Основные налоги и сборы в нефтегазовом секторе 2021

Опубликовано: 14.05.2024

Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который отменяет ряд льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяников, одновременно изменяя параметры налога на дополнительный доход (НДД), что позволяет перевести на данный налог НДД большее количество месторождений.

Согласно расчетам, заложенным в проект трехлетнего бюджета, казна от отмены льгот в нефтянке в 2021 году может дополнительно получить более 200 млрд рублей.

Льготы по экспорту нефти

Подписанный закон с 1 января 2021 года отменяет несколько существующих льгот по экспорту нефти.

ЭкономикаМы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение
21 сентября 2020 Мы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение Читать подробнее

Отменяется пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10 тыс. мПа.с (миллипаскаль-секунда)), сейчас она составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Расчеты приведены в материалах к проекту трехлетнего бюджета.

Отменяется льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 года и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат "ЛУКОЙЛу", "Иркутской нефтяной компании" (ИНК), "Роснефти", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазу". В 2020 году действие данной льготы привело к выпадающим доходам бюджета на уровне 51,93 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются существенно ниже – в размере 18,7 млрд рублей.

В итоге в Таможенном тарифе, в части льгот при экспорте углеводородов остались льготы по экспорту газа в рамках межправительственных соглашений ("Голубой поток", выпадающие доходы бюджета в 2020 году – 4,9 млрд рублей); в отношении новых морских месторождений на шельфе (выпадающие доходы бюджета в 2020 году 33,6 млрд рублей) и льготная пошлина на СПГ, где выпадающие доходы всего 121 млн рублей в текущем году.

Льготы по НДПИ

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году - 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Параметры НДД

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы - 1; для четвертой группы 0,5 - первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

A worker looks at a pump jack at an oil field Buzovyazovskoye owned by Bashneft company north from Ufa, Bashkortostan, Russia, July 11, 2015. REUTERS/Sergei Karpukhin/File Photo

МОСКВА (Рейтер) - Ужесточение налогового режима для нефтяной отрасли РФ c 2021 года может сделать российские компании более сговорчивыми в отношении дальнейшего сотрудничества с партнерами в рамках ограничивающей добычу сделки ОПЕК+.

Одобренная в октябре президентом РФ Владимиром Путиным налоговая реформа в нефтяной отрасли позволит России частично залатать бюджетные дыры, образовавшиеся в результате удара пандемии COVID-19, но сделает добычу на зрелых месторождениях, а также участках с высоковязкой нефтью, более дорогой.

Налоговое новшество может подтолкнуть российских нефтяников принимать предложения ОПЕК и партнеров по ограничительному пакту более охотно, отправив желание бороться за долю на рынке на второй план, говорят аналитики.

Россия и ее партнеры по ОПЕК+ договорились ограничить добычу нефти на 7,7 миллиона баррелей в сутки, или примерно 8,5% мирового потребления, в борьбе за оздоровление рынка.

"Мне кажется, что налоговые изменения в нефтяной отрасли были разработаны с учетом сделки ОПЕК+ и её влияния на добычу российских компаний. С ростом налогов компании стали менее чувствительны к вопросам наращивания нефтедобычи в некоторых сегментах, таких как высоковязкая нефть", - сказал аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Кастанян.

Комплексная налоговая реформа в нефтяной отрасли РФ проводится с 2021 года в отношении определенных регионов и видов добываемого сырья. Главным образом, она распространяется на зрелые месторождения и проекты с высоковязкой нефтью, используемой, в том числе, для производства широкого спектра нефтепродуктов.

Renaissance Capital написал в аналитической записке, что в 2021 году власти РФ соберут с нефтегазовой отрасли в виде налогов 6 триллионов рублей, или 32% общих бюджетных доходов, при цене на сорт российской нефти Urals $45,3 за баррель. Министр энергетики РФ Александр Новак сказал в сентябре, что ужесточение налогообложения нефтяной отрасли не повлияет на цели добычи в рамках долгосрочной энергостратегии. Вопросы налогообложения и соответствия России сделке ОПЕК+ находятся в разных плоскостях.

Однако финансовый интерес качать меньше нефти может сделать дискуссии нефтяных компаний РФ в отношении ограничений более гладкими, считают аналитики.

Альянс ОПЕК+ планирует смягчить ограничения с января 2021 года, однако неопределенность, вызванная второй волной пандемии, может подорвать этот план.

Слово за Путиным

Владимир Путин принимает ключевые решения в России, в том числе, в нефтяной отрасли, которая является дойной коровой бюджета.

Путин сказал в четверг, что не исключает продления существующих ограничений мировой добычи нефти или даже еще большего сокращения добычи в рамках ОПЕК+, но пока не видит такой необходимости.

Новак регулярно проводит совещания с крупнейшими нефтяными компаниями РФ, включая Роснефть и Лукойл, для сверки часов перед решением о позиции России в сделке ОПЕК+.

Глава крупнейшей нефтяной компании РФ Игорь Сечин долгое время критиковал сотрудничество России с ОПЕК, но последнее слово всегда оставалось за Путиным. Роснефть и Лукойл не ответили на запрос Рейтер о комментарии.

Накануне глава Лукойла Вагит Алекперов сказал, что следующий год компания посвятит диалогу с властями о налоговой политике, поскольку без него компания не сможет даже к 2023 году выйти на показатели 2019 года, передавали российские СМИ.

Министерство финансов РФ сообщило в ответ на запрос Рейтер, что налоговые инициативы в долгосрочной перспективе не должны привести к снижению добычи нефти при условии, что компании будут осуществлять инвестиции.

Для быстрого восстановления добычи после окончания сделки власти РФ планируют создать фонд незаконченных скважин. В течение двух лет компании будут бурить скважины, которые, по замыслу властей, также сдержат экспансию иностранных нефтесервисных компаний в России. Нефтяные компании РФ получат на эти цели кредиты на сумму 300-400 миллиардов рублей. Средняя по объемам добычи нефти Татнефть сообщила на прошлой неделе, что из-за нового налогового режима не планирует вводить проекты с высоковязкой нефтью, которая является будущей точкой роста для компании, эксплуатирующей в основном истощенные месторождения.

Дополнительная налоговая нагрузка на проекты с высоковязкой нефтью также затронет Лукойл и Газпромнефть. Роснефть, несмотря на рост налогового бремени для некоторых своих проектов, смогла добиться от властей налоговых поблажек для нескольких других проектов, обещая добывать на них больше нефти.

Владимир Солдаткин, Олеся Астахова

(При участии Дарьи Корсунской. Редактор Дмитрий Антонов)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Режим НДД для сверхвязкой нефти может появиться не раньше 2024 г.

Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ считает, что Венское соглашение ОПЕК + нанесло более сильный удар по российской нефтяной отрасли промышленности, чем отмена льгот, не торопясь с их возвращением.
Позицию министерства обозначил замминистра финансов РФ А. Сазанов 27 апреля 2021 г. в рамках Национального нефтегазового форума на выставке Нефтегаз - 2021.

Это тот самый А. Сазанов, который назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.

Тезисы от А. Сазанова:

  • даже с учетом отмены льгот и, принимая во внимание девальвацию рубля и цену нефти, которая сейчас есть, если бы не было ограничения ОПЕК + , операционный денежный поток в отрасли в 1 м квартале 2021 г. был бы выше, чем в 2019 и 2020 гг.,
  • в течение 2021 г. каких-то резких шагов по донастройке налогового режима в нефтегазовом секторе не планируется,
  • поскольку сейчас действует сделка ОПЕК + , есть ограничения по добыче, Минфин будет исходить из того, что режим НДД для сверхвязкой нефти (СВН) может появиться не раньше 2024 г.,
  • в части сверхвязкой нефти действительно поступил к нам ряд обращений, в т.ч. от субъектов РФ - Татарстана и республики Коми,
  • мы будем прорабатывать режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти,
  • не думаю, что это будет отдельная группа, скорее всего, это все равно будет 3 я группа, возможно мы посмотрим пределы по затратам,
  • плодить группы не нужно, надо максимально ужиматься в те группы, которые сейчас уже созданы по НДД.
Проблемы в нефтегазе России случились не сегодня.
За пару лет нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей!
Для страны, которую власти посадили на нефтегазовую иглу, это очень много.
Нужно чем- то восполнить выпавшие доходы.
Но, соответственно, упали доходы и компаний нефтегаза РФ.
Когда власти попробовали это сделать за счет компаний нефтегаза, те возмутились.

Напомним, что в 2020 г. были приняты изменения в налоговой сфере, которые привели к значительному увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль промышленности.
С 1 января 2021 г. для месторождений с выработанностью более 80% и СВН отменены понижающие коэффициенты:

  • к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • на экспортную пошлину.
Причем наибольший негативный эффект пришелся пришелся именно на СВН, где налоговая нагрузка увеличивалась почти в 25 раз.


В презентации Татнефти на ННФ-2021 указывается, что компания вынуждена будет снизить налоговые отчисления в бюджеты на 1 трлн руб. из-за отмены льгот по вязкой нефти.
Однако, по мнению А. Сазанова, эта оценка слишком пессимистичная.

Российские ВИНКи и руководство нефтедобывающих регионов мнение Минфина не разделяют и стремятся привлечь к проблеме внимание.
К В. Путину обратились:

  • глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов на совещании о повышении инвестиционной активности 11 марта 2021 г. попросил дать поручение правительству РФ найти решение по стимулированию проектов СВН, а также по развитию высокообводненных и выработанных месторождений;
  • с аналогичной просьбой обращался президент Татарстана Р. Минниханов;
  • губернатор Н. Комарова заявила, что ХМАО будет добиваться льгот для добычи СВН до 2024 г.
По итогам совещания 11 марта В. Путин поручил правительству РФ проработать в рамках параметров НДД вопрос о стимулировании:
  • добычи вязкой нефти и СВН,
  • добычи нефти из высокообводненных скважин,
  • добычи трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
А. Сазанов тогда дерзко заявил:
  • просьба ЛУКОЙЛа о переводе месторождений на НДД с 2022 г. приведет к выпадающим доходам бюджета,
  • но поручение президента будет проработано.
Минфин предлагает нефтяникам перейти на НДД, но в условиях падения доходов те назвали его нынешние параметры экономически неэффективными.
Для роста добычи на таких проектах ВИНКи просят выделить для ТрИЗ и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
По этому поводу Минфин заявлял, что это будет возможно не ранее 2024 г., что также не устраивает нефтегаз, поскольку компаниям необходимо планировать инвестиции, а отрасли в целом - адекватно подготовиться к наращиванию добычи после истечения срока действия ограничений по соглашению ОПЕК + в 2022 г.

Суета вокруг НДД происходит, поскольку этот новый налог тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях.
Налог позволяет учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы нефти и газа.
Нефтяники, потупив взор, предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД.
Но когда нефтегаз недоплатил 213 млрд руб. из-за тестирования НДД, Минфин сильно разочаровался.

. не хлебом единым.
А. Сазанов поговорил и о нефтепеработке, сообщив, что Роснефть с Минфином пока лишь изучают возможные меры налоговой поддержки для проекта Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК).

В 2020 году рынок нефти оказался перед тяжелейшим вызовом. Обрушение спроса из-за общемирового карантина, на пике достигавшее 20 млн баррелей в сутки (б/с), совпало с конфликтом среди участников сделки ОПЕК+, который привел к ценовой войне и неконтролируемому росту добычи. В результате мировые запасы нефти достигли рекордных уровней, а цены на нефть оказались ниже себестоимости многих добывающих предприятий.

Рассмотрим, какие факторы могут влиять на динамику нефтяных цен в следующем году.

ОПЕК+

В новый год участники рынка входят с оптимизмом. Члены альянса ОПЕК+ стабилизировали рыночный баланс путем сокращения собственной добычи, которое составило 9,7 млн б/с в мае-июле и было смягчено до 7,7 млн б/с с августа до конца 2020 г. В январе участники сделки ослабят сокращение еще на 0,5 млн б/с и в дальнейшем будут принимать решение о возможности новых смягчений в рамках ежемесячных встреч.

Сделка ОПЕК+ является важнейшим механизмом обеспечения стабильности на нефтяном рынке. Контролируемое ограничение добычи позволяет избежать избыточного объема предложения и поддержать комфортный для нефтепроизводителей уровень цен.

Крупнейшими производителями ОПЕК+ являются Саудовская Аравия и Россия, которые играют роль неформальных лидеров и задают основной тон в дискуссиях о политике альянса. Относительно крупными нефтепроизводителями альянса являются также ОАЭ, Кувейт, Ирак, Казахстан, Нигерия, Мексика, Ангола и Алжир.

В 2021 г. базовый прогноз предполагает сохранение сделки ОПЕК+. Члены альянса продолжат координировать действия по сокращению объемов производства, чтобы не допустить чрезмерного падения цен. Комфортный уровень цен различается для разных стран, но можно предположить, что альянс постарается не допустить ситуации, при которой цены могли бы надолго задержаться ниже $40–45 за баррель Brent.

В случае роста цен ОПЕК+ будет постепенно смягчать условия сделки и увеличивать добычу. Однако будет ли сформирован ценовой ориентир, ниже которого ОПЕК+ постарается удержать котировки, пока неясно. Вне периметра ОПЕК+ на рынке нефти действует крупный и агрессивный игрок — США. На протяжении 2017–2019 гг. сланцевые производители США активно наращивали добычу, частично компенсируя сокращение в ОПЕК+. Это создавало ситуацию, в которой участники сделки постепенно теряли долю рынка, что к концу 2019 г. стало всерьез тревожить некоторых членов сделки.

Сланцевые производители имеют более высокую себестоимость производства, поэтому дальнейшая экспансия будет возможна только при сравнительно высоких ценовых уровнях. По примерной оценке, можно ориентироваться на $50 за баррель нефти WTI, которая торгуется с небольшим дисконтом к Brent около $3–4.

Для многих нефтепроизводителей Персидского залива такая цена будет слишком низкой, чтобы экспортные доходы смогли покрывать расходную часть госбюджета. В то же время для России эти уровни могут быть комфортными. Поэтому по мере роста цен противоречия внутри альянса могут усилиться и пока сложно предсказать, какие решения будут приниматься и насколько строго будет соблюдаться дисциплина в исполнении достигнутых договоренностей.

Спрос на нефть и COVID-19

Другой оптимистичной предпосылкой является надежда на победу над эпидемией COVID-19 до конца I полугодия. В США, Канаде и Великобритании уже стартовала вакцинация, в ближайшие недели вероятно внедрение вакцины в других развитых странах. Если не произойдет новых негативных форс-мажоров, которыми могут быть неожиданные побочные эффекты вакцины или мутация вируса, то на протяжении первых двух кварталов мы можем увидеть устойчивое снижение ограничительных мер в мире и восстановление спроса на нефтепродукты.

По оценке МЭА, спрос на бензин и дизельное топливо в 2021 г. восстановится до 97–99% от уровней 2019 г. Спрос на авиатопливо будет оставаться слабым и не позволит мировому потреблению полностью вернуться к допандемийным уровням.

Тем не менее за счет усилий ОПЕК+, с одной стороны, и восстановления мирового спроса, с другой — на протяжении I полугодия рынок нефти может оставаться в дефиците. Это позволит сократить мировые запасы нефти и снизить давление на цены. Во II полугодии траектория спроса и предложения будет идентичной с небольшим смещением баланса в сторону дефицита.


Добыча нефти в США

В 2019 г. США стали крупнейшим нефтепроизводителем мира с добычей 12,2 млн б/с. По итогам 2020 г. Управление энергетической информации США (EIA) прогнозирует снижение до 11,3 млн б/с и дальнейший спуск до 11,1 млн б/с в 2021 г.

Падение цен на нефть сильно подкосило и без того сложное финансовое положение американских сланцевых компаний, в результате чего наименее эффективные производственные мощности были законсервированы, а буровая активность упала к уровням 90-х годов. Осенью на фоне стабилизации цен отрасль начала постепенно оживать. В секторе участились сделки M&A и начало восстанавливаться новое бурение.

Буровая активность растет, но до сих пор остается ниже уровней, необходимых для обеспечения стабильной добычи. Для сланцевых месторождений характерна относительно быстрая выработка скважин. Для поддержания стабильного уровня производства необходимо постоянно бурить новые скважины.

По оценке аналитиков Rystad Energy, для поддержания текущих уровней необходимо 280–300 активных буровых установок, в то время как еженедельная статистика от нефтесервисной компании Baker Hughes показывает всего около 250 установок. Текущая добыча поддерживается за счет накопленных объемов пробуренных, но не завершенных скважин (DUC).

В 2021 г. буровая активность будет зависеть от динамики нефтяных цен. Возможность хеджировать будущие продажи по комфортным ценам может подстегнуть буровую активность и привести к пересмотру прогнозов по добыче. Однако сланцевики могут переориентироваться с роста производства на повышение эффективности, по крайней мере, именно такие требования предъявляют к отрасли инвесторы. В таком случае динамика производства в США может быть близка к нейтральной и не окажет ощутимого давления на рыночный баланс.

В базовом прогнозе добыча в США не станет существенным негативным фактором для нефтяных цен, однако динамику ключевых показателей отрасли стоит держать в фокусе внимания.

Новый президент США и иранский вопрос

20 января 2021 г. новый президент США Джо Байден официально вступит в должность. Являясь представителем демократической партии, Байден горячо поддерживает развитие ESG экономики. Это означает, что политическая линия новой администрации вряд ли будет располагать к поддержке нефтегазового сектора США. Еще один довод в пользу того, что добыча в США едва ли будет оказывать давление на рыночный баланс в 2021 г.

Однако существуют и другие риски. Байден выступал сторонником ядерной сделки с Ираном при администрации президента Обамы. При президенте Байдене отношения США и Ирана могут улучшиться, следствием чего может стать смягчение или отмена санкций в отношении иранского нефтегазового экспорта.

В 2018–2019 гг. эти санкции привели к падению иранской добычи с 3,85 млн б/с до 2,1 млн б/с, что примерно составляет 1,8% всего мирового производства. Отмена ограничений вернет эти баррели на рынок, что приведет к смещению баланса и окажет давление на цены, если ОПЕК+ вовремя не отреагирует на ситуацию и не компенсирует рост иранского производства дополнительным сокращением.

Вероятность такого сценария пока сложно оценить. Для отмены антииранских санкций в США должна сложиться определенная комбинация политических факторов. На текущий момент этот риск вносит свою долю неопределенности в прогноз на 2021 г.

Прогнозы по ценам на нефть в 2021 г.

Ценовые прогнозы аналитических домов разнятся. Средняя цена по итогам 2021 г. может оказаться в пределах 47–50 за баррель Brent, при этом внутри года могут наблюдаться колебания в широком диапазоне $40–60 за баррель. Прогноз ассоциирован с высокой степенью неопределенности, главным образом связанной с динамикой заражений COVID-19. Рынки оптимистичны и уже сейчас закладывают в котировки победу над вирусом и восстановление спроса. Однако меры социального дистанцирования уже оказали влияние на поведенческие привычки людей.

Компании и наемные работники смогли пройти своеобразный тест-драйв удаленной работы и взвесить плюсы и минусы такого формата. Не исключено, что значительная доля потребления, формировавшаяся за счет автомобильного трафика по маршруту дом–работа–дом, будет потеряна на долгие годы.

2020 год серьезно изменил реальность для нефтяного рынка, в том числе ценовую. В следующем году отрасли предстоит адаптироваться к новым условиям. Консервация низкомаржинальных проектов, консолидация в сланцевой отрасли США, переориентация нефтяных мейджоров на проекты ESG, более тесная координация членов ОПЕК+ и рекордный уровень мировых запасов — вот те тренды, которые могут наблюдаться в будущем году.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Доллар угрожает пробить сильную поддержку

Новая стратегия Белуги. Что ждать от акций

Virgin Galactic — ключ на старт

Что из себя представляет АФК Система? Инфографика

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Вопросы о влиянии новых налоговых механизмов на российскую нефтяную отрасль нередко становятся предметом обсуждений как на правительственном уровне, так и среди производителей нефти и инвесторов. Дискуссию с инвесторами об эффекте налоговых изменений провела «Газпром нефть». О перспективах российской нефтяной отрасли в разрезе эволюции налоговой системы рассуждает Ангелина Глазова, аналитик по нефтегазовому сектору и электроэнергетике Группы компаний «АТОН».

Система налогообложения нефтяной отрасли в России претерпела существенные изменения в результате налогового маневра, начавшегося в 2011 г. В 2019 г. наступила его завершающая фаза, предполагающая отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 г., и в силу вступили соответствующие налоговые изменения в сегментах нефтедобычи и нефтепереработки, призванные сгладить этот эффект на различных уровнях производственной цепочки в секторе. Завершающий элемент налогового маневра, последовавший за волной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России, привнес в налоговую систему новые механизмы, в частности обратный акциз, демпфирующий механизм и налог на добавленный доход (НДД).

Первый механизм, обратный акциз, призван в теории стать одним из факторов, сглаживающих эффект для НПЗ, возникающий в результате отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Напомним, при их наличии НПЗ получают экономическую выгоду за счет того, что нефтепродукты облагаются более низкими пошлинами по сравнению с нефтью (так называемая таможенная субсидия). Наряду с повышением цен на нефтепродукты обратный акциз должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки, делая общий эффект нейтральным для НПЗ. Отметим, что эффект отмены экспортных пошлин для добывающего сегмента сглаживается соответствующим последовательным увеличением НДПИ.





Однако рост цен на нефтепродукты возможен не во всех сегментах. Например, рост цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке искусственно сдерживается, так как повышение цен на них могло бы иметь негативный социальный эффект. Чтобы поддержание этих цен на низких уровнях не обращалось убытком для нефтяных компаний, которые реализуют существенную часть дизтоплива и практически весь производимый бензин именно на внутреннем рынке, был введен механизм демпфирующей составляющей. Она помогает компаниям компенсировать потенциальный убыток от продажи моторных топлив по низким ценам на внутреннем рынке в условиях более привлекательной экспортной альтернативы за счет федерального бюджета. Отметим, что механизм может работать и в обратную сторону, подразумевая выплаты от НПЗ в бюджет, если экспортные котировки опускаются ниже внутренних цен. После введения демпфера в начале 2019 г. многие участники рынка отмечали некорректное функционирование механизма. Однако последние поправки, вступившие в силу с июля 2019 г., исправили эти недочеты, несколько понизив волатильность механизма при изменении цены на нефть и увеличив компенсационные коэффициенты. В теории это должно привести к более эффективному функционированию механизма и стабилизации рентабельности переработки.

Что касается сегмента добычи, важным нововведением является налог на добавленный доход (НДД), рассматриваемый как альтернативы НДПИ. Парадигма НДД подразумевает обложение налогом прибыли, получаемой в результате разработки актива, а не объема добычи, как в случае с НДПИ. Это более рационально с точки зрения поддержания экономики добычи, особенно в случае с новыми месторождениями, поскольку при применении НДД пик налоговой нагрузки приходит позже по сравнению с НДПИ. Также переход на НДД может в теории улучшить профиль добычи месторождений, предоставляя более комфортный налоговый режим и приводя тем самым к более эффективному стимулированию производства – на наш взгляд, это актуально для российских производителей нефти, особенно учитывая возрастающую долю зрелых месторождений в структуре добычи.

Все вышеупомянутые изменения необходимо рассматривать не фрагментарно, а в общем контексте налоговой системы. Тогда как отмена экспортных пошлин является стратегически правильным шагом, для достижения этой цели и поддержания экономического баланса участников системы – как в лице компаний добычи и нефтепереработки, так и в лице федерального бюджета – были введены дополнительные механизмы, существенно усложнившие налоговую систему. С одной стороны, они делают ее более гибкой, способной лучше адаптироваться к изменениям внешней конъюнктуры. С другой стороны, некоторые механизмы (например, демпфер в примере выше) все еще требуют ручной донастройки, параметры которой всегда рассматриваются в контексте задачи поддержания плановых показателей федерального бюджета. Так, дополнительные льготы для НПЗ, предоставленные со второго полугодия 2019 г., были компенсированы соответствующим повышением НДПИ для компенсации выпадающих доходов бюджета.

Другим важным фактором является предоставление льгот на добычу трудных запасов, например месторождений с высокой обводненностью, ачимовских залежей, нефтяных оторочек. Особенно важен вопрос льгот в отношении добычи на арктическом шельфе, для ускорения разработки которого однозначно потребуется разработка системы налоговых стимулов. Льготы необходимы для стимулирования добычи сложных запасов, поскольку именно они делают разработку экономически привлекательной. Однако наличие большого количества отдельных льгот на фоне усложнения налоговых механизмов может привести к излишней фрагментации налоговой системы. Отчасти для того, чтобы предотвратить такой исход, на уровне правительства в этом году было принято решение ввести временный мораторий на выдачу новых льгот до конца 2019 г. К этому моменту должна быть проведена инвентаризация существующих льгот, в результате которой будут определены дальнейшие шаги, а также, на наш взгляд, потенциальные изменения в текущей расстановке льгот. Решение по части льгот станет важным для налоговой системы в российской нефтегазовой отрасли, поскольку будет во многом определять вектор развития налоговой системы – к унификации или дальнейшей дифференциации.

Читайте также: