Основные направления налоговой политики республики беларусь на 2021 2023 годы

Опубликовано: 20.09.2024

В Беларуси утверждена и действует программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В документе отражены основные направления деятельности Правительства по достижению целей, решению задач и реализации положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы. Ключевая цель – создание условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие, рост благосостояния и уровня жизни населения. «Р» готовит цикл материалов, знакомящих с деталями важного документа. Сегодня – презентация бюджетной и налоговой политики этой пятилетки, о которой нам рассказал первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

В конце прошлой недели в Министерстве финансов подвели итоги исполнения бюджета за прошлый год и рассмотрели задачи финансовых органов в 2021 году. С учетом недопоступления доходов и дополнительных расходов общий объем дефицита бюджета в прошлом году составил около 2,2 млрд рублей. При этом около 3,5 млрд долларов было направлено на погашение и обслуживание внешнего госдолга страны. Что касается этого года, то бюджет сформирован с дефицитом в размере около 4 млрд рублей. Что важно, сохраняется социальная направленность бюджета. Те задачи, которые были поставлены на Всебелорусском народном собрании, будут безусловно выполняться.

К слову, дорожная карта развития бюджетной и налоговой политики на эту пятилетку – Программа деятельности Правительства на 2021–2025 годы. Предполагается внедрение нормативных методов бюджетного планирования, совершенствование налоговой системы, поддержание долговой устойчивости. В результате, как ожидается, будет обеспечена долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, сокращена долговая нагрузка на экономику и проведена эффективная налоговая политика.

За счет чего это будет достигнуто, в интервью «Р» рассказал первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

Расстановка приоритетов

Дмитрий Кийко
– Дмитрий Николаевич, какого принципа планирует придерживаться Минфин в бюджетно-налоговой политике в среднесрочной перспективе?

– Если кратко ответить на этот вопрос, то в среднесрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики будут сконцентрированы на обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней, сохранении социально ориентированного бюджета, стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности.

Для этого в отношении налоговой политики в среднесрочной перспективе предполагается реализация трех основных направлений. Это инвестиционное и инновационное стимулирование, расширение налоговой базы и повышение доли участия граждан в финансировании государственных расходов, а также актуализация и адаптация установленных в абсолютных суммах ставок налогов и стандартных налоговых вычетов к инфляционным процессам, социальным стандартам и индикаторам, реальным доходам населения.

Что же касается бюджетной политики в части расходов в среднесрочном периоде, то она в первую очередь будет направлена на сохранение социальной направленности бюджета, повышение благосостояния граждан. В частности, продолжится работа по постепенному повышению оплаты труда в бюджетной сфере. Средний заработок работников бюджетной сферы должен быть не менее 80 процентов к средней заработной плате в экономике.

Кроме того, предполагается усиление социальной поддержки граждан, в том числе за счет максимального обеспечения жильем многодетных семей, совершенствования правил предоставления государственной адресной социальной помощи, а также предоставления супружеским парам возможности проведения бесплатной процедуры ЭКО за счет средств республиканского бюджета.

Также стоит задача повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем создания финансовых стимулов, прежде всего в бюджетоемких отраслях социальной сферы. Это предусматривает разработку и внедрение нормативного финансирования.

Еще одно важное направление в бюджетной политике – поддержание долговой устойчивости на безопасном уровне. Это не более 40 процентов к ВВП.

Если говорить о долговой стратегии на 2021 год и среднесрочный период, то она направлена на сокращение государственного долга и снижение нагрузки на бюджет по его погашению и обслуживанию с последующим перераспределением средств на финансирование инвестиционных проектов.

– За счет чего планируется сохранить сбалансированность доходной и расходной частей бюджета? Будут ли повышаться ставки налогов для субъектов хозяйствования?

– Что касается сбалансированности бюджета, то его планируется обеспечить за счет как расходной, так и доходной части. В частности, привлечение дополнительных доходов предполагается обеспечить за счет ежегодной индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, для их адаптации к инфляционным процессам, оптимизации налоговых льгот, включая их отмену, а также увеличения ставок акцизов на табачные изделия с учетом принятых обязательств в рамках ЕАЭС.

Наряду с этим будут приняты меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы. Остановлюсь подробнее. Планируется упорядочить множественность разрозненных преференциальных налоговых режимов, действующих на отдельных территориях либо в отношении определенных направлений. Не исключено, что такие режимы могут быть распространены, например, только на вновь создаваемые организации либо на организации, осуществляющие деятельность на приоритетных территориях, что позволит исключить их применение в схемах ухода от налогообложения. Также предполагается изменить подходы к налогообложению малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, для повышения уровня их участия в формировании доходов бюджета.

Для наглядности приведу немного статистики. По итогам 2020 года доля численности субъектов малого предпринимательства в общей численности субъектов хозяйствования составила 83 процента, а доля налоговых платежей от них в общей сумме поступлений сложилась на уровне 29,1 процента. Аналогичные показатели по категории индивидуальных предпринимателей составили 60,2 и 2,4 процента соответственно. При этом более 46 тысяч самозанятых граждан уплатили в бюджет 6,8 млн рублей, или менее 0,025 процента в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами.

Приведенные данные свидетельствуют о достаточно низком участии малого бизнеса в формировании источников финансирования государственных расходов. Более того, возможность добровольного выбора режима налогообложения, преференциального по отношению к налогам для организаций, обусловливают вовлечение индивидуальных предпринимателей в схемы налоговой оптимизации и выведение из оборота наличных денежных средств.

Для минимизации этой практики будет рассмотрен вариант четкой градации категорий малого и среднего предпринимательства и установления для них простого налогового режима, при котором сумма налоговых изъятий будет соразмерна получаемым доходам.

В целом планируемые изменения налоговой системы ориентированы на создание конкурентных условий ведения бизнеса вне зависимости от организационно-правовых форм, исключение схем минимизации налоговых обязательств недобросовестными плательщиками, создание понятных условий налогообложения малого бизнеса.

Что касается вопроса о повышении ставок налогов (в первую очередь косвенных – НДС и акцизов), он может быть рассмотрен в случае недостаточности мер бюджетной консолидации, о которых говорилось выше. Однако такой шаг может быть предпринят при одновременном совершенствовании механизма взимания основных налогов (например, поэтапный отказ от ограничений для принятия к вычету НДС, сближение бухгалтерского и налогового учета), что позволит плательщикам высвободить оборотные средства.

Кроме того, предполагается выработка мер по стимулированию предпринимательской активности, исключению налогообложения инвестиций, упрощению и цифровизации налогового администрирования.

При этом принятие любых мер будет осуществляться на основании всестороннего анализа текущей ситуации и возможных последствий их реализации.

Задействовать все резервы

– Какие есть резервы по совершенствованию управления государственными финансами для устранения рисков, которые могут сформироваться для бюджета?

– Отмечу, что в этом году сохраняются высокие риски влияния пандемии на динамику экономического развития. Кроме того, присутствует неопределенность и в части внешних факторов, как конъюнктурных, так и на финансовых рынках.

Именно поэтому при формировании бюджета на текущий год были максимально учтены возможные риски. Доходная база бюджета на 2021 год создана с учетом реализации налогового маневра в Российской Федерации. В основу бюджета заложен целевой сценарий развития экономики. Он предусматривает восстановление уровня экономической активности и выход на значения, которые были до пандемии (то есть на уровень 2019 года), что обеспечит по сравнению с 2020 годом практически двукратное увеличение прибыльности организаций, а соответственно и налога на прибыль. Поступление этих платежей будет зависеть от скорости выхода на целевые параметры. Безусловно, это создает определенные риски. И для их минимизации указанные доходы не будут распределяться на расходы, а будут саккумулированы в дополнительном резервном фонде Главы государства и использоваться только по факту поступления в бюджет. Аналогичные подходы предусмотрены и в местных бюджетах.

Кроме того, для сохранения сбалансированности республиканского бюджета при его формировании на 2021 год учтены фискальные риски государственных предприятий в сумме 1,7 млрд рублей.

Учитывая неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, в бюджете предусмотрены меры по поддержке системы здравоохранения как в отношении оплаты труда медицинских работников, так и в оснащении учреждений необходимыми медикаментами и оборудованием. Для понимания приведу одну цифру. На ежемесячные выплаты медицинским работникам за работу в условиях, связанных с инфекциями, в консолидированном бюджете расходы на 2021 год утверждены в сумме около 192 млн рублей.

В то же время в целях совершенствования управления государственными финансами для устранения рисков, которые могут сформироваться для бюджета, будет проводиться работа по переходу на нормативный метод планирования, а также по оптимизации сети, штатов и контингентов в бюджетных организациях.

Вопрос рублем

– Что касается поддержания долговой устойчивости. Какая будет проводиться работа в этом направлении и на какие займы Беларусь может рассчитывать в краткосрочной и среднесрочной перспективах?

– Отмечу, что вопросы поддержания долговой устойчивости четко определены в ряде программных документов. Это Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года и Программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В данных документах закреплены основные задачи по ограничению новых заимствований и снижению долговой нагрузки на бюджет.

Среди приоритетов – безусловное выполнение всех взятых долговых обязательств. Эта задача будет решаться путем постепенного снижения показателя отношения государственного долга к ВВП до 35 процентов к 2025 году. Также это будет достигаться за счет снижения объема заимствований на цели рефинансирования долга – не более 75 процентов к сумме погашения государственного долга и ограничения привлечения новых внешних связанных государственных и гарантированных государством займов на уровне не более 400 млн долларов в год.

Еще один приоритет – сохранение долговой нагрузки бюджетов регионов на экономически безопасном уровне. Это требует ежегодного установления лимита долга местных органов и ограничений по предоставлению ими гарантий.

В среднесрочных планах рассматривается также возможность использования остатка средств государственного экспортного кредита Российской Федерации, предназначенных для строительства Белорусской атомной электростанции, на реализацию иных инвестиционных проектов, представляющих интерес как для Республики Беларусь, так и для Российской Федерации.

Языком цифр

По состоянию на 1 января 2021 года государственный долг Беларуси составил 57,78 млрд рублей (37,3 процента к ВВП), внешний госдолг – 18,57 млн долларов США (30,9 процента к ВВП), внутренний – 9,88 млрд рублей (6,4 процента к ВВП).

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 4 марта 2021 г.
(фото – «Рэспубліка»)

от 9 октября 2020 года N 318

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований руководствоваться настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ

Одобрены
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 9 октября 2020 г. N 318

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ


I. Общие положения

Бюджетная и налоговая политика в среднесрочном периоде будет осуществляться в новых экономических условиях вследствие влияния последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Введение в текущем году вынужденных ограничительных мер, связанных с распространением пандемии коронавируса, привели к снижению экономической активности бизнеса, и как следствие снижение налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, рост расходов, связанных с мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, что повлекло за собой необходимость корректировки параметров республиканского бюджета.

При разработке бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2019 года N 388, а также приоритеты индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 92-р.

II. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2021 - 2023 годы

Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность ранее поставленных целей и задач в предыдущие годы, и скорректированы с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции и принятием мер по устранению ее последствий.

Кроме того, в среднесрочном периоде в ходе исполнения республиканского бюджета необходимо будет корректировать бюджетную и налоговую политику, учитывая риски, связанные с последствиями распространения эпидемии коронавируса, своевременно реагировать на принимаемые государством меры, направленные на поддержку отдельных отраслей экономики и изменение порядка налогового администрирования, переносов сроков уплаты налогов.

В сложившихся экономических условиях основными целями бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период является сохранение социальной и финансовой стабильности, адаптация бюджетной и налоговой системы к новой экономической реальности.

Основная задача, основной приоритет бюджетной политики на среднесрочную перспективу - это реализация национальных целей развития согласно Указу N 204 во всех сферах общественной жизни, скорректированным Указом N 474, которым увеличен горизонт планирования до 2030 года, установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития. В среднесрочном периоде руководителям региональных составляющих национальных проектов необходимо будет скорректировать региональные проекты с учетом скорректированных национальных целей и финансовых ресурсов.

Цели и задачи должны быть скорректированы с учетом текущей экономической и социальной ситуации в республике, необходимо провести инвентаризацию мероприятий региональных проектов на предмет их вклада в достижение целей.

В целом бюджетная и налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на решение следующих ключевых задач:

укрепление доходной базы, в том числе за счет совершенствования налогового администрирования;

создание благоприятных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;

концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач социально-экономического развития Республики Калмыкия;

реализация мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию;

сохранение социальной направленности бюджета, в том числе концентрация расходов, направленных прежде всего на улучшение качества жизни людей;

стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;

совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.

III. Основные направления бюджетной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджетная политика Республики Калмыкия ориентирована на повышение качества жизни населения, переориентацию бюджетных расходов на приоритетные направления социально-экономического развития региона, достижение наиболее значимых национальных целей развития.

В среднесрочном периоде бюджетная политика в области расходов будет направлена на:

соблюдение принципов приоритизации бюджетных расходов;

соблюдение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Калмыкия и по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;

сохранение социальной направленности республиканского бюджета;

необходимость достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов федеральных проектов в рамках реализации национальных проектов;

сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации, и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Калмыкия;

оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом привлечения максимального объема средств федерального бюджета и их эффективного использования;

стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

развитие региональной дорожно-транспортной инфраструктуры;

использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций, в том числе в социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство;

стимулирование инвестиционной активности и создание современной комфортной инфраструктуры для жителей региона в рамках реализации индивидуальной программы;

дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в целях стимулирования органов местного самоуправления для повышения эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Калмыкия, повышение уровня прозрачности и предсказуемости формирования межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу;

прямое вовлечение населения в решение приоритетных социальных проблем местного уровня (продолжение практики инициативного бюджетирования).

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечение сдерживания роста расходов будут приниматься меры, направленные на:

неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования;

соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Калмыкия, установленных Правительством Российской Федерации;

проведение инвентаризации расходных обязательств и дальнейшее выявление резервов сокращения расходов неэффективного характера;

недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по социальным обязательствам;

повышение качества государственных и муниципальных услуг;

повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения контроля за выполнением условий предоставления бюджетных средств и обеспечения ответственности за их нарушение;

дальнейшую централизацию функций по ведению бюджетного бухгалтерского учета;

активное привлечение государственными бюджетными и автономными учреждениями доходов от предпринимательской или иной деятельности и направление указанных средств на оказание государственных услуг, в том числе на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

предоставление мер социальной поддержки населения, исходя из принципов адресности и нуждаемости с целью оптимального перераспределения бюджетных средств для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;

оптимизацию инвестиционных расходов, в том числе за счет проведения мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства, финансировании объектов, определенных национальными целями региональных проектов и индивидуальной программой социально-экономического развития;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности;

осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

организацию и осуществление главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами;


Перспективы налоговой политики, прослеживаемости и маркировки
обсудили на совместном семинаре Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и Такском

17 декабря прошёл онлайн-семинар «Основные направления налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 гг. Новое в налоговом администрировании и контроле», организованный Институтом налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ совместно с компанией «Такском». Главным докладчиком выступил Константин Новосёлов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, к.э.н. Он рассказал об основных направлениях налоговой политики, которые утверждены в формате документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и трендах 2020 года.

Совершенствование налогового администрирования

Это один из самых важных блоков налоговой политики на 2021-2023 гг. Для него планируется реализация целогоряда мер.

Первая из них – это развитие налогового мониторинга путём уменьшения в три раза пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в него. Ранее эти пороги могли пройти только представители крупного бизнеса. Теперь жев налоговый мониторинг может войти и часть представителей среднего бизнеса.

Второе не менее важное направление – это интеграция законодательства РФ о контрольно-кассовой технике в законодательство о налогах и сборах . Предполагается отмена контроля за применением ККТ как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках Налогового кодекса РФ.

Ещё одним из направлений совершенствования налогового администрирования – введение института «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» в целях упрощения процедуры расчётов налогоплательщиков с бюджетом. Предполагается уплата налогов одним платежным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ и последующий зачёт перечисленных денежных средств налоговым органом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств.

Например,часто возникает ситуация, когда налогоплательщик ошибается при заполнении налоговой декларации: неправильно указывает период, за который предоставляется отчётность. Из-за этого происходит автоматическая приостановка по счетам таких налогоплательщиков. Поэтому с 1 июля 2021 г. на налоговые органы возложенаобязанность предварительно информировать налогоплательщиков о предстоящем приостановлении операций по счетам в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчёта).

Ещё один важный вектор развития – это дальнейший рост электронного документооборота в налоговой сфере . Он включает в себя:

  1. Поэтапный переход к направлению налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе.
  2. Внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственного от гарантов (банков).

Следующее направление развития касается расширения возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций , необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков.

Также предусмотрено увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырёх до пяти лет , в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

Новое в налоговом администрировании и контроле в 2020 году

2020 год был особенным по количеству различных поправок.Согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 1 апреля 2020 года был введён ряд изменений, направленных на повышение эффективности при взыскании недоимки. Во-первых, появилось ещё одно основание для осмотра – непогашение организацией недоимки, по которой принято решение о взыскании, если её сумма превышает 1 млн рублей (пункт 1 статьи 92 НК РФ). Должностное лицо вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений,документов и предметов организации при наличии её согласия.

Во-вторых, исключено ограничение о праве истребовать документы (информацию) согласно ст. 93.1 НК РФ только в случае проверки лица – теперь это случаи, перечисленные в НК РФ (проведение мероприятий налогового контроля или наличие недоимки и задолженности по пеням и штрафам).

Согласно приказу ФНС России от 10.02.2020 № ЕД-7-8/85@, в случае принятия решения о взыскании недоимки с организации или ИП, у этих лиц могут быть также истребованы документы (информация) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России (пункт 2.1 статьи 93.1 НК РФ).

Кроме того, теперь информация о принятых налоговым органом обеспечительных мерах в отношении организаций не является больше налоговой тайной (п. 14 статьи 102 НК РФ).На сайте ФНС России функционирует электронный сервис «Реестр обеспечительных мер», который может использоваться налогоплательщиком в качестве дополнительного критерия при выборе контрагента.

Налоговые проверки в условиях пандемии

Вторая часть поправок, которая была внесена в 2020 году, была связана с пандемией.Согласно приказу ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@,до особого распоряжения было исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций.

Сейчас частично этот приказ продолжает действие . Так, приказами ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-2/275@ и от 09.07.2020 № БС-7-2/437@ в него были внесены дополнительные изменения. Проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиком, осуществляется с учётом решений руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ и эпидемиологической обстановки в регионе.

Впоследствиибыли приняты также Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 и от 30.05.2020 № 792.С 7 апреля по 30 июня 2020 года приостанавливались:

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и само их проведение;
  • Течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101) в отношении приостановленных проверок и течение сроков, установленных статьей 101.4 НК РФ;
  • Инициирование налоговыми и таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
  • Проведение налоговыми и таможенными органами таких проверок, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам были выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекал до 1 июня 2020 г.

Эволюция контроля: снижение административной нагрузки на бизнес

За последние 10 лет административная нагрузка на бизнессерьёзно снизилась, отметил эксперт. За период 2010-2019 гг. количество ежегодных выездных налоговых проверок сократилось в 8 раз (с 75,6 тыс. выездных проверок в 2010 г. до 9,3 тыс. в 2019). А по результатам 2020 года, планируется, что количество выездных проверок составит около 5,5 тыс. на всю страну.Если в 2010 году охват выездным контролем составлял 10 из 1000 налогоплательщиков, то в 2019 году он составил 1 из 1000 налогоплательщиков.

Тренды налогового контроля 2020-2021 гг.

Спикер рассказал на семинаре о главных трендах налогового контроля, действовавших в 2020 году и продолжающих своё действие в 2021:

Снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков: за первые 9 месяцев 2020 года количество выездных проверок было на 42% ниже, чем за аналогичный период 2019 года (4,2 тыс. вместо 7,2 тыс. в 2019 г.).

  • Акцент на добровольное уточнение налоговых обязательств: если по итогам 2019 года доля самостоятельных уточнений составляла 38%, то за 9 месяцев 2020 года она уже составляет 50%.
  • Пересечение схем уклонения от уплаты налогов: искусственное дробление бизнеса, выплата зарплат сотрудникам «в конвертах», перевод сотрудников в самозанятых лиц или ИП.
  • Устранение «сложных» расхождений по НДС, повышение эффективности установления выгодоприобретателей, формирование «чистой» среды.
  • Цифровизация налогового контроля: развитие АСК «НДС-2», введение с 2021 года системы прослеживаемости.
  • «Обеление» проблемных отраслей и рынков.

Проявление осмотрительности при выборе контрагента

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента – ещё одна из тем, которую осветил Константин Новосёлов в ходе семинара. Как в настоящее время оценивается проявление должной осмотрительности? Достаточно ли для этого использовать лишь сервисы с сайта ФНС?Нет, считает спикер. Одних только сервисов сайта ФНС недостаточно для минимизации налоговых рисков, так как получение из них информации охарактеризует контрагента лишь с точки зрения уплаты налогов. Существует ряд других сервисов, по которым можно оценить риски и благонадёжность контрагента, в том числе его платежеспособность.

Примечание редакции: например, это сервис Такском-Досье . В несколько кликов он позволяет оценить контрагента по множеству критериев, подгружая данные и информацию по нему из различных открытых источников (ЕГРЮЛ, ФССП, реестр банкротов, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и многих других).

Маркировка и прослеживаемость – работа в цифровой среде

Ещё один из трендов не только налоговой политики, но и экономики в целом – это постепенный перевод всех B2G-отношений в электронный вид. Это затронуло сначала работу с маркированным товаром. Затем последовал проект документальной прослеживаемости, который стартует летом 2021 года. Не за горами цифровизация документов, связанных с грузоперевозками – не так давно успешно прошёл эксперимент Минтранса.Постепенно все бизнес-процессы, начиная с момента производства товара до его фактической продажи в магазине, будут полностью переведены в электронный вид. О проектах прослеживаемости и маркировки рассказал Сергей Анисимов, руководитель проекта компании Такском.

Проект документальной прослеживаемости товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ положил начало системе прослеживаемости в РФ. Главное, что она позволяет отследить,– сколько было товара ввезено на территорию РФ, и сколько было продано. У проекта прослеживаемости есть ключевые особенности:

  • За данный процесс отвечает только ФНС, не привлекаются коммерческие организации;
  • В системе прослеживаемости учитываются только импортные товары, которые ввозятся на территорию ЕАЭС;
  • Нет требований к нанесению кодов на товар или упаковку товара;
  • Для прослеживаемости могут выбираться любые товары, которые есть на рынке РФ, не подлежащие обязательной маркировке;
  • Нет запретов на применение каких-то определенных систем налогообложения.

Изменения в Налоговом кодексе, касающиеся прослеживаемости

Чтобы процесс прослеживаемости начал работу, был внесён ряд существенных изменений в НК РФ. Пункт 2.3 статьи 23 НК РФ:появилась обязанность предоставлять отчёты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.Пункт 8.9 статьи 88 НК РФ: при проведении камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы при выявлении несоответствий в налоговых декларациях и других вышеуказанных документах по прослеживаемости.

Изменения в статье 169 НК РФ:

  1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в т.ч. корректировочные, выставляются в электронной форме.
  2. Организации и (или) ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.

А в подпункты 16-18 добавились реквизиты прослеживаемости:регистрационный номер партии товара, количественная единица измерения товара, количество товара.

Товары, подлежащие прослеживаемости, утверждены Постановлением Правительства РФ «О создании национальной системы прослеживаемости товаров». В дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Когда товар ввозится на территорию РФ, ему присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). Этот номер складывается из номера таможенной декларации и номера партии товаров. Далее этот товар идёт с номером «РНПТ» во всех счетах-фактурах, вплоть до момента вывода из оборота.

Товары, подлежащие прослеживаемости, могут выбывать из оборота по ряду оснований:

  • Исключение товаров из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • Выбытие товаров, не связанное с их реализацией (утилизация, переработка);
  • Реализация в розницу;
  • Вывоз товаров в процедуре экспорта;
  • Реализация товара диппредставительствам;
  • Недостача товаров.

Маркировка товаров –совсем другой процесс

Маркировка товаров – это процесс, который сильно отличается от процесса прослеживаемости, обратил внимание слушателей Сергей Анисимов. Самое главное отличие – маркировка предполагает поштучный учет, а не партийный.

Сравнение систем прослеживаемости и маркировки:

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Обязательная маркировка товаров

Какими НПА регулируется

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р, от 28.04.2018 № 791-р и от 03.04.2019 № 620-р

Необходимость нанесения кода на товар

Без физического нанесения кодов и идентификаторов на упаковку товара или сам товар

Код физически наносится на единицу товара

Документарный, «партионный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

Документарный, «поединичный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

К каким товарам применяется

Может применяться к любым товарам, кроме тех, что подлежат маркировке

Применяется только к товарам, на которые можно нанести код

Необходимость в дополнительном оборудовании

Не требуется дополнительное оборудование или модернизация склада

Требуется дополнительное оборудование и модернизация склада

У обоих процессов есть и общая характеристика: что работа с маркированными товарами, что с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязательно включает в себя обмен документами в электронном виде.

Решения компании Такском для ЭДО и маркировки «под ключ»

Компания Такском предоставляет решения для электронного документооборота, который обязателен при работе с маркированными и прослеживаемыми товарами. А для технически более сложного, чем прослеживаемость, процесса – маркировки – компания разработала комплексы готовых решений для маркировки «под ключ» для производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных магазинов.

Что нужно сделать

Нужна, чтобы получать коды маркировки
и передавать сведения
о товарообороте обуви

Для регистрации в системе «Честный ЗНАК», подписи УПД и прочих электронных документов

Онлайн-касса
с прошивкой
для работы
с маркировкой

Обязательна для торговли маркированным товаром

Услуги оператора фискальных данных

Для передачи кассовых чеков в ФНС, а самих кодов маркировки – в «Честный ЗНАК»

Для распознавания кодов DataMatrix

Принтер для печати марок

Для печати кодов DataMatrix, полученных в «Честном ЗНАКе»

ПО для электронного документооборота

Для отправки/приёма товара производителями
и поставщиками,
для передачи сведений
о маркированном товаре
в «Честный ЗНАК»

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

• Время чтения: 16 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 5 по 9 октября 2020 года


Минфин России опубликовал Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на последующий трёхлетний период.

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов со сроком исполнения по декабрь 2021 года включительно. Главной линией через все ключевые направления проходит цифровизация. Запланирована реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации.

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора.

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки.

Правительством Российской Федерации одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Более детальная информация приведена ниже.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


На сайте Минфина России опубликован текст Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Положения, отраженные в документе, включают описание итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2020, условий её реализации, целей и задач на период 2021-2023 годов.

Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.

Ключевые цели и задачи бюджетной политики, структурные приоритеты бюджета на предстоящую трёхлетку озвучены Министром финансов в ходе представления проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

1.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Информационное сообщение Минфина России «Министр финансов представил проект бюджета на 2021-2023 годы в Совфеде»

Источник публикации:

Дата публикации:

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики


Общенациональный план - документ прямого действия, включающий более 500 конкретных мероприятий со сроком исполнения: июнь 2020 г. - декабрь 2021 г. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов:

  • июнь - сентябрь 2020 (адаптация): главные цели - не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях;
  • октябрь 2020 - июнь 2021 (восстановление): основная задача - вернуться к росту экономики и доходов граждан, достичь уровня не ниже 100% к 2019 году;
  • июль - декабрь 2021 (активный рост): обеспечение активного роста, как экономики, так и реальных доходов населения.

При этом оговаривается, что цели достижимы в указанные сроки при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Следует отметить, что многие из запланированных мероприятий уже выполнены.

Значительное место в перечне запланированных мероприятий занимают меры, направленные на цифровизацию. Так, в документе указано: «Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики». В этих целях планируется, в частности, реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Общенациональный план синхронизирован с проектом федерального бюджета на следующие три года, а также с национальными целями развития.

Напомним, что в настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает работу над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий проект должен быть представлен на рассмотрение Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Источник публикации:

Дата публикации:

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации


Как известно, с 1 января 2021 года вступает в силу норма об использовании Перечня для формирования реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Перечень), установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее - Постановление № 868).

В числе утверждённых правил Постановлением № 868 установлена обязанность проведения проверок информации, содержащейся в Перечне, как на уровне финансовых органов, так и на уровне Федерального казначейства. На истекшей неделе прошел регистрацию в Минюсте России приказ Минфина России от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации».

Документ устанавливает общие подходы к проведению соответствующих проверок, особенности проверок, осуществляемых финансовыми органами, а также Федеральным казначейством. Его вступление в силу произойдёт по истечении трёх месяцев после дня его официального опубликования (06.01.2021). На уровне Федерального казначейства утверждение порядка организации работ по проведению проверок в рамках возложенных полномочий должно быть обеспечено к 05.02.2021 года.

Обращаем внимание, что разъяснения по вопросу формирования в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, приведены в письме Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956. Данное письмо содержит информацию о структуре Перечня и порядке формирования и проверки информации в нем, как в части групп источников доходов, так и в части источников доходов бюджетов.

1.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 02.10.2020 № 60200)

Источник публикации:

Дата публикации:

2.Письмо Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956 «О формировании в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты»

Документ опубликован не был, текст содержится в СПС Консультант Плюс

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора


Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н, утверждающий изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в Инструкцию по его применению.

В числе изменений - включение новых счетов для учета операций со средствами на едином казначейском счете (ЕКС).

Новации подлежат применению при формировании учетной политики и показателей учета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые могут быть применены в 2020 году по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики.

Источник публикации:

Дата публикации:

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки


Завершена регистрация в Минюсте России пакета документов, разработанных Росреестром, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки.

Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года с №№ П/0279 по 0287 утверждены отдельные Порядки, требования и критерии, а также формы актов, заявлений и документов. Полный перечень соответствующих документов, реквизиты, а также ссылки на источник публикации приведены в таблице 1.


Вступление новаций в силу предусматривается в разные сроки. В целях реализации отдельных из них, возможно принятие соответствующих решений на региональном уровне.

В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что 26 ноября т.г. в рамках некоммерческого проекта «Эксперт БФТ» планируется проведение вебинара, посвященного обзору новаций в сфере земельно-имущественных отношений. Зарегистрироваться для участия, а также ознакомиться с материалами уже проведённых мероприятий, возможно перейдя по ссылке.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов


8 октября т.г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором одобрены инициативы, направленные на обеспечение эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Речь идёт о проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», внесённом на общественное обсуждение весной т.г. Проектом постановления:

  • утверждается Положение о ведомственных программах цифровой трансформации;
  • вносятся изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения состава материалов, прилагаемых к проекту акта, направляемого в Минцифры России на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования;
  • признаются утратившими силу ряд актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

В числе наиболее значимых новаций - отказ от ежегодного формирования и согласования государственными органами с Минцифры России своих планов информатизации на очередной финансовый год и плановый период и переход на программно-целевой принцип управления своей деятельностью, использование принципов проектного управления.

1.Решение заседания Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 (2020 год, №38), п.17

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»

Читайте также: