: