Оценка эффективности налоговых льгот 2014

Опубликовано: 15.05.2024

С П Р А В К А

о результатах действия налоговых льгот в 2014 году

Мероприятия по эффективности установленных налоговых льгот проведены в соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220).

Проведение оценки эффективности предоставляемых льгот направлено на оптимизацию перечня действующих льгот, а так же обеспечение оптимального выбора категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлены льготы.

Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиков – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).

На территории города Нижневартовска предусмотрены льготы по уплате местных налогов, установленных статьей 61.2. Бюджетного кодекса: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города и повышения социальной защищенности городского населения, решениями Думы города определенным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по уплате данных налогов.

Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2014 году составил 10 363,19 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 3 770,19 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 6 593,00 тыс. рублей.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по налогу на имущество физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц относится к местным налогам. Налог взимается на основании:

- закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»;

- решения Думы города от 25.10.2005 №532 «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Льготы по налогу предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 15 878 налогоплательщиков, что на 1 835 налогоплательщиков больше, чем в прошлом периоде.

Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот 6 593 тыс. рублей, где:

- 56,7%, или 3 740 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;

- 19,9% или 1 312 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- 7,1% или 469 тыс. рублей – отцы, воспитывающие детей без матерей, и одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 18 лет;

- 6,2 % или 411 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;

- 5,1% или 333 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;

- 5,0% или 328 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).

Соотношение недополученных доходов по налогу, в результате действия установленных льгот, к объему поступившего в 2014 году налога на имущество физических лиц составляет 8 процентов.

По сравнению с 2012 годом объём предоставленных налоговых льгот увеличился на 1 092 тыс. рублей по всем льготным категориям. Основной рост количества обратившихся за льготой произошел по физическим лицам, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.

Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по земельному налогу

Сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Ниж- невартовска в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков за 2014 год составила 3 770,19тыс.рублей или 2,7% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам – 1 792,44 тыс. рублей, юридическим – 1 977,75 тыс. рублей.

Объем льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности, составляет 46,7%. и рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.

Основной льготной категорией являются пенсионеры: льготы заявили 2 591 человек на сумму 1 091,25 тыс. рублей, что составляет 60,9% от суммы льгот физическим лицам.

Для льгот, используемых физическими лицами, рассчитывается социальная эффективность равная сумме предоставленных льгот - 1 792,44 тыс. рублей.

Среди юридических лиц, основной льготной категорией являются организации и учреждения, финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 424,51 тыс. рублей, из них:

- бюджетные учреждения – 1378,16 тыс. рублей;

- казенные учреждения – 46,35 тыс. рублей.

Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений, действующих в интересах населения города Нижневартовска, носят социальный характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна сумме предоставленных льгот.

13,4% общей суммы льгот или 265,45 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства. Льготы для данной категории установлены с целью развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.

14,6% или 287,79 тыс. рублей - льгота, предоставленная сельскохозяйственным предприятиям. В результате роста полученных в 2014 году доходов коэффициент экономической эффективности для данной льготы составил 1,3.

Результатом проведенного анализа налоговых льгот является то, что в основном (на 85,4%) льготы носят социальный характер и направлены на:

- снижение налоговой нагрузки организаций бюджетной сферы;


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Местные налоги
Налоговые льготы

по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот

1. Реализация полномочий Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в 2014 году

Согласно статье 61 Бюджетного кодекса в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на доходы и расходы местного бюджета;

социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан.

Льготы, установленные на местном уровне, направлены на поддержку социально незащищенных категорий граждан, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.

Общая сумма таких льгот составила 90 тысяч рублей.

Льготы, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан Ажиновского сельского поселения, деятельность которых не направлена на получение доходов.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных Собранием депутатов Ажиновского сельского поселения (90,0,0 тыс. руб.), к общему объему планируемых к поступлению налоговых и неналоговых доходов (земельный налог – 1428,0 т. руб., налог на имущество 66,0 т. руб.) на 2014 год составит 6,3 процента (90,0:1428,0).

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Ажиновского сельского поселения, в пределах полномочий Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 25 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения «О налоге на имущество физических лиц»;

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ажиновского сельского поселения, закреплены постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10..08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями.

Информационной базой Оценки являются:

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 25 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения «О налоге на имущество физических лиц»;

- финансовый отчет МИ ФНС № 13 по Ростовской области по форме №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2013 год», утвержденной приказом ФНС России от 01.01.2001 №ММВ-7-1/668@;

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге» на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района введён земельный налог.

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 1).

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц» на территории Ажиновского сельского поселения введён налог на имущество физических лиц.

Налоговые льготы по налогу на имущество, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 2).

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета Ажиновского сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2013 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 57,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 25,0 тысяч рублей,

За 2013 год сумма предоставленной льготы по налогу на имущество физических лиц составила 33,0 тыс. рублей.

Таким образом, общая сумма выпадающих доходов по местным налогам, в связи с установлением налоговых льгот, в том числе в виде пониженной ставки налога, составила за 2013 год – 90,0 тыс. рублей

2.3. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставленных налоговых льгот

Бюджетная эффективность

Согласно пункта 5 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по форме:

где: ПБt – объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за оцениваемый период в результате предоставления налоговых льгот;

ПБt-1 - объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за период, предшествующий оцениваемому, в результате предоставления налоговых льгот;

При значении КБЭПН больше или равно 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

При значении КБЭПН меньше 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).

По земельному налогу физических лиц - КБЭПН = 25,0т. руб.: 25,0 т. руб.= 1,0

По налогу на имущество физических лиц – КБЭПН = 33,0т. руб.: 33,0 т. руб.= 1,0

Бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

Социальная эффективность

Согласно пункта 6 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями оценка социальной эффективности налоговых льгот производится по коэффициенту изменения покупательной способности, рассчитываемому по формуле:

где: Лt – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в оцениваемом периоде;

Лt-1 – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в периоде, предшествующему оцениваемому;

ПМt – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;

ПМt-1 – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому.

По земельному налогу физических лиц - КПС = (15,3 руб.: 7305 руб) : (16,3 руб.: 7388 руб)= 0,002 : 0,002 = 1,0 (25,0:128чел :12 мес.=16,3 руб)

По налогу на имущество физических лиц - КПС = (9,0 руб.: 7305 руб) : (9,0 руб.: 7388 руб)= 0,001 : 0,001 = 1,0 (33,0 т. руб :306чел:12 мес =9,0 руб)

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана приемлемой (достаточной), кроме того направлена на повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей).

Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности

Для всех категорий налогоплательщиков обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:

где: КБЭ – коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;

КСЭ – коэффициент социальной эффективности налоговых льгот.

По земельному налогу физических лиц - КБСЭ = (1,0 +1,0) : 2 = 1,0

По налогу на имущество физических лиц - КБСЭ = (1,0 +1,0) : 2 = 1,0

4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот.

По результатам проведённой оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц принятые льготы признать эффективными. Чтобы не допустить в дальнейшем ухудшения уровня жизни у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.

Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот закреплен постановлением администрации Армизонского муниципального района от 30.12.2013 №139 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот».

1. Реализация полномочий органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов

Согласно статье 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  1. Земельный налог – по нормативу 100 процентов
  2. Налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преимуществ (льгот) и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на доходы и расходы местного бюджета

социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан.

Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности можно разделить на две группы:

- поддержка социально незащищенных категорий граждан

- минимизация налоговой нагрузки учреждений

Льготы, предоставляемые социально незащищенным категориям населения Армизонского муниципального района, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность. Сумма таких льгот составила 481 тыс. руб. или 59 % в общей сумме льгот.

Льготы, предоставленные в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения составляют 339 тыс. руб. или 41 % в общей сумме льгот.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных решениями думы Армизонского муниципального района, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов за 2014 год составляет 1 процент.

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития сельских поселений, в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты следующие муниципальные правовые акты:

- решение думы Армизонского муниципального района от 24.02.2010 № 272 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 21.11.2013 № 489 «О внесении изменений в решение думы Армизонского муниципального района от 24.02.2010 №272»

- решение думы Армизонского муниципального района от 09.11.2010 № 311 «Об установлении земельного налога» с изменениями от 16.02.2011 №331, от 22.06.2011 №356, от 29.05.2013 № 457 «О внесении дополнений в решение думы Армизонского муниципального района от 09.11.2010 №311»

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот:

1.Инвентаризация предоставленных налоговых льгот

Решениями дум Армизонского муниципального района от 09.11.2010 №311 «Об установлении земельного налога», от 16.02.2011 №331 «О внесении изменений и дополнений в решение думы Армизонского муниципального района от 09.11.2010 №311 «Об установлении земельного налога», от 22.06.2011 №356 «О внесении изменений и дополнений в решение думы Армизонского муниципального района от 09.11.2010 №311 «Об установлении земельного налога» установлены льготы в форме полного освобождения от уплаты земельного налога следующим категориям налогоплательщиков:

  1. Органы власти Тюменской области и органы местного самоуправления
  2. Автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа.
  3. Автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области
  4. Детские оздоровительные организации
  5. Организации, оказывающие услуги дошкольного образования
  6. Организации социального обслуживания
  7. Организации в отношении земельных участков под спортивными сооружениями (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных сооружений)
  8. Организации и физические лица – в отношении земель общего пользования населенных пунктов
  9. Организации – в отношении земельных участков, занятых областными автомобильными дорогами общего пользования
  10. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные органами исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления
  11. Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, финансируемые из областного и местного бюджетов, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функции
  12. Граждане – собственники жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, управляемых товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
  13. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков
  14. Герои Советского Союза, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы
  15. Инвалиды I и II группы инвалидности
  16. Инвалиды с детства
  17. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий
  18. Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-фз «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
  19. Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
  20. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику
  21. Санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в собственности Армизонского муниципального района

2.Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета Армизонского муниципального района, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2014 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 375 тыс. руб., в том числе физическим лицам 36 тыс. руб., муниципальным учреждениям 122 тыс. руб., Управлению автомобильных дорог в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования 217 тыс. руб.

За 2014 год сумма предоставленной льготы по налогу на имущество физических лиц составила 445 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма выпадающих доходов по местным налогам, в связи с установлением налоговых льгот, составила 820 тыс. руб.

3.Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставленных налоговых льгот

В 2014 году получателями налоговых льгот являлись муниципальные учреждения, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения, бюджетная эффективность является положительной, так как является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот проявляется в экономии бюджетных средств. Бюджетная эффективность по данной категории налогоплательщиков составила 122 тыс. руб.

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана положительной, так как направлена на достижение следующих целей:

повышения уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей);

на поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории муниципального района услуг в социальной сфере.

Информация к заседанию Правительства Ростовской области 24.07.2019

Обязательства по проведению ежегодной оценки эффективности региональных налоговых льгот определены Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашением от 14.02.2019 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области».

Оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) проведена в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 826 «О Порядке оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области о налогах», с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Законодательством Ростовской области установлены налоговые льготы (пониженные ставки) в отношении объектов налогообложения или категорий налогоплательщиков, которые объединены по следующим основным направлениям:

  • поддержка инвестиционной деятельности;
  • поддержка малого предпринимательства;
  • стимулирование отдельных видов экономической деятельности;
  • поддержка некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, а также граждан, нуждающихся в социальной защите государства.

В 2018 году региональным законодательством предоставлены налоговые льготы (пониженные ставки) на общую сумму 5 126,3 млн рублей (приложение), что составляет 3,7 процента от общей суммы налоговых поступлений в областной бюджет.

Наибольший объем льгот за 2018 год предоставлен:

  • субъектам малого предпринимательства – 2 809,5 млн рублей (55,0 процента), в том числе в виде «налоговых каникул» – 990,3 млн рублей ;
  • инвесторам – 2 193,9 млн рублей (42,8 процента).

В разрезе налогов наибольший удельный вес занимают льготы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 2 774,9 млн рублей (54,1 процента).

По налогу на имущество организаций – 2 082,7 млн рублей (40,7 процента);

  • по налогу на прибыль организаций – 166,2 млн рублей (3,2 процента);
  • по транспортному налогу – 67,9 млн рублей (1,3 процента).
  • по патентной системе налогообложения – 34,6 млн рублей (0,7 процента).

Не использованы три налоговые льготы, введенные в 2016 – 2017 годах:

  • в виде пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов спорта, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;
  • в виде пониженной ставки по налогу на прибыль - организациям, заключившим специальные инвестиционные контракты от имени Российской Федерации;
  • в виде пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области.

При этом льгота в отношении объектов спорта имеет ограниченный срок действия - до передачи объектов в собственность региона, а организациями, заключившими специнвестконтракты от имени Российской Федерации - с 2018 года реализуются два проекта. Объекты налогообложения по данным категориям льгот в процессе формирования.

Льгота малому бизнесу, осуществляющему инвестиции (упрощенная система налогообложения 5 процентов), введена с 2016 года, однако до настоящего времени заинтересованность налогоплательщиками не проявлена.

Вопрос совершенствования условий предоставления данной льготы либо ее отмены проработан в рамках рабочей группы по подготовке изменений в законодательство Ростовской области о налогах и сборах по итогам оценки, проведенной в 2018 году.

Сумма льгот, отмененных с 1 января 2019 года, в 2018 году составила 55,0 млн рублей.

Для проведения оценки эффективности налоговые льготы распределены в зависимости от их целевой составляющей:

  • стимулирующие - направленные на стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов консолидированного бюджета Ростовской области – 5,0 млрд рублей или 98,0 процентов;
  • социальные - обусловленные необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения – 0,1 млрд рублей или 2,0 процента.

Согласно рекомендациям Министерства финансов Российской Федерации проведена оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и имуществу организаций за пятилетний период с учетом результата взаимоотношений с бюджетом по каждому налогоплательщику. Все стимулирующие льготы имеют положительный бюджетный эффект.

Результаты проведенной оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Ростовской области о налогах и сборах, будут направлены в Министерство финансов Российской Федерации.

Реализация задач, изложенных в перечне поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

Информация об объемах налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Ростовской области, по категориям налогоплательщиков за 2018 год

АДМИНИСТРАЦИЯ ОГНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Каслинского района Челябинской области

Об утверждении Порядка проведения

оценки эффективности налоговых льгот

по местным налогам и методики расчета

оценки эффективности предоставленных

стимулирующих налоговых льгот

В целях совершенствования бюджетного процесса и обеспечения достижения экономического и социального эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по местным налогам, сокращения малоэффективных налоговых льгот, повышения финансовой поддержки хозяйствующих субъектов и населения, руководствуясь Уставом Огневского сельского поселения, администрация Огневского сельского поселения

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок).

2. Утвердить Методику расчета оценки эффективности предоставленных стимулирующих налоговых льгот (приложение 1 к Порядку).

3. Назначить ответственной за проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам Администрации Огневского сельского поселения.

4. Контроль над выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

сельского поселения Д.А.Дорогин

постановлением Администрации Огневского сельского поселения

Порядок проведения оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

1. Общие положения

1.1. Порядок устанавливает правила проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по местным налогам (далее – Порядок), последовательность действий при проведении оценки, а также требования к результатам указанной оценки.

1.2. Порядок распространяется на налоговые льготы, предоставленные решениями представительных органов муниципальных образований (планируемые к предоставлению) по местным налогам.

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях анализа результативности предоставленных льгот и направлена на обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления налоговых льгот с целью:

- создания благоприятных экономических условий для развития инвестиционной и инновационной привлекательности территории;

- оказания экономической поддержки организациям, которые участвуют в решении приоритетных для территории и населения социальных задач;

- стимулирования использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой населению продукции (товаров, услуг).

1.4. В данном Порядке используются следующие основные определения:

- предоставленная налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установленная решением представительного органа местного самоуправления;

- планируемая к предоставлению налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установление которой инициируется заинтересованными лицами;

- оценка эффективности налоговых льгот – процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот и результатов хозяйственной деятельности организаций с использованием показателей бюджетной и социально-экономической эффективности;

- бюджетная эффективность налоговых льгот – соотношение суммы дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет к сумме налоговых льгот, предоставленных категориям налогоплательщиков;

- социально-экономическая эффективность налоговых льгот предусматривает выполнение налогоплательщиками, которым предоставлена налоговая льгота (планируется предоставить), социально-экономических показателей.

1.5. Налоговые льготы устанавливаются с соблюдением следующих принципов:

- налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий муниципальных образований, установленных федеральным законодательством;

- налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации;

- налоговые льготы предоставляются на срок не менее одного налогового периода и должны быть установлены на определенный срок.

2. Виды налоговых льгот и условия их предоставления

2.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений представительных органов муниципальных образований.

2.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться налоговые льготы в виде:

а) снижения налоговой ставки;

б) предоставления налогового вычета;

в) освобождения от уплаты налога.

2.3. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

а) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

б) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

в) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.4. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке эффективности.

2.5. При рассмотрении предложений о предоставлении стимулирующих налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с Методикой расчета оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот.

3. Расчет оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот проводится Администрацией сельского поселения в разрезе видов налогов и категорий получателей налоговых льгот, в соответствии с Методикой расчета оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее – Методика).

3.2. Данная оценка эффективности налоговых льгот не распространяется: в отношении бюджетных, казенных и автономных учреждений, а также органов местного самоуправления, финансируемых из областного и (или) местного бюджетов (устранение/уменьшение встречных финансовых потоков).

3.3. Для категорий налогоплательщиков - физических лиц, налоговые льготы которым предоставляются в целях поддержки социально незащищенных слоев населения (социальная поддержка), налоговые льготы признаются эффективными.

4. Проведение оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится в следующие сроки:

- по предоставленным налоговым льготам в срок до 1 августа года, следующего за отчетным годом;

- по планируемым к предоставлению налоговым льготам – в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.

Предложения о предоставлении налоговых льгот принимаются Администрацией сельского поселения от инициаторов введения налоговых льгот до 15 июля года, предшествующего году начала действия налоговой льготы.

4.2. Источниками информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот являются:

- сведения статистической налоговой отчетности (форма № 5-МН «О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»), публикуемые в сети Интернет Федеральной налоговой службой России;

- сведения, запрашиваемые в Межрайонных инспекциях ФНС России;

- сведения, полученные от налогоплательщиков, которые получили или претендуют на получение налоговой льготы;

- иные виды информации, необходимые для проведения оценки эффективности налоговых льгот, запрашиваемые у получателей налоговых льгот.

5. Результатов оценки эффективности налоговых льгот

5.1. Результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот утверждаются ежегодно нормативным правовым актом Администрации сельского поселения (распоряжением) по форме согласно Приложению 2.

5.2. Результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот должны содержать:

- содержание налоговой льготы;

- нормативный правовой акт, устанавливающий льготу;

- вид предоставленных налоговых льгот по местным налогам;

- сумму выпадающих доходов бюджета городского (сельского) поселения за отчетный финансовый год;

- результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот;

- предложения по сохранению, отмене и (или) корректировке содержания предоставленных налоговых льгот по местным налогам.

5.3. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:

- разработки проекта бюджета сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период;

- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;

- предложений по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;

- введения новых видов налоговых льгот.

5.4. В случае неэффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот Администрация сельского поселения в месячный срок готовит свои предложения и проект решения об отмене (изменении условий предоставления) налоговых льгот и направляет их на рассмотрение представительному (законодательному) органу муниципального образования.

к Порядку проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, утвержденному Постановлением Администрации Огневского сельского поселения

от 29.04.2019 г. № 5

Методика расчета оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот

1) Расчет оценки эффективности налоговых льгот производится по земельному налогу в отношении предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот. Объектом оценки является бюджетная и социально-экономическая эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу.

2) Бюджетная эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот – Кб) оценивается путем соотношения объема прироста поступлений налогов в бюджет сельского поселения к сумме налоговых льгот, полученных (планируемых к получению) налогоплательщиками в отчетном (плановом) периоде, рассчитанных в сопоставимых условиях.

Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется по формуле:

K б = НП i - НП i-1 Л i (1)

Читайте также: