Налоговая учетная политика сколково

Опубликовано: 18.05.2024

Несмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены от необходимости вести бухучет и подавать отчетность своевременно. При несоблюдении данного требования они лишаются права на преференции. Поэтому следует учитывать особенности ведения бухгалтерского учета в зависимости от выбранной системы налогообложения и придерживаться условий использования налоговых послаблений.

Особенности ведения бухучета

Если годовая выручка бизнесмена до миллиарда рублей, он вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). С целью ведения учета прибыли, с которой уплачиваются налоги, ведется отчет о доходах и расходах компании (ОДР). Налоговую декларацию в этом случае подавать не требуется.

Бухучет необходим для учета основных средств и нематериальных активов по упрощенной схеме, т.е. разделять доходы и расходы только по группам. Компания должна вести бухгалтерский учет в полном объеме в случае, когда годовая выручка превышает миллиард рублей, начиная со следующего за превышением ограничения годом.

Переход на ОСН можно осуществить только в начале налогового года, после чего у компании появляется обязанности вести бухучет в полном объеме. С другой стороны возникает возможность использования налоговых льгот, предоставляемых резидентам Сколково.

Гранты в бухучете отражаются как доход одновременно с признанием затрат, оплаченных грантовыми средствами. Компаниям рекомендуется использовать способ учета государственной помощи для фиксирования грантовой поддержки. Сразу после выделения средств они показываются как целевое финансирование, а в Плане счетов делается обобщение о движении средств для выполнения действий целевого назначения.

Аналитический учет осуществляется в зависимости от назначения гранта и источников их прихода. Расход средств также показывается отдельно в разрезе инвестиционных проектов. Активы, приобретенные за грантовые средства, учитывают раздельно.

Налоговые льготы

Предоставляются резидентам иннограда на десятилетний срок. Льготные условия не распространяются на налог с дохода физических лиц, он уплачивается в полной мере.

Освобождение от обязанности вносить налоговые платежи распространяется на такие виды деятельности, как строительные и монтажные работы, реализация продукции и услуг и работы, не облагаемые налогом. Не действует послабление в отношении НДС при ввозе товаров в страну из иных государств. Право на преференцию получают резиденты с 1 числа следующего месяца после присвоения статуса.

Использование освобождения подразумевает предварительное уведомление налоговой службы (НС). Подается в письменном виде и сопровождается документацией, отражающей факт получения резидентства, а также ОДР. Также требуется вовремя сдавать налоговую декларацию. Предусмотрена возможность отказа от льготных условий уплаты налога по НДС.

Страховые отчисления

Сколковские резиденты с 1 числа месяца последующего за датой получения статуса не вносят платежи по социальному и медицинскому страхованию. Предусмотрено снижение размера отчислений в Пенсионный фонд до 14%. Еще одно преимущество – отсутствие требования о предварительном уведомлении НС. Однако необходимость подачи отчетности сохранена.

На доход

Компании могут не платить налог с полученной прибыли при ряде условий:

Наличие статуса участника проекта.

Объем дохода предприятия до 1 миллиарда рублей, а прибыли до 300 миллионов.

Система налогообложения – ОСН.

Право на преференцию получает компания с 1 числа месяца последующего за датой получения статуса. Обязательно нужно уведомить НС до 20 числа месяца, предшествующего началу использования преференции. Уведомление должно быть сопровождено ОДР и документальным подтверждением наличия статуса. Допускается отказаться от налоговой льготы, но повторно подать заявление на ее применение нельзя.

На имущество

Освобождение распространяется на движимое и недвижимое имущество компании-резидента Сколково. Необходимо предварительно уведомить НС и предоставить ОДР и бумаги о присвоении статуса.

На землю

Использовать нулевую ставку могут сугубо управляющие компании. Преференция распространяется на участки, включенные в состав иннограда, либо предоставленные Фондом или приобретенные учреждением для осуществления возложенных Центром функций и задач.

Таможенные преференции

Резиденты могут возместить расходы, понесенные в результате уплаты таможенных сборов, пошлин и НДС на ввозимый товар. Для этого нужно заключить договор с таможенным представителем – сколковским предприятием, работающим от имени участника проекта иннограда или его поручению. На подакцизные товары преференция не распространяется.

Подробнее о льготах, учете и получении статуса резидента Сколково, можно узнать тут.

Организация, которая имеет статус участника проекта «Сколково» и занимается деятельностью в области ИТ-технологий, имеет право на льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Льготы по НДС для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» в течение 10-ти лет со дня получения этого статуса имеет право на освобождение от обязанностей уплачивать НДС (ст. 145.1 Налогового кодекса).

В таком случае участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она получила статус участника проекта.

При этом Минфин не возражает, если освобождение от НДС начнет применять участник проекта «Сколково», утративший право на УСН.

Если организация направила в ИФНС уведомление и документы об использовании права на освобождение от НДС, то за период с 1-го числа месяца, с которого она начала использовать право на освобождение, НДС уже исчислять не надо.

Если участник проекта «Сколково» откажется использовать освобождение от НДС, предоставленное статьей 145.1 Налогового кодекса, то повторно получить право на эту льготу он уже не сможет.

На это Минфин обратил внимание в письме от 24.11.2020 № 03-01-10/102453.

Если организация не воспользовалась своим правом на освобождение от НДС, либо это право было утрачено, она должна начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг в общеустановленном порядке.

В этом случае она может применять льготы по НДС, установленные статьей 149 Налогового кодекса.

В частности, освобождение от уплаты НДС при передаче исключительных прав на:

  • ПО для ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет.

Право использовать эту льготу предоставляет подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Льготы по налогу на прибыль для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» имеет право не уплачивать налог на прибыль в течение 10-ти лет со дня получения статуса участника этого проекта (ст. 246.1 Налогового кодекса).

Если организация не воспользовалась правом не платить налог на прибыль на основании статьи 246.1 Налогового кодекса или утратила указанное право, то она сможет воспользоваться преференцией, которая предоставляется ИТ-компаниям в рамках налогового маневра.

С 1 января 2021 года для таких организаций действует пониженная ставка по налогу на прибыль:

  • 3% – если налог перечисляется в федеральный бюджет;
  • 0% – если налог уплачивается в региональный бюджет.

Однако, для этого следует выполнить еще условия об аккредитации, размере доходов от продажи ИТ-продукции и численности сотрудников.

Страховые взносы для участников проекта «Сколково»

Начиная с 1-го числа месяца получения статуса участника проекта «Сколково» организация может применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%.

Упомянутые пониженные тарифы страховых взносов применяются участниками проекта «Сколково», если:

  • совокупный размер полученной прибыли не превышает 300 млн рублей;
  • годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав составляет не более 1 млрд рублей.

С 2021 года для российских ИТ-организаций устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Право на пониженные тарифы страховых взносов, возникает, если:

  • есть документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • выполнено условие о доле доходов от основного вида экономической деятельности в области информационных технологий – не менее 90% в сумме всех доходов;
  • численность работников организации составляет не менее 7-ми человек.

При этом Минфин обращает внимание, что в доле доходов от осуществления деятельности в области ИТ, организация может учитывать только доходы от оказания услуг или выполнения работ по сопровождению лишь тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку или адаптацию, или модификацию которых осуществляла сама организация, а не третьи лица (письмо Минфина России от 27.11.2020 № 03-15-06/103618).

Если одновременно есть право на льготы для участников «Сколково» и ИТ-компаний

Организация, которая одновременно выполняет все условия для применения преференций по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам как участник проекта «Сколково» и как IT-организация, может самостоятельно выбрать, какие льготы ей использовать.

При этом выбор плательщиком преференций по одному из налогов или страховым взносам не ставится в зависимость от применения преференций по другим налогам или страховым взносам.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Светлана Дорн - руководитель практики аудита

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

Какая компания может стать резидентом Сколково

Деятельность участников проекта «Сколково» регламентирована Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон о Сколково).

Участником проекта «Сколково» может быть российское юридическое лицо, осуществляющее исследовательскую деятельность по одному из следующих направлений (пп. 8 ст. 2, п. 8 ст. 10 Закона о Сколково):

  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • ядерные технологии;
  • космические технологии и коммуникации;
  • медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
  • стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
  • биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности.

Важно отметить, что под исследовательской деятельностью понимается осуществление исследований, разработок и коммерциализация их результатов (пп. 9 ст. 2 Закона о Сколково).

Направления компьютерных технологий (Кластер IT)

В области компьютерных технологий выделяются области, определяемые в качестве приоритетных в Сколково (полный перечень здесь):

  • новые системы поиска, распознавания и обработки аудио, видео и графической информации;
  • новые средства и среды для разработки, тестирования;
  • развитие технологий коммуникации и навигации;
  • новые способы хранения, обработки, передачи и отображения информации;
  • разработка новых высокопроизводительных систем вычислений и хранения данных;
  • безопасные информационные технологии;
  • мобильные, встроенные и носимые устройства, а также программное обеспечение для них;
  • обработка и анализ больших массивов данных;
  • новые разработки в компьютерной графике и геймификации;
  • интеллектуальная робототехника и автономные транспортные средства;
  • облачные технологии и сервисы;
  • новые системы проектирования, разработки и управления.

Налоговые льготы

Участники Сколково получают право на следующие налоговые льготы:

Налог

Содержание льготы

Ссылка на НК РФ

НДС

Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет (за исключение «таможенного» НДС)

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях:

Налог на прибыль

Освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль в течение 10 лет.

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях:

  • утрата статуса участника проекта
  • годовой объем выручки превысил 1 миллиард рублей.

Налог на имущество

Освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на имущество.

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях:

Страховые взносы

Применение пониженного тарифа в размере в течение 10 лет:

Взнос на обязательное пенсионное страхование 14%, взнос на обязательное медицинское страхование 0%, взнос на обязательное социальное страхование 0%

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях:

пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 ,

Для получения налоговых льгот требуется представить в налоговый орган определенный пакет документов:

  • уведомление о наличии права на освобождение,
  • документы, подтверждающие статус участника проекта «Сколково»,
  • отчет о финансовых результатах (выписка из книги учета доходов и расходов).

Льготы по привлечению иностранной рабочей силы

Перечень льгот установлен ст. 16 Закона о Сколково. Так, участники проекта Сколково, являющиеся работодателями, имеют право на следующие льготы:

  • не получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • получать разрешения на работу иностранным гражданам без учета квот;
  • не применять требования к размеру заработной платы высококвалифицированного специалиста.

Получение грантов

Условия для участия в проекте Сколково

Пунктом 2 ст. 10 Закона о Сколково установлены следующие условия для участия в проекте:

  • участником может быть только российское юридическое лицо;
  • постоянно действующий исполнительный орган должны постоянно находиться на территории Центра. Обращаем внимание, что юридический адрес должен быть именно на территории Сколково (фактически это означает наличие требования о заключении договора аренды).
  • основной вид деятельности — исключительно исследовательская деятельность (это должно быть отражено в учредительных документах);
  • юридическое лицо принимает на себя обязательство осуществлять исключительно исследовательскую деятельность в соответствии с Законом о Сколково и правилами проекта.

Никаких иных критериев ни законодательством, ни правилами не установлено (в том числе критериев по выручке и/или количеству работников).

Пошаговый алгоритм действий для того чтоб стать участником Сколково, представлен на официальном интернет-сайте: http://sk.ru/technopark/consulting_center/p/what_to_do.aspx

Так, после регистрации на сайте необходимо заполнить заявку, которая будет рассмотрена экспертной коллегией. Важно понимать, что перед тем, как приступить к заполнению заявки, необходимо собрать исчерпывающую информацию о своем проекте, чтобы достойно преподнести ее в заявке:

  • краткое резюме проекта с указанием основных наработок и целей;
  • описание проблемы, на решение которой направлен проект;
  • описание основных технологических и рыночных трендов в отрасли;
  • информация о патентах (российских и зарубежных), наиболее близких к заявленной исследовательской деятельности;
  • описание базовой технологии
  • конкурирующие решения
  • параметры рынка
  • описание команды и ресурсов.

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 марта 2011 г.
Регистрационный N 20196

В связи с принятием Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969) приказываю:

1. Утвердить форму Уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"* об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика согласно приложению N 1.

2. Утвердить форму расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" согласно приложению N 2.

3. Утвердить форму расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" согласно приложению N 3.

4. Утвердить Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" согласно приложению N 4.

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.**

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л. Кудрин

*Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4970)
**статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824)

Приложение N 4
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.12.2010 N 196н

Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"

1. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций (далее - Расчет) составляется участником проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст.4970) (далее - участник проекта).

Расчет составляется участником проекта, начиная с 1 числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысил один миллиард рублей и, соответственно, участник проекта утратил право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.

Расчет составляется за каждый отчетный период, установленный статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) (далее - Кодекс) и за налоговый период (календарный год).

Показатели Расчета определяются в соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

2. По строкам 010 - 013 отражаются суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленные в соответствии со статьями 248, 249 Кодекса, в том числе выручки от осуществления операций, указанных в статьях 268, 275.1 и 279 Кодекса.

3. По строке 020 отражается сумма внереализационных доходов, сформированная с учетом положений статьи 250 Кодекса.

4. По строке 050 приводится сумма прямых расходов, относящихся к реализованным товарам, работам, услугам. Данную строку не заполняют организации, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов.

5. Организации, применяющие порядок признания доходов и расходов по методу начисления, по строке 060 отражают сумму расходов, относящихся к косвенным расходам, в соответствии со статьей 318 Кодекса.

Организации, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов, по строке 060 отражают сумму расходов, признаваемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 273 Кодекса.

6. Строки 061 и 062 заполняются участниками проекта, предусмотревшими в учетной политике для целей налогообложения включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

7. По строкам 063 - 066 указываются суммы расходов, учитываемых в порядке, установленном статьей 262 Кодекса.

8. По строке 070 указывается стоимость приобретения (создания) реализованных имущественных прав, включая стоимость реализованного права требования долга, налоговая база при уступке которых определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 279 Кодекса.

9. По строке 071 показывается цена приобретения (создания) реализованного прочего имущества (включая остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества) и расходы, связанные с его реализацией.

10. По строке 072 приводится сумма расходов, понесенных обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчетном (налоговом) периоде.

11. По строке 073 показывается соответствующая текущему отчетному (налоговому) периоду сумма убытка от реализации амортизируемого имущества, признаваемая прочими расходами текущего периода в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 268 Кодекса, и учтенная ранее по строке 101 Расчета.

12. По строке 074 показываются суммы убытков предыдущих налоговых периодов по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, которые могут быть учтены в течение 10 лет в уменьшение прибыли текущего отчетного (налогового) периода, полученной по указанным видам деятельности, в соответствии со статьей 275.1 Кодекса.

13. По строкам 080 и 090 указываются суммы внереализационных расходов и убытков, приравниваемых к внереализационным расходам, с учетом положений статьи 265 Кодекса.

В показатель по строке 080 включаются, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

При этом отдельно по строке 081 показывается сумма убытка от реализации права требования долга, относящегося к внереализационным расходам текущего отчетного (налогового) периода в соответствии с пунктом 2 статьи 279 Кодекса.

14. По строкам 100 - 103 отражаются исчисленные суммы убытков по операциям, результаты которых учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 268, 275.1, 279 Кодекса, и выручка по которым отражена в составе показателей по строкам 011 - 013 Расчета.

При этом по строке 101 указывается исчисленная сумма убытка от реализации амортизируемого имущества, который учитывается для целей налогообложения по строке 073 Расчета в соответствии с пунктом 3 статьи 268 Кодекса.

По строке 102 показывается отрицательная разница (убыток) от реализации права требования долга до наступления срока платежа, определенная организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 279 Кодекса, а также отрицательная разница (убыток), полученная при уступке права требования долга после наступления срока платежа в соответствии с пунктом 2 статьи 279 Кодекса.

По строке 103 указывается сумма убытков текущего отчетного (налогового) периода по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, не признаваемая для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде по причине невыполнения условий, предусмотренных статьей 275.1 Кодекса.

15. При получении участником проекта по результатам отчетного (налогового) периода убытка, сумма указанного убытка приводится по строке 110 со знаком "-" (минус).

Убытки, полученные участником проекта в предыдущие налоговые периоды, не уменьшают налоговую базу текущего налогового периода (пункт 9 статьи 246.1 и абзац второй пункта 1 статьи 283 Кодекса).

Учитывая стремительное развитие технологий во всех областях деятельности человека, России нужно было принять меры для повышения конкурентоспособности, улучшения своих позиций на международном рынке и изменения устаревшего техноуклада. Для достижения этих целей было принято решение об учреждении Инновационного центра Сколково, для резидентов которого предусмотрены финансовые и налоговые послабления. Меры направлены на стимулирования технологического прорыва. Однако обязанность ведения бухгалтерского и налогового учета для резидентов Сколково не отменяли. В зависимости от выбранной системы налогообложения бухучет имеет свои особенности. Также использовать налоговые преференции нужно, не нарушая действующее законодательство. В этих вопросах мы и разберемся.

Нормативная база

Основополагающим нормативным актом является ФЗ №244 от 28 сентября 2010 года «Об инновационном центре «Сколково». Во второй части первой статьи дано разъяснение, что проект создан и функционирует для исследований, создания новых решений и вывода на рынок итогов работы по направлениям, прописанным в ч.8 статьи 10. Приведены еще:

  • определения терминов «проект», «участник проекта»;
  • порядок включения в список участников;
  • направления исследовательской деятельности.

До 2012 года ведение бухучета регламентировалось ФЗ №129 от 21 ноября 1996 года. С 2013 порядок определяется ФЗ №402 от 6 декабря 2011.

Законы РФ

Тонкости бухгалтерского учета резидентов «Сколково»

В ч.4 ст.4 ФЗ №129 указано, что при непревышении годовой выручки от продажи изделий и услуг млрд.рублей участник может использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). Для учета налогооблагаемой базы нужно вести отчет доходов и расходов (ОДР), что регламентировано ст.346.24 гл.26.2 НК. Форма утверждена Минфином РФ в приказе №154н от 31 декабря 2008, также в нем прописано, как правильно ее заполнять.

Если обратиться к письму этого органа №03-11-20/2 от 26 октября 2011, касающегося порядка предоставления отчетности резидентами Сколково, увидим, что налоговую декларацию при УСН подавать не обязательно. Также компании с УСН освобождены от требования о ведении бухучета, они должны лишь учитывать основные средства (ОС) и нематериальные активы. С другой стороны, в ч.4 ст.6 ФЗ №402 указано, что сколковские предприятия могут использовать упрощенную схему бухгалтерской отчетности, но в нормативном акте не дано разъяснение. Налоговые консультанты дают следующее разъяснение: включает бухгалтерский баланс и ОДР, но информацию разделять только по группам, а не по статьям. Возможно будут приняты дополнительные законы, регулирующие упрощенный метод бухучета.

Следовательно, сколковские участники могут выбрать: вести бухучет в должном объеме либо использовать послабления для фирм с УСН.

Когда годовая выручка выше млрд. рублей, то бухгалтерский учет следует вести в полноценном объеме, начиная со следующего года, после превышения лимита.

Ведение бухгалтерии

Бухгалтерский учет грантов от Сколково

В бухучете грант проводится как доход (пункт 2 ПБУ 9/99), даже в тех случаях, когда он не учтен в доходе для уплаты налогов. Его следует провести одновременно с признанием расходов, которые оплачены из этих средств (пункт 9 ПБУ 13/2000).

Чтобы выбрать способ учета выделенных грантов лучше использовать метод, применяемый для отражения гос.помощи (приказ №92н Минфина от 16 октября 2000 и ПБУ 12/2000). Иными словами, нужно показать их как появление целевого финансирования – счет 86 (приказ №94н от 31 октября 2000) сразу же, как получены. Последнее требование вытекает из пункта 5 ПБУ 13/2000. В правилах учета целевого финансирования в Плане счетов следует выполнить обобщение данных о движении денег, которые предназначены для действий целевого назначения.

Аналитический учет производится по назначению гранта и в разрезе источников их прихода, т.е. нужно отразить его отдельно от других потоков финансирования, включая инвестиционных денег от соинвестора. Расходование также представляется отдельно в зависимости от инвестиционного проекта. Рекомендуется субсчета и субконто называть так же, как и инвест.проекты.

Имущество, купленное за средства гранта, учитывается отдельно.

Примеры

Как отразить грант в бухучете, если средства перечисляются напрямую контрагентам резидента: авансирование затрат и их компенсация?

Следует записать Дебет (Дт) 76 / Кредит (Кт) 86 или Дт 60 / Кт 76. При возмещении ранее понесенных затрат отражение зависит от статьи расходов:

  • текущие: Дт 76 / Кт 91, Дт 51 / Кт 76;
  • капитализируемые, если по ним амортизация еще не началась: Дт 76 / Кт 86, Дт 86 / Кт 98, Дт 51 / Кт 76.

Как показать в бухучете создание и изготовление опытной партии прототипа при финансировании из разных источников, включая гранты?

Дт 51 / Кт 66 (67)

Дт 08 / Кт 10 (в зависимости от ситуации используют другие счета – 60, 69, 70…)

Дт 20 (в можно применить иные счета – 25,26,44…) / Кт 05

Дт 98 / Кт 91 (в зависимости от доли грантовых средств в общем объеме поступивших средств)

Если на грант приходится 50%, то записывается Дт 20 (25,26,44…) / Кт 05. Если поступило 10 тысяч (условная сумма), то Дт 98 / Кт 91 (сумма 5 тысяч, т.к. 50% – финансирование затрат).

Порядок налогового учета по УСН

УСН

Статус резидента не обязывает компанию использовать ОСН либо УСН, выбирает юр.лицо. После присвоения резидентства вид системы обложения налогом не изменяется.

Перейти на другую разновидность до окончания фискального периода (календарного года) нельзя, даже участникам иннограда (пункт 3 статьи 346.13 НК). После изменения УСН на ОСН сколковские бизнесмены получают право на использование налоговых льгот. Это закреплено письмами Минфина от 22 декабря 2011 №03-03-10/124 и от 17 января 2012 №ЕД-4-3/360@. Если участник решит остаться на УСН, фискальный учет осуществляется согласно 26.2 НК.

Тонкости налогового учета при ОСН

Участник получает право на набор освобождений:

  • по НДС;
  • на прибыль;
  • на имущество фирмы.

На НДС

НДС

Относится к косвенным налоговым платежам. Освобождение от обязанности его платить предоставляется п.1 ст.145.1 гл.21 НК на 10 лет с первого числа месяца, который следует за датой присвоения статуса (1 абзац п.3 той же статьи). Следует уведомить НС в утвержденном порядке.

Утрата возможности использования преференции происходит при возникновении одной из ситуаций, учтенных в п.2 ст.145.1:

  • когда теряется статус резидента;
  • если общий размер прибыли, высчитанный согласно 25 статье НК нарастающим итогом с первого числа года, когда размер выручки за год от продажи продукции выше 1 млрд рублей, а объем прибыли выше 300 млн руб., тогда отменяется льгота с первого числа фискального периода, когда общий размер прибыли стал более утвержденного лимита.

Вне зависимости от причины утраты права на льготу НДС за этот отчетный период восстанавливается и уплачивается в соответствии с утвержденным порядком и взысканием пеней.

Резиденты вправе отказаться, но об этом следует сообщить НС не позже первого числа фискального периода, с которого бизнесмен не намерен использовать послабление. Повторно на преференцию претендовать нельзя.

Декларацию нужно предоставлять, если:

  • необходимо исполнить обязанности в качестве фискального агента по НДС;
  • нужно выставить клиенту счет-фактуры с выделением НДС;
  • компания проводит операции, подлежащие обложению налогом, в рамках договоров о совместной деятельности, инвестиционного товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления активами (письмо Минфина №03-07-15/45 от 15 мая 2012) .

Согласно письму Министерства финансов №03-03-06/1/832 от 19 декабря 2011, использование налогового послабления не подразумевает, что не требуется подавать декларацию по утвержденному порядку.

На прибыль

Бухгалтерский и налоговый учет резидентов «Сколково»

На 10 лет предоставляется резидентам полное освобождение, что прописано в первом пункте статьи 246.1 НК, вне зависимости от отчетного периода. Послабление подразумевает:

  • не высчитывать, не перечислять налог (пп.1 п.1 ст.23, а также 286 и 287 НК);
  • отсутствие обязанности вести учет по данному виду налогового бремени (пп.3 п.1 ст.23 и 313 НК).

Однако следует сначала поставить в известность НС. Требуется подавать декларацию и вместе с ней отчетность об общем размере прибыли (п.6 ст.289 НК). При непредоставлении отчета либо в нем указаны неверные данные с предпринимателя взыскивается налог в полном размере вместе с пенями (абзац 4 пункта 6 статьи 246.1 НК).

В пункте 2 ст.246.1 НК указаны условия, когда действие послабления заканчивается, и налог уплачивается с первого числа отчетного периода:

  • компания более не является резидентом;
  • когда годовая сумма выручки превысила установленный лимит – 1 млрд рублей.

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему.

Возможен добровольный отказ от льготы.

На имущество

Налог на имущество

  • выход из списка резидентов иннограда;
  • превышен суммарный размер прибыли (более 300 млн руб.).

Когда объем выручки за год меньше млрд.руб., при составлении декларации по этому виду налоговых платежей ОС, к коим применяется ставка 0%, участники могут не указывать. Об этом указано в письме Минфина №03-05-04-01/35 от 19 октября 2011.

Использование налогового послабления не подразумевает, что фирмы не обязаны по данному налогу подавать фискальные расчеты и декларации (п.1 ст.386 НК).

На землю

Налог на землю

В пункте 10 статьи 395 НК прописаны условия, при которых компания может воспользоваться нулевой ставкой:

  • учреждение управляющей организации согласно порядку, предусмотренному ФЗ №244;
  • земля входит в состав территории иннограда;
  • участок куплен или предоставлен для исполнения функций, предусмотренных 244 законом.

На госпошлины

Налог на госпошлины

В подпунктах 2.1,2.2 и 2.3 пункта 3 статьи 333.35 НК указано освобождение от необходимости внесения государственной пошлины при:

  • предоставлении разрешения на работу иностранцу, подписавшему трудовой/гражданско-правовой договор с участников Фонда и приехавшего в Инновационный центр;
  • предоставлении приглашения на приезд в РФ такому иностранцу;
  • получение/продление визы этому иностранцу.

Также от обязанности вносить платеж освобождаются авторы итогов интеллектуальной деятельности (ФЗ №100 от 10 июля 2012) в случае обращения в судебные органы общей юрисдикции. Они не платят в случае подачи иска о предоставлении им права применения итогов интеллектуальной деятельности в случае, когда исключительное право закреплено за иным лицом. Подобная практика позволяет развить принудительное лицензирование при условии, что итоги интеллектуальной деятельности обладателем права не применяются.

Порядок уведомления НС об использовании льготы

  • документы о резидентстве;
  • выписку из ОДР, чтобы подтвердить годовой объем выручки;
  • расчет общей прибыли, который подсчитывается нарастающим итогом с первого числа года, когда объем выручки выше 1 млр.рублей.

Уведомление оформляется по форме, принятой приказом Минфином №196н от 30 декабря 2010.

Читайте также: