Налоговая просит уточнения по балансу

Опубликовано: 01.05.2024

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Федеральная налоговая служба в рамках формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИР БО) сообщает следующее.

В соответствии с приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ "Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2019 № 56754) в процессе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи при направлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, в частности, направляются следующие технологические электронные документы для применения в целях обеспечения электронного документооборота:

1) подтверждение даты отправки электронного документа;

2) квитанция о приеме бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - БФО) в электронной форме (далее - квитанция о приеме), формируется налоговым органом, подтверждает факт приема представленной организацией БФО;

3) уведомление об отказе в приеме БФО в электронной форме, формируется налоговым органом, подтверждает факт отказа в приеме представленной организацией БФО с указанием причин отказа;

4) извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется автоматически программным обеспечением получателя для последующей передачи отправителю на каждый документ и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта;

5) уведомление об уточнении БФО в электронной форме, формируется налоговым органом, подтверждает факт приема БФО, содержащей выявленные ошибки по контрольным соотношениям (далее - КС), с указанием номеров таких КС, а также содержащий сообщение с предложением представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (далее - уведомление об уточнении). Контрольные соотношения носят рекомендательный характер;

6) извещение о вводе сведений, указанных в БФО и аудиторском заключении о ней в электронной форме, формируется налоговым органом и подтверждает, что в информации, представленной в файле, не содержится ошибок (противоречий) (далее - извещение о вводе).

Таким образом, после получения организацией квитанции о приеме и извещения о вводе или уведомления об уточнении БФО считается принятой и попадает в ГИР БО.

Основаниями для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота являются:

1) несоблюдение экономическим субъектом формата представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

2) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным в обязательном экземпляре отчетности и аудиторском заключении о ней в виде электронных документов, представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

3) представление обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов.

Учитывая изложенное, направление уведомления об уточнении не является основанием для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а отчетность считается принятой налоговым органом после направления в адрес организации квитанции о приеме, а также извещения о вводе или уведомления об уточнении.

Дополнительно сообщаем, что в отношении БФО уведомление об уточнении носит рекомендательный характер и организация вправе самостоятельно принимать решение о необходимости направления скорректированной БФО в налоговый орган в соответствии со сроками представления скорректированной отчетности, установленными пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!


  • Существенные и несущественные ошибки
  • Отчетность подписана, представлена внешним пользователям (в ИФНС, акционерам или участникам) и утверждена
  • Отчетность подписана, представлена внешним пользователям, но не утверждена
  • Отчетность подписана, но не представлена и не утверждена
  • Ошибку выявили до подписания отчетности

Существенные и несущественные ошибки

От ошибок никто не застрахован. И от ошибок в бухгалтерской отчетности тоже. Давайте разберемся, как их исправлять. А самое главное, узнаем, сдают ли уточненный баланс.

Порядок действий при исправлении ошибок в бухгалтерской отчетности прописан в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28.06.2010 № 63н).

Прежде всего, он зависит от того, существенная ошибка или нет. Уровень существенности компания устанавливает сама и закрепляет в своей учетной политике.

Несущественные ошибки исправляют в месяце, когда их нашли (п. 14 ПБУ 22/2010). Сообщать о корректировках по инстанциям не требуется.

Пример исправления несущественной ошибки прошлого года из "КонсультантПлюс":
В мае 2020 г. бухгалтер обнаружил, что в октябре 2019 г. он неверно отразил выручку от реализации товара: 100 000 руб. (в том числе НДС 20% - 16 666,67 руб.) вместо 120 000 руб. (в том числе НДС 20% - 20 000 руб.). Ошибка признана несущественной.
На дату обнаружения ошибки бухгалтер сделал такие исправительные записи:
Посмотреть пример полностью.

На порядок исправления существенных ошибок влияет период их обнаружения: это может быть год совершения ошибки или следующий год. Во втором случае важно, произошло это до или после подписания отчетности, представления ее внешним пользователям, утверждения. Этот порядок мы и рассмотрим далее. А поскольку отчетность за 2019 год уже сдана, а у кого-то и утверждена, начнем с действий с утвержденной отчетностью.

ВАЖНО! Не забывайте утверждать отчетность, иначе фирму могут оштрафовать на крупную сумму.

Отчетность подписана, представлена внешним пользователям (в ИФНС, акционерам или участникам) и утверждена

В бухучет исправления вносятся в периоде обнаружения ошибки. Порядок исправлений описан в п. 9 ПБУ 22/2010.

Утвержденная бухгалтерская отчетность не пересматривается и повторно никому из пользователей не представляется. При этом сведения об ошибке (характер и суммы корректировок) потребуется раскрыть в пояснениях к отчетности за период обнаружения и исправления ошибки (пп. 10, 15 ПБУ 22/2010).

Примеры исправления существенных ошибок из "КонсультантПлюс":
1. В мае текущего года бухгалтер обнаружил, что начиная с сентября прошлого отчетного года неверно рассчитывается и начисляется амортизация по одному из объектов ОС: 600 000 руб. в месяц вместо 680 000 руб. в месяц. В результате сумма недоначисленной амортизации за прошлый год составила 320 000 руб. Отчетность за прошлый год утверждена. На конец отчетного года у организации отсутствовали незавершенное производство и остатки готовой продукции на складе.
Ошибка признана существенной и исправлена таким образом:
Посмотреть примеры полностью.

Отчетность подписана, представлена внешним пользователям, но не утверждена

В бухучете исправления проводят декабрем года совершения ошибки.

При этом составляется пересмотренная отчетность. Проще говоря, отчетность с ошибкой заменяется на правильную. Эта пересмотренная отчетность заново представляется по всем адресам, куда попала ошибочная. В пересмотренной отчетности нужно указать, что она заменяет первоначально представленную, и пояснить основания для пересмотра. Представить пересмотренную отчетность пользователям нужно в разумные сроки после внесения в нее исправлений (п. 8 ПБУ 22/2010).

Отчетность подписана, но не представлена и не утверждена

Корректировки в бухучет вносятся декабрем года совершения ошибки. Отчетность нужно сформировать заново и переподписать ее у руководителя (п. 7 ПБУ 22/2010). Пользователям вы представите уже правильную отчетность. Полагаем, так же можно поступить и с несущественными ошибками.

Ошибку выявили до подписания отчетности

Если это произошло до конца года совершения ошибки, исправления вносятся в месяце обнаружения ошибки, если по окончании года — в декабре. Отчетность формируется по верным данным. Существенность ошибки в данном случае значения не имеет (пп. 5, 6 ПБУ 22/2010).

ВАЖНО! Организации, которые вправе применять упрощенные бухучет и отчетность, могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, в т. ч. выявленные после утверждения отчетности, в том же порядке, который предусмотрен для исправления несущественных, т. е. без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010).

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Нет времени читать?

    Представим основные ошибки, нарушения ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, собранные на основании Заключения Счетной палаты. Рассмотрим исправление их в программе «1С».

    Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности

    21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.

    1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:

    • 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
    • в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.

    2. Ошибки в учете капитальных вложений:

    • нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)" и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.

    3. Ошибки в учете нематериальный активов:

    • нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
    • нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.

    4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:

    • по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
    • по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
    • в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
    • нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;

    5. Ошибки в учете основных средств:

    • нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
    • нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.

    6. Ошибки применения бюджетной классификации:

    • не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.

    7. Ошибки заполнения отчетных форм.

    8. Ошибки в рабочем плане счетов:

    • нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.

    9. Ошибки при проведении инвентаризации:

    • нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.

    10. Ошибки при учете санкционирования расходов:

    • в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.

    11. Ошибки в учете финансового результата:

    • нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.

    Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.

    Условно бухгалтерские счета исправления ошибок прошлых лет можно разделить на две группы:

    1 группа — ошибки, выявленные учреждением самостоятельно. Для данной группы ошибок Инструкцией № 157н предусмотрены следующие счета:

    Год, предшествующий отчетному: 304.86, 401.18, 401.28.

    Прошлые финансовые года: 304.96, 401.19, 401.29.

    2 группа — нарушения, которые были выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протокол об Административном правонарушении. Для данной группы ошибок Инструкции № 157н предусмотрены следующие счета:

    Год, предшествующий отчетному: 304.66, 401.16, 401.26.

    Прошлые финансовые года: 304.76, 401.17, 401.27.

    При этом, обратите внимание, были исключены следующие счета бухгалтерского учета: 304.84,304.94.

    Таким образом, в случае если:

    1. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению доходов учреждения

    Первоначальная операция: ДТ 205.ХХ — КТ 401.10

    Операция исправление: ДТ 205.ХХ — КТ 401.18 (401.19)

    2. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению расходов учреждения:

    Первоначальная операция: ДТ 401.20 — КТ 104.ХХ

    Операция исправление: ДТ 401.28 (401.29) — КТ 104.ХХ

    3. Исправлению подлежит хозяйственная операция, не содержащая доходов и расходов учреждения:

    Первоначальная операция: ДТ 302.ХХ — КТ 206.ХХ

    Операция исправление: ДТ 302.ХХ — КТ 304.86 (304.96)

    ДТ 304.86 (304.96) — КТ 206.ХХ

    Что касается забалансовых счетов, то на сегодняшний день для забалансовых счетов нет специальных счетов по исправлению ошибок прошлых лет. Также отсутствует механизм отражения в отчетных формах по исправлению ошибок прошлых лет по забалансовым счетам. Однако с 2021 г. Министерством Финансов анонсировано изменение ф.0503173 (0503773) «Сведения об изменении валюты баланса» для отражения корректировок в части исправления ошибок прошлых лет, вносимых в форму «Сведения о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах», представляемую в составе Баланса (ф. 0503130, 0503730).

    Исправление ошибок в «1С»

    Рассмотрим некоторые примеры исправления ошибок прошлых лет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

    В ф. 0503168 в графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 стоимость объекта «Спальный корпус» отражена недостоверно. Объект учета «Спальный корпус», в соответствии с данными ЕГРН, представляем собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей в отчетности.

    Регламентирующий НПА: нарушение п. 53 Инструкции № 157н.

    Действия по исправлению ошибки:

    1. Признать ошибку прошлых лет и выполнить исправительные записи. Для реклассификации объекта необходимо использовать документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА» с операцией «Перемещение ОС, НМА, НПА между счетами» (меню «ОС, НПА, НМА» — «Внутренние перемещения ОС, НМА, НПА»). Поскольку подлежит исправлению неверная группировка основного средства 2019 г., на вкладке «Бухгалтерская операция» необходимо установить флаг «Исправление ошибок прошлых лет» периодом «Прошлого года».

    Внутренние перемещения

    Бухгалтерская операция

    2. В составе годовой отчетности сдать в ф.0503173 «Сведения об изменении валюты баланса».

    3. В ф. 0503168 изменить входящие остатки.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Любовь Маренич,
    старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

    Читайте также: