Организация внутриведомственного контроля в налоговых органах

Опубликовано: 05.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2013 г. N ММВ-7-4/550@ "Об утверждении Положения об Управлении контроля налоговых органов Федеральной налоговой службы"

В соответствии с приказом ФНС России от 04.12.2013 N ММВ-7-4/539@ "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы" приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении контроля налоговых органов Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 09.12.2013.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Положение
об Управлении контроля налоговых органов Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2013 г. N ММВ-7-4/550@)

1. Общие положения

1.1. Управление контроля налоговых органов (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основной задачей Управления является методологическое обеспечение и организация работы по проведению внутриведомственного контроля (внутреннего аудита) в системе налоговых органов Российской Федерации по осуществлению ими налогового администрирования, за исключением организации внутреннего финансового аудита.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Разрабатывает методические документы по организации внутреннего аудита налоговых органов, по проведению аудиторских проверок, предпроверочному анализу и постпроверочному контролю за устранением выявленных нарушений и недостатков.

3.2. Осуществляет, координирует и контролирует мероприятия по модернизации внутреннего аудита налоговых органов, развития его методической составляющей и информационного обеспечения.

3.3. Разрабатывает методологию проведения риск-анализа полноты и качества исполнения территориальными налоговыми органами функций налогового администрирования и отбор территориальных налоговых органов для проведения аудиторских проверок с учетом предложений межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам и структурных подразделений центрального аппарата ФНС России.

3.4. Разрабатывает методологию проведения углубленного риск-факторного анализа с целью выявления основных зон риска и формирования программы проверки.

3.5. Разрабатывает и представляет на утверждение планы-графики комплексных и тематических аудиторских проверок, проводимых межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам и центральным аппаратом ФНС России.

3.6. Координирует работу межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам по проведению предпроверочного анализа, подготовке и проведению комплексных и тематических аудиторских проверок, рассмотрению и реализации материалов проверок, осуществлению постпроверочного контроля.

3.7. Готовит заключения по материалам аудиторских проверок, представляет руководителю Службы предложения о принятии мер к должностным лицам проверенных налоговых органов.

3.8. Осуществляет организационное и информационное взаимодействие со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России по вопросам, относящимся к внутреннему аудиту деятельности налоговых органов.

3.9. Осуществляет анализ и обобщение материалов по итогам аудиторских проверок, проведенных межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, и в виде аналитических обзоров о выявленных недостатках и нарушениях направляет для учета в работе подведомственным налоговым органам.

3.10. Осуществляет мониторинг комплексных и тематических аудиторских проверок.

3.11. Осуществляет мониторинг постпроверочного контроля за устранением налоговыми органами нарушений и недостатков, выявленных аудиторскими проверками.

3.12. По решению руководителя ФНС России непосредственно организует осуществление отдельных мероприятий налогового контроля и взаимодействует по этим направлениям деятельности с Контрольным управлением.

3.13. Проводит анализ предложений межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, структурных подразделений Службы и территориальных налоговых органов по совершенствованию деятельности территориальных налоговых органов, а также совершенствованию методов проведения и автоматизации аудиторских проверок.

3.14. Осуществляет контроль за исполнением налоговыми органами поручений Службы, связанных с рассмотрением материалов проверок налоговых органов, проведенных правоохранительными и контролирующими органами, осуществляет контроль за принятием налоговыми органами мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных правоохранительными и контролирующими органами и их территориальными подразделениями.

3.15. Участвует в разработке показателей и порядка оценки, а также в проведении оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.16. Взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и иными ведомствами и учреждениями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.17. Обеспечивает своевременное рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.18. Осуществляет анализ и обобщение положительного опыта работы Службы, в части, отнесенной к компетенции Управления, и направляет для учета в работе всем налоговым органам.

3.19. Участвует в обучении работников центрального аппарата Службы и территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает методическую и практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.20. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.21. Осуществляет эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

3.22. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.23. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.24. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

3.25. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдения государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.26. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.27. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов Службы к работе в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.28. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к работе в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.29. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.30. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.31. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.32. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.

4. Права при реализации основных функций Управления

4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.1.4. Принимать в случае необходимости непосредственное участие как в аудиторских проверках, назначаемых Службой, так и в иных мероприятиях внутреннего аудита, контролируемых Службой.

4.1.5. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.6. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.7. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.1.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.

4.1.9. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.1.10. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.11. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с законодательством.

5.5. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с законодательством.

5.6. Начальник Управления:

5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.

5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.6.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.

5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.

5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств-участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям руководства Службы и начальника Управления, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.

Обзор документа

Утверждено Положение об Управлении контроля налоговых органов ФНС России.

Управление является самостоятельным структурным подразделением Службы.

Его основная задача - методологическое обеспечение и организация внутриведомственного контроля (внутреннего аудита) в системе налоговых органов по осуществлению ими налогового администрирования. Исключение - внутренний финансовый аудит.

Закреплены основные функции управления и права при их реализации. Также урегулированы вопросы организации его деятельности.

Организация аудиторских (тематических) проверок внутреннего аудита организации работы Управления ФНС России в соответствии с внутриведомственными актами ФНС России по проверке организации работы налоговых органов, в том числе по соответствующим направлениям их деятельности.

Цели, задачи, формы и методы аудиторской проверки внутреннего аудита Управлений ФНС России. Планы, графики и сроки проверок. Контроль качества налогового администрирования в нижестоящих налоговых органах.

Обобщение и согласование материалов аудиторской проверки внутреннего аудита. Формирование акта проверки, его содержание, структура. Требования, предъявляемые ФНС России к порядку формирования актов проверок. Реализация материалов проверки.

Раздел 5. Организация взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и иными государственными контролирующими органами

Тема 15. Взаимоотношения налоговых органов с судебными органами и органами МВД России. Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщиков и иных лиц

Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщиков и иных лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов. Порядок и основания обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами. Уголовные преступления в области налогов.

Полномочия и ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц.

Организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Состояние работы по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке (организация работы с жалобами налогоплательщиков; сроки рассмотрения жалоб налогоплательщиков; порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков и подготовка решений). Рассмотрение и урегулирование споров в досудебном и судебном порядке.

Порядок производства, участия и юридического сопровождения дел о налоговых и административных правонарушениях в налоговых органах. Порядок и сроки производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организаций и граждан за нарушения законодательства Российской Федерации.

Тема 16. Взаимоотношения налоговых органов с другими государственными контролирующими органами

Основные направления взаимоотношений налоговых органов с представительными органами власти по вопросам налогового администрирования (совместные контрольные мероприятия, информационное взаимодействие, разработка совместных нормативно – правовых актов).

Взаимодействия налоговых инспекций с финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и иными уполномоченными органами власти по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Взаимоотношения налоговых органов с органами Федерального казначейства РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и другими государственными внебюджетными фондами в ходе осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджеты всех уровней налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Совершенствование административных, организационных и иных методов работы уполномоченных органов власти по обеспечению соблюдения актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Современная налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «налоговое администрирование».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: структура, значение.

3. Понятие налоговой системы, ее составные элементы и факторы развития.

4. Виды налогов и сборов Российской Федерации, их классификация и функции. Общие условия установления налогов.

5. Федеральные налоги и сборы.

8.Особенности введения, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

9. Специальные налоговые режимы.

10. Организационные принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

11.Управление налоговой системой Российской Федерации: цель и задачи.

12. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия.

13.Налоговая политика, ее формы и основные принципы, заложенные в основание налоговой системы современной России.

14. Пути совершенствования современной налоговой системы Российской Федерации.

Литература: основная 9,10,11,13,14,21

Дополнительная 24,25,26,33,36

Семинар 2. Налоговые органы Российской Федерации, их структура и предмет деятельности

Вопросы для обсуждения

1.Налоговые органы Российской Федерации: их состав, характеристика, принципы построения.

2.Организационные типы (функциональный и комбинированный) и функции налоговых органов.

3. Классификация функций налогового администрирования по уровням управления.

4.Должностные лица налоговых органов, их статус, задачи и функции.

5.Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России): структура, задачи и функции.

6.Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам, их задачи и функции.

7.Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, их структура, задачи, функции.

8. Инспекции ФНС России по районам, по районам в городах, по городам без районного деления, межрайонного уровня (МРИ ФНС РФ), их характеристика, состав, структура, задачи и функции.

Литература: основная 9,12,14,15,20, 21 дополнительная 39,40,41,42,43

Семинар 3. Права, обязанности и ответственность участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Вопросы для обсуждения

1. Налоговые органы как основное звено налоговых правоотношений со стороны государства.

2.Права налоговых органов в ходе осуществления налогового администрирования.

3. Налоговая проверка налогоплательщика как основное право налоговых органов.

4. Обязанности налоговых органов.

5. Права, обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов.

6. Права и обязанности налогоплательщиков.

7. Права, обязанности и ответственность других участников налоговых правоотношений.

8. Способы защиты прав налогоплательщиков.

Литература: основная 11,13,14,15,17,21

Дополнительная 7,8,9,22, 20

Семинар 4. Организация работы по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учету налогоплательщиков, ведению государственных реестров

Вопросы для обсуждения

1.Эволюция нормативно-правового процесса по государственной регистрации юридических лиц.

2.Юридическое лицо как субъект гражданского права.

3.Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4.Орган, осуществляющий государственную регистрацию.

5. Содержание государственных реестров.

6. Сроки и место государственной регистрации.

7. Порядок представления документов при государственной регистрации.

8. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

9. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании.

10. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

11. Порядок открытия расчетных, текущих и иных счетов в банке организациями и физическими лицами при постановке на налоговый учет.

12. Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщиков и иных лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов.

13. Изменения и дополнения в КоАП РФ в части государственной регистрации.

14. Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

15. Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

16. Порядок перевода и постановки на учет крупнейших налогоплательщиков в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

17. ИНН. Порядок его присвоения.

18. Формирование информационных ресурсов по государственной регистрации налогоплательщиков в налоговых органах.

Литература: основная 13,14,15,20,21

Дополнительная 44,46,47, 58,63

Цель ведомственного контроля - стимулирование руководителей территориальных налоговых органов активизировать работу и выявлять резервы по дополнительному начислению налогов и сборов в бюджет.

В ФНС России ведомственный контроль в форме внутреннего аудита деятельности территориальных налоговых органов осуществляется по двум направлениям: в сфере налогового администрирования и в сфере финансов.

Основные задачи внутреннего аудита: обеспечение выполнения налоговыми органами требований нормативных актов при осуществлении налогового администрирования; оценка фактического состояния работы налогового органа в целом и по направлениям деятельности.

Система ведомственного контроля в ФНС двухуровневая: на федеральном и региональном уровнях. Отделы контроля налоговых органов имеются на федеральном уровне - в составе ФНС России имеется Управление контроля налоговых органов и межрегиональных инспекции по федеральным округам, а на региональном уровне - в составе управлений по субъектам РФ.

На федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность проверяют отдел финансового контроля Управления финансового обеспечения и финансовые отделы межрегиональных инспекций по федеральным округам. На уровне регионов – отделы финансового контроля соответствующих управлений по субъектам РФ.

На сегодняшний день существует четыре формы внутреннего аудита: 1) плановые аудиторские проверки внутреннего аудита; 2) тематические проверки; 3) дистанционный контроль; 4) проверки результатов устранения нарушений и недостатков, выявленных проверками.

Плановая аудиторская проверка – охватывает все направления налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами. В ходе предпроверочной подготовки, выявляются проблемные места в деятельности налоговых органов; изучаются и анализируются отчетные данные, материалы предыдущих проверок, результаты рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов и их работников.

Тематические проверки проводятся по отдельным направлениям организации деятельности, например: по проведению налогового контроля; по контролю правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет НДС, НДФЛ; по урегулированию задолженности по налогам и сборам и обеспечению процедуры банкротства и др.

Дистанционная форма контроля за устранением налоговыми органами нарушений и недостатков, выявленных аудиторскими проверками введена с 2003г. Дистанционный контроль - косвенный метод внутриведомственного контроля. Он осуществляется после проведения каждой проверки на основе планов мероприятий по устранению нарушений и ежеквартальных отчетов о его выполнении. Результатом дистанционного контроля является устранение выявленных аудиторской проверкой нарушений и недостатков, повышение эффективности налогового администрирования в постпроверочном периоде.

Служебные проверки организует и проводит кадровое подразделение налоговой службы. Оно создает независимые комиссии из числа работников. На основании материалов проверок комиссия устанавливает факты совершения дисциплинарных проступков и определяет меру ответственности должностных лиц налоговых органов. Срок проведения служебной проверки – один месяц со дня подписания руководителем приказа о ее проведении.

Письменное заключение о результатах служебной проверки, подписанное начальником кадрового подразделения и другими участниками проверки, представляется руководителю для принятия решения о привлечении или непривлечении работника к дисциплинарной ответственности и приобщается к личному делу гражданского служащего.

Цель создания подразделений налогового аудита - совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов, и как результат, сокращение обращений налогоплательщиков в суды и урегулирование споров в досудебном порядке.

Подразделения налогового аудита в инспекциях ФНС России осуществляют следующие основные функции: 1) рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков по актам налоговых проверок; 2) подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений, а также заключений по жалобам в соответствии с запросами вышестоящего налогового органа; 3) анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в инспекции в досудебном порядке, обобщение практики рассмотрения этих споров в целях совершенствования правоприменительной практики; 4) изучение актов налоговых проверок в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации; 5) мониторинг судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении процедур досудебного урегулирования налоговых споров в инспекции; 6) участие в обучении работников налоговых органов, проведение совещаний, семинаров и другие функции.

Снижение исковых заявлений налогоплательщиков в суды, после досудебного обжалования, говорит о качестве и объективности рассмотрения жалоб налогоплательщиков подразделениями налогового аудита.

Критерии оценки эффективностидеятельности налоговых органов: 1) собираемость налогов и сборов; 2) процентное соотношение сумм исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками; 3) удельный вес количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными; 4) снижение задолженности по налогам и сборам в бюджет; 5) увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов; 6) соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, к общему количеству исковых заявлений рассмотренных судами и др.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 48 | Нарушение авторских прав

Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью. Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой. Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  1. Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  2. Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  3. Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  4. Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  5. Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  6. Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  7. Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  8. Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  9. Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  10. Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  11. Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  12. Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  13. Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  14. Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  15. Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Виды налогового контроля

В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:

  • предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
  • оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
  • последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).

На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Выездные налоговые проверки

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Другие действия для налогового контроля

Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

  • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
  • инвентаризация имущества;
  • истребование и выемка бумаг и предметов;
  • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение экспертов.

Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Читайте также: