Охарактеризуйте бюджетный кодекс рф и налоговый кодекс рф как источники финансового права

Опубликовано: 13.05.2024

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих пра­вовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.
Акты федеральных органов подразделяются на Законы Россий­ской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче­ скую силу, прямое действие и применяется на всей террито­ рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
б) Акты Федерального Собрания РФ:
%/ федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституци­онный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Прези­дентом РФ и обнародованию;
федеральные законы. Федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рас­смотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в те­чение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обна­родованию;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, поста­новления и др.).

Подзаконные федеральные акты:
• указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ;
нормативное акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
конституции, уставы субъектов федерации;
законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов РФ:
указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
нормативные акты министерств субъектов РФ;
приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на терри­тории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.,

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если между­народным договором РФ установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финан­сового права, принято определять как финансовое законодатель­ство.

Финансовое законодательство РФ составляют:
Конституция РФ;
Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000 № 1476);
Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 № 104-ФЗ) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ);

Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 15-ФЗ), часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ (11.11.2003 № 138-ФЗ), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2002 № 135-ФЗ):
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов ин­весторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 2.9.07.98 № 136-ФЗ;
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федера­ции" от 11.01.95 № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08.12.92 № 1556;
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 196-ФЗ);
Федеральный закон "О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 194-ФЗ);
Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Россий­ской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1 (в ред. ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке Рос­сии)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 191-ФЗ);
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и ва­лютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 (в ред. ФЗ от 07.07.2003 № 116-ФЗ);
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
и другие нормативно-правовые акты.

Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Прави­тельства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресован­ные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, долж­ностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах.

К источникам финансового права относятся:

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Мин­фина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации по­ложений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Важнейшим источником, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные нормы различных отраслей права, в том числе финансового. Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие федеративное устройство России (ст. 1, 5, 65, 66), разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72), определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента Российской Федерации (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106), Правительства Российской Федерации (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57). Нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности, конкретизируются в федеральных законах.

В системе источников финансового права отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий нормы финансового права. Отсутствие такого акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права — бюджетному и налоговому праву.

Нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, состоящем из двух частей: часть первая устанавливает общие положения законодательства о налогах и сборах, часть вторая регулирует порядок уплаты отдельных видов налогов и сборов.

В систему источников финансового права входит целый рад федеральных законов. Среди них наиболее важным является федеральный закон о федеральном бюджете, который определяет и регламентирует всю финансовую деятельность государства на определенный период. Значимость этого закона определяется тем, что он может изменять, дополнять, приостанавливать или отменять некоторые положения других федеральных законов, когда бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию

Большое значение имеют федеральные законы, регулирующие как общие сферы применения финансовых отношений, так и отдельные их отрасли. Например, в сфере банковского кредитования — федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»', в области страхования — Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие законы, регулирующие страховые отношения.

Особое место в системе отраслевых источников финансового права занимает Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

К источникам финансового права относятся нормативные пра-вовые акты Президента Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, а также закрепляющие полномочия органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности1. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах Правительства Российской Федерации.

В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации.

Источниками финансового права являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, которые регулируют определенные отношения, скла-дывающиеся на финансовом рынке (например, соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации).

К источникам финансового права отнесены и решения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку Конституционный Суд в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя толкование и конкретизацию норм Конституции Российской Федерации. Особое значение имеют право-вые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении проблем законодательства о налогах и сборах.

В систему источников финансового права входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения соответствующего уровня.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) составной частью правовой системы России являются международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Данное конституционное положение отражено в Бюджетном (ст. 4) и Налоговом (ст. 7) кодексах, что позволяет отнести международные договоры к источникам финансового права.

Контрольные вопросы и задания

Является ли финансовое право самостоятельной отраслью права?

Назовите предмет финансового права.

Каковы особенности метода финансового права?

С какими отраслями права пересекается финансовое право?

Раскройте общие принципы финансового права.

Каковы специфические принципы финансового права?

Что включает в себя система финансового права?

Назовите источники финансового права.

' См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.

date image
2015-05-23 views image
2269

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



I. Понятие, системы и источники финансового права.

II. Бюджетный кодекс РФ. Структура и основные начала.

III. Налоговый кодекс РФ. Структура и основные начала.

IV. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

Литература: Конституция РФ (1993г.), Бюджетный кодекс РФ (1998г.), Налоговый кодекс часть I (1998г.) и часть II (2000г.), «Финансовое право» под редакцией Химичевой (учебное пособие, 2000г.), «Финансовое право» под редакцией Грачевой (2000г.).

Одной из отраслей российской правовой системы является финансовое право. Финансовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Сфера действия финансового права – это отношения, которые возникают в результате применения государством такого экономического рычага, как финансы.

Предметом регулирования финансового права являются финансовые отношения, складывающиеся:

Во-первых, между государством, во главе с президентом, и административно-территориальными делениями России.

Во-вторых, между финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов.

В-третьих, между финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения финансовых доходов государства.

В-четвертых, между юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений.

В-пятых, между финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.

Источниками финансового права являются основной закон РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Федеральный законы и подзаконные акты.

Система финансового права – совокупность объективных и обусловленных финансовых общественных отношений, в которых в определенной последовательности построены, объединены и расположены финансово-правовые нормы. Система финансового права состоит из двух частей:

1) Общая часть, нормы которой закрепляют общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, а также субъектов федерации.

2) Особенная часть – состоит из финансовых институтов, где сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области государственных расходов, государственного кредита, государственного страхования, банковского кредита и т.д. Это называется системой финансового права.

Финансовая система государства – совокупность и взаимосвязь различных звеньев финансов, которые образуют единую финансовую систему, состоящую из бюджетов всех уровней, финансов предприятий, организаций и отраслей хозяйства.

Центральным институтом финансовой системы является бюджет.

Бюджет – это закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств.

Основы бюджетного устройства закреплены в статьях 71, 106, 114 Конституции РФ. В них также содержатся полномочия государственных органов по составлению и исполнению бюджета. Самый сложный процесс – бюджетный (более 2,5 лет – от составления до отчета об исполнении).

5 стадий процесса:

1) Составление проекта бюджета (составляет министерство финансов).

2) Обсуждение проекта.

3) 4 чтения в Думе, принимается в виде закона о государственном бюджете.

4) Исполнение бюджета (бюджетный год длится 13 месяцев)

5) Отчёт об исполнении бюджета (до 15 мая следующего года).

Бюджетный кодекс принят Думой 17 июля 1998 года. Кодекс состоит из 5 частей:

1 часть – Общие положения.

2 часть – Бюджетная система.

3 часть – Бюджетный процесс.

4 часть – Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

5 часть – Заключительные положения.

1) Бюджетный кодекс служит финансового регулирования в стране.

2) Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений.




3) Бюджетный кодекс определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Одним из главных источников бюджета являются налоги.

Система норм использования налогов – налоговое право. Налоги составляют более 80% доходной части бюджета.

Налоги – это платежи, вносимые в бюджет на основании нормативно-правового акта, вносимые в бюджет юридическими и физическими лицами, безвозмездно, в определенных размерах, в установленные сроки, для удовлетворения государственных потребностей.

Налоговые правоотношения состоят из субъектов, объектов, содержания. Субъекты – плательщики налогов, юридические или физические лица, которые обязаны, в силу закона, платить налога.

Содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности субъектов. Главным источником является Конституция РФ и Налоговый кодекс:

1 часть принята Думой 16 июля 1998г.

2 часть принята в 2000 году.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в том числе:

1) Налоговый кодекс определяет виды налогов и сборов.

2) Налоговый кодекс устанавливает основания возникновения и порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.

3) Определяет основания начала установления налогов и сборов с субъектов федерации и местных самоуправлений.

4) Устанавливает права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Налоговое право имеет свою систему, которая включает в себя виды налогов и платежей. По уровню бюджетов налоги бывают федеральные, региональные и местные.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

По характеру собирания и использования: общие, целевые.

­– налоги, уплачиваются юридические лица

– уплачивает физическими лицами

2 часть Налогового Кодекса принята 29 декабря 2000 года Государственной Думой и вступила 1 января 2001 года.

– налог на добавочную стоимость

– налог с физических лиц

– единый социальный налог.

Единый социальный налог, согласно кодексу, включает в себя налоговую базу:

До 100 тыс.р. – налог 35 600 р.

От 100 001р. – 300 тыс.р. – налог 35 600 р. + 20%

От 300 001р. – до 600 тыс.р. – налог 75 600 р. + 10%

Свыше 600 тыс.р. – налог 105 600 р. + 2%

Не резиденты (иностранцы и лица без гражданства) – 30%

Игровой бизнес – 35%

Российское законодательство определяет валютное регулирование и валютный контроль. В России функционируют 2 вида валют:

Валютное регулирование – деятельность государственных органов, направленная на регламентацию порядка совершения валютных операций. Основы организации и осуществление валютного регулирования определяется федеральным законом «О валютном регулировании и контроле», который принят верховным советом в 1992 году.

Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Основным органом валютного регулирования является Центральный Банк, который издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России, как резидентам и не резидентами. Проводит все виды валютных операций, осуществляет валютный контроль.

Валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля являются Центральный Банк, правительство России, Федеральная Служба РФ по валютному и экспортному контролю, Государственный и Таможенный Комитеты.

Источники финансового права

Под источниками финансового права понимаются правовые акты, содержащие нормы финансового права, издаваемые представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Особенностью финансового права является отсутствие какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, например, кодекса. Главным источником финансового права, как и большинства иных отраслей права, является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

Данные источники устанавливают основы правовой организации финансовой деятельности Российской Федерации (ее субъектов) как в целом, так и по ее отдельным направлениям, то есть имеют прямую финансово-правовую направленность. Так, например, в статье 57 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В ней также говорится, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению федерации и ее субъектов согласно статьи 72 Конституции РФ относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Часть 5 статьи 101 Конституции РФ устанавливает право Счетной палаты осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета и т. д.

Значительную группу источников финансового права представляют законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые регулируют различные виды финансовых отношений.

Наиболее же важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, поскольку наиболее полно регулируют определенный круг общественных отношений. К числу кодифицированных актов в области финансового права следует отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации1 (введен в действие с 1 января 2000 года) и Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1 введена в действие с 1 января 1999 года, ч. 2 - с 1 января 2001 года).

Далее в названной группе источников финансового права следует выделить федеральные законы. К ним относятся закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле»; федеральный закон от 11 января 1995 года «О Счетной палате Российской Федерации», федеральный закон от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; федеральный закон от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

При этом необходимо учитывать, что многие федеральные законы являются источником финансового права не полностью, а в определенной части, поскольку наряду с финансово-правовыми нормами содержат нормы других отраслей права.

За последние годы возросла нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, акты которых также относятся к числу источников финансового права. Так, в частности, принят ряд законов субъектов Российской Федерации о налогах, о бюджетном устройстве, бюджетном процессе, утверждены положения о внебюджетных фондах, о местных налогах и т. д.

Следующую группу источников финансового права составляют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в области финансов, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отдельную группу источников финансового права следует выделить нормативные правовые акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и т. д. Названные органы издают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. д.), регулирующие ту или иную сферу финансовой деятельности.

Данные акты могут издаваться названными органами как самостоятельно, так и совместно с иными федеральными органами исполнительной власти (например, Государственный таможенный комитет РФ) и должны строго соответствовать законодательству.

К числу источников финансового права относятся также акты органов государственного управления, направленные на регулирование финансовых вопросов в рамках деятельности соответствующего органа, - приказы, инструкции, положения, руководства, издаваемые министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Также источниками финансового права считаются и локальные нормативные акты, содержащие финансово-правовые нормы, то есть акты, принимаемые администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений по финансовым вопросам.

В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами, имеющие приоритет перед иными нормативными актами страны.

Читайте также: