Налоговый залог днр это

Опубликовано: 26.04.2024

В Определении № 305-ЭС20-20287 от 8 апреля по делу № А40-48943/2015 Верховный Суд отметил, что при рассмотрении дел о порядке распределения денежных средств, вырученных от реализации залогового имущества должника, важно соблюсти баланс интересов лиц, участвующих в деле, и реализовать принцип соразмерного удовлетворения требований кредиторов при соблюдении прав залогового кредитора.

В деле о банкротстве открытого акционерного общества «Московский завод «Электрощит» реализовано его недвижимое имущество, находившееся в залоге у общества «Риал Эстейт Менеджмент» по кредитному обязательству.

У налоговой службы и конкурсного управляющего возник спор о распределении вырученных от реализации недвижимого имущества денежных средств. Конкурсный управляющий считал первоочередным погашение расходов на проведение торгов по реализации залогового имущества (без учета текущих налоговых обязательств) и погашение требований залогодержателя. Однако налоговая служба с этим не согласилась, полагая, что в первоочередном порядке должны погашаться текущие налоговые платежи – налог на имущество и земельный налог.

Суды, рассматривавшие спор, поддержали позицию конкурсного управляющего. Они исходили из того, что реестровое требование залогового кредитора является приоритетным перед требованием об уплате налогов. Также суды посчитали, что денежные средства, вырученные от реализации залогового имущества, не представляют отдельную налогооблагаемую базу и не подлежат распределению в составе расходов на проведение торгов.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда, рассмотрев спор, изменила акты нижестоящих инстанций и приняла новый судебный акт по делу. Она пришла к выводу, что позиция нижестоящих инстанций приводит к дисбалансу в объеме прав кредиторов, так как имущественная выгода от продажи имущества предоставляется залоговому кредитору, а расходы (в том числе уплата налогов), связанные с этим же имуществом, будут погашаться за счет иных активов должника в ущерб интересам незалоговых кредиторов.

ВС также отметил, что судьба залога в значительной степени находится во власти залогового кредитора, способного эффективно влиять на скорость решения вопроса о его реализации, избегая таким образом накопления налоговых обязательств.

Таким образом, Верховный Суд установил, что расходы на уплату текущих налоговых обязательств покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором.

Адвокат юридической фирмы ART DE LEX Юлия Шилова рассказала, что п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве не определяет состав расходов на проведение торгов по реализации залогового имущества должника, поэтому вопрос о составе расходов уже неоднократно вставал в судах. Так, в частности, Верховный Суд РФ в Определении от 19 октября 2020 г. № 305-ЭС20-10152 указал, что НДС, который является частью арендной платы (при аренде залогового имущества), относится к расходам, связанным с реализацией, и подлежит приоритетному погашению в порядке п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве.

Таким образом, отмечает эксперт, в определении по обществу «Электрощит» Верховный Суд продолжил сформулированный ранее подход о том, что любые налоговые требования являются расходами, которые входят в состав расходов на проведение торгов по реализации залогового имущества должника. Такой подход соотносится с общим подходом о расширении прав налогового органа по делам о банкротстве.

Старший юрист юридической группы «Плотников и партнеры» Михаил Новосёлов добавил, что в деле «Электрощита» столкнулись два системных кредитора: Федеральная налоговая служба против банков. «Вопрос для банков не праздный, так как если в залоге завод, то налоги могут составлять сотни миллионов. Предсказуемо, что ВС защитил интересы бюджета, а не банков», – полагает он.

«Для обоснования своей позиции ВС отошел от буквального толкования п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве в пользу системного и телеологического толкования. Эксперты отмечают, что подобная практика складывается из-за того, что налоги ошибочно допустили в текущую задолженность. По-хорошему нужно подумать над тем, чтобы отменить текущие налоги с банкрота», – считает Михаил Новосёлов.

Юрист также сообщил, что в начале года удалось преодолеть позицию ВС о приоритете текущего НДС от аренды залога. Сделать это получилось благодаря п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 за 2018 г., согласно которому положения п. 2 ст. 334 ГК РФ о преимущественном удовлетворении залогодержателя от использования заложенного имущества применяются к отношениям, возникшим из договоров залога, заключенным с 1 июля 2014 г. В этом случае договоры залога были заключены до этой даты, а следовательно, арендные платежи не полагались залогодержателю. «Новая практика ВС будет являться дополнительным стимулом для залоговых кредиторов быстрее выходить на торги, чтобы минимизировать издержки на налоги», – заключил Михаил Новосёлов.

Налоговый залог — один из способов обеспечения погашения плательщиком налогов обязательства по их уплате. Этот инструмент, в свое время введенный законом №2181, нашел свое отражение и в тексте НКУ. Заложенное имущество считается обремененным, с соответствующими последствиями и ограничениями, установленными законом. Выясним особенности регулирования налогового залога по НКУ.

Основания налогового залога и порядок его применения

Согласно п. 88.1 НКУ, с целью обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязательств, определенных этим Кодексом, имущество плательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог. Таким образом, ключевым основанием для возникновения налогового залога является наличие налогового долга.

Применение налогового залога органами ГНС регулирует Порядок №1273.

Налоговый долг и налоговый залог в НКУ

Налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Подпункт 14.1.175 НКУ

Налоговый залог — способ обеспечения уплаты налогоплательщиком денежного обязательства и пени, не уплаченных таким плательщиком в срок, определенный НКУ. Налоговый залог возникает на основаниях, установленных НКУ. В случае неисполнения налогоплательщиком денежного обязательства, обеспеченного налоговым залогом, орган взыскания в порядке, определенном НКУ, обращает взыскание на имущество такого плательщика, являющееся предметом налогового залога.

Подпункт 14.1.155 НКУ

Источники погашения налогового долга

В соответствии со ст. 87 НКУ, источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные денежные средства, в т. ч. полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита) и из других источников, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты. Уплатить денежные обязательства или погасить налоговый долг налогоплательщика по соответствующему платежу можно также за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

Обратим внимание: в налоговый долг включаются и штрафные санкции, а значит, активы плательщика, не уплатившего в определенный законом срок штраф, начисленный ему по решению налогового органа, также будут находиться в налоговом залоге (пример 1).

Источниками погашения налогового долга налогоплательщика, согласно упомянутой статье, является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных НКУ, а также другими законодательными актами.

Пример 1 Налогоплательщику начислен штраф за повторное после применения соответствующих санкций несвоевременное представление декларации по НДС в сумме 1020 грн. Налоговое уведомление-решение получено 18.04.2012 г. Штраф в установленный срок (не позже 28 апреля) не уплачен. С 29 апреля активы предприятия на соответствующую сумму находятся в налоговом залоге.

Возникновение налогового залога

Право налогового залога возникает в силу закона. Так, в соответствии со статьей 89 НКУ, право налогового залога возникает в случае неуплаты в установленные сроки суммы денежного обязательства:

1) самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации — со дня, следующего за последним днем установленного срока;

2) самостоятельно определенной контролирующим органом — со дня возникновения налогового долга.

Согласно пунктам 1.8 и 1.11 Порядка №1273, день возникновения права налогового залога определяется на основании данных автоматизированной информационной системы, которая ведется органами ГНС в соответствии с законодательством. Сообщение о возникновении права налогового залога содержится в налоговом требовании, которое направляется налогоплательщику согласно требованиям ст. 59 НКУ.

Оформление залога

Как и в ранее действовавшем Законе №2181, в НКУ остались две, на первый взгляд, взаимоисключающие нормы по оформлению налогового залога.

Так, согласно п. 88.2 НКУ, право налогового залога возникает согласно НКУ и не требует письменного оформления.

В то же время в соответствии с п. 89.3 НКУ имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи, в который включается ликвидное имущество, выступающее в качестве возможного источника погашения налогового долга. Пункт 89.8 НКУ предусматривает обязанность налогового органа безвозмездно зарегистрировать налоговый залог в соответствующем государственном реестре. Кроме того, согласно ст. 15 Закона о залоге, обязанности государственных налоговых органов по регистрации распространяются на возникновение и изменение прав налогового залога с учетом требований налогового законодательства.

Данная коллизия означает: даже если налоговый орган не примет меры по описи, оформлению или регистрации налогового залога, такое имущество все равно будет считаться заложенным с применением соответствующих правовых последствий (см. в связи с этим пример 3).

Опись имущества

Согласно п. 89.3 НКУ, акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляет налоговый управляющий в порядке и по форме, утвержденным ГНАУ. Пунктом 2.1 Порядка №1273 предусмотрено, что опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя налогового органа об описи имущества в налоговый залог. Это решение предоставляется налогоплательщику, имеющему налоговый долг. Формы решения и описи установлены упомянутым Порядком.

Согласно п. 2.5 Порядка №1273, в акт описи, в первую очередь, включают ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга.

Недопуск управляющего к описи

Если налогоплательщик не допускает налогового управляющего к описи своего имущества в налоговый залог и/или не подает документы, необходимые для описи, то согласно п. 89.4 НКУ налоговый управляющий составляет акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог. В таком случае налоговый орган имеет право обратиться в суд по поводу приостановления расходных операций на счетах налогоплательщика, запрета отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязанности такого плательщика допустить налогового управляющего к описи имущества в налоговый залог (пп. 20.1.16 НКУ).

На какое имущество распространяется залог

В соответствии с п. 89.2 НКУ, право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, которое находится в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга налогоплательщика.

Если же на момент составления акта описи имущество отсутствует или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, то согласно п. 89.5 НКУ право налогового залога распространяется на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет право собственности в будущем до погашения налогового долга в полном объеме. Тогда налогоплательщик обязан не позже рабочего дня, следующего за днем приобретения права собственности на любое имущество, сообщить в налоговый орган о наличии такого имущества (в дальнейшем оно включается в опись). Поскольку на это новое имущество распространяется право налогового залога, налогоплательщик не имеет права отчуждать его до соответствующего решения налогового органа (п. 89.5 НКУ).

Согласно п. 89.6 НКУ и п. 2.10 Порядка №1273, если имущество налогоплательщика неделимое (т. е., к примеру, речь идет о принадлежащем плательщику здании, транспортном средстве и пр.) и его балансовая стоимость больше суммы налогового долга, такое имущество подлежит описи в налоговый залог в полном объеме.

Налогоплательщик сохраняет право пользования имуществом, находящимся в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом (см. пример 2).

Пример 2 Предприятие владеет грузовым автомобилем-тягачом с полуприцепом Volvo. В результате возникновения налогового долга по НДС в сумме 170200 грн налоговый управляющий составил акт описи имущества, находящегося в налоговом залоге, в который включил указанный автомобиль. В результате этого автомобиль не изымается у предприятия. Предприятие продолжает использовать его в хозяйственной деятельности.

Прекращение залога

Основания для прекращения налогового залога определены в ст. 93 НКУ. Имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога (при наличии соответствующего документа) со дня:

1) получения налоговым органом подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке (внимание: закон говорит не об уплате долга, а именно о получении документа. Что это должен быть за документ, — пока не определено);

2) признания налогового долга безнадежным;

3) принятия соответствующего решения судом в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства;

4) получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) в результате проведения процедуры административного или судебного обжалования.

В соответствии с п. 5.1 Порядка №1273, об освобождении имущества налогоплательщика из-под налогового залога ему направляется уведомление установленной формы.

Согласование операций с имуществом

В соответствии с Законом о залоге, залогодатель сохраняет право распоряжения заложенным имуществом, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом он может отчуждать заложенное имущество только по согласию залогодержателя.

Да и согласно ст. 92 НКУ налогоплательщик может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только при согласии налогового органа, а также в случае, если орган ГНС на протяжении десяти дней (не уточняется: календарных или рабочих) с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не дал ему ответ о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Из этого правила есть исключение: если в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы, налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия налогового органа за деньги по ценам не меньше обычных и при условии что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме на выплату зарплаты, уплату ЕСВ и/или погашение налогового долга. Правда, отдельных санкций за направление денежных средств на другие цели законодательство не предусматривает.

Согласно п. 92.2 НКУ, в случае отчуждения или аренды (лизинга) имущества, находящегося в налоговом залоге, налогоплательщик по согласию органа ГНС обязан заменить его другим имуществом такой же или большей стоимости. Уменьшение стоимости замененного имущества допускается только по согласию органа ГНС при условии частичного погашения налогового долга.

Стоит добавить, что согласно ст. 657 ГКУ отчуждение недвижимого имущества, находящегося в налоговом залоге, с 2011 г. не требует нотариального удостоверения и госрегистрации.

Ответственность за отчуждение имущества без согласия

Пунктом 92.3 НКУ предусмотрено, что в случае осуществления операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законом.

Согласно п. 124.1 НКУ, отчуждение налогоплательщиком имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным в соответствии с НКУ, — влечет за собой наложение штрафа в размере стоимости отчужденного имущества.

В то же время поскольку, как и было указано, налоговый залог распространяется на имущество, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга (т. е. не на все имущество), в случае осуществления операций с имуществом до проведения его описи — может возникнуть вопрос о законности операций по отчуждению имущества вообще (учитывая упомянутую выше коллизию по оформлению права налогового залога).

Пример 3 Предприятие не уплатило налог на прибыль за IV кв. 2011 г. на сумму 3000 грн (срок уплаты согласованного НО истек 17.02.2012 г.). Это значит, что имущество плательщика с 20.02.2012 г. находится в налоговом залоге. Даже несмотря на непроведение налоговым органом описи имущества, находящегося в налоговом залоге (а налоговые органы, как свидетельствует практика, в большинстве случаев не успевают это сделать с мелкими суммами налогового долга), отчуждать имущество предприятию все же не стоит. Ведь в ходе проверки налоговики могут попытаться привлечь плательщика к ответственности за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге. Причем это возможно даже в случаях, когда стоимость имущества, остающегося у плательщика, значительно больше.

Итак, при осуществлении операций по отчуждению активов (кроме товаров в обороте) на значительные суммы предприятию может быть целесообразно получить справку об отсутствии у него налогового долга.

Налоговый управляющий

Как видно из вышеприведенного, основные полномочия по осуществлению операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, возлагаются на налогового управляющего. Порядок назначения и освобождения, а также функции и полномочия налоговых управляющих установлены Порядком №1035.

Основные функции и полномочия налоговых управляющих по налоговому залогу определены в разделе III Порядка №1035.

Проверки сохранности имущества

В соответствии с п. 91.3 НКУ, налоговый управляющий имеет право проверять состояние сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге. Проведение таких проверок регулируется Положением №1039 (см. «ДК» №5/2011).

Эти проверки не отнесены ни к плановым, ни к внеплановым налоговым проверкам. Осуществляются они не на основании приказа руководителя налогового органа, а в соответствии с уведомлением, форма которого предусмотрена вышеупомянутым приказом. Уведомление, согласно п. 3.2 Положения №1039, подписывается руководителем налогового органа и должно быть зарегистрировано в этом органе (форма уведомления предусматривает также наличие печати). Такую проверку осуществляет только налоговый управляющий, и для нее достаточным основанием является представление самого налогового управляющего о необходимости ее проведения.

Согласно п. 3.7 Положения №1039, по результатам проверки составляется акт определенной формы, причем если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в акте проверки, он может на отдельном листе высказать свои замечания, являющиеся неотъемлемой частью данного акта. Налогоплательщик также имеет право:

1) не допустить налогового управляющего к проведению проверки в случае несоблюдения им требований, предусмотренных Положением №1039;

2) сообщить о факте нарушения руководителя соответствующего налогового органа или обжаловать действия налогового управляющего согласно действующему законодательству.

Нормативная база

  • Закон о залоге — Закон Украины от 02.10.92 г. №2654-XII «О залоге».
  • Порядок №1273 — Порядок применения налогового залога органами ГНС, утвержденный приказом Минфина от 11.10.2011 №1273.
  • Порядок №1035 — Порядок назначения и увольнения, а также функции и полномочия налоговых управляющих, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1035.
  • Положение №1039 — Положение о проведении проверок состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утвержденное приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1039.
Дата публикации 15:50 25.11.2020

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ»

Принят Постановлением Народного Совета 20 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-IHC «О налоговой системе» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 19 января 2016 года) следующие изменения:

1) в пункте 9.1 статьи 9:

а) подпункт 7 признать утратившим силу;

б) подпункт 41 признать утратившим силу;

в) подпункт 73 изложить в следующей редакции:

«73) реализация активов – продажа активов, находящихся в налоговом залоге, специализированными организациями, привлекаемыми судебными приставами республиканского органа государственной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции (далее – судебные приставы), в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства;»;

г) подпункт 88 признать утратившим силу;

д) подпункт 93 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законодательством в сфере исполнительного производства»;

а) пункт 44.9 изложить в следующей редакции:

«44.9. Взыскание задолженности по решению суда осуществляется судебным приставом в соответствии с законодательством в сфере исполнительного производства.»;

б) в абзаце пятом пункта 44.12 слова «обращает взыскание» заменить словами «принимает меры для обращения взыскания судебным приставом»;

в) в абзаце шестом пункта 44.12 слова «путем обращения» заменить словами «и принять меры для обращения взыскания судебным приставом»;

3) пункт 45.3 статьи 45 изложить в следующей редакции:

«45.3. Налоговый управляющий в порядке, установленном действующим законодательством, имеет право: осуществлять проверки сохранности активов, которые находятся в налоговом залоге; получать от налогоплательщика полную информацию об операциях с залоговыми активами, а в случае их отчуждения без согласия территориального органа доходов и сборов (при условии, когда наличие такого согласия должно быть обязательным в соответствии с настоящим Законом) – получать объяснение от налогоплательщика или его служебных (должностных) лиц; осуществлять прочие действия, направленные на погашение задолженности, предусмотренные настоящим Законом и определенные порядком назначения, освобождения от выполнения обязанностей, а также функций и полномочий налогового управляющего.

Полномочия налогового управляющего относительно осуществления проверки сохранности активов, которые находятся в налоговом залоге, прекращаются после открытия исполнительного производства судебным приставом.

Порядок назначения, освобождения от выполнения обязанностей, а также функции и полномочия налогового управляющего определяются Правительством Донецкой Народной Республики.»;

а) пункт 47.8 дополнить словами «, кроме исполнения обязательств перед третьими лицами в случаях, предусмотренных законодательством в сфере исполнительного производства»;

б) пункт 47.9 признать утратившим силу;

в) пункт 47.10 дополнить абзацем следующего содержания:

«Актив налогоплательщика со дня приобретения такого актива третьим лицом в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства, освобождается из налогового залога.»;

г) пункт 47.11 изложить в следующей редакции:

«47.11. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем погашения задолженности в полном объеме, либо получения от судебного пристава письменного подтверждения о приобретении актива третьим лицом, территориальный орган доходов и сборов направляет уведомление, форма которого устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, органу государственной регистрации прав.

На основании такого уведомления орган государственной регистрации прав вносит соответствующую запись в Государственный реестр прав относительно налогового залога.»;

5) в абзаце первом подпункта 48.14.2 пункта 48.14 статьи 48 слова «аукциона, биржевых» исключить;

6) пункт 49.1 статьи 49 дополнить словами «, если иное не установлено судебным приставом в ходе исполнительного производства»;

а) пункт 51.2 изложить в следующей редакции:

«51.2. Продажа залоговых активов налогоплательщика осуществляется на основании решения территориального органа доходов и сборов, которое принимается не ранее чем через 15 календарных дней с момента направления (вручения) такому налогоплательщику налогового требования.

Решение о продаже залоговых активов, форма которого утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, подлежит исполнению судебным приставом, в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.

При отсутствии у такого налогоплательщика открытых счетов в банках и других кредитных организациях, решение о продаже залоговых активов принимается в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующих сведений из банков и (или) других кредитных организаций.

При наличии у налогоплательщика залоговых активов (товарно-материальных ценностей, товаров широкого потребления, другое), которые быстро портятся и (или) требуют особых условий хранения, принятие решения о продаже залоговых активов может осуществляться с момента возникновения права налогового залога.

Принятие территориальным органом доходов и сборов решения о продаже залоговых активов не является основанием для непринятия или отмены решения о взыскании денежных средств, а также решения об изъятии наличных денежных средств.»;

б) пункт 51.3 признать утратившим силу;

в) пункт 51.4 признать утратившим силу;

г) пункт 51.5 признать утратившим силу;

д) пункт 51.6 признать утратившим силу;

е) пункт 51.7 признать утратившим силу;

ж) пункт 51.8 признать утратившим силу;

з) пункт 51.9 признать утратившим силу;

и) пункт 51.10 признать утратившим силу;

к) пункт 51.11 признать утратившим силу;

л) пункт 51.12 признать утратившим силу;

м) пункт 51.13 признать утратившим силу;

н) пункт 51.14 признать утратившим силу;

о) пункт 51.15 признать утратившим силу;

п) пункт 51.16 признать утратившим силу;

р) пункт 51.17 признать утратившим силу;

с) пункт 51.18 признать утратившим силу;

т) пункт 51.19 признать утратившим силу;

у) пункт 51.20 признать утратившим силу;

ф) пункт 51.21 признать утратившим силу;

х) пункт 51.22 признать утратившим силу;

ц) пункт 51.23 признать утратившим силу;

ч) пункт 51.24 признать утратившим силу;

ш) пункт 51.25 признать утратившим силу;

щ) пункт 51.26 признать утратившим силу;

ю) пункт 51.27 признать утратившим силу;

8) абзац второй пункта 56.2 статьи 56 изложить в следующей редакции:

«Вещи, указанные в подпункте 56.1.2 пункта 56.1 настоящей статьи, переходят в собственность Донецкой Народной Республики в соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.»;

а) пункт 57.1 изложить в следующей редакции:

«57.1. Обязанности по выявлению, учету, принятию мер по хранению, а также дальнейшему распоряжению вещами, указанными в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, возлагаются на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, и его территориальные органы.Учет, хранение и распоряжение, вещами, указанными в подпункте 56.1.2 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.»;б) в пункте 57.3 слова «Министерством доходов и сборов» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

в) в пункте 57.4 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

г) в пункте 57.5 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

д) в абзаце втором пункта 57.7 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

е) пункт 57.8 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«После проведения описи конфискованного имущества судебным приставом дальнейшее хранение такого имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.»;

ж) пункт 57.9 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Передача на ответственное хранение судебным приставом конфискованного имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.»;

з) абзац первый пункта 57.12 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законодательством в сфере исполнительного производства»;

и) абзац второй пункта 57.12 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законодательством в сфере исполнительного производства»;

к) пункт 57.13 изложить в следующей редакции:

«57.13. При выявлении случаев хищения, замены или преднамеренного повреждения имущества, которое передано на ответственное хранение, соответствующие материалы направляются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, или его территориальными органами до проведения описи судебным приставом и судебным приставом после проведения им описи в правоохранительные органы для принятия решения в рамках их компетенции.»;

л) в пункте 57.14 слова «Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела» в соответствующем падеже;

м) в пункте 57.15 слова «Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела» в соответствующем падеже;

н) в пункте 57.16 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «доходов и сборов», слова «в пункте 56.1» заменить словами «в подпункте 56.1.1 пункта 56.1», слова «(в том числе решений о конфискации)» исключить;

о) в пункте 57.17 слова «вышеуказанное имущество» заменить словами «вещи, указанные в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона,», слово «им» заменить словом «ими», слова «для бесхозяйных вещей» заменить словами «законодательством в сфере исполнительного производства»;

а) пункт 58.1 изложить в следующей редакции:

«58.1. После принятия решения о признании вещи бесхозяйной, а также по истечении установленных сроков их хранения, указанные вещи переходят в собственность Донецкой Народной Республики, после чего органы доходов и сборов принимают меры по распоряжению ими.»;

б) в абзаце первом пункта 58.2 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

в) пункт 58.2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Решение о распоряжении конфискованными вещами исполняется судебными приставами в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.»;

г) в пункте 58.3 слова «в пункте 56.1» заменить словами «в подпункте 56.1.1 пункта 56.1»;

д) пункт 58.4 изложить в следующей редакции:

«58.4. Реализация вещей, указанных в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, осуществляется путем проведения торгов, розничной торговли или по прямым договорам купли-продажи.

Порядок организации продажи вещей, указанных в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, которые переходят в собственность Донецкой Народной Республики на торгах, утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.»;

е) в абзаце третьем пункта 58.6 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

ж) в пункте 58.8 слова «Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел»;

з) пункт 58.10 изложить в следующей редакции:

«58.10. Реализация вещей, указанных в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, осуществляется после размещения информации на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, в сети Интернет. Распечатанная страница с официального сайта республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, является основанием для проведения дальнейших мероприятий по реализации таких вещей.»;

а) в пункте 59.2 слова «Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела» в соответствующем падеже;

б) в пункте 59.3 слова «в пункте 56.1» заменить словами «в подпункте 56.1.1 пункта 56.1»;

а) в абзаце первом пункта 60.1 слова «в пункте 56.1 статьи 56 настоящего Закона, переданное» заменить словами «в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 статьи 56 настоящего Закона, переданные»;

б) пункт 60.1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Уценка конфискованных вещей, реализуемых в порядке исполнительного производства, осуществляется судебным приставом в соответствии с законодательством в сфере исполнительного производства.»;

в) в пункте 60.3 слова «с пунктом 56.1 статьи 56 настоящего Закона» заменить словами «с пунктом 59.1 статьи 59 настоящего Закона»;

а) в пункте 61.1 слова «Министерстве доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканском органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела,»;

б) пункт 61.2 изложить в следующей редакции:

«61.2. После включения предприятия в Единый перечень торговых предприятий руководитель органа доходов и сборов или лицо, которое его замещает, может в дальнейшем заключать с ним договор-поручение о реализации бесхозяйных вещей, которые перешли в собственность Донецкой Народной Республики по форме, утвержденной Правительством Донецкой Народной Республики.»;

в) дополнить пунктом 61.5 следующего содержания:

«61.5. Реализация конфискованных вещей осуществляется в порядке исполнительного производства специализированными организациями, с которыми республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, заключил договор, в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства.

Размер расходов, связанных с организацией и проведением торгов, или реализации имущества на комиссионных условиях в отношении конфискованных вещей, определяется в соответствии с законодательством в сфере исполнительного производства.»;

14) в пункте 63.1 статьи 63 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

15) в пункте 64.1 статьи 64 слова «органами Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела», слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

а) в пункте 90.3 слова «Министра доходов и сборов или постановления» исключить;

б) пункт 90.4 изложить в следующей редакции:

«90.4. Исполнение решения суда о конфискации алкогольной продукции и табачных изделий осуществляется судебным приставом в соответствии с законодательством в сфере исполнительного производства.»;

в) в пункте 90.6 слова «Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики согласно действующего законодательства» заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, в порядке, установленном законодательством в сфере исполнительного производства»;

г) в пункте 90.7 слова «Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела»;

17) в статье 209:

а) в пункте 209.2 слова «Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела», слова «Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканском органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в юстиции»;

б) дополнить пунктом 209.3 следующего содержания:

«209.3. Распоряжение конфискованной подакцизной продукцией осуществляется в порядке исполнительного производства на основании решений суда в соответствии с законодательством в сфере исполнительного производства.».

Статья 2

  1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
  2. Распоряжение конфискованным имуществом, в отношении которого на день вступления в силу настоящего Закона проводятся действия, направленные на его реализацию, утилизацию, переработку, уничтожение или безвозмездную передачу, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.

За что и сколько платят непризнанной республике её жители?

«А в ДНР что, и своя налоговая система есть?» - с искренним удивлением спросил автора этих строк один из собеседников, узнавших, что мы работаем над статьёй на эту тему. Да, своя налоговая система в непризнанной ДНР существует, причём довольно давно. Первая версия Закона ДНР «О налоговой системе» была принята в декабре 2015-го года, и с тех пор пережила уже более 10 серьёзных редакций.

Какие налоги и как платят физические и юридические лица непризнанной республики, и чем система налогообложения ДНР отличается от той, что существует в Украине, пытались разобраться журналисты ТАЙМЕРА.

Два кита

Налоговая система Украины базируется на трёх «китах»: налоге на прибыль предприятий, доходах физических лиц (НДФЛ), а также налоге на добавленную стоимость (НДС). В ДНР имеется два из трёх этих налогов: налог на прибыль и НДФЛ.

Большинство предприятий Украины платит налог на прибыль по ставке в 18%, хотя есть и исключения: например, страховая деятельность облагается по ставке в 3%. В ДНР действует более высокая ставка: 20%, предусмотрена льготная ставка в 0% для предприятий угледобывающей отрасли.

Ещё одно важное отличие - отчётный период. В Украине налог на прибыль оплачивается большинством предприятий раз в квартал. В ДНР же установлен отчётный период в один месяц. То есть, ту отчётность, которую украинские предприятия готовят и подают раз в три месяца, в ДНР вынуждены готовить ежемесячно - изрядный «геморрой» для бухгалтеров.

Вторая проблема - различия между бухгалтерским и налоговым учётом, т.е. тем, что засчитывается в доходы и расходы с точки зрения предприятия, и тем, что «признаёт» в этом смысле налоговая. В Украине в последние годы постарались свести к минимуму различия между налоговым и бухгалтерским учётом, разрешив вычитать из дохода при подсчёте облагаемой прибыли почти все виды расходов, за исключением отдельно перечисленных в Налоговом кодексе исключений - «налоговых разниц». В ДНР же действует обратная система: закон «О налогообложении» предусматривает вполне конкретный список расходов, которые можно рассматривать в таком качестве при вычислении суммы облагаемой прибыли. Всё остальное с точки зрения налоговой расходами не является.

С одной стороны, такая система является куда менее прогрессивной и значительно более бюрократизированной нежели та, что действует на Украине. С другой - в Украине издавна практически никто не платил реальный налог на прибыль: возможно, в ДНР решили «затянуть гайки», чтобы не оказаться в такой же ситуации.

Теми же мотивами можно объяснить и другие нюансы администрирования налога на прибыль в ДНР. К примеру, при продаже товаров и услуг по цене ниже себестоимости продавец должен включить разницу между себестоимостью и заявленной ценой продажи в доходы. Очевидно, эта мера призвана закрыть одну из распространённых схем уклонения от уплаты налогов, однако по факту выглядит это со стороны весьма странно.

Заслуживает внимания и подход к предприятиям, в том или ином периоде понёсшим убыток: им официально запрещено перераспределять этот убыток на последующие периоды, уменьшая за счёт этого базу налогообложения, а декларирование убытков шесть раз в течение года даёт право фискалам прийти на предприятие с внеочередной проверкой.

Идея о запрете переноса убытков с одного периода на другой - золотая мечта украинских фискалов всех лет независимости. Она претворялась в жизнь неофициально - через запрет сдавать «минусовые» декларации, официально - через запрет переносить убытки в полном объёме (разрешалось «использовать» убытки только несколькими частями в течение ряда лет), не раз пытались протащить норму о полном запрете переноса убытков между периодами. Мечты украинских налоговиков в ДНР стали реальностью, и эта откровенно репрессивная фискальная практика может быть оправдана только чрезвычайным состоянием экономики ДНР.

Ставка второго ключевого налога - на доходы физлиц, или НДФЛ, в ДНР ощутимо меньше, чем в Украине: 13% вместо 18% для большинства видов дохода.

Зато в ДНР выше ставка единого социального взноса, который платят с зарплаты наёмных работников: она составляет 31% против 22%, для бюджетных организаций предусмотрена пониженная ставка в 28%. Таким образом, совокупная нагрузка на зарплату в ДНР составляет 44% (13% НДФЛ + 31% ЕСВ) против 40% в Украине (18% НДФЛ + 22% ЕСВ).

Пассивные доходы (проценты, дивиденды и т.п.) и в ДНР, и на Украине облагаются по ставке 5%.

В общем и целом, сравнивая налогообложение в Украине и в ДНР по двум этим видам налогов, следует признать: соответствующее украинское законодательство - более зрелое и современное, тогда как для законодательства ДНР характерен более бюрократичный характер, а кроме того, оно выглядит достаточно сложным для выполнения.

НДС VS Налог с продаж

Ключевую роль в налоговой системе Украины также играет налог на добавленную стоимость - печально известный НДС. Это - косвенный налог, т.е. налог, который как бы включается в цену товара - считается, что его платит покупатель. Как и следует из названия, этим налогом облагается добавленная стоимость - то есть, разница между ценой, по которой продаётся товар или услуга, и суммой затрат на её оказание. Ставка налога в Украине на сегодня составляет 20% (7% для лекарств и оборудования медназначения).

В общих чертах проиллюстрировать процесс взимания этого налога можно на таком примере. Добывающее предприятие продаёт производителю ресурсы на 100 гривен. В эти 100 гривен закладывается НДС в 20% от этой суммы - т.е. 20 гривен. Эти деньги прибавляются к цене продажи: покупатель доплачивает их продавцу, который обязан передать их в бюджет («цена с учётом НДС»). Это так и называется: налоговое обязательство. А с точки зрения покупателя-производителя эти 20 гривен являются налоговым кредитом - то есть, государство как бы «запоминает», что он уже уплатил эти самые 20 гривен НДС.

Производитель изготовляет из купленных ресурсов товар, который продаёт дистрибьютору за 150 гривен. НДС в этом случае составит 30 гривен, соответственно, покупатель-дистрибьютор должен заплатить продавцу-производителю 180 гривен, из которых 30 тот должен отдать в бюджет. Однако у производителя есть налоговый кредит в 20 гривен, т.е. в бюджет он платит только 10. А 30 гривен становятся налоговым кредитом для дистрибьютора.

Наконец, дистрибьютор продаёт товар конечному потребителю за 300 гривен, к которым добавляются 20%, или 60 гривен НДС. Дистрибьютор обнуляет за счёт этих 60 гривен свой налоговый кредит в 30 гривен, а остаток, т.е. ещё 30 гривен, отдаёт государству.

В конечном итоге со всей цепочки сделок в сумме государство получит те же 60 гривен, которые заплатил конечный покупатель. Именно поэтому НДС называется налогом на потребление.

Однако просто это лишь в данном конкретном примере. На деле же при подсчёте НДС существует масса тонкостей и нюансов, что делает его одним из самых сложных в администрировании и ёмких в плане способов уклонения от налогов, коррупции и мошенничества.

Так вот, в ДНР всех этих тонкостей нет. Вместо 20% налога на добавленную стоимость там взимают 1,5% налог с продаж. Он считается куда проще: 1,5% от стоимости товара, которые платит каждый из продавцов на каждом этапе цепочки. В нашем случае уплате в бюджет подлежат сначала 1,5% от 100 гривен, затем 1,5% от 150 гривен и т.п. Общая сумма платежа составит 7 гривен 25 копеек - вместо 60 гривен при украинской системе.

Однако в нашей цепочке всего 3 элемента. Но представьте себе, если таких шагов, скажем, 20? В случае с НДС это не имеет значения: в бюджет будет заплачено столько же, сколько заплатит конечный покупатель. А вот при налоге с продаж каждый шаг цепочки означает очередные 1,5% налоговых платежей - и соответствующее удорожание товара.

С другой стороны, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его относительная простота, кроме того, он удобен и необременителен в случае коротких производственных цепочек, на каждом из этапов которых создаётся значительная добавочная стоимость. А ещё он выгоден крупным вертикально интегрированным компаниям, в которых и производство, и дистрибьюция осуществляются различными подразделениями одной и той же фирмы. А вот невыгоден он торговым посредникам различного рода.

Упрощённая система налогообложения

Как известно, на Украине существуют три группы «упрощенцев». Первая группа - это субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на рынках, не используют труд наёмных работников и чей доход не превышает 300 тысяч гривен в год. Эти предприниматели платят Единый налог с фиксированной ставкой в 160 гривен в месяц, да к тому же единый социальный взнос в 352 гривны ежемесячно.

Вторая группа плательщиков Единого налога - предприниматели, продающие товары и оказывающие услуги физлицам, имеющие не более 10 наёмных работников и годовой доход - не более 1,5 миллиона гривен. Для них также действует единая ставка в 640 гривен - плюс единый социальный взнос в 704 гривны

Третья группа плательщиков может работать и с юридическими лицами, а также иметь неограниченное число наёмных работников, но доход таких предприятий не может превышать 5 миллионов гривен в год. Представители третьей группы платят государству 5% от выручки, а также единый социальный взнос в 704 гривны.

Наконец, четвёртая группа «упрощенцев» - сельхозпредприятия, платящие в зависимости от площади обрабатываемой ими земли.

Система, существующая в ДНР, и похожа, и не похожа на украинскую одновременно.

Для тех, кто на Украине относился бы к первой и частично второй группе плательщиков Единого налога, в непризнанной ДНР существует т.н. патентная система. Работает это просто: уплатив некую фиксированную сумму, предприниматель избавляется от уплаты всех прочих налогов в принципе.

Выбрать патентную систему налогообложения могут предприниматели, продающие товары на рынках, а также вне их - но только для определённого списка товаров (хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мороженое, безалкогольные напитки, цветы, детские игрушки и т.п.). Кроме того, могут перейти на патентную систему те, кто оказывают населению услуги (автоперевозки, парикмахерские услуги, репетиторство, ремонт одежды, обуви и бытовой техники).

Предельный объём дохода для выбравших патентную систему предпринимателей не может превышать 1 миллиона рублей в год, или около полумиллиона гривен - то есть, больше, чем для первой группы плательщиков на Украине, но меньше, чем для второй. Кроме того, «патентодержатели» могут привлекать наёмных рабочих (для определённых видов деятельности, как правило - не более трёх человек).

Стоимость патента также зависит от вида деятельности, однако для большинства из них составляет 510 рублей (около 250 гривен) в месяц.

Далее следует уже собственно упрощённая система налогообложения в том виде, в котором она реализована в ДНР. Здесь также есть группы плательщиков - только три, а не четыре, как в Украине. Важно отметить, что законодательство ДНР налагает на «упрощенцев» куда меньше ограничений, нежели украинское: к примеру, все группы плательщиков могут работать с юридическими лицами.

Первая группа - предприниматели, которые имеют не более 1,5 миллиона рублей (около 750 тысяч гривен) годового дохода и не более 10 наёмных работников. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога с продаж, а вместо этого платят единый налог в 2,5% от фактического поступления денежных средств (от «кассы»).

Вторая группа не имеет ограничений на количество наёмных работников, а её доход ограничен цифрой в 60 миллионов рублей в месяц - т.е. почти 30 миллионами гривен (для сравнения, самая гибкая группа упрощённой системы в Украине предусматривает максимальный доход в 5 миллионов гривен). Плательщики второй группы «упрощенцев» в ДНР платят государству 6% от поступлений денежных средств (для сравнения, 3-я группа Единого налога в Украине платит 5%).

Правда, есть некоторые ограничения: перейти на вторую группу упрощённой системы могут только производители товаров, работ и услуг, импортёры, а также те, кто продают товары и услуги физлицам для их личных потребностей (не для перепродажи или другого использования в рамках предпринимательской деятельности). К примеру, не могут воспользоваться данной системой различные торговые посредники - оптовые торговые базы и т.п.

Также не подходит упрощённая система тем, кто торгуют алкоголем и табачными изделиями, топливом, оказывают страховые и финансовые услуги и т.п. Отдельным пунктом запрещена упрощённая система для предприятий в сфере общественного питания - кафе, ресторанов и прочего.

Предприниматели первой и второй групп плательщиков единого налога также платят социальный взнос в размере 600 рублей, т.е. около 300 гривен в месяц. Для сравнения, в Украине предприниматели первой группы платят 352 гривны ЕСВ в месяц, второй и третьей - 704 гривны.

Третья группа плательщиков единого налога - структуры, осуществляющие добычу и переработку угля с годовым доходом до 240 миллионов рублей. Для таких предприятий ставка единого налога составляет 3% от оборота - похоже, данная норма введена специально для того, чтобы реализовать малые угольные шахты - артели, или т.н. «копанки».

В целом, упрощённая система налогообложения в ДНР представляется значительно более гибкой и удобной, нежели существующая на Украине.

Отзывы «потребителей»

Любые нормы законов следует оценивать лишь в приложении к их конкретной реализации. Именно поэтому анализ налоговой системы непризнанной ДНР мы решили завершить краткой подборкой мнений об этой системе тех, кому реально приходится платить налоги в соответствии с этим законодательством.

К примеру, у налоговиков существуют негласные правила относительно минимальной нормы прибыли относительно общего дохода, которая должна быть показана в налоговых отчётах: в зависимости от рода деятельности, прибыль должна составлять от 1,5 до 3 процентов от дохода, тем, кто указывают меньше, советуют «посчитать ещё раз». Т.е. по факту налог с прибыли превращается в налог с оборота. Ситуация, хорошо знакомая украинским бухгалтерам - однако в ДНР-то имеется настоящий налог с оборота (налог с продаж)!

Аналогичная история - с заработной платой: сотрудники налоговых органов начинают нервничать, видя в отчётах предприятия зарплаты меньше 8 тысяч рублей.

Кроме того, почти все наши собеседники жалуются на непомерные штрафы, которые налагают фискальные органы за любые, даже мельчайшие нарушения. Причём многие из них признают: штрафуют часто за дело, однако вот суммы штрафов - совершенно неподъёмны.

«Негласная расценка штрафа - 50 тысяч рублей, - сетует один из наших собеседников. - Откуда платить такие штрафы? Понимаю, 3-5 тысяч рублей. Но не 50-80». При этом многие собеседники уверяют: откупиться от штрафов, как это нередко делали в Украине, невозможно.

Некоторые предприниматели жаловались на нелогичность существования в одной системе и налога с оборота (с продаж), и налога на прибыль. «Это всё равно, что я тебе продаю еду с наценкой и потом ещё пишу - 10% за обслуживание. А за что тогда наценка была?» - удивляется один из наших собеседников.

Ещё один повод для претензий - постепенное «закручивание гаек», ужесточение правил игры: например, упомянутый выше запрет для ресторанов пользоваться упрощённой системой налогообложения.

Впрочем, есть и те, кто новой системой откровенно доволен. Как и следовало ожидать, подобный редкий случай обнаружился среди предпринимателей-«упрощенцев»: им оказался владелец небольшого продуктового магазина в одном из спальных районов Донецка. «Да, я доволен, и я честно говорю, что доволен, - говорит он. - Я сижу на "упрощёнке", плачу 6% от оборота - и у меня всё в порядке, я не парюсь. На порядок, в разы проще стало жить, если говорить о налогах». Правда, даже он сталкивался со слишком большими штрафами, которыми наказывают предпринимателей как налоговая, так и другие контролирующие органы. «50-60 тысяч штрафа - это невозможно совершенно. Это российские штрафы, но доходы-то у нас - не российские!» - возмущён наш собеседник.

Впрочем, о злоключениях малого и среднего бизнеса непризнанной ДНР мы подробнее расскажем в следующем материале нашего цикла.

Налоговый залог – способ обеспечения уплаты налогоплательщиком денежного обязательства и пени, не оплаченных таким плательщиком в срок, определенный Налоговым кодексом.

Налоговый залог является одним из самых эффективных способов обеспечения исполнения налогового обязательства налогоплательщика, не погашенного в срок. В силу налогового залога государство (территориальная община) имеет право в случае неисполнения обеспеченного налоговым залогом налогового обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами в порядке, установленном законом. Приоритет залогодержателя на удовлетворение требований из заложенного имущества устанавливается в соответствии с законом.

Право налогового залога возникает согласно с Налоговым кодексом и не требует письменного оформления. Право налогового залога возникает в случае:

  • неуплаты в 10-дневный срок суммы налогового обязательства, самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации, по окончании предельного срока представления налоговой декларации – со дня, следующего за последним днем ​​указанного срока;
  • неуплаты в 10-дневный срок суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной контролирующим органом, – со дня возникновения налогового долга.

Право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, находящегося в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга налогоплательщика. В случае если балансовая стоимость такого имущества не определена, его описание осуществляется по результатам оценки, которая проводится в соответствии с Законом. Право налогового залога не может быть распространено на отдельные виды имущества, перечень которых определен Налоговым кодексом.

Имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. В акт описи включается ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга. Опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, которое предъявляется налогоплательщику, который имеет налоговый долг.

Акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляется налоговым управляющим в порядке и по форме, утвержденным центральным органом государственной налоговой службы. В случае если на момент составления акта описи имущество отсутствует или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, право налогового залога распространяется на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет право собственности в будущем к погашению налогового долга в полном объеме. Если имущество налогоплательщика является неделимым и его балансовая стоимость больше суммы налогового долга, такое имущество подлежит описанию в налоговый залог в полном объеме. Замена предмета залога может осуществляться только с согласия органа государственной налоговой службы. Орган государственной налоговой службы обязан бесплатно зарегистрировать налоговый залог в соответствующем государственном реестре.

Налогоплательщик сохраняет право пользования имуществом, находящимся в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом. Отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, возможно только с согласия органа государственной налоговой службы, а также в случае, если орган государственной налоговой службы в течение десяти дней с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не предоставил такому налогоплательщику ответа о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Если в налоговом залоге находится только готовая продукция, товары и товарные запасы, налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия органа государственной налоговой службы за средства по ценам, не ниже обычных, и при условии, что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и / или погашение налогового долга.

В случае отчуждения или аренды (лизинга) имущества, находящегося в налоговом залоге, налогоплательщик при согласии органа государственной налоговой службы обязан заменить его другим имуществом такой же или большей стоимости. Уменьшение стоимости замененного имущества допускается только с согласия органа государственной налоговой службы при условии частичного погашения налогового долга. В случае осуществления операций с имуществом, которое находится в налоговом залоге, без предварительного согласия органа государственной налоговой службы налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законом.

Имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога со дня

  • получения органом государственной налоговой службы подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке;
  • признание налогового долга безнадежным;
  • принятия соответствующего решения судом в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства;
  • получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) в результате проведения процедуры административного или судебного обжалования;

Основанием для освобождения имущества налогоплательщика из-под налогового залога и его исключения из государственных реестров залогов движимого или недвижимого имущества является соответствующий документ, удостоверяющий окончание любого из указанных событий.

Читайте также: