Оценка налоговых расходов муниципального образования

Опубликовано: 14.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июня 2019 года N 796

(с изменениями на 10 августа 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 года N 1204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.08.2020, N 0001202008120002).

Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление применяется в отношении муниципальных образований с 1 января 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июня 2019 года N 796

Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

(с изменениями на 10 августа 2020 года)

1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

"куратор налогового расхода" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (иной государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) за достижение соответствующих налоговому расходу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) целей государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам);

"нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения о положениях нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов), которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее -льготы), наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами);

"оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

"оценка объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - определение объемов выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;

"оценка эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

"перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), структурных элементов государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целями социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящимися к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), а также о кураторах налоговых расходов;

"плательщики" - плательщики налогов;

"социальные налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;

"стимулирующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

"технические налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

"фискальные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет);

"целевые характеристики налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

3. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация):

а) определяет порядок формирования перечня налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

б) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

в) определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляемой кураторами налоговых расходов.

4. Отнесение налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) к государственным программам субъектов Российской Федерации (муниципальным программам) осуществляется исходя из целей государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), структурных элементов государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам (муниципальным программам).

5. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местную администрацию) информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.

6. Оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется куратором налогового расхода в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), с соблюдением общих требований, установленных настоящим документом.

7. Министерство финансов Российской Федерации дает разъяснения субъектам Российской Федерации по вопросам оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований.

8. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации:

а) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2019 году в согласованные сроки, а в последующие годы до 1 февраля направляют управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением;

б) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Российской Федерации, а в последующие годы до 1 апреля направляют Федеральной налоговой службе и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:

сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами;

сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу субъекта Российской Федерации;

сведения об объемах налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов;

в) Федеральная налоговая служба в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Российской Федерации, а в последующие годы до 15 апреля направляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта, с детализацией по субъектам Российской Федерации. В случае если плательщик, воспользовавшийся льготами, является единственным, то информация, предусмотренная подпунктом "б" настоящего пункта, представляется с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации в виде общей суммы по видам налоговых расходов без детализации по субъектам Российской Федерации;

г) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2019 году в согласованные сроки, а в последующие годы до 1 июня представляют в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации по перечню согласно приложению к настоящему документу.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет сверку информации, представляемой уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на предмет:

соответствия информации уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы;

соответствия налоговых расходов субъектов Российской Федерации их целевой категории;

корректного использования данных при оценке бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов субъекта Российской Федерации в отношении налоговых расходов, объем которых превышает 0,05 процента налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

д) Министерство финансов Российской Федерации направляет до 1 июля в Федеральную налоговую службу информацию о составе стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;

е) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации направляют до 15 июля в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу сведения об объеме льгот за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" настоящего пункта, сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году;

ж) Федеральная налоговая служба направляет до 25 июля в Министерство финансов Российской Федерации обобщенные сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" настоящего пункта, сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году. Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа размещает уточненные данные по итогам сверки информации, указанной в подпункте "г" настоящего пункта, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

з) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 20 августа при необходимости представляют уточненную информацию согласно приложению к настоящему документу. В случае непредставления в указанный срок в Министерство финансов Российской Федерации предложений по уточнению исходных данных или их представления после 20 августа текущего финансового года исходные данные считаются согласованными;

и) информация о налоговых расходах субъектов Российской Федерации размещается до 1 октября на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

9. Оценка эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется кураторами налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и включает:

а) оценку целесообразности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

б) оценку результативности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

10. Критериями целесообразности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются:

соответствие налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) целям государственных (муниципальных) программ, структурным элементам государственных (муниципальных) программ и (или) целям социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящимся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам);

востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.

11. В случае несоответствия налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 10 настоящего документа, куратору налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования) надлежит представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местную администрацию) предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.

12. В качестве критерия результативности налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования) определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.

13. Оценка результативности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

14. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной (муниципальной) программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации.

15. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной (муниципальной) программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной (муниципальной) программы и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), на 1 рубль налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и на 1 рубль расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).

В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной (муниципальной) программы и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), могут учитываться в том числе:

а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

Для сведения органов местного самоуправления. Определены общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов муниципальных образований

  • 30 октября 2019, 20:32

Прокуратурой области в ходе изучения изменений, внесенных в федеральное законодательство, установлена необходимость корректировки муниципальной нормативной правовой базы.

22 июня текущего года Правительством Российской Федерации принято постановление № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», положения которого в отношении муниципальных образований применяются с 01.01.2020.

Указанным постановлением определены общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Постановлением введены следующие понятия:

- куратор налогового расхода;

- нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования); - оценка объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- оценка эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования;

- перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования); - плательщики;

- социальные налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- стимулирующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- технические налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- фискальные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- целевые характеристики налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В частности, куратором налогового расхода является местная администрация (иной орган местного самоуправления, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами за достижение соответствующих налоговому расходу муниципального образования целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам.

В целях оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация:

а) определяет порядок формирования перечня налоговых расходов муниципального образования;

б) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования;

в) определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования, осуществляемой кураторами налоговых расходов.

Оценка налоговых расходов муниципального образования осуществляется куратором налогового расхода в порядке, установленном местной администрацией, с соблюдением общих требований.

Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляется кураторами налоговых расходов муниципального образования и включает:

- оценку целесообразности налоговых расходов муниципального образования;

- оценку результативности налоговых расходов муниципального образования.

Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального образования являются:

соответствие налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ, структурным элементам муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам;

востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.

В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования хотя бы одному из критериев, указанных выше, куратору налогового расхода муниципального образования надлежит представить в местную администрацию предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.

Оценка результативности налоговых расходов муниципального образования включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования.

В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:

а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;

б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;

в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.

Стали известны правила, по которым финансисты органов местного самоуправления должны проводить оценку налоговых расходов муниципального образования. Правительство установило общие требования к порядку и критериям оценки в постановлении от 22.06.2019 № 796. До 1 января 2020 года разработайте муниципальные правовые акты, которые будут регулировать проведение оценки налоговых расходов. Если вы такие акты уже приняли, приведите их в соответствие с постановлением № 796. Эту работу также нужно завершить до 1 января.

Учет, контроль и оценка налоговых расходов стали обязательными для муниципалитетов с 5 января 2019 года (Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗ). Но единых требований к порядку и критериям оценки до сих пор не было. Муниципалитеты могли следовать лишь Методическим рекомендациям, которые Минфин довел письмом от 28.04.2018 № 23-05-07/29126а. Этот документ по-прежнему можно применять, поскольку нормам постановления № 796 он не противоречит.

Какие налоговые расходы должны оценивать органы МСУ

Льготы по местным налогам могут устанавливать федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Последние вправе вводить дополнительные льготы и вычеты по местным налогам и предусматривать более низкие ставки по сравнению с установленными в статьях 394 и 406 НК. Органы МСУ должны проводить оценку налоговых расходов только по тем льготам, которые ввели сами. Это предусмотрено статьями 6 и 174.3 БК.

Не оценивайте налоговые расходы, которые возникают в результате применения льгот по местным налогам, предусмотренным на федеральном уровне. Кто и в каких случаях уплачивает земельный налог по ставке ниже 1,5 процента, установленной федеральными нормативными актами, посмотрите в таблице.

Для кого ставка земельного налога ниже 1,5 процента установлена на федеральном уровне

Земли, занятые федеральными объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 ЗК (например, заповедниками,

объектами ФСБ, воинскими и гражданскими захоронениями)

Земли, на которых расположены объекты культурного наследия, водные объекты и леса, перечисленные

в подпунктах 2–4 пункта 5 статьи 27 ЗК

Организации и учреждения уголовно-исполнительной

Принадлежащие таким организациям участки, на которых расположены здания, строения и сооружения

религиозного и благотворительного назначения

Общественные организации инвалидов, в которых инвалиды и

их представители составляют не менее 80 процентов численности

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам

Севера, Сибири и Дальнего Востока

Участки, используемые для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования

и промыслов малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Организации, признаваемые управляющими компаниями в

Участки, входящие в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленные

(приобретенные) для выполнения возложенных на эти организации функций

Судостроительные организации, имеющие статус резидента

промышленно-производственной особой экономической зоны

Участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения. Эти объекты принадлежат

судостроительной организации на праве собственности и используются для строительства и ремонта судов

Участки, расположенные на территории свободной экономической зоны и используемые для выполнения договора

об условиях деятельности в СЭЗ

Организации, признаваемые фондами в соответствии

На заметку: Какую пользу муниципалитеты извлекут из оценки налоговых расходов

Налоговые расходы муниципального образования — это доходы местного бюджета, выпадающие из-за льгот и преференций по налогам и платежам. Налоговые расходы подразделяют на социальные, стимулирующие и технические. Социальные налоговые расходы необходимы для обеспечения социальной защиты населения. Стимулирующие направлены на поддержку экономической активности предпринимателей с целью увеличить доходы местного бюджета в будущем. Технические налоговые расходы уменьшают затраты налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, которые финансируются за счет местного бюджета.

У налоговых расходов, в отличие от прямых расходов местного бюджета, нередко нет срока действия. Муниципалитеты устанавливают льготы бессрочно, продолжают их предоставлять, когда в этом уже нет смысла. Оценка налоговых расходов поможет решить эту проблему.

Какие нормативные правовые акты утвердить

Для оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация разрабатывает и утверждает четыре документа.

1. Порядок формирования перечня налоговых расходов.

2. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов.

3. Порядок оценки налоговых расходов.

4. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Перечень налоговых расходов сформируйте в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности органов МСУ, не входящих в эти программы. Укажите налоговые расходы и положения решений органа местного самоуправления, которым установлены льготы. Приведите точную ссылку на документ, которым установлены льготы. Укажите статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Добавьте сведения о кураторах налоговых расходов — органах МСУ, которые проводят их оценку. В перечень нужно включить все налоговые льготы, установленные решениями органа местного самоуправления. Укажите это в порядке формирования перечня налоговых расходов муниципального образования.

2 критерия используйте, чтобы оценить целесообразность налоговых расходов

Информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год должно предоставлять местной администрации территориальное подразделение ФНС. Оно же направляет в муниципалитет сведения о стимулирующих налоговых расходах муниципального образования за шесть лет, предшествующих отчетному финансовому году.

Налоговики должны предоставить данные о льготах по местным налогам по категориям налогоплательщиков и видам льгот. Данная обязанность установлена постановлением Правительства от 12.08.2004 № 410. Укажите это в правилах формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования.

Как провести оценку налоговых расходов

Проводите оценку отдельно по каждому виду налоговых расходов. Оцените целесообразность налоговых расходов и их результативность.

Целесообразность налоговых расходов

Оценку целесообразности налоговых расходов проведите по двум критериям.

1. Соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и социально-экономической политики муниципального образования.

2. Востребованность предоставленной налоговой льготы. Ее можно определить как соотношение численности плательщиков, которые воспользовались льготой, и общей численности плательщиков за пятилетний период.

При необходимости органы МСУ могут установить и другие критерии.

Результативность налоговых расходов

Чтобы выяснить, насколько результативны налоговые расходы, проведите оценку:

  • их бюджетной эффективности;
  • совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.

Бюджетная эффективность. Чтобы оценить бюджетную эффективность, проведите сравнительный анализ результативности предоставления льгот и применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы или социально-экономической политики муниципального образования.

1. Рассчитайте, какие расходы возникли бы в результате применения альтернативных механизмов достижения целей. Сравните этот показатель с объемом предоставленных льгот.

2. Рассчитайте прирост показателя достижения целей муниципальной программы или целей социально-экономической политики муниципального образования на 1 руб. налоговых расходов и прирост того же показателя на 1 руб. расходов местного бюджета при применении альтернативных механизмов.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей используйте:

  • субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;
  • муниципальные гарантии по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
  • изменения правового регулирования и (или) порядка контроля (надзора) в сфере деятельности налогоплательщиков, имеющих право на льготы.

Совокупный бюджетный эффект стимулирующих налоговых расходов. Оценку самоокупаемости стимулирующих налоговых расходов проведите за весь период с начала действия льгот или за пять отчетных лет. Если льгота действует более шести лет, оцените бюджетный эффект на день проведения оценки эффективности налоговых расходов. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если совокупный бюджетный эффект принимает отрицательное значение.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования

Как использовать результаты оценки

По итогам оценки налоговых расходов сделайте выводы о степени их эффективности. Они должны содержать ответы на три вопроса.

1. Была ли достигнута цель, ради которой муниципальное образование ввело тот или иной вид налоговых расходов?

2. Каков вклад данного вида налоговых расходов в достижение целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики муниципального образования?

3. Существуют ли более результативные и менее затратные альтернативные механизмы достижения этих целей?

Сформулируйте рекомендации по дальнейшему применению налоговых расходов в отчете об оценке их эффективности. По каждой льготе включите в отчет:

  • ее наименование;
  • перечень налогоплательщиков — получателей льготы за отчетный год;
  • сумму недополученных доходов бюджета в результате предоставления льготы по каждому налогоплательщику;
  • показатели и расчеты бюджетной эффективности и самоокупаемости налоговых расходов;
  • вывод об эффективности налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене льготы.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования. Учитывайте их при подготовке документов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования и при разработке муниципальных программ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

Документ "Отчет о результатах оценки эффективности налоговых расходов за 2019 год на территории городского округа Воскресенск Московской области"

Отчет о результатах оценки эффективности

налоговых расходов за 2019 год

на территории городского округа Воскресенск Московской области

Проведение ежегодной оценки эффективности использования налоговых расходов (выпадающих доходов) является одной из первоочередных мер по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Воскресенск Московской области, предусмотренных основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа Воскресенск Московской области.

При проведении оценки эффективности налоговых расходов учтены основные положения постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – методические рекомендации Минфина России).

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям соответствующих муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики) и их результативности (оценка бюджетной эффективности).

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые согласно пункту 1 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации зачисляются в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов.

В 2019 году на территории Воскресенского муниципального района Московской области действуют льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, установленные решениями Совета Депутатов муниципальных образований сельских и городских поселений, входивших в состав Воскресенского муниципального района Московской области.

Оценка эффективности налоговых расходов за 2019 год осуществляется по одному или нескольким из следующих критериев: бюджетная эффективность, экономическая эффективность и социальная эффективность.

Определены типы налоговых расходов в зависимости от целевой категории: социальные, стимулирующие или технические.

В основу оценки эффективности взяты данные статистической налоговой отчетности ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2019 год (форма № 5-МН), которая сформирована в целом по Воскресенскому муниципальному району Московской области.

За 2019 год общая сумма налоговых расходов составила 11 168,0 тыс. рублей, а их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Воскресенского муниципального района Московской области составила 0,3 %. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Воскресенского муниципального района Московской области составил 3 095 406,9 тыс. рублей, из них земельный налог – 373 444,2 тыс. рублей (из них: земельный налог с организаций – 245 680,1 тыс. рублей и земельный с физических лиц – 127 764,2 тыс. рублей) и налог на имущество физических лиц – 77 017,4 тыс. рублей.

На основании Закона Московской области от 18.04.2019 № 57/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Воскресенского муниципального района» Воскресенский муниципальный район Московской области преобразован в городской округ Воскресенск Московской области.

Выпадающие доходы по местным налогам

(по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот)

Земельный налог по юридическим лицам

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам, применяющих льготы, установленные в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, из них:

Сумма выпадающих доходов, всего 8 368

Количество льготников 12

Муниципальные учреждения городского округа Воскресенск

Муниципальные учреждения городского округа Воскресенск в отношении земельных участков, расположенных под кладбищами.

Ветеринарии Московской области в отношении земельных участков, занятых скотомогильниками

Земельный налог по физическим лицам

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, из них:

Сумма выпадающих доходов, всего 2 785

Количество льготников 2481

Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца

Инвалид I группы

Инвалиды II группы

Инвалид с детства

Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах

Инвалиды боевых действий

Инвалиды III группы

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма (концлагерей, гетто и др.)

Реабилитированные жертвы политических репрессий

Малоимущие многодетные семьи, чей доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

Родители детей - инвалидов

Пенсионеры, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума

Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума

Ветеран боевых действий

Многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей

Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ

Родители, имеющие детей-инвалидов, доход которых ниже прожиточного минимума

Налог на имущество физических лиц

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, из них:

Сумма выпадающих доходов, всего 15

Количество льготников 6

Малоимущие многодетные семьи, чей доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

Основной объем налоговых расходов в 2019 году приходится на технические налоговые расходы (74,5%), которые предоставлены налоговыми льготами по земельному налогу с организаций для муниципальных учреждений, учредителями которых в 2019 году являлись городские и сельские поселения, входящие в состав Воскресенского муниципального района, осуществляющих свою деятельность в сфере: культуры, физической культуры и спорта, благоустройства, похоронного дела и финансируемых за счет средств местного бюджета.

Так же налоговые расходы приходятся на следующие категории:

-социальные налоговые расходы, которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу с физических лиц и налогу на имущество физических лиц для социально незащищенных слоев населения в размере 25,1%;

-стимулирующие налоговые расходы, которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу с организаций государственным учреждениям ветеринарии Московской области в отношении земельных участков, занятых скотомогильниками в 0,4%.

Информация о структуре налоговых льгот за 2019 год представлена в таблице 2.

Структура налоговых льгот за 2019 год

Льготы, предоставленные, всего

Техническая категория льгот

Социальная категория льгот

Стимулирующая налоговая льгота

I. Оценка эффективности применения технических налоговых расходов городского округа Воскресенск

Общая сумма поступлений земельного налога с организаций за 2019 год 245 680,1 тыс. рублей, что составило 7,9 % от суммы налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Объем выпадающих доходов составил 8 368,0 тыс. рублей или 3,4% от общей суммы поступившего налога.

Среди юридических лиц, основной льготной категорией являются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета.

Льгота по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты налога таких налогоплательщиков, обеспечивающих выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения в различных сферах деятельности, выражается в оптимизации расходов местного бюджета на уплату местных налогов и в большинстве подлежит распределению по муниципальным программам, исходя из соответствия целям и приоритетам. Оценка данных налоговых расходов осуществляется по критерию- бюджетная эффективность и являются эффективной (положительной).

Бюджетная эффективность от предоставления данных налоговых льгот, позволяет сократить встречные финансовые потоки, а также способствует повышению уровня достижения результатов деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Вывод: поскольку указанный налоговый расход (налоговая льгота) востребован, при его предоставлении достигается ожидаемый результат, способствует устранению встречных финансовых потоков средств бюджета. Льготы данной категории ведут к снижению налоговой нагрузки на учреждения и способствуют сокращению расходов бюджета. Учитывая его высокую бюджетную эффективность, указанный вид налогового расхода в 2019 году признан целесообразным и эффективным. Предлагается сохранить льготу.

II. Оценка эффективности применения социальных налоговых расходов городского округа Воскресенск

Социальные налоговые расходы установлены для налогоплательщиков - физических лиц, относящихся к социально незащищенным группам населения. Льготы носят заявительных характер. Информирование граждан проводится через информационные стенды, сайт городского округа Воскресенск Московской области и т.д.

Предоставленной налоговой льготой, цель которой является социальная поддержка населения в 2019 году воспользовались 2 496 льготника. Общее количество потенциально имеющих право на получение льгот в городском округе Воскресенск составляет 51 173 чел. Востребованность в свою очередь достигает 4,9%.

Налоговые льготы в целом являются востребованными. В результате применения налоговой льготы одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, получен дополнительный доход в среднем:

2 800 тыс. руб. / 2496 чел. = 1 ,12 тыс. рублей.

В связи с чем, действие налогового расхода способствует поддержке уровня материальной обеспеченности и социальной защищенности малообеспеченных граждан, рост уровня и качества жизни, путем повышения уровня доходов социально незащищенных групп населения. Освобождение от налогообложения данной категории налогоплательщиков не носит экономического характера и направлено на поддержку социально незащищенных категорий граждан, в связи с этим потери бюджета в связи с предоставлением налогового расхода равны его социальной эффективности.

Приоритетной целью социальной политики городского округа является забота о людях, о качестве их жизни в округе, предоставляемые физическим лицам льготы по налогам являются одним из инструментов сформированной системы социальных гарантий для жителей, определенных в соответствующей муниципальной программе.

Вывод: поскольку указанный налоговый расход отвечает общественным интересам и направлен на решение социальных задач округа по повышению уровня и качества жизни малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность данной льготы признается приемлемой. Чтобы не допустить в дальнейшем ухудшения уровня доходов у социально незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы для указанных категорий.

III. Оценка эффективности применения стимулирующих налоговых расходов городского округа Воскресенск

В 2019 году льготой в виде полного освобождения от уплаты воспользовалась 1 организация ветеринарии Московской области в отношении земельных участков, занятых скотомогильниками. Данная льгота представлена на основании письма Государственного учреждения ветеринарии Московской области "Воскресенская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 18.04.2016 N 116.

Целью применения данного налогового расхода является стимулирование роста налогооблагаемой базы и обеспечение прироста налоговых платежей в местный бюджет от предприятий сельского хозяйства городского округа Воскресенск, основная специализация которых - это молочное животноводство (ООО «Родина», АО «Воскресенское», ЗАО «Лесной»).

В 2019 году положительную динамику производства показали данные предприятия (реализована программа по оздоровлению стада молочных коров). Также реализуется инвестиционный проект по строительству животноводческого комплекса для молодняка на 800 голов. Предоставляются рабочие места. Темп роста производства молока по 2019 году составил 107,7%, что положительно скажется на увеличении налогооблагаемой базы.

Выпадающие доходы бюджета городского округа Воскресенск Московской области за 2019 год составили 41,0 тыс. рублей. Косвенно стимулирующие налогоплательщики в отрасли сельского хозяйства пополнили консолидированный бюджет Воскресенского муниципального района на 8 974,0 тыс. рублей.

Стабильное функционирование данных предприятиях возможно и непосредственно при благоприятной эпидемиологической ситуации в нашем регионе.

Вывод: поскольку указанный налоговый расход (налоговая льгота) востребован его предоставление положительно отражается на сельском хозяйстве и в целом на эпидемиологической обстановке городского округа Воскресенск Московской области. Необходимо признать льготу эффективной, с целью создания условий для повышения доходной части бюджета и поддержанию благоприятной эпидемиологической обстановки на территории округа.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 1

Статья публикуется по материалам журнала "Финансовая аналитика: проблемы и решения". 2014. N 44 (230).

В странах ОЭСР применение налоговых расходов, их учет и оценка успешно осуществляются с начала 1970-х гг.

В предыдущей статье автором был представлен обзор опыта зарубежных стран, который позволил сделать определенные выводы. В частности, было отмечено, что включение оценки налоговых расходов в документы, представляемые в парламент вместе с проектом государственного бюджета на очередной год, является стандартом международной бюджетной практики. При этом важным считается не только оценка величины налоговых расходов в сопоставлении с планируемыми бюджетными доходами, но также проведение сопоставлений с аналогичными по целям программными расходами и оценка результативности и эффективности налоговых расходов.

Богачева О.В., Фокина Т.В. Антикризисное бюджетное регулирование - опыт стран ОЭСР // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. N 41.

В России система такой оценки только формируется, что не позволяет в полной мере оценивать эффективность мер налогового стимулирования и масштабы потерь от недополученных бюджетных доходов от предоставления налоговых льгот.

Задача по созданию системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов поставлена в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р .

Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р.

В статье сформулированы предложения по созданию в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов, предлагаются и обосновываются необходимые поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации, а также даны рекомендации по разработке и внедрению классификации налоговых расходов как составной части бюджетной классификации.

Концепция налоговых расходов - законодательное закрепление понятия "налоговые расходы". В России накоплен большой опыт применения налоговых льгот и преференций (в настоящее время используется более 240 налоговых льгот), однако нормативное регулирование налоговых расходов в настоящее время отсутствует и не применяется сама концепция налоговых расходов.

Введение в бюджетную практику данной концепции требует в первую очередь законодательного закрепления термина "налоговые расходы".

В определенном смысле эта терминологическая конструкция является неудачной. Не следует искать какую-либо юридическую трактовку этого термина или пытаться привязывать его по смыслу к налоговым доходам и бюджетным расходам. В то же время этот термин прочно закрепился в международной бюджетной практике и непросто найти ему адекватную замену. Закрепление вместо него понятий "недополученные доходы бюджетов" или "выпадающие налоговые доходы бюджетов" не будут отражать введения качественно новой бюджетной категории и может привести к дополнительной путанице с другими случаями возникновения выпадающих доходов.

В международной бюджетной практике налоговые расходы определяются как недополученные доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами и преференциями, размер которых определяется отклонением от базовой структуры налогов.

Таким образом, представляется целесообразным закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации следующее общее определение налоговых расходов: недополученные (упущенные, выпадающие) доходы бюджета, обусловленные применением пониженных налоговых ставок, освобождений, исключений, установленных законодательством о налогах и сборах, используемые в целях реализации социально-экономической политики государства.

Помимо самого определения налоговых расходов в нормативной базе необходимо закрепить понятие "размер налоговых расходов", который определяется отклонением от базовой структуры налогов. Это определение, по мнению автора, может быть отражено в методике оценки налоговых расходов.

В случае закрепления данных понятий в российском бюджетном законодательстве потребуется определенная корректировка (приведение в соответствие) положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Так, в частности в ст. 172 "Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов" БК РФ целесообразно будет включить положение, согласно которому составление проекта бюджета должно основываться и на прогнозе налоговых расходов (вариант - на оценках налоговых расходов).

Учитывая, что одним из стандартов открытости бюджета является включение в документы по проекту бюджета материалов по оценке налоговых расходов, в перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, предлагается также включить прогноз налоговых расходов (вариант - оценку налоговых расходов). Этот прогноз (оценка) необходим для оценки потерь бюджетов от предоставленных налоговых льгот и преференций и анализа эффективности этих мер.

В связи с этим целесообразно дополнить БК РФ статьей "Прогноз налоговых расходов" (вариант - "Оценки налоговых расходов"), устанавливающей, что прогноз (оценка) налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет (вариант - за два предыдущих и текущий год) соответственно по федеральным, региональным и местным налогам в целях оценки недополученных доходов бюджетов, обусловленных применением пониженных налоговых ставок, освобождений, исключений, установленных законодательством о налогах и сборах, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также оценки общего объема государственных (муниципальных) ресурсов, используемых для решения социально-экономических задач, оценки эффективности налоговых мер в сопоставлении с аналогичными по целям бюджетными расходами.

Методика оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Прогноз (оценка) налоговых расходов осуществляется в соответствии с методикой оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом.

Также автор предлагает ввести в БК РФ новую статью "Прогноз (оценки) налоговых расходов", а не включать эти вопросы в ст. 174.1 "Прогнозирование доходов бюджета", так как прогноз налоговых расходов не имеет своей целью прогнозирование доходов бюджета.

Помимо прочего следует дополнить бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации (ст. 165 БК РФ) методологическим руководством по оценке налоговых расходов. Также полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ст. 158 БК РФ) необходимо дополнить п. 4: "Осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета и оценку налоговых расходов, составляет обоснования бюджетных ассигнований".

В соответствии с этим полномочием главные распорядители (распорядители) бюджетных средств будут обязаны проводить оценку налоговых расходов в рамках соответствующих государственных (муниципальных) программ, подпрограмм в целях определения объема налоговых льгот и преференций и сопоставления с аналогичными по целям бюджетными расходами на этапе подготовки программ и отчетов по их реализации.

Внесение предлагаемых дополнений в БК РФ потребует доработки проекта методики оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Письмо Минфина России от 23.12.2013 N 01-02-01.03-56778) , а также внесения следующих изменений и дополнений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации и Методические указания :

  • при подготовке государственных программ в дополнительные и обосновывающие материалы должны быть включены прогнозные оценки налоговых расходов, подготовленные в соответствии с Методикой оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Минфином России;
  • годовой отчет должен содержать в том числе оценку фактических налоговых расходов и оценку их эффективности и результативности.
С учетом замечаний Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 11.02.2014 N 01-11/02.
Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.11.2013 N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации".

Создание классификации налоговых расходов. Учитывая значимость налоговых расходов в достижении целей социально-экономической политики, необходимости учета налоговых расходов в совокупности государственных ресурсов, направляемых на реализацию государственных программ, рекомендуется разработать и внедрить классификацию налоговых расходов как составной части бюджетной классификации, в основе которой лежат виды налогов, по которым установлены налоговые льготы, и целевое назначение налоговых расходов.

При разработке рекомендаций по классификации налоговых расходов автор исходит из того, что Министерством финансов Российской Федерации будет определен перечень налоговых льгот и преференций, обусловливающих потери бюджета в налоговых доходах (налоговые расходы). Налоговые льготы и преференции, входящие в этот перечень, образуют первичные элементы классификации налоговых расходов. Они могут быть сгруппированы по следующим типам налоговых льгот и преференций:

  • освобождение от налогообложения (доходы, не включаемые в налоговую базу);
  • вычеты из налогооблагаемой базы расходов;
  • льготы по амортизации;
  • пониженные ставки налога, применяемые к отдельным категориям налогоплательщиков или налогооблагаемых сделок;
  • отсрочка выплаты налога;
  • налоговый кредит.

Эти типы налоговых льгот и преференций, применимые к разным видам налогов, могут рассматриваться как группы налоговых расходов (второй уровень классификации).

Автор также основывается на том, что согласно проекту методики оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации оценка налоговых расходов будет осуществляться по следующим видам налогов:

а) федеральным налогам:

  • налогу на добавленную стоимость;
  • налогу на прибыль организаций;
  • налогу на доходы физических лиц;
  • налогу на добычу полезных ископаемых;

б) региональным и местным налогам:

  • транспортному налогу;
  • налогу на имущество организаций;
  • налогу на имущество физических лиц;
  • земельному налогу.

Для оценки потерь налоговых доходов вследствие налоговых льгот и иных преференций по соответствующим налогам классификация налоговых расходов должна обеспечить их связь с видами налогов (т.е. налоговые расходы должны классифицироваться по видам налогов).

Учитывая, что налоговые расходы применяются для решения задач государственной социально-экономической политики, в классификации налоговых расходов должна быть выражена их целевая направленность.

На основе анализа международного опыта оценки налоговых расходов и российской практики применения налоговых льгот были определены следующие основные сферы применения налоговых расходов в Российской Федерации:

  • социальная политика;
  • содействие населению в получении образования;
  • содействие населению в лечении и укреплении здоровья;
  • содействие населению в жилищном строительстве;
  • содействие общеэкономическому развитию (включая государственный сектор) и инвестициям;
  • содействие НИОКР;
  • поддержка отдельных отраслей и секторов экономики;
  • содействие территориальному развитию.

В соответствии со сферами применения автором были определены следующие виды налоговых расходов (по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль):

  • налоговые расходы на социальное обеспечение;
  • налоговые расходы, связанные с трудовыми доходами населения;
  • налоговые расходы, способствующие повышению доходов населения от имущества;
  • налоговые расходы по содействию населению в получении образования;
  • налоговые расходы по содействию населения в получении медицинских услуг и оздоровления;
  • налоговые расходы на поддержку жилищного строительства;
  • налоговые расходы общего характера на поддержку отраслей и секторов;
  • налоговые расходы на поддержку казенных учреждений;
  • налоговые расходы на поддержку бюджетных и автономных учреждений;
  • налоговые расходы на поддержку государственных корпораций;
  • налоговые расходы по НИОКР;
  • налоговые расходы на поддержку отдельных отраслей и секторов;
  • налоговые расходы на поддержку территориального развития.

В рамках каждого вида налоговых расходов производится их группировка по подвидам, конкретизирующим целевую направленность налоговых расходов.

Пример группировки налоговых расходов представлен в табл. 1.

Пример группировки налоговых расходов

Сфера применения налоговых расходов

Налоговая льгота в составе перечня налоговых льгот (преференций), относимых к налоговым расходам

Читайте также: