Обжалование решений налоговых органов

Опубликовано: 04.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки
8908

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.
Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Кристина Шперлик

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.



Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству - для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.

[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.

[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.

В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.

На этапе досудебного обжалования лицо, чьи права были нарушены, подает письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган. А вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и материалы по ней и принимает соответствующее решение. Уплата государственной пошлины за рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалоб не предусмотрена.

Следует отметить, что Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Поэтому возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами в Минфине России не рассматриваются.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В судебном порядке также могут быть обжалованы:

- акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб). Обжаловать их можно в вышестоящий налоговый орган (ФНС России) и (или) в судебном порядке (

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

- акты ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц. обжалуются только в судебном порядке (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Как правило, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц обжалуются после их вступления в силу или совершения. При этом по общему правилу подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, установленных в п. 5 ст. 138 НК РФ.

Особый порядок обжалования предусмотрен для решений о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налоговых правонарушений, принятых по результатам налоговых проверок в порядке ст. 101 НК РФ (за исключением решений, вынесенных ФНС России). Такие решения могут быть обжалованы налогоплательщиком либо до их вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), либо после вступления в силу (путем подачи жалобы).

В случае подачи апелляционной жалобы оспариваемое решение вступает в силу после принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по ней. Поэтому подача апелляционной жалобы предоставляет налогоплательщику возможность отсрочить исполнение обжалуемого решения.

Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (п.п. 1 и 2 ст. 139 НК РФ).

Подача жалобы (апелляционной жалобы) должна осуществляться с соблюдением установленных сроков и требований к ее форме и содержанию (ст.ст. 139,

Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Факт подачи жалобы (не апелляционной) обязывает налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган. Если нарушения устранены, то жалоба может быть оставлена вышестоящей инстанцией без рассмотрения. Соответствующе положения установлены в

1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

При этом необходимо учитывать, что решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не является свидетельством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, поскольку жалоба (апелляционная жалоба) не рассматривается по существу. В то же время оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с соответствующей жалобой, за исключением случаев, установленных в п. 3 ст. 139.3 НК РФ. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).

Податель жалобы (апелляционной жалобы) в течение всего срока с момента ее подачи и вплоть до принятия по ней решения вправе:

- представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако такие документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если будут представлены пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п.п. 1, 4 ст. 140 НК РФ);

- отозвать жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает ее подателя права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) со всеми полученными документами и вынести решение по ней вышестоящий налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные в ст. 140 НК РФ. Рассмотрение осуществляется без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением предусмотренных в п. 2 ст. 140 НК РФ случаев.

Перечень решений, принимаемых по жалобе, приведен в п. 3 ст. 140 НК РФ. Принятое по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) решение вышестоящего налогового органа вручается или направляется ее подателю (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В случае несогласия с принятым вышестоящим налоговым органом решением податель жалобы (апелляционной жалобы) может обжаловать его в ФНС России и (или) в судебном порядке (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

НК РФ установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Таким образом, право на обращение в суд по налоговым спорам податель жалобы (апелляционной жалобы) получает (п. п. 2, 3 ст. 138 НК РФ):

- со дня, когда ему стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе,

- или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.

Исполнительное производство: практические решения

Исполнительное производство: практические решения

Налоговые последствия и риски заключения договоров

Налоговые последствия и риски заключения договоров

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Комментарии (2)

"Добавьте актуальной практики - положительных решений "

. обсуждение в блоге Денис Козырев "Отказы в удовлетворении административных исков даже при незаконности действий госорганов"

По мнению А. Трапезникова, условия взыскания убытков с налоговых органов в целом находятся в общеправовом русле, однако, имеют свою специфику с точки зрения доказывания вины и противоправности поведения причинителя вреда, а также специфику источника взыскания.
В разделе 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) нет норм, предусматривающих ответственность налоговых органов и их должностных лиц. Законодатель ограничивается лишь констатацией ответственности налоговых органов в целом.
Так, согласно ст. 35 НК РФ за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон о налоговых органах) должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Законодатель, обозначая виды ответственности должностных лиц налоговых органов, не регламентирует их и закрепляет лишь отсылочные нормы без конкретизации составов правонарушений. Субъектами административной и уголовной ответственности могут быть исключительно должностные лица налоговых органов.
Государственные гражданские служащие должностные лица налоговых органов несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, КоАП РФ, как и другие нормативные источники, не содержит специальных норм, посвященных ответственности должностных лиц налоговых органов, не выделяет их в качестве отдельных субъектов
Также при наличии соответствующих оснований невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом налогового органа своих обязанностей может быть расценено, к примеру, как: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ) и др.
В силу п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. НК РФ понятие убытков не определено, но в соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).
Государство несет ответственность за действия своих должностных лиц только в случае доказанности их вины
Обязанность доказывания противоправности действий (бездействия) налогового органа с учетом обстоятельств, послуживших основанием для таких действий (бездействия) также вытекает из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 года № 145. При изложении данного аспекта следует обратить внимание, что многие отказы в возмещении убытков связаны с тем, что налогоплательщики не доказывают, что наступление убытков было связано исключительно с обстоятельствами противоправного поведения налогового органа. Наряду с этим, судебные инстанции оценивают действия самого налогоплательщика по предприятию действий, исключающих причинение имущественного вреда.
Указанный подход достаточно близко воспринят судебными инстанциями из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 № 2683/12 по делу № А60-25348/2010, где высшей инстанцией было указано, что произведенные затраты не подлежат возмещению в виде убытков, так как общество их осуществляя не могло не осознавать незаконность акта органа власти.
В силу правовой позиции, изложенной в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, рассматривая иски, предъявленные в соответствии со ст.16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда по данной категории дел также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Взаимодействие с налоговиками — неотъемлемая часть «жизни» любого бизнеса. Предприниматели и компании постоянно находятся под пристальным вниманием налоговиков и потому не понаслышке знают, что такое камеральные и выездные проверки ФНС. И если первые проходят в основном безболезненно для предпринимателей, то выездные, как правило, чреваты не самыми приятными последствиями — доначислениями, штрафами и пенями. Вердикт «фискалов», вынесенный в отношении проверяемых граждан и компаний, — каким бы он ни оказался — обязательно оформляется документально. При этом лицо, которого касается принятый официальный документ, имеет законную возможность его оспорить. Решения налоговой, в частности, можно опротестовать в административном или судебном порядке. Однако, чтобы процесс обжалования состоялся и доводы лица были услышаны, необходимо соблюдать установленный порядок действий.

В статье разберемся, как обжаловать решение налогового органа, куда обращаться, чтобы быть услышанным, и каким образом нужно действовать.

Можно ли оспорить решение налогового органа: что говорит закон

Право оспаривать решения фискалов, изложенные в официальной бумаге, закреплено за налогоплательщиком в статье 139 НК РФ [1] . Речь идет о ненормативных актах ФНС, то есть документах, касающихся отдельного лица, а не всех граждан и организаций. Соответственно, решение по результатам налоговой проверки тоже относится к таким актам.

Причиной недовольства часто становятся следующие действия фискалов:

  • требования уплатить дополнительные суммы, в том числе не перечисленные ранее налоги и начисленные пени и штрафы. Решения о взыскании дополнительных сумм налоговики принимают, как правило, по результатам выездной проверки. К слову, доначислениями завершается большинство выездных контрольных мероприятий. Причина таких высоких показателей кроется, кроме всего прочего, в проведении «фискалами» подробного предпроверочного анализа. Таким образом налоговики перестраховываются и попросту не выезжают к тем, у кого нет никаких нарушений, и кто не в состоянии оплатить все начисленные суммы. Если налогоплательщик убежден, что назначенные ему взыскания излишни или вовсе никак не обоснованы, решение налоговиков можно оспорить;
  • приостановка операций по банковским счетам компании. Закон дает «фискалам» право принять такие меры, если организация, например, не представила вовремя какие-либо обязательные документы [2] . Заморозка операций по счету может заблокировать всю деятельность компании и в итоге привести к значительным убыткам. Налоговый кодекс регламентирует основания и саму процедуру блокировки счетов. Если налоговики этими правилами пренебрегли — решение налоговой службы позволено оспорить;
  • отказ в возврате переплаченных налогов. Если ФНС взыскала с компании сумму, которая превышает размер ее реального долга, излишек должен быть отдан обратно налогоплательщику. Чтобы оформить возврат, он подает соответствующее заявление, налоговая рассматривает его не более десяти дней, а затем выносит решение о возврате. Деньги перечисляются в течение месяца. Более того, кроме самой переплаты, инспекторы обязаны перевести налогоплательщику проценты, начисленные на эту сумму [3] . На практике же эта, казалось бы, стройная схема нередко дает сбой: налоговики игнорируют заявления, пропускают сроки или напрямую отказывают удовлетворить просьбу налогообязанного. Разумеется, подобные неправомерные решения и действия подлежат оспариванию;
  • отказ в возмещении НДС. По закону заинтересованная компания может заявить о необходимости возврата, а «фискалы» проверить обоснованность требований данного юрлица с помощью процедуры камеральной проверки — все это происходит в соответствии с определенным порядком [4] . При этом закон не описывает обстоятельства, в связи с которыми налоговики вправе отказать в возмещении. Поэтому инспекторы, как правило, весьма вольны в этом вопросе. Впрочем, если решение ФНС кажется налогоплательщику несправедливым, его, конечно, можно обжаловать.

Обжалование решения налоговой может происходить на одном из двух уровней:

  • административном, то есть по линии самой ФНС;
  • судебном — другими словами, процесс обжалования решения налоговой инспекции протекает в арбитражном суде.

Проходить этапы обжалования необходимо последовательно: сначала административный и только затем судебный. На первом этапе налогоплательщик может подать одну из следующих жалоб:

  • апелляционную. Она актуальна, если заявитель хочет, чтобы ФНС пересмотрела документы, еще не вступившие в силу. «Полносильным» документ становится по истечении месяца со дня его вручения адресату. Если месяц прошел, а заявление на пересмотр все-таки не подано, то заинтересованное лицо теряет возможность опротестовать решение в апелляционном порядке;
  • общую. Такая жалоба направляется, если решение так и не было оспорено в апелляционном порядке. На то, чтобы оспорить вердикт ФНС в общем порядке, отводится года.

Как практически в любой другой ситуации с обжалованием, данная процедура может выполняться и через суд. Однако сразу искать справедливости там нельзя. Суд не рассматривает сами апелляционные или общие жалобы — он занимается оспариванием актов ФНС, принятых данной службой после рассмотрения обозначенных документов. Соответственно, нужно сперва подать жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию, дождаться ее решения и только после этого, если результат оказался неудовлетворительным для заявителя, он может обратиться в суд. При этом у налогоплательщика есть три месяца со дня, когда решение вступило в силу.

Как оспорить решение налоговой в вышестоящем органе

Подать жалобу в налоговую можно несколькими способами:

  • на бумажном носителе, передав непосредственно в подразделение ФНС, чье решение подлежит оспариванию. В ряде подразделений есть специальные окна для приема входящей корреспонденции. При подаче необходимо иметь при себе второй экземпляр жалобы, на котором будет стоять отметка о приеме документа;
  • на бумажном носителе, отправив по почте, — квиток об отправке следует сохранить;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам [5] ;
  • через официальный сайт ФНС.

Что необходимо указать в тексте жалобы

С 1 мая 2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 20 декабря 2019 года № ММВ-7-9/645@, утвердивший шаблон апелляционной жалобы на решение налоговой инспекции. Теперь достаточно скачать нужный шаблон и заполнить его [6] .

Апелляцию ФНС изучает от 15 дней до месяца в зависимости от сложности самой проблемы. Если оспаривается решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, рассмотрение займет до месяца, пересмотр прочих видов документов ФНС проходит несколько быстрее — до 15 дней. Так или иначе, срок, отведенный на рассмотрение, может быть продлен самим органом — если на то есть основания.

Апелляционная жалоба в налоговой рассматривается без участия заявителя — таково общее правило. Однако, если рассматривающий орган обнаружил какие-то противоречия в документах, он может пригласить заявителя, оповестив его заранее о времени и месте проведения разбирательства.

Заявителю также следует знать, что есть случаи, когда ФНС имеет полное право не реагировать на его попытки опротестовать решение.

В каких случаях жалоба может быть оставлена без рассмотрения

Ну и, конечно же, заявитель сам вправе отозвать поданную бумагу, если по каким-то причинам счел это необходимым.

Безусловно, это не единственный возможный вариант развития событий. Оспаривание решения налоговой в апелляции может привести к тому, что вышестоящий орган:

  • отклонит жалобу, то есть согласится с изначальным решением налоговой;
  • решит отменить решение налоговой полностью или частично;
  • отменит спорное решение и вынесет собственное;
  • признает действия сотрудников, участвовавших в составлении спорного документа, незаконными и примет свое решение по существу [7] .

От того, что конкретно решит проверяющая инстанция, зависит, по сути, все, в том числе вступит ли в силу обжалуемое решение. Так, если вышестоящий орган соглашается с несправедливым, по мнению заявителя, документом, то он вступает в силу в день вынесения апелляционного решения. Если же высшая инстанция, напротив, отменяет решение, оно не вступит в силу вовсе, а значит, предписания, установленные им в отношении налогоплательщика, не будут реализованы.

Как мы уже обозначили ранее, если лицо по каким-то причинам не воспользовалось возможностью подать апелляционную жалобу, оно вправе подать общую. Требования к форме и содержанию этих документов практически ничем не различаются.

Стоит понимать, что раз общая жалоба призвана оспорить положения уже вступившего в силу документа ФНС, то после ее подачи процесс исполнения спорного решения не приостанавливается. Иначе говоря, налоговая вправе проводить взыскания по исходному документу. Однако у налогоплательщика есть законное право подать заявление о приостановлении исполнения. При этом данный документ придется сопроводить банковской гарантией, означающей, что кредитная организация берет на себя уплату налога, штрафа, взноса и прочих денежных обязательств, не удовлетворенных по обжалуемому решению [8] .

Как обжаловать решение в суде: порядок действий

Порядок обжалования решений налоговых органов в суде урегулирован уже Арбитражным процессуальным кодексом РФ. И проводится судебное оспаривание по общим правилам подачи исковых заявлений с учетом дополнительных требований, предусмотренных главой 24 АПК РФ. Сначала заявление об оспаривании решения ФНС направляется в региональный арбитражный суд — это первая инстанция системы АС. На данном этапе дело рассматривает один судья.

Текст судебного заявления должен содержать следующую информацию:

  • наименование подразделения ФНС, которое вынесло решение, не удовлетворившее истца;
  • реквизиты оспариваемого документа;
  • сведения о правах и интересах заявителя, нарушенных оспариваемым решением;
  • данные о законах, которым не соответствует решение;
  • собственно требования заявителя [9] .

Разумеется, одного лишь заявления будет недостаточно. Его необходимо сопроводить:

  • документом, подтверждающим отправку копии заявления в орган, который принял оспариваемое решение;
  • квитанцией об оплате госпошлины;
  • бумагами, которые подтверждают позицию заявителя;
  • свидетельством о госрегистрации лица (если речь идет о юрлице);
  • доверенностью подписанта — она нужна, если заявление подписывает гражданин, который вправе действовать от имени организации без доверенности;
  • выпиской из ЕГРЮЛ (также актуально для юрлица);
  • копией решения, которое обжалуется, и апелляционного решения, вынесенного в налоговой;
  • при необходимости — ходатайством о приостановлении исполнения спорного решения [10] .

На рассмотрение заявления у суда есть три месяца с момента его поступления. Как только все документы будут изучены, суд вынесет решение: он либо согласится с актом налоговой, либо отменит его полностью или частично.

Судебному решению потребуется месяц на вступление в силу. Если заявитель не готов согласиться с полученным результатом, в течение обозначенного времени он вправе инициировать апелляционный пересмотр уже в рамках арбитражной системы. Пока производится пересмотр судебного решения, оно не может вступить в силу. Что немаловажно, даже после того как данное решение станет законным, у заинтересованной стороны все еще останется возможность опротестовать его уже в кассационном порядке — на это ему будет выделено два месяца.

Как бы тщательно и дисциплинированно ни работали сотрудники ФНС, не исключены ошибки, недочеты, намеренные или ненамеренные нарушения порядка и правил проведения процедуры, а также ущемление прав налогоплательщиков. Как известно, в спорах с налоговой цена вопроса порой измеряется десятками миллионов рублей, однако у налогоплательщика есть право потребовать пересмотреть вынесенное в отношении него решение. Причем подавать жалобу налогообязанное лицо может многократно: в апелляционном или общем порядке, а если это не возымело нужного эффекта — даже в судебном. И опротестование может стать более эффективным, если заручиться серьезной профессиональной поддержкой.

Где можно получить консультацию специалиста в налоговой сфере?

О том, почему все-таки стоит привлечь специалиста и где вообще его искать, рассказывает Дмитрий Сидоренко — генеральный директор Fomix Consulting Group:

«Процедура оспаривания решений фискальных органов урегулирована, но на практике процесс может пойти по непредвиденному сценарию. Шанс на успех в спорах с налоговиками зависит в первую очередь от того, что именно подлежит опротестованию. Например, если это решение по результатам выездной проверки, отменить его — сверхзадача. Хорошо, если получится снизить сумму взыскания. Решения, касающиеся иных вопросов, обычно лучше поддаются оспариванию. Но даже в таких случаях стоит привлечь специалиста. Грамотно подготовить апелляцию в налоговую сможет только человек, который не просто хорошо ориентируется в налоговой сфере, а еще способен кратко, но убедительно изложить все свои соображения на бумаге. Для участия в судебном оспаривании требуется опытный юрист со знанием налоговых и процессуальных норм, умеющий подготавливать процессуальные документы и просчитывать все возможные риски наперед. В штате рядовой компании такой человек вряд ли найдется — корпоративные юристы обычно не специализируются на налоговых вопросах и не знают о всех подводных камнях. А помощь плохого консультанта — это порой даже хуже, чем его отсутствие.

Между тем опытные юристы, хорошо знакомые с налоговым законодательством, есть в специализированных фирмах, таких как Fomix Consulting Group. На рынке юридических услуг наша компания довольно давно — с 2008 года. За время нашей деятельности мы накопили внушительный опыт решения вопросов различной сложности и собрали штат профессиональных сотрудников с опытом работы как в самой ФНС, так и на стороне проверяемых организаций. Потому мы можем смело отнести себя к числу проверенных компаний. И наши специалисты доказали свой профессионализм, сэкономив своим клиентам уже не одну сотню миллионов рублей.

Конечно, мы предпочитаем сопровождать наших клиентов на всех этапах. Так, если речь идет о налоговой проверке, наши юристы могут оказать помощь до, во время и после проведения налоговиками контрольных мероприятий, регулярно консультируя по возникающим вопросам. Такой комплексный подход позволяет нам досконально изучить ситуацию и особенности работы компании, проанализировать риски, подстраховать клиента, не допустить незаконных действий со стороны налоговиков и в случае необходимости сработать на опережение.

Но мы готовы подключиться к процессу и на этапе оспаривания решения: юристы Fomix Consulting Group могут подготовить документы как к налоговому, так и к судебному обжалованию, защитить интересы клиента во всех инстанциях, да и в целом взять на себя любые сопутствующие хлопоты. Мы за то, чтобы наши клиенты могли заниматься своим бизнесом, а не сложными и долгими разбирательствами с налоговиками.

Наша компания не только помогает организациям «отбиваться» от налоговиков и оспаривать их действия, мы можем взять на себя регистрацию юрлица, провести процедуру банкротства или ликвидации, помочь с организацией почтового обслуживания и решить корпоративный спор».

P. S. Полная информация об услугах Fomix Consulting Group доступна для ознакомления на официальном сайте.

  • 1 https://clck.ru/RqnKE
  • 2 https://clck.ru/Poutu
  • 3 https://clck.ru/RqnKk
  • 4 https://clck.ru/RqnKv
  • 5 https://clck.ru/RqnL3
  • 6 https://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/9679353/
  • 7 https://clck.ru/RqnLR
  • 8 https://clck.ru/NCKmh
  • 9 https://clck.ru/RqnLm
  • 10 https://clck.ru/RqnLw

Бы­ва­ет, что уч­ре­ди­тель или ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии за­ме­ча­ет про­яв­ле­ние по­вы­шен­но­го ин­те­ре­са со сто­ро­ны ФНС. В та­ком слу­чае не сто­ит до­жи­дать­ся, по­ка на­ло­го­ви­ки нач­нут вы­езд­ную про­вер­ку, что­бы по­том вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­ностью ос­по­рить ре­ше­ние по ее ре­зуль­та­там. Оп­ти­маль­ным ва­ри­ан­том ста­нет об­ра­ще­ние к про­фес­си­о­наль­ным на­ло­го­вым юрис­там уже на пред­про­ве­роч­ном эта­пе.

Читайте также: