Налог на бороду прямой или косвенный

Опубликовано: 20.09.2024

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online

Налог на бороды как способ пополнения казны

Положение вещей в сфере налогообложения государства всегда было предметом резкой критики граждан страны. В любую историческую эпоху население относилось к финасовым затратам такого рода с долей скепсиса, но казна всегда нуждалась в пополнении. Русский царь Петр Первый подходил к вопросу творчески, если не сказать - креативно. Во всяком случае, в историю он вошел как реформатор. В том числе в налогообложении и моде на Руси.

Когда Петр пришел к власти, Россия не была богатым государством. Уже в первые годы царствования молодой глава страны столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Соответственно, количество налогов возросло ( а куда деваться!) и резко увеличились их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. В связи с этим ощутимо вырос бюрократический аппарат - появилась категория лиц, на которых была возложена задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Фантазия у новых управленцев заработала на полную катушку.

Сам Петр давал к этому немало оснований. Одной из его идей был курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. С учетом консервативности доставшейся ему державы, Петр решил подвести под преображение русских людей все разумные и неразумные основания, чтобы исключить протесты.

Все началось после возвращения Петра в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Как и ожидалось, новые порядки приживались с трудом. Силовые методы решения вопроса принимаись в штыки, народ роптал, расставшись с бородой, кое-где были зафиксированы самоубийства. Церковь считала бритье бороды грехом, а священники отказывали в благословении безбородому. В конце концов, 5 сентября 1698 года Пётр Первый установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Тгда же был введен и специальный металлический жетон - бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения, отмечает Сalend.ru.

Позже указом 1705 года все россияне мужского пола за исключением священников, монахов и крестьян, были обязаны брить бороды и усы. Налог за ношение бороды рассчитывался в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека. Дифференциация происходила следующим образом : с царедворцев, городовых дворян, чиновников за бороду брали по 600 руб. в год, с купцов - по 100 руб. в год; с посадских людей - по 60 руб. в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 руб. ежегодно. Эта пошлина не распространялась на крестьян, но каждый раз при въезде в город они платили по 1 копейке «с бороды». Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

Это был типичный пример государственного подхода к решению вопроса по изъятию средств у населения. В самом начале царствования Петра этим занимались его личные друзья. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. В их обязанности входило придумывать новые объекты обложения.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный - с конных и яловочных кож, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. Так что раздутый бюрократический аппарат - не показатель современности, а исторически сложившаяся традиция. Не самое удачное наше приобретение, надо сказать.

В эпоху Петра I (1672—1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения — налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. [c.41]


Налог на бороды (пошлина на усы и бороды) — 41 [c.420]

На этом пути встречалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в. поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездетность и т. д. [c.354]

Налоги и сборы не могут быть произвольными. Они должны иметь экономическое основание. Данное положение имеет принципиальное значение для законодательной деятельности по установлению налогов. Оно ограничивает фискальный суверенитет государства и защищает плательщиков от произвольно, безосновательно установленных налогов. Законно установленным может считаться налог, имеющий экономический смысл и основание. Примером налога, не имеющего экономического основания, может служить налог на бороду (из исторического опыта) или так называемый пограничный налог на выезд из страны и въезд в страну (из современного опыта). Экономическим основанием налога не может служить пустая казна или бюджетный дефицит. Потребность государства в финансовых ресурсах в принципе не может быть удовлетворена полностью. Однако только ее наличие не может считаться достаточным основанием для фиска. Не любой факт (событие, действие, состояние) может стать юридически значимым (юридическим) фактом, порождающим обязанность платить налог, а лишь тот, который свидетельствует о возникновении дохода, получении прибыли, приобретении имущества, увеличении его стоимости, появлении иного материального блага как в результате экономической деятельности налогоплательщика, так и по другим основаниям, не связанным с такой деятельностью (например, наследование, дарение). Эти экономические реалии и могут являться экономическими основаниями налога (см. также комментарии к ст. 38 НК). Категория экономическое основание налога нуждается еще в теоретическом осмыслении. Однако уже сейчас его использование в НК в состоянии оказать существенное влияние на налоговую политику государства. [c.18]


Изыскивая источники дополнительных государственных доходов, Петр I ввел налог на бороды Уплата такого налога подтверждалась специальным жетоном, который каждый бородач должен был носить с собой, чтобы его случайно не побрили насильно в наказание за неуплату. [c.274]

Налоги издавна стали любимым полем для проявления изобретательности правителей всех стран и народов. Например, в историю России навсегда вошла история о том, как Петр I ввел налог на. бороды, чтобы, ударяя по карману , приучить своих подданных ежедневно бриться. [c.276]

Дело в том, что в России ещё при Петре I была установлена государственная монополия на торговлю алкогольными напитками. Как вы помните из истории, Петр I постоянно вел войны, требующие больших денег, и государственная казна все время испытывала нехватку денежных средств. Именно поэтому при Петре I были введены всевозможные налоги - даже налог на бороды. Целям пополнения царской казны служило и установление монополии государства на продажу спиртных напитков. Это приносило большие доходы казне, так как спиртные напитки, к сожалению, являются товаром повышенного спроса и, следовательно, их можно продавать по достаточно высоким ценам. Учитывая низкие издержки их производства, легко догадаться, какие прибыли получают продавцы этого товара. Государственная монополия на продажу алкогольных напитков так и просуществовала в России до самой революции. Существовала она, конечно, и при Советской власти, но здесь она не являлась чем-то особенным, так как при социализме государственная монополия распространялась практически на все производство и на весь рынок, хотя сам термин монополия не использовался по отношению к социалистической системе хозяйствования. До революции государственная монополия отнюдь не была повсеместной - она распространялась лишь на некоторые высокодоходные товары массового спроса, в том числе и на спиртные напитки. Поэтому кабаки, в которых подавались водка, брага и другие алкогольные напитки, в народе прозвали монопольками . [c.54]


ПРИБЫЛЬЩИК — в России — чиновник, изыскивающий новые источники доходов казны. Должность, введенная Петром I. В обязанности П. входило сидеть и чинить государю прибыли , т.е. изобретать новые налоги, сборы. Усилиями прибыльщиков были введены гербовый сбор, подушный налог, сбор с извозчиков в размере 10% доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный и другие налоги и сборы. Особо облагались даже оппозиционные религиозные группы — раскольники должны были платить двойную подать. В 1705 г. была установлена пошлина на усы и бороды. От этой пошлины были освобождены только сибирские жители, все остальные, желавшие носить бороду, ежегодно платили пошлину царедворцы и служилые люди — по 60 руб., боярские люди, помещики, церковные причетчики и все московские жители — по 30 руб. С крестьян брали по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. [c.170]

Постоянно вводились новые налоги, придумывавшиеся "прибыльщиками", — в петровские времена было около семидесяти налогов, включая такие, как "банный", "с бороды" (50 руб. с раскольника или православного бородача — сумма немалая), "с обрядов", "подужный" с извозчиков — десятая доля найма, "привальный" и "отвальный" — с плавных судов, "хомутейный", "шапочный" и "сапожный" — от их клеймения, "пчельный", "мельничный" и т.п. Но не все они давали реальные доходы. Главным был доход от прямого обложения всего податного населения. Он давал в 1724 г. 54% всех доходов бюджета косвенные налоги составили 24,9% доходов. Монетная регалия, дававшая в начале века до четверти всех доходов, к тому времени сократилась до 2,5%. Незначительной была в бюджете доля пошлин — 1,8%, зато соляной доход был очень существенным — 7,76%. [c.80]

Налог на бороду — налоги, взимавшиеся в разных странах с обладателей бороды. Как правило, налогом облагались не все сословия.

Beard token.jpg


Содержание

Англия XVI века

Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535. Этот налог зависел от социального статуса носителя бороды. Дочь короля Елизавета I тоже вводила аналогичный налог, которым облагалась любая борода, растущая больше двух недель. [1]

Франция XVI века

Основателем моды на ношение бороды среди духовенства Франции стал король Франциск I (1515—1547). Правительство обложило священнослужителей налогом: духовенство победнее предпочитало бриться. [2] Возникли споры сторонников и противников права на бесплатное ношения бороды и вообще на её ношение, что повлекло вмешательство высших католических иерархов с попытками запретить бороду. Запрет на ношение бороды и длинных волос истекал из предписания лат. Clericus nec comam nutriat nec barbam , и осуждение бороды звучало ещё в 1119 году на Тулузском соборе, однако правило можно было трактовать в пользу короткой бороды. Полный запрет на бороду попытался ввести в 1576 году кардинал Карло Борромео, издавший пасторское послание (англ.) русск. «De barba radenda». [3]

Россия XVIII века

Question book-4.svg

Пошлина на ношение бороды введена в 1698 году Петром I.

Указом от 10 января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

  • с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год
  • с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
  • с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
  • со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.

Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.

См. также

  • Борода
  • Бородовой знак
  • Налоги на уши и нос

Примечания

  1. ↑ M. E. Sharpe, Challenge, v. 2, 1967
  2. ↑ Г. Вейс, Энциклопедия материальной культуры, Внешний вид народов с древнейших до наших времён, гл. 10
  3. The Catholic encyclopedia, v.2, 1913, статья Beard (автор Herbert Thurston)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Налог Робин Гуда
  • Налог на дымовые трубы

Смотреть что такое "Налог на бороду" в других словарях:

Налоги на уши и нос — Налог на уши и налог на нос были временно введены в 1920 х годах в государстве Тибет для обеспечения военных нужд. Хотя факт наличия этих налогов неоднократно упоминается китайскими,[1][2] тибетскими[3] и западными[4][5][6] авторами,… … Википедия

Борода — Курчатов, «отец» советской атомной бомбы, среди ближайших коллег носил прозвище «Борода»[1] Борода волосяной покров на нижней части лица. У человека борода является одним из мужских вторичных половых признаков, о … Википедия

Бородовой знак — Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой Бородовой знак, бородовая копейка металлический жетон, служащий квитанцией об оплате особой пошлины на ношение бороды (введена Петром I в 1698 году). Указом от 10 января 1705 года… … Википедия

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кошон, Пьер — Пьер Кошон фр. Pierre Cauchon Бартелеми Ре … Википедия

Борода и усы — элементы мужской прически. Мы часто сталкиваемся с некоторой снисходительностью в отношении к женским прическам разных эпох, но мы представить себе не можем, что творили мужчины тех же времен с растительностью на своем лице. В эпоху Нового… … Энциклопедия моды и одежды

Петр I: реформатор и чудак — 335 лет назад, 9 июня 1672 г., родился Петр I, первый российский император. Великий правитель и реформатор в повседневной жизни вел себя непредсказуемо и страдал приступами ярости. Он мастерил корабли и устраивал карнавалы для простонародья, а… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I — [Греческая Республика; греч. Ελληνική Ϫημοκρατία], гос во в юго вост. Европе, занимающее юг Балканского п ова. Территория 131 944 кв. км, в т. ч. островов 25 тыс. кв. км, береговая линия имеет длину 4100 км (с учетом островов ок. 15 тыс. км). На… … Православная энциклопедия

Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. — Сельское хозяйство. Положение крестьян Крепостническое землевладение, как и в допетровское время, продолжало расширяться за счет царских пожалований. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс.… … Всемирная история. Энциклопедия

Сегодня многие молодые люди носят усы или бороду. Кто-то - следуя моде, кто-то - считая такое украшение на лице частью своего имиджа. Современный мужчина вправе сам выбирать, быть ему усатым-бородатым или нет. В петровские времена это ему вряд ли бы удалось: тогда бородачам объявили самую настоящую войну.

Пожалуйте бриться! Как Петр I ввел налог на бороду | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Указ от 16 января 1705 года гласил: «. чтоб впредь с сего Его Великого Государя указа, бороды и усы брили». Исключение было сделано только для «попов и дьяконов». Новшества шли в разрез с указами отца Петра царя Алексея Михайловича, гласившими, чтобы «волосов у себя на голове не подстригали. ». Однако то, что еще вчера было запрещено, теперь становилось обязанностью.

Для тех, кто не желал расстаться с бородой, вводилась годовая плата от 30 до 100 рублей в зависимости от должности и положения. Заплатившему за ношение бороды полагался знак, который надлежало «носить на себе». Крестьяне при входе и выходе из города должны были платить одну копейку с бороды («без пошлин не пропускать»). Понятно, что государственная казна тем самым существенно пополнялась.

В последующие годы «цена на бороду» несколько упала: В соответствии с указом от 6 апреля 1722 года особая плата за нее составляла 50 рублей в год.

Однако бородачей стали дискриминировать по одежде. Им, а также раскольникам (старообрядцам) полагалось носить старое платье: «зипун (крестьянский кафтан из толстого сермяжного сукна. - М. Г.) с стоячим клееным козырем (воротником. - М. Г.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. - М. Г.) и однорядку с лежачим ожерельем». Указом определялся красный цвет воротника, а вот платья красных цветов бородачам носить запрещалось.

Закон не дозволял даже принимать челобитные письма в суде от бородачей «не в том платье» (исключение составляли крестьяне «подлинные пашенные»). Даже если годовой налог за бороду был заплачен, но одет человек не по указу, с него полагалось брать его заново: «. кто увидит кого с бородою без такого платья, чтоб приводили к Комендантам или Воеводам и приказным, и там оной штраф на них правили, из чего половина в казну, а другая приводчику, да сверх того его платье».

Тех, у кого не было денег на уплату штрафа за ношение бороды, государство, по сенатскому указу от 28 июня того же года, отправляло в Рогервик (гавань, строившаяся каторжанами, ныне эстонский город Палдиски на берегу Финского залива). «А буде они бороды выбреют и впредь брить станут, и в том утвердят себя письменно, таковых. освобождать без штрафов».

Правительствующий Сенат делал некоторые послабления для бородачей из купечества и непашенного крестьянства, занимающегося торговлей или ремеслом. В указе от 14 июня 1723 года говорилось: «. если им платить нечем, брить и отпускать из-под караула на поруки и под росписки, . а которые. бороды брили, а потом, за каким ни есть случаем, недели 2, или 3 запустили, и в том покажут свидетельство, и впредь о бритье не отрекаются: таким велеть выбрив и освобождать без штрафов».

13 ноября 1724 года Петр I велел «раскольщикам и бородачам, кроме крестьян, давать знаки медные, чтоб нашивали на верхнем платье старинном, какое им велено носить». Надпись на знаке гласила: «Борода лишняя тягота, с бороды пошлина взята». Каждый год знак следовало переменять, «дабы знать было мочно, платил ли тот год он с бороды или нет».

Война с бородачами продолжилась и после смерти Петра. Екатерина I, например, издала особый указ, касавшийся отставных офицеров и рядовых. Она повелела им «носить немецкое платье и шпаги, и бороды брить; а ежели где в деревнях таких людей, которые брить умеют, при них не случится, то подстригать ножницами до плоти в каждую неделю по дважды, и каждому содержать себя в чистоте, так как в полках служили».

Ослушников из бывших урядников и рядовых государыня велела наказывать батогами, с офицеров брать штраф на госпиталь и присылать его в Военную коллегию. В указе оговаривались «законные причины» для тех, кто «бороду запустил»: болезнь или арест.

Во времена Анны Иоанновны иностранцы отмечали «длинные неопрятные бороды и волосы» русского духовенства. Англичанка Элизабет Джастис, несколько лет жившая в Петербурге, свидетельствовала, что священники «носят длинную бороду и оценивают друг друга в значительной степени по ее виду».

В елизаветинское правление петровские требования были подтверждены. Сенатский указ от 19 февраля 1743 года вновь напоминал о необходимости бриться и носить немецкое платье.

Воевали с бородой не только государевы люди. Известен такой случай: белгородские купцы Василий Ворожейкин и Андрей Курчанинов написали в Сенат, отмечая, что «многие разных чинов люди. упрямством своим ходят в неуказном платье и носят бороды. и поныне при портах и в других знатных городах. а иные таковым платьем и торгуют и определенными указами штрафов не слушают. ».

Бдительные купцы предлагали свои услуги в уличении нарушителей «и взысканием с них за ослушание в ношении бород и русского платья, по силе указа штрафов. ». Они брались прирастить в казну ее императорского величества в 1748 году более чем на 50 тысяч рублей. Правда, Сенат инициативу не поддержал, объяснив, что за «смотрение и взыскания» отвечают губернаторы и воеводы, а для сбора с раскольников и бородачей положенных денег учреждена Раскольническая контора.

После Елизаветы Петровны указов о бородах больше не издавали. С ними просто перестали бороться. В XIX веке, начиная с Николая I, все российские государи были либо с усами, либо с бородой и усами, как Александр III и Николай II. От поданных цари уже не требовали брадобрития.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6634) от 28.02.2020 под заголовком «Пожалуйте бриться!».

Читайте также: