Инвестиционные налоговые преференции предоставляются

Опубликовано: 05.05.2024

Состав льгот и преференций для бизнеса будет зависеть от объема вкладываемых инвестиций
SergeyNivens / Depositphotos.com

Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.

Устанавливается порядок заключения такого соглашения по инициативе инвестора (частная проектная инициатива). Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен будет, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. Срок рассмотрения такого заявления составляет до 45 дней (30 дней – при отсутствии ходатайства об учете связанного договора).

Публичная проектная инициатива предусматривает объявление на специальном сайте федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ о планировании ими инвестиционных проектов с заключением соглашений о защите и поощрении капиталовложений путем публикации соответствующих деклараций. В указанной декларации указываются меры господдержки при наличии подтверждения источников такой господдержки со стороны федерального финансового органа или финансового органа субъекта РФ. Также должны содержаться требования к инвестиционному проекту (описание, целевые показатели, параметры товаров, работ, услуг, производимых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта), минимальный размер капиталовложений, меры господдержки и условия их предоставления, планируемое возмещение затрат и другие условия.

Проект будет рассматриваться на конкурсной основе. Требования к содержанию заявок и приложенным документам определены такие же как и к заявкам и документам по реализации частной проектной инициативы. Победителем в конкурсе на участие в публичной проектной инициативе будет являться участник, предложивший наибольший объем капиталовложений, наименьший объем мер господдержки (либо их отсутствие) и кратчайшие сроки реализации проекта при наиболее высокой эффективности.

В случае заключения соглашения в течение установленных законом сроков (стабилизационная оговорка) в отношении организации, реализующей инвестиционный проект, не должны применяться отдельные положения законодательства РФ и решения госорганов и органов местного самоуправления, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязано будет обеспечить инвестору неприменение в его отношении отдельных актов (решений) соответствующих органов госвласти, которые будут изданы, а муниципальное образование – актов органов местного самоуправления. При этом инвестор вправе требовать неприменения таких актов при реализации инвестиционного проекта.

Ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности признаются акты, увеличивающие сроки и количество процедур для реализации инвестиционного проекта, а также платежей по ним, устанавливающие дополнительные требования и запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта. Предусматриваются основания для неприменения в отношении инвесторов принятых органами госвласти (в том числе субъектов РФ) актов в течение установленных законом сроков. Например, не должны применяться акты, изменяющие меры господдержки (их сроки и объемы) в части условий по вопросам пользования земельными участками, по вопросам изменения порядка осуществления градостроительства в отношении соглашения, где стороной является субъект РФ и объем капиталовложений инвестора составляет не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб., а если стороной является г. Москва или г. Санкт-Петербург – не менее 200 млн руб. Для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта такой порог составляет не менее 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – не менее 500 млн руб., для обрабатывающего производства – не менее 1,5 млрд руб., для новых проектов в иных сферах экономики – не менее 5 млрд руб.

Если объем капиталовложений будет составлять не менее 10 млрд руб. к указанным пунктам неприменяемых актов по изменению законодательства, ухудшающих условия ведения бизнеса, добавится одна категория на выбор: по увеличению ставок вывозных таможенных пошлин, ставок экосбора или ставок по использованию лесных ресурсов. Так называемая, стабилизационная оговорка устанавливает сроки действия для каждого вида проекта и действующих для него фиксированных условий (в зависимости от объема вложенных инвестором средств): для проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд руб. – не более 6 лет, от 5 млрд до 10 млрд руб. – не более 15 лет, от 10 млрд руб – не более 20 лет.

Предусматриваются меры господдержки инвестиционных проектов в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений в виде возмещения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ затрат на создание, реконструкцию объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур и уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объем возмещаемых затрат не может превышать 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100% – для объектов сопутствующей инфраструктуры. Предусматриваются также предельные сроки для возмещения затрат.

Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет.

Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования, то есть с 1 апреля. До введения в действие соответствующей информационной системы заявления и документы на участие в инвестиционных проектах в течение года после вступления в силу закона подлежат приему госорганами на бумажных носителях с подписями, составленными от руки.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 70-ФЗ внесены корреспондирующие изменения в ст. 5 части 1 Налогового кодекса. Закон гарантирует для организации, которая является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России. В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Для того, чтобы обеспечить возможность предоставлять юрлицам субсидии на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными ими капитальными вложениями, были внесены соответствующие поправки и в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от апреля 2020 г. № 71-ФЗ 1 ).

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 71-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010032).

ГОНЧАРОВ Алексей Сергеевич, студент группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого

ЮРКОВА Ольга Юрьевна, студентка группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого

Распространяющийся по миру новый коронавирус поражает не только человеческое здоровье, но и «финансовое здоровье» большинства компаний в самых разных сферах экономики и с самыми разными производственными мощностями, однако бесспорным является то, что предприятия (организации) малого и среднего бизнеса в сложившейся ситуации находятся под большим давлением, чем их старшие коллеги.

Для того чтобы объективно подойти к вопросу налоговых льгот, необходимо оценить масштаб проблемы. Так, например, «крах тысяч ресторанов и кафе, миллионы безработных и череда банкротств – к таким последствиям для малого бизнеса может привести пандемия коронавируса», предупреждает основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова, такой прогноз, конечно, чересчур пессимистичен и имеет мало общего с реальностью, ведь, как известно, малый и средний бизнес в России является крайне живучим, давно привык к нестабильной экономической ситуации и, в теории, может успешно подстраиваться под работу и в условиях самоизоляции населения [9].

Но факт остается фактом, рестораны, турфирмы, фитнес-клубы и частные школы теряют до 90% выручки. Такой краткий и емкий обзор ситуации среди Московского малого и среднего бизнеса приводит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

В регионах ситуация пока остается спокойнее и будет оставаться такой, если темп распространения вируса не будет превышать среднего уровня.

Несмотря на то, что причин всеобщей паники нет, вирус, тем не менее, захватывает умы людей, что сказывается на отдельных представителей бизнеса.

Ощутив первые тяготы пандемии, многие представители бизнес-сообщества не стали ждать проведения стимулирующих мер «сверху» и сами обратились к власти с просьбами о помощи. Так, уже названная мною выше предпринимательницаАнастасия Татулова выступила со следующими требованиями:

  • задекларируйте, что в нынешней форс-мажорной ситуации на уровне государства будут приняты меры, поддерживающие и простых граждан, и предпринимателей одинаково;
  • дайте гарантии, что будут отсутствовать любые карательные меры за попытки спасения нами наших бизнесов. Любые попытки;
  • дайте субсидии сокращенным людям;
  • дайте беспроцентные кредиты и субсидии для бизнеса после карантина на год;
  • сделайте полную кредитную амнистию для всех пострадавших отраслей – для тех, кто до прошлой недели аккуратно платил все кредиты с грабительскими ставками;
  • дайте денежные гранты для оплаты аренды;
  • дайте собственникам помещений возможность не платить кадастровый налог и налог на землю, чтобы они могли пережить отсутствие арендной платы;
  • сделайте годовые каникулы для сотрудников пострадавших бизнесов, которые брали ипотеку;
  • срочно утвердите давно назревшие изменения в налоговых режимах для пострадавших отраслей – в частности, для заведений общественного питания, которые и в мирное время были необходимы как воздух;
  • уменьшите НДС хотя бы до 10%, а в идеале до нуля для всех пострадавших отраслей;

Если характеризовать данный перечень требований целиком, не вдаваясь в подробное рассмотрение каждого пункта, то можно резюмировать, что бизнес находится в глубокой панике и требует от государства невозможных и чрезмерных мер. В связи с этим, целесообразно обратиться к статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации и напомнить о том, что предпринимательская деятельность– это деятельность, в первую очередь, осуществляемая на свой риск, и у государства не возникает прямой обязанности поддерживать абсолютно весь малый и средний бизнес [1].

Развивая этот тезис, обратимся к Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П. Оно определило обязанность уплачивать налоги, обусловленную публично-правовой природой государства и государственной власти [5]. Представляется, что и установление налоговых льгот публично-правовой характер, следовательно, установленную налоговую льготу следует оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса. Таким образом, выходит, что льготы необходимы, однако определяющее, превалирующее значение в их установлении должен иметь общенациональный интерес и только он.

Однако, при всем при этом, стимуляция, как уже говорилось выше, необходима, но необходима в некоторых переделах, не нарушая разумных границ и экономических интересов всех остальных граждан Российской Федерации, не являющихся предпринимателями, но тоже испытывающих финансовые трудности.

Так, Правительство приняло план мероприятий по поддержке экономики в условиях распространения коронавируса. Среди мер – установление ставки 0% таможенной пошлины при ввозе лекарственных средств и медицинских изделий, предоставление кредитным организациям «возможности временного неухудшения оценки качества обслуживания долга», независимо от финансового состояния заемщика, предоставление налоговой отсрочки отраслям, пострадавшим от распространения вируса, мораторий на налоговые проверки для малого и среднего предпринимательства, отсрочка по уплате страховых взносов.

25.03.2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил с телеобращением к нации в связи с эпидемией коронавируса. В своем выступлении, помимо прочих вопросов, он затронул аспекты, касающиеся бизнеса. По его словам, малый и средний бизнес получит отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на шесть месяцев [7]. А размер страховых взносов будет снижен с 30% до 15%, чтобы у предприятий появились дополнительные ресурсы. Пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Если же зарплата на уровне МРОТ или ниже, то ставка остаётся прежней, 30%. Этот пакет мер, по мнению Владимира Путина, поможет предотвратить банкротства малых предприятий.

В этой связи представляется возможным и даже в некоторой степени необходимым по новому взглянуть на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»» [4].Анализ данного документа позволяет сказать, что законам, вводящим новые налоговые льготы, можно придавать обратную силу, если государство посчитает, что будет целесообразно ввести дополнительную помощьнуждающимся налогоплательщиках.

Самой по себе достаточной стимулирующей мерой представляются налоговые каникулы. Сначала определимся с термином. «Налоговые каникулы» – это возможность не платить налог в течение определенного времени, установленного законодательством. Если проще - это легальный способ сэкономить на налогах. Так,С 1 января 2015 года до 31 декабря 2020 года действуют налоговые каникулы для некоторых категорий предпринимателей на спецрежимах.

Разберемся, какие ИП, в каких регионах, и с каким видом деятельности может претендовать на налоговые каникулы.Но тут надо понимать, что налоговые каникулы предусмотрены не для всех, льгота рассчитана только на ИП, которые выбрали для работы УСН или ПСН. Отметим, претендовать на налоговые каникулы могут только впервые зарегистрированные ИП. Если на момент вступления в силу регионального закона предприниматель уже работает, то льгота на него не распространяется.Не пройдет здесь и номер снятия ИП с учета, а потом регистрация заново с целью воспользоваться льготным налогообложением. Получение льготы предусмотрено для производственной сферы, Социальной сферы, научной сферы и сферы бытовых услуг.

Важно то, что каждый регион самостоятельно устанавливает конкретные виды деятельности с указанием кода ОКВЭД, на которые распространяются налоговые каникулы [2].

Так, например в Воронежской области ситуация с пандемией обеспечит бизнесменам налоговые каникулы [8]. Это коснётся тех, кто работает в сферах туризма и авиаперевозок, спорта, искусства и кино. Об этом сообщили в региональном управлении налоговой службы.

Говоря о налоговых льготах, следует указать не только на роль исполнительной и законодательной власти, но и на влияние судебной власти и Конституционного суда Российской Федерации, в частности. Некоторые ученые говорят о том, что целесообразность установления или отмены законодателем налоговых льгот не подлежит конституционной проверке, однако практика говорит об обратном, ведь ранее Конституционный Суд оценивал налоговые обязательства на предмет их соразмерности, принимая при этом во внимание конституционные принципы учета способности уплачивать налоги, социальный и правовой характер государства [6].

Итоги. В заключении хочется обратиться к словам М.В. Баглая, которые прозвучали в особом мнении По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы от 04.04.1996 N 9-П – «При выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, закрепленного во введении к Конституции Российской Федерации [3]. Хотя правовое государство начинается с формального равенства, равенство граждан и их свободы нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним формальным равенством правовых статусов. В ограничении прав одних лиц может состоять правомерная защита прав других лиц, а справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации(часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994. - №32. – Ст. 3301.

[2] Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07 августа 2000, N 32, ст. 3340.

[3] Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы».

[4] Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».

[5] Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»».
В Постановлении от 02.07.1997 N 10-П .

[6] Сасов К. А. Налоговые льготы в свете решений Конституционного Суда // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 4.



  • Кратко о Казахстане
  • Преимущества Казахстана
  • Истории успеха
  • Пребывание в Казахстане
  • Информация о COVID-19
  • Прибытие в Казахстан
  • Открытие бизнеса
  • Развитие бизнеса
  • Меры государственной поддержки
  • Закрытие бизнеса
  • Взаимодействие с инвесторами
  • Проживание в Казахстане
  • Инвестиционные предложения
  • Отрасли
  • Выбор региона
  • Инвестиционные площадки
  • Государственная поддержка
  • Возможности финансирования бизнеса
  • Государственно-частное партнерство
  • Перечень отечественных компаний, потенциальных партнеров для инвесторов
  • Нормативные правовые акты
  • О KAZAKH INVEST
  • Совет директоров
  • Правление
  • Наша команда
  • Как мы помогаем
  • Партнеры
  • Корпоративное управление
  • Закупки
  • Карьера в компании
  • Контакты
  • FAQ
  • Пресс-релизы
  • Мероприятия
  • Видеосюжеты
  • Публикации и презентации
  • Вебинары
  • СМИ о нас
  • Инфографики
  • Бизнес, экономика, финансы

Инвестиционные преференции

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  1. юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
  2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Юридическое лицо Республики Казахстан - юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  2. государственные натурные гранты - максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. преференции по налогам:
    • корпоративный подоходный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
  2. инвестиционная субсидия;
  3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  4. государственные натурные гранты.

По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее - инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

  • ввозными таможенными пошлинами;
  • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

  • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному Правительством Республики Казахстан. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

4) юридическое лицо не является:

автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора - юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора - юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Преференции

Инвестиционный проект

Инвестиционный приоритетный проект

Специальный инвестиционный проект

СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(ФАБРИКА, ЗАВОД, ЦЕХ)

РАСШИРЕНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

(РЕНОВАЦИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ)

Освобождение об обложения таможенными пошлинами

Государственные натурные гранты

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций


В условиях возрастания интереса к финансовым ресурсам на международном рынке капитала резко усилилась борьба за прямые иностранные инвестиции.

Республика Казахстан, наряду с этим, стремится как можно быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Для этого необходимо в большей части раскрывать интерес казахстанской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности.

В связи с этим встает вопрос о сохранении, а в случае поддержки, и расширении инвестиционных преференций, предоставляемых в соответствии Законом «Об инвестициях», который был принят 8 января 2003 года в Республике Казахстан и Перечня приоритетных видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года. За это время в Закон и данный Перечень вносилось ряд изменений и дополнений, и по состоянию на 2011 год, основными направлениями и задачами данного Закона являются регулирование отношений, связанных с инвестициями в Республике Казахстан, определении правовых и экономических основ стимулирования инвестиций, гарантировании защиты прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определении мер государственной поддержки инвестиций, порядка разрешения споров с участием инвесторов.

Также были внесены изменения в порядок предоставления преференций инвесторам, осуществляющим инвестиции в приоритетных секторах экономики Республики Казахстан.

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Таким образом, государственная поддержка инвестиций в Республике Казахстан выражается в предоставлении инвестиционных преференций. Инвестиционные преференции предоставляются посредством заключения контракта между юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта и уполномоченным органом, в данном случае это Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В результате заключения такого контракта предоставляются следующие виды преференции:

- освобождение от обложения таможенными пошлинами;

- государственные натурные гранты.

Основным условием предоставления инвестиционных преференции является осуществление инвестиций в приоритетные виды деятельности. Перечень приоритетных видов деятельности на уровне классификатора подвидов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 и состоит из 245 видов деятельности, в том числе, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность (производство пищевых продуктов, текстильная промышленность, обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство пластмассовых и резиновых изделий, производство неметаллических минеральных продуктов, производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования), транспорт, туризм, аренда жилья.

Также для реализации данного Закона была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Ключевым механизмом реализации Государственной программы является Карта индустриализации Казахстана. Она позволит государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. В настоящее время завершена работа по наполнению инвестиционными проектами Карты индустриализации Казахстана. В целом, отобрано для включения в Карту 237 проектов на общую сумму 7,3 трлн. тенге, с созданием более двухсот тысяч рабочих мест.

В отраслевом разрезе больше всего проектов планируется реализовать в агропромышленном комплексе это 54 проекта, 37 проектов в металлургии, 34 - в стройиндустрии, 27 – в химии и фармацевтике, 21 – в энергетике, 19 – в машиностроении, 14 инфраструктурных проектов, 18 – в нефтепереработке.

Данная Государственная программа направлена в помощь:

- казахстанским инициаторам инвестиционных проектов;

- покупателям казахстанской продукции;

- действующим и потенциальным экспортерам.

Для предоставления инвестиционных преференций выдвигаются следующие необходимые условия:

1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;

2) представления необходимых документов, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей юридического лица Республики Казахстан, подавшего заявку для реализации инвестиционного проекта.

Каждый из видов инвестиционных преференций имеет свои особенности. Так, например, освобождение от обложения таможенными пошлинами:

Данный вид преференций предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, предназначенных для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с Инвестиционным контрактом.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.

После этого Комитет таможенного контроля Республики Казахстан направит данные сведения таможенным органам, которые будут проводить таможенное оформление и контроль ввозимого оборудования.

Следующий вид инвестиционных преференций – это предоставление государственных натурных грантов. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

Законодательством установлены ограничения в предоставлении государственных натурных грантов. Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. Оценка размера государственного натурного гранта производится по его рыночной стоимости. В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

Сроки и условия получения преференций:

Для получения инвестиционных преференций юридическому лицу необходимо подать заявку на предоставление инвестиционных преференций, которая подается для рассмотрения в Комитет по инвестициям, который принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и направляет заявителю ответ в письменной форме в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявки.

Затем Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций подготавливает для подписания контракт с учетом положений модельного контракта. Затем контракт регистрируется Министерством в течение пяти рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации.

Срок действия контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций. Срок окончания работ по рабочей программе должен заканчиваться не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия контракта.

После заключения контракта юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, представляет в уполномоченный орган:

1) в течение действия рабочей программы:

промежуточный отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого июня;

годовой отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого января с расшифровкой по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой;

2) в течение одного месяца после ввода в эксплуатацию фиксированных активов документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию фиксированных активов;

3) в течение одного месяца после истечения срока окончания работ по рабочей программе подтвержденные аудиторским отчетом:

отчет о выполнении рабочей программы;

отчет о доходах и расходах по результатам инвестиционной деятельности;

расшифровку по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой. Аудиторский отчет должен содержать анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности за весь период действия рабочей программы.

Кроме всего прочего, юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, в течение действия контракта не имеет права:

1) изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;

2) отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Прекращение инвестиционных преференций:

Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия контракта либо может быть досрочно прекращено либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке.

В одностороннем порядке контракт расторгается Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий РК по истечении трех месяцев с момента письменного уведомления юридического лица Республики Казахстан, заключившего контракт в случаях:

- выявления искажения или сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций;

- неисполнения юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт, своих обязательств по контракту.

- выявления искажения или сокрытия сведений в отчетности, представляемой юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт.

В этих случаях указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Таким образом, инвестиционная деятельность по предоставлению инвестиционных преференций в приоритетных видах деятельности в Республике Казахстан в данное время находится на стадии становления и развития. Но многие казахстанские компании уже получили инвестиционные преференции в разных отраслевых секторах экономики и сейчас встает вопрос о предоставлении преференций не только крупным казахстанским компаниям, но и участие в предоставлении инвестиционных преференций субъектов малого и среднего бизнеса.

«ZAN» Юридической Компании Бейсеновой Юлией.

«Инвестиционный налоговый вычет повысит привлекательность Татарстана»

Соответствующий законопроект предложил Азат Бикмурзин, генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим».

В рамках дискуссионного клуба, организованного «Реальным временем», представители бизнеса и органов власти обсудили перспективу введения закона «Об инвестиционном налоговом вычете в Республике Татарстан». Инициатива нашла аргументированную поддержку участников дискуссии.

Налоговые преференции важны для уже действующих предприятий

Законопроект «Об инвестиционном налоговом вычете в Республике Татарстан» касается предприятий, которые получают 70% дохода от обрабатывающего производства, а также от распределения и производства электроэнергии, газа и воды. Также льготами смогли бы воспользоваться медицинские и образовательные организации. Для них региональную часть ставки по налогу на прибыль предлагается установить на уровне 0%.

Важно, что по внесенному законопроекту инвестиционный вычет не будет действовать для предприятий, которые базируются в ОЭЗ и ТОСЭР, для участников региональных инвестпроектов — то есть для тех, кто уже пользуется какими-либо преференциями от государства.

Дискуссию о налоговых и других преференциях для татарстанского бизнеса модерировала Мария Яшенкова, директор агентства Bright Consulting, которое занимается разработкой коммерческих стратегий, аналитикой и построением бизнес-процессов для крупных предприятий в РТ и за ее пределами.

Алмаз Хусаинов, заместитель министра промышленности и торговли РТ, рассказал о том, что и на федеральном, и на региональном уровне вводятся разные меры поддержки бизнеса: это и субсидии, и предоставление льготных займов, и налоговые преференции. Например, возможность снижения налоговой нагрузки предоставляется предприятиям, которые базируются в ОЭЗ и ТОСЭР.

Хусаинов считает, что объем поддержки промышленных предприятий должен увеличиваться в дальнейшем. По его мнению, механизмы налогового стимулирования в первую очередь важны для уже действующих предприятий, которые проходят модернизацию.

По мнению Алмаза Хусаинова, механизмы налогового стимулирования в первую очередь важны для уже действующих предприятий, которые проходят модернизацию

Инвестиционный налоговый вычет позволит модернизировать производство

Расим Усманов, заместитель директора Гарантийного фонда РТ, тоже считает, что вводить налоговый инвестиционный вычет на территории республики однозначно нужно. Эта полезная инициатива, во-первых, поможет сгладить неровности стимулирования от территории к территории, во-вторых, даст четкие правила получения налоговых преференций и освободит их от ручного режима выдачи, а в-третьих, однозначно улучшит инвестиционный климат в Татарстане, который и без того один из самых благоприятных в стране.

Модератор встречи Мария Яшенкова задала встречный вопрос о том, находятся ли все предприятия республики в равных условиях в части налоговых преференций, особенно с учетом того, что многие крупные производители не могут позволить себе переехать в ОЭЗ (как, например, градообразующий и стратегически важный Pozis, оказавшийся в условиях жесткой искусственно созданной конкуренции).

Замдиректора Гарантийного фонда ответил на это, что устойчивость предприятия зависит не только от господдержки:

— Сложно сказать, что мы не поддерживаем предприятия. Понятно, что государство обязано создавать условия, в которых люди будут хотеть заниматься бизнесом. Мы находимся в общем и едином законодательном и налоговом поле РФ, поэтому должны действовать в его рамках. Думаю, что те предприятия, которые занимаются производственной деятельностью и готовы модернизироваться, должны получить поддержку в виде налоговых инвестиционных вычетов, это будет правильно.

Бизнесу не хватает информации и ресурсов, а налоговому законодательству — гибкости

К вопросу о том, что делать в конкурентной среде предприятиям, которые не могут переехать в зоны налоговых преференций и получать там льготы, возвращались еще не раз. В частности, Алена Белоглазова, руководитель КФХ Белоглазова, говорила о проблеме повышения заработной платы. В ОЭЗ и ТОСЭР предприятия могут себе позволить поднимать зарплаты сотрудникам, а вне этих зон производствам сложно изыскать эти средства иным путем, кроме как поднять цену на конечный продукт для потребителя. Тем более сложно найти деньги на модернизацию: и здесь, безусловно, очень пригодился бы обсуждаемый законопроект.

Главный бухгалтер Казанского кранового завода «Гертек» Елена Шлотгауэр, отметила, что налоговые льготы сейчас стандартизованы и не имеют какой-либо привязки к конкретному бизнесу. Для налоговых льгот, по ее мнению, нужна большая гибкость. Кроме того, она посетовала на то, что бизнес очень плохо информирован о тех мерах поддержки, которые ему доступны.

Кстати, некоторые другие гости дискуссионного клуба пришли, чтобы узнать побольше о действующих механизмах налогового стимулирования. Об этой своей цели заявил, например, Рустем Камалов («Ак Барс Капитал»): «Мы тут, чтобы получить максимум информации, которую в дальнейшем будем использовать в работе с нашими клиентами».

С теми же целями мероприятие посетил и Данияр Тынымбаев из Казахстана (KazakhExport):

— Дискуссия для меня интересна, потому что у нас есть инвестиционные проекты в области производства, которые мы хотим локализовать в Татарстане, и уже отсюда выйти на российский рынок. Поэтому я пришел послушать, какие преференции тут предлагаются. Опыт Татарстана и возможности, которые здесь предоставляются, нам очень интересны, именно поэтому первое представительство мы открыли именно здесь, в Казани.

Анатолий Кияшко заявил, что с точки зрения налоговых преференций и условий работы, зарубежные площадки выглядят лучше, чем российские

Тем временем Анатолий Кияшко, директор по развитию стартапа Robots Can Dream, заявил, что с точки зрения налоговых преференций и условий работы, зарубежные площадки выглядят лучше, чем российские: «Мы сейчас выбираем страну, в которой будем производить наше оборудование. Например, Беларусь выглядит более привлекательно. Наших инвесторов интересует получение прибыли в первые же 2 года существования производства. Поэтому мы не склонны открывать его в России. Если мы локализуемся в России на данный момент, у нас не сойдутся экономические показатели».

Лейтмотивом беседы стало то, что инвестиционный налоговый вычет смог бы решить некоторые проблемы татарстанских производителей.

«Важно четко определить правила игры»

Закир Абдрашитов, руководитель налоговой практики компании АНП «Зенит», обращает внимание на небольшой разрыв в налоговом праве: есть специальные налоговые режимы для малого бизнеса и есть возможности финансирования для крупного. А вот средний сегмент бизнеса просел: для спецрежимов эти предприятия уже великоваты, а чтобы заходить в ОЭЗ — еще маловаты.

Абдрашитов считает, что важно ввести четкие и прозрачные правила стимулирования в отношении отдельных секторов экономики:

«Например, давайте мы возьмем высокотехнологичную промышленность и введем для всех единые, определенные, прозрачные правила стимулирования, чтобы не зависеть от конкретной подписи конкретного лица. Определим вектор развития, дадим одинаковые условия всем участникам. Важно четко определить правила игры, чтобы бизнес понимал, что ему можно, а что нельзя».

Закир Абдрашитов тоже считает, что закон об инвестиционном налоговом вычете надо принимать в Татарстане уже в этом году — в первую очередь, чтоб не допустить перетекания среднего бизнеса в соседние регионы, где эти преференции уже приняты. Важно, чтобы Татарстан сохранил свои лидирующие позиции в инвестиционной привлекательности.

«Инвестиционный налоговый вычет еще сильнее повысит привлекательность Татарстана»

Камиль Умаров, налоговый менеджер KPMG, тоже отметил, что условия для предприятий в Татарстане стремятся облегчить, но, например, для того, чтобы получить СПИК, это должно быть крупное производство, огромные объемы инвестиций и закупки оборудования. Это могут себе позволить только крупные предприятия — например, уже упоминавшийся сегодня КАМАЗ.

«С учетом ограниченности применения льгот (ТОСЭР, ОЭЗ, СПИКи), инвестиционный налоговый вычет может оказаться действительно очень своевременной и полезной инициативой. Поскольку там существенно ниже пороги по инвестициям, льготы эти могут применять и действующие компании в процессе модернизации — те, которым недоступны возможности ТОСЭР и ОЭЗ. Инвестиционный налоговый вычет еще сильнее повысит инвестиционную привлекательность Татарстана. Но нужно еще грамотно предусмотреть то, какие компании смогут его применять».

Мария Яшенкова заметила, что с точки зрения интересов региона, практика привлечения инвестиций и развитие ОЭЗ — логика очень понятная и правильная. Но предприятиям, которые находятся вне зоны действия преференций особых экономических зон, тоже нужно помочь. На ее вопрос о том, как можно привлечь деньги в их модернизацию, Камиль Умаров с ходу предложил сразу несколько вариантов:

«У каждого решения есть своя цена. Деньги можно по-разному привлекать. Когда люди принимают инвестиционное решение, они анализируют в том числе и цену капитала. Анализироваться должны все инструменты — и выпуск облигаций, и даже IPO. Мы сегодня слышим, что зачастую бизнес вообще не в курсе о тех мерах поддержки, стимулирования или преференциях, которые есть. Мы на своих налоговых мероприятиях всегда говорим о том, что сейчас нового. И это, наверное, общая задача, системная — распространять сведения».

По мнению Умарова, если в РТ законопроект об инвестиционном налоговом вычете примут в таком виде, в каком он обозначен — с акцентом на обрабатывающие производства — это будет большой плюс, который даст предприятиям возможность развиваться и инвестировать в себя. Это будет в плюс и в профайл Татарстана, ведь и российские, и иностранные инвесторы, прежде чем зайти в регион, всегда изучают предоставляющиеся налоговые льготы и возможности.

Читайте также: