Организация работы налоговой инспекции по учету поступлений в бюджетную систему

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Инструкция о порядке ведения бюджетного учета доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой (утв. Федеральной налоговой службой 18 октября 2007 г.)

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения в территориальных органах ФНС России бюджетного учета доходов, администрируемых ФНС России (далее - администрируемые доходы)

2. Бюджетный учет администрируемых доходов ведется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 52, ст. 5278), Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6, N 2, ст. 160, N 27 (часть I), ст. 2700), Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 8 декабря 2006 года N 168н, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года N 25н, а также иными нормативными актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей Инструкцией.

3. Бюджетный учет администрируемых доходов осуществляется в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации финансовыми отделами на основании реестров, представляемых отделами, осуществляющими функции ввода данных, учета и отчетности по информации оперативного учета начисленных и поступивших доходов.

4. Оперативный учет начисленных и поступивших доходов по каждому налогоплательщику ведется отделами, осуществляющими функции ввода данных, учета и отчетности территориальных органов ФНС России, в порядке, установленном ФНС России.

5. Операции по администрированию доходов отражаются в бюджетном учете на основании первичных документов - реестров, утвержденных соответствующими руководящими документами ФНС России, в рублях, с точностью до второго десятичного знака после запятой.

6. Бюджетный учет администрируемых доходов ведется раздельно по каждому коду элемента в 12-13 разрядах кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации с ведением отдельных главных книг по каждому бюджету.

2. Порядок ведения бюджетного учета администрируемых доходов в территориальных органах ФНС России

2.1. Учет операций по начислению администрируемых доходов.

Начисление администрируемых доходов осуществляется ежемесячно на первое число месяца, следующего за отчетным, на основании данных «Реестра начисленных сумм налогов, сборов, пеней, процентов и налоговых санкций» и «Реестра сумм налогов, сборов, пеней, процентов и налоговых санкций, начисленных на основании объемов кассовых поступлений» и оформляется бухгалтерской записью по дебету соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» и кредиту соответствующих счетов счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».

Учет расчетов по начисленным администрируемым доходам осуществляется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на счете 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», который включает следующие аналитические счета:

1 205 01 000 «Расчеты с дебиторами по налоговым доходам» (КОСГУ 110);

1 205 02 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности» (КОСГУ 120);

1 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» (КОСГУ 130);

1 205 04 000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного взыскания» (КОСГУ 140);

1 205 08 000 «Расчеты с дебиторами по взносам, отчислениям на социальные нужды» (КОСГУ 160);

1 205 09 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов» (КОСГУ 172);

1 205 10 000 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам” (КОСГУ 180).

В 1-17 разрядах соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

2.2. Учет операций по отражению поступлений в бюджеты, администрируемых ФНС России.

Отражение поступлений администрируемых доходов осуществляется ежемесячно на первое число месяца, следующего за отчетным, на основании Реестра о поступлении в бюджеты.

На сумму зачисленных платежей на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальным органам Федерального казначейства для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оформляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета» и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам».

Учет расчетов по поступившим доходам осуществляется на соответствующих счетах счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления:

1 210 02 110 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет налоговым доходам»;

1210 02 120 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»;

1210 02 130 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»;

1 210 02 140 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»;

1 210 02 160 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет взносам, отчислениям на социальные нужды»;

1 210 02 180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам»;

1 210 02 400 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нефинансовых активов».

В 1-17 разрядах соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

На суммы поступлений, перечисленных после распределения в доходы бюджетов, отличных от уровня бюджета, установившего ставку налога, оформляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета».

2.3. Инвентаризация активов и обязательств по администрируемым доходам.

Инвентаризация активов и обязательств по администрируемым доходам проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49, с учетом особенностей, установленных настоящей Инструкцией.

Основной целью инвентаризации активов и обязательств по администрируемым доходам является проверка соответствия данных, отраженных финансовыми отделами территориальных налоговых органов в бюджетном учете, данным оперативного учета отделов, осуществляющим функции ввода данных, учета и отчетности.

Инвентаризация производится по каждому бюджету в разрезе кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

По результатам инвентаризации составляется Инвентаризационная опись расчетов по доходам (ф. 0504091), которая подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.

В случае наличия расхождений по результатам инвентаризации составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835)

2.4. Переходные положения.

При переходе на настоящую Инструкцию осуществить бюджетный учет дебиторской задолженности прошлых лет по администрируемым доходам по состоянию на 31 декабря 2007 года.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

18 октября 2007

Директор Департамента
бюджетной политики Министерства финансов
Российской Федерации
А.М. Лавров

Инструкция о порядке ведения бюджетного учета доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой (утв. Федеральной налоговой службой 18 октября 2007 г.)

Текст инструкции официально опубликован не был

Управление налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уровней; при этом каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Ко второму уровню относятся Инспекции МНС республик, краев, областей, городов республиканского подчинения, входящих в состав РФ. К третьему уровню – государственные налоговые инспекции (Инспекции МНС) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.

Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции третьего уровня. Главной задачей руководителя налоговой службы этого уровня является создание условий для оптимальной деятельности инспекции на подведомственной территории.

Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам включает следующие основные подразделения:

1. Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц, состоящее из:

• отдела налогообложения прибыли государственных предприятий;

• отдела налогообложения прибыли негосударственных предприятий (включая группу по налогообложению прибыли (доходов) предприятий с иностранными инвестициями);

• отдела налогообложения прибыли (дохода) общественных организаций;

• отдела налогообложения банков, бирж и операций с ценными бумагами;

• сводного отдела аналитической и методической работы.

3. Управление налогообложения физических лиц, куда входят; отдел подоходного налога (в том числе группа налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства); отдел имущественных налогов; методологический отдел; отдел аналитической работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.

4. Управление местных и прочих налогов и сборов (отдел местных налогов; отдел налога на имущество; отдел государственных пошлин, сборов и прочих доходов).

5. Управление косвенных налогов, включающее в свой состав отдел налога на добавленную стоимость, отдел акцизов, отдел по ведению сводной экономико-аналитической работы и анализа.

6. Управление внешнеэкономического и международного налогообложения включает:

• отдел налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций;

• отдел налогообложения иностранных юридических лиц;

• отдел международного налогообложения;

• отдел налогообложения валютно-финансовых операций.

7. Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации также состоит из четырех отделов:

• отчислений во внебюджетные социальные фонды;

• платежей в дорожные и производственные фонды;

• доходов от приватизации;

Каждое управление МНС РФ специализируется на одном из сегментов налогообложения. Задачи вышеперечисленных управлений включают в себя: анализ практики применения действующего налогового законодательства; разработку элементов концепции налоговой политики; участие в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения; разработку инструктивного материала и методических рекомендаций, а также трактовку моментов, не регламентированных действующим законодательством, или имеющих двойное толкование. Кроме того, управления центрального аппарата МНС РФ участвуют в комплексных и тематических проверках инспекций в субъектах Федерации, рассматривают письма и жалобы налогоплательщиков на действия должностных лиц налоговых органов, контролируют исходящие от различных министерств и ведомств документы, в которых затрагиваются вопросы налогообложения.

Ряд управлений центрального аппарата МНС осуществляют вспомогательные функции.

Управление административного и финансового обеспечения осуществляет планирование и финансирование расходов на содержание государственных налоговых инспекций; руководит постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах на местах и центральном аппарате: проводит работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, организует подготовку и переподготовку специалистов, повышение деловой квалификации работников, ведет документацию для определения стажа за выслугу лет, осуществляет представления на присвоение классных чинов.

Структура управления делами включает инспекцию по контролю и организации делопроизводства, сектор правительственной корреспонденции и секретариат МНС РФ. Основными задачами управления делами является обеспечение в центральном аппарате МНС РФ единого, отвечающего установленным требованиям порядка ведения делопроизводства, а также отбор, учет, обработка и своевременная передача на государственное хранение документов Министерства.

Имеющаяся нормативно-правовая база не содержит жесткой регламентации функционального и организационного устройства налоговых инспекций субъектов РФ (следующая ступень иерархии). Структура и штатное расписание этих звеньев утверждается руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Здесь необходимо отметить, что функциональная и структурная схемы краевой, областной и равной им налоговых инспекций строятся с учетом региональных особенностей (размера территории, экономического потенциала, числа налогоплательщиков и др.). Различия в организационном построении связаны с попытками создания такой модели, которая будет наиболее эффективной в конкретных условиях региона.

На инспекции МНС РФ по субъектам Федерации возлагаются такие задачи, как, например: организация работы нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе; подготовка методических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля на основе данных, представленных нижестоящими инспекциями; организация взаимодействия МНС РФ с другими государственными органами, в том числе с правоохранительными; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных систем и компьютеризации.

Нижнюю ступеньку в налоговой иерархии занимают инспекции МНС РФ по районам и городам без районного деления, которые выполняют основную нагрузку по контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на подведомственной территории. В соответствии с НК РФ они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность начисления ими налогов и платежей, а также поступление средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Они также контролируют своевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением и перечислением платежей в бюджет. Кроме того, на аналитические отделы этих подразделений возложены обязанности по составлению отчетности, анализу экономической ситуации и предоставлению районным и городским финансовым органам сведений о фактически поступивших в бюджет суммах.

В крупных городских и районных налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам налогов, работа которых строится по отраслевому принципу. Стоит отметить, что по отраслевому принципу организуется работа и в сельских районных налоговых инспекциях с количеством сотрудников до 60 человек.

Основным структурным функциональным звеном инспекции МНС РФ по субъекту Федерации, району является отдел. В инспекции по субъекту Федерации, как правило, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов, земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных налогов и сборов. Кроме того, как и в любой управляющей структуре, функционируют отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие.

В инспекции нижнего звена, как правило, имеются отделы по работе с юридическими и физическими лицами, а также отделы, выполняющие обеспечивающие функции. К первой группе относятся следующие отделы:

• приема отчетности юридических лиц;

• по работе с крупными налогоплательщиками;

• по работе с совместными предприятиями;

• по принудительному взысканию недоимок;

• по взиманию ресурсных платежей;

• по работе с проблемными налогоплательщиками и взаимодействия с правоохранительными органами;

• по проверкам правильности применения контрольно-кассовых машин;

• по контролю в сфере оборота алкогольной и табачной продукции.

Ко второй группе относятся:

• отдел подоходного налога;

• отделы по работе с частными предпринимателями без образования юридического лица; .

• отдел налогообложения имущества физических лиц.

К третьей группе можно условно отнести следующие отделы:

• учета и отчетности;

• отдел программирования и автоматизации;

• отдел Государственного реестра;

Кратко остановимся на особенностях работы с крупнейшими налогоплательщиками. Учитывая значительную роль крупных налогоплательщиков в формировании бюджетных доходов, в обставе налоговых инспекций различных уровней были созданы отделы по работе с крупными налогоплательщиками. В целях повышения эффективности работы сотрудников налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками в этих отделах собраны наиболее квалифицированные кадры налоговых инспекций. На них возложены обязанности по комплексному контролю за крупнейшими налогоплательщиками подведомственной территории. Данные отделы осуществляют прием и изучение отчетности крупнейших налогоплательщиков, проводят анализ их финансового состояния, камеральные проверки оценивают перспективы дальнейшего развития компаний. Объединение этих функций в рамках одного отдела позволяет достичь нескольких целей:

• инспекторский состав детально знает специфику каждого крупного предприятия их подведомственной территории, учитывает ее при подготовке и проведении комплексных выездных проверок и других мероприятий контрольного характера;

• с крупнейшими налогоплательщиками работают наиболее квалифицированные сотрудники инспекций МНС РФ;

• учитывая ограниченное количество крупных предприятий, инспекторский состав данных отделов имеет техническую и хронологическую возможность уделять большее внимание исследованию и анализу каждого плательщика, что существенно повышает эффективность работы налоговых органов и мобилизацию средств в бюджеты всех уровней.


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

Учет поступлений налогов и сборов

Контроль и учет поступлений налогов и сборов осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС), межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС России (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня).

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля и учета.

Те задачи, которые стоят перед налоговой службой, решаются с помощью внедрения в их повседневную работу компьютерных технологий. С помощью электронных машин налажен четкий и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет вносимых платежей и сборов. Таким образом учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям – плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности.

Налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат: организации, филиалы и иные обособленные подразделения организации, представительства организаций, налоговые агенты, а также физические лица.

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Декларация может быть как на бумажном бланке, так и в элекронном виде. Налоговый орган имеет право не принять налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В налоговую декларацию могут быть внесены изменения и дополнения в случае обнаружения ошибки, неполноты представленных сведений. Декларация будет считаться поданной в день подачи заявления о дополнении и изменении, если не истек срок подачи декларации. Если заявление делается после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

По каждому налогоплательщику учет ведется по налогам и другим обязательным платежам, в соответствии с “Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации”. При этом карточки лицевых счетов по соответствующим налогам открываются по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов.

Для учета поступлений платежей в неденежной форме, указанные платежи классифицируются по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, натуроплата т. д. и фиксируются дополнительно в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

Одной из основных функций отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности МРИ ФНС России № 1 по РМ является учет налоговых поступлений в бюджетную систему. Работники данного отдела осуществляют взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов, проведение анализа и обоснованности внесения прогнозных показателей. По электронному документообороту осуществляется следующая схема учета платежей: Налогоплательщик – Банк – Казначейство – УФНС – ИФНС.Управление ФНС РФ по субъекту после получения платежных документов налогоплательщика распределяет платежи по районным инспекциям непосредственно только по кодам налогов.

Для более точного, наглядного и удобного ведения расчетов налогоплательщика с бюджетом в налоговых органах в соответствии с Приказом ФНС РФ от 5.08.2002 года № БГ-3-10/411 на каждого налогоплательщика оформляются карточки лицевых счетов (КЛС). КЛС ведется по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору. Если налогоплательщик является налоговым агентом, то по нему ведется дополнительная КЛС с признаком «налоговый агент».

По каждому налогоплательщику, состоящему на учете в данном налоговом органе, определяется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, и под каждый отдельный код бюджетной классификации, утвержденный Минфином России, открываются соответствующие карточки лицевого счета налогоплательщика: «ИНН - КПП - КБК – ОКАТО» - для организации, и «ИНН - КБК – ОКАТО» - для физического лица [9].

Таким образом, карточка лицевого счета налогоплательщика - организации однозначно задается показателями ИНН, КПП, КБК, ОКАТО и содержит их в своей заголовочной части. Карточка лицевого счета налогоплательщика - физического лица однозначно задается показателями ИНН, КБК, ОКАТО и содержит их в своей заголовочной части.

Карточки лицевых счетов являются важными документами в которых отражаются:

- исчисленные налогоплательщиками и начисленные налоговыми органами суммы налогов, сборов;

- уплаченные и поступившие в бюджет суммы налогов и сборов;

- начисленные за несвоевременную или неполную уплату налогов суммы пеней;

- доначисленные (уменьшенные) по результатам налоговых проверок суммы налогов (сборов);

- возвраты и зачеты излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;

- возмещение НДС в порядке возврата или зачета;

- начисленные и возмещенные налогоплательщикам суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов (сборов), а также за несвоевременное возмещение НДС.

КЛС открываются на каждый год:

– по действующим организациям и индивидуальным предпринимателям – с начала года;

– по вновь созданным, реорганизованным организациям или переданным из другого налогового органа и вновь зарегистрированным ИП – с момента постановки их на налоговый учет.

После открытия КЛС налоговые органы передают в органы федерального казначейства информацию для осуществления функций, возложенных на них бюджетным законодательством.

Работники отдела учета и отчетности несут ответственность за правильность ведения учета доходов бюджетов и внебюджетных фондов, а также за сохранность документов, являющихся основанием для внесения записей в КЛС [14, c. 156].

Копии КЛС на бумажных носителях могут предоставляться правоохранительным, судебным органам, судебным приставам по мотивированным запросам. Копии (распечатки) КЛС в данном случае направляются с сопроводительным письмом или передаются официальному представителю указанных органов. На копиях проставляется дата и подпись начальника отдела, представляющего данные копии. Также данные карточек лицевых счетов могут использоваться при проведении налоговых проверок работниками соответствующих отделов.

Проведение в КЛС начисленных к уплате сумм налогов, пеней штрафов осуществляется на основании налоговых деклараций, расчетов, решений о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, судебных актов об изменении начисленных сумм и иных документов.

К документам, поступающим из органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, на основании которых в КЛС отражаются уплаченные, зачтенные или возвращенные суммы налоговых платежей относятся: копии платежных поручений, копии квитанций кредитных организаций об уплате налоговых платежей налогоплательщиками, копии инкассовых поручений налоговых органов, исполненные решения налогового органа по форме № 21 о зачете или возврате налоговых платежей с приложением копий платежных документов финансовых органов и др.

Записи о поступлении платежей в КЛС заносятся не позднее трех рабочих дней с момента получения документов.

Не реже одного раза в квартал работниками отдела производится проверка записей в КЛС, при этом особое внимание уделяется на то, по всем ли срокам уплаты произведены записи, учтены ли все платежные документы, правильно ли определено сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетом (переплата или недоимка).

Исправление ошибок при ведении КЛС происходит путем проведения операций «сторно». База данных КЛС подлежит хранению в течение 5 лет. КЛС относится к служебной тайне налоговых органов.

Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом производится ежегодно в обязательном порядке путем направления акта сверки налогоплательщику и назначения время приема.

Для более точного представления информации в налоговых инспекциях ведутся: реестры поступлений, возвратов, зачетов и выплат, реестры представленных документов, подтверждающих произведенные расходы, реестры налоговых уведомлений, вспомогательные книги, журналы.

Работниками отдела, ответственными за ввод данных ежедневно производится выверка данных о поступлениях в бюджет и возвратах из бюджета, отраженных в реестре с данными органов федерального казначейства, а также финансовых органов. Для учета поступивших в доходы бюджета сумм денежных средств, а также возвращенных платежей ведется реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат. В Форме № 25 записи поступлений производятся ежедневно на основании сводного реестра поступивших доходов.

Если налоговый орган обнаружит факт излишней уплаты налога, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В данном случае по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика.

Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Если у налогоплательщика имеется недоимка по уплате иных налогов, пеней, штрафов налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. В данном случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня его принятия.

В течении 10 дней с момента получения заявления работник налогового органа оформляет поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (один месяц) налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Сумма излишне взысканного налога также подлежит возврату налогоплательщику в порядке, аналогичном зачету или возврату излишне уплаченных сумм.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Читайте также: