Органы государственной власти формирующие и осуществляющие налоговую политику государства

Опубликовано: 16.05.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Структура налогов и сборов

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных - на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Библиографическая ссылка на статью:
Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634 (дата обращения: 12.04.2021).

Введение

Во-первых, одной из главных задач в процессе осуществления экономической реформы в регионах России является реализация эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей качественный экономический рост.

Во-вторых, механизмы налоговой политики существенно влияют на показатели социально-экономического развития. В связи с этим возникает необходимость оптимальной реализации возможностей налоговой политики.

В-третьих, в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования как способа модернизации экономики.

В-четвертых, исходя из дуализма налоговой политики, который характеризуется не только фискальной функцией, но и функцией регулирования экономики регионов, исследование налоговой политики как механизма управления региональной экономикой является объективно необходимым.

Теоретические основы понятийного аппарата категории «регион»

Для определения региональных особенностей налоговой политики следует рассмотреть основные характеристики и признаки регионов.

Исследования показывают, что в разных областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов (административно-территориальные; социально – экономические; функционирования рынков труда, товаров и услуг, экологические и т.д.).

А.Г. Гранберг даёт следующее определение: «Регион – это определённая территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [2, с. 45].

Второй существенный признак, на котором основывается определение регина – подход к региону как к социуму (общности людей, живущих на определенной территории).

По мнению С.А. Агаркова, регион следует рассматривать как социально – экономическую систему, которая характеризуется свойствами целостности, динамичности, адаптивности, мобильности и индивидуальности [1, с. 194].

Третий признак выделяет Т.Е. Макеева – подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.[4, с. 81].

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы: регион как система хозяйствующих субъектов; регион как подсистема народного хозяйства, организованная на основе разделения труда; региона как подсистема информационного общества; регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики и др.

По нашему мнению, для более точной оценки региона и региональной экономики, определение понятия регион должно аккумулировать в себе все рассмотренные признаки.

На основе научной литературы, посвященной проблемам регионального развития, можно выделить следующие цели социально-экономического развития региона: обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста за счет мобилизации инвестиционной активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов; повышение благосостояния и качества жизни населения; усиление конкурентных позиций регионов за счет развития инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов и др.

Теоретические аспекты определения налоговой политики

Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, которая ориентирована на обновление экономической ситуации страны и регионов, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества. На первое место среди возможных способов оценки проводимой налоговой политики должна выйти оценка ее влияния на региональную экономику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.

Налоговая политика Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий.

На наш взгляд, региональная налоговая политика реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.

Региональная налоговая политика представляется нам составной частью региональной экономической политики, которая вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах – совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.

Региональные особенности реализации налоговой политики

Ряд обобщающих показателей характеризует роль налоговой политики в экономике региона:

  1. Доля налоговых поступлений в валовом региональном продукте;
  2. Распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням (региональный, местный);
  3. Структура налогообложения по видам налогов;
  4. Задолженность по налогам в бюджет;
  5. Налоговое бремя.

С помощью налоговой политики можно воздействовать на:

  • рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
  • рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий, увеличение выпуска товаров народного потребления через ряд факторов, таких как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциации ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей и др.;
  • рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, дифференциации ставки налога на доходы физических лиц, сглаживание поляризации доходов населения [3, с. 23].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налоговой политики на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся, прежде всего, на росте производства и инновационных процессах, создания стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности.

Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами как повышение собственного финансово – производственного потенциала региона за счет увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях:

  • фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов, обеспечение достаточного уровня поступлений налогов в доходы регионов;
  • регулирующая, заключающаяся в сглаживании и перераспределении доходов хозяйствующих субъектов, ограничении возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта, поддержке приоритетных сфер и отраслей экономики (инновации, сельское хозяйство, инвестиции, малый бизнес).

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно – инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально – экономического развития.

Проблемы эффективного применения налоговой политики

Эффективность функционирования налоговой политики заключается в том, что её инструменты динамично адаптируются к экономическому положению страны и регионов и их воздействие отвечает содержанию основных направлений стратегии экономического развития государства.

Эффективная налоговая политика на региональном уровне предполагает стимулирование экономического роста территорий, повышение производственно – инвестиционного потенциала, увеличение благосостояния населения, сокращение теневых оборотов субъектов хозяйствования, что сводится к сбалансированному развитию экономики регионов.

Прирост финансовых, производственных и инвестиционных ресурсов может быть использован для экономического и социального развития в регионе на качественно новом уровне. Процесс развития экономики возможен только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой налоговой политики.

По мнению Д.Г. Черника, современная налоговая политика Российской Федерации, являясь одним из инструментов регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной [6, с. 23].

Несмотря на проведенные мероприятия по совершенствованию налоговой политики России, в системе региональных экономических отношений имеются значительные недостатки. Они серьезно влияют на объем валового регионального продукта, нарушают систему доходов регионов, снижают инвестиционную привлекательность, препятствуют инновационной деятельности.

Сложившийся уровень разграничения налоговых поступлений между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации не позволяет налоговой политике эффективно осуществлять стимулирование модернизации региональной экономики. Этому мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации. Спад экономики после мирового кризиса, недостаточно привлекательный инвестиционный климат в регионах лишь усиливают существующие диспропорции социально-экономического развития регионов. Пространственная неоднородность ведет к появлению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического пространства, становясь препятствием для успешного развития. В этом случае необходимо более полно ориентировать налоговую политику на проведение экономических реформ в регионах, в частности выполнения программ оздоровления экономики [5, с. 64].

Заключение

Исследование теоретических основ региональных особенностей налоговой политики позволило сделать следующие выводы:

  • региональная налоговая политика – составная часть региональной экономической политики, которая реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений для решения конкретных задач;
  • основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях: фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов; регулирующая, заключающаяся в сглаживании доходности хозяйствующих субъектов; стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта;
  • для эффективной реализации налоговой политики в регионах необходима её скорейшая переориентация на проведение экономических реформ регионах с активным использованием инструментов налоговой политики и учетом её региональных особенностей.

Библиографический список
  1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России / С.А. Агарков // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2005. – №2. – С. 194-200.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – М.:ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с;
  3. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики /Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина // Налоги. Инвестиции. Капитал // Тюмень. – 2006. – С. 23-26.
  4. Макеева Т. Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе / Т.Е. Макеева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – №5. – C. 81-93.
  5. Рязанцев И.С. Региональная система управления инновационно – инвестиционными процессами / И.С. Рязанцев // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2008. – №3. – С. 64-69.
  6. Черник Д.Г. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка? / Д.Г. Черник // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 3. – С. 23-31.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

Налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Налоговая политика определяет характер и цели действующей налоговой системы, в свою очередь налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Государственная налоговая политика– это деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов государства на соответствующем этапе его развития.

Налоговая политика характеризуется деятельность по управлению различными элементами налогов и участниками налоговых отношений, а также налоговым законодательством и налоговым администрированием. Налоговая политика зависит от стратегических и тактических установок в сфере экономики страны, от проводимого её политического курса.

Государственная налоговая политика находится в иерархическом подчинении финансовой и бюджетной политики, с другой стороны она носит самостоятельных характер и тесно взаимосвязана со всеми направлениями социально-экономического развития страны: кредитной политикой, валютной политикой, политикой в области ценных бумаг, страхования.

Развитие рыночных отношений ставит перед российской экономикой сложные задачи, решение которых возможно только на базе знаний стадий, форм и видов налоговой политики.

Основами налоговой политики являются:

v Научно-обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями развития страны и выводами экономических и финансовых наук.

v Учет специфики конкретных исторических внешних и внутренних условий.

v Изучение мирового опыта.

v Учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера в российской экономике (в условиях бюджетного федерализма).

v Использование многовариантных расчетов при выработке концепций налоговой политики.

Оформление налоговой политики происходит в следующих документах:

1) Программах социально-экономического развития страны и отдельных регионов (на долгосрочную и краткосрочную перспективу)

2) Бюджетных посланиях Президента, губернаторов, мэров

3) Законах о бюджетах на очередной финансовый год (на 3-х уровнях)

4) Других законодательно-нормативных актах по налоговым вопросам

Кроме того, отдельные положения налоговой политики закрепляются в международных договорах об устранении 2-го налогообложения.

Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделим три основные группы факторов:

1. Временные факторы (изменяющие цели и задачи)

2. Ресурсные факторы (определяют возможности для проведения налоговой политики, а также ограничения для её осуществления)

3. Человеческие факторы (влияют на принятие решений в различных исторических условиях с учетом различных рисков)

Налоговая политика формируется и реализуется под постоянным воздействием внешней среды, которая оказывает влияние через следующие сегменты:

1. Общеэкономическую среду (положение страны на международных рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы)

2. Финансово – кредитная среда (бюджетный федерализм, структура доходов бюджетов, уровень развития рынка ценных бумаг, развитие страхового рынка и банковской системы)

3. Научно-техническая среда (уровень развития техники и технологий, уровень научных разработок, компьютеризация)

4. Инвестиционный климат (государственная поддержка инвестиционной деятельности, стимулирование инвестиционных процессов)

Необходимо выделить 2 основные стадии налоговой политики:

1. Формирование налоговой политики:

А) формируются цели и задачи налоговой политики страны в целом и отдельных регионов;

Б) разрабатывается налоговое законодательство;

В) определяются налоговые составляющие бюджетного процесса государства.

2. Реализация налоговой политики:

А) обеспечивается поступление налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

Б) апробируется и совершенствуется налоговое законодательство;

В) модернизируются налоговые органы;

Г) развивается кадровая составляющая налоговой политики;

Д) обосновывается необходимость внесения изменений и разработки новой налоговой политики.

Таким образом, в ходе реализации налоговой политики корректируется налоговая система страны, региона совершенствуются механизмы управления ею.

Целесообразно выделить 3 основные типа налоговой политики:

Налоговую политику можно классифицировать по следующим видам:

I. По уровню органов власти и управления, осуществляющих налоговую политику:

II. В зависимости от способов воздействия государства на налоговую политику:

- авторитарная (путем вмешательства);

- без вмешательства государства.

III. В зависимости от целей государства:

- политика максимальных налогов, но с высоким уровнем социальной защиты;

- политика с небольшим уровнем налоговых изъятий (с незначительными социальными гарантиями).

IV. Исходя из учета инфляционной составляющей:

V. В соответствии со стадиями экономического развития страны:

- «юность» (быстрый экономический рост);

- «зрелость» (замедление экономического роста);

- «старость» (экономический спад).

VI. По территориальности:

VII. По направленности:

- в отношении юридических лиц;

- в отношении физических лиц;

В качестве методов налоговой политики выделяют: метод прямого счета, расчетно-аналитический метод, метод экономико-математического моделирования. Данные методы могут носить ситуационный характер, т. е. производятся при выборе возможных вариантов и направлений деятельности. К инструментамреализации налоговой политикиможно отнести: изменение элементов налогообложения, замену одних способов и форм налогообложения другими, изменение прав и обязанностей участников налоговых отношений, изменение элементов налогового администрирования.




Основными направлениями Налоговой политики России в целом и ее регионов является деятельность по разработке порядка и контроля, за:

1. поступлением в бюджетную систему России налогов и сборов;

2. взысканием сумм недоимки и реструктуризации кредитной задолженности организации по налогам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам;

3. регистрацией юридических лиц и учетом налогоплательщиков, ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра налогоплательщиков;

4. учетом поступлений налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и соблюдением порядка заполнения форм налоговой отчетности;

5. проведением камеральных и выездных налоговых проверок;

6. правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль, НДС, платежей за пользование природными ресурсами, ЕСН.

7. практикой применения УСН и ЕНВД;

8. налогоплательщиком иностранной организации в части доходов получения в РФ;

9. соблюдением валютного законодательства;

10. производством и оборотом этилового спирта; спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

11. соблюдением законодательства о налогах и сборах кредитными организациями, профессиональными участниками РЦБ;

12. правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов с физических лиц, а также декларированием их доходов;

13. соблюдением законодательства о применении контрольно кассовой техники;

14. организацией информационно разъяснительной работы, в том числе со СМИ.

ПЕРЕДАЧА ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ

| следующая лекция ==>
СКАЙСЕРФИНГ | Отклик линии передачи на импульсный сигнал

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может

Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации

Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету

Министерство образования Российской Федерации

Казанский государственный технологический университет

Кафедра государственного управления, истории и социологии

Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующие в ее разработке и реализации

студент группы 96-62

к.ф.н., доцент Салагаев А.Л.

Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).

Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.

Глава 3. Налоговая политика РФ.

Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере налогообложения.

Актуальность.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Разработанность. Тема налогового реформирования остро дискутируема в обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с принятием второй части Налогового кодекса, с проблемой снижения налогового бремени с производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то необходимое, но не в первую очередь.

Особо хотелось бы отметить журнал «Аудитор», печатающий достаточно много работ по налоговой политике и налогам вообще. Это и Босс Г. об изменение налоговой политики[1] и Павлова Л., Мерзляков И. о совершенствовании налогообложения в Российской Федерации[18], а также Кашин В., Мерзляков И. о налоговой политики и оздоровлении России[8]. Также можно выделить группу учебных пособий, таких как работа Шуваловой Е.Б. о налогообложении и налоговом законодательстве[32], учебное пособие для вузов под редакцией Русаковой И.Г., Кашина В.А о налогах и налогообложении[12]. Особой значимостью обладают публикации исторического характера: работа ПушкаревойВ.М., раскрывающей историю политики налогов[21], а также сюда можно отнести статью Караваева Н.В., описывающей налоговую политику ведущих зарубежных государств[7].

При этом хотелось бы отметить недостаточную разработанность вопросов налоговой политики и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.

На основании этого целью данной работы является: - анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,

проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,

определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,

описать систему органов государственной власти Российской Федерации,

участвующих в налоговых отношениях.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава описывает налогообложение и налоговую систему (теоретический аспект), во второй главе анализируется налоговая политика ведущих западных государств, в третей главе определяется специфика налоговой политики РФ, в четвертой главе описывается система органов государственной власти Российской Федерации, участвующих в налоговых отношениях.

Право облагать налогом. это не только право уничтожать,

но и право созидать.

Верховный суд США

Глава 1. . Налогообложение и налоговая система

(Теоретический аспект).

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . ”[11,5]. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование - вот далеко не полный перечень тех направлений расходов федерального бюджета страны, для финансирования, которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.

"В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов", - так утверждал Б. Франклин (1706-1790), один из авторов Декларации независимости США. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением[32,12].

Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.

От налогов следует отличать сборы. Сбор - это денежный платеж, взимаемый государством за оказанные услуги (например, плата за выдачу лицензии на право торговли, сбор за регистрацию предприятия и т.д.)[32,13].

Общие принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом:

1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика .

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика, возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.”

Функции налогов:

У налогов имеются три основные функции;

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают пять основных налогов:

2.на добавленную стоимость,

3.подоходный налог с физических лиц,

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени и путем целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти мероприятия оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыли предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов юридических и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюдж

Читайте также: