Определите для какой модели муниципального хозяйства характерны в большей степени налоги с населения

Опубликовано: 07.05.2024

date image
2017-12-16 views image
1449

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Л.А.Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства[20]:

· муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

Эти модели различаются по степени вмешательства органа МСУ в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда МСУ становится по существу собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда МСУ на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

Особенности использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию): В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества:

1.Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги.

2. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов (Уменьшаются бюджетные расходы).

3. Создание предпосылок для формирования конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Схема передачи муниципального предприятия в концессию[21]


1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Рис.1 Схема передачи муниципального имущества в концессию

4. Приток денежных средств в муниципальное образование. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.

5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.

6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.

7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

В мировой практике, как правило, используют одну из трёх моделей МХ:

Коммунальная модель МХ характеризуется тем, что основная тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования. Основной ресурс – налоги с населения. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А.Велихова).

Органы МСУ осуществляют как накопление, так и расходование ресурсов. Недостаток ресурсов может восполняться государством.

Коммунально - рентная модель МХ предусматривает участие органов МСУ как в использовании ресурсов территории, так и в ее развитии. Кроме того, органам МСУ предоставлены ограниченные права в кредитной сфере и право ресурсной ренты (рента - доход собственника ограниченного ресурса, например, муниципальных земель). Налогообложение населения дополняется налогообложением производителей товаров и услуг. Органы МСУ могут облагать налогами (например, в виде ресурсной ренты) хозяйствующие субъекты.




Муниципально - рентная модель МХ - основную тяжесть затрат по обслуживанию местного населения и решению вопросов местного значения несут органы МСУ, являющиеся полноценными хозяйствующими субъектами на своей территории. Эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова.

Для справки: Основные черты коммунальной модели следующие. Это в значительной степени та система, которая у нас существовала в советское время и продолжает сейчас в большинстве случаев существовать. В основе ее лежит признание того факта, что основные услуги оказываются предприятием, основанном на муниципальной собственности.Монополизм этого предприятия преодолевается за счет достаточно жесткого вмешательства в дела предприятия и государственного регулирования через администрирование, через тарифную политику и через отношения собственников этих предприятий. И третья черта - это коммунальная система, которая централизована.
Муниципально-рентная модель. Услуги оказываются, в основном, частными структурами, транспортная сеть находится в муниципальной собственности, муниципалитет осуществляет регулирование в основном посредством транспортной сети, собственником которой является, и тарифной политики. Понятно, что тарифная политика осуществляется не только муниципалитетами, но и органами государственной власти субъектов Федерации и федеральными органами. И следующее - это производство централизовано, реализация услуг децентрализована. То есть притом, что сети находятся в муниципальной собственности, обслуживание этих сетей и предоставление этих услуг может быть достаточно легко децентрализовано.
И следующаячисто муниципальная модель, которая создана в большей степени в Западной Европе, в Соединенных Штатах. Это когда услуги оказываются полностью частными предприятиями. Муниципалитет осуществляет контроль за качеством предоставляемых услуг, в том числе при помощи муниципального заказа и система оказания услуг полностью децентрализована.
Мы на сегодняшний день в принципе находимся на стадии, когда выбираем оптимальную модель с целью устранения недостатков, которые мы в начале называли. Основной недостаток - это низкое качество оказываемых услуг и состояние сетей. И то, и другое может быть реализовано только при наличии инвесторов.
http://www.au.paucfo.ru/journal/5_12/5_12art5.shtml

В настоящее время наиболее эффективным способом взаимодействия органов МСУ с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, признаётся муниципальный заказ. Целями использования данного инструмента являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг местными предприятиями, учреждениями, организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа являются:

1. Поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса):

2. Создание благоприятных условий для их развития в городе;

3. Обеспечение приоритетности местных производителей (путем предоставления льгот и квот).

Факторы, влияющие на выбор модели МХ:

1. Объем компетенции органов МСУ, определяемый законодательством;

2. Наличие и характер ресурсов территории;

3. Наличие квалифицированных кадров в органах МСУ;

4. Налогоспособность населения.

Ресурсы МО -совокупность всех возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов МСУ данного МО.

Различают материальные и нематериальные ресурсы. К материальным ресурсам относятся:

* природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.);

* производственные ресурсы (предприятия, иные производственные мощности);

* финансовые ресурсы (бюджет, внебюджетные источники финансов);

* организационные ресурсы (оргтехника, оргструктура и пр.);

* кадровые ресурсы (квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.);

* иные материальные ресурсы.

Развитие территории, ее инвестиционная привлекательность во многом определяется наличием или отсутствием материальных ресурсов.

К нематериальным ресурсам относятся прежде всего:

* правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом);

* иные нематериальные ресурсы.

Для справки: Проблема донесения товаров и услуг населению приобретает в настоящее время особую остроту и ее решение - это прямая обязанность органов МСУ данного МО. Система муниципального обслуживания по Э.С.Савасу7 . Выделяются 4 типа товаров и услуг:

* частные - они характеризуются индивидуальным потреблением, а также тем, что потребителю легко отказать в доступе к таким товарам (пример: пища, одежда, личный автомобиль);

* общедоступные - они характеризуются индивидуальным потреблением и тем, что потребителю трудно отказать в доступе к ним (пример: воздух, река, озеро);

* совместно оплачиваемые - они характеризуются совместным потреблением и тем, что в них легко отказать (пример: кабельное ТВ, телефон, водопровод, библиотека);

* коллективные - они характеризуются совместным потреблением и тем, что в них трудно отказать (пример: маяк, телевещание, оборона).

Основных участников процесса донесения товаров и услуг принято разделять на:

* потребителя - непосредственно потребляет или получает товар или услугу;

* производителя - фактически и непосредственно выполняет работу или обеспечивает доставку товара или услуги потребителю;

* распорядителя (организатора), обеспечивающего товар или услугу - назначает производителя потребителю и наоборот, выбирает производителя, который будет обслуживать потребителя.

Потребитель, производитель и распорядитель связаны между собой определенными отношениями: назначением услуги, ее доставкой и ее оплатой. Принято выделять 10 типов (механизмов) донесения товаров и услуг:

1. Муниципальная услуга. МО выступает как производитель и как распорядитель услуги. Доставка услуги (со взиманием платы или без таковой осуществляется органом МСУ, использующим своих служащих (пример: вся деятельность муниципальных предприятий).

2. Продажа услуг органами МСУ. Физическое или юридическое лицо (частная компания) являются распорядителями, а МО – производителем (пример: покупка прав за пользование природными ресурсами, оплата милицейских услуг на частном предприятии).

3. Межмуниципальное соглашение. Одно МО – производитель, другое – распорядитель (пример: покупка одним МО школьных или пожарных услуг у соседнего МО).

4. Контракт. Органы МСУ заключают соглашения (контракт) с частными фирмами и некоммерческими организациями на доставку товаров и услуг. В таком механизме частник – производитель, МО – распорядитель, который платит производителю. Муниципальный заказ является примером контракта.

5. Привилегия. В услуге, основанной на привилегии МО – распорядитель, частная фирма – производитель, но за услугу платит потребитель (примеры: такси, телефон, автобусные перевозки).

6. Дотация. Частная фирма – производитель, МО и потребитель – сораспорядители (они выбирают определенных производителей, а потребитель выбирает наиболее подходящего производителя). Обычно и МО, и потребитель платят производителю (примеры: учреждения культуры, дешевое жилье).

7. Гарантии. Частник – производитель, МО платит производителю, при этом потребитель субсидируется. Система гарантий альтернативна системе дотаций (примеры: продуктовые талоны, жилищные ваучеры, система перевозок).

8. Рынок. Потребитель сам организует процесс обеспечения и выбирает производителя – частника.

9. Добровольные услуги. Распорядителем и производителем является добровольная ассоциация.

Три последних механизма (8,9,10) никакого отношения к муниципальному хозяйству не имеют. На практике используются также смешанные и частичные механизмы донесения услуг населению.

Механизм донесения услуги тем эффективнее, чем более он обеспечивает конкуренцию и право выбора потребителям. Какой из механизмов лучше, зависит от особенностей МО. Приведенные здесь сравнительные характеристики различных механизмов позволяют органу МСУ сделать выбор в пользу какого-либо из них.

Из таблицы следует, например, что механизмы контракта, рынка или гарантии могут успешно работать только там, где имеется много производителей, из которых можно выбирать.

Независимо от модели муниципального хозяйства в МО в той или иной мере используются все механизмы донесения товаров и услуг. При муниципально-рентной модели основным механизмом является муниципальная услуга, а при коммунальной модели наибольшую роль приобретает контракт.

Таблица 2. Характеристика различных механизмов донесения товаров и услуг.

Характеристика Механизмы
муницип. услуга продажа услуг межмун. соглашение контракт привилегия дотация гарантия рынок добровольная самообслуживание
Обеспечивает неопределенно- специфическую услугу* + + + + +
Требует много- сторонних про- изводителей + + +
Способствует эффективности и результатив.** + + + + + +
Позволяет выбрать экономич. целесообразный масштаб*** + + + + + + +
Соотносит затраты и блага + + + + + + + + +
Отзывчив к потребителю + + + + + + +
Относительно устойчив к об- ману**** + + +
Способствует перераспредел. + + + + + +
Способствует достиж. других Целей + + + + + + +
Ограничивает Численность гос. Служащих + + + + + + +

* возможность формулировать точные требования-параметры на услугу, давать ей количественную оценку.

** главный критерий - насколько данный механизм допускает конкуренцию, есть ли у потребителя выбор

*** производственная единица должна быть соразмерна потребительской единице

****«ни один механизм не обладает монополией на добродетель или плутовство» за исключением самообслуживания.

Приведем, в заключение, таблицу, в которой рассматривается, как тот или иной механизм работает при решении вопросов местного значения - при донесении соответствующей услуги населению МО.

«Территория и население» — это критерий систематизации муниципальных образований, который предполагает классификацию муниципальных образований:

а) по количеству проживающего в нем населения и по площади муниципального образования (да);

б) плотности населения;

в) форме расселения населения;

г) менталитету проживающего населения.

111. Как Вы понимаете такой критерий систематизации муниципальных образований, как «правовой статус муниципального образования»?

а) за основу классификации берется плотность населения;

б) за основу классификации берется объем предметов ведения, которые определены для муниципальных образований); (да)

в) за основу классификации берется форма расселения населения;

г) за основу классификации берется менталитет проживающего населения.

Лариса Викторовна, в формулировке вопросов лучше не использовать выражения вида «Как Вы понимаете?», «Как Вы думаете?», «Каково Ваше мнение?» и т. п. Можно сделать таким образом:

При систематизации муниципальных образований по критерию «правовой статус муниципального образования» за основу классификации берется:

а) плотность населения;

б) объем предметов ведения, которые определены для муниципальных образований); (да)

в) форма расселения населения;

г) менталитет проживающего населения.

ТЕМА «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО»

112. Коллективное производство и коллективное распределение характерно для хозяйства типа …

в) товарное производство.

113. Частное производство и частное присвоение характерно для хозяйства типа …

в) товарное производство.

114. Выберите правильную характеристику для хозяйства типа «товарное»:

а) частное производство и частное присвоение;

б) коллективное производство и коллективное распределение;

в) многообразие форм производства и многообразие форм присвоения; (да)

г) частное производство, но коллективное распределение.

115. Определите, для какой модели муниципального хозяйства характерны в большей степени налоги с населения:

а) коммунальная модель (да);

б) коммунально-рентная модель

в) муниципально-рентная модель.

116. Определите, для какой модели муниципального хозяйства характерны в равной степени налоги с предприятий и налоги с населения:

а) коммунальная модель;

б) коммунально-рентная модель (да);

в) муниципально-рентная модель.

117. Определите, для какой модели муниципального хозяйства характерны в большей степени налоги с предприятий:

а) коммунальная модель;

б) коммунально-рентная модель;

в) муниципально-рентная модель (да).

118. Назовите главные факторы, от которых зависит существование той или иной модели муниципального хозяйства.

а) объем компетенции органов государственной власти регионального уровня (субъекта РФ), наличие и характер основных ресурсов территории, наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях, налогоспособность населения;

б) наличие и характер основных ресурсов территории, наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях, налогоспособность населения;

в) объем компетенции органов местного самоуправления, наличие и характер основных ресурсов территории, наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях, налогоспособность населения (да).

119. Продолжите фразу: «Если налогоспособность населения низка, то …»

а) производители платят в муниципальный бюджет (муниципально-рентная модель) (да);

б) производители платят в муниципальный бюджет (коммунально-рентная модель);

в) производители платят в муниципальный бюджет (коммунальная модель).

120. Продолжите фразу: «Если природных ресурсов на территории муниципального образования много, то …»

а) муниципальное хозяйство имеет богатые ресурсы для своей деятельности;

б) нельзя сказать, что муниципальное хозяйство имеет богатые ресурсы для своей деятельности, все зависит от вида природного ресурса (да);

в) муниципальное хозяйство не зависит от богатства природных ресурсов, а только от объема прав органов местного самоуправления.

121. Что понимают под правовым ресурсом муниципального хозяйства?

а) местные налоги, часть федеральных и региональных налогов;

б) полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления (да);

в) формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности;

г) структура органов местного самоуправления, использование информационных технологий, наличие квалифицированных кадров.

122. Что понимают под финансовым ресурсом муниципального хозяйства?

а) местные налоги, часть федеральных и региональных налогов (да);

б) полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления;

в) формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности;

г) структура органов местного самоуправления, использование информационных технологий, наличие квалифицированных кадров.

123. Что понимают под экономическим ресурсом муниципального хозяйства?

а) местные налоги, часть федеральных и региональных налогов;

б) полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления;

в) формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности (да);

г) структура органов местного самоуправления, использование информационных технологий, наличие квалифицированных кадров.

124. Что понимают под управленческим ресурсом муниципального хозяйства?

а) местные налоги, часть федеральных и региональных налогов;

б) полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления;

в) формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности;

г) структура органов местного самоуправления, использование информационных технологий, наличие квалифицированных кадров (да).

125. Что понимают под ресурсами муниципального хозяйства?

а) совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования;

б) совокупность материальных (земля, недра, производственный потенциал, производственные мощности) и нематериальных (кадровый потенциал, обладание современными технологиями) возможностей территории муниципального образования;

в) совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом (да).

126. В силу каких обстоятельств земельные ресурсы должны принадлежать местному самоуправлению?

а) легче всего наладить контроль и оперативное регулирование на уровне местного самоуправления; (да)

б) муниципальные служащие не связаны с этим ресурсом, тем самым искореняется коррупция;

в) существует сложность информационного (графического) представления земельных ресурсов для их автоматизированного контроля со стороны других уровней власти.

127. Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти?

а) для каждого МО федеральные органы госвласти решают, какие ресурсы иметь данному МО;

б) для каждого МО органы госвласти субъектов РФ решают, какие ресурсы иметь данному МО;

в) должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса (да).

128. Что означает принцип наибольшей эффективности использования ресурса?

а) когда задачи, поставленные перед местным самоуправлением можно решать с помощью данного ресурса комплексно; (да)

б) легче всего наладить контроль и оперативное регулирование на уровне местного самоуправления; (да)

в) муниципальные служащие не должны быть связаны с этим ресурсом, тем самым искореняется коррупция.

129. К какому виду ресурсов местного самоуправления может быть отнесено обладание новыми информационными технологиями?

а) экономические ресурсы;

б) структурно-организационные ресурсы; (да)

в) кадровые ресурсы; (да)

г) правовые ресурсы.

130. К какому виду ресурсов местного самоуправления может быть отнесено наличие консалтинговых фирм на территории МО?

а) экономические ресурсы;

б) структурно-организационные ресурсы; (да)

в) кадровые ресурсы; (да)

г) правовые ресурсы.

131. В чем заключается двойственность муниципального хозяйства?

а) Муниципальное хозяйство выступает на рынке как самостоятельный хозяйствующий субъект, но все свои ресурсы может использовать для выполнения общественных функций (да);

б) Муниципальное хозяйство выступает на рынке как самостоятельный хозяйствующий субъект, но все свои ресурсы может использовать, как считают органы местного самоуправления;

в) Муниципальное хозяйство не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, оно живет на средства, выделяемые государством и предоставляет социально значимые услуги в соответствии с действующим законодательством.

132. К блоку материально-технических показателей относятся следующие показатели:

а) размер жилого фонда; (да)

б) размер нежилого фонда; (да)

в) размер озелененной площади на 1 жителя;

г) размер расходов на капитальный ремонт жилья в общей сумме расходов.

133. К блоку функционально-территориальных показателей относятся следующие показатели :

а) размер жилого фонда;

б) размер нежилого фонда;

в) размер озелененной площади на 1 жителя; (да)

г) размер расходов на капитальный ремонт жилья в общей сумме расходов. (да)

134. К краткосрочным (до 1 года) целям муниципального управления относятся:

а) капитальный ремонт школы;

б) подготовка ЖКХ к зиме; (да)

в) текущий ремонт школы; (да)

г) уменьшение отрицательного сальдо миграционного потока.

135. К среднесрочным (от 1 года до 5 лет) целям муниципального управления относятся :

а) капитальный ремонт школы; (да)

б) подготовка ЖКХ к зиме;

в) текущий ремонт школы;

г) уменьшение отрицательного сальдо миграционного потока.

136. К долгосрочным (свыше 5 лет) целям муниципального управления относятся :

а) капитальный ремонт школы;

б) подготовка ЖКХ к зиме;

в) текущий ремонт школы;

г) уменьшение отрицательного сальдо миграционного потока (да).

137. Каков главный критерий эффективного выполнения функций муниципального управления?

а) соответствие планам, предвосхищение результатов от выбранных вариантов решений; (да)

б) увеличение прибыли муниципальных предприятий;

в) самоокупаемость муниципальных услуг.

138. Каково содержание функции «планирование»?

а) проектирование организационной структуры управления муниципальной территорией;

б) определение перечня функциональных подразделений аппарата управления;

в) определение перспективных направлений деятельности муниципального образования; (да)

г) внутреннее стремление муниципальных служащих действовать в соответствии с целями и задачами аппарата управления.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 643 ; Мы поможем в написании вашей работы!

8.5. Модели муниципальных хозяйств

Авторы учебного пособия по управлению муниципальным хозяйством А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков выделяют три модели муниципальных хозяйств: коммунальную, коммунально-рентную, муниципально-рентную.[15]

Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги с населения. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в благополучных странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством. В структуре муниципального хозяйства преобладают предприятия коммунальной отрасли.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии - через предоставление местной власти ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т.е. налоги с населения дополняются налогообложением производителя продукции и услуг, действующего на территории муниципального образования. В структуре муниципального хозяйства организации коммунальной отрасли дополняются предприятиями других сфер деятельности, связанных с ресурсными богатствами территории.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Структура муниципального хозяйства при такой модели разнообразна и зависит от предпринимательских способностей работников местного самоуправления.

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако роль и место того или иного элемента в различных странах значительно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от большого числа факторов, главными из которых являются:

  • объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;
  • наличие и характер основных ресурсов у данной территории;
  • наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях;
  • способность населения платить налоги.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

8.6. Ресурсы муниципального хозяйства

Развитие муниципального хозяйства, как и любая деятельность , должно опираться на определенные ресурсы, соответствующие виду и объемам задач, стоящих перед муниципальным образованием.

Под ресурсами муниципального хозяйства понимают совокупность возможностей по развитию хозяйственной деятельности в интересах населения.

Поскольку ресурсы муниципального хозяйства обусловлены возможностями местного самоуправления в целом, то для ответа на вопрос об их составе необходимо определить, какие ресурсы формируют основы местного самоуправления. Большинство исследователей выделяют следующие основы местного самоуправления:

  • правовую, или законодательную (полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления);
  • финансовую (комплекс финансовых ресурсов, проявляющийся наиболее ярко в бюджетном процессе);
  • экономическую (ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевую роль здесь играет управление муниципальной собственностью);
  • управленческую (структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы).

Кроме того, на наш взгляд, необходимо назвать также социальную основу, включающую в себя комплекс трудовых ресурсов территории, социально-трудовую активность населения, деятельность некоммерческих организаций и их ресурсы.

Применительно к хозяйственным отношениям (муниципальному хозяйству в том числе) под ресурсами, как правило, понимают материальные и нематериальные ресурсы территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. В состав материальных ресурсов входят природные ресурсы (земля, недра и др.), производственный потенциал , производственные мощности, инфраструктура данной территории, финансовые ресурсы, инвестиции, вкладываемые в регион.

Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, последняя невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории. Важность этого ресурса можно проиллюстрировать на примере послевоенного развития Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями - важный нематериальный ресурс деятельности.

Не менее значимым нематериальным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность , является тот объем полномочий, которыми в соответствии с законом наделен хозяйствующий субъект, - другими словами, определенный правовой ресурс . Как без наличия у работников определенных практических навыков и знания технологий нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйственную деятельность .

Различные виды муниципальных образований будут обладать разным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем перечнем прав и полномочий, которые законодательство предоставляет муниципальному образованию. Более того, поскольку территория муниципального образования - часть более крупной территориальной единицы, то, например, ресурсы, расположенные внутри границ городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории.

Принадлежность ресурсов также определяется законом. Именно закон отделяет ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования. Следовательно, под ресурсами муниципального хозяйства понимают совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено законом к муниципальной компетенции. При этом объем и качество ресурсов муниципального хозяйства должны:

  1. соответствовать объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования;
  2. обеспечивать комплексное и эффективное решение социально-экономических задач;
  3. способствовать комплексному и эффективному использованию ресурсов.

Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача предоставлять населению коммунальные услуги, то весь производственный потенциал , работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.

Модель муниципального хозяйства – это вид муниципального хозяйства, выделяемый в зависимости от того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы МХ (МУПы и МУ, иные организации, чья деятельность связана с удовлетворением потребностей местного сообщества и органы МСУ).

В 20-м веке возникла дискуссия относительно степени участия МСУ в хозяйственной деятельности и необходимого состава муниципального имущества. Среди участников дискуссии можно отметить А.Г. Воронина, С. Исупову, Ю.В. Кириллова, В.А. Лапина, Э. Маркварта, П.А. Ореховского, В.А. Черникова, А.Н. Широкова, С.Н. Юркову и др.

Крайние подходы сторон состоят в следующем:

1) хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет — некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

2) муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом — муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между этими крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Например, Л.А. Велихов выделял 4 модели МХ (сам Л.А.Велихов называл их методами городского хозяйства или способами его ведения) в зависимости от степени вмешательства органа МСУ в хозяйственную деятельность предприятия:

  • муниципализация – в настоящее время передача объектов государственной или частной собственности в муниципальную собственность. По Л.А.Велихову «переход в руки муниципалитета как хозяйствующего субъекта (или же сохранение за ним) общественно-полезных предприятий для более или менее непосредственного заведывания таковыми». То есть органы МСУ выступают в роли главного элемента МХ. При такой модели достигается максимальное вмешательство, когда орган МСУ становится, по существу, собственником предприятий. При этом органы МСУ выбирают один из 4 возможных принципов управления находящимися в её руках общественно-полезными предприятиями, с точки зрения расценки доставляемых этими предприятиями услуг: 1) принцип чистого дохода (услуги муниципалитета бесплатны); 2) пошлинный принцип (услуги муниципалитета – по себестоимости); 3) частнохозяйственный принцип (услуги муниципалитета – с «нормальной» хозяйственной прибылью); 4) налоговый принцип (услуги муниципалитета с фискальной прибылью, при извлечении чаще всего максимального дохода посредством монопольных цен). Первые два принципа входят в понятие «муниципального социализма».
  • муниципально-подрядная имуниципально—арендные (=компромиссная муниципализация) модели: муниципалитет частично отказывается от чистого муниципального начала в строительстве и эксплуатации предприятий.

Муниципально-подрядная модель предполагает, что строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть прибыли. Однако собственником имущества являются органы МСУ.

Муниципально-арендная модель предполагает, что имущество сдается в наем частным лицам на определенных в договоре условиях на определенный срок, причем муниципалитет отказывается от части своего дохода в пользу арендатора.

  • муниципально-концессионная модель (=формальная концессия) предполагает, что за муниципалитетом фактически остается возможность управлять предприятием. Например, предприятие ведется акционерным обществом на коммерческих основаниях, как это обычно принято в крупных частных предприятиях, а муниципалитет выступает как владелец большинства акций. Предполагается, что по этому методу предприятие будет вестись без бюрократических элементов, неизбежно свойственных всякому общественному управлению государственного типа, и без трений с правительственным надзором, органы же МСУ будут оказывать решающее влияние на общее собрание и правление акционерного общества. Таким образом, муниципалитет будет в состоянии преследовать все цели своей муниципальной политики, что при чистой концессии невозможно;

  • концессия — представляет собой уступку муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство в определенной сфере деятельности. При такой модели предполагается минимальное вмешательство, когда МСУ на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

В разрезе системного подхода, который рассматривает МО как социально-экономическую систему принято выделять трехсекторную модель муниципального хозяйства. То есть МХ состоит из 3 секторов:

1) публичный (=общественный) сектор МХ – организации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей местного сообщества;

2) частный (=частнопредпринимательский) сектор МХ – организации, находящиеся в частной форме собственности, первичная цель которых – получение прибыли, но таковую возможно получить от деятельности, которая связана с удовлетворением потребностей населения МО;

3) коллективный (=третий, некоммерческий) сектор МХ — организации, находящиеся в собственности и управлении частных лиц, но функционирующие с целью удовлетворения общественных или социальных нужд местного сообщества, а не накопления частного богатства.

В настоящее время, принято выделять три модели (автор классификации А.Г.Воронин). При этом нужно отметить, что все они идеализированные, поскольку в чистом виде практически не встречаются.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства (соответствует модели концессии в классификации Л.А.Велихова или первому из крайних подходов).

  • жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов;

  • ОМСУ осуществляют только накопление финансовых ресурсов (налоги с населения и бизнеса) на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа;

  • муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход;

  • муниципальных предприятий не существует.

Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов МСУ на ведение хозяйственной деятельности ограничены (т.е. в данном случае субъект МСУ лишен каких бы то ни было полномочий управления предприятиями; ими управляет либо государство, либо они находятся в частной собственности, так что муниципальных предприятий просто не существует). Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Предусматривает участие органов МСУ в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты (плата за землю, воду, недра (т.е за муниципальную собственность) и др.). То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории МО и использования муниципальной собственности для получения рентных платежей. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории – земля и объекты недвижимости. Другими словами, допускается управление муниципальной собственностью. Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства (эта модель ближе всего к муниципализации в классификации Л.А.Велихова или ко второму из крайних подходов).

Основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы МСУ, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории Таким образом, органы МСУ вправе использовать методы хозяйствования. Кроме того, органы МСУ не лишены и права использования методов управления в отношении иных хозяйствующих субъектов: органам МСУ передаются права на регулирование хозяйственной деятельности предприятий, передается фиксированная часть или весь налог на прибыль с предприятий, возможно другие налоги с хозяйствующих субъектов. Муниципально-рентная модель хозяйствования дает органам МСУ право на осуществление властных полномочий, когда они принимают правила, нормативы для ведения хозяйственной деятельности на данной территории. Вся прибыль и результаты деятельности муниципальных предприятий идет на благо населения МО.

К преимуществам этой модели следует отнести то, что данная модель соответствует политике поддержки хозяйствующих субъектов и призвана обслуживать интересы собственника на этой территории.

Среди недостатков модели следует отметить, что существует некая опасность в передаче властных полномочий органам МСУ в связи с тем, что опять-таки на территории местного сообщества может образоваться государственная монополия.


Муниципальные образования
Политика в России
Муниципальные районы
Власть

Особенности и модели муниципального хозяйства

Место работы автора:Контрольно-счетная палата г. Волгограда

Должность: Председатель контрольно-счетной палаты г. Волгограда

Адрес места работы автора:400131 ;

Место работы автора: Фонд

Должность: Менеджер по продажам

Адрес места работы автора: 400131 Мира 19а

В данной статье раскрываются основные особенности функционирования муниципального хозяйства, кроме того приводятся основополагающие признаки муниципального образования, определяющие его функциональное назна­чение. Проводится анализ основных видов и моделей муниципального хозяйства. Муниципальная экономика рассматривается в виде экономических взаимоотношений. Отмечается, что ведущую роль в управлении муниципальной экономикой занимают органы местного самоуправления. Рассматривается двой­ственная природа органов местного самоуправления: государственные истоки и коммерческие воз­можности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство; муниципальное образование; модели муниципально­го хозяйства; муниципальная собственность; местное самоуправление.

В условиях современных рыночных отноше­ний нельзя изменить ситуацию, сложившуюся в современной России, без развития института местного самоуправления, в котором скрывается потенци­ал, использую который можно устранить множество кризисных явлений в современном обществе, а также дать толчок для его развития.

Местное самоуправление должно опираться на прочную экономическую основу. Для достижения экономической стабильности местного самоуправления необходимы каналы эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и государства, других муниципальных органов, предпринимательской средой и т. д.

Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления [1.]. Как отмечает А. Я Поровская: необходимой предпосылкой для формирования муниципального образования является наличие его субъектов, прежде всего, населения, социума, а также форм его организации – муниципального хозяйства (, учреждений, организаций иных форм собственности, их объединений) и органов власти (, территориальных представительств федеральных и региональных органов государственной власти) [2.С.145].Отсюда следует, что муниципальное управление это функция муниципального образования, целью которой ставится достижение определенных целей и поставленных задач, основными элементами которого являются субъект и объект, непрерывно взаимодействующие друг на друга путем самоорганизации и самоуправления, где субъектом выступает население муниципального образования и работающие в этом образовании органы местного самоуправления, а объект это само муниципальное образование с его структурой, связями и ресурсной базой.

Муниципальное управление есть деятельность, основная цель которой обеспечения интересов всех элементов системы (субъектов и объектов), которые образуют собой единое целое - муниципальное образование, соответствующее общими для данных элементов целями и задачами.

Несмотря на все вышесказанное муниципальное управление, является актом управленческого воздействия (субъекта на объект), упорядочивающего систему.

Методы экономического управления – это способы и приемы управления муниципальным образованием. Они строятся на основании объективных экономических законов, с учетом закономерностей социальных факторов, берется во внимание научно-технический уровень и психологические отношения в муниципальном образовании. Они, методы, применяются комплексно, взаимно дополняя друг друга, в совокупности образуя целостную систему, в которую входят следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические. Каждая группа отличается определенным характером воздействия на объект.

.Цель этих методов – создать условия, обеспечивающие гармонию и единство экономических, политических и социальных интересов местного сообщества и конкретного жителя.

Методы экономического управления включают в себя планирование, бюджетную политику, налоговую политику, кредитную политику и др.

Потребность муниципального управления в использовании методов экономического управления закономерно, ведь в условиях развития частного предпринимательства применение директивного воздействия часто не является наиболее рациональным - более разумно решать возникающие проблемы удовлетворения растущих потребностей населения используя различные методы.

Сущностью данных методов является воздействие на экономические интересы потребителей и работников с помощью таких факторов как: ценовая политика, оплата труда, прибыли, кредит, налоги и другие экономических рычаги, позволяющие создавать эффективный механизм работы системы муниципального образования.

Методы экономического управления базируются на применении стимулирующей политики, предусматривающей заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принятых ими решений и побуждающих к инициативному осуществлению поставленных задач без использования специальных на то распоряжений.

Особенности данных методов заключаются в том, что они:

– Имеют своей основой общие правила поведения, которые способны обеспечивать максимальную маневренность ресурсам, тогда как строгая направленность на конкретно-адресные задачи, способна ограничить поиск потенциально-лучших путей для решения возникающих проблем;

– Создают определенную систему отношений, которая способна оказать косвенное воздействие на производителей и потребителей материальных и духовных благ, с учетом интересов коллектива и отдельных его работников;

– Предполагая самостоятельность принятия решений на предприятиях, при одновременном возложении несения ответственности за последствия данных решений;

– побуждают субъектов хозяйственной деятельности к подготовке и поиску альтернативных решений, которые бы совмещали в себе соблюдения интереса коллектива и самого субъекта. Ведь именно предпринимательский сектор лучше справляется с экономическими и инновационными задачами, легче адапти­руется к быстрым переменам и отказывается от устаревших форм и способов деятельности[3. С. 79]

Методы экономического управления в муниципальном управлении позволят управляющим органам, в рыночных условиях, позволят более эффективно реализовывать поставленные задачи, повышать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в адекватном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливая самоконтроль среди производителей, естественным образом утрачивается необходимость в жестком государственно-административном контроле, который, в свою очередь, может быть сосредоточен на конечном результате обслуживания населения.

Чем более широко будет применяться система методов экономического управления, тем большее количество вопросов можно будет решить «на местах», т. е. наиболее близко к источнику проблемы. Использование данных методов в системе государственного и муниципального управления покажет должный эффект только тогда, когда выгодность ведения хозяйства будет отражаться на всех звеньях структуры муниципального образования, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми элементами.

Термин «муниципальная экономика» понимается по-разному. Данный термин мы будем рассматривать как синоним «муниципального хозяйства» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, которые являются объектом муниципальной собствен­ности либо в уставном капитале которых участвует орган местного самоуправления[4. С. 49]

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, представляет собой один из наиболее важных видов деятельности в муниципальном образовании. Ведь именно использование экономических ресурсов муниципального образования создает все необходимые условия для оказания услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — это совокупность целей и методов использования экономических ресурсов муниципального образования в интересах его жителей. Муниципальная экономическая политика вытекают из муниципальной политики, поэтому имеет общие с ней цели и задачи, а также занимает положение подчиненного по отношению к ней.

Экономические ресурсы — неоднозначное понятие, содержащее в себе природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие виды ресурсов, находящие свое применение в экономической деятельности. Как отмечают и Е. А Стрельченко: муниципальная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами — наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловли­вает более сильную зависимость уровня развития муниципального образования от природных факторов и состояния окружающей среды, нежели других уровней экономики страны.[5. С. 66]

Ко всем вышеперечисленным видам ресурсов стоит прибавить и имущество муниципального образования, которое используется в интересах местного сообщества. Из этого вытекает отношение, что чем больше услуг населению оказывается со стороны муниципального образования, тем больше возникает нужда в указанных выше экономических ресурсах, т. е. чем больше услуг населению, тем больше требуется задействовать материальных и имущественных ресурсов.

В зависимости от задач местного значения, которые предстоит решать муниципальному образованию, выделяют несколько моделей муниципального хозяйства:

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства предполагает то, что жители берут на себя бремя оплаты за индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, включая социально значимые, а поступления на финансирование общественных нужд несут в форме уплаты налогов, которые являются основным доходом муниципального образования. Орган местного самоуправления осуществляет функцию накопления ресурсов на общественные нужды и их расход через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Она применяется в развитых европейских странах, где местное самоуправление ограничено в своих правах на ведение хозяйственной дея­тельности. Недостаток ресурсов, для удовлетворения нужд муниципального образования, восполняется государством.

2. Коммунальная рентная модель муниципального хозяйства отличается от предыдущей модели тем, что в данной модели присутствует доля участия органов местного самоуправления в распределении муниципальных заказов. Также органы местного самоуправления задействованы в использовании экономических ресурсов муниципального образования (земля и объекты недвижимости) и имеют возможность оказания определенных бюджетных услуг (по большей своей части социального толка) на базе объектов муниципальной собственности. В данной модели потребность муниципальных органов в материальных средствах возрастает, и приток их осуществляется за счет налогов с населения и хозяйствующих субъектов, а также рентными платежами за пользование муниципальной собственностью. Данная модель, в большинстве своем, находит отражение в современном российском муниципальном хозяйстве.

3. Муниципальная рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов удовлетворения потребностей населения полностью переносится на органы местного самоуправления. В связи с этим они получают в качестве источников доходов не только налоги и рентные выплаты, но и прибыль с деятельности муниципальных предприятий. Отсюда следует, что они получают статус полноправных хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

Низкая платежеспособность населения ведет к тому, что муниципальная власть вынуждена предоставлять муниципальные услуги, которые требуют лишь частичную оплату, либо не требуют оплаты вообще – такое положение вещей более всего характерно для третей, муниципальной рентной модели. Однако большинство муниципальных организаций не являются источниками дохода, а скорее наоборот требуют вливания бюджетных средств. Это определяется наличием в муниципальной собственности имущества, в большинстве своем это объекты социальной значимости, требующие больших материальных затрат на содержание, что увеличивает расходную статью бюджета муниципального образования в несколько раз.

Отсюда следует, что муниципальные органы власти стремясь удовлетворить потребности жителей территориального обра­зования в наличии и возможности получения отдельных видов продукции вынуждены прибегать к использованию муниципальной собственности. То есть использование данного вида собственности, с экономической точки зрения, имеет конечную цель непосредственное удовлетворение потребности общества в определенных товарах или услугах.

Множественные изменения в системе хозяйствования должны внедряться с учетом определенных специфических условий и потребностей социального толка того, региона, где эта самая модель должна найти свое применение. Именно тогда становится возможным решение проблем в социальном и экономическом плане, а также создание и эффективное функционирование системы муниципального хозяйства в рамках муниципального образования.

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета.- 2003.- 8 октября

[2] Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России// Вестник Томского государственного университета. 2010. № 000.

[3] Муниципальная экономика как система экономических отношений //

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9

[4] Региональное развитие: аналитический обзор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7

[5] , А Муниципальное хозяйство: особенности, структура и модели// TERRA ECONOMICUS. 2011. №3-2

The features and the model of the municipal economy

Workplace author: Control and Accounting Chamber Volgograd

Position: Chairman of the Accounts Chamber of the city of Volgograd

Address of the author's works: 400131 Volgograd,. Soviet, 5;

Workplace website: UAB AD Fund

Position: Sales Manager

Address of the author's works: 400131 Mira 19a

This article describes the main features of the functioning of the municipal services, in addition provides the basic features of the municipality, determining its functional pur chenie. The analysis of the main types and models of municipal services. Municipal economy is seen as an economic relationship. It is noted that the leading role in the management of municipal economies occupy local governments. We consider the dual governmental nature of local government: government sources and the commercial impact possibilities of private actors in the business.

Keywords: municipal services, municipal, municipal model of the economy, public property, local government.

Читайте также: