Основные направления бюджетной налоговой и таможенно тарифной политики на

Опубликовано: 02.05.2024

• Время чтения: 16 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 5 по 9 октября 2020 года


Минфин России опубликовал Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на последующий трёхлетний период.

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов со сроком исполнения по декабрь 2021 года включительно. Главной линией через все ключевые направления проходит цифровизация. Запланирована реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации.

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора.

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки.

Правительством Российской Федерации одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Более детальная информация приведена ниже.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


На сайте Минфина России опубликован текст Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Положения, отраженные в документе, включают описание итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2020, условий её реализации, целей и задач на период 2021-2023 годов.

Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.

Ключевые цели и задачи бюджетной политики, структурные приоритеты бюджета на предстоящую трёхлетку озвучены Министром финансов в ходе представления проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

1.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Информационное сообщение Минфина России «Министр финансов представил проект бюджета на 2021-2023 годы в Совфеде»

Источник публикации:

Дата публикации:

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики


Общенациональный план - документ прямого действия, включающий более 500 конкретных мероприятий со сроком исполнения: июнь 2020 г. - декабрь 2021 г. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов:

  • июнь - сентябрь 2020 (адаптация): главные цели - не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях;
  • октябрь 2020 - июнь 2021 (восстановление): основная задача - вернуться к росту экономики и доходов граждан, достичь уровня не ниже 100% к 2019 году;
  • июль - декабрь 2021 (активный рост): обеспечение активного роста, как экономики, так и реальных доходов населения.

При этом оговаривается, что цели достижимы в указанные сроки при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Следует отметить, что многие из запланированных мероприятий уже выполнены.

Значительное место в перечне запланированных мероприятий занимают меры, направленные на цифровизацию. Так, в документе указано: «Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики». В этих целях планируется, в частности, реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Общенациональный план синхронизирован с проектом федерального бюджета на следующие три года, а также с национальными целями развития.

Напомним, что в настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает работу над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий проект должен быть представлен на рассмотрение Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Источник публикации:

Дата публикации:

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации


Как известно, с 1 января 2021 года вступает в силу норма об использовании Перечня для формирования реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Перечень), установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее - Постановление № 868).

В числе утверждённых правил Постановлением № 868 установлена обязанность проведения проверок информации, содержащейся в Перечне, как на уровне финансовых органов, так и на уровне Федерального казначейства. На истекшей неделе прошел регистрацию в Минюсте России приказ Минфина России от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации».

Документ устанавливает общие подходы к проведению соответствующих проверок, особенности проверок, осуществляемых финансовыми органами, а также Федеральным казначейством. Его вступление в силу произойдёт по истечении трёх месяцев после дня его официального опубликования (06.01.2021). На уровне Федерального казначейства утверждение порядка организации работ по проведению проверок в рамках возложенных полномочий должно быть обеспечено к 05.02.2021 года.

Обращаем внимание, что разъяснения по вопросу формирования в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, приведены в письме Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956. Данное письмо содержит информацию о структуре Перечня и порядке формирования и проверки информации в нем, как в части групп источников доходов, так и в части источников доходов бюджетов.

1.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 02.10.2020 № 60200)

Источник публикации:

Дата публикации:

2.Письмо Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956 «О формировании в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты»

Документ опубликован не был, текст содержится в СПС Консультант Плюс

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора


Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н, утверждающий изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в Инструкцию по его применению.

В числе изменений - включение новых счетов для учета операций со средствами на едином казначейском счете (ЕКС).

Новации подлежат применению при формировании учетной политики и показателей учета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые могут быть применены в 2020 году по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики.

Источник публикации:

Дата публикации:

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки


Завершена регистрация в Минюсте России пакета документов, разработанных Росреестром, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки.

Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года с №№ П/0279 по 0287 утверждены отдельные Порядки, требования и критерии, а также формы актов, заявлений и документов. Полный перечень соответствующих документов, реквизиты, а также ссылки на источник публикации приведены в таблице 1.


Вступление новаций в силу предусматривается в разные сроки. В целях реализации отдельных из них, возможно принятие соответствующих решений на региональном уровне.

В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что 26 ноября т.г. в рамках некоммерческого проекта «Эксперт БФТ» планируется проведение вебинара, посвященного обзору новаций в сфере земельно-имущественных отношений. Зарегистрироваться для участия, а также ознакомиться с материалами уже проведённых мероприятий, возможно перейдя по ссылке.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов


8 октября т.г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором одобрены инициативы, направленные на обеспечение эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Речь идёт о проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», внесённом на общественное обсуждение весной т.г. Проектом постановления:

  • утверждается Положение о ведомственных программах цифровой трансформации;
  • вносятся изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения состава материалов, прилагаемых к проекту акта, направляемого в Минцифры России на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования;
  • признаются утратившими силу ряд актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

В числе наиболее значимых новаций - отказ от ежегодного формирования и согласования государственными органами с Минцифры России своих планов информатизации на очередной финансовый год и плановый период и переход на программно-целевой принцип управления своей деятельностью, использование принципов проектного управления.

1.Решение заседания Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 (2020 год, №38), п.17

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

вторник, 6 октября 2020 г.

Обнародованы Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг. (+ Коммент от А.В. Брызгалина)


Комментарий от А.В. Брызгалина: Честно признаться, давно я не видел более бессодержательного и пустого документа о плановых налоговых показателях на среднесрочное будущее. Идей никаких, одни перепевки того, о чем говорилось несколько лет назад. Почти половина из налоговой тематики – уже принятые нормы и внедренные институты. Зачем они в «Основных направлениях…» - не понимаю.

Во-первых, у меня такое впечатление, что готовился этот документ в уверенности, что никто его особо читать не будет. Ну, якобы, вот должен быть такой «докУмент», сейчас напишем, а что там написано, уже не особо и важно.

Во-вторых, очень много в документе «отчетной» информации о том «что сделано». Может быть это, конечно, и надо записывать в «плановых документах», но мне кажется, что «отчет о проделанной работе» более уместнее размещать не в «Основных направлениях…», а в каком-то другом специальном документе.

Свои главные заслуги в «налоговой политике» 2020 года Минфин видит в стимулировании инвестиционной активности (ну да, ведь 1 апреля был принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ"), а также в расширении специального налогового режима для самозанятых – налога на профессиональный доход (НПД) (с 1 июля 2020 года «НПД» может применяться на всей территории России). Так, В «Основных направлениях. » указывается, что этот режим пользуется особой популярностью у населения и по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 г.).

Еще Минфин отмечает заслуги по вопросам создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей: введен институт «авансовой» уплаты налогов для физлиц ( «единый налоговый платеж»), сокращено количество предоставляемой отчётности по имущественным налогам организаций (ну это со следующего 2021 г.).

Что касается налоговой политики будущего, то в документе по этому поводу применен не совсем понятный мне термин « Структурный маневр в налоговой системе», который подразумевает под собой манёвр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

· повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

· повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

· снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «оффшорного» капитала).

Иными словами, снижение фискальной нагрузки за МСП будет проводиться за счет ресурсных налогов.

Так, «повышение эффективности льгот при добыче нефти» включает в себя:

· отмену льгот по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД;

· отмену льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр;

· предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Что касается «повышение справедливости распределения природной ренты», то оно подразумевает повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

«Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов», включает в себя повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в т.ч. Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды).

Интересно, кстати, было прочитать в «Основных направлениях…» пассаж о том, что з а прошедшее десятилетие наблюдалось как увеличение общего объема льготируемой добычи, так и расширение категорий/типов льгот:

· только с 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% до 46,3% (в 2019 г.) ;

· объем соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета увеличился более чем втрое: с 0,4 трлн. рублей в 2013 году до 1,4 трлн. рублей в 2019 г.

При этом вышеуказанные меры, внимание, почти цитата, не привели к значимым изменениям в динамике объема добычи и инвестиций в отрасли.

Вот это вывод! Выходит все льготы были представлены нефтяникам напрасно?

Не обходят «Основные направления…» и налоговую поддержку МСП, которая предусматривает:

· снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

· расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСН) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим ЕНВД: обеспечит комфортный переход индивидуальных предпринимателей (ИП) с ЕНВД на ПСН;

· продление до 2024 г. права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);

· исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.

Если в двух словах, то ничего нового и ничего конкретного. Всё это мы уже слышали раньше. Даже не понятно, так будет сохранен ЕНВД или всё-таки нет? Но судя по тому, что они не пишут категорично «об отмене ЕНВД», можно предположить, что Минфин сохраняет этому спецрежиму шанс.

Таким образом, свежих налоговых идей у Минфина для МСП нет.

И это при том, что все органы власти, начиная с марта месяца были буквально завалены предложениями о снижении налоговых ставок, о точечной настройке налоговых аспектов бизнеса и т.д. (я сам написал и подготовил их несколько штук, а уполномоченный по защите прав предпринимателей и деловых объединения передавали их в Правительство буквально пачками).

Что касается мер повышения инвестиционной активности, то там примерно та же картина:

· введение налогового вычета по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных с 2022 г.), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

· переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

· уточнение параметров режима НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

· повышение эффективности деятельности институтов развития;

· реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Ясность появилась? Лично у меня нет.

Отдельный раздел «Основных направлений..» посвящен анализу применения режима НДД в 2019-2020 гг. и предложениям по повышению его бюджетной эффективности, но в основном речь там идет об ужесточении контроля за применением льготных механизмов по этому режиму.

Отдельный раздел в «Основных направлениях …» касается «деофшоризации российской экономики»:

· пересмотр СИДН в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;

· введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн. рублей; без декларирования таких доходов) в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

· сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения : развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

· приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

Из относительно «нового» я обратил внимание на два обстоятельства:

· пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР (хотя это можно считать проявлением текущей работы налоговых органов).

· урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Из раздела «повышения качества налогового администрирования» тоже ничего примечательного:

· развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

· введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;

· включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);

· расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора (может это намёк на то, что налоговики получат упрощенный доступ к информации о банковской деятельности физических лиц, о чем писал уже РБК);

· внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);

· определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

· введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

· развитие электронного документооборота в налоговой сфере;

· увеличение срока хранения документов, необходимых для расчета налогов, с 4 до 5 лет.

Ну и, конечно, по-прежнему Минфин работает над вопросом определения эффективности налоговых льгот, в частности, будет обеспечена методологическая поддержка оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования «лучших практик» управления налоговыми расходами

Иными словами, вот и все «Основные направления…»… А может быть это и есть та самая «стабильность», о которой так мечтали налогоплательщики?


Feedback
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________

Накопление профицита бюджета будет продолжено

В 2020-2022 гг. Минфин планирует сохранить профицит практически во всех компонентах бюджетной системы – не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов РФ, а также отдельных внебюджетных фондах (см. табл. 1). Учитывая, что предварительные оценки Минфина относительно доходов и профицита нередко оказываются заниженными, можно ожидать, что в действительности профицит бюджетной системы окажется выше этого уровня. Иными словами, в планах министерства – продолжить накопление средств, невзирая на то, что стратегические цели и задачи социально-экономического развития подразумевают, напротив, активное расходование средств на инвестиционные цели.


Таким образом, хотя планы по финансированию национальных проектов предполагают активное бюджетное стимулирование экономики, факт сохранения профицита бюджетов свидетельствует о том, что планируемые изъятия (прежде всего в форме налогов, страховых взносов и пошлин) окажутся выше расходов.
Важно отметить, что и сами расходы бюджета на предстоящие годы не претерпят резких изменений. Так, согласно «Основным направлениям…», суммарные расходы бюджетной системы должны увеличиться с 34,1% ВВП в 2019 г. до 34,6% в 2022 г., а расходы по разделу «Национальная экономика» – с 4,6% ВВП в 2019 г. до 4,8% ВВП в 2022 г.

Такое положение дел связано с тем, что существенная часть расходов, относимых сейчас к расходам по национальным проектам, по сути, представляет собой текущие расходы по соответствующим статьям или программам, которые финансировались бы и в отсутствие нацпроектов как таковых.

Фискальная нагрузка на экономику будет снова расти

Несмотря на то, что в «Основных направлениях…» много внимания уделяется национальным целям развития (таким как вхождение России в пятерку ведущих стран мира, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций до 25% ВВП и т.д.), фактически целый ряд предложений Минфина указывает на рост фискальной нагрузки на экономику.

При этом Минфин признает, что налоговая нагрузка на экономику в последние годы уже повысилась. По данным Минфина, если в 2015 г. налоговые доходы бюджета составили 28,97% ВВП, то в 2018 г. – уже 32,72% ВВП (стр. 71). Следует ожидать, что по итогам 2019 г. этот показатель станет еще выше (учитывая повышение НДС до 20%, а также индексацию акцизов, страховых взносов, продолжение роста нагрузки по имущественным налогам и т.д.). Такая же тенденция, судя по «Основным направлениям…», будет продолжена и в 2020-2022 гг., причем в отношении и бизнеса, и населения. В частности, Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, осуществить перевод более широкого круга объектов имущества на налогообложение по кадастровой стоимости (стр. 78), а также ввести новый туристический сбор (стр. 84), который должен иметь более широкое применение, чем существующий сейчас курортный сбор.

Минфин призывает к пересмотру налоговых стимулов, используя завышенные оценки выпадающих доходов бюджета

В планах Минфина на 2020-2022 гг. – пересмотр так называемых «налоговых расходов», то есть налоговых льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровне. В «Основных направлениях…» (стр. 44-45) указано, что в целом по России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных льгот и преференций, которые, как оценивает Минфин, приведут в 2019 г. к недополучению доходов бюджета на сумму 4077,3 млрд. руб. По оценке ведомства, к 2022 г. эта сумма достигнет 4576,8 млрд. руб.

Однако судя по комментариям Минфина к этим оценочным данным, для оценки «налоговых расходов» ведомство применяет крайне упрощенный подход: выпадающие доходы от льгот и преференций оцениваются на основе существующей налоговой базы, без учета того, что в отсутствие предоставленных стимулов налоговая база оказалась бы ограничена. Например, «налоговые расходы» бюджета по освобождению экспортеров от НДС оцениваются как сумма НДС, которую уплатили бы эти экспортеры, если бы такого освобождения у них не было. Однако при этом совершенно упускается из виду сама суть налоговых стимулов: те же экспортеры при отсутствии освобождения от НДС не смогли бы экспортировать такой же объем товаров и услуг, так как ценовая конкурентоспособность этой продукции была бы существенно снижена.

В целом, такие оценки «налоговых расходов» и призывы к их пересмотру отражают один из фундаментальных принципов работы Минфина – преобладание бухгалтерского подхода к бюджету и фискальной политике. В рамках этого подхода основное внимание сосредоточено на формировании текущих доходов и расходов, обеспечению бюджетной экономии и возможных накоплений в виде профицита бюджета. При этом те инструменты развития экономики, которые подразумевают снижение доходов и профицита в текущем периоде, но при этом способствуют расширению налоговой базы (и налоговых поступлений) в будущем, практически игнорируются. Однако сейчас такой подход к фискальной политике – это серьезное препятствие к достижению национальных стратегических целей, таких как ускорение экономического роста, повышение производительности труда, рост инвестиционной активности и т.д. Ярким примером этого является подход к стимулированию инвестиционной активности бизнеса в «Основных направлениях…».

Предлагаемые меры по стимулированию инвестиций явно недостаточны для достижения поставленных целей

Для достижения национальной цели – повышения инвестиций до 25% ВВП к 2024 г. – необходимо уже сейчас принять меры и решения по стимулированию инвестиционной активности.

Как представляется, со стороны налоговой политики ключевой мерой стимулирования инвестиционной активности мог бы стать инвестиционный вычет по налогу на прибыль, который был введен в Налоговый кодекс в конце 2017 г. Однако действующий механизм этого вычета подразумевает, что практически все выпадающие доходы, связанные с предоставлением вычета, относятся к бюджетам субъектов РФ. В результате этот вычет действует сейчас менее чем в четверти регионов России, причем в I полугодии 2019 г. им смогли воспользоваться только 156 компаний (0,02% налогоплательщиков). Выходом из сложившейся ситуации может стать предоставление компенсаций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в связи с предоставлением инвестиционного вычета, тем более что ожидаемый профицит федерального бюджета позволяет реализовать такую меру. Но в «Основных направлениях…» нет предложений по реформированию этого вычета.

Вместо этого Минфин предлагает ввести новый вычет по налогу на прибыль на финансирование научно-исследовательских работ, а также обеспечить возможности «компенсации затрат на создание необходимой для проектов инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов» (стр. 32). Эти предложения потенциально могут внести позитивный вклад в активизацию инвестиционных процессов. Однако то, каким именно образом они будут реализованы на практике, может существенно отразиться на их результативности.

В частности, в отношении вычета на финансирование научно-исследовательских работ в документе указано, что право предоставления этого вычета будет принадлежать регионам, и при этом нет никаких сведений о том, предполагается ли направлять средства федерального бюджета на поддержку регионов, которые примут решение предоставлять такой вычет. В отсутствие такой поддержки возникнут те же сложности, что и с инвестиционным вычетом, и данная мера по факту будет иметь крайне ограниченное применение.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и с предоставлением компенсации инвесторам на создание объектов инфраструктуры общего пользования. В документе указано, что эта компенсация будет предоставляться « за счет вновь уплачиваемых налогов». С высокой вероятностью это означает, что такая компенсация будет растянута во времени, хотя в сложившейся ситуации с инвестициями принципиально важно, чтобы такая компенсация была предоставлена инвестору в короткие сроки.

  • Код для вставки блока
  • Посмотреть результат

18 июля под председательством Вячеслава Володина Володин
Вячеслав Викторович Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
состоялись парламентские слушания, посвященные основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Дискуссию, в которой приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств, региональных органов власти, Центробанка, Федеральной таможенной службы, Счетной палаты и бизнес-сообщества, организовал Комитет по бюджету и налогам.

Министр финансов Антон Силуанов в числе основных задач бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики назвал ускорение темпов роста, повышение доходов населения и привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Для этого необходимо создать предсказуемую экономическую среду и устранить структурные диспропорции.

Расходы бюджета не должны зависеть от внешних условий. При этом налоговая нагрузка повышаться не будет.

«Мы закладываем принцип фискальной нейтральности, - пояснил министр. - Для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться».

Увеличению налоговых сборов путем сокращения теневого сектора должны способствовать цифровизация и интеграция информационных потоков в единое пространство налогового администрирования. Это электронные счета, данные таможенной службы и розничной продажи, расширение системы маркировки товаров, рассказал А.Силуанов.

Неналоговые платежи тоже должны быть предсказуемы. Их виды и правила взимания предстоит установить в специальном кодексе, проект которого Правительство планирует внести в Госдуму осенью.

А.Силуанов затронул также темы «обеления» зарплат, повышения эффективности работы госкомпаний, сообщил, что Правительство разрабатывает закон об инвестиционном налоговом вычете.

Коснувшись межбюджетных отношений, министр заявил, что в следующий трехлетний период поддержка регионам будет оказана с учетом анализа их расходов. При этом максимальный объем межбюджетных трансфертов планируется распределить на уровне закона о бюджете. Одновременно А.Силуанов предложил объявить мораторий на принятие федеральных решений, которые могут привести к увеличению расходов региональных бюджетов.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что в обсуждаемом документе предпринята попытка системно увязать составные части экономической политики государства на среднесрочную перспективу, но не предложены меры для устранения существующих проблем.

В качестве стимула для обеления зарплаты предложено изменить структуру налоговой нагрузки, снизив прямые налоги и повысив косвенные. Но экономический и социальный эффекты такого маневра не очевидны и не подкреплены какими-либо доказательными документами.

Отсутствует анализ эффективности налоговых льгот, их влияния на экономический рост. За рамками «основных направлений» остались также вопросы функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, вывода из тени самозанятых граждан. Не предлагается никаких существенных изменений в регулировании корпоративных закупок, объем которых достигает 26 трлн. рублей, что в четыре раза больше государственных и муниципальных, сообщила Т.Голикова.

Документ, обсуждение которого теперь встроено в бюджетный процесс, позволяет увязать государственные обязательства и нагрузку на бизнес, заметил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров Макаров
Андрей Михайлович Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
. По его словам, выполнение всех социальных обязательств возможно и без увеличения фискальной нагрузки на предпринимателей.

«Достроенная» налоговая система заработает с 2019 года. С этого времени нагрузка на бизнес не превысит 31,6% ВВП, сообщил А.Макаров. Он предложил сократить сроки налоговых проверок и полностью отказаться от проверок малого бизнеса.

Говоря об эффективности льготного налогообложения, А.Макаров заметил: «Вся налоговая политика превратилась в конкуренцию льгот. Уже названий этих льгот практически невозможно запомнить. Мы принимаем новые, не оценив эффективность предыдущих. Вся налоговая политика свелась к гонке льгот, которые не работают. В результате российская налоговая система не конкурентоспособна».

А.Макаров также акцентировал внимание участников слушаний на необходимости регулирования вопросов, связанных с интернет-торговлей. По его словам, в 2016 году из-за отсутствия такого регулирования государство потеряло 60 млрд. рублей. В текущем году потери прогнозируются на уровне 84 млрд. рублей, а в 2018 - 134 млрд. рублей.

Его поддержал Председатель Госдумы Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
. Он обратил внимание министра финансов на то, что Президент неоднократно говорил о необходимости регулирования торговли через Интернет. «Мы потеряли несколько лет. И речь идет о сумме более 200 млрд. рублей», - сказал В.Володин, подчеркнув, что потери бьют по отечественным предприятиям.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели. Они связаны с внедрением новой контрольно-кассовой техники, большим объемом отчетности и ростом неналоговых платежей.

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин предложил не распространять требование об установке интернет-касс на предпринимателей, работающих по патентам.

В ходе обсуждения выступили представители фракций.

По словам Александра Жукова Жуков
Александр Дмитриевич Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
(ЕР), из документа пока не ясно, как будет реализован налоговый маневр. Вместе с тем, депутат поддержал идею Правительства о разработке кодекса неналоговых платежей. «Думаю, для бизнеса это вещь ключевая. Работу нужно сделать как можно быстрее, и депутаты примут в ней самое активное участие», - пообещал А.Жуков.

В то же время он с сожалением констатировал, что основные расходы на человеческий капитал - здравоохранение, образование и науку - в реальном выражении предлагается сократить. «Это очень огорчает. При подготовке бюджета Правительству следует внимательнее посмотреть на эти сферы, так же как и на борьбу с бедностью», - сказал А.Жуков. А недостающие средства, по его словам, можно найти в уже существующих программах за счет повышения их эффективности.

Причина бюджетных проблем - низкое качество управления процессом, уверен Сергей Миронов Миронов
Сергей Михайлович Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
(СР). Вызовы новые, а бюджет верстается по-старому, по-прежнему привязан к цене на нефть. Главная цель - краткосрочная стабильность, а не развитие. Сводить концы с концами - принцип, который годится для домохозяйств, но не для великой страны с гигантским потенциалом. Нельзя экономить на человеческом капитале, постоянно «оптимизируя» медицину, образование, науку, подчеркнул он, высказавшись за введение прогрессивного налога и переход к новой модели межбюджетных отношений, предусматривающей дифференцированный подход к регионам-донорам и реципиентам. Кроме того, по словам С.Миронова, необходима новая идеология роста, основанная на мегапроектах, одним из которых могло бы стать массовое жилищное строительство.

«Прогрессивный налог давно стучится, - полагает Геннадий Зюганов Зюганов
Геннадий Андреевич Фракция КПРФ
(КПРФ). - Что можно сделать с 15 триллионами, если бюджет развития начинается с двадцати двух?» Для того чтобы не попасть в экономический капкан, России необходимо преодолеть вызовы, связанные с демографией, износом оборудования, ЖКХ и социальным расслоением. Так, по данным Г.Зюганова, доля среднего класса - традиционной опоры власти - за последние два года сократилась на 14 млн. человек. Люди ждут не стабильности, а перемен к лучшему, заключил он.

За введение прогрессивной шкалы НДФЛ высказался и Владимир Жириновский Жириновский
Владимир Вольфович Фракция ЛДПР
(ЛДПР), предложивший повысить ставку с 13% до 20% тем, у кого ежемесячный доход достигает 100 тысяч рублей, и до 30% - тем, кто зарабатывает в месяц миллион рублей и больше.

Идею прогрессивного налога поддержал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А вот по мнению секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева, вводить прогрессивную шкалу вовсе не обязательно. Достаточно собрать налоги с тех, кто сегодня их не платит. По данным эксперта, в России порядка 200-300 богатых домохозяйств, которые не доплачивают в казну 500 млрд. рублей.

Замечания к проекту «основных направлений» высказали председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков Аксаков
Анатолий Геннадьевич Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
и председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев Жигарев
Сергей Александрович Фракция ЛДПР
.

По итогам обсуждения Антон Силуанов сообщил, что доработанный вариант «основных направлений» Правительство рассмотрит осенью и внесет в Госдуму вместе с проектом бюджета.

«Через три месяца мы увидим, какие из наших замечаний учтены, а какие нет», - заключил А.Макаров.

Читайте также: