Определяемая с использованием информационного сервиса федеральной налоговой службы

Опубликовано: 03.05.2024

Практически любой гражданин так или иначе взаимодействует с ФНС. Люди платят налоги с недвижимости, авто, ЗП и с прочего. То есть практически у каждого гражданина рано или поздно возникает потребность в уплате налогов, проверке задолженности, запросе сведений о своем налоговом статусе. Производить все эти действия через налоговые органы – это уже неактуально. У людей нет времени и желания стоять в очередях для выполнения элементарной операции. С ФНС удобно взаимодействовать именно через интернет. Для этого существует множество ресурсов, преследующих различные цели.

Личные кабинеты

Через личный кабинет осуществляется большинство стандартных операций с налогами:

  • Установление переплаты, если она есть.
  • Проверка наличия задолженности.
  • Проверка размера долга.
  • Получение квитанции на платеж.
  • Уплата налога, погашение долгов.
  • Заполнение декларации 3-НДФЛ.

ЮЛ получает эти возможности:

  • Получение выписок из ЕГРЮЛ.
  • Установление статуса расчетов.
  • Направление в ИФНС заявки на уточнение платежа.

Как взаимодействуют информационные системы, разработанные операторами электронных площадок и кредитными организациями, с сервисами прикладной подсистемы АИС «Налог-3» «Налог на профессиональный доход»?

Предусмотрены личные кабинеты для налогоплательщиков с различными статусами:

  • ФЛ.
  • ЮЛ.
  • ИП.

Есть также еще один важный сайт Заплати налоги. Через него можно платить налог, пошлины. ЮЛ с помощью ресурса сможет оплатить торговый сбор. В сервисе есть возможность создания платежного поручения, квитанции.

Сайт для взаимодействия с налоговой

Рассмотрим ключевые ресурсы, позволяющие взаимодействовать с ФНС:

Все эти сервисы позволяют эффективно взаимодействовать с госорганами.

Информационные системы ФНС

Информационные сервисы позволяют получить справочные материалы. Рассмотрим самые популярные из них:

  • Реквизиты актуальной налоговой инспекции. По этому сервису можно проверить адрес регистрации плательщика налога, реквизиты актуальной ИФНС, ее номер. Информация эта нужна для уплаты налогов.
  • Справка о ставках. По этому адресу можно узнать об актуальных ставках и льготах по следующим налогам: на транспорт, на земельный участок, на имущество ЮЛ и ФЛ.
  • Письма ФНС. Здесь собраны письма ФНС, которые когда-либо были отправлены в адрес налоговых отделений, разъяснения ФНС, которые должны использоваться госорганами. В письмах содержится позиция налоговой службы касательно различных вопросов. Как используется этот сервис? ФНС должна действовать в полном соответствии с законом. Однако действия в некоторых ситуациях законом не регламентируются. Они могут регламентироваться письмами ФНС. Найти эти письма в сервисе можно по их номеру или ключевому слову.
  • Распространенные вопросы. У плательщиков, при взаимодействии с налоговой службой, часто возникают одни и те же вопросы. Наиболее распространенные из этих вопросов собраны на сервисе. Как им пользоваться? Достаточно выбрать интересующую тему вопроса. Если вопрос связан с региональным налогом, то можно выбрать регион.
  • Проверка контрагентов. Здесь можно удостовериться в госрегистрации ЮЛ и ИП.

Информационные сервисы позволяют быстро получить все нужные сведения.

Сервисы для ФЛ и начинающих бизнесменов

Существуют также следующие сервисы ФНС:

  • Узнай ИНН. Здесь можно проверить ИНН, который присвоен плательщику. Для этого нужно ввести информацию о себе: ФИО, данные из паспорта, дата рождения.
  • Принятие заявки на постановку на учет. Заявление нужно отправлять в том случае, если у ФЛ нет ИНН. Однако свидетельство о постановке на учет в режиме онлайн не выдается. За ним придется идти в госорган.
  • Создание своего бизнеса. Здесь можно изучить всю информацию, касающуюся создания и регистрации ИП. На странице есть сведения о системах налогообложения. Здесь есть все, что нужно человеку, открывающему свое дело. Имеются пошаговые руководства, касающиеся различных процедур.

Вся информация изложена в простой и понятной форме.

Преимущества и недостатки сервисов

Функционирование сервисов выгодно и ФНС, и плательщику. Рассмотрим преимущества для налоговой:

  • Плательщики своевременно выплачивают налоговые платежи.
  • Процесс выплат автоматизирован.
  • Быстрая обработка обращений.
  • Удобное информирование налогоплательщика о порядке уплат и всех нововведениях.

Преимущества для пользователей:

  • Возможность сделать платеж прямо через сайт.
  • Быстрое получение всех требуемых сведений.
  • Возможность проверить контрагента перед сотрудничеством с ним.
  • Постановка на налоговый учет в режиме онлайн.
  • Возможность узнать о своих задолженностях и переплатах.
  • Для получения нужных сведений достаточно ввести свои данные налогоплательщика.
  • Система проста в использовании.

Недостатков у системы практически нет. Сервис достаточно удобен. Порядок его использования понятен интуитивно. Система может выдержать большое количество обращений. На представленных сайтах собрана полная информация о порядке уплаты налогов, законодательстве.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 июня 2020 г. N ПА-19-6/133 О получении от ФНС России информации по физическим и юридическим лицам

ФНС России рассмотрели письмо по вопросу получения от ФНС России информации по физическим и юридическим лицам и сообщает следующее.

В июне 2020 года ФНС России запустила государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. В нем размещена представленная в ФНС России бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год.

Ресурс является общедоступным. Вся размещенная в нем бухгалтерская отчетность, а также аудиторские заключения и пояснения доступны для просмотра и скачивания всем заинтересованным пользователям.

Для удобства пользователей бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций впервые доступна для скачивания с электронной подписью ФНС России с той же юридической значимостью, что и заверенная печатью налогового органа.

Для компаний, использующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность для масштабной аналитики, и для тех, кому нужен сразу весь массив данных, предусмотрена возможность получения абонентского обслуживания. Для них доступна ежемесячно обновляемая база бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в том формате, в котором она поступила в ФНС России.

Подать запрос на получение абонентского обслуживания можно на сайте ФНС России.

Пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке (далее - решение о приостановлении операций), а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 вышеуказанной статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

Приказом ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@ утвержден Порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Кодекса (зарегистрирован Минюстом России 03.04.2015 N 36723) (в редакции приказа ФНС России от 09.10.2017) (далее - Порядок).

Налоговые органы обеспечивают информирование банков с использованием интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", который размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также единой системе межведомственного электронного взаимодействия версии 3 вида сведений "Сведения о наличии приостановления (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации".

Порядок разработан в соответствии с пунктами 11-12 статьи 76 Кодекса и устанавливает порядок информирования банков.

В части представления информации о задолженности посредством онлайн-запросов сообщается следующее.

В системе межведомственного электронного взаимодействия зарегистрирован электронный сервис ФНС России "Сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

С использованием данного сервиса реализована возможность получения пользователями системы информации о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

По пунктам 2, 3, 4.

Положениями Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ предусмотрена возможность заёмщиков обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком, при соблюдении соответствующих условий.

Подпунктом 2 части 1 статьи 6 указанного федерального закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить методику расчета среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков) для целей соблюдения положений рассматриваемого федерального закона.

В рамках Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 436 утверждена соответствующая методика расчета среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков) в целях установления льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (договору займа) (далее - методика).

В соответствии с пунктом 2 Методики среднемесячный доход заемщика - физического лица за 2019 год рассчитывается в том числе на основании сведений о доходах заемщика (заемщиков) (по соответствующим кодам доходов), предоставленных Федеральной налоговой службой заемщику (заемщикам) для их последующей передачи по запросу заинтересованному кредитору, подключенному к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ).

Вид сведений "Предоставление сведений из справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ на портале государственных услуг" разработан в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 N 1471-р (далее - Распоряжение) в части возможности предоставления заявителям с использованием ЕПГУ сведений, предусмотренных пунктом 22 раздела IV Перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Распоряжением.

Учитывая изложенное, налогоплательщик может получить в личный кабинет на ЕПГУ сведения о доходах физического лица (по форме 2-НДФЛ), с указанием соответствующих кодов доходов.

По мнению ФНС России, передача заемщику сведений о доходах (для дальнейшего направления кредитору) в рамках указанного сервиса является наиболее простым и оптимальным механизмом оперативного получения сведений, необходимых для реализации положений Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) любые сведения о доходах физических лиц, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну.

Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (пункт 3 статьи 102 Кодекса).

Изменение круга лиц, которым может передаваться налоговая тайна, требует внесения изменений в статью 102 Кодекса в части уточнения перечня организаций или вывода сведений из-под действия указанной статьи Кодекса.

В соответствии с пунктом 18 поручения Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N ДГ-П13-2535кв ответственным исполнителем по Методике является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, предложения для включения в Методику предусмотренных пунктом 22 раздела IV Перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Распоряжением, необходимо направлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Предложения о внесении изменений в Методику, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 436, ФНС России полагает целесообразным направлять регулятору.

ФНС России сообщает об отсутствии необходимости в обмене сведениями о доходах, полученных самозанятыми гражданами от осуществления профессиональной деятельности.

В целях подтверждения постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также получения информации о сумме полученных доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, в мобильном приложении "Мой налог" и в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на сайте www.npd.nalog.ru, для указанных налогоплательщиков реализована возможность сформировать в электронной форме следующие справки:

1) о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035);

2) о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (КНД 1122036).

Достоверность сведений, содержащихся в указанных справках, подтверждается электронной подписью налогового органа, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, полагаем возможным использование указанных справок кредитными организациями для целей подтверждения статуса налогоплательщика, а также доходов, полученных в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России https://npd.nalog.ru/check-status/ размещен сервис, позволяющий проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Сервисом можно пользоваться в автоматическом режиме - с использованием API публичного сервиса ФНС России "Проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)".

В части вопросов получения информации в отношении интересующих ПАО юридических и физических лиц сообщаем следующее.

Состав сведений Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) определен статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения об ИНН юридического лица, об адресе места нахождения, действующих лицензиях, постановке на учет в налоговом органе юридического лица и другие, указанные в перечне к письму ПАО, содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Возможность получения сведений об ИНН физического лица по фамилии, имени, отчеству и паспортным данным, сведений из реестра дисквалифицированных лиц, выписки из ЕГРЮЛ, сведений об участии физического лица в юридических лицах в качестве руководителя, учредителя (участника), а также иных сведений, содержащиеся в ЕГРЮЛ, указанных в перечне ПАО, реализована:

в системе межведомственного информационного взаимодействия (далее - СМЭВ) с использованием видов сведений: Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти, Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по единичному запросу органов исполнительной власти, Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по групповому запросу органов исполнительной власти, Информация из Реестра дисквалифицированных лиц, Предоставление сведений об участии физического лица в юридических лицах в качестве руководителя, учредителя (участника). Список видов сведений ФНС России публикуется на сайте ФНС России в разделе "СМЭВ" (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/interaction_other/lic_org/).

на сайте ФНС России в разделе "Все сервисы" с использование сервисов Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде", "Реестр дисквалифицированных лиц", "Сведения об ИНН физического лица", "Прозрачный бизнес", "Интеграция и доступ к базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП";

на сайте ФНС России в разделе "Открытые данные".

Таким образом, ПАО имеет возможность оперативно получать информацию в отношении интересующих юридических и физических лиц.

По вопросу предоставления сведений о наличии счетов организаций в банках сообщается, что предоставление указанной информации осуществляется с учетом того факта, что в силу положений статей 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации указанные сведения составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В целях реализации пункта 18 раздела IV распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 N 1471-р, на Едином портале государственных услуг ФНС России размещен сервис, позволяющий получать заявителю - юридическому лицу сведения о наличии у него счетов организаций в банках, для последующей передачи данной информации заинтересованным организациям.

Законодательством Российской Федерации предоставление налоговыми органами непосредственно кредитным организациям сведений о банковских счетах организаций не предусмотрено.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.С. Петрушин

Обзор документа

ФНС разъяснила кредитным организациям порядок получения информации по физическим и юридическим лицам.

Так, в июне 2020 г. Служба запустила госинформресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. В нем размещена представленная в ФНС отчетность организаций за 2019 г. Ресурс является общедоступным.

Сведения о доходах физлица (по форме 2-НДФЛ) налогоплательщик может получить в личный кабинет на ЕПГУ. Что касается самозанятых, то в мобильном приложении и в веб-кабинете "Мой налог" есть доступ к сведениям о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика НПД (КНД 1122035) и о состоянии расчетов (доходах) по данному налогу (КНД 1122036). На сайте ФНС также размещен сервис, позволяющий проверить статус налогоплательщика НПД.

Законодательством не предусмотрено предоставление налоговыми органами непосредственно кредитным организациям сведений о банковских счетах юрлиц. Заявитель - юрлицо может получить информацию о наличии у него счетов в банках на Едином портале госуслуг.

26 сентября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации Состоялся II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ДИАЛОГ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ»

На мероприятии выступали представители ФНС России и Российского Союза налогоплательщиков. Обсуждали технологии, применяемые при взаимоотношениях налоговой службы с налогоплательщиками.

Дмитрий Станиславович Сатин — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы рассказал, как ФНС России старается минимизировать личный контакт с налогоплательщиками, а если это необходимо, то делает это быстро и удобно.

Для этого налоговая служба провела большую работу по улучшению налоговой грамотности граждан и реализует клиентоориентированный подход.

«Создана технологическая основа для обработки больших данных. Службы способны администрировать данные в отношении 165 млн человек, как граждан Российской Федерации, так и налогоплательщиков — граждан других государств. При этом мы ежегодно обрабатываем 76 млн налоговых деклараций и 15 млрд счетов-фактур по НДС, информацию по 250 млн контролируемых сделок», — сообщил Дмитрий Станиславович.

Сегодня на официальном сайте ФНС России реализовано более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее популярны у налогоплательщиков группы сервисов:

риски бизнеса — более 659 млн обращений с начала года,

сведения об ИНН физического лица — более 241 млн обращений,

проверка корректности заполнения счетов-фактур — более 122 млн обращений.

Сегодня мы рассматриваем ФНС как центр компетенции по сбору, обработке и хранению данных, а также предоставления налогоплательщикам своевременных услуг. В 2019 году служба продолжает реализацию нескольких приоритетных проектов, которые направлены на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Одним из таких проектов, безусловно является внедрение онлайн касс на территории РФ. Недавно завершен третий этап.

Цифровые технологии налогового администрирования дают возможность малому бизнесу развиваться большими темпами. Этому прежде всего способствует создание равных условий, практический отказ от выездных проверок, возможность регистрации касс за 5 минут через сайт ФНС, полная ликвидация кассовой отчётности. В свою очередь онлайн ККТ сервис обеспечивает защиту прав потребителя за счет возможности получения чеков в электронной форме, которую можно быстро и удобно проверить через мобильное приложение.

Одной из целей реформ — является развитие института гражданского контроля за применением контрольно — кассовой техники. Появилось мобильное приложение по проверке чеков ККТ, а также впервые среди федеральных органов исполнительной власти ФНС реализовывает сервис API-проверка чека.

Сегодня через сервис API-проверка чеков ежедневно проверяются и запрашиваются более 720 тыс. фискальных документов. Более 80 организации и ИП подключились к этому сервису, создав свои собственные мобильные приложения, которые стимулируют развитие институтов гражданского контроля. Граждане, с свою очередь, которые установили такие мобильные приложения, получают выгоды в виде домашней аналитики расходов, акций, скидок, программ лояльностей.

Благодаря переходу на онлайн-кассы, удалось сократить количество проверок, за соблюдением законодательства по ККТ, понятно, что это благоприятно отражается на бизнес среде. Цифровые платформы формируют новую экономику и новый рынок труда.

Резкий рост количества самозанятых, сформировал запрос на расширение линейки специальных налоговых режимов.

Напомню, эксперимент по внедрению нового спецрежима «Налог на профессиональный доход» проводится в 4 регионах: Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Хочу отметить следующие специальные инновации:

Удаленная идентификация при постановке на учет;

Фиксация операций непосредственно в системе ФНС;

Онлайн расчет налога;

Формирование налога на основании финансового результата налогоплательщика без необходимости предоставления налоговой отчетности.

При подготовке введения НПД было учтено мнение граждан.

Они отмечали, что не хотят посещать налоговый орган и сдавать отчетность. Теперь любой самозанятый гражданин, используя мобильное приложение, без личного посещения налоговых органов, может встать на учет как плательщик налога на профессиональный доход, отражать доход, оплачивать налог, при этом не нужно сдавать никакой отчетности и декларации. Налоговый контроль и цифровые технологии — два в одном.

Помимо разработки самого приложения, был разработан открытый API, позволяющий самозанятым работать в своих привычных приложениях. С его помощью банки и электронные площадки, смогут интегрировать мобильные опции своих приложений. Уже сейчас к API подключены 22 площадки, в т.ч. «Яндек-Такси», «Сбербанк России», «Альфа банк», «1С», «Циан» и другие. В настоящее время мы рассматриваем подключение еще 33 площадок.

В соответствии с поручением президента за два года была создана новая информационная система для формирования единого государственного реестра гражданского состояния.

В ЕГР ЗАГС в едином облаке, к которому имеют доступ все органы ЗАГСа России, собираются новые данные о рождении, регистрации брака. Теперь граждане могут получить услугу ЗАГС территориально в любом органе, независимо от местопроживания. Также можно получать все необходимые сведения через портал «Госуслуги», при этом сокращаются сроки предоставления услуг, требующие запросы информации с других регионов, а также исключаются расхождения выдаваемых документов и электронной версии записи, что нередко случалось до введения этой системы. Теперь не нужно писать письма и месяц ждать ответ, все органы ЗАГС работают в единой информационной системе.

За последние несколько лет произошла цифровая трансформация налоговых органов. Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в продуктивную цифровую платформу. Контрольная надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому, цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании. Это снижает вероятность общения с налоговым органом. Таким образом, внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, мы строим новую экономику и получаем от этого новое знание.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

Это основная задача на ближайшую перспективу, заявил глава ФНС Даниил Егоров на расширенной коллегии ведомства. "Люди, которые честно платят налоги, имеют право на качественные сервисы, консультации и помощь. Именно к этому мы будем стремиться", - подчеркнул Егоров. Он рассказал об основных проектах, которые предстоит реализовать ФНС.

Реестр населения

Налоговая служба создает единый реестр населения на базе электронной системы органов ЗАГС. Он объединит информацию о гражданах от 12 ведомств, включая МВД, Пенсионный фонд, Роструд. Там будут содержаться сведения о дате и месте рождения, адресе, номере страхового полиса и СНИЛС, военном билете. Единый реестр поможет гражданам получать социальную поддержку без сбора справок и хождения по инстанциям.

"Упрощенка" без отчетности

Эксперимент с самозанятыми (уже 465 тысяч зарегистрировавшихся) показал, что технология бесконтактного налогового администрирования себя оправдывает. Граждане, подключаясь к специальному мобильному приложению, получают возможность платить налог без всякой отчетности. ФНС будет расширять эту практику и запускать новые удобные сервисы. "Мы вполне способны конкурировать даже не с госведомствами, а с известными крупными компаниями, которые оказывают самый высокий уровень услуг, как в электронном, так и в привычном формате", - отметил Даниил Егоров.

Так, с 1 июля планируется освободить от отчетности предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом "доходы" и онлайн-кассы. "Сегодня благодаря реформе контрольно-кассовой техники мы имеем возможность получать информацию о любой продаже с задержкой не более, чем в полторы минуты (онлайн-кассы передают данные в налоговую автоматически - прим. Ред). Поэтому можем взять на себя те издержки, которые несет бизнес для исчисления налога", - сказал Егоров.

Налоговые органы станут самостоятельно формировать налогооблагаемую базу и рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих через онлайн-кассы. Налогоплательщики будут получать в электронном виде только ежемесячное уведомление об уплате налога. "Мы умеем считать налоги, предприниматели умеют вести бизнес. Каждый будет заниматься своим делом", - пояснил руководитель налоговой службы.

Калькулятор для выбора

С 1 января 2021 года в России будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В ближайшее время ФНС разместит на своем сайте калькулятор, который поможет предпринимателям выбрать наиболее выгодный налоговый режим в качестве альтернативы ЕНВД. Кроме того, налоговая служба планирует провести масштабную разъяснительную работу, чтобы процесс перехода был для бизнеса максимально безболезненным.

Онлайн-мониторинг

Сфера применения нового инструмента для работы с крупными налогоплательщиками - налогового мониторинга - будет расширяться. В отличие от традиционных поверок этот механизм подразумевает онлайн-взаимодействие компаний с ФНС на основе удаленного доступа к информационным системам и отчетности.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Фото: Сергей Куксин/РГ

Налоговики благодаря мониторингу имеют возможность в режиме реального времени отслеживать миллионы операций без запроса документов и выезда сотрудников.

Для бизнеса присоединение к мониторингу означает сокращение проверок. Фискальные органы проверяют только операции, которые содержат элементы риска.

Сейчас к онлайн-мониторингу могут подключаться только самые крупные компании. Потенциальный участник должен располагать активами и доходами в 3 млрд рублей и заплатить за предыдущий год 300 млн рублей налогов. ФНС подготовила предложения по снижению требованийдо 200 млн рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

- Министерство финансов вместе с налоговой службой отрабатывает новый подход работы со льготами для бизнеса. Принцип такой: получил преференции - высвободившиеся средства направь на инвестиции, в экономику. Этот год будет посвящен выстраиванию именно такого подхода.

Поступления растут, проверки сокращаются

Федеральная налоговая служба в 2019 году перевыполнила план по налоговым поступлениям и обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны.

Несмотря на снижение цен на нефть и высокую базу сравнения прошлых лет, не нефтегазовые доходы продолжили расти двузначными темпами: плюс 12,2%, или 1,87 трлн рублей.

Драйверами роста продолжают выступать НДС, поступления от которого увеличились на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль: рост 11%, или на 443 млрд рублей.

Налоговой службе удалось сократить удельный вес сомнительных операций в рамках системы АСК НДС-2 до 0,47%. Это один из лучших показателей в мире.

Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) увеличились на 8,3%. Поступления страховых взносов опередили рост зарплат и превысили 7 трлн рублей. Это почти на 622 млрд рублей больше, чем в 2018 году.

Наряду с ростом сборов число выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, за последние пять лет - в 3,3 раза. Сейчас проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи.

Количество жалоб по итогам проверок снизилось практически вдвое, а споров с бизнесом - на 18,7%.

После предупреждений налогоплательщики самостоятельно доплатили 130,6 млрд рублей без применения штрафов.

Читайте также: