Одна из специфических для казахской степи форм налогообложения

Опубликовано: 03.05.2024

«QAZENT» - новый формат ЕНТ 2020 ҰБТ | Kazent

«QAZENT» - новый формат ЕНТ 2020 ҰБТ | Kazent запись закреплена

Новые Вопросы-Ответы. Предмет: История Казахстана,
для русских школ. ЕНТ-КТА в 2016 год.

1.В 748 г. китайские войска захватили и разрушили: г.Суяб
2.После поражения, которое нанесли отряды Ермака хану Кучуму, ка¬захские племена Сибирского ханства, вошли в: Казахское ханство
3.В 60 - 70 - е гг. XIX века обострило тяжелое положение населения: введе¬ние государственных и земских сборов
4.«Немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казах¬ским населением» поручил 2-й Всеказахский съезд партии «Алаш»: прави¬тельству «Алаш Орда».
5.Создал Золотую Орду в результате похода на запад (1236-1242 гг.), управ¬лял в 1227-1255 гг.: Бату
6.Сведения о саках оставили: греко-римские авторы
7.Власть над государством Караханидов перешла к каракитаям в: 30-е годы XII века
8.В VI - IX вв. тюрки возводили памятники в стиле дын (строения из камня в виде юрты): на месте захоронения людей
9.В 1756 г. царское правительство запретило казахам кочевать: на право¬бережье р.Урал
10.В первой половине XIX в. (до 1851 г.) торговые сделки Российской и Цинской империй осуществлялись через: г.Кяхту
11.Хан Жангир открыл в 1841 г. в Букеевской Орде школу: на русском и татарском языках
12.Статьи «о сохранении Союза» и другие половинчатые положения со¬держал документ, принятый в Казахстане в октябре 1990 г.: Декларация о государственном суверенитете
13.В 60-е годы XIX века в борьбе России с Кокандом за казахские и киргизские земли казахские правители разделились: надвое
14.Гражданская война (1918-1920 гг.) показала большевикам, что по вопро¬сам строительства государства, необходимо считаться: с идеей националь¬ной государственности народов
15.Протесты против немецкой автономии в 1979г.: заставили власть ус¬лышать народ
16.3ападная граница уйсунов проходила по рекам: Шу и Талас
17.Ставкой левого крыла кыпчакских племен был присырдарьинский город: Сыгнак
18.Административным центром «Области сибирских киргизов» последо¬вательно были города: Тобольск и Омск
19.В 40-е годы XIX века написана и переведена на английский, немецкий, итальянский языки поэма польского революционера Г.Зелинского «Кир¬гиз» («Казах»)
20.Советская власть победила во всей Семиреченской области: в течение марта 1918 г.
21.Одна из особенностей индустриализации в Казахстане: преимуще¬ственное развитие добывающей промышленности
22.Труд «Шежире и-тюрк», содержащий ценные сведения об истории тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа, написал: Абулгазы Бахадур
23.Обращение жужанского кагана к тюркскому «ты мой плавильный невольник. », свидетельствует о развитии у тюрков: плавки металла
24.В середине XV века правителем Могулистана был: Есен Буга.
25.Династия шайбанидов в конце XIV в. в Западной Сибири создает: Туменское ханство.
26.В ходе восстания непоследовательность С.Датулы проявилась в том, что он в противовес ханской группировке: поддержал проект реформы Игельстрома.
27.В битве у г. Атлах (751г.) на стороне арабов и тюргешей принимали участие: карлуки
28.Центральная часть средневекового города: хисар
29. Вторжение монголов на территорию Казахстана началось в: 1219 г.
30.В Бехистунской надписи Дария описан поход: персов против саков
31.Племена, населявшие берега рек Орхон, Керулен в XI-XII вв.: кереиты
32.Буддийские храмы раннего средневековья были обнаружены на месте города: Суяб
33.Высший орган лагерного управления в СССР в период массовых реп¬рессий: ГУЛАГ
34. На первой встрече в Шанхае в 1996г. была создана ШОС и обсужда¬лись вопросы: военного доверия в прилегающих к общим районам грани¬цам
35. Весной 1917 г. Семипалатинский съезд казахов предложил Всеказахскому съезду: видение будущей автономии Казахстана
36. Сведения о саках содержат древние тексты: персидские и греко-рим¬ские
37. Тюргешский каганат окреп в период правления: Сулу кагана
38. Основатель Ногайской Орды, управлял много лет Золотой Ордой, носил титул беклербека, имел неограниченную власть: Едыге
39. Укрепление Казахского ханства вынудило хана Шайбани с частью племен переселиться в: Маверанахр
40. Арыс состоял из нескольких родов, арысом управлял: бий
41. Годы жизни поэта Махамбета Утемисулы: 1803-1846 гг.
42. С нашествием Чингисхана в Казахстане появились племена: коныратов, мангытов, барласов
43. Под ударами армии Чингисхана прекратило существование: Кыпчакское государство
44. Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи караханидов, написан на: тюркском языке
45. Тюркоязычные племена из павшего в 1598 г. Сибирского ханства пе¬решли в состав: Казахского ханства
46. На основании Положения 1886 г. в Туркестанском крае низшее судеб¬ное звено - народный суд, оставалось придатком: имперского суда
47. В начале XXIв. электролизный завод с проектной мощностью 250 ты¬сяч тонн алюминиевого литья был запущен в городе: Павлодар
48. В период коллективизации распространенным приемом принужде¬ния, применяемым к нежелавшим вступать в колхоз, являлось: лишение избирательных прав, высылка за пределы района, превентивный арест
49. Эпоха позднего железа: III век до н.э.- VI век н.э.
50. «Елимай» - песня —плач Кожаберген-жырау, стала символом скорби в годы: казахско-джунгарских войн
51. Кибиточная подать - одна из специфических для казахской степи форм налогообложения, существовавшая в период реформ: 1867-1868 гг.
52. Таушубек, крепость-опорный пункт кокандцев в Казахстане, возве¬денная в Заилийском крае, в низовьях реки: Каскелен
53. В конце XIX в. царское правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников: пантюркизма и панисламизма
54. Одна из целей комплексных экспедиций, организованных АН СССР в Казахстане в 20 – 30 - е гг. XX века: изучение природных ресурсов
55. Процесс коллективизации сопровождался: раскулачиванием
56. В годы советской власти руководство государством фактически осу¬ществлялось: руководством компартии
57. «Исконный путь хана Есима»: документ конца XVI - начала XVII вв., в котором отражены: правовые вопросы, пользование пастбищами, нормы взаимоотношений между людьми
58. Среди переселившихся в Семиречье в 1881-84 гг. уйгуров и дунган была распространена аренда: земли у казахов (и у соплеменников)
59. Во второй половине 50-х годов XX в. была введена система: централизо¬ванного управления электростанциями
60. Альтернативой Республиканской партии стала партия: Народный Конгресс Казахстана
61. Декрет о введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке был принят в 1923 г: в нач. 1920-х годов, в первой половине 1920-х годов
62. Истоки алашского движения берут начало в: 1905 г.
63. Повод для начала похода на земли Казахстана и Средней Азии: Каир - хан разграбил караван Чингисхана
64. Что означает термин «стратегия» - искусство планирования руковод¬ства, основанного на перспективных прогнозах
65. Послание «Казахстан-2030»:
 обращение к народу;
 программа разви¬тия на 33 года;
 стратегия для достижения процветания;
 план действий.
66. Что необходимо для осуществления стратегии, обозначенной в По¬слании Президента «Казахстан-2030» - правильное определение приоритет¬ных целей
67. Развитие каких отраслей производства решит структурные вопросы экономики, вопросы занятости и бедности? сельское хозяйство, туризм,- легкая промышленность, создание инфраструктуры (Послание «Казахстан- 2030»)
68. Каким видом транспорта будет производиться основной объем грузоперевозок - железнодорожным (Послание «Казахстан-2030»)
69. Укрепляя Центральноазиатский союз, с какими государствами Ка¬захстан будет развивать отношения- с Узбекистаном, Кыргызстаном (Пос¬лание «Казахстан-2030»).
70. С чего следует начинать, создавая процветающий Казахстан - создать здоровую экономику (Послание «Казахстан-2030»)
71. Незатратные элементы демографической проблемы: усиление право¬вой ответственности родителей за воспитание детей (Послание «Казахстан-2030).
72. «Вслед за Россией мы можем войти в ситуацию демографического креста. Что предполагает эта ситуация - снижение численности населения не только за счет миграции, но и естественным образом (Послание «Казахс¬тан-2030»)
73. В первую очередь в системе информационных технологий необходимо развивать: телекоммуникационные услуги (Послание «Казахстан-2030»)
74. Ключевые слова Послания «Казахстан-2030»: процветание, безопас¬ность и улучшение благосостояния
75. Ведущий фактор сильных сторон, которым обладает Казахстан: люди, их воля и знания (Послание «Казахстан-2030»).
76. Новое поколение будет владеть чертами:
 будут владеть казахским, русским, английским языком;
 будут высококвалифицированными специа¬листами;
 будут выполнять высокооплачиваемую работу;
 будут вести ЗОЖ (Послание «Казахстан-2030).
77. Какие три черты должны быть характерны процветающему и ста¬бильному Казахстану: национальное единство, социальная справедливость, благосостояние граждан («Казахстан-2030»).
78. 0 чем говорится в Послании Президента «Казахстан-2030»:
 прогноз будущего;
 анализ нынешней ситуации;
 основные направления внутренней и внешней политики;
 особенности развития республики.
79. Президент РК отводит роль связующего звена для трех мировых ре¬гионов: Китай, Россия, мусульманский мир
80. В 2030 году Казахстан: пройдет сложный путь и вступит в следую¬щий этап развития
81. Какой внешний фактор, способствующий дальнейшему развитию Казахстана: выгодное географическое положение
(«Казахстан-2030»).
82. Что подразумевает процесс стабилизации макроэкономики в респуб¬лике - сокращение дефицита госбюджета и проведение монетарной и кре¬дитной политики («Казахстан-2030»)
83. Какую модель предлагается принять за образец для создания разви¬того общества в Казахстане: собственную («Казахстан-2030»)
84. Кто является ведущей опорой и стабилизирующим фактором нашего государства на современном этапе: средний класс («Казахстан-2030»)
85. Президент Н.Назарбаев выступил с программой «Казахстан-2030»: в 1997 г.
86. В каком году были оправданы выдающиеся сыновья казахского народа А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов: 1988 г.
87. В конце 80-х годов было реабилитировано творческое наследие: М.Жумабаева
88. Год акына Ж.Жабаева: 1996 г.
89. Какое количество театров действовало в Казахстане в 90-е годы XX века - 48
90. Сколько национально-культурных центров действовало на террито¬рии Казахстана в 90-е годы XX в. -19
91. Казахско-турецкая газета «Заман-Казахстан» стала выходить: с 1992 г.
92. С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто школ с казахским языком обучения - более 600.
93. Добровольное историко-просветительское общество «Адилет» было создано: в 1989 г.
94. Общественно-политическое движение в Казахстане стало реальной политической силой к концу: 1993 г. (300 общественно-политических объе¬динений).
95. 100 политизированных общественных формирований действовало: к началу 1990г.
96. В 1990 г. осужденные за декабрьские события 1986 г создали партию: «Желтоксан».
97. В октябре 1991 г. часть коммунистов объединилась, создав партию: Народный Конгресс Казахстана.
98. В 1991 г. на 18 съезде ЛКСМ Казахстана эта организация была пере¬именована: Союз молодежи Казахстана.
99. Партия, сопредседателями которой стали в 1991г. О.Сулейменов и М.Шаханов: Народный Конгресс Казахстана.
100.Осенью 1995 г. состоялись выборы в: двухпалатный парламент.
101.Указом Президента Семипалатинский полигон был закрыт в: 1991 г.
102.В 1993 г. Президент РК подписал Лиссабонский протокол, провозг¬ласив Казахстан: свободным от ядерного оружия государством.
103.Решение о создании Содружества Независимых государств (СНГ) было принято: в декабре 1991 г. в Алматы.
104.В Казахстане: 14 областей.
105.Свобода совести в демократическом государстве включает в себя: свободу исповедовать любую религию.
106.Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражда¬нам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30-40-х гг. и начала 50-х годов» был издан: в сентябре 1990 г.
107.Форум народов Казахстана проходил в: декабре 1992 г.
108.Приоритет во внешнеполитических связях в 90-е годы XX в. Казах¬стан отдавал взаимоотношениям с: Россией.
109.В 1716 г. хан Каип обратился к российским властям с просьбой: о присоединении
110.Что, по мнению Президента, следует отстаивать в контрактах с ино¬странными партнерами - экологию.
111. Подписание Союзного договора 20 августа 1991 г. было сорвано: августовским путчем 1991 года.
112.В июне 1994 г. по инициативе Н.Назарбаева был опубликован в печати проект: «О формировании Евразийского Союза государств»
113.С каким государством, в результате развития торгово-экономичес¬ких отношений с 1986 по 1990 гг. товарооборот вырос в 5 раз - с Китаем
114.Решение о создании СНГ было принято 8 декабря 1991 г.: в Минске.
115.Протокол о создании СНГ подписали: 11 бывших республик в Алма¬ты 21 декабря 1991 г., кроме Грузии и Прибалтийских стран.
116.С каким государством Казахстан впервые (после 1985 г.) заключил экономические связи - США.
117.Какие развитые государства признали независимость Казахстана к середине 1992 г.- Канада, США.
118.Кто имеет право выступать от имени народа - Президент и Парла¬мент
119.Какие формы собственности действуют в РК - Частная и государ¬ственная
120.Единственный источник государственной власти: народ
121.Что является священным долгом гражданина РК - Защита Республики Казахстан
122.Назовите орган местной исполнительной власти: акимат
123.В октябре 1998 г. принят Закон: «О внесении изменений и дополне¬ний в Основной Закон РК».
124.Главой государства, согласно Конституции, является: Президент РК.
125.Республика Казахстан по форме государственного устройства явля¬ется: унитарным государством.
126.Основополагающие принципы деятельности РК согласно Конститу¬ции:
 общественное согласие и политическая стабильность;
 экономическое развитие на благо народа;
 казахстанский патриотизм;
 решение вопросов государственной жизни демократическими метода¬ми.
127.Год избрания Первого Президента РК: 1991 г.
128.Президент - символ и гарант единства народа и государственной влас¬ти, незыблемости Конституции.
129.Каким путем в декабре 1991г. Н.Назарбаев пришел к президентской власти - В результате всенародных выборов.
130.Согласно Конституции РК, на какой срок избирается Президент- на 7 лет.
131.План восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны (1946-1959гг.; чет¬вертый пятилетний план) предусматривал: развитие тяжелой промышлен¬ности

132. Конверсия - переориентация предприятий, выпускавших военную продукцию на производство гражданской продукции
133. 3аводы Казахстана после ВОВ перешли к: выпуску мирной продук¬ции.
134. В 40-е годы XXв. в Западном Казахстане был построен: Урало-Кушумский канал.
135. С чего начался перевод экономики СССР на рельсы мирного строи¬тельства: перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции
136. Какой принцип экономической политики оставался доминирующим после войны - Непропорционально ускоренное развитие тяжелой промыш¬ленности.
137. Школы трудовых резервов и училища создавались для решения про¬блемы: нехватки рабочих рук после войны.
138. Причины нехватки рабочих рук после войны:
 реэвакуация специалистов;
 гибель казахстанцев на полях сражений;
 гибель шаруа в годы коллективизации;
 низкая квалификация рабочих.
139. Снижение цен на продовольственные и промышленные товары 3 раза происходило в годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.): за счет ухудшения жизни сельского населения.
140. Первое испытание на Семипалатинском полигоне было проведено: 29 августа 1949 г.
141. Поданным 3-го Управления НКВД на октябрь 1946 г. на спецпоселении в Казахстане находилось: 900 тысяч человек.
142. В 1949 г. группа постановщиков и композитор М.Тулебаев были удостоены Государственной премии: за постановку оперы «Амангельды»
143. В 1945 г. из Казахстана на Украину было отправлено: 500 тракторов.
144. Из Советской Армии было демобилизовано в 1945-1948 гг.: 8,5 млн.человек
145. После войны группа ученых во главе с К.Сатпаевым открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила: металлогеническую карту
146. В 40-е годы XX в. попытка изучения и использования в

Подготовка реформы 1867–1868 гг.

Реформы в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области: Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императора Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств».

Содержание реформы.

Управление Казахстаном по реформам 1867–1868 годов представляло собой пятизвенную систему: генерал-губернаторство – область – уезд – волость – аул.

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно-Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал-губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал-губернаторства входили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское – Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское – Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской области, Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область).

Одной из главных задач реформ 1867–1868 годов стало сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлял вице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников.

Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник, которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100–120 кибиток. Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

По реформам 1867–1868 годов были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основании общеимперских законов: военно-судебные комиссии и уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-и биев. Суды биев и казиев по реформам 1867–1868 годов были низшим звеном судебной системы.

Все земли Казахстана по реформам 1867–1868 годов были объявлены собственностью Российской империи. По императорскому указу государственной собственностью Российской империи становились и воды Каспийского моря.

Со скотоводов Казахстана устанавливался покибиточный сбор: со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства – 2 руб.75 копеек в год, со скотоводов Оренбургского и Западносибирского – 3 рубля в год. Для оседлого населения Сырдарьинской области сохранялись ранее установленные Кокандским ханством подати – харадж и танапный сбор. Перепись казахских кибиток проводилась каждые три года.

Значение реформ.

Реформами 1867–1868 годов были созданы социально-экономические предпосылки для освоения богатств края. В хозяйственную и социальную жизнь проникали капиталистические отношения, ослабляя ряд регрессивных черт существовавших общественных отношений.

Усилилось социальное расслоение аулов, что выразилось в формировании жатачества. Обедневшие казахи (жатаки) уходили на заработки не только в прилинейные поселки и города, но и на первые промышленные предприятия.

Отрицательные последствия реформ критиковались Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным и другими передовыми мыслителями своего времени.

Еxclusive.kz продолжает публикацию отрывков одной из самых уникальных книг Акселеу Сейдимбека "Мир казахов".
Прежде чем начать разговор о формировании и функционировании общей структурной единицы - трехжузовой организации казахского кочевого народа, следует сказать несколько слов о процессе этнизации. В частности, следует отметить некоторые моменты, касающиеся происхождения казахов. Эти моменты непосредственно связаны с образованием трех жузов. Они, в свою очередь, были обусловлены образованием таких субструктур, как род, племя, народ, нация. При этом проблема не ограничивается только схематическим построением генеалогического древа с указанием его местоположения и времени возникновения. Установление точного смысла и значения этнонима "казах" также не решает проблемы этногенеза казахов. Причина в том, что между историческим появлением народа и проявлением его самосознания лежит дистанция огромного размера. Следовательно, контаминация истинного исторического происхождения не только казахов, но и любого другого народа с историей происхождения его самоназвания, была бы величайшей ошибкой. Можно категорически утверждать, что нет народа, который в своем историческом развитии не смешивался бы с другими родами, племенами, даже с другими расами…
Проблема этногенеза - иной вопрос. Она, точнее, связана с тенденцией людей, проживающих в определенное историческое время на определенной географический точке, укрепившихся там и имеющих определенные этнические признаки выделиться благодаря эндемичности, неповторимости этих признаков. Из истории известно, что в Евразии более, чем в каком-либо другом ареале, круговорот жизни, смешение проходили интенсивнее, напоминая плавильный тигель. Это обстоятельство придавало более усложненный характер этническим связям, существовавшим в среде кочевников, в частности, у казахов…
Таким образом, этнизация - это выделение известной общественной группы из конгломерата других по каким-то особым признакам, детерминированным политически, культурно, экономически, мировоззренчески. Осознание этих особенностей, отличительных признаков ведет к расслоению по принципу: этот "свой", а этот "чужак". Укрепление такой дихотомии "мы - не мы" и есть стержневой признак этнизации. Из сказанного следует, что в процессе этнизации выделяется определенный общественный организм, который и концентрирует этнические признаки. Когда этногенетический процесс подходит к своему апогею, когда этносоциальный процесс полностью стабилизируется, тогда особые национальные свойства и признаки, их самобытность и исключительность укореняются в общественном сознании, а сами представители нации и их соседи начинают называться специальным словом, то есть созревают предпосылки для определения этнонима. Однако этого еще недостаточно. Помимо всего прочего нужно, чтобы социально-экономические чаяния и надежды соединились с политическими устремлениями и целями. В связи с этим нужно сказать, что тезис, согласно которому народ, прежде чем стать нацией, должен пережить классовое расслоение и прийти или к капиталистическому строю, или к социалистическому, неприемлем для процесса этногенеза у кочевников.
…Таким образом, общество осуществляет этнизацию относительно уровня культуры и ее уникальных качеств. Причем процесс осознания единства осуществляется комплексно: тут и обычаи, и язык, и нравы, и нормы поведения, и этические табу, и система жизненных ценностей, и родственные связи, и социальные отношения.
Для ретроспективного анализа следует обратиться прежде к типу кочевого хозяйствования, который укрепился на просторах Евразии в середине 1-го тысячелетия до н. э., и на его основе перейти к рассмотрению этногенеза собственно казахов.
Три тысячи лет тому назад в Казахской степи кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования, определившим этническое формирование автохтонного населения. Этот процесс поддерживался хозяйственно-культурным типом, а также специфическими социально-экономическими, политическими, культурными, родственно-кровными и другими связями и отношениями. Это, в свою очередь, от поколения к поколению устанавливало в обществе диахронно-вертикальные связи. Такая преемственность поколений послужила причиной кристаллизации культурно-духовного состояния общества.
Процесс концентрации этнических признаков в Казахской степи начался еще в гуннскую эпоху. Время от времени агрессия внешних сил дестабилизировала этническое единство и культурно-духовную целостность и растягивала во времени интенсивность этногенеза. Несмотря на это, в течение последних трех тысяч лет степные кочевые племена сохранили тенденцию к консолидации, постоянно находясь во взаимообщении, образовывая с каждым разом все более крупные родоплеменные союзы. В итоге, на месте рухнувшей империи Чингисхана стал формировать свою государственность казахский народ.
Прежде чем говорить о трех жузах, ставших структурными компонентами казахской нации, обратимся прежде к хозяйственно-культурному типу и образу жизни, а также к географическому ландшафту, которые способствовали реализации этой уникальной системы. Облик Казахской степи, ее природно-географические условия разделялись на три хозяйственно-культурных района (К. Акишев). Это: 1. Западный и Центральный Казахстан, его просторные равнины; 2. Восточный Казахстан и юго-восточный район, Еренкабырга (Тянь-Шань и Алтайский край); 3. Южный Казахстан, реки Сыр-Дарья, Чу, Талас, Арысь и их окрестности.
Эти природные зоны Казахстана, обусловившие возникновение трех хозяйственных районов, впоследствии оказали прямое влияние на административно-территориальное разделение при строгом соблюдении принципов централизованной власти. Три составные части казахской земли первоначально определялись по движению солнца и назывались "запад, восток и срединный народ". Позднее кочевники стали обозначать свою территорию пятицветным колором: восток - синим, запад - белым, север - черным, юг - красным цветом, а центр получил желтую окраску. Таким образом, единое государство стали образно различать по цветовой гамме. Гуннов, отправившихся на запад, стали называть Белыми гуннами, тюрков, оставшихся на востоке, - Синими тюрками (Синяя Орда), Западное ханство - Белая орда, Среднее ханство - Желтая Орда (Сары Орда). Эти названия были даны в соответствии с прочно установившейся традицией, перешедшей и к Казахскому ханству. В связи с различением трех частей бескрайней Степи по культурно-хозяйственному признаку его внутренние структурные части стали называть Ұлы жүз - Старший жуз, Орта жүз - Средний жуз, Кiшi жүз - Младший жуз. То есть, сработала триединая структура государства, определенная характером степной цивилизации кочевников.
Однако, главными причинами образования тройственной структуры организации государства были не только система хозяйствования и система ее осуществления, находившихся в отношениях взаимозависимости.
Сыграло свою роль и тенгрианство, поклонение Небу. Для кочевников, в частности, для тюрков, тенгрианство было не только религией, но прежде всего образом жизни, потому что в его основе лежит идея единства, согласия с Природой. Для кочевников жизненным принципом было не покорение Природы, а взаимопонимание, слияние с ней. В представлении кочевников Тенгри (Небо) - есть бескрайний синий небесный простор, объект вечного познания и вместе с тем космос, который невозможно измерить до конца. То есть, Тенгри для кочевников не являлся, как в других религиях, персонифицированным существом, человекоподобным божеством.
Согласно миропониманию кочевников, Тенгри - синее Небо, где самым почитаемым выступало Солнце. Солнце было глазами - Оком небесным, и казахи ставили свои юрты таким образом, чтобы порог обращен был в сторону солнца, а на рассвете приносили ему жертву, разбрызгивая молоко. Современные обычаи подливать масло в очаг, когда невестка впервые переступает порог дома, или обносить огнем младенца, лежащего в колыбели, также являются сохранившимися пережиточными представлениями о земном огне как посланнике Солнца.

Для определения же четырех сторон света нужно было встать лицом к восходящему солнцу, тогда сзади будет Запад, слева - Север, справа - Юг. Следовательно, у кочевников, и у казахов в том числе, верным ориентиром и мерилом пространства было солнце, и ориентация по нему служила компасом с глубокой древности. В тесной связи с этим идет утверждение у казахов трехжузовой организации государства, восходящее к архаическим представлениям о мире. Поклоняясь Солнцу, связывая его со всем живым на земле, ориентируясь в пространстве по ходу солнца, казахи называли племена, обитающие на востоке, где начинается путь светила, Старшим жузом, племена, живущие посередине солнечного пути, - Средним жузом, а племена, населяющие Запад, - Младшим жузом. С вышеуказанной точки зрения слово "жуз" нужно понимать как обозначение пространства. В языке до сих пор сохранились выражения "айдың жүзi болды", "дүзге шығу", "дүз тағысы Тәңiрмен тiлдес", "жүзiн құбылаға қарату", говорящие о пространстве и времени, в которых пребывает человек.
Сакральные представления о тройственной структуре подтверждаются историческими фактами. Китайские древние хроники свидетельствуют, что с ХII в. до н.э. на территории Восточного Туркестана или на северо- востоке современного Казахстана проживали племена гуннов. То, что гунны имели в своем составе племена саков (скифов, уйсуней, канглы), в современной науке не вызывает никаких сомнений. Наряду с этим, в китайских хрониках упоминается племя гуннов "Улы жуз" (да юечжи) на востоке страны в округе Гансу. Оно входило в состав Союза гуннских племен.
В 174 г. н. э. скончался известный хан Моде (Богда), престол занял его сын Кошу (Ересен). В этот момент Старший жуз не без влияния Китая поднимает бунт, и Коше хан был вынужден изгнать смутьянов за пределы Еренкабырга (Тянь-Шань). Но бунтовщики не смогли прижиться и на новом месте, и постепенно их вытеснили до пределов Усть-Юрта, Арала, Каспия. Позднее кочевые племена объединились и создали свой союз.

Старший некогда жуз вдруг превратился в Младший жуз, ибо новое их местопребывание было не на востоке, а на западе, в то время как юго-восточные уйсуны, ставшие первым народом на пути движения Солнца, стали называться Старшим жузом.
Племена, составляющие сегодня Младший жуз, некогда населяли восточный край исконных тюркских земель, а именно - Южную Сибирь, Монголию, Ганьсу (Провинцию Китая). Об этом можно судить по сохранившимся топонимам. В связи с этим историк М. Тынышпаев пишет: "Кузнецкий Алтай является водоразделом двух притоков р. Оби: восточного - Чулыма и западного - Томи. Один из левых притоков Чулыма называется Берш, от которого на Запад в 40 верстах расположено оз. Берчи-куль; в 70-80 верстах от них на р. Томи расположены подводные скалы Буриш, опасные для судов и плотов в половодье. В 50 верстах Западнее Берчи-куля начинается р. Алчедат. Один из первых притоков р. Катуни, впадающий в Обь, называется Черкиш. В 100 верстах к северу от Ачинска начинается река Большая и Малая Кеть (по которым в ХVII веке жили Кетские остяки).

По реке Чулым и Западнее до р. Томи, в районах, включающих в себя вышеуказанные р. Берш, оз. Берчикуль, Буришские скалы, р. Алчадет, проживает тюркское племя кызыл, в составе которого имеются роды большой ачин и малый ачин; отсюда получил название и город Ачинск. Наименования Берш, Берчикуль, Буриш напоминают название многочисленного рода Берш в составе нашего алчын; роды большой и малый ачин тоже напоминают наш алчын с пропуском буквы "л". Такие пропуски замечаются и в киргизском (казахском - А.С.) языке: например, говорят "ачы" вместо "алчы" (возьми), "акель" вместо "алып кел" (принеси) и т.д. Если в слове "Алчадат" выбросить окончание множественного числа "т" получится "Алчед", что также близко к нашему "алчын". Черкиш напоминает род шеркеш в составе нашего алчына. Кеть напоминает род кете - тоже в составе алчын. В этих районах несколько раз встречается слово алтын, которое можно перевести "золото"; но так как несколько географических названий напоминает наши роды, то и тут можно бы отождествить с алчинским родом алтын. Примечательно еще, что в этих местах названий, напоминающих роды Большой и Средней Орды (кроме одного аргына), совсем нет, тогда как все перечисленные названия сходны с родами одной только Малой Орды" (М. Тынышпаев. Материалы к истории киргиз- казахского народа. - Ташкент, 1925. - С. 21).

Этот краткий лингвистический, этнографический и исторический экскурс посвящен не столько Младшему жузу, который, как выясняется, раньше был Старшим жузом, сколько показывает, что трехкомпонентное структурное образование государства древних и средневековых казахов было явлением закономерным и глубоко обоснованным. Для того, чтобы полнее разобраться, почему кочевники отдали предпочтение структурной триаде в организации своего государства, нужно обратить внимание и на демократические тенденции, на которых строилась эта постоянная триада. Причина в том, что истинное равноправие, истинная демократия начинается с трех измерений. Она строится на самых очевидных противопоставлениях: хорошее - плохое, жизнь - смерть, радость - печаль, свет - тьма, белое - черное. И эти антонимы уравновешивает, нейтрализует только третья сила. С незапамятных времен, с того момента, когда Абиль (Авель) был убит Кайыном (Каином), непримиримые противостоящие силы враждуют и постоянно пребывают в состоянии взаимоистребления. По этому поводу высказывался Абиш Кекильбаев: "В природе есть Третья сила, которая не дает двум непримиримым враждующим началам истребить друг друга, уравновешивает их. А четвертой силы нет и быть не должно, потому что Четвертая сила может вообще все уничтожить дотла" (А. Кекильбаев. Айтеке бий //"Егеменди Казахстан". - 23 ноября 1991 г.). Вот почему на земле Евразии и в древние времена, и в средние века кочевые народы, устраивая свою государственность, опирались на принцип тройственности. И этот принцип впоследствии стал непреложным законом. Например, у гуннов владения делились на три части, срединную часть возглавлял известный Моде (Богда), западную часть - Старшие Торе, а восточную часть - Шужык Торе. Причем наследником престола всех гуннов являлся представитель шужыков, обитающих на востоке. Точно так же у саков было тройственное деление государства на хаумаваров (окислители кумыса), тиграхаудов (острошапочники), тьяй-парадарая (живущие на том берегу).

Позже, во времена тюркского каганата, этот принцип тройственности соблюдался как неукоснительное предначертание предков. Казахи являются наследниками гуннов, саков, прототюрков не только по антропологическому типу, но и прямыми носителями обычаев и традиций, проверенных многовековым опытом кочевой жизни. Казахи - преемники духовных ценностей, добытых предками в суровой жизненной борьбе.
Данная тройственная система выросла на основе продолжительной адаптации к окружающей экосистеме и выполняла три важнейшие функции, соответствующие обязательным условиям этнического выживания.
Во-первых, она обеспечивала высокий уровень обороноспособности; во-вторых, оптимально благоприятствовала материальному благополучию; в-третьих, укрепляла духовную общность народа. По этому поводу известный этнолог Дж. В. Дрэпер говорит так: "Нет никакого повода думать, что национальный тип может быть определен раз и навсегда кем-то, а то, что этот тип кажется устойчивым, то это связано с устойчивостью окружающей среды, в которой бытует данный тип. Стоит измениться условиям бытования, как тотчас изменится и сам этот "устойчивый" тип"
(Дж. В. Дрэпер. История умственного развития Европы. - Киев-Харьков, - С. 5-6.).

Тот же Дж. В. Дрэпер пишет: "300 лет назад вышла книга Бодена "Республика", и с тех пор главенствует принцип, предложенный этим великим умом: законы природы неподвластны человеку, а человек, власти должны считаться с природой. С точки зрения этого принципа он считал, что для северян нужно иметь силу-мощь-энергию; для жителей средних широт - ум и рассудительность; для жителей юга - веру и доверчивость" (Там же. - С. 5-6). Подобное же концептуальное суждение-афоризм мы имеем в духовном багаже нашего народа: "Дай Старшему жузу в руки каугу (кожаное ведро) - и пусть себе пасет скот; дай Среднему жузу в руки камчу - и пусть вступает в споры, тяжбы; дай в руки Младшему жузу копье и направь на врага - только пятки засверкают". С эмпирической точки зрения разница в высказываниях только в том, что афоризм у казахов появился задолго до того, как родился великий Бодэн.
Опираясь на опыт истории, нужно отметить, прежде всего, что различие между жузами у казахов не было различием этническим. Живущие по заветам прадедов казахи, разделенные на три жуза, соблюдали обычаи и традиции, общие для всего этноса, и поэтому говорить об этнокультурных различиях не приходится - их попросту нет. Образование трех жузов восходит к эпохе тенгрианства и получает полное закрепление как основной принцип государственности в эпоху классического кочевого образа жизни. Связан этот принцип, во-первых, с природно-географическими условиями, в которых пришлось жить казахам, во-вторых, с административно-территориальным делением, а в-третьих, с хозяйственно-культурными особенностям.

Ценность и достоинства трехжузовой организации казахского общества не исчерпываются сказанным. Прежде всего, трехкомпонентное образование было образцом социально-политического единства, моделью степной демократии. Только разобравшись в этом, можно понять суть государственных образований, возникавших на исторической арене в Казахской степи в разные эпохи, понять их специфику и особенностивнутреннего устройства и внешней неуязвимости.

1. Почему оренбургский генерал-губернатор Эссен не признавал Арынгазы ханом Младшего жуза? Опасался его усиления

2. Присырдарьинские казахи в начале XIX века признавали ханом:Арынгазы

3. Место ссылки хана Арынгазы: Калуга

4. В 1821 г. хан Младшего жуза Арынгазы был вызван в Петербург, по пути пленен и сослан в Калугу, в каком году он умер? В 1833г.

5. К моменту принятия «Устава об оренбургских киргизах» Младшим жузом управлял хан:Шергазы

6. Последним ханом Младшего жуза был: Шергазы.

7. Пожизненное ежемесячное жалование было назначено последнему хану Младшего жуза:Шергазы

8. Последний хан Младшего жуза Шергазы:был принят на службу в Оренбурге (с жалованьем в 150 рублей серебром)

9. Одна из причин «Устава 1824 г.»:междоусобицы сулатнов Младшего жуза

10. Год ликвидации ханской власти в Младшем жузе: 1824 г.

11. По «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г. ханская власть была ликвидирована: В Младшем жузе

12. «Устав об оренбургских киргизах» разработанный П.К. Эссеном, после рассмотрения в Азиатском комитете, был принят в: 1824 г.

13. Устав об оренбургских киргизах 1824г. разрабатывал правительственный чиновник: Эссен

14. Реформа 1824г. в Младшем жузе определила его административный центр: Оренбург

15. Кто назначал все должностные лица в Младшем жузе по «Уставу об Оренбургских киргизах» 1824 г.? Оренбургский генерал-губернатор.

16. По уставу 1824 года Младший жуз был поделен на три части. Кто находился во главе этих частей? Султаны-правители

17. Какое количество дистанций было создано на территории Младшего жуза по «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 года? 54

18. Самый обременительный вид налога, взимавшегося с населения Оренбургского ведомства по «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г.: кибиточная подать

19. Оппозицию реформе царизма в Младшем жузе (1824 гг.) возглавил султан: Каратай.

20. Административным центром «Области сибирских киргизов» последовательно являлись города: Тобольск, Омск

Реформы 1967-1968 гг.

1. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ:1867-1868 гг.

2. При подготовке реформ 1867 - 1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал:Шокан Уалиханов.

3. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал:Перестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления.

4. На какие области предложил разделить казахскую степь И.И.Бутков в 60-е годы XIX века?Западная и Восточная.

5. На сколько областей предложила разделить казахские земли комиссия И.Бутакова в 60-е гг. Х1Хв.: 2 области

6. Кто 5 июня 1865 г. приказал готовить вопросы для изучения казахской степи: царь Александр II

7. Степная комиссия для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью была образована в:1865 г.

8. Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы 1867-1868 гг.? член Совета Министров внутренних дел А.Гирс

9. Уставы 1822 и 1824 годов были заменены:Положением 1868 года

10. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:Коренной ломке системы управление чингизидов.

11. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:изменения системы управления Казахстаном

12. Время проведения реформы 1867-1868 гг. в Казахстане совпало с периодом:Отмены крепостного права в России

13. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ:1867-1868 гг.

14. Положения о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868 гг.) утвердил император России:Александр II.

15. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в:1867г.

16. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» Александр II утвердил:

17. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбурского и Западно-Сибирского генерал-губернаторствах» было утверждено в:1868 г.

18. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане была создана система управления:Пятизвенная.

19. Согласно реформам 1867-1868 гг. в крае была введена новая система административного управления:аул – волость – уезд – область – генерал-губернаторство

20. На сколько генерал-губернаторств делилась казахская степь до реформ 1867-1868гг.? 2

21. На сколько генерал-губернаторств делилась территория Казахстана по реформе 1867-1868 гг.?3

22. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе:1867-1868 гг.

23. Кто назначался во главе областей Казахстана согласно реформ 1867-1868 гг.?военные генерал-губернаторы

24. По реформе 1867-1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачиваюсь в руках: Генерал-губернатора.

25. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял:Военный губернатор.

26. Область по «Положению 1868 г.» делились на: уезды

27. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг.:Неразделенность военной и гражданской властей.

28. Суть реформ 1867-68 гг.: сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора

29. По новой реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял:Вице-губернатор.

30. По реформе 1867-1868 гг. области делились на административные единицы:Уезды.

31. Кто назначал уездного начальника? Генерал-губернатор

32. Назовите положение реформы 1867-1868гг., которое более всего подрывало родовое устройство казахов: административные аулы

33. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 года подчинялись:Уездному начальнику

34. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на:Волости.

35. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:Акмолинская, Семипалатинская

36. Какому генерал-губернаторетву подчинялась Акмолинская область по реформе 1867-1868гг.? Западно-Сибирскому

37. Какие области были открыты в Казахстане согласно реформам 1867-1868 гг.? Семиреченская и Сырдарьинская.

38. Какие области были учреждены в Казахстане по реформе 1867-1968гг.? Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семиреченская

39. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:Уральская и Тургайская.

40. Согласно реформе 1867-1868 гг. Уральская и Тургайская области вошли в состав генерал-губернаторства:Оренбургского

41. Согласно реформе 1867-1868 гг. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства:Туркестанского.

42. Какие области вошли в Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868гг.? Сырдарьинская и Семиречеснская

43. После завершения присоединения Казахстана к России было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в:Ташкенте

44. Казахские земли, ранее зависимые от Коканда, в 1867 году вошли:В Туркестанское генерал-губернаторство.

45. Куда вошла территория бывшего Букеевского ханства в результате реформ 1867-1868 гг.?в Астраханскую губернию

46. По реформе 1867-1868 г. г. в Закаспийскую область вошла территория:Мангыстау.

47. Область, в состав которой по реформе 1867-1868 гг. вошел Верненский уезд.Семиреченская.

48. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области:Сырдарьинской.

49. По реформам 1867-1868 гг., отстраненные от власти султаны-правители:обеспечивались пожизненной пенсией

50. По реформе 1867-1868 гг. низшим звеном колониальной судебной системы являлся:Суд биев и казиев

51. В середине XIX века на юге Казахстана народный суд находился под влиянием мусульманских судей:казиев

52. Совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, действовала на юге Казахстана в середине XIX века:адат

53. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в Российскую казну были освобождены:Потомки Чингисхана

54. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы:Хозяйственный, судебный, распорядительный.

55. По реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами:Китай, Иран.

56. Государство, с которым имел право вести дипломатические переговоры Туркестанский генерал-губернатор.Китай.

57. Согласно реформе 1867-1868 гг., право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном было предоставлено генерал-губернатору:Туркестанского генерал-губернаторства.

58. Для борьбы с распростарнением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в:мектебах и медресе

59. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали:Без ограничений

60. Реформы 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыты на два года. Фактически на сколько лет затянулся этот «опыт»?20 лет

61. По реформе 1867-68 гг. был значительно увеличен: покибиточиый сбор

62. Одна из специфических для казахской степи форм налогообложения, существовавшая в период реформ 1867-1868 гг. :кибиточная подать

63. Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867-1868гг. для казахов: объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи

64. Самый главный результат реформ 1867-1868 гг. для казахов: Объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи

65. После реформ 1960-х годов XIX века отношение между родами особенно обострило починпние кочевий:административно-территоиальным органам

66. Реформы 1867-1868 годов создали условия для:постепенного перехода от скотоводческого хозяйства к земледельческому

67. Реформы 1867-1868 гг. не могли разрешить всех противоречий казахского общества, но оказали положительное влияние на: социально-экономическое развитие Казахстана

68. Одной из причин административных реформ 60-х гг. XIX века является:присоединение к Российской империи Южного Казахстана и Семиречья

69. Абай Кунанбайулы и Ыбырай Алтынсарулы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы:1867-1868 гг.

Новая серия 81XX скачать тесты бесплатно для ЕНТ 2013 в Казахстане, чтобы подготовиться к пробным тестам и набрать хорошие баллы.

1. Ханство Абулхаира существовало в:
A) 1428-1468 гг.
B) 1408-1448 гг.
C) 1438- 1478 гг.
D) 1448-1488 гг.
E) 1418-1458 гг.

2. В начале XX века Казахстан являлся:
A) сырьевой базой
B) местом ведения сражений
C) поставщиком военной техники
D) местом размещения эвакуированных заводов
E) основным регионом проведения мобилизации

3. Руководитель восстания 1916 года в Семиречье:
A) Токаш Бокин
B) Алиби Джангильдин
C) Сакен Сейфуллин
D) Абдулгафар Джанбосынов
E) Амангельды Иманов

4. В ходе февральской революции 1917 г. наряду с Советами рабочих и солдатских депутатов были созданы:
A) ликбезы
B) чрезвычайные комитеты
C) внесудебные органы «тройки»
D) органы Временного правительства
E) наркомпросы

5. Первые женщины Советского Востока, награжденные орденами Ленина и медалями «Золотая Звезда»:
A) А.Оразбаева, К.Доненбаева
B) М.Маметова, А.Молдагулова
C) П.Ангелина, Ж.Саурбаева
D) А.Дацкова, С.Онгарбаева
E) Е.Воробьева, П.Семенова

6. В 40-е годы XX века излишек наличных денег в обороте и большая масса фальшивых купюр в республике вынудили правительство провести:
A) Административную реформу
B) Денежную реформу
C) Реформу управления экономикой
D) Аграрную реформу
E) Реформу розничных цен

7. III в. до н.э -VI в. н.э эпоха:
A)бронзы
B)энеолита
C) раннего железа
D) позднего железа
E) раннего средневековья

8. Ислам объявляется государственной религией в Караханидском государстве в:
A) 960 году
B) 880 году
C) 760 году
D) 1060 году
E) 1007 году

9. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей:
A) Афродите
B) Умай ана
C) Кали
D) Деве Марии
E) Абсара

10. В 1643 г. казахские войска во главе с ханом Жангиром разбили в несколько раз превосходящие силы джунгар в битве при:
A) Отраре
B) Буланты
C) Анракай
D) Орбулаке
E) Сыгнаке

11. Песня-плач Кожаберген-жырау, ставшая символом великой скорби казахов в годы казахско-джунгарских войн:
A) «Бозторгай»
B) «Алпамыс»
C) «Елим-ай»
D) «Камбар»
E) «Кубагул»

12. В устранении единовластия хана и передачи власти Совету биев, заключался план управления Младшим жузом у:
A) Жоламана Тиленшиулы
B) Сырыма Датулы
C) Махамбета Утемисулы
D) Кенесары Касымулы
E) Исатая Тайманулы

13. Одна из специфических для казахской степи форм налогообложения, существовавшая в период реформ 1867-1868 годов:
A) церковная десятина
B) соляной налог
C) кибиточная подать
D) подушная подать
E) военный налог

14. Крепость - опорный пункт кокандцев в Казахстане, возведенная в Заилийском крае, низовьях реки Каскелен:
A) Сайрам
B) Созак
C) Таушубек
D) Раим
E) Акмешит

15. В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников:
A) Расизма
B) Идеи большевизма
C) Пантюркизма и панисламизма
D) Национализма
E) Шовинизма

16. Одна из целей геологических экспедиций, организованных АН СССР в Казахстан в 20-30-е годы XX века:
A) Изучение природных ресурсов
B) Изучение культуры
C) Анализ итогов НЭПа
D) Составление географических карт
E) Изучение быта казахов

17. Процесс коллективизации сопровождался:
A)раскулачиванием
B) развитием аграрного законодательства
C) приватизацией земли
D) формированием класса фермеров
E) созданием научной сельскохозяйственной базы

18. В годы Советской власти руководство государством в действительности осуществлялось:
A) Общественными организациями
B) Руководством профсоюзов
C) Единым конкретным лидером
D) Выборными органами
E) Руководством компартии

19. 25 ноября 1998 года на родине казахстанского ученого К.Сатпаева обсуждался вопрос о ходе подготовки к празднованию его юбилея:
A) 100 - летнего
B)150 - летнего
C) 300 - летнего
D) 200 - летнего
E) 90 - летнего

20. По свидетельству историка Ибн Рузбихана из всех этнополитических общностей, самыми многочисленными и воинственными были:
A) узбеки
B) ногаи
C)найманы
D) монголы
E) казахи

21. Автор произведения «Мухаббатнаме»:
A) Хорезми
B) аль-Бируни
C) аль-Фараби
D) М.Кашгари
E) Ю.Баласагуни

22. В первую половину XV в. объединению казахских племён в единую народность препятствовало (ли):
A) традиционные маршруты кочевий
B) снижение значения караванных путей
C) традиции наследования власти чингизидами
D) межродовые и межплеменные раздоры
E) упадок торговли по Великому Шелковому пути

23. Правовые вопросы, нормы взаимоотношений между людьми и пользования пастбищами нашли отражение в документе конца XVI-начала XVII вв:
A) «Устав об оренбургских киргизах»
B) «Жеты Жаргы»
C) «Исконный путь хана Есима»
D) «Реформа Аблая»
E) «Прямой путь Касыма»

24. Сибирская администрация, напуганная активными действиями казахских отрядов, поддерживающих Пугачева, распорядилась:
A) укрепить гарнизоны крепостей
B) удовлетворить требования восставших
C) подкупить руководителей отрядов
D) отступить за укрепительные линии
E) начать переговоры с восставшими

25. Среди переселившихся в 1881-1884 годах в Семиречье уйгуров и дунган была распространена:
A) меновая торговля
B) соляной промысел
C) ювелирное ремесло
D) аренда земли
E) селекция скота

Читайте также: