Сжиженный углеводородный газ пошлина

Опубликовано: 15.05.2024

— Рост цен на нефть побудил правительство вернуться к вопросу взимания экспортной пошлины на сжиженные углеводородные газы (СУГ), ставка которой в настоящее бремя равна нулю. Насколько велик риск возврата пошлин? Какие последствия он будет иметь для «СИБУРа.« — крупнейшего производителя СУГ?

— Наша работа связана с переработкой попутного нефтяного газа (ПНГ), поэтому нельзя смотреть на СУГ как на отдельный вид продукции СИБУРа. Сжиженный углеводородный газ находится в конце цепочки первого передела ПНГ. Этот конвейер невозможно остановить, как, например, па автомобильном заводе. Нефтяные компании не могут сократить производство попутного газа: либо его придется сжигать, либо останавливать добычу нефти.

Вопрос сбыта СУГ остро встал перед СИБУРом в середине прошлого года, когда произошло существенное падение спроса. Заметьте, я говорю не столько про цены, которые упали в несколько раз, сколько про спрос. Потребление, конечно, падало и за рубежом, но не так кардинально, как в России. Внутренний рынок СУГ (без учета нефтехимии) — коммунальное хозяйство, автотранспорт на газе — у нас развит слабо дешевизны и доступности природного газа, высокого уровня газификации.

А на Западе, даже в ближайших к нам странах Восточной Европы — обратная ситуация. Там широко распространен автомобильный транспорт на пропан бутане и снабжение СУГ отопительного сектора хозяйства. Здесь спрос не падал совсем. Поэтому экспорт по большому счету стал для нас единственной возможностью не остановить всю производственную цепочку с обратным счетом от СУГ до добычи нефти.

Естественно, мы стали смотреть, какие есть возможности увеличения экспорта. Наш европейский партнер — компания Citco (в августе она стала дочерним предприятием СИБУРа) провела анализ рынка; оказалось, мы можем выводить на экспорт большие объемы СУГ.

Причем для этого есть инфраструктурная возможность: перевалка в Бресте и Одессе, наличие собственного парка цистерн, мощностей по наливу. Оставалось сбалансировать эту цепочку по маркетингу.

— Обеспечить эффективность экспорта?

— Совершенно верно. Вопрос, повторюсь, не столько иены, сколько рентабельности, которая зависит от экспортной пошлины. Ведь сжиженные газы до сих пор находятся в нефтяной корзине (код ТНВД 2711), и пошлина на СУГ определяется как пошлина на светлые нефтепродукты. Хотя специфика производства и рыночная конъюнктура этого продукта никакого отношения к бензину и дизтопливу не имеют. Просто так исторически сложилось.

Поэтому мы обратились в Минэнерго с просьбой пересмотреть порядок расчета пошлин. Мы- это три основных производителя СУГ: СИБУР, «НОВАТЭК» и «Газпром нефть. Для обоснования позиции был проведен серьезный анализ. Надо заметить, Минэнерго заняло очень конструктивную позицию. В результате в конце прошлого года появилось постановление правительства об обнулении пошлины, которое действует до сих пор. В целом его можно признать очень эффективным, по, безусловно, это полумера, поскольку СУГ до сих пор остается в нефтяной корзине.

— Постановление предполагает временное обнуление пошлин?

— Да, слово «временное» там присутствует. На основе ежемесячного мониторинга комиссия правительства рассчитывает ставку пошлины, и это решение каждый раз утверждается распоряжением правительства. Так, уже десятый месяц действует нулевая пошлина на СУГ.

— То есть каждый месяц существует реальная возможность, что ненулевые пошлины на СУГ будут восстановлены?

— Ежемесячно в начале третьей декады собирается комиссия под председательством замминистра энергетики, в состав которой входят представители ФАС, ФСТ, Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития.

Как правило, на эти совещания приглашают и производителей. Комиссия рассматривает аргументы Минэнерго, основанные прежде всего на мониторинге цен СУГ на внешних рынках — на польской границе, на южных границах России, учитываются факторы экономики процесса, стоимость доставки. К сожалению, все основные издержки были проиндексированы, и достаточно серьезно. Себестоимость переработки попутного газа на 50% зависит от энергетики: это мощнейшие компрессоры — сжатие, захолаживание. Цена электроэнергии выросла и, к сожалению, в следующем году правительство планирует тоже существенно поднять тарифы.

А перевозка? Представляете — довезти СУГ из Западной Сибири до Польши за 2,5–3,5 тыс. км, в зависимости от точки спроса. Кроме того, РЖД получили существенную прибавку к своим тарифам. Плюс стоимость рабочей силы, инфляционные процессы. Все это опережающими темпами действует на экономику СУГ со знаком минус.

Мы не спорим, что котировки на СУГ сегодня выше, чем были минувшей зимой, когда пошлину обнулили. Однако надо учитывать, что значительно выросли и издержки под влиянием всех этих тарифно- инфляционных факторов. При этом нынешние котировки СУГ в 2,5 раза ниже, чем прошлой весной — на пике конъюнктуры. А если сравнить цены 2008 года за вычетом пошлины и цены 2009 года при нулевой они только сравнялись. Комиссия рассматривает все аргументы, и по ее рекомендации в октябре правительство продолжало поддерживать производителей нулевой пошлиной на сжиженные газы. Надеюсь, и в ноябре мы сможем рассчитывать на поддержку государства.

— Но цена на нефть растет, и формальный подход может возобладать.

— Чтобы обеспечить рентабельность, на наш взгляд, работа производителей СУГ при разумной поддержке правительства должна строиться по двум направлениям. Первое — работать над сокращением издержек и улучшением собственной экономики. Мы не можем рассчитывать, что государство бесконечно будет субсидировать нас нулевой пошлиной, и, поверьте, занимаемся повышением эффективности очень серьезно.

Второе — это совместная работа с государством над изменением механизма расчета пошлины. Это нормальная, здравая политика государства — взимать пошлины с премиальных рынков. Вот над этим органы власти сегодня работают и, честно скажу, прислушиваются к обоснованным аргументам производителей.

Важно также подчеркнуть, что Россия на европейском рынке находится в жесткой конкуренции с другими поставщиками СУГ. Поэтому при повышении экспортной пошлины на СУГ бюджет нашей страны выиграет на краткосрочной дистанции, однако в стратегической перспективе может произойти снижение доходов потери части рынков. Например, в Казахстане и других странах — экспортерах СУГ экспортных пошлин никогда не было и нет. И в этом смысле позиция СИБУРа соответствует общеотраслевым ожиданиям и экономическим интересам страны.

— Какие критерии Вы считаете более объективными?

— Мы предлагаем самый прозрачный, как нам кажется, вариант: ориентироваться не на цену нефти, природного газа и тем более светлых нефтепродуктов, а исходить из рыночных котировок на сжиженные углеводородные газы. Это вполне доступная, официальная информация. Существует достаточно много агентств, в том числе мирового уровня, например Argus, Platts, чьи котировки не менее уважаемы, чем котировки Лондонской или бирж. Они занимаются регулярным мониторингом цен на СУГ — например, на смесь на польской границе.

Минэнерго имеет полные данные о том, как выглядит экономика производителей СУГ, себестоимость продукции, какая минимальная рентабельность (на уровне 7–10%).

Соответственно, при котировках на польской границе условно 100 единиц и ниже, исходя из нашей себестоимости и необходимой рентабельности, пошлина должна быть нулевой.

Далее может быть использована прозрачная прогрессивная шкала. Если цена выше 100 единиц, то определенная часть дополнительного дохода в виде пошлины уходит государству, а часть, совсем небольшая, остается нам — на поддержание развития. Честно говоря, ничего нового тут и придумывать не надо. Ключевое предложение пула производителей и экспортеров СУГ — привязать пошлину к котировкам сжиженных углеводородных газов на границе России.

— Вы говорите о границе Польши. А если СУГ экспортируется через морской терминал, скажем, в Одессе?

— Вне зависимости, еще раз повторю, от границы. Мы говорим о польском рынке только потому, что котировка на польской границе является международно признанной. И этот вариант устраивает всех. Например, СИБУР везет СУГ на Одессу — я представляю расчет тарифа до Польши и до Одессы. Все легко просчитать.

— Иногда в прессе звучат опасения — не угрожает ли рост экспорта внутреннему рынку, как, например, это случилось в мае, когда в России возник дефицит бензина. Как складывается баланс по сжиженным газам?

— СИБУР переработал порядка 10 млрд мэ попутного нефтяного газа и произвел 1,7 млн тонн ШФЛУ. В 2009 году объем переработки будет близок к 16,5 млрд м3, а производство ШФЛУ составит 4 млн тонн. на 2010 год — 17,2 млрд м3 ПНГ и 4,45 млн тонн ШФЛУ. Это цифры только по СИБУРу.

Если говорить о «Газпроме», который является вторым производителем СУГ в России, то сеноманские горизонты на его месторождениях истощаются. «Газпром» уходит на валанжинские и ачимовские горизонты, где содержание жидких компонентов примерно в 3 раза больше, чем в сеноманских. Насколько я знаю, за 5 лет «Газпром» увеличил добычу жидких компонентов в 2 раза. Сургутский ЗСК реализует планы по значительному уве­личению производства фракций СЗ+ в течение ближайших лет.

— То есть производство растет. А что с потреблением?

— Давайте посмотрим на потребление нефтехимии. Безусловно, такие крупные производители нефтехимической продукции, как СИБУР, «ЛУКОЙЛ», «ТАИФ», в целом наращивают переработку последующих переделов. Но при этом объем потребления жидких компонентов — ШФЛУ, бутанов — увеличился на 10%. Мы это видим по своей компании. И в Нижнекамске, куда «Газпром» поставляет 80–90% сырья, стандартные цифры не меняются из года в год. Откуда взяться дефициту?

— К тому же кризиса потребление снизилось.

— Безусловно, спрос упал — на полимерную продукцию, на каучуки, на шины. И вследствие этого мы потеряли спрос на фракции СЗ+ на последующем переделе. Но главный момент, который определяет баланс поставок на внутренний рынок и на экспорт — огромный, я бы сказал, угрожающий рост производства жидких компонентов в нефте- и газодобыче.

— Потому что ШФЛУ — это не продукт конечного потребления. Это нестабильный продукт, рост производства которого требует обязательного строительства новых мощностей для газофракционирования.

Кроме того, риски, связанные с использованием перевалки в зарубежных портах, заставляют нас заниматься экспортной инфраструктурой.

При этом СИБУР — не компания. Главная наша забота — сбор и переработка попутного нефтяного газа, и в этом мы, скажу без лишней скромности, компания номер один в России. Но мы не ограничиваемся первым переделом. Посмотрите — проектируемый комплекс по производству полипропилена будет потреблять 600 тыс. тонн пропана в год. Это то сырье, которое не поедет на экспорт, а будет переработано в России и останется здесь в виде полимеров.

— Вы сказали о рисках, связанных с зарубежными портами. А почему, на Ваш взгляд, тормозятся проекты терминалов для экспорта СУГ в Темрюке и на Тамани?

— Не мне судить, какими мотивами руководствуются собственники названных активов. Согласен, строительство этих терминалов несколько затянулось. Но есть проект по перевалке СУГ в . Как мне кажется, это конкретный пример, когда государство не только сказало, но и многое делает для осуществления проекта. Разговоры о строительстве в терминала для СУГ начались 10 лет назад.

Сегодня это уже не просто разговоры. Я бываю на нашем объекте, и поверьте, там очень высокая активность, хотя кризис и внес определенные коррективы. При этом, насколько мне известно, позиция Минтранса по дноуглублению, по строительству защитных сооружений очень взвешенна и конструктивна.

— Когда можно ожидать запуск терминала?

— Поскольку наш объект — это перевалка не только СУГ, но и светлых нефтепродуктов, рассчитываем, что мы сможем завершить строительство ко 2 полугодию 2012 года. Скажете — не скоро. Но для активов стоимостью 15–20 млрд рублей, срок службы которых 30–40 лет, три года — это совсем немного.

— Вы говорили о влиянии роста железнодорожных тарифов на рентабельность экспорта. Если речь идет об увеличении поставок СУГ, компания, вероятно, может рассчитывать на скидки?

— Тарифы постоянно растут для всех перевозчиков. Мы вместе с РЖД представили совместную позицию в ФСТ. И получили, повторюсь, при поддержке РЖД исключительные тарифы. Но поверьте, это не особое отношение к СИБУРу, это простой экономический расчет.

Кроме того, исключительные тарифы, которые действуют для ряда российских производителей, экспортирующих продукцию на значительные расстояния, налагают на них жесткие обязательства по увеличению объема перевозок. Таким образом, промышленные компании добровольно несут экономические издержки, рассчитывая на небольшое снижение по тарифам.

Механизм достаточно прост, мы приходим в РЖД и говорим: «в прошлом году компания вывезла на экспорт 600 тыс. тонн СУГ, что обеспечило вам денежный поток В последующие годы мы хотели бы экспортировать уже 800–900 тыс. тонн. Можем ли мы получить от вас адекватные условия поддержки по снижению тарифов, чтобы ваш денежный поток не только не уменьшался, а скорее даже рос? Скидки позволяют нам развиваться и перевезти заявленные 800–900 тыс. тонн с прибылью. Таким образом, железнодорожники, поддерживая исключительные тарифы, загружают свой парк и увеличивают выручку.

Мы подходим к вопросу взвешенно и пытаемся поддерживать отрасли, которые составляют хребет нашей экономики, вести с ними диалог. И, хочу сказать, что других слов, кроме добрых, у меня в отношении РЖД нет.

— А как складывается ситуация с нефтяными компаниями по ценообразованию на попутный газ? Насколько адекватны цены на ПНГ после отмены госрегулирования?

— Действительно, государственное регулирование цен юридически отменено. И даже государственного ориентирования по цене на ПНГ сегодня не существует. Насколько это правильно — тема отдельной дискуссии. За последнее десятилетие попутный газ в результате плодотворной работы «ЛУКОЙЛа», СИБУРа и «Сургутнефтегаза» — трех крупнейших на сегодняшний день переработчиков ПНГ — проделал невероятный путь от продукта, в названии которого заложен его побочный характер, который и должен определять его цену до рыночного, самодостаточного продукта. Хотя фактически он таковым не является, так как должна быть квалифицированная переработка ПНГ, что требует больших инвестиций. Попутный газ напрямую пускать на электрогенерацию, например, в Западной Сибири в большинстве случаев нельзя: он тяжелый, его нужно осушить. А это требует строительства больших установок и полузаводов. Кроме того, многие продукты газопереработки также являются промежуточным сырьем, из которого в итоге производятся конечные продукты: шины, каучуки, полимеры, трубы, окна. Переработка попутного газа нужна для экономики страны, иначе нефтехимическое сырье просто сгорает.

На сегодняшний день можно признать позицию взвешенной. Наша политика такова: мы готовы к такой цене на попутный газ, которая выгодна и нам, и нефтяникам.

За последние годы цена на попутный газ была повышена в 3 раза, и сегодня мы идем четко в коридоре, который задает ФСТ, повышая цены на сухой отбензиненный газ. На попутный газ спроса нет, продать ПНГ не просто, а на сухой газ существует спрос. Пожалуйста, ФСТ подняла цену на сухой газ на 15%, давайте смотреть, как поднимать цену на ПНГ. Мне кажется, это справедливый принцип перераспределения экономики, в том числе в пользу нефтяных компаний. Именно это, помимо распоряжения правительства о норме утилизации ПНГ стимулирует нефтяников заниматься сбором и поставкой газа на квалифицированную переработку.

— В начале текущего года спрос на природный газ сократился, «Газпром» сократил добычу и призвал своих коллег поддержать инициативу. Надеюсь, ограничения не касались попутного газа?

— Вы совершенно правы. Призыв к сокращению добычи газа нефтяными и газовыми компаниями не касается попутного газа.

Сократить производство попутного газа можно, сжигая его на факеле либо сокращая добычу нефти. Но это, конечно, негативный сценарий для экономики страны. И нефтяные компании этого не допускают, тем более что экономика их работы в последнее время улучшается.

— Но в условиях сокращения спроса на газ попутный газ пользуется приоритетным доступом в газотранспортную систему?

— Я как раз хотел сказать об этом. Надо отдать должное «Газпрому», позицию которого буквально в первые дни 2009 года озвучил заместитель председателя правления Александр Ананенков: что ограничение не касается сухого газа, выработанного из ПНГ. Ни одного вопроса с доступом в трубопроводную систему не будет, ни один миллион кубов, выработанный из ПНГ, не будет задержан.

— Имеется в виду газ СИБУРа или любого поставщика?

— Насколько я знаю, у «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза», крупнейших переработчиков ПНГ, нет ни одного вопроса по поставкам сухого отбензиненного газа. И мы со всем своим ресурсом газа идем в ЕГТС. Такая же ситуация у — нашего партнера по совместному предприятию «Юграгазпереработка». Надеюсь, такая ситуация сохранится и в дальнейшем

5q8a9935

Об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования в сфере газа, транспорта нефти и нефтепродуктов в ходе пленарной сессии рассказал замглавы ФАС в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию -2019

«Указом Президента РФ к основным направлениям государственной конкурентной политики отнесено развитие методов тарифного регулирования, основанных на анализе сопоставимых рынков, долгосрочное тарифное регулирование, дерегулирование в конкурентных сферах, а также развитие биржевой торговли, - подчеркнул Анатолий Голомолзин».

Анатолий Голомолзин отметил, что:

«Биржевая торговля важна для повышения прозрачности ценообразования, развития конкуренции и обеспечения устойчивого роста экономики. Объективные биржевые и внебиржевые котировки необходимы для целей антимонопольного контроля при мониторинге и анализе цен, они ведут к снижению количества нарушений антимонопольного законодательства. Для целей тарифного регулирования не менее важно использование репрезентативных индикаторов цен при рассмотрении тарифных заявок и при контроле закупок субъектами естественных монополий и регулируемыми организациями. Биржевые и внебиржевые котировки, регулярно публикуемые на сайте бирже, используются и при расчетах налогов, а также в рамках бюджетного контроля, в том числе при расчетах компенсации выпадающих доходов регулируемым организациям».

Анатолий Голомолзин привел пример того, как биржевая торговля позволила качественно улучшить ситуацию на рынках сжиженных углеводородных газов (СУГ). Утвержденная Правительством РФ еще в 2003 году Концепция рынка сжиженных углеводородных газов предполагала в течение 4 – 7 лет (до 2010 года) провести либерализацию оптовых цен на СУГ.

«Предпосылкой этого должно было стать создание системы информационно-аналитической поддержки, включающей в себя публикацию информации об уровне цен на сжиженный газ (например, об индикативных ценах), а также применение гибкой системы регулирования вывозных таможенных пошлин в зависимости от степени насыщения внутреннего рынка сжиженного газа и уровня цен на этом рынке», - добавил он.

Замглавы ФАС рассказал, что во исполнение Дорожной карты по конкуренции 1 было принято решение о дерегулировании оптовых цен на СУГ для населения. Регулирование розничных цен на этот продукт по-прежнему сохраняется. Методическими указаниями для расчета регулируемых розничных цен на него, утвержденными ФАС и находящимися на государственной регистрации в Минюсте России, в качестве индикатора оптовых цен определены среднегодовые цены на СУГ исходя из минимальных значений между биржевыми и внебиржевыми котировками.

«Ссылки на биржевые котировки нашли закрепление в Налоговом кодексе, совершенствуется практика таможенного администрирования. В проекте постановления правительства об установлении таможенных пошлин на СУГ, а также в проекте поправок в Налоговый кодекс, устанавливающих механизм возвратных акцизов на СУГ, ФАС предложено использовать биржевые котировки. В случае, если указанные меры защиты внутреннего рынка не сработают в полном объеме, прямые меры государственной поддержки также будут осуществляться с учетом биржевых котировок», - отметил Анатолий Голомолзин.

Замглавы ФАС объяснил, что сформированный индикатор оптовых цен на СУГ на основе мониторинга биржевых и внебиржевых котировок за годичный период, предшествующий периоду регулирования, позволяет региональным тарифным регуляторам снимать риски необоснованного роста цен и принимать обоснованные решения по розничным ценам на СУГ.

Он также добавил, что развиваемая на СПбМТСБ торговля поставочными фьючерсами на нефтепродукты, а также на СУГ с глубиной продаж на 12 месяцев вперед, позволяет захеджировать риски регулируемых организаций в будущем.

«Меры по развитию биржевой торговли на рынке СУГ, дерегулирование на этой основе оптовых цен позволили устранить теневой оборот продукта (проблему, которую ранее не могли решить более десятка лет), создали экономические стимулы для расширения локальной газификации удаленных районов страны (то, что необходимо делать для устойчивого экономического развития в будущем)», - подчеркнул Анатолий Голомолзин.

Анатолий Голомолзин рассказал об опыте регулирования тарифов на трубопроводный транспорт нефти. При транспортировке нефти по магистральным трубопроводам устанавливаются тарифы на услуги по: перекачке нефти; выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти; перевалке нефти; приему, сливу нефти в систему магистральных трубопроводов; наливу, сдаче нефти из системы магистральных трубопроводов.

При этом, с 2015 по 2020 год, в соответствии с распоряжением Правительства 2 , тарифы на услуги ПАО «Транснефть» устанавливались ниже уровня инфляции.

«В 2018 году ФАС России был разработан и направлен в Правительство проект распоряжения Правительства «Об определении долгосрочных параметров тарифного регулирования ПАО «Транснефть» и хозяйствующих субъектов, входящих с ПАО «Транснефть» в одну группу лиц». Проект распоряжения предусматривает изменение тарифов на услуги ПАО «Транснефть» на 2021-2025 годы исходя из их ежегодного прироста в среднем на 90% от ожидаемого уровня инфляции на очередной период регулирования», - продолжил замглавы ФАС.

Анатолий Голомолзин рассказал, что в соответствии с поручением Правительства ведется работа по формированию предложений об уровне базового тарифа на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, входящим в систему ПАО «Транснефть», от которого в предстоящие годы будет индексироваться тариф компании.

«На сегодняшний день в Правительстве одобрены подходы и проведенные ФАС России необходимые финансово-экономические расчеты по вопросу определения оптимальных текущих расходов. Также ФАС России совместно с Минэнерго России и Минэкономразвития России прорабатывается вопрос определения нормы прибыли ПАО «Транснефть», которую Компания будет расходовать в том числе, на реализацию инвестиционной программы и на выплату дивидендов», - добавил он.

В продолжение своего выступления заместитель руководителя ведомства рассказал об институциональных изменениях в сфере транспортировки нефтепродуктов.

Он пояснил, что при транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам устанавливаются тарифы на услуги по: перекачке нефтепродуктов; выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов; перевалке нефтепродуктов; сдаче нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов; наливу нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.

«При этом, с 2000-го года, в целях совершенствования методов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и стимулирования экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, тарифы на услуги ПАО «Транснефть» стали устанавливаться в виде предельных максимальных тарифов, а тарифы на услуги по перекачке нефтепродуктов – как предельное соотношение к стоимости транспортировки нефтепродуктов по альтернативному маршруту железнодорожным транспортом с понижающим коэффициентом 0,7. Такой подход отражает сложившуюся структуру рынка услуг по транспортировке нефтепродуктов и условия конкуренции на нем», - заключил Анатолий Голомолзин.

ФАС России проведен анализ услуг по транспортировке нефтепродуктов за период с 2013 по 2018 годы: основные конкурирующие виды транспорта – трубопроводный и железнодорожный. На внутреннем рынке доля ПАО «Транснефть» составляет 13%, а доля ж/д транспорта более 70%. На экспорт доля ПАО «Транснефть» – 44,6%, а доля железнодорожного транспорта – 48,4%.

«В такой ситуации, как это предусмотрено Указом Президента «Об основных направлениях государственной конкурентной политики» и в соответствии с законом «О естественных монополиях», в отношении деятельности ПАО «Транснефть» по транспортировке нефтепродуктов должен быть отменен метод ценового (тарифного) регулирования. ФАС России соответствующие предложения подготовлены и направлены в Правительство РФ после многократных обсуждений с участниками рынка на Экспертном совете ФАС России. При этом предлагается проводить постоянный мониторинг цен (тарифов) ПАО Транснефть в отношении деятельности по транспортировке нефтепродуктов; сохранить ПАО «Транснефть» и организации системы «Транснефть» в Реестре субъектов естественных монополий; осуществлять контроль соблюдения ПАО Транснефть требований по обеспечению условий конкуренции, доступу к услугам по транспортировке нефтепродуктов и раскрытию информации», - рассказал замглавы ФАС.

Он пояснил, что необходимость таких действий по дерегулированию тарифов на услуги по транспортировки нефтепродуктов обусловлена еще и тем, что компания получила в Банке России статус и осуществляет деятельность в качестве Оператора Товарных Поставок. Совместно с клиринговой организацией РДК Транснефть является гарантом перехода прав собственности на нефтепродукты, приобретенные на биржевых торгах. Переход прав собственности на нефтепродукты осуществляется в кратчайшие сроки (максимум на вторые сутки). Оперативность передачи прав собственности достигается за счет автоматизированной системы и постоянного обмена информацией между Оператором Товарных Поставок, РДК и Биржей.

«На обсуждении этого вопроса в Правительстве РФ с возражениями выступило ОАО «РЖД», они предлагают их также дерегулировать», - рассказал Анатолий Голомолзин.

Он пояснил, что это необоснованно, поскольку:

«РЖД, в отличие от Транснефти, занимает доминирующее положение на внутреннем рынке транспортировки нефтепродуктов. Обсуждение вопроса о дерегулировании тарифов на услуги железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов возможно, если будут созданы для этого институциональные предпосылки. И такая работа в настоящее время ведется».

В продолжение темы Анатолий Голомолзин рассказал,что:

«Биржевой комитет прорабатывает создание торговой системы по продаже железнодорожных перевозок регулярными грузовыми поездами, услуг по предоставлению подвижного состава на организованных торгах на ЗАО «СПбМТСБ». Совместно с ОАО «РЖД» и участниками рынка создана Рабочая группа по вопросам перевозки железнодорожных грузов в сегменте регулярного грузового движения. В рамках запуска «пилотного проекта» регулярного грузового движения нефтеналивных грузов прорабатываются маршруты поездов. Также совместно с Банком России рассматривается вопрос о получения ОАО «РЖД» статуса «оператора товарных поставок». В рамках такой бизнес-модели формируются конкурентные условия перевозки, ОАО «РЖД» получает возможность «вписаться» в систему прозрачного рыночного ценообразования на рынке нефтепродуктов, где четверть нефтепродуктов продается через биржу. Потребители получают прозрачные биржевые и внебиржевые котировки стоимости услуг перевозки. А РЖД сможет обеспечить условия конкурентоспособности с другими видами транспорта. В противном случае компания продолжит терять объемы перевозок высокодоходных нефтеналивных грузов, проигрывая трубопроводному и автомобильному транспорту».


1 Дорожная карта утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2018 № 1442

2 Распоряжение Правительства от 14 марта 2014 года №377-р

ОБ ЭКСПОРТЕ ГАЗА

5 июля 2006 года

7 июля 2006 года

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии (далее также - газ природный в газообразном состоянии, газ природный в сжиженном состоянии соответственно).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экспорте газа

1. Правовое регулирование экспорта газа осуществляется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Требования настоящего Федерального закона не применяются к экспорту газа, произведенного в соответствии с соглашениями о разделе продукции, заключенными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 3. Исключительное право на экспорт газа

1. Исключительное право на экспорт газа природного в газообразном состоянии предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.

1.1. Исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии предоставляется:

1) лицам, указанным в части 1 настоящей статьи;

2) пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству газа природного в сжиженном состоянии или направление добытого газа природного в газообразном состоянии для сжижения на завод по производству газа природного в сжиженном состоянии, производящим газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр федерального значения или на иных участках недр федерального значения, лицензии на пользование недрами которых выданы указанным пользователям участков недр после 1 января 2013 года;

2.1) пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых выдана после 1 января 2013 года и предусматривает производство газа природного в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, при условии, что право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких пользователей участков недр, принадлежит лицам, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы лиц, которым предоставлено право на экспорт газа в соответствии с пунктом 2 настоящей части;

3) юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, которые являются пользователями участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, Черного и Азовского морей и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких юридических лиц составляет более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы этих обществ, и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа выдаются организациям, указанным в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

3. Лица, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об экспорте газа в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ

Р Е Ш Е Н И Е

«_10_» _апреля_ 2019 года

Вопросы ценообразования поставок сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения

По итогам выступлений участников расширенного заседания Комитета Государственной Думы по энергетике: Заместителя Руководителя ФАС России А.Н.Голомолзина, помощника Руководителя Администрации Президента РФ К.В.Молодцова, Директора Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России А.С.Рубцова, депутатов Государственной Думы, представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также ведущих компаний нефтегазовой отрасли, с учетом состоявшегося обсуждения вопроса ценообразования поставок сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, участниками заседания отмечено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября
2018 г. № 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» было отменено постановление Правительства Российской Федерации № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства», что привело к отмене государственного регулирования оптовых цен на сжиженный углеводородный газ для коммунально-бытовых нужд.

Правительством Российской Федерации предприняты меры
по реализации Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации
от 03.07.2003 № 908-р, плана мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 16.08.2018 № 1697-р (пункт 9 подраздела X раздела II) и подготовленную
во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618,
а также плана мероприятий («дорожная карта») по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28.02.2019 № 348-р.

Предпринимаемые меры направлены на:

- устранение нецелевого использования и теневого оборота СУГ;

- создание условий для газификации удаленных населенных пунктов;

- развитие конкуренции на рынке СУГ.

Меры предусматривают необходимость изменения ставок вывозных таможенных пошлин на СУГ в качестве сырья для нефтегазохимической отрасли Российской Федерации и моторного топлива, а также формирования устойчивых индикаторов цен на СУГ на организованных и не на организованных торгах, регулярно публикуемых на бирже.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области государственного регулирования тарифов приняты решения
по установлению розничных цен, обеспечивающие защиту интересов конечных потребителей (граждан/населения).

ФАС России, Минэнерго России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется мониторинг ситуации на рынке СУГ
и контролируется обязательность обеспечения поставок СУГ уполномоченными субъектами Российской Федерации организациями.

ФАС России подготовлены изменения в Методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276, предусматривающие изменение механизма расчета ставок вывозных таможенных пошлин на СУГ с 2019 года,
а также подготовлены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление ставок акцизов для коммунально-бытовых нужд населения с 2020 года.

В настоящее время конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд населения продолжают оставаться регулируемыми в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г.
№ 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям
на территории Российской Федерации» и устанавливаются региональными энергетическими комиссиями или региональными службами по тарифам
и ценообразованию.

Следует также отметить, что на текущий момент отсутствует нормативная правовая база, действовавшая в части поставок СУГ для бытовых нужд населения в период 1999-2008 гг. (так называемый «балансовый газ»). Начиная с 2008 года Минэнерго России доводит до компаний-производителей СУГ данные по годовым региональным потребностям СУГ и уполномоченным организациям ГРО, сформированные на основании заявок субъектов Российской Федерации, которые носят рекомендательный характер, и исполняются компаниями примерно на 70%.

В условиях отмены регулирования оптовых цен на СУГ возникают потенциальные выпадающие доходы газораспределительных организаций (ГРО), уполномоченных регионами для обеспечения поставок СУГ населению, в случае роста оптовых цен на СУГ в нерегулируемом сегменте оптового рынка при фиксированных розничных ценах.

Представляется, что применение розничных цен на сжиженный углеводородный газ для населения может привести либо к резкому росту розничных цен, либо к существенным выпадающим доходам газоснабжающей организации, либо к дефициту СУГ для населения.

В целях избежания неблагоприятных социальных последствий, связанных с дальнейшим ростом стоимости СУГ, и недопущения перебоев газоснабжения регионов, в том числе отдельных негазифицированных территорий, с учетом состоявшегося обсуждения вопроса, Комитет решил:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

  1. Ускорить разработку методики ценообразования на оптовом и розничном рынках сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд.
  2. Подготовить предложения по бюджетной поддержке деятельности уполномоченных компаний по поставке СУГ на федеральном и региональном уровнях.
  3. Сохранить ранее действующий механизм регулирования оптовых цен на СУГ для коммунально-бытовых нужд на период до разработки методики и решения вопроса бюджетного субсидирования поставок СУГ.

Председатель Комитета П.Н. Завальный

Исп. Петрова Ю.Ю., 8-495-692-01-14

Купить сейчас

МОСКВА (Рейтер) - Рекордное подорожание сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России ставит под удар его использование в качестве моторного топлива из-за конкуренции с бензином, цены на который сдерживаются властями, считают опрошенные Рейтер трейдеры и аналитики.

Государство администрирует цены на социально значимый бензин и активно поддерживает использование автомобилями природного газа - метана, тогда как рынок СУГ в качестве автотоплива, где в основном реализуется пропан-бутан, остался наедине с ростом цен из-за дефицита предложения, и может надолго распрощаться с прежним ежегодным приростом на 3-5%, говорят источники в отрасли.

A general view shows the facilities of Yamal LNG, Russia

Количество автозаправок СУГ исчисляется тысячами против сотен метановых, пропан-бутан экологичнее бензина, и сжиженный газ часто заменяет природный там, где нет распределительной сети, однако рост цен снижает эффективность использования СУГ в топливном секторе, которое к тому же затрудняется бюрократическими процедурами.

"Цены в рознице резко выросли - скоро перестанут заправляться газом. Если цены на бензин не вырастут, то перспективы (для СУГ) не радужные", - считает трейдер на Урале.

Резкое подорожание газового топлива в опте (более чем на 40% с начала года), заставило владельцев автогазозаправочных станций (АГЗС) увеличить цены на 13%, по данным Refinitiv Kortes. При этом стоимость бензина в рознице сдерживается темпами инфляции, прогнозируемой в этом году на уровне около 4%.

Мониторинг Refinitiv Kortes показал, что средняя розничная цена пропан-бутана в России с начала года по 9 апреля составила 28,05 рублей за литр (+13,0%), бензина Аи-92 - 45,15 рублей за литр (+3,5%).

Соотношение розничной цены СУГ к бензину Аи-92 в среднем по РФ находится на уровне 62,1% - максимуме за пять лет, а привлекательным для перевода автомобилей на использование пропан-бутана традиционно считается соотношение не более 50%.

"70% - это крайняя граница для перевода машин на автогаз", - считает источник в одной из сетей АГЗС.

По оценке агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), доля транспорта на СУГ в РФ к 1 января 2025 года увеличится лишь до 2,3% от общего автопарка с 2,2% на начало 2021-года - до 1,346 миллиона с 1,211 миллиона единиц. Доля легковых автомобилей на СУГ от общего количества транспорта на пропан-бутане возрастет до 79,8% с 79,4%, автобусов - до 4,7% с 4,5%, грузового транспорта - уменьшится до 15,5% с 16%, прогнозирует RAMR.

"Фактор цены самый сильный: традиционно при превышении 50% спрос (на СУГ) снижался. Текущая структура рынка не даёт надежд на существенное снижение оптовых цен", - считает управляющий партнер крупного поставщика СУГ и нефтепродуктов компании "Петролеум Трейдинг" Максим Дьяченко.

Разбег прироста розничных цен на СУГ в крупных регионах-потребителях с начала года составил от 10% до 30%, или от 2,5 рублей за литр до 7,0 рублей за литр.

Бюрократия демотивирует

Для использования СУГ в автомобильном двигателе требуется специальное газобаллонное оборудование (ГБО), установка которого стала менее выгодной из-за роста цен на газ, а процедура регистрации усложнилась.

"Наблюдаемый опережающий рост цен на пропан-бутан (по сравнению с бензином) снизил эффективность его использования, но при этом она осталась в положительной зоне. Так, автомобилист на пропан-бутане при нынешних ценах экономит около 100-150 рублей на 100 километров в зависимости от класса автомобиля", - считает руководитель направления "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок Александр Амирагян.

Согласно расчетам Рейтер, год назад, когда соотношение розничных цен СУГ/Аи-92 было около 51%, средний срок окупаемости ГБО стоимостью 30 000 рублей при годовом пробеге автомобиля в 25 000 километров составлял около 8-9 месяцев. В настоящее время срок окупаемости увеличился до 12-13 месяцев.

Расчет сделан исходя из расхода 10 литров бензина и 12 литров СУГ на 100 километров.

Представитель крупного дистрибьютора ГБО в РФ - компании "Резол-Альтернативное топливо" Андрей Поповский отметил, что пока переводить автомобили на ГБО еще выгодно, но "не так, как хотелось бы для полноценного роста рынка СУГ".

"Наше видение развития ситуации - это постепенное падение рынка (ГБО), ввиду этого и реализации СУГ в транспортном секторе. Чтобы избежать этого необходимы стимулирующие программы со стороны государства и прозрачность законодательства в вопросе регистрации ГБО", - добавил Поповский.

По его данным, в 2020 году количество установок ГБО на пропан-бутане упало на 25% к 2019 году, в первом квартале 2021 года - на 30% к январю-марту прошлого года.

"Невозможно зарегистрировать переоборудование из-за новых, не отработанных законодательных проектов. Надеемся, что в скором времени ситуация начнет оттаивать", - сказал Поповский.

Согласно ГОСТУ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные", автомобиль, в который были внесены изменения в конструкции, необходимо предоставить в испытательную лабораторию.

Но количество таких лабораторий в РФ значительно меньше, чем субъектов федерации, поэтому обязательное вступление данного ГОСТа и связанного с ним Техрегламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" перенесено на 1 июля 2021 года.

Метан поборется с пропаном

В отличие от пропан-бутана, рынок компримированного газа метана (КПГ), используемого как моторное топливо, хоть и остается небольшим, но показал годовой прирост на 20% за счет миллиардных субсидий от государства.

"Метан в фаворе у государства. Количество машин на метане растет, чувствуется господдержка. Но существенного прироста числа метановых заправок у нас пока не видно", - отметил один из трейдеров.

По мнению Дьяченко, при нынешних темпах роста количество метановых АЗС должно достигнуть около 2.000 единиц в городах-миллионниках в ближайшие несколько лет, что не может не отразиться на рынке пропан-бутана.

"Минэнерго последовательно в своей цели заменить СУГи метаном, но для полноценного конкурирования метану нужны не только АЗС, но и остальная инфраструктура по установке и сервису, нужен маркетинг и экономическая выгода", - добавил он.

(Дамир Хальметов, редактор Людмила Зараменских)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: