Оп налоги и налогообложение

Опубликовано: 27.04.2024

Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях


Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Предприятия расширяют сферу сбыта своих товаров, используя механизм обособленных подразделений. Это позволяет закрепить своё присутствие в «чужих» регионах. Однако, с точки зрения учета и налогообложения, у таких организаций возникают дополнительные обязанности. Рассмотрим их более подробно.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Признаки обособленного подразделения

Понятие «обособленное подразделение» (далее — ОП) в действующем законодательстве трактуется неоднозначно. Согласно ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения юридического лица могут действовать в форме представительства или филиала. Причем представительство хозяйственной деятельностью не занимается, а лишь осуществляет защиту прав и представляет интересы материнской компании. Филиал, не являясь юридическим лицом, действует на основании Положения и вправе осуществлять все функции создавшей его организации, а руководитель филиала назначается и работает на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ понимает под ОП (п. 2 ст. 11 НК РФ) любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных аналогичных документах. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Подразделение, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается обособленным подразделением организации (письмо Минфина РФ от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Подразделение на отдельном балансе и без него

Существует ещё одна неоднозначность законодательства (как бухгалтерского так и налогового) - в виде понятия «отдельный баланс». Под «отдельным балансом» Минфин рекомендует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

Выделенное на отдельный баланс ОП имеет отдельный расчетный счет и собственную бухгалтерскую службу.

Для отражения операций с ОП на отдельном балансе используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», в частности по расчетам, связанным с продажей продукции (работ, услуг), взаимному отпуску МПЗ, расходов по оплате труда, страховым взносам, налогам и т.п.

Если ОП отражает операции на своем балансе, то такой учет ведется по общим правилам. Если же возникают остатки по счетам, сальдо которых не включается в отдельный баланс ОП (например по сч. 60, сч. 19 и т.п.), то указанные суммы передаются в головную организацию. Особенностью учета на стороне ОП является то, что операции с вышестоящей организацией отражаются в учете зеркально.

Пример, проводки на стороне ОП № 1:
ДЕБЕТ 10.01 субсчет «Сырьё и материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100000 руб. - приняты к учету МПЗ
ДЕБЕТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18000 руб. - принят к учету НДС
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» 100000 руб. - передана задолженность перед поставщиком МПЗ
ДЕБЕТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» КРЕДИТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» 18000 руб. - передан НДС по МПЗ

Постановка на учет обособленного подразделения

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Поэтому российская организация -налогоплательщик обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных ею на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в месячный срок со дня создания, а в случае изменения этих сведений — в течение трех дней с момента изменения (ст. 23 НК РФ), по формам, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Аналогичное сообщение должно быть направлено в налоговый орган организацией -плательщиком страховых взносов: в месячный срок со дня наделения подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ), либо о лишении таких полномочий, по формам, утв. приказом ФНС РФ от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

Перечисленные требования связаны с тем, что согласно ст. 19 НК РФ, филиалы и иные ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту своего нахождения. Поэтому каждое ОП должно быть поставлено на учет в соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ.

Особенности налогообложения

Перечень обязательных платежей в бюджет и условия их начисления зависят от наличия и местонахождения имущества, на базе которого создано ОП, наличия трудового коллектива и особенностей применяемого налогового режима. Рассмотрим эти условия более подробно.

Если работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином ОП, расположенном в другой местности, указание такого ОП и его местонахождения в трудовом договоре является обязательным (ст. 57 ТК РФ). В целях обложения НДФЛ это также имеет значение, т.к. налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Особенностью упомянутой статьи является то, что сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется не только исходя из облагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения, но и исходя из сумм облагаемых доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), заключаемым с физическими лицами таким подразделением от имени головной организации.

При представлении отчетности по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ таким налоговым агентам необходимо представить Расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не только в налоговый орган по месту своего учета, но также — в отношении работников обособленных подразделений и указанных выше иных физлиц — в налоговый орган по месту учета (нахождения) ОП.

Страховые взносы

Уплата страховых взносов и представление Расчетов по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения ОП, которые наделены правом начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

Если подразделение не наделено полномочиями и головная организация централизованно начисляет выплаты всем своим работникам, тогда уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним в налоговый орган будет только головная организация (письмо МФ РФ от 06.02.2018 № 03-15-06/6672).

Если же подразделение наделено соответствующим правом, то в соответствии с п. 12 ст. 431 НК РФ, сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

Налог на прибыль

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — российскими организациями, имеющими ОП, определены ст. 288 и 289 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей и налога в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения по ОП.

Что касается сумм авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, то они исчисляются и уплачиваются головной организацией как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом разрешается определить самостоятельно, какой из показателей будет применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Главное, чтобы выбранный показатель не изменялся в течение налогового периода.

Особенностью уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по ОП является исчисление их по ставкам, действующим на тех территориях, где расположены организация и каждое из ее ОП.

Уплата исчисленного налога и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) за отчетный или налоговый период аналогичны: головная организация-налогоплательщик в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязана представить соответствующие документы в налоговые органы и уплатить суммы налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП.

Налог на имущество организаций

Особенностью исчисления данного налога является то, что он распространяется только на ОП, имеющие отдельный баланс. При отсутствии такого баланса у головной организации проблем с отчетностью и уплатой станет меньше. Более подробно порядок определения налоговой базы рассмотрен в ст. 376 НК РФ, согласно которой в нее отдельно включается:

  • имущество по местонахождению организации;
  • имущество каждого ОП организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения организации и(или) ее ОП, имеющего отдельный баланс;
  • имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Статьей 384 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из таких ОП, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены эти ОП, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого ОП, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (т.е. при оценке имущества по кадастровой стоимости).

По объектам недвижимости, расположенных вне местонахождения организации или ее ОП, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из них. При этом порядок и сроки уплаты устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Порядок представления отчетности по ОП регулируется ст. 386 НК РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения ОП главой 21 НК РФ не предусмотрены. На основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе.

Однако, при оформлении счетов-фактур при осуществлении реализации через ОП, могут возникнуть определенные трудности. Ведь ошибки в его заполнении могут привести к отказу от возмещения налога контрагенту или к иным негативным последствиям.

Так, на основании пп. «а» п. 1 разд. II Правил заполнения документов применяемых при расчетах по НДС, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в случае если организация реализует товары (работы, услуги) через ОП, при составлении таких счетов-фактур их порядковый номер дополняется через разделительный знак цифровым индексом ОП, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Не менее важным вопросом оформления счетов-фактур через ОП является правильное указание реквизитов ИНН и КПП продавца. Так как налогоплательщиком НДС является организация, а не ее ОП, то при реализации через ОП товаров (работ, услуг) счета-фактуры могут выписываться только от имени организаций. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего ОП (см. письмо МФ РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038).

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    11 МИН

    Как выбрать систему налогообложения для ООО

    После регистрации компании нужно выбрать систему налогообложения. От неё зависит размер платежей, их график и способ ведения бухгалтерского учёта. Рассказываем, какие системы существуют и как выбрать самую выгодную для конкретного типа бизнеса.

    Что учесть при выборе системы

    Большинство режимов налогообложения имеют ограничения. Вот от каких параметров собственного бизнеса стоит отталкиваться при выборе:

    Вид деятельности организации

    Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) доступны не каждому бизнесу. Подробно разбираем ограничения режимов ниже.

    Количество сотрудников и сумма дохода

    Некоторые системы устанавливают лимиты по доходу и численности персонала. Если нарушите их, «слетите» с режима на ОСНО.

    Контрагенты и специфика бизнеса

    Подумайте, хотите ли работать с плательщиками НДС, открывать филиалы или менять поле деятельности. Выбирайте систему налогообложения с учётом планов на будущее.

    Общую систему налогообложения (ОСНО) назначают автоматически после регистрации ООО. И если вы не уведомили налоговую службу о выборе специального режима, придётся платить такие налоги:

    • Налог на недвижимое имущество организации. Ставка зависит от региона РФ, но не превышает 2,2 % от кадастровой (по оценке государства) или остаточной (с учётом износа) стоимости имущества (ст. 380 НК РФ).
    • Налог на прибыль. Ставка налога — 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. В некоторых регионах ставка может быть снижена до 12,5 % на усмотрение местных властей. Сумма налога рассчитывается с разницы между доходами и расходами.
    • Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка — 20 %. НДС облагается выручка от реализации продукции.

    Плюсы системы

    На ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, количеству сотрудников и арендуемым площадям для ведения бизнеса. Кроме того, это выгодная система для организаций, которые сотрудничают с компаниями — плательщиками НДС. При использовании ОСНО ваши партнёры могут уменьшить сумму выплат в бюджет на сумму НДС от полученных от вас работ, услуг и товаров.

    Минусы системы

    ОСНО — непростая система налогообложения из-за сложности расчётов, строгости налоговой службы к выплатам НДС, большого количества отчётности (к примеру, нужны отдельные ежеквартальные декларации по прибыли компании, книги учёта всех продаж и покупок) и высокой налоговой нагрузки.

    Упрощённая система налогообложения (УСН) — режим, специально созданный для предприятий малого и среднего бизнеса. Его ещё называют «упрощёнкой», потому что вместо трёх налогов, как на ОСНО, нужно платить один, а сдавать отчётность по налогу — раз в год. Налог перечисляется авансовыми платежами за первый квартал, 6 месяцев текущего года, 9 месяцев и итоговым платежом за весь год (за вычетом авансовых).

    Для использования УСН есть ряд ограничений:

    • По виду деятельности. Банки, страховые организации, нотариусы, инвестиционные фонды и некоторые другие виды бизнеса не могут применять «упрощёнку» (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
    • По размеру сети. Если у вашей компании есть филиалы или представительства в других населённых пунктах, УСН тоже не для вас.
    • По количеству сотрудников — не более 100 человек.
    • По размеру годового дохода — не более 150 млн рублей.
    • По остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн рублей.
    • По доле участия других юрлиц— не более 25 %.

    УСН бывает двух видов: «доходы» и «доходы минус расходы». Если объект налогообложения — доходы, ставка будет 6 %. Если объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка — 15 % (все расходы нужно подтверждать документально).

    Комбинировать или менять ставку по УСН в течение года нельзя. Изменить тип УСН или перейти на другую систему налогообложения можно один раз в год. Для этого нужно подать уведомление в ФНС до 31 декабря текущего года.

    Чтобы выбрать тип УСН, посчитайте, чего в организации меньше: доходов или расходов. Если расходы сложно подтверждать документами или они меньше доходов на 60 %, выгоднее выбрать объектом налогообложения доходы и ставку 6 %. В противном случае выбирайте тип «доходы минус расходы» и 15 %-ю ставку.

    Плюсы системы

    На УСН проще платить налоги и отчётность не сложная. Кроме того, можно выбрать удобный для деятельности компании объект налогообложения — тип УСН, от которого будет зависеть налоговая ставка.

    Минусы системы

    УСН могут использовать не все компании, а для режима «доходы минус расходы» устанавливается обязательная минимальная ставка — 1 % от доходов. Его придётся платить, даже если расходы превысили доходы.

    Применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут только компании, занимающиеся растениеводством, животноводством, выращиванием рыб, сельским и лесным хозяйством, и компании, которые оказывают услуги сельхозтоваропроизводителям.

    Ставка налога — 6 %, но в регионах она может быть снижена до 0 %. С 2019 года предприятия на ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 8 335-ФЗ). То есть при реализации продукции и оказании услуг, а также при получении аванса от покупателя и заказчика необходимо начислять НДС 20 %, а затем платить этот налог в бюджет.

    Но согласно п. 1 ст. 145 НК РФ от уплаты НДС на ЕСХН можно отказаться. Право на отказ имеют организации, которые подали в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН и уведомление на освобождение от НДС в течение одного календарного года. При условии, что величина дохода от деятельности компании на ЕСХН без учёта НДС не превысила 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020, 70 млн рублей за 2021, 60 млн рублей за 2022 и последующие годы.

    Условие перехода на ЕСХН — доход от сельского хозяйства более 70 %. В бюджет выплачивается авансовый платёж по итогам первого полугодия и сумма налога за год (за вычетом авансового платежа).

    Плюсы системы

    Основное преимущество ЕСХН — уплата двух налогов вместо трёх при ОСНО. Выплаты в бюджет, авансовый платёж и итоговый, нужно перечислять раз в полгода, отчётность по налогу сдавать раз в год.

    Минусы системы

    Воспользоваться ЕСХН не смогут фирмы, которые закупают или перерабатывают сельхозпродукцию. Эта система налогообложения предназначена только для производителей товаров и поставщиков услуг в сфере сельского хозяйства.

    Ещё один специальный режим — единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Сумма налога зависит от конкретного вида деятельности организации, размера торговых площадей, количества сотрудников и других физических показателей.

    Самыми распространёнными сферами, где можно применять ЕНВД, являются общепит (не относящийся к здравоохранению и соцучреждениям), розничная торговля и бытовые услуги.

    Согласно ст. 2 178-ФЗ этот налоговый режим действует до 2021 года, позже он может быть продлён или отменён. Кроме того, в некоторых регионах ЕНВД не применяется. Действует в данном регионе «вменёнка» или нет, нужно уточнять на сайтах местных учреждений. В частности, в Москве ЕНВД применять нельзя.

    2.2 Классификация налогов

    В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

    • федеральные:
    • региональные;
    • местные.

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

    При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

    • общие;
    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

    В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

    В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

    • закрепленные;
    • регулирующие.

    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

    Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

    Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

    Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

    Налоги, уплачиваемые физическими лицами

    Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

    Читайте также: