Оформите в виде таблицы сравнительный анализ налог сбор парафискальные платежи

Опубликовано: 17.05.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

1)Оформите в виде таблицы сравнительный анализ «Налог» «Сбор»

ID (номер) заказа

1)Оформите в виде таблицы сравнительный анализ «Налог» «Сбор», «Парафискальные платежи». Составьте таблицу элементов юридического состава налогов (отдельно включив графу факультативные и дополнительные элементы налога с указанием соответствующей ст. НК РФ по каждому налогу). 2) Опишите кратко, тезисно с примерами на каждый случай указанный в ст. 5 НК РФ порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (необходимо выписать любые ФЗ о внесении изменений в НК РФ для каждого случая указанного в ст. 5 НК РФ). 3) Опишите последовательно действия налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком налоговой обязанности (отдельно в отношении организаций и физических лиц). 4) Сформулируйте кратко алгоритм действий налогового органа при принудительном и при судебном порядке взыскания задолженности, раздельно в отношении физических лиц и ИП, организаций с указанием соответствующих ст. НК РФ. 5) Опишите особенности постановки на учет в налоговом органе отдельных категорий налогоплательщиков. 6) Сделайте сравнительный анализ камеральной и выездной налоговой проверки (критерии сравнения с указанием сходства и различия). Сравните с иными формами налогового контроля (выполнить схематично, в таблице). Укажите какие из перечисленных мероприятий налогового контроля проводятся и при какой форме: осмотр помещений и территорий, документов и предметов; истребование и выемка документов; экспертиза; привлечение специалиста; участие переводчика. 7) Опишите этапы рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесение решения по итогам ее проведения. Укажите характерные особенности при каждом виде налоговых проверок и форм налогового контроля, в т.ч. учитывая особенности, предусмотренные в ст. 101.4 НК РФ, ст. 105.17, раздел V. 2. НК РФ. 8) Перечислите и охарактеризуйте виды юридической ответственности, предусмотренные законодательством РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах. 9) Опишите гарантии и способы защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов с указанием конкретных ст. НК РФ. 10) Проведите характеристику и сравнительный анализ административного и судебного порядка защиты прав (оформив в виде таблицы) прим* Страницы нумеруются вверху, в середине, за исключением титульного листа. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Компьютерный текст выполняется с одинарным интервалом, шрифт «TimesNewRoman» кегля 14, сноски шрифт «TimesNewRoman» кегля 10 по необходимости (можно без сносок)

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

План работы с родителями

Контрольная, Методика воспитательной работы в начальной школе

Срок сдачи к 26 мая

Контрольная, Внутрифирменное планирование

Срок сдачи к 27 мая

Написать теоретическую часть к контрольной работе по дисциплине по любой теме из приложенной методички

Контрольная, Экономическая оценка инвестиций и управление проектам

Срок сдачи к 24 мая

Решить 3 задания на выбор

Срок сдачи к 27 мая

"Мир глазами ребенка с растройствами аутистического спектра"

Эссе, Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра

Срок сдачи к 24 мая

10:00, думаю за 2 часа можно сделать, 9 заданий

Срок сдачи к 20 мая

контрольная и лабораторные

Срок сдачи к 1 июня

завтра в 10:00 по МСК экзамен. нужна помощь.экзамен будет с 10:00 до 12:00.

Онлайн-помощь, теплотехника вентиляция ,кондицианирование .

Срок сдачи к 21 мая

особенности религиозной жизни людей нетрадиционной сексуальной.

Срок сдачи к 31 мая

Решение задач, Металлические конструкции, товключая сварку

Срок сдачи к 24 мая

Схема Отрезного оттянутого вправо резца

Срок сдачи к 26 мая

Курсовая, Теория государства и права

Курсовая, Правонарушения: понятие, виды

Срок сдачи к 5 июня

1.Составить конспект 2. Разработать классный час

Контрольная, Методика воспитательной работы в начальной школе

Срок сдачи к 26 мая

Сделать базу данных на SQL

Лабораторная, база данных

Срок сдачи к 28 мая

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 24 мая

Преддипломная практика тема вкр - анализ финансовых результатов.

Отчет по практике, Экономика

Срок сдачи к 24 мая

нужно сделать небольшие таблицы по физической культуре

Другое, физическая культура

Срок сдачи к 21 мая

Образ будущего сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

Курсовая, государственное и муниципальное управление

Понятие налога, сбора и пошлины.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

НалогСборПошлина
Целевое назначениеУказаноНе указаноНе указано
Периодичность внесенияДаНетНет
Индивидуальная возмездностьНетДаДа
Устанавливается
уровнем
власти
Федеральный,
региональный,
местный
Федеральный,
региональный,
местный
Только
федеральный

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

Тема 2. Сущность и роль налоговых платежей.

План

1. Происхождение налогов. Основные этапы их развития.

2. Налоговые теории: понятие и виды.

3. Понятие и признаки налога.

4. Соотношение налога и других обязательных платежей.

5. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение.

6. Функции налогов.

7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.

Вопросы и задания

1. С чем связано появление налогов в обществе? Какие этапы можно выделить в развитии налогообложения?

2. В чем заключались особенности развития налогообложения в России?

3. Дайте определение налоговой теории. Что изучают общие и частные теории налогообложения?

4. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие сущность и предназначение налогов. Какая теория кажется вам наиболее обоснованной и почему?

5. В чем заключается содержание частных теорий налогообложения?

6. В каких аспектах можно рассматривать понятие налога? Как соотносятся понятия «налог», «налоговый платеж», «обязательный платеж», «парафискалитет»?

7. Дайте юридическое определение налога, охарактеризуйте его признаки.

8. Назовите понятие и отличительные признаки сбора. Что представляет собой государственная пошлина? В каких случаях она уплачивается?

9. Разграничьте налог и сбор по юридическим характеристикам.

10. В чем заключаются основные функции налога? Как они соотносятся с дополнительными функциями?

11. В чем заключается «установление налогов» и «введение налогов»?

Задачи и упражнения

№ 1. На основании сравнительного анализа налогового законодательства, Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках» выделите критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов. Назовите примеры парафискальных сборов.

Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?

Однако, помимо всех этих сборов последнее время некоторые авторы выделяют так называемыепарафискальные сборы(прафискалитеты) (См. Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение, 2007, № 7; Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение, 2007, №5).

Одной из отправных точек для выделение группы парафискальный сборов стало Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П, в котором анализируются положения Федерального закона "О связи", посвященные отчислениям операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. А также, возможно, существование выделения группы подобных платежей в иностранных правовых системах.

Парафискалитет - это сбор, установленный в экономических или соци­альных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного пра­ва, не являющихся государственными, местными органами.

Авторами выделяются также примерные критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов (в соответствии с источниками, ссылка на которые содержится выше):

1. Различие по субъектам, обязанным уплачивать соответствующие сборы: фискальные сборы взимаются с физических лиц и организаций, заинтересованных в получении от уполномоченного субъекта юридически значимых действий, а парафискальные сборы взимаются с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии определенной хозяйственной отрасли.

2. Важным признаком фискального сбора является возмездность, которая у парафискального сбора либо отсутствует, либо не столь очевидна (т.е. специфична).

3. Разница в цели взимания: цель фискального сбора — покрытие расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискального сбора — защита прав и интересов определенной группы субъектов.

Примеры парафискальных сборов:

1. Портовые сборы, взимаемые администрацией морских портов (кора­ бельный сбор), ФГУП «Росморпорт» (канальный, навигационный, маячный и ледокольный сборы), ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъекта­ ми, оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и экологической безопасности в порту (лоцманский и экологический сбор

2. Компенсационные выплаты за пролет над территорией Российской Федерации.

После создания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (в процессе приватизации) Аэрофлот перестал представлять за границей всю граждан-

скую авиацию России. По данным европейских парламентариев, компенса­ционные выплаты Аэрофлоту в 2003 году превысили 300 млн. долл. США, в 2004-2005 годах компенсационные выплаты иностранных авиакомпаний составили порядка 250 млн. долл. США в год. По оценкам отдельных экс­пертов, часть получаемых средств Аэрофлот передавал государственным структурам, в частности Минтрансу России, Росавиации и другим государ­ственным организациям. Для своих нужд Аэрофлот оставлял ориентиро­вочно 100 млн. долл. США (по данным Минфина России). Актуальные све­дения о состоянии дел с поступлениями компенсационных выплат ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в ходе настоящей проверки получены не были, т.к. указанное акционерное общество не являлось объектом про­верки, а сведения о размере получаемых им компенсационных выплат отно­сятся к коммерческой тайне.

3. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизве­дение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, преду­смотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (далее - РСП) (общественное объединение по управлению правами правообладателей на коллективной основе, созданное правообладателями в соответствии с нормами Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации).

Для достижения уставной цели РСП имеет право направлять до 60 % собранных средств в специальные фонды, преследующие в интересах пра­вообладателей социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные или иные общественно полезные цели. Кроме того, РСП удержи­вает до 25 % из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого возна­граждения.

Ставка и база расчета определены постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

В соответствии с указанным постановлением плательщиками - произво­дителями и импортерами оборудования и материальных носителей, уплачи­вается 1 % от цены реализации единицы оборудования или материального носителя.

Распределение собранного вознаграждения производится аккредито­ванной организацией в следующей пропорции:

- 40 % - авторам произведений, зафиксированных в фонограммах, и ав­ торам аудиовизуальных произведений;

- 30 % - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в фоно­ граммах и в аудиовизуальных произведениях;

- 30 % - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

— Отчисления оператора связи в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков (ст.ст.59 и 60 ФЗ "О связи"); 1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

— Страховые взносы банков, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках".

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Может появится резонный вопрос: а к чему, собственно, городить огород? Ответ простой: появилась группа платежей, которые не являются гражданско-правовыми и одновременно не подпадают под признак фискальных сборов. Следовательно, возникает "правовой вакуум", который должен быть заполнен.

№ 2. Адвокат Ковалев С.Н. подал налоговую декларацию в налоговые органы, указав предполагаемый доход за 2015 год в сумме 400 000 рублей. На основании декларации налоговой инспекцией были начислены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц. Первый авансовый платеж в сумме 26 000 рублей следовало уплатить в срок до 15.07.2015, однако Ковалев С.Н. этого не сделал, поскольку находился в отпуске.

Налоговая инспекция начислила Ковалеву С.Н. в соответствии со статьей 75 НК РФ пеню за несвоевременную уплату авансового платежа, а также штраф за неуплату налога в установленный срок.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

Тема 2. Сущность и роль налоговых платежей.

План

1. Происхождение налогов. Основные этапы их развития.

2. Налоговые теории: понятие и виды.

3. Понятие и признаки налога.

4. Соотношение налога и других обязательных платежей.

5. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение.

6. Функции налогов.

7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.

Вопросы и задания

1. С чем связано появление налогов в обществе? Какие этапы можно выделить в развитии налогообложения?

2. В чем заключались особенности развития налогообложения в России?

3. Дайте определение налоговой теории. Что изучают общие и частные теории налогообложения?

4. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие сущность и предназначение налогов. Какая теория кажется вам наиболее обоснованной и почему?

5. В чем заключается содержание частных теорий налогообложения?

6. В каких аспектах можно рассматривать понятие налога? Как соотносятся понятия «налог», «налоговый платеж», «обязательный платеж», «парафискалитет»?

7. Дайте юридическое определение налога, охарактеризуйте его признаки.

8. Назовите понятие и отличительные признаки сбора. Что представляет собой государственная пошлина? В каких случаях она уплачивается?

9. Разграничьте налог и сбор по юридическим характеристикам.

10. В чем заключаются основные функции налога? Как они соотносятся с дополнительными функциями?

11. В чем заключается «установление налогов» и «введение налогов»?

Задачи и упражнения

№ 1. На основании сравнительного анализа налогового законодательства, Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках» выделите критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов. Назовите примеры парафискальных сборов.

Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?

Однако, помимо всех этих сборов последнее время некоторые авторы выделяют так называемыепарафискальные сборы(прафискалитеты) (См. Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение, 2007, № 7; Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение, 2007, №5).

Одной из отправных точек для выделение группы парафискальный сборов стало Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П, в котором анализируются положения Федерального закона "О связи", посвященные отчислениям операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. А также, возможно, существование выделения группы подобных платежей в иностранных правовых системах.

Парафискалитет - это сбор, установленный в экономических или соци­альных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного пра­ва, не являющихся государственными, местными органами.

Авторами выделяются также примерные критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов (в соответствии с источниками, ссылка на которые содержится выше):

1. Различие по субъектам, обязанным уплачивать соответствующие сборы: фискальные сборы взимаются с физических лиц и организаций, заинтересованных в получении от уполномоченного субъекта юридически значимых действий, а парафискальные сборы взимаются с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии определенной хозяйственной отрасли.

2. Важным признаком фискального сбора является возмездность, которая у парафискального сбора либо отсутствует, либо не столь очевидна (т.е. специфична).

3. Разница в цели взимания: цель фискального сбора — покрытие расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискального сбора — защита прав и интересов определенной группы субъектов.

Примеры парафискальных сборов:

1. Портовые сборы, взимаемые администрацией морских портов (кора­ бельный сбор), ФГУП «Росморпорт» (канальный, навигационный, маячный и ледокольный сборы), ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъекта­ ми, оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и экологической безопасности в порту (лоцманский и экологический сбор

2. Компенсационные выплаты за пролет над территорией Российской Федерации.

После создания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (в процессе приватизации) Аэрофлот перестал представлять за границей всю граждан-

скую авиацию России. По данным европейских парламентариев, компенса­ционные выплаты Аэрофлоту в 2003 году превысили 300 млн. долл. США, в 2004-2005 годах компенсационные выплаты иностранных авиакомпаний составили порядка 250 млн. долл. США в год. По оценкам отдельных экс­пертов, часть получаемых средств Аэрофлот передавал государственным структурам, в частности Минтрансу России, Росавиации и другим государ­ственным организациям. Для своих нужд Аэрофлот оставлял ориентиро­вочно 100 млн. долл. США (по данным Минфина России). Актуальные све­дения о состоянии дел с поступлениями компенсационных выплат ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в ходе настоящей проверки получены не были, т.к. указанное акционерное общество не являлось объектом про­верки, а сведения о размере получаемых им компенсационных выплат отно­сятся к коммерческой тайне.

3. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизве­дение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, преду­смотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (далее - РСП) (общественное объединение по управлению правами правообладателей на коллективной основе, созданное правообладателями в соответствии с нормами Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации).

Для достижения уставной цели РСП имеет право направлять до 60 % собранных средств в специальные фонды, преследующие в интересах пра­вообладателей социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные или иные общественно полезные цели. Кроме того, РСП удержи­вает до 25 % из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого возна­граждения.

Ставка и база расчета определены постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

В соответствии с указанным постановлением плательщиками - произво­дителями и импортерами оборудования и материальных носителей, уплачи­вается 1 % от цены реализации единицы оборудования или материального носителя.

Распределение собранного вознаграждения производится аккредито­ванной организацией в следующей пропорции:

- 40 % - авторам произведений, зафиксированных в фонограммах, и ав­ торам аудиовизуальных произведений;

- 30 % - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в фоно­ граммах и в аудиовизуальных произведениях;

- 30 % - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

— Отчисления оператора связи в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков (ст.ст.59 и 60 ФЗ "О связи"); 1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

— Страховые взносы банков, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках".

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Может появится резонный вопрос: а к чему, собственно, городить огород? Ответ простой: появилась группа платежей, которые не являются гражданско-правовыми и одновременно не подпадают под признак фискальных сборов. Следовательно, возникает "правовой вакуум", который должен быть заполнен.

№ 2. Адвокат Ковалев С.Н. подал налоговую декларацию в налоговые органы, указав предполагаемый доход за 2015 год в сумме 400 000 рублей. На основании декларации налоговой инспекцией были начислены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц. Первый авансовый платеж в сумме 26 000 рублей следовало уплатить в срок до 15.07.2015, однако Ковалев С.Н. этого не сделал, поскольку находился в отпуске.

Налоговая инспекция начислила Ковалеву С.Н. в соответствии со статьей 75 НК РФ пеню за несвоевременную уплату авансового платежа, а также штраф за неуплату налога в установленный срок.

Читайте также: