Оценка эффективности налоговых льгот за 2019 год

Опубликовано: 14.05.2024

от 7 августа 2020 года N 46

Об утверждении результатов оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за 2019 год

1. Утвердить результаты оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за 2019 год согласно приложению.

2. Настоящее постановление подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте администрации области в пределах информационного ресурса департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель Губернатора области,
директор департамента
В.П.КУЗИН

Приложение
к постановлению
департамента финансов, бюджетной
и налоговой политики администрации
Владимирской области
от 7 августа 2020 N 46

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПОНИЖЕННЫХ СТАВОК ПО НАЛОГАМ) ЗА 2019 ГОД

1. Критерии оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных законодательством Владимирской области, за 2019 год

В соответствии с постановлением оценка эффективности налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов, которые определены распоряжением Владимирской области от 14.02.2020 N 101-р "О назначении кураторов налоговых расходов". Согласно распоряжению кураторами налоговых расходов являются департамент инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации области, департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации области, департамент развития предпринимательства торговли и сферы услуг администрации области, департамент цифрового развития области.

В целях оценки налоговых расходов кураторы налоговых расходов формируют перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов, осуществляют оценку эффективности налоговых расходов на основании утвержденной ими методики и направляют результаты оценки для обобщения в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области в срок до 25 мая.

Оценка эффективности налоговых расходов включает:

а) оценку целесообразности налоговых расходов;

б) оценку результативности налоговых расходов.

Критериями целесообразности налоговых расходов являются:

соответствие налоговых расходов целям государственных программ, структурным элементам государственных программ и (или) целям социально-экономического развития Владимирской области, не относящимся к государственным программам Владимирской области;

востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономического развития, не относящихся к государственным программам Владимирской области, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Владимирской области. По результатам оценки налоговых расходов куратором формулируется вывод о степени их эффективности и целесообразности их сохранения в дальнейшей перспективе.

2. Результаты оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) Владимирской области за 2019 год

Оценка налоговых расходов проведена по налоговым льготам, предоставленным законодательством Владимирской области:

- для инвесторов - по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в виде установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории инвестиционного проекта и объема инвестиций (Законы области от 12 ноября 2015 г. N 157-ОЗ и N 158-ОЗ);

- для участников региональных инвестиционных проектов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной ставки налога на прибыль в размере 10% (Закон области от 10 мая 2017 г. N 39-ОЗ);

- для участников специальных инвестиционных контрактов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной налоговой ставки в размере 5% (Закон области от 10 мая 2017 г. N 39-ОЗ);

- для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - по налогу на прибыль организаций в виде 0% в течение пяти налоговых периодов, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов и по налогу на имущество организаций - полного освобождения в течение 10 лет (Законы области от 4 мая 2018 г. N 47-ОЗ и N 48-ОЗ);

- для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа - по налогу на прибыль организаций в виде 0% - в течение семи налоговых периодов, 5% - в период с восьмого по двенадцатый налоговый период включительно, 13,5% - по истечении двенадцати налоговых периодов, а также по транспортному налогу - полного освобождения от уплаты транспортного налога в отношении грузовых автомобилей, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу в течение десяти налоговых периодов (Законы области от 28 ноября 2019 г. N 102-ОЗ и N 103-ОЗ).

По налогу на имущество организаций предоставлены льготы:

- организациям - в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения (Закон области от 06.05.2008 N 77-ОЗ);

- организациям - в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (Закон области от 09.03.2017 N 16-ОЗ).

По транспортному налогу с организаций предоставлены льготы стимулирующего характера:

- сельскохозяйственным товаропроизводителям - в отношении грузовых автомобилей, автобусов (Закон области от 29.09.2009 N 122-ОЗ);

- организациям - в отношении транспортных средств, оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива (Закон области от 18.03.2007 N 21-ОЗ).

В целях социальной поддержки граждан предоставлены льготы по транспортному налогу с физических лиц:

- родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим детей-инвалидов (Закон области от 11.07.2018 N 78-ОЗ);

- многодетным семьям (Закон области от 12.11.2015 N 78-ОЗ);

- мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет (Закон области от 28.09.2018 N 90-ОЗ);

- военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации (Закон области от 19.08.2009 N 120-ОЗ);

- ветеранам боевых действий (Закон области 26.04.2019 N 39-ОЗ);

- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней (Закон области от 27.11.2002 N 119-ОЗ);

- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан из подразделений особого риска (Закон области от 27.11.2002 N 119-ОЗ);

- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны (Закон области от 19.08.2009 N 120-ОЗ);

- бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Закон области от 19.08.2009 N 120-ОЗ).

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса для организаций и индивидуальных предпринимателей области предоставлены льготы:

- в виде снижения ставки до 4% по упрощенной системе налогообложения по установленным видам деятельности, объектом налогообложения по которым являются "доходы", и до 5% - 10% по видам деятельности, объектом налогообложения у которых являются "доходы за вычетом расходов" (Закон области от 10.11.2015 N 130-ОЗ);

- в виде установления нулевой ставки по упрощенной и патентной системе налогообложения по предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению по установленным Законом видам деятельности (Закон области от 05.03.2015 N 12-ОЗ).

При проведении оценки все налоговые расходы соответствуют критериям целесообразности, а именно соответствуют целям государственных программ и являются востребованными.

При оценке результативности проведена оценка бюджетной эффективности налоговых расходов стимулирующего характера. Оценка проведена по налоговым льготам по налогу на прибыль и налогу на имущество, предоставленным организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, а также по налогу на имущество организациям - в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

По итогам оценки положительный бюджетный эффект получен организациями, осуществляющими инвестиционную деятельность: по налогу на прибыль организаций (+99902 тыс. рублей), по налогу на имущество организаций (+57216 тыс. рублей). Отрицательный бюджетный эффект получен по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, - 302 млн. рублей. Указанная налоговая льгота будет отменена с 1 января 2021 года. Результаты оценки налоговых расходов учтены при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Владимирской области, которые утверждены распоряжением администрации области от 07.07.2020 N 523-р "Об утверждении исходных данных для составления проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".

3. Результаты оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных органами местного самоуправления Владимирской области за 2019 год

Оценка налоговых расходов муниципальными образованиями области осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Все налоговые расходы признаны эффективными. В основном налоговые льготы носят социальный и технический характер.

По земельному налогу в целях оптимизации бюджетных потоков в муниципальных образованиях: г. Кольчугино, г. Судогда, г. Вязники, г. Костерево, п. Городищи, п. Вольгинский, Новосельское сельское поселение дополнительно предоставлены налоговые льготы в отношении участков, принадлежащих учреждениям образования, культуры, искусства, физической культуры и спорта, финансируемым из местных бюджетов. Сумма налоговых расходов за 2019 год составляет 23,4 млн. рублей. Предоставленные технические налоговые льготы признаны эффективными.

Льготы по земельному налогу с физических лиц носят социальный характер, поскольку установлены ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших защитников Отечества, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, многодетным семьям и др. Сумма налоговых расходов за 2019 год составила 2,7 млн. рублей.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.11.2020 2020-11-19

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Ранова, А. А. Оценка эффективности налоговых льгот в Российской Федерации / А. А. Ранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75346/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье определено назначение налоговых льгот в экономике РФ, определены признаки, согласно которым производится оценка налоговых льгот и приводится статистические данные по использованию налоговых льгот. Определена значимость мониторинга налоговых льгот для совершенствования законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговые льготы, мониторинг, законодательство, налог.

The article defines the purpose of tax benefits in the economy of the Russian Federation, defines the features according to which tax benefits are evaluated and provides statistics on the use of tax benefits. The importance of monitoring tax benefits for improving the legislation of the Russian Federation is determined.

Keywords: tax benefits, monitoring, legislation, tax.

Важным элементом в современной налоговой системе являются льготы, поскольку, благодаря их практическому использованию можно осуществлять государственное стимулирование разнообразных видов деятельности или экономических сфер, которые для органов власти являются наиболее приоритетными и значимыми в целях социально-экономического развития.

Актуальность темы в том, что на сегодня не существует универсального и общепринятого способа для оценки налоговых льгот с учётом всех социально-экономических процессов и изменений на федеральном и региональном уровнях. Однако, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налоговая льгота является преимуществом, которое будет предоставлено органами государственной власти или органами местного самоуправления в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Льготы будут ставить их в наиболее выгодное положение в сравнении с другими группами налогоплательщиков.

В ходе оценки эффективности действующей налоговой политики государства особенное внимание необходимо уделять экономическому эффекту от использования различных налоговых льгот к тем затратам, которые способствуют получению конечного практического результата. В этом случае все налоговые правоотношения связаны с развитием общества и государства. Совокупность финансовых процессов, которые происходят в результате управления доходами и расходами, а также финансовое положение государства оказывают влияние на действующую налоговую систему. Вне зависимости от того, что напрямую налоговые льготы не приводят к увеличению расходов бюджетов различных уровней, они представлены как выпадающие доходы. Таким образом, они будут снижать объём доходов государственного бюджета и сокращают ресурсы. Соответственно, в этом случае стоит остро вопрос о возможности повышения эффективности использования налоговых льгот в Российской Федерации. [2]

Благодаря действующему налоговому законодательству льготы могут быть предоставлены на федеральном и региональном уровнях. Исходя из этого тезиса в ходе оценивания уровня эффективности нужно учитывать принадлежность конкретной льготы к установленному уровню управления. Основное количество всех выпадающих доходов единого консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость. Примерно 98 % налоговых льгот приходится именно на данный налог. На следующем месте находится система льгот по налогу на прибыль организации, и в среднем они составляют примерно 1 % от общего объёма. На третьем месте располагаются налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

В соответствии с использованием налоговых льгот существует статистические данные по предоставлению и запланированному выделению налоговых льгот по каждому налогу:

Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

Рис. 1. Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

При использовании налоговых льгот в отношении налога на добавленную стоимость нужно учитывать такие механизмы как полное освобождение от налогообложения или сниженная налоговая ставка. Различные объёмы налоговых льгот по НДС увеличиваются с начала изучаемого на данном рисунке периода. Стоит добавить, что удельный объём налоговых расходов по предоставлению льгот в рамках НДС в соответствии со статистикой, полученной от Федеральной налоговой службы Российской Федерации составил около 38 % от общего количества налоговых поступлений по представленному налогу.

Общий объем налоговых расходов федерального бюджета согласно предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль по итогам 2018 года составил 403 млн. руб. При этом за период с 2015 по 2018 год общий объём налоговых льгот возрос на 17 %. На представленном ниже рисунке отражены данные по объёму предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организации:

Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Рис. 2. Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Стоит отметить, что количество налоговых расходов по всем имущественным налогам имеет разноуровневый характер, о чём говорят данные, представленные на рисунке ниже:

Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

Рис. 3. Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

На основании представленного анализа можно сделать вывод о том, что в рамках выделения налоговых льгот государству нужно в обязательном порядке обеспечивать прямое соблюдение равновесия между фискальной и регулирующей функцией налогообложения. [3]

В соответствии с данными анализа основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года мероприятия по мониторингу эффективности налоговых льгот не является базовой задачей. Но, стоит заметить, что именно такая оценка будет являться базовым элементом для внедрения новых налоговых льгот в перспективе. Таким образом, именно мониторинг будет играть ключевую роль в ходе оптимизации и совершенствования действующих налоговых льгот с возможностью их динамического изменения на базе смены экономической ситуации. При этом существующие методики по оценке эффективности налоговых льгот имеют некоторые ключевые недостатки. Если их устранить, то можно эффективно использовать данный показатель на практике.

Исходя из этой позиции вопрос, связанный с увеличением эффективности предоставляемых налоговых льгот на территории Российской Федерации, не является полностью решённым. Но, органы власти на каждом уровне занимаются обеспечением реализации данного вопроса путём постепенного совершенствования законодательства. В частности, в некоторых субъектах Российской Федерации все информационные данные о действующей методике анализа и исследовании налоговых льгот распространяются в интернете на официальном сайте Федеральной налоговой службы России. Полагаем, что эта деятельность будет напрямую направлена на общее увеличение эффективности выделяемых налоговых льгот для хозяйствующих субъектов. Поэтому представленная практика должна являться обязательной для всех субъектов на территории Российской Федерации.

  1. Атаян Ю. К. Оценка эффективности налоговых льгот //Синергия Наук. — 2020. — №. 47. — С. 163–178.
  2. Гильфанов Р. М., Евстафьева А. Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот //Инновационное развитие экономики. — 2019. — №. 5–1. — С. 174–177.
  3. Баташев Р. В. Динамика налоговых льгот в России //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 10–1. –С.1–5.

gerbrostobl

  • Приветственные слова
  • Биография главы
  • Отчеты о проделанной работе
  • Блог главы
  • Вакансии
  • Кадровая работа
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Доход муниципальных служащих
  • Условия и результаты конкурсов
  • Должностные инструкции
  • Сведения о муниципальных служащих
  • Результаты проверок
  • Коммунальное хозяйство
  • Предприятия
  • Социальная сфера
  • Судебные системы
  • Бизнес
  • Безопасность
  • Общественная приемная
  • Дни приема
  • Порядок приема обращений
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Формы обращений
  • Порядок обжалования
  • Документы
  • Сведения по обращениям
  • Интернет-приемная
  • Ход рассмотрения обращения граждан
  • Горняцкая клубная система
  • Отдел муниципального хозяйства
  • Отдел экономики
  • Депутаты
  • Решение собраний
  • Решения 2021
  • Решения 2020
  • Решения 2019
  • Решения 2018
  • Решения 2017
  • Решения 2016
  • Решения 2015
  • Решения 2014
  • Решения 2013
  • Решения 2012
  • Решения 2011
  • Решения 2010
  • Решения 2009
  • Решения 2008
  • Решения 2007
  • Устав поселения
  • Программы
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2011
  • Решения 2021
  • Решения 2020
  • Решения 2019
  • Решения 2018
  • Решения 2016
  • Решения 2015
  • Решения 2014
  • Решения 2013
  • Решения 2012
  • Решения 2011
  • Решения 2010
  • Решения 2009
  • Решения 2008
  • Решения 2007
  • Предоставление муниципальных услуг
  • Исполнение муниципальных функций
  • Реестр муниципальных услуг
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2019
  • Распоряжения 2018
  • Распоряжения 2017
  • Распоряжения 2016
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Постановления 2008
  • Бюджет для граждан
  • Бюджет по годам
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010

О поселении

  • Прокуратура информирует
  • Пенсионный фонд информирует
  • Росреестр и Кадастровая палата информируют
  • Нормативно правовые акты по ПЗЗ
  • Схемы
  • Протоколы ПЗЗ
  • Для чего создается ТОС
  • Порядок создания ТОС
  • Нормативные документы
  • Поддержка и стимулирование ТОС
  • Контактные данные специалистов администрации муниципального образования, курирующих направление развития ТОС
  • Границы ТОС
  • Руководители ТОС
  • Реализованные мероприятия и планы работы ТОС
  • Примеры лучших практик
  • Полезные ссылки
  • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Аукцион
  • Контракты
  • Нормативные документы
  • Деятельность
  • Сайты антинаркотической направленности
  • Исполнение обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта
  • Способы формирования фонда капитального ремонта
  • Использование информации
  • Соответствие 8-ФЗ
  • Карта сайта
  • О персональных данных пользователей

Оценка обоснованности и эффективности налоговых льгот, установленных на территории Горняцкого сельского поселения за 2019 год

Телефон: 8 (86383) 56-0-35

Адрес: 347023 Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Горняцкий, ул. Центральная, 8

Налоговые льготы
Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
в том числе:
налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

Оценка эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области - один из этапов подготовки проекта бюджета на следующую трехлетку.

Наша задача - привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов, оценка эффективности налоговых льгот.

Налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление направлено на решение определённых задач государственной политики – социальную поддержку некоторых категорий граждан, стимулирование экономической активности, опережающее развитие определённых территорий.

На практике налоговые льготы являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы.

При этом в отличие от прямых расходов бюджета налоговые льготы не являлись объектом бюджетного контроля, учёта и оценки.

Для решения задачи повышения операционной эффективности бюджетных расходов с 2019 года Бюджетным кодексом Российской Федерации введены новации, предусматривающие ежегодное проведение оценки налоговых расходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также ведение реестра таких налоговых расходов.

При этом к налоговым расходам отнесены выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями по налогам и сборам, предусмотренные в соответствии с целями государственных программ.

Правительством Российской Федерации в июне текущего года утверждены общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796), основные из которых:

  • целесообразность - то есть востребованность и соответствие государственным программам;
  • результативность - то есть самоокупаемость и достижение целей государственных программ.

Цель оценки – повышение эффективности управления бюджетными средствами, более рациональное использование инструментов налогового стимулирования для реализации социально-экономической политики.

При проведении оценки за 2018 год дополнительно учтены показатели экономической и социальной эффективности по постановлению Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 826. Это - финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение заработной платы работников.

В рамках обязательств, принятых регионом в соответствии с Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области, оценка проведена в установленный срок - до 1 августа 2019 года и 19 июля вопрос рассмотрен на заседании общественного совета при министерстве финансов Ростовской области.

Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

В рамках полномочий, определенных Налоговым кодексом, предусмотрены налоговые льготы (пониженные ставки по налогам) по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, транспортному налогу, упрощенной и патентной системам налогообложения.

Все региональные налоговые льготы распределены по новым государственным программам до 2030 года с привязкой к основным целевым показателям.

В госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены льготы, предоставленные в целях:

  • поддержки инвестиционной деятельности (инвесторам, реализующим инвестпроекты на территории области; резидентам ТОСЭР);
  • поддержки малого предпринимательства (субъектам малого бизнеса, предпринимателям, применяющим «налоговые каникулы»).

Налоговые льготы участникам специнвестконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации, включены в госпрограмму «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики».

Льготы, предоставляемые в целях проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, отнесены к госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта».

Поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите государства, а также некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, отражена в госпрограмме «Социальная поддержка граждан».

Информация об итогах работы хозяйствующих субъектов Ростовской области за 2018 год основана на данных Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, отраслевых министерств и ведомств.

Общий объем региональных налоговых льгот за 2018 год составил 5 млрд 126 млн рублей с ростом к прошлому году на 40 процентов (138 млрд 600 млн рублей) и составили 3,7 процента налоговых доходов областного бюджета.

В 2018 году льготами воспользовались:

инвесторы на сумму 2 млрд 194 млн рублей (43 процента);

субъекты малого предпринимательства на сумму 2 млрд 809 млн рублей (55 процентов), в том числе в виде «налоговых каникул» – 990 млн рублей;

иные категории – 123 млн рублей (2 процента).

Существенной остается роль инвестиций в экономике - это не просто создать производство и рабочие места, а создать именно прибыльное производство, которое будет увеличивать валово́й региональный продукт.

Всего в 2018 году льготами по налогу на прибыль и имущество организаций воспользовались 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов. Заключено 15 новых инвестиционных договоров.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2018 года, по оперативным данным Ростовстата в целом по Ростовской области составил 204,2 млрд рублей.

При этом инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в объеме 48 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2017 году.

За рассматриваемый период инвесторами обеспечено рабочими местами более 36 тыс. человек. Средняя заработная плата работников составила 38 тыс.700 рублей, что выше среднеобластной на 26 процентов.

В общей сложности за период с 2010 по 2018 годы эффект от предоставления инвесторам такой государственной поддержки составил + 49 млрд 700 млн рублей к доходам бюджета.

Наибольшая эффективность от льготного налогообложения (по объему инвестиций, количеству рабочих мест, средней заработной плате) достигнута предприятиями, реализующими проекты в сфере промышленного производства (18 организаций, 21 инвестиционный договор).

Льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным (3 территории «Гуково», «Донецк», «Зверево»).

Реализуется 14 инвестпроектов, обеспечено рабочими местами 578 человек. В 2018 году 5 резидентов уже воспользовались льготами на сумму 15,3 млн рублей.

Для организаций, заключивших специнвестконтракты от имени Российской Федерации, льготы введены в 2017 году, но будут предоставлены после создания имущества и получения прибыли.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (15,4 тысяч организаций и предпринимателей (17,5 % из 88 тысяч пользователей упрощенной системой налогообложения), в виде пониженной налоговой ставки с 15 до 10 процентов (объем льготы в 2018 году - 1 млрд 819 млн рублей с ростом к 2017 году на 17,3 процента). Поддержка малого бизнеса в виде этой налоговой льготы способствовала увеличению поступлений по налогу на 20 процентов (в 2017 – 3,0 млрд рублей, в 2018–3,6 млрд рублей).

«Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей оставили для их развития 990 млн рублей, в том числе по упрощенной системе налогообложения 955 млн рублей, по патентной системе 35 млн. рублей. Воспользовались льготой 657 человек.

В 2018 году по субъектам Южного федерального округа выдано патентов с налоговой ставкой «0» - 583, в том числе в Ростовской области - 260 или 45 процентов (Республика Адыгея - 0; Республика Калмыкия - 2; Республика Крым - 0; Краснодарский край - 0; Астраханская область - 26; Волгоградская область - 87; Ростовская область - 260; город Севастополь - 208).

Освобождение от уплаты налогов способствует переходу населения, проявляющего предпринимательскую активность, из неформального сектора занятости в сферу легального бизнеса.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер социальной поддержки, которой воспользовались более 70 тыс. жителей Дона, а также 7 общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В них трудоустроено 262 инвалида.

Объем льгот за 2018 год составил 67,9 млн рублей, в основном, это транспортный налог с физических лиц.

Льготы, которые не были заявлены с 2016 года, подлежат корректировке.

Результаты оценки эффективности налоговых льгот будут учтены при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области.

Предлагаю проинформировать в рамках Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области Министерство финансов Российской Федерации о результатах оценки и использовать их для совершенствования регионального налогового законодательства в целях максимального привлечения инвестиций в экономику Ростовской области.

Читайте также: