Расчет по налогам и сборам рб

Опубликовано: 28.04.2024

Toggle navigation

Наши услуги

Мы стараемся для вас и публикуем свежие новости в сфере бухгалтерских услуг.

Налоговый учет

Налоговый учет и отчетность – это осуществление плательщиком и прочими обязанными лицами учета всех объектов налогообложения, а также определение налоговой базы по налоговым сборам и пошлинам, согласно расчету корректировок данных бухучета, если налоговое законодательство не установило нечто иное. Главной целью ведения налогового учета является осуществление налогового контроля и последующее налогообложение с уплатой в государственный бюджет. Основывается налоговый учет и отчетность на данных бухучета или других сведениях об объектах, подлежащих налогообложению, подтвержденных документально.

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность подразумевают формирование полной и достоверной информации об объектах, которые подлежат налогообложению. Также они включают в себя расчет показателей, которые применяются при вычислении налоговой базы, благодаря чему определяются налоговые платежи за отчетный период. Обязанность ведения налогового учета и отчётности полностью лежит на заказчике, а порядок его ведения определяется Налоговым Кодексом и Инструкцией, которая утверждается Министерством финансов, а также Министерством по налогам и сборам.

Налоговые декларации

Налоговый учет и отчетность всегда проистекают из бухгалтерского учета. По окончанию каждого учетного периода (как правило, это один календарный месяц) организация должна подвести итоги о своей деятельности и подсчитать финансовый результат. Выясняется, сработало предприятие в убыток или в прибыль – это определяется на основании суммы денежных средств, полученных от всех видов деятельности за вычетом расходов. Все полученные данные вносятся в налоговую декларацию, а после предоставляются в ИМНС по месту поставки на учет точно к определенным срокам (чаще всего – не позднее 20-го числа следующего отчетного месяца).

Налоговая декларация – это документ, созданный по установленной форме налогоплательщиком, в котором сообщается обо все доходах, полученных им в течение отчетного периода, а также о налоговых льготах и основаниях для их получения. В соответствии с этими данными рассчитывается база налогообложения, а после указывается итоговая сумма, которую необходимо перечислить в бюджет государства.

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность могут вестись как в бумажном, так и в электронном виде. Однако предприятия, которые являются плательщиками НДС, а также компании с численностью штата свыше 50 человек – должны направлять декларации в виде электронных документов.

Согласно Налоговому кодексу, ИМНС может получать от субъектов также и бухгалтерские отчеты - годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля после отчетного года.

Регистры налогового учета и отчётности

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность подразумевают, что для заполнения всех строк декларации необходимо каждый месяц составлять соответствующие регистры. Их форма и порядок определены Инструкцией министерства по налогам и сборам. В 2016 году были выделены регистры доходов, расходов, а также расчётных корректировок.

Регистры доходов в налоговом учете и отчетности включают в себя:

  • Реестр доходов, поступивших от реализации. Такие доходы включают в себя выручку от продажи выпускаемой продукции, а также от оказания услуг, от перепродажи товаров и от реализации других ценностей (организации расширяют этот список на основании сферы своей деятельности);
  • Реестр доходов, поступивших от внереализационных операций, список которых можно найти в Законе «О налогах на доходы и прибыль»;
  • Реестр доходов, поступивших из-за рубежа в результате внешнеэкономической деятельности, которую ведет организация.

Регистры расходов в налоговом учете и отчетности включают в себя:

  • Расходы, потраченные на реализацию, такие как: траты на производство, продажу продукции, на перепродажу, а также издержки, которые понесены от реализации других ценностей;
  • Реестр расходов от операций внереализационного характера, список которых также определен в Законе «О налогах на доходы и прибыль»;
  • Реестр расходов на внешнеэкономическую деятельность за пределами РБ.

Регистр расчетных корректировок включает в себя информацию обо всех изменениях, которые производились в данных бухгалтерского учета. Там указываются значения показателей, которые имелись до осуществления корректировок, прописываются основания для их проведения, подсчитываются суммы, на которые были уменьшены или увеличены данные, производится оценка параметров после проведения операции, а также даются итоговые значения бухгалтерского учета после всех корректировок.

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации - с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Расчеты в иностранных валютах учитываются на счетах этого раздела в белорусских рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей.

Расчеты в иностранных валютах учитываются на счетах этого раздела обособленно, то есть на отдельных субсчетах.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

На счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»;

68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»;

68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»;

68-4 «Налоги на доходы физических лиц»;

68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

На субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг» учитываются расчеты по чрезвычайному налогу и обязательным отчислениям в государственный фонд содействия занятости, земельному налогу (платежам за землю), налогу за пользование природными ресурсами и по другим налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг.

На субсчете 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» учитываются расчеты по налогу на продажу товаров в розничной торговой сети, налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу с продаж автомобильного топлива и другим налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции, работ, услуг.

На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и другим налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.

На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу с физических лиц.

На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностранных юридических лиц, на приобретение автотранспортных средств, на рекламу и другим налогам и сборам, вводимым местными Советами депутатов на территориях своих административно-территориальных единиц.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к уплате в бюджеты.

Кроме того, по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, а также административных штрафов, госпошлины, подлежащие уплате в бюджет.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные с кредита счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджет в соответствии с законодательством отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями» или счетов учета расчетов.

Предоставленная отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством отражается в бухгалтерском учете на отдельном субсчете к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При перечислении в бюджет налогов и сборов, налоговых санкций и пени, а также административных штрафов, госпошлины производится запись по дебету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

1) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком

2) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также обладающие признаками налогов, сборов, иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь

3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства

4) не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь

5) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими налоговые отношения объекты проверки Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) N 166-З от 19 декабря 2002 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З,от 15.10.2010 N 174-З) и особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь N 71-З от 29 декабря 2009 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 10.01.2011 N 241-З).

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым налогам и сборам предназначен активно-пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), осуществляется на субсчете бухгалтерского учета 68/1 "Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг". На данном субсчете учитываются расчеты по:

1) земельному налогу (платежам за землю);

Земельный налог включается организациями в затраты по производству и реализации товаров и в бухгалтерском учете будет отражен проводкой Д 20(26) К 68.

По строящимся объектам земельный налог включается в стоимость незавершенного строительства и в бухгалтерском учете отражается проводкой Д 08 К68. Налог за сверхлимитные земли уплачивается за счет собственных источников – Д 84 К68.

2) налогу за пользование природными ресурсами;

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах лимита включается организациями в затраты по производству и реализации товаров и в бухгалтерском учете отражается проводкой Д 20(26) К 68, а сверх лимитов уплачивается за счет прибыли – Д 84 К68.

3) экологическому налогу;

Экологический налог включается организациями в затраты по производству и реализации товаров и в бухгалтерском учете отражается проводкой Д 20(26) К 68.

4) по другим налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг.

Учет налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, отражается на субсчете субсчета бухгалтерского учета 68-2 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг". На данном субсчете учитываются расчеты по налогу на продажу товаров в розничной торговой сети, налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу с продаж автомобильного топлива и другим налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В бухгалтерском учете расчеты по НДС, акцизам будут отражены следующими проводками: Д 18 К 60 (76) (начислен входящий НДС (акциз) по приобретенным сырью и материалам, работам услугам), Д 90 (91) К 68 (начислен исходящий НДС (акциз) по реализации продукции (работ, услуг, основных средств и т.д.), Д 68 К18 (входящий НДС (акциз) принят к зачету).

Учет налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, осуществляется на субсчете бухгалтерского учета 68-3 " Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)". На данном субсчете учитываются расчеты по налогам на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и другим налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.

Суммы налога на недвижимость включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг и отражаются в бухгалтерском учете проводкой Д99 К 68, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, которые уплачиваются за счет собственных средств – Д 84(92) К68. Суммы налога на прибыль включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг и отражаются в бухгалтерском учете проводкой Д99 К 68.

Учет подоходного налога с физических лиц отражается на субсчете бухгалтерского учета 68-4 « Налоги на доходы физических лиц». Суммы подоходного налога отражаются в бухгалтерском учете проводкой Д70 К 68.

Перечисление налогов в бюджет отражается проводками Д 68 К 51, 52, 66,…

Организации не позднее установленного срока, в зависимости от вида налогов, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по каждому уплачиваемому налогу.Информация об уплачиваемых организацией налогах отражается в справке о платежах в бюджет, прилагаемой к пояснительной записке к бухгалтерскому балансу .

Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, аналитический– в ведомости №7 по видам налогам.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 741 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Налоговый учет в РБ – это ведение регулярного и непрерывного учета всех налогооблагаемых объектов, а также вычисление базы налогообложения посредством составления расчетных корректировок на основе данных бухгалтерского учета. Таким образом, налоговый учет применяется исключительно для определения полной и корректной суммы, подлежащей уплате в государственный бюджет, а также для реализации налогового контроля. Путем отражения доходов и расходов регистры налогового учета формируют полную и достоверную информацию об объектах, подлежащих налогообложению, рассчитывают показатели, применяемые при вычислении налоговой базы, и определяют налоговые платежи за отчетный период.

Обязанность по ведению налогового учета полностью возложена на плательщика; порядок ведения определяется Налоговым Кодексом, а также Инструкцией, утвержденной Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам.

Налоговые декларации

Бухгалтерский и налоговый учет неотделимы друг от друга, а точнее, последний следует из первого. По окончании отчетного периода (в большинстве случаев это календарный месяц) организация подводит итоги своей хозяйственной деятельности, определяя финансовый результат – прибыль или убыток, который определяется как сумма полученных денежных средств от всех видов деятельности за вычетом общих расходов. На основании полученных данных заполняются налоговые декларации, которые должны быть предоставлены в Инспекцию Министерства Налогам и Сборам (ИМНС) по месту постановки на учет в определенные сроки (как правило, не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца).

Законодательство определяет налоговую декларацию как некий письменный документ установленной формы от налогоплательщика, в котором сообщается обо всех полученных доходах и их источниках, понесенных в течение отчетного периода расходах, налоговых льготах и основаниях для их получения и, как результат, рассчитывается налогооблагаемая база и указывается итоговая сумма к перечислению в бюджет в счет уплаты налога за отчетный период.

Налоговая декларация может предоставляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и посредством электронного документооборота. Однако предприятия, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), и крупные организации (с численностью свыше 50 человек) в обязательном порядке направляют в налоговую инспекцию декларации в виде электронного документа.

Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность ИМНС получать от субъектов хозяйствования бухгалтерские отчеты; как правило, годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля следующего за отчетным года.

Регистры налогового учета

Для ведения налогового учета в РБ и последующего заполнения всех строк декларации организация должна ежемесячно составлять соответствующие регистры, виды и порядок составления которых определяются Инструкцией Министерства по налогам и сборам. Налоговый учет выделяет регистры доходов, расходов и расчетных корректировок.

Регистры доходов – это:

  1. Реестр доходов от реализации, включающий в себя выручку от продажи произведенной продукции и оказанных услуг, от перепродажи товаров, а также от реализации иных ценностей (список организация расширяет в зависимости от сферы своей деятельности);
  2. Реестр доходов от внереализационных операций, список которых определяет Закон «О налогах на доходы и прибыль»;
  3. Реестр доходов из-за рубежа, возникающих в результате ведения организацией внешнеэкономической деятельности.

Регистры расходов – это:

  1. Реестр расходов от реализации, включающий в себя расходы на производство и продажу собственной продукции и оказание услуг, затраты по перепродаже товаров, а также издержки, понесенные при реализации любых других ценностей;
  2. Реестр расходов от внереализационных операций, список которых определяется вышеупомянутым Законом;
  3. Реестр расходов из-за рубежа, связанных с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь.

Регистр расчетных корректировок отражает информацию о произведенных изменениях в данных бухгалтерского учета. В нем указывают значения показателей до осуществления корректировки, основания для ее проведения, сумму, на которую были увеличены или уменьшены данные, стоимостную оценку параметров после проведения данной операции и итоговое значение показателей бухгалтерского учета после проведения всех расчетных корректировок.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: описание действующей системы учета расчетов по налогам и сборам и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь;
• сделать обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета….
1.1. Система налогообложения в Республике Беларусь………………..
1.2. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования……………………………………………………………….
1.3. Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам……………………………………..
1.4. Организационно- экономические аспекты деятельности СООО «Хемма-Тест» и их влияние на основные положения учетной политики организации…………………………………………………….
2. Учет расчетов по налогам и сборам………………………………….
2.1. Документальное оформление расчетов по налогам и сборам……
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом……………………………………………………….
2.3. Направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая (2).docx

1. Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета….

1.1. Система налогообложения в Республике Беларусь………………..

1.2. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования……………………………………………… ……………….

1.3. Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам…… ………………………………..

1.4. Организационно- экономические аспекты деятельности СООО « Хемма-Тест» и их влияние на основные положения учетной политики организации………………………………………………… ….

2. Учет расчетов по налогам и сборам………………………………….

2.1. Документальное оформление расчетов по налогам и сборам……

2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом……………………………………………………….

2.3. Направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам………………………………………………………… …………..

Список использованных источников…………………………………….

Взимание налогов - одно из главных критерий существования страны, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. При достижении определённого уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего – социальных, естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Налоговая система имеет преимущество перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.

Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование её результатов. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
    • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

Основным источником информации для выявления взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом является бухгалтерский учёт. Учёт занимает одно из главных мест в системе управления. Что является важнейшим звеном формирования экономической политики предприятия, как не бухгалтерский учет? Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние организации, служит основой для прогнозирования её деятельности. Взяв за основу учётную информацию, можно предусматривать показатели развития организации и выявлять резервы повышения эффективности производства. От того, как верно построена система налогообложения, зависит действенное функционирование всего народного хозяйства.

В связи с этим выбранная тема курсовой работы является наиболее

актуальной. Исследование поможет выяснить сущность налогов, порядок их расчёта согласно законодательству, а также методику постановки бухгалтерского учёта расчётов с бюджетом по налогам и сборам.

Целью курсовой работы является: описание действующей системы учета расчетов по налогам и сборам и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь;
  • сделать обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования;
  • изучить нормативные правовые документы и методические аспекты учёта расчетов по налогам и сборам
  • рассмотреть организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учётной политики;
  • описать систему учета расчетов по налогам и сборам в «Хемма-Тест»;
  • разработать контрольные рекомендации по совершенствованию учета расчетов по налогам и сборам

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: экономические, аналитические, статистические, междисциплинарные.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились инструктивные материалы Министерств торговли, финансов, экономики Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, труды отечественных и зарубежных учёных в области бухгалтерского учёта, применения средств вычислительной техники, а также данные периодической печати, практический материал СООО «Хемма-Тест», а также данные аналитического и синтетического учета.

Курсовая работа написана на материалах СООО «Хемма-Тест». Основной вид деятельности организации оптовая и розничная торговля товарами медицинского назначения. Основной целью деятельности организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива и интересов собственников имущества. Особенностью СООО «Хемма-Тест», является то, что организация пользуется льготой по НДС Код льготы 11017( Закон "О НДС" ст.3.п.2.1.). Организация имеет лицензию на право торговли изделиями медицинского назначения. Филиалов нет. Складских помещений не требуется. Товар ввиду малых физических объемов хранится в офисном помещении. СООО «Хемма-Тест» динамично развивается и демонстрирует хорошие показатели роста. В отчетном году произошло увеличение стоимости чистых активов, что обусловлено ростом экспортной выручки, приобретением основных средств и увеличением дебиторской задолженности.

1 Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета

    1. Система налогообложения в Республике Беларусь

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять общественные потребности граждан.

Налог - это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей.

Налоги возникли вместе c товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

Основными элементами налоговой системы являются:

  • кто платит (работник предприятия, население и т.д.);
  • что облагается налогом (доход, имущество, товар, деятельность);
  • источник уплаты налога (зарплата, прибыль, процент);
  • единица измерения объекта налогообложения (денежная сумма, гектар земли, лошадиная сила);
  • величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;
  • налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования [1, с.3-5]

Плательщиками, на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, признаются:

        • юридические лица
        • физические лица

Плательщик предоставляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации по налогам, а также другие документы, связанные с налогообложением.

В Беларуси субъекты хозяйствования могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения. Общая система налогообложения применяется большинством белорусских юридических лиц.

При общей системе налогообложения юридические лица уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 24% от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве,

рассчитываемое исходя из результатов деятельности страхователя;

Кроме обозначенных выше налогов при наличии объекта налогообложения белорусские юридические лица могут уплачивать следующие налоги:

  • налог на недвижимость
  • земельный налог
  • акцизы
  • экологический налог
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
  • другие налоги

Налоги могут взиматься следующими способами:

- кадастровый налог - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на землю;

- на основе декларации, т.е. документа, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль;

- y источника - налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причём получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [4, с.558]

Все платежи в бюджет можно разделить в зависимости от источника их начисления на следующие группы:

- налоги, удерживаемые из выплачиваемых доходов,- подоходный налог и налог на доходы

- налоги, включаемые в издержки организации,- отчисления в инновационные фонды, создаваемые в установленном порядке, налог на землю, экологический налог и др.;

- налоги, уплачиваемые из выручки,- налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.п.;

- налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли организации,- налог на недвижимость, налог на прибыль, местные целевые сборы.[21,с 164]

Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. [2, с.28-30]

В 2011 году произошли изменения в налоговом законодательстве в Республике Беларусь. С 2011 года отменены два местных налога - сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменены три платежа: за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами; за переработку нефти и нефтепродуктов организациями; за производство и импорт товаров. Отменены авансовые платежи по НДС и акцизам, а также изменилась периодичность уплаты НДС.

Таблица 1-Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

Читайте также: