Организация корпоративного налогового менеджмента в узком смысле это

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 3. Основы корпоративного налогового менеджмента

1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. [38] Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Структура корпоративного управления и менеджмента российских компаний

3. Структура корпоративного управления и менеджмента российских компаний Российская система управления акционерным обществом сложилась на основе применения практики, использующейся компаниями, ведущими свою деятельность в поле континентального и общего права. Общие

2.2.1. Стандартизированные модели менеджмента в системе корпоративного управления

2.2.1. Стандартизированные модели менеджмента в системе корпоративного управления На уровне организации любые стандартизированные решения на системы менеджмента попадают в одну среду и должны подчиняться единым нормам корпоративного управления. Рис. 22 иллюстрирует

2. Содержание налогового менеджмента

2. Содержание налогового менеджмента Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой,

3. Основы организации налогового менеджмента

3. Основы организации налогового менеджмента Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро– и микроуровне обусловила выделение в общей системе налогового менеджмента двух звеньев – государственного и корпоративного.В рамках государственного

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента В российской теории и практике считается, что государство является неэффективным управленцем-хозяйственником и его деятельность находится вне рыночных отношений, а поэтому управление финансами и

10. Направления развития государственного налогового менеджмента

10. Направления развития государственного налогового менеджмента Успешное проведение налоговой политики государства зависит от рациональности налогового законодательства и эффективности системы государственного налогового менеджмента. Государственный налоговый

1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента

1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса,

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.Налоговое планирование на

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в

Частное образовательное учреждение

Южный институт менеджмента

А.А. Белоусова,А.В. Белоусова

Налоговый менеджмент

Учебное пособие для студентов

направления 080100 «Экономика»

ББК 65. 261. 41-18

УДК 336.225

Б 43

Рецензенты:

Баладыга Э.Г.,канд.экон.наук, доцент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Ярушкина Е.А.,канд.экон.наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО ЮИМ

Б43А.А. Белоусова, А.В. Белоусова.Налоговый менеджмент. Учебное пособие для студентов направления 080100 «Экономика», – Краснодар: ЮИМ, 2015. – 33 с.

Рекомендовано к изданию научно-методическими Советом ЮИМ (протокол № 8 от 14.04.2015 г.)

© Издательство ЮИМ, 2015

© Белоусова А.В., Белоусова А.А., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта 5

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации. 5

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель. 6

3. Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации. 7

Лекция 2: Организационный механизм функционирования налогового менеджмента в организациях 9

1. Характеристика организационных структур корпоративного налогового менеджмента 9

2. Последовательность формирования налогового менеджмента на предприятии 10

3. Взаимодействие подразделений налогового менеджмента с другими структурами хозяйствующего субъекта 12

Лекция 3: Информационное обеспечение налогового менеджмента. 13

1. Роль информации в повышении эффективности корпоративного налогового менеджмента 13

2. Требования, предъявляемые к формированию информационной системы налогового менеджмента 14

3. Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте 15

Лекция 4: Документационное обеспечение налогового менеджмента. 15

1. Учетная политика организации для целей налогообложения. 15

2. Договорная политика организации. 17

3. Ценовая политика организации. 18

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия 19

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта 19

2. Характеристика этапов налогового планирования. 20

3. Способы налогового планирования. 21

4. Налоговый бюджет организации. 22

Лекция 6: Оценка эффективности принимаемых управленческих решений в области налогового менеджмента 23

1. Оценка эффективности налогового менеджмента. 23

2. Налоговые риски в корпоративном менеджменте. 24

Лекция 7: Зарубежный опыт налогового менеджмента в организациях. 25

1. Организация корпоративного налогового менеджмента в экономически развитых странах 25

2. Возможности применения зарубежного опыта в РФ. 28

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

3.Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации

Содержание и элементы налогового менеджмента организации

Налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и не противоречащих действующему законодательству методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Субъектами налогового менеджмента выступают сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом корпоративного налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на микроуровне.

Предмет корпоративного налогового менеджмента включает в себя:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управление налоговыми платежами в большинстве российских организаций занимается либо специалист финансового отдела, либо бухгалтерии. Реже практикуется внешнее управление налогами.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента позволяет:

1) получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

2) более полно учесть изменения внешней среды;

3) стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений создавать предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

4) обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

5) повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налоговой нагрузки. Если удельный вес налоговых издержек (налоговая нагрузка) не превышает 15% общей суммы выручки хозяйствующего субъекта, то потребность в налоговом планировании и оптимизации налоговых затрат минимальная. При более высоком уровне налоговой нагрузки необходима организация полноценного налогового менеджмента.

Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

Налоговый менеджмент, прежде всего, связан с оптимизацией издержек и налоговым планированием. Довольно часто можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к простому сокращению своих налоговых обязательств. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании содержит в себе и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, применения налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая даёт возможность не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 871 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Комплекс мер по управлению налоговыми потоками предприятия. Способы и методы принятия управленческих решений в области налоговых платежей. Процесс корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования. Проектная организационная структура.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.05.2013
Размер файла 202,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Корпоративный налоговый менеджмент представляет собой комплекс мер по управлению налоговыми потоками предприятия, направленных на оптимизацию налогообложения с помощью использования различных способов и методов принятия управленческих решений в области налоговых платежей.

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле - это совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле - это организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.

В рамках системы налогового менеджмента необходимо выделить следующие элементы:

объекты - по возможности корректировать = условно-постоянные параметры налога (объект налога, налоговая ставка, налоговый период, источники уплаты налога) и переменные параметры налога (налогооблагаемая база, льготы, порядок уплаты налога, сумма налога, подлежащая уплате); по способу участия в налоговом менеджменте - внешние факторы (налоговая политика государства) и внутренние факторы (политика организации - учетная, договорная);

субъекты: собственники организации, управленческий персонал, контрагенты, налоговые органы.

Налоговый менеджмент в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на стратегический и тактический налоговый менеджмент (что характерно в равной степени и для корпоративного, и для государственного налогового менеджмента).

Стратегический налоговый менеджмент определяет долговременный курс (направления деятельности) субъекта налогового менеджмента и в большей мере основывается на перспективном налоговом планировании, прогнозировании и регулировании как стратегических элементах системы управления в целом.

Тактический налоговый менеджмент предусматривает решение задач конкретного периода развития путем текущего налогового планирования и бюджетирования, контроля и мониторинга, внесения оперативных изменений в налоговый процесс.

Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

- организация управления налоговым процессом;

Общепризнанно считается, что планирование, регулирование и контроль - это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.

Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм).

Налоговое планирование - это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

При этом важным является разграничение понятий «минимизация налоговых платежей» и «оптимизация налогообложения». Иногда специалисты отождествляют данные понятия, руководствуясь соображениями о том, что уменьшение налоговых платежей приводит к снижению налогового бремени, и это всегда оказывает благотворное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Довольно часто также можно встретить мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. Это приводит к тому, что налоговое управление сводится лишь к деятельности организаций, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Кроме этого минимизация налогов не всегда отвечает потребностям стратегического развития фирмы. Например, в этом нет необходимости, если затраты предприятия, связанные с минимизацией налогов, превышают доходы от нее. Также организация может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных, политических и иных причин.

Вместе с тем корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговый менеджмент связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель - снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация носит системный характер, тесно связанный с критериальной оценкой вариантов и расходной политикой предприятия.

Промежуточным положительным результатом налогового менеджмента является получение дополнительных налоговых доходов и налоговой прибыли. Однако для достижения конечной цели управления важен не единовременный факт получения налоговой прибыли, а ее долговременный, устойчивый рост на основе эффективного использования (вложения) налоговых доходов (прибыли), обеспечивающего в перспективе дополнительный рост налоговых доходов.

Субъекты управления могут получить сиюминутную выгоду в виде экономии на налогах (предприятиями) или дополнительных налоговых поступлений (органами государственной власти), но использовать ее в целях, не связанных с выполнением функциональных обязанностей, или неэффективно, нерационально. В таком случае не будет достигнута конечная, основная цель налогового менеджмента - обеспечение финансовой устойчивости субъектов управления и экономики, устойчивого экономического роста, роста объема и качества общественных благ.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком понимании включает и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования входят методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов - это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование - это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Необходимость создания системы корпоративного налогового планирования на предприятии обусловлена рядом признаков. Большинство авторов выделяет в качестве такого признака налоговую нагрузку предприятия, которая представляет собой суммарную долю налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период. При этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций. Мероприятия по налоговому планированию в зависимости от размера налоговой нагрузки классифицируются следующим образом:

- при налоговой нагрузке от 10 до 30% потребность в налоговом планировании минимальна, а периодичность осуществления планирования сводится к разовым мероприятиям;

- если налоговая нагрузка остается в пределах 30 - 55%, то уже существует необходимость в регулярных мероприятиях налогового планирования;

- если же налоговая нагрузка приближается к показателю 80%, то требуются ежедневные мероприятия налогового планирования.

При налоговой нагрузке свыше 80% встает вопрос о смене сферы деятельности и / или налоговой юрисдикции.

Существует и мнение, согласно которому определяющим фактором при принятии решения об использовании мер налогового планирования на фирме является «налогоемкость продаж». В соответствии с данной точкой зрения оценочная шкала необходимости построения системы налогового планирования на предприятии будет иметь следующий вид:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Корпоративный налоговый менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Корпоративный налоговый менеджмент— новое научно-практическое направление, которое сформировалось после перехода нашей страны от планово-административной к рыночной экономике, и связано с формированием современной российской налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………..3
1.1 Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………3
1.2 Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента………………………………………………………9
1.3 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ практического применения корпоративного менеджмента……………………………………………………………………20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в БС РФ………………………………………………………………………………..20
2.2 Способ оптимизации налога на прибыль………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….32
3.1 Проблемы корпоративного налогового менеджмента………….32
3.2 Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………….43

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………..3

1.1 Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… …………………3

1.2 Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента…………………… …………………………………9

1.3 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………….14

Глава 2. Анализ практического применения корпоративного менеджмента………………………………………………… …………………20

2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в БС РФ…………………………………………………………… …………………..20

2.2 Способ оптимизации налога на прибыль………………………..22

Глава 3. Проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………….32

3.1 Проблемы корпоративного налогового менеджмента………….32

3.2 Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… …………………34

Введение.

Корпоративный налоговый менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Корпоративный налоговый менеджмент— новое научно-практическое направление, которое сформировалось после перехода нашей страны от планово-административной к рыночной экономике, и связано с формированием современной российской налоговой системы. Потребность в корпоративном налоговом менеджменте обусловлена стремлением руководителей предприятий к управлению такой весомой статьей расходов как налоговые отчисления. Выделение корпоративного налогового менеджмента в качестве самостоятельного научно-практического направления произошло в начале текущего столетия, и только начиная с 2000-го года, появляются его первые теоретические обоснования, построенные на анализе имеющей место практики.

Цель исследования заключается в формировании инструментария организации корпоративного налогового менеджмента.

Объект исследования - промышленные предприятия и организации.

Предмет исследования - система организационно-экономических отношений, проявляющих свое действие в функционировании корпоративного налогового менеджмента.

Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента.

    1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента.

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии и бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. [38] Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

В учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента как минимизация налоговых платежей, налоговая оптимизация, налоговое планирование. На самом деле их необходимо четко разграничить, поскольку данные понятия характеризуют близкие, но не равнозначные явления и процессы управления налоговыми потоками предприятия.

Довольно часто также можно встретить мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация[39]. Это приводит к тому, что налоговое управление сводится лишь к деятельности организаций, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Вместе с тем, корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности, шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговой менеджмента связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Вместе с тем, традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничивают лишь сферой хозяйствующих субъектов – предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс и каждый на своем уровне. Поэтому следует говорить и о налоговом менеджменте применительно к процессу государственного управления финансовым хозяйством и налогами рыночными методами. Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент» следует вкладывать налоговую часть финансового менеджмента, как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства.

Содержание

Введение
1. Налоговый менеджмент: понятие, функции, цели и задачи
2. Основы государственного налогового менеджмента
3. Основы корпоративного налогового менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый менеджмент.docx

Государственное налоговое регулирование тесно связано с налоговым планированием, прогнозированием и бюджетированием. Оно предполагает целенаправленную деятельность субъектов налогового менеджмента по воздействию на экономику, отдельные ее сферы, отрасли и сегменты, а также на социальную сферу, используя большой набор налоговых методов и инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности их деятельности. Государственный налоговый контроль в современной России является наиболее развитым, организационно и институционально структурированным функциональным элементом государственного налогового менеджмента. Система налогового контроля, как и все другие элементы менеджмента, является динамически развивающейся системой.

Как категория государственного налогового менеджмента налоговый механизм включает в себя следующие элементы, наполняющие его конкретным практическим содержанием:

· государственное налоговое планирование (прогнозирование, бюджетирование);

· организация исполнения налоговых бюджетов;

· государственное налоговое регулирование;

· государственный налоговый контроль.

Через названные элементы налогового механизма приводится в действие налоговая система и реализуется налоговая политика государства по ее фискальному, регулирующему и контрольному направлениям.

Налоговая политика государства составляет концептуальную основу государственного налогового менеджмента. В ее составе определяются приоритеты, стратегия и тактика развития налоговых отношений в стране с учетом объективных рыночных и налоговых законов и закономерностей развития экономики. Государственная налоговая политика представляет собой комплекс стратегических направлений, тактических мер и действий в области повышения эффективности управления налоговым процессом, развития налоговой системы и налогового механизма с целью достижения максимально возможного на данном этапе развития экономики значимого фискального, регулирующего и иного результата.

Классификацию налоговой политики можно провести по ряду функциональных критериев:

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько- нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

3. Основы корпоративного налогового менеджмента

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес- решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности) .

Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента. Основными функциями налогового менеджмента являются: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Классификация налогового менеджмента проводится по разным критериям, главным из является принадлежность к тому или иному уровню. Согласно данной классификации налоговый менеджмент подразделяется на: государственный и корпоративный (на уровне предприятия) налоговый менеджмент. Перед государственным и корпоративным налоговым менеджментом стоят разные (а иногда и противоречивые) цели и задачи. Если целью государственного налогового менеджмента является полноценное поступление налогов, то корпоративный менеджмент стремится сократить налоговые платежи. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Читайте также: