Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции

Опубликовано: 16.05.2024

Собираюсь открыть бар, при котором хочу открыть пивоварню неполного цикла. Если с розничной реализацией пива все более-менее понятно, то с налогообложением производства и оптовой реализацией (часть продукции планирую реализовать на сторону) много вопросов.

Как отчитываться за минипроизводство и каков порядок уплаты акцизов? Какую систему налогообложения лучше выбрать – наверное, общую?

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво – это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Таким образом, пиво признается алкогольной продукцией.

Поскольку вопрос задан от лица индивидуального предпринимателя, сначала оговорим важные моменты.

Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную продажу пива (ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

Производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями (п. 1 ст. 11 Закона № 171-ФЗ).

Производство алкогольной продукции, оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные, складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (п. 2.3 ст. 11 Закона № 171-ФЗ).

Следовательно, индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять ни производство, ни оптовую реализацию пива.

Поэтому дальнейшее изложение материала будет касаться Вас только в том случае, если Вы зарегистрируете юридическое лицо.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Однако указанное требование не распространяется на основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном п. 6 ст. 14 закона.

А п. 6 ст. 14 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков и имеющие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, представляют в Росалкогольрегулирование расчет производственной мощности в отношении данного оборудования.

Порядок составления расчета производственной мощности и его форма должны быть установлены Росалкогольрегулирования.

На сегодняшний день ни форма расчета, ни порядок еще не утверждены.

При производстве и поставках пива на учет объема не распространяется требование о том, что основное технологическое оборудование должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Организации, осуществляющие производство пива, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей (п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ).

Декларация об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утверждена постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (приложение № 10).

Организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, представляют декларации об объеме розничной продажи пива по форме согласно приложению № 12.

Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Производство и оборот пива не подлежит лицензированию (п. 1 ст. 18 Закона № 171-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками акцизов, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ (ст. 179 НК РФ).

Согласно ст. 182 НК РФ реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения.

При этом к производству приравнивается розлив пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

В письме от 05.10.2011 г. № 03-11-11/251 Минфин РФ разъяснил, что нормативно-технической документацией на производство пива предусмотрено, что его реализация должна осуществляться в потребительской таре определенного вида (бутылках, банках, кегах).

Поэтому розлив в указанную тару признается частью общего процесса его производства.

В то же время розлив пива в сфере розничной торговли и общественного питания нормативно-технической документацией на его производство не регламентируется.

Соответственно, розлив пива при его реализации в розничной торговле не может быть определен как часть процесса его производства.

Таким образом, лица, приобретающие пиво в кегах, осуществляющие розлив в сфере розничной торговли и общественного питания, производителями пива не признаются и налогоплательщиками акциза на пиво не являются.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

В отношении пива налоговые ставки установлены в рублях за 1 литр (твердые (специфические) налоговые ставки).

Налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (ст. 187 НК РФ).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (ст. 194 НК РФ).

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Согласно ст. 195 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Минфин РФ подчеркивает, что начисление акцизов осуществляется производителем подакцизных товаров на дату их отгрузки.

Соответственно, в налоговой декларации по акцизам, представляемой за истекший налоговый период (календарный месяц), расчет налоговой базы и суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, должен осуществляться исходя из объема подакцизных товаров, отгруженных в указанном периоде.

Таким образом, начисление акциза по отгруженным подакцизным товарам должно быть отражено в декларации, представляемой за этот налоговый период, то есть независимо от того, что оплата за эти товары не поступила (письмо от 14.01.2010 г. № 03-07-06/03).

А в письме от 29.01.2013 г. № 03-07-06/14 Минфин РФ указал, что организации, реализующие произведенные ими подакцизные товары через собственные структурные подразделения, осуществляющие розничную торговлю, обязаны исчислять акциз на дату передачи указанных товаров таким подразделениям.

Соответственно, по месту нахождения структурных подразделений организации, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции, акциз не уплачивается.

Производители пива освобождаются от уплаты авансового платежа акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 204 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию.

Налоговая декларация представляется либо по месту нахождения налогоплательщика, либо по месту нахождения обособленного подразделения – в зависимости от того, где осуществлялись данные операции.

Как разъяснила ФНС РФ в письме от 29.09.2011 г. № ЕД-4-3/16020@, в случае если в отчетном налоговом периоде налогоплательщиком не совершались операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, обязанность по представлению налогоплательщиком налоговой декларации по акцизам за этот налоговый период в налоговый орган отсутствует.

В соответствии со ст. 198 НК РФ налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза.

При реализации в России в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.

Однако при реализации (передаче) подакцизных товаров в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара.

При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.

В соответствии с п.п. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Для целей применения ЕНВД услуги общественного питания – это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

При этом к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в п.п. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ (ст. 346.27 НК РФ).

А согласно п.п. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ пиво признается подакцизным товаром.

Таким образом, ни УСН, ни ЕНВД при производстве и реализации пива Вы применять не сможете.

Следовательно, в данном случае применяется общая система налогообложения.

Это относится и к оптовой торговле, поскольку общая система налогообложения наряду с УСН не применяется.

В соответствии с п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю.

С 1 января 2014 года суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 199 НК РФ).

Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.

Поштучный учет

С 1 июля 2018 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации расходы по уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на пять лет?
Торговая организация, осуществляющая продажу алкогольной продукции, до окончания срока действия лицензии уплатила госпошлину в размере 325 000 руб. за ее продление. В месяце уплаты государственной пошлины она подала заявление и пакет документов в лицензирующий орган.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как обстоят дела на практике. Для поштучного учета необходимы:

  • увеличение количества складских работников, их обучение;
  • покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
  • доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.

Вопрос: Как вести «помарочный» учет алкогольной продукции и использовать оборудование?
Посмотреть ответ

При этом единого решения для всех участников сферы «алкогольного» бизнеса не существует: импортер алкоголя, производитель или организация, имеющая поставщиков в оптовом сегменте рынка либо в розничном – каждый столкнется с индивидуальными проблемами и будет вынужден в сжатые сроки создавать собственную систему учета. При этом ответственность за ошибки законодатель полностью возлагает на организацию, без поправок на срочность и объемность работ.

Пример: продавец алкоголя подчинился требованиям законодательства и полностью перешел на новую систему учета, понес затраты. Его партнер-поставщик не подключился к поштучному учету: отсутствуют свободные средства или процесс еще не завершен. Результатом станет возврат партии товара. Производитель вынужден организовывать учет и по бутылкам, и по групповой таре – непосредственно на конвейере, при упаковке или позже с помощью дискретного аппаратного комплекса. Импортер не сможет вести учет по групповой таре, ему нужно будет сканировать каждую бутылку при распаковке тары и самостоятельно формировать коды групповой тары, клеить этикетки на коробку заново с занесением новых данных в систему.

Внимание! Согласно ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил в сфере оборота алкоголя и алкогольной продукции предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10-15 тыс. рублей и выше в зависимости от тяжести правонарушения. На организацию может быть наложен штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей.

Декларация отменена?

Взамен нововведений, в целях облегчить учетную работу организаций законодатель отменил подачу алкогольной декларации. Однако коснулось это решение далеко не всех. Алкогольная декларация подается в случаях:

  • продажи пива, сидра, медовухи в розницу;
  • невозможности использовать интернет для учета алкоголя;
  • наличия небольшого пивного производства (до 300 000 декалитров в течение года);
  • продажи алкоголя в самолете;
  • закупки алкопродукции как сырья;
  • перевозок нефасованного алкоголя;
  • временного хранения алкоголя.

(см. ФЗ 278, ст. 1-11).

Исходя из вышесказанного следует, что декларация по ф. 11 не подается, если:

  • у организации есть доступ в интернет, она пользуется ЕГАИС;
  • организация не относится к общепиту;
  • организация осуществляет продажу крепких напитков в розницу.

Форма 12 сдается по старым правилам: все организации – продавцы пива и аналогичных напитков обязаны предоставлять отчетность. Срок декларирования– не позднее 20 числа месяца после отчетного квартала.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

Единая государственная автоматизированная информационная система - информационный портал

  • НОВОСТИ
  • ДОКУМЕНТЫ
  • КОНТАКТЫ

Разъяснения по ЕГАИС

О соответствии количества позиций продукции в ЕГАИС и бумажных накладных

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что учет поставка продукции в системе ЕГАИС посредством накладных осуществляется с привязкой к конкретным регистрационным формам учета 1 и 2. Указанные регистрационные формы характеризуют товар и соответствуют каждой отдельной позиции в электронной накладной.

В связи с этим количество позиций в электронной накладной системы ЕГАИС и в бумажной накладной может не совпадать, что не является нарушением порядка ведения учета. При этом суммовые количества поставляемой продукции должны соответствовать.

Отражение поставки алкогольной и безалкогольной продукции в ЕГАИС

Согласно пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН, а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78 (далее-постановление).

Постановлением определено, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, что в условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что партия груза - груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу.

Таким образом, отгрузка алкогольной и безалкогольной продукции, входящих в одну партию продукции, может оформляться одной ТТН на всю партию.

При этом по данной ТТН в ЕГАИС фиксируются только сведения об алкогольной продукции. Отражение в системе ЕГАИС сведений о поставке безалкогольной продукции не допускается.

Ведение справочника алкогольной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование сообщает, что в соответствии с правилами ведения системы ЕГАИС, введение алкогольных наименований в справочники системы осуществляется производителями и импортерами продукции самостоятельно.

С целью достоверного отображения сведений в системе ЕГАИС, Росалкогольрегулирование сообщает о необходимости использования филиалами и обособленными подразделениями организаций отдельных кодов продукции при производстве или импорте продукции. Использование кодов продукции, заведенных иными предприятиями или обособленными подразделениями для фиксации собственного производства или импорта в ЕГАИС не допускается.

Учет продукции в системе ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что электронные документы регистрационная форма учета №1 и регистрационная форма учета №2, сопровождающие партии товара во время оборота в системе ЕГАИС, содержат в себе данные, характеризующие товар.

При этом они не являются электронным аналогом бумажных сопровождающих документов разделов А и Б справки к ТТН/ГТД, могут не совпадать как по количеству документов, так и по номерам и датам справок и регистрационных форм учета.

Особенности заполнения регистрационной формы учета № 1 по импортной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что в соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования № 413 от 03.12.2015 Об утверждении формата представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации в регистрационной форме учета №1 в реквизите BOTTLINGDATE
в отношении продукции российского производства, указывается дата розлива, в отношении продукции, произведенной не на территории Российской Федерации,– дата документа, на основании которой осуществлен ввоз продукции на территорию Российской Федерации или дата выпуска товара в соответствии с выбранной таможенной процедурой .

Таким образом, отсутствие в указанном электронном документе сведений о дате розлива по импортированной продукции является допустимым.

Оптимизация процесса синхронизации по справочнику контрагентов на комплексах ЕГАИС производителей и импортеров.

С целью оптимизации процесса синхронизации по справочникам организаций в ЕГАИС, в действующую систему были внесены изменения, которые отключают получение данных по всем организациям и индивидуальным предпринимателям в принудительном порядке.
В настоящее время, для получения данных по контрагенту, необходимо сформировать запрос через подраздел Отправка контрагентов раздела ЕГАИС личного кабинета на портале https://service.fsrar.ru.
Инструкция по добавлению контрагента доступна по ссылке

Описание документооборота ЕГАИС

Возможность добавления номенклатуры продукции в ЕГАИС посредством федерального реестра алкогольной продукции

В связи с тем, что часть производителей/импортёров алкогольной продукции могли перестать осуществлять деятельность до момента обязательного подключения к системе ЕГАИС (предприятия пивоваренной отрасли), а их продукция может находиться на остатках оптовых и розничных организаций и начиная с 01.01.2016 должна фиксироваться в ЕГАИС, Росалкогольрегулирвоанием разработан дополнительных механизм заведения номенклатуры продукции посредством функционала федерального реестра алкогольной продукции (ФРАП).
Инструкция по добавлению доступна по ссылке

Отображение адресов в справочнике организаций системы ЕГАИС

Федеральным законом от 29.06.2015 № 182-ФЗ внесены изменения в Закон № 171-ФЗ, касающиеся усовершенствования механизма учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС распространено, в том числе на компании, осуществляющие закупки, хранение и поставки (в том числе импорт) алкогольной (включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху) и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу алкоголя.

Особенности ведения учета в ЕГАИС участниками пивоваренной отрасли

В соответствии решениями, принятыми на совместных совещаниях с представителями пивоваренной отрасли, Росалкогольрегулирование сообщает:

  • Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи необходимо использовать один экземпляр программных средств ЕГАИС вне зависимости от количества мест осуществления деятельности для отражения данных в ЕГАИС;
  • Предоставление информации о дате розлива продукции в ЕГАИС и справках А к ТТН до 01.07.2016 носит справочный характер;
  • В случае если обособленное подразделение организации осуществляет импорт пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи, на нем необходимо устанавливать программные средства ЕГАИС версии 2.22.x;
  • В случае возникновения ошибок АСИиУ, мешающих продолжению фиксации суточных файлов, организациям необходимо продолжать загружать суточные файлы на комплексе предприятия до момента принятия решения о возобновлении фиксации данных со стороны МРУ Росалкогольрегулирования.

Справочник организаций в системе ЕГАИС.


Порядок учета для предприятий, осуществляющих розлив безалкогольной продукции на тех же линиях, что и алкогольную.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи начиная с 01.07.2013 оснащены автоматическими средствами измерения и контроля (далее - АСИиУ) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 45н.

В случае розлива безалкогольной продукции на производственных линиях, на которых производится розлив алкогольной продукции, для позиций суточных файлов АСИиУ в режиме «004» - розлив готовой продукции необходимо указывать универсальный безалкогольный код (код продукции - DEF_PRODUCT_NAME_CODE, код вида продукции - DSC).

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ пункт 1 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. См. текст пункта 1 в редакции указанного закона. 1. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада.
По вопросу, касающемуся отпуска (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада организации структурному подразделению этой же организации, осуществляющему оптовую торговлю, см. письмо МНС РФ от 27.02.2002 N БК-6-07/224@. 2. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате акциза.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
------------------------------------------------------------------
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ статья 197 изложена в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. См. текст статьи 197 в редакции указанного закона. Статья 197. Режим налогового склада
1. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее - акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям.
2. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для ее хранения. Хранение указанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается.
3. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с территории, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для ее производства, или с акцизного склада покупателям и (или) своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию, считается моментом завершения действия режима налогового склада. При освобождении алкогольной продукции от акциза в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная указанная в нем дата.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
4. Алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, хранится под контролем сотрудников налоговых органов в специально выделенных и обустроенных помещениях (акцизных складах) до момента ее отгрузки покупателям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5. Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 179 настоящего Кодекса, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации. Порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, порядок их функционирования, а также состав осуществляемых в отношении их мер налогового контроля определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом МНС РФ от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 утверждены Правила приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и формы документов, регламентирующих деятельность акцизных складов. 6. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке.
7. Должностные лица акцизного склада обязаны:
1) вести учет хранящихся на указанном складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах в установленном порядке;
2) обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;
3) обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад лиц, не имеющих соответствующих полномочий, удостоверенных налоговыми органами;
4) соблюдать условия действия разрешения на учреждение акцизного склада, в том числе выполнять требования налоговых органов по обустройству указанного склада в соответствии с установленными требованиями (включая наличие приборов контроля за подлинностью специальных марок), обеспечению доступа сотрудников налоговых органов к товарам, хранящимся на складе, и представлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5) по требованию налоговых органов оборудовать акцизный склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.

До 01.01.2006 г. в отношении основных операций, совершаемых с алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории РФ, применялся режим налогового склада.

Указанный режим был установлен ст.ст. 196 и 197 НК РФ и распространялся на хранение, транспортировку и поставку (передачу) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, указанной алкогольной продукции.

В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считалась реализованной, и в отношении этой продукции не возникало обязательство по уплате акциза.

С 1 января 2005 года данный режим мог применяться в отношении тех же операций налогоплательщика, осуществляющего оптовую или розничную реализацию, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных и шипучих. Т.е. с 1 января 2005 г. при реализации указанных вин налогоплательщиками-производителями налогообложение осуществлялось по налоговым ставкам в размере 100%. Соответственно, обязанность по уплате акцизов, ранее возложенная на акцизные склады оптовых организаций, с 1 января 2005г. была отменена.

Поэтому организации оптовой торговли не уплачивали акциз по винам натуральным, в том числе шампанским, игристым, газированным, шипучим, реализуемым ими после 1 января 2005 г.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, указанный порядок распространялся также и на остатки этой продукции, полученной организациями оптовой торговли до 1 января 2005 г. от производителей или с других акцизных складов оптовой торговли (письмо Минфина РФ от 25.03.2005 N 03-04-06/26).

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N 1761-р было установлено, что с 1 января 2005 г. реализация произведенных на территории РФ вин натуральных (в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих), осуществлялась налогоплательщиками - производителями только с федеральными специальными марками. В связи с этим реализация с 1 января 2005 г. указанных вин с акцизных складов оптовых организаций осуществлялась без маркировки специальными региональными марками (письмо Минфина РФ от 07.02.2005 N 03-04-06/14).

2. Под режимом налогового склада понимался комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее - акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию (или оптовую - с 1 января 2005 г.).

Под действием режима налогового склада находились территория, на которой располагались производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций.

Хранение указанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную (или оптовую - с 1 января 2005 г.) реализацию, в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, было запрещено.

Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее розничную реализацию, считался моментом завершения действия режима налогового склада.

При освобождении алкогольной продукции от акциза в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная указанная в нем дата.

Акцизные склады учреждались организациями, признаваемыми налогоплательщиками, при наличии соответствующего разрешения.

При перемещении произведенной организацией алкогольной продукции с ее акцизного склада на склад (структурное подразделение), осуществляющий оптовую или розничную реализацию и находящийся по тому же адресу, что и акцизный склад, действие режима налогового склада прекращалось и возникал объект обложения акцизом в момент передачи алкогольной продукции структурному подразделению, которое осуществляет ее реализацию. Об этом указывал Минфин РФ в письме от 27.07.2005 N 03-04-06/81.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ ст.ст. 196 и 197 были признаны утратившими силу, в связи с чем, с 01.01.2006 г. режим налогового склада в отношении алкогольной продукции не применяется.

Читайте также: