Организационная культура в налоговой инспекции

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 1. Основные научные подходы к формированию организационной культуры учреждения. 6

1.1. Понятие и элементы организационной культуры.. 6

1.2.Функции организационной культуры.. 11

1.3.Методы формирования организационной культуры.. 20

Глава 2. Анализ организационной культуры в государственном секторе на примере ИФНС № 13. 29

2.1. Краткая характеристика ИФНС № 13. 29

2.2. Анализ организационной культуры ИФНС № 13. 39

2.3.Направления совершенствования организационной культуры ИФНС № 13 54

Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации. Организационная культура – сегодня популярная и актуальная тема. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:

- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;

- повысить уровень управляемости компанией;

- усилить сплоченность команды;

- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.

Западные предприниматели уже поняли, что организация – это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура. Носителями организационной культуры являются люди. И именно от них зависит высота уровня оргкультуры. Чтобы добиться от людей эффективного организационного поведения, необходимо, чтобы у них были соответствующие знания и установки. Знания изменяются за счет информирования, а установки изменяются под воздействием организационной культуры.

В ходе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:

- проанализировано понятие организационной культуры;

- выявлены значение организационной культуры в деятельности ИФНС № 13;

- определены задачи планирования и функции культуры

- исследован механизм формирования культуры ИФНС № 13;

- Изучено состояние организационной культуры ИФНС № 13;

- проведено планирование мероприятий по совершенствованию культуры ИФНС № 13.

Сделаны следующие выводы

Среди социальных факторов повышения эффективности труда: мотивации, коммуникации, социально-психологический климат, межличностных взаимодействий, стиля руководства, выделяется организационная культура.

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Тесная связь между организационной культурой и стратегией является действенным способом управления персоналом, помогающим повысить эффективность его работы.

Составляющими компонентами организационной культуры являются: ценности, установки, приоритеты работников, связанные с их работой в данной организации; система отношений, определяющая восприятие работниками своей работы в организации; поведенческие нормы, определяющие действия и поведение работников; действия и поведение работников в конкретных ситуациях

На культуру организации влияет множество факторов: национальная культура, происхождение, вид собственности, структура, цели и задачи, технология, окружение, люди.

Особенности сильной и слабой организационной культуры. Признаками сильно культуры являются приоритет решения социальных задач; готовность к разумному риску и нововведениям; групповые формы принятия решений; ориентация на коллективные стимулы; высокий уровень самоуправления, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. «Слабая» (низкая) организационная культура связана с регламентацией, большим количеством инструкций. В такой культуре отсутствуют ясные представления о ценностях, убеждения относительно того, как можно достичь успеха, долгосрочные цели.

Организационная культура никогда не бывает совершенной, она является динамически развивающимся объектом.

Культуру, сложившуюся в организации, можно изучать разными способами, среди которых можно выделить следующие: интервью; косвенные методы; анкетирование; изучение устного фольклора; изучение документов; изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов; изучение сложившейся практики управления.

Анализ организационной культуры отдела показал следующее.

Вопросник Роджера Харрисона дал возможность выявить, что сотрудники ИФНС № 13 Северному АО оценивают доминирующую культуру организации как ролевую. Это классическая, строго распланированная организация (бюрократическая). Общая сумма баллов сотрудников фирмы также указывает на ролевую организационную культуру.

Такой тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, которые координируются узкими связывающим звеном управления сверху.


В сфере налогообложения постсоюзных стран в том числе в Республике Таджикистан сложился специфический стереотип поведения участников налоговых отношений и сформировалась не адаптированная к создавшимся условиям налоговая культура, проявляющаяся в стремлении уклониться от уплаты налогов, с одной стороны, и случаев допущения злоупотреблений – со стороны сотрудников налоговых органов.

В этой связи возникает настоятельная необходимость формирования и развития теории и практики налоговой культуры в обществе, которая охватывает не только плательщиков налогов, налоговых органов – собирателей налогов, законодательных органов, принимающих законы о налогах, но и население в целом, которые прямо или косвенно связаны со сбором и эффективным использованием собранных налоговых средств.

Налоговая культура как единое целое состоит из двух взаимосвязанных и взаимоопределяющих частей – культуры и налогов. Культура как общечеловеческая ценность не имеет единого универсального определения, что показывает её многоплановость и многовекторность. Все это, с одной стороны, создает благоприятную среду её применения при оценке характеристики состояния объектов исследования, с другой стороны, неограниченная емкость и широта содержания этого понятия может стать причиной разночтения в оценке результатов конкретных исследований.

Исходя из вышеизложенного, возникает настоятельная необходимость в выборе из имеющихся определений (табл. 1) или предложения собственного варианта определения данного понятия, которое в интересах исследования должно более емко отражать суть решений исследуемой проблемы.

Получение вариантов определения налоговой культуры адаптированных к целям и задачам налоговых отношений в национальном хозяйстве, требует выполнения синтезированного анализа в различных определениях понятия культура, известных в современной науке (таблица)

Определения понятия «культура», предложенные отечественными и зарубежными исследователями

Трактовки и высказывания

По мнению П.С. Гуревича

«Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами». [2, c. 28]

Социолог П. Сорокин

«В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга»

«Под культурой понимают всё, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей» [7, c. 172]

Социологи У. Самнер и А. Келлер

«Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация. Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству»

В научном мире понятие, категорию и термин «культура» анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832–1917)

Английский этнограф Эдуард Тэйлор

«Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». В оригинале оно звучит так: «Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society» [6, с. 11]

Антрополог Р. Бенедикт

«Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей»

Культура – идеализированная когнитивная система, в которую входят система познания, верований и ценностей и существует она в умах индивидуальных членов общества. [5, с. 105]

Психоаналитик Г. Рохайм

«Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации»

«Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация»

«Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя»

«Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности»

«Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта»

«Культура – это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи»

«Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству»

Немецкий учёный М. Вебер

«Культура – есть тот конечный фрагмент лишённой смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением» [1, c. 383]

«Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории»

Из таблицы можно видеть, что определением понятия «культура», её содержания и формы проявления продолжают заниматься как исследователи, так и государственные структуры и представители культуры.

Так, обращаясь к высказыванию П.С. Гуревича, понимаем что «культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия» [2, c. 27], получается, что глубина человеческого бытия, то есть суть его существования, выражается через культуру, через его отношения к обществу, выражающиеся в отношениях. Если индивид дает обществу больше и взамен получает по своей воле меньше, то он культурный человек, потому что в этом случае общество получает дополнительное благо в счет конкретного индивида. Наоборот, если индивид дает обществу меньше, чем получает, то он малокультурный. Отсюда общество оценивает уровень культурности индивида по тому, эквивалентны ли отношения между ними. Иными словами, человек культурный, если он не приносит ущерба обществу. Это можно считать главной составляющей определения понятия «культурный человек».

Для аргументирования своих мыслей, обратимся к другому варианту определения – «культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи» [6, с. 109].

С точки зрения приемлемости понятия «налоговая культура» к современным требованиям наиболее близким, на наш взгляд, является определение Г. Зиммеля «Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству» [3, с. 296], где утверждается мысль о том, что, будучи культурным, можно из состояния «замкнутого единства» перевести организацию к «развитому единству», что равносильно выдвижению мысли о том, что «оптимальные налоговые отношения» создадут предпосылки достижения эффективного развития национального хозяйства.

Если совместить рассмотренные определения, то получается, что культура при прочих равных условиях (более профессиональный, имеет глубокие знания), это склонность индивида к получению глубоких верований в светлое будущее и строгому соблюдению законов и обычаев которых придерживается конкретное общество.

Верующий человек, согласно этому определению стремится быть образованным, законопослушным и чтит обычаи, господствующие на местах. Индивид – обладающий этими качествами при прочих равных условиях всегда стремится отдавать обществу больше, чем получает, плюс к этому он будет стремиться к тому, чтобы интересы общества, государства всегда были выше интересов отдельных граждан, группы или индивида. Этот индивид будет стремиться к тому, чтобы общественные интересы всегда были защищены в рамках общечеловеческих ценностей. Отсюда культурный человек это индивид, который ставит общественные интересы выше своих групповых интересов, дает обществу больше, а взамен получает меньше, стремится использовать все возможности, чтобы общественные блага продолжали увеличиваться непрерывно.

Учитывая, что налоговая культура охватывает не только уровень культуры участников налоговых отношений, но и результаты деятельности «взаимообусловленных и взаимосвязанных составляющих» процесса налоговых отношений, выражающихся в результативности функционирования налоговой системы, то архиважным с точки зрения методологии исследования является анализ характера взаимосвязей между участниками.

Условно участниками налоговых отношений принято считать население – налогоплательщиков (включая предпринимательские структуры и институты) и собирателей налогов (налоговые органы).

В этом ракурсе требование в первом чтении будет выглядеть так: налогоплательщик осознает, что он должен своевременно и полностью оплатить налог в рамках действующих нормативных документов, одновременно сомневается в справедливости налогообложения, так как «государственное благо, полученное рядовым налогоплательщиком, практически количественной оценке не подлежит», и, наоборот, по мере роста объемов дохода налогоплательщик платит больше налогов.

Представители налоговых органов осознают, что налоги должны быть собраны с дохода, а не с капитала, и изменение сроков (предоплата) не допускаются, так как она прямо или косвенно будет влиять на ход деятельности субъектов предпринимательства негативно, однако допускают предоплату, что противоречит принципам налогообложения.

Законодательные органы при принятии законов о налогах и налогообложении должны руководствоваться не только фискальными, но и интересами обеспечения ускоренного экономического роста и развития экономики страны на долгосрочную перспективу, оставляя на потом краткосрочные, сиюминутные эффекты от сбора налогов.

Правительство страны, прежде чем предложить в законодательные органы варианты налогов – их состав и содержание, должно разрабатывать и утверждать концепцию развития и размещения производительных сил, определять приоритетные направления развития отраслей и сфер национального хозяйства, где при необходимости может быть предусмотрено введение льготного налогообложения, на конкретные периоды времени, с одной стороны, а с другой, правительство разрабатывает стратегию развития экономики, больше уделяя внимания развитию производительных сил, особенно экспорто-ориентированных «когда экспортируются высокотехнологичная и наукоемкая продукция» отраслей, что требует углубленного привлечения средств иностранных и отечественных предпринимателей и эффективного использования части собранных налоговых средств на развитие экономики, для большего стимулирования притока капитала в эти сферы.

Население в лице налогоплательщиков и пользователей результатов налоговых сборов заинтересовано и контролирует степень решения социальных задач:

– развития систем здравоохранения и образования;

– укрепления системы безопасности жизни – оборона, силовые структуры;

– развитие экономики – строительство новых предприятий, создание рабочих мест, оценивает эффективность действующих налоговых отношений, созданных государством в лице правительства и законодательных органов в действительности, и при необходимости требует изменения содержания налоговых отношений и механизмов её функционирования.

Из вышесказанного можно заключить, что все участники налоговых отношений имеют свои роли в обеспечении эффективности последней, то есть согласно требованиям к качеству налоговых отношений, если какой-то из участников не исполнит свою роль, то она послужит причиной снижения эффективности налоговых отношений.

Налоговые отношения, как показывают результаты исследования международных институтов, строятся на законодательной базе, обеспечивающей равные права при формировании отношений; если таковых нет, то даже самый культурный налогоплательщик не способен повлиять на ход развития этих отношений, которые, как правило, приводят к неэффективности последней.

Законодательную базу формирования налоговых отношений составляют налоговое законодательство – налоговый кодекс и подзаконные акты, регулирующие отношения по отчуждению части вновь созданной и приращенной стоимости в пользу бюджетов разного уровня государства, своевременность, справедливость и целесообразность этих отчуждений. Сложность построения целесообразных и справедливых налоговых отношений в первую очередь требует, чтобы все участники (не только налогоплательщик) были высококультурными, чтобы было обеспечено справедливое и своевременное налогообложение и сбор налогов, чтобы налоги не оказали дестимулирующее воздействие на ход организации расширенного воспроизводства в экономике.

Все это накладывает на органы, разрабатывающие проекты и принимающие законы, дополнительную нагрузку по оценке содержания совокупности налогов и предусматривается возможность постоянной её адаптации к среде реализации отношений.

Исследованиями зарубежных и отечественных ученых доказано, что эффективность налоговых отношений косвенно выражается:

– в капитализации экономики, в ускоренном сокращении удельного веса морально и физически устаревших основных фондов, создании новых предприятий;

– создании рабочих мест, главным образом новых рабочих мест в производственной сфере;

– характеристике экспорта, когда экспортируется высокотехнологичная и наукоемкая продукция;

– отношении экспорта – импорта позитивно, экспорт больше, чем импорт;

– превалировании промышленного производства в формировании ВВП, когда объемы промышленной продукции в ВВП больше других в удельном весе, а в промышленной продукции основную часть составляет продукция крупных предприятий;

Если эти показатели не имеют места, то напрашивается вывод о том, что в числе других факторов и налоговые отношения были основаны не на высокую культуру, что создало предпосылки разрушения гармоничности этих отношений, послужили предпосылки несправедливого или несвоевременного налогообложения с вытекающими отсюда последствиями.

Для недопущения подобного характера отношений между участниками следует:

– создавать и внедрять налоговые законы, согласно которым законодательно закрепляются равные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, отсюда нарушения, допущенные с обеих сторон, должны быть наказаны одинаково;

– если налоговые органы в лице сотрудников нарушают права налогоплательщика, то они должны нести соответственно принятым ими решениям наказания;

– спорные моменты должны решаться в судебном порядке, а не на усмотрение сотрудника налоговых органов, как имеет место в настоящем;

– необходимо изменить содержание налоговой системы Республики Таджикистан и привести её в соответствие с содержанием налоговых систем индустриально развитых стран, где права и интересы налогоплательщиков и налоговых органов защищены, сбалансированы, а в Налоговом кодексе Республики Таджикистан практически все вопросы остались «на усмотрение сотрудника налоговых органов», что чревато злоупотреблениями с вытекающими отсюда последствиями.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. 4
1.1 Что такое "налоговая культура". 4
1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

контр.Налоговая культура.docx

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. . . . 4

1.1 Что такое "налоговая культура". . . 4

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . 12

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирования и развития налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Что такое "налоговая культура"?

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально-экономических условиях, в которых большинство населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.
Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.
Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, милицию, образование, здравоохранение и т.д. В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов.

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. В современном мире возникает вопрос о необходимости совершенствования системы налогообложения и рассмотрения ее с позиции социальных проблем. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения. Наблюдается достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблем. Среди них можно выделить:

  • нестабильное налоговое законодательство РФ;
  • недостаточная система информирования, консультирования граждан;
  • низкий уровень качества исполнения налоговых процедур;
  • недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Нестабильность налогового законодательства страны выступает одним из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Следует отметить, что направления повышения уровня налоговой культуры вытекают из проблем, препятствующих ее развитию. Профессионализм и взаимная ответственность являются основными показателями нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков, а также высокой налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Менталитет, в том числе и налоговый, обладает одновременно и устойчивостью, и изменчивостью. Основная цель налоговых органов должна быть направлена на противостояние закреплению в общественном сознании уклонение от уплаты как акт, сохраняющий личную выгоду.

Для этого налоговыми органами успешно создаются условия для налогоплательщика, исходя из которых, он будет строить свое поведение. Это комфортные условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа web-ресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания), размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи. Все эти мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения, как налогоплательщика, так и представителя налогового органа. В свою очередь, стереотип является базой формирования менталитета через восприятие, группировку и оценку ситуаций.

Налоговый менталитет - совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налоговыми органами и налогоплательщиками, который диктует тенденции поведения. Важно формирование не только положительного образа работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Следует акцентировать внимание на том, что высокий результат не может быть достигнут при ориентации всех мер на конкретных субъектов налоговых отношений, иначе говоря, необходимо рассматривать весь комплекс отношений, без выделения определенных единиц из него. Налоговый менталитет - целостная система взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы и неэффективности применяемых мер.

В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является.

Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует:

  • высококвалифицированного профессионального обеспечения;
  • хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов;
  • высокого уровня законопослушания.

Между тем физические лица во всех странах мира - самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментов в отношении налоговой культуры.

Описание работы

Сколько стоит помощь с учебной работой?

Найди свой город

  • Абакан
  • Алапаевск
  • Алдан
  • Алейск
  • Александров
  • Алексеевка
  • Алексин
  • Алушта
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Анжеро–Судженск
  • Апатиты
  • Арзамас
  • Армавир
  • Архангельск
  • Асбест
  • Астрахань
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
  • Балаково
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белово
  • Белорецк
  • Березники
  • Бийск
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Борисоглебск
  • Братск
  • Брянск
  • Бузулук
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжск
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Выборг
  • Вязьма
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Губкин
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зеленодольск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Коломна
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Междуреченск
  • Минеральные воды
  • Москва
  • Мурманск
  • Муром
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нерюнгри
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Обнинск
  • Озерск
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропаловск-Камчатский
  • Подольск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть - Илимск
  • Уфа
  • Ухта
  • Хабаровск
  • Ханты - Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чита
  • Шахты
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Как мы рабоатем:


  • Вы оформляете заявку

  • Мы оцениваем заказ

  • Вносите предоплату

  • Мы с вами работаем над заказом

  • Вносите доплату

  • Получаете результат

Узнайте стоимость Работы

мы приступили к оценке работы!

Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов

Подтвердите заказ

Мы отправим вам SMS с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона

Сейчас Ваш заказ оценивается

Мы отправим вам сообщение с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона


В самое ближайшее время Вам на почту придет письмо с необходимой информацией

Ориентироваочное время ожидания: 5 минут


Налоги известны с давних времен как главный источник пополнения государственного бюджета. Ни одно государство не обходилось без налогов, так как для выполнения возложенных на него обязательств по удовлетворению нужд общества требовались денежные средства. В настоящее время налоги не являются столь тяжким бременем, однако отношение к ним со стороны граждан не изменилось. Немаловажным является тот факт, что многим из нас приходилось сталкиваться с некачественным обслуживанием в учреждениях государства, с откровенно низким уровнем работы и грубостью служащих, а также с нецелевым расходованием собранных средств. Такое отрицательное отношение налогоплательщиков к налоговой системе государства выступает в качестве одной из причин совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, можно объяснить низким уровнем налоговой культуры.

Под налоговой культурой понимается часть общенациональной культуры государства, которая связана с деятельностью участников налоговых правоотношений и отражает уровень знания и соблюдения гражданами законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также осведомленность в своих правах и обязанностях, которая формируется из понимания важности для государства и общества уплаты налоговых платежей [5].

В России исторически сложилось на протяжении многих лет негативное отношение к налогам, поскольку они всегда ассоциировались с грабительствами, несчастьями, резнями и пожарами. В западно-европейских странах, наоборот, наблюдается высокий уровень налоговый культуры, который выражается в том, что уплата налоговых платежей для населения является поводом для гордости. Дети относятся с к своим родителям с большим уважением за то, что они платят налоги и, тем самым, вносят вклад в развитие и процветание своего государства [1].

Как же сократить существенную разницу между уровнями налоговой культуры России и стран Западной Европы? В первую очередь важно отметить основную цель процесса формирования налоговой культуры: развитие налоговой культуры государства и поддержка государственной политики в бюджетной сфере, направленной на ее улучшение. В России каждый гражданин должен знать эффективность расходование налоговых средств.

Проведенный социологический опрос показал, что лишь 16% всех налогоплательщиков в полном объеме и в срок производят платежи по налогам и сборам, 52% рассчитываются по налоговым обязательствам время от времени, а 32% вовсе имеют задолженность по налогам и сборам. На основании выше представленных данных можно сделать вывод о том, что в нашей стране наблюдается недоверие населения к выполнению государством своих функций, что приводит к высокой налоговой преступности в стране, а это неблагоприятно воздействует не только на экономику страны, но и на развитие общества в целом [4].

Социологический опрос оценки уровня знаний в области налогообложения России выявил следующие результаты налогоплательщиков [4]:

– 62% респондентов считают свой уровень знания налогового законодательства средним;

– 12% – очень низким.

Согласно пункту 4 статьи 32 НК РФ в обязанности налоговых органов входит разъяснительная работа по применению налогового законодательства, бесплатное информирование о действующих налогах и сборах, формах отчетности, а также разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Для налогоплательщиков очень важно взаимодействовать с налоговыми органами, поскольку это экономит их время и денежные средства, кроме того позволяет избежать разногласий по вопросам применения налогового законодательства и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений не представляется возможным без осознания налоговыми органами того, что налогоплательщик является партнером государства, поэтому немаловажным фактором в формировании налоговой культуры является уважительное и терпеливое отношение к проблемам налогоплательщика.

Налоговая дисциплина представляет собой основной элемент налоговой культуры, который включает в себя систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщиков. Причинами возникновения девиантного поведения налогоплательщиков в условиях сложившейся налоговой системы в России являются многие факторы. К таковым относятся:

– несовершенство и нестабильность налогового законодательства РФ;

– недостаточный уровень консультирования граждан в вопросах налогообложения, проведения рекламно–информационных мероприятий и использования каналов СМИ;

– отсутствие доверия к налоговым органам со стороны населения страны;

– некачественное исполнение налоговых процедур;

– недостаточный уровень мотивации работников государственной службы;

– наличие большой текучки кадров в налоговых органах;

– высокая конкуренция компаний, которая приводит к применению хозяйствующими субъектами методов снижения налоговой нагрузки.

Под формированием и развитием налоговой культуры подразумевается постоянный процесс взаимодействия государства и общества, который оказывает эффективное воздействие на налоговую политику страны. Передовой опыт многих регионов нашей страны, а также зарубежный опыт позволил разработать конкретные мероприятия по реализации механизмов повышения налоговой грамотности населения страны. Все элементы существующей налоговой системы должны быть включены в направления совершенствования налоговой политики, чтобы достичь желаемого эффекта. Построение отношений между государством и налогоплательщиками – сложнейшая задача, решение которой возможно при реализации следующих направлений повышения уровня налоговой культуры.

В первую очередь кампания по формированию налоговой культуры должна быть направлена на подрастающее поколение и заключаться в формировании понимания общественной необходимости и экономической целесообразности налогов. Необходимо внести в перечень школьных дисциплин образовательный курс основ налоговых знаний.

Во-вторых, следует совершенствовать процессы информирования и консультирования граждан по вопросам действующего налогового законодательства, формировать систему подготовки и функционирования налоговых консультантов, в чьи обязанности будет входить разрешение досудебных споров.

В-третьих, следует уделить внимание повышению эффективности работы налоговых служб с целью формирования у налогоплательщиков положительного мнения о существующей налоговой системе. Необходимо широко применять электронные базы данных и налоговое консультирование с помощью Интернет-ресурсов.

В-четвертых, в целях уменьшения количества неправильных толкований налогового законодательства нужно стремиться к устранению всех пробелов и неясностей в Налоговом Кодексе РФ, делая язык изложения законодательства более доступным и понятным для налогоплательщиков.

В-пятых, необходимо достигнуть нового уровня налоговых отношений между налоговыми субъектами, а именно установить понятность и простоту уплаты налогов, прозрачность осуществляемых государством расходом бюджетных средств, их экономичность и эффективность. Это позволит увеличить число налогоплательщиков, которые будут соблюдать налоговое законодательство, планировать и сокращать объем своих налоговых платежей [2].

В-шестых, налоговые органы должны работать добросовестно и на высоком профессиональном уровне, придерживаться нормам этики и правилам должного делового поведения. Сотрудникам Федеральной налоговой службы необходимо корректно и внимательно относится к проблемам налогоплательщиков, проявлять к ним терпимость, должное уважение и беспристрастность.

Стоит отметить, что проблема формирования налоговой культуры в России, несомненно, является как и прежде актуальной. Данный процесс является достаточно длительным, но крайне необходимым для экономики Российской Федерации и для развития общества в целом. Сотрудникам налоговых органов и налогоплательщикам необходимо прийти к важной общей заинтересованности, которую следует использовать в целях соблюдения положений законодательства о налогах и сборах и формирования благоприятного климата для экономического роста и развития государства в целом во всех сферах деятельности бизнеса.

Чтобы достичь финансовой стабильности страны и обеспечить ее экономической безопасностью, необходимо совершенствовать налоговое администрирование наряду с повышением уровня налоговой культуры граждан. Тогда высокий профессионализм, взаимная ответственность, налоговая культура и налоговая дисциплина станут основными направлениями сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

Научный руководитель – Евдокимова Е.К., канд. экон. наук, доцент.

Читайте также: