Обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме

Опубликовано: 14.05.2024



1. Под способами обеспечения исполнения налоговой обязанности
понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащее ис­полнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговому органу осуществить прину­дительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежаще­го исполнения) налогового обязательства.
2. Налоговым Кодексом РФ предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
залог имущества;
поручительство;
пеня;
приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;
арест имущества налогоплательщика;
и другие способы, установленные таможенным законодатель­ством РФ, в части налогов (сборов), подлежащих уплате в свя­зи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

3. Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов выполняет обеспечительную функцию по отношению к основному обязательству (в данном случае - по уплате налогов и сборов) и поэтому применяется в случаях изменения сроков исполнения налогового обязательства.
Залог имущества оформляется договором между налоговым ор­ганом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
В соответствии со ст. 336 ГК РФ к объектам залога относится любое имущество, за исключением изъятого из оборота. Налоговый кодекс РФ вслед за ГК РФ выделяет два вида залога:
без передачи заложенного имущества залогодержателю;
• с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад).
4. При поручительстве поручитель обязывается перед налоговыми органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность.
Поручительство оформляется письменным договором между
налоговым органом и поручителем. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается од­новременное участие нескольких поручителей.
В соответствии со ст. 74 НК РФ по исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему перехо­дит право требования от налогоплательщика уплаченных им сумм4, процентов по этим суммам, а также возмещения убыт­ков, понесенных в связи с исполнением обязанности налого­плательщика.
5. Пеней признается определенная законом денежная сумма, кото­рую налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджет­ный фонд в случае уплаты причитающихся фискальных сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговым законодательством предусмотрены два способа уп­латы пени:
одновременно с уплатой сумм налога и сбора;
после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии со ст. 74 Н К РФ подача заявления о предос­тавлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инве­

стиционного налогового кредита не приостанавливает начис­ления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
6* Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кре­дитной организации - это временное прекращение кредитной ор­ганизацией всех расходных операций по данному счету.
Такое ограничение не распространяется на платежи, очеред­ность исполнения которых в соответствии с гражданским за­конодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам применяется в отношении:
• организаций (налогоплательщика, налогового агента, платель­щика сбора);
• физических лиц (налогоплательщика, налогового агента, пла­тельщика сбора и индивидуального предпринимателя). Решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неуплаты налога - обязанным лицом в установленные сроки.
Приостановление операций по счетам в банке в отношении на­логоплательщика, налогового агента, плательщика сборов -физи­ческого лица в случае неисполнения ими в установленный срок обязанности по уплате налога осуществляется по решению суда.
7. Под арестом имущества в качестве способа обеспечения испол­нения решения о взыскании налога (сбора) понимается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по огра­ничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогопла­тельщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, являю­щимися организациями, в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных ор­ганов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Решение о наложении ареста на имущество обязанного лица принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления; в нем определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения аре­ста до отмены (в случае прекращения обязанности по уплате нало­га) этого решения уполномоченным должностным лицом нало­гового или таможенного органа, вынесшим такое решение, или вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.
Арест имущества бывает двух видов:
полный;
частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав фискально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с раз­решения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав фис­кально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором владение, пользование и распоряжение этим имущест­вом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
В соответствии со ст. 77 Н К РФ отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

В случае неисполнения обязанности налоги и сборы взимаются налоговыми органами в принудительном порядке.

Правовые аспекты субинститута исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

В соответствии с предписаниями налогового законодательства плательщик налогов должен оплачивать установленные НК РФ налоги и сборы самостоятельно и в определенный срок. Взыскание невыплаченных средств производится при определенных условиях и в порядке, предусмотренном специальными нормативно-правовыми актами.

В случае отсутствия у налогоплательщика, не исполнившего обязанность по уплате налога вовремя, достаточных средств для погашения задолженности, взыскание осуществляется за счет движимого и недвижимого имущества нарушителя.

Окончательное решение по поводу способа взыскания и порядка осуществления данного налогового действия принимает руководитель налогового органа, который является должностным лицом, наделенным необходимыми полномочиями для устранения последствий нарушения подобного рода.

Основополагающие принципы субинститута исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, а также взыскание налоговой задолженности осуществляется в соответствии с общеправовыми, отраслевыми и межотраслевыми принципами права.

1. Принцип взаимной ответственности государства в лице налогового органа и налогоплательщика

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться налогоплательщиком в полной мере и в установленный период, в свою очередь сотрудники налоговой и таможенной службы обязаны осуществлять свою деятельность только в пределах своих полномочий и в соответствии с законом. В случае отклонения от установленной нормы сотрудники налоговой службы или налогоплательщик, не исполнивший обязанность, привлекаются к юридической ответственности. Согласно данному принципу основной гарантией защиты лица (налогоплательщика) от произвола и злоупотреблений со стороны должностных лиц является закон, в соответствии с предписаниями которого пострадавший от правонарушения гражданин или организация имеют право на обжалование неправомерных действий сотрудников налоговых органов через суд.

2. Принцип законности и верховенства права

В соответствии с принципом законности исполнение обязанности по уплате налогов и взыскание налоговой и таможенной задолженности производится в порядке, установленном НК РФ, а также специальными налоговыми актами.

Принцип верховенства права подразумевает иерархичность правовых источников. Преимущественное положение по отношению к другим источникам права занимают международные нормативно-правовые акты. Что касается внутригосударственной иерархии, то здесь главенствует основной закон РФ – ее Конституция.

3. Принцип обеспечения свободного доступа к информации относительно порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Каждый плательщик налогов и сборов вправе иметь неограниченный доступ к информации о налоговых и таможенных платежах, порядке их исчисления и уплаты, поэтому государство (в данном случае в лице должностных лиц налоговых органов) обязано обеспечить такой доступ путем опубликования издаваемых правовых актов. Данный принцип гарантирует невозможность привлечения лица к ответственности за неисполнение неопубликованного закона или подзаконного акта.

Однако не следует путать случаи, когда нормативно–правовой акт, за несоблюдение которого лицо привлекается к ответственности, не опубликован с теми случаями, когда нарушитель просто не знал о существовании данного акта правотворчества. При таких обстоятельствах незнание закона от ответственности не освобождает.

4. Отраслевые принципы субинститута исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

В обязанности налогоплательщика входит исчисление налоговых сумм и их перечисление в бюджет РФ. Данная деятельность осуществляется в соответствии со следующими отраслевыми принципами:

  • обязательный характер уплаты налога;
  • реальный характер и действительность проведения налогового платежа, то есть оплаченные средства должны поступить на соответствующий бюджетный счет и у налогоплательщика есть документы, подтверждающие оплату;
  • надлежащее исполнение обязательства, то есть в соответствии с предусмотренными законодательством правилами и в установленном порядке. Следует отметить, что законодательством допускается произведение платежа только в денежной форме, а именно в валюте РФ. Однако есть ряд случаев, когда исполнение обязанности возможно за счет продукции, к примеру, при налогообложении добычи полезных ископаемых;
  • исполнение обязательства под контролем соответствующего налогового органа.

5. Принцип самостоятельности исполнения налогоплательщиком обязанности

Налогоплательщик должен производить оплату самостоятельно, в некоторых случаях допускается проведение платежа уполномоченными лицами или налоговым агентом.

Исполнение обязанности через представителя считается выполненным надлежащим образом.

Согласно основному закону РФ никто не может быть безосновательно лишен права собственности, поэтому в случае неуплаты налога или уплаты его не в полной мере, взыскание производится не иначе как на основании судебного решения.

Под самостоятельностью подразумевается перечисление собственных средств налогоплательщика и от его имени, при этом форма перечисления денежных сумм не имеет значения, это может быть, как наличный расчет, так и безналичный

Перечень случаев, когда обязанность по уплате налогов и сборов признается исполненной надлежащим образом

Обязательство перед налоговым или таможенным органом по уплате налогов и сборов считается исполненным, если имеют место такие обстоятельства:

  • налогоплательщик предъявил в финансовое учреждение соответствующее поручение на перечисление денежных средств в бюджет РФ, при условии, что перечисленной суммы достаточно для оплаты обязательного платежа;
  • на лицевом счете налогоплательщика (организации) отображена информация о проведении соответствующего платежа;
  • налогоплательщиком (физическим лицом) внесена необходимая для оплаты налога сумма в кассу местного органа администрации, в банковское учреждение или в организацию почтовой связи для дальнейшего перечисления средств в бюджет РФ или в казначейство;
  • в случае зачета налоговым или таможенным органом излишне заплаченных или взысканных ранее средств в счет оплаты текущего платежа;
  • сумма налога удержана налоговым агентом, в случаях, когда обязательство по оплате налогов и сборов возложено на налогового агента;
  • Плательщиком налога произведена оплата декларационного платежа.

Категория лиц, наделенных необходимыми полномочиями для исполнения обязательства вместо налогоплательщика

Помимо налогового агента, полномочиями для добровольного исполнения обязанности вместо налогоплательщика наделены:

  • представитель плательщика, полномочия которого заверены надлежащим образом;
  • законные правопреемники юр. лиц (организаций, предприятий), которые прошли реорганизационную процедуру;
  • лицо, наделенное соответствующими полномочиями для управления имуществом налогоплательщика, признанного безвестно отсутствующим. Погашение налоговой задолженности, включая штрафы и пеню, осуществляется за счет представляемого лица (безвестно отсутствующего);
  • законный представитель (опекун) недееспособного лица. Взыскание недоимки производится из собственных средств недееспособного налогоплательщика.

Условия и порядок взыскания таможенных и налоговых сборов

Принудительное взыскание налоговых и таможенных сборов производится в соответствии с законодательством и в несколько этапов:

1. Направление нарушителю предложения добровольно оплатить задолженность в установленный таможенным или налоговым органом срок;

2. В случае неисполнения обязанности добровольно, должностное лицо налогового или таможенного органа инициирует процедуру принудительного взыскания.

Взыскание недоимки с налогоплательщика, являющегося физическим лицом, осуществляется на основании решения суда, с юридического лица (организации) – в бесспорном порядке на основании решения о взыскании, принятого налоговым или таможенным органом в течение 2 месяцев с момента нарушения.

Если на счетах организации размещена достаточная для погашения долга сумма, взыскание производится за счет этих средств.

Если же данной суммы недостаточно для покрытия недоимки, допускается обращение взыскания на имущество налогоплательщика, которым он обладает на праве собственности.

Следует отметить, что взыскание денежных средств или имущества нарушителя (юридического лица) осуществляется на основании решения, принятого соответствующим органом налоговой или таможенной службы. Документ (решение о взыскании) направляется в финансовое учреждение, в котором есть открытые счета нарушителя, на его основании сотрудники банка обязаны произвести списание необходимых для оплаты долга средств и перечислить их в бюджет РФ.

Когда взыскание налога с юридического лица не производится в бесспорном порядке, исключения из общего правила

Согласно общему правилу взыскание задолженности с налогоплательщика, являющегося юр. лицом, производится в бесспорном порядке. Однако НК РФ установлено несколько исключений из правила:

1. Доначисление произведено вследствие юридической переквалификации заключенных с третьими лицами следок;

2. Причина доначисления – переквалификация правового статуса организации или изменение направления ее деятельности;

3. Решение о взыскании средств со счетов в бессрочном порядке принято с пропуском установленного законом срока (60 дней).

Когда обязанность по уплате налогов не может быть признана исполненной

Обязанность по уплате налога не может быть признанной исполненной надлежащим образом в таких случаях:

  • если плательщик налога или сбора отозвал проведенный платеж или если финансовое учреждение в силу различных причин не осуществило платежное поручение лица;
  • если местные административные органы или структурное подразделение федеральной почтовой организации вернули сумму платежа налогоплательщика (физического лица), принятую для перечисления на счет бюджета РФ;
  • если денежные средства возвращены налогоплательщику соответствующим органом казначейства РФ;
  • если при проведении платежа налогоплательщиком были указаны некорректные реквизиты для уплаты налога, в результате чего средства поступили на единый счет казначейства РФ;
  • в случае наличия у налогоплательщика иных задолженностей по уплате налогов и сборов, в результате чего принятые банком денежные средства в первую очередь идут на погашение недоимки, образовавшейся ранее, а остаток, если таковой имеется, направляется на исполнение текущей обязанности по уплате налога.


Виды требований

Требования бывают разные. Хочется добавить: плохие и хорошие, но к требованиям налогового органа второе сравнение как-то не подходит. Можно сказать, что требования бывают нормальные, плохие и очень плохие.

К «нормальным» относятся требования по предоставлению документов, направленных на проведение камеральных и встречных проверок. Как правило, налоговая инспекция запрашивает очень большое количество документов, в том числе и те, которые не имеет права требовать. И вот тут-то, если внимательно изучить требование, на некоторые пункты можно и не отвечать.

К «плохим» можно отнести требования, направленные в рамках назначенной выездной налоговой проверки. Тут и так ясно: выездная налоговая проверка — это серьезно и надолго. Поэтому на такие требования отвечать нужно всегда. В противном случае проверяющие могут посчитать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены на другие и произвести выемку оригиналов.

«Очень плохие» — требования, связанные с уплатой налогов, пеней и штрафов. Если налоговая инспекция прислала такое требование, то и так понятно — у организации не было средств вовремя заплатить налоги или она не платила их специально. И в том и в другом случае вряд ли у вас все хорошо с бизнесом. Если не готовы заплатить долги добровольно — в перспективе блокировка расчетного счета и списание налогов в принудительном порядке.

Теперь рассмотрим каждый вид требований подробнее.

Требования в рамках камеральной проверки

Что запрашивает инспекция:

Документы в дополнение к тем, что подаются вместе с отчетностью .

Например, при проверке декларации по НДС, в которой отражена экспортная отгрузка. Или при проверке декларации по налогу на имущество, в которой отражен зачет уплаченного за рубежом налога. Если проверяющим будет недостаточно предоставленных вместе в декларацией документов, то они вправе потребовать предоставить недостающие для проведения налогового контроля.

Документы, подтверждающие заявленную в декларации или расчете льготу .

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Например, предприниматель заявил в декларации по УСН ставку 0%. Это льгота, так как она предоставляется определенной категории налогоплательщиков. В таком случае налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение пониженной налоговой ставки.

Если же, например, организация применила амортизационную премию по приобретенным основным средствам, или же повышающий коэффициент амортизации, то это не льгота — ведь такой возможностью может воспользоваться любой налогоплательщик. И налоговики не вправе требовать документы по подтверждению правомерности применения обычных положений законодательства.

Подтверждающие документы, если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению.

В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в соответствии со ст. 172 НК РФ, чтобы проверить правомерность применения налоговых вычетов.

Разъяснения и, при необходимости, документы, если в декларации по НДС сведения об отраженных операциях противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:

  1. в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС в соответствии с главой 21 НК РФ;
  2. в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, для которого в главой 21 НК РФ предусмотрена такая обязанность.

Также при камералке у вас могут запросить документы:

  • подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты;
  • по заявленным вычетам в декларации по акцизам в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров;
  • если представлена уточненная декларация на уменьшение налога, подлежащего к уплате бюджет, в случае, если такая декларация подана через два года и более после окончания срока подачи отчетности;
  • если применили в декларации по НДС вычеты по налогу в рамках системы tax-free. Документы запросят при условии, что сведения в декларации по НДС не соответствуют сведениям, которые есть у налогового органа;
  • если заявлен инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль;
  • если проводится проверка декларации по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества.

В иных случаях налоговый орган не вправе требовать документы, поскольку перечень указанных ситуаций является закрытым и не подлежит расширению. Могут потребовать предоставить только пояснения. При этом налогоплательщик вправе на добровольной основе предоставить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

А что делать, если налоговая инспекция прислала требование о предоставлении документов или пояснений по декларации (расчету) по прошлым отчетным (налоговым) периодам, срок камеральной проверки по которым уже истек? Однозначно — такие требования вне закона и отвечать на них налогоплательщик не обязан.

Если налоговый инспектор желает получить именно пояснения (про предоставление документов по таким запоздалым требованиям вообще речь не идет), то он может вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Обратите внимание — только пояснения. Никакие документы в таком случае налогоплательщик предоставлять не обязан.

Требования в рамках встречных проверок

Основания для направления таких требований всего два:

  1. когда в отношении конкретного контрагента проводится камеральная или выездная налоговая проверка , то требуют предоставить документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика;
  2. вне рамок налоговых проверок — когда могут запросить документы (информацию) по любому контрагенту независимо от того, проводится в отношении него какие —либо мероприятия налогового контроля или не проводятся, но только в части конкретной совершенной сделки.

Когда требование не требование

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Требование о предоставлении документов (информации) должно содержать:

  • основание для истребования документов (информации) и срок представления;
  • наименование документа;
  • период, к которому он относится;
  • реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (при их наличии).

Но бывает, что налоговые органы направляют налогоплательщикам документ, по форме отличающийся от утвержденной формы требования.

Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Учитывая, что НК РФ не установлена форма требования и нет указания о том, что такую форму должна разработать и утвердить налоговая служба, то формально у налогоплательщика нет оснований не исполнять полученный документ. Но только в том случае, если данный документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.

Как правило, налоговые органы подобные информационные письма, уведомления или сообщения направляют тогда, когда они уже не вправе запросить документы по обычному требованию . Например, истек срок камеральной проверки. Об этом ранее уже упоминалось. Такой документ организация вправе не исполнять.

Но не рекомендуется совсем оставлять без внимания такое письмо. На него в любом случае нужно ответить. В ответе достаточно указать причины отказа.

Как получают требования

Вручить требование о представлении документов налогоплательщик лично или под расписку налоговый орган обязан только в том случае, проводится проверка непосредственно на территории налогоплательщика.

В остальных случаях требование может быть передано (п. 4 ст. 31 НК РФ):

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Проверяющие вправе выбрать любой из перечисленных способов.

Обратите внимание! На поступившие через ТКС требования нужно не только отвечать, но и подтвердить само получение документа. За отсутствие подтверждения вас может ожидать блокировка счета.

В какой срок надо предоставить ответ? А можно продлить?

На требование, направленное в рамках выездной или камеральной проверки, ответ нужно предоставить в течение 10-ти рабочих дней со дня получения требования.

Срок представления документов при встречной проверке:

  • 5 рабочих дней, если в требовании направлено на основании п. 1 ст.93.1 НК РФ,
  • 10 рабочих дней, если требование направлено на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

  • причины, по которым нет возможности представить документы в указанный в требовании срок (например, большое количество истребуемых документов, изготовление копий которых требует много времени);
  • срок, в который налогоплательщик обязуется представить документы.

В течение 2-х дней после получения уведомления налоговый орган примет решение и направит его налогоплательщику.

Как передать ФНС ответ на требование

Истребуемые документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (п.2 ст. 93 НК РФ).

Это могут быть бумажные копии. В таком случае каждый документ заверяется надписью «Копия верна», подписью руководителя организации с указанием его должности, а также указывается дата заверения. Печать не обязательна. Также не надо нотариально удостоверять такие копии.

Бумажные копии предоставляются налогоплательщиком лично, через представителя, или по почте письмом с обязательным составлением описи документов.

Подключайте «Астрал Отчет 5.0» — сдавайте отчетность, отправляйте ответы на требования, заполняйте электронные трудовые книжки, работайте с электронными больничными, переключайтесь между разными компаниями когда вам это удобно — даже во время заполнения отчета.

С «Астрал Отчет 5.0 » вы ничего не забудете благодаря системе подсказок и уведомлений. Работать в сервисе можно из любой точки мира, главное, чтобы был доступ в интернет и электронная подпись.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Президент подписал Федеральный закон №323-ФЗ от 14.11.2017, вносящий очередные изменения в Налоговый кодекс. Рассрочка / отсрочка налоговых платежей – это реальность. Как получить и кто имеет право использовать этот инструмент, рассмотрим в данной статье.

Речь идет о том, что налогоплательщик, не имеющий возможности единовременно уплатить налоговые платежи может подать в налоговые органы Заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки. Чтобы воспользоваться данным инструментом налогоплательщик должен предоставить соответствующие подтверждающие документы и иметь возможность заплатить бюджетную задолженность в период, на который будет действовать отсрочка/рассрочка обязательств.

  • 1 Срок, на который предоставляется рассрочка/отсрочка.
  • 2 Кто может получить рассрочку/отсрочку?
  • 3 Что нужно сделать для получения рассрочки/отсрочки?
  • 4 Ограничения при получении
  • 5 Проценты за пользование отсрочкой
  • 6 Когда могут отказать?

Срок, на который предоставляется рассрочка/отсрочка.

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей и страховых взносов обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается поэтапная уплата долга (рассрочка) либо единовременный платеж в конце установленного срока (отсрочка).

При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Кто может получить рассрочку/отсрочку?

Право получить рассрочку или отсрочку платежа по налогам и страховым взносам имеют юридические лица, ИП и физические лица. Не могут рассчитывать на перенос срока уплаты налогов налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК). Налогоплательщики, участники консолидированных групп, также не могут претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Для получения рассрочки/отсрочки необходимо удовлетворять хотя бы одному из следующих требований:

  1. Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. Не получены или несвоевременно получены денежные средства из бюджета, в том числе в счет оплаты за выполнение заказа для государственных, муниципальных нужд;
  3. Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога;
  4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. Деятельность по производству и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер не менее 50% от всей деятельности. Отрасль, также, должна быть в Перечне ;
  6. Отсрочка в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, при наличии обстоятельств, установленных таможенным законодательством;
  7. Налогоплательщик не может единовременно уплатить налоговые платежи, обозначенные в налоговом Требовании направленном в соответствии со ст. 69 НК РФ. В таком случае рассрочка может быть предоставлена только если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

– Величина обнаруженной недоимки находится в пределах от 30 до 70 процентов прошлогодней выручки;

– Компания (ИП) не являются банкротом;

– Компания не реорганизуется и не ликвидируется и ведет деятельность не менее года;

– Решение по проверке не обжалуется на момент подачи такого заявления.

Что нужно сделать для получения рассрочки/отсрочки?

Для получения права на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заявление в соответствующий уполномоченный орган (п. 1 ст. 63 НК Ф). Затем, в течение 5 дней со дня подачи в уполномоченный орган, передать копию данного документа в местную ИФНС. Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. справка из банков о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующих 6 месяцев;
  2. справка о наличии/отсутствии картотеки №2;
  3. справка из банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  4. перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров, сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
  5. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  6. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 ст. 64 НК РФ.

Уполномоченный орган может потребовать документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении или не предоставлении рассрочки принимается уполномоченным налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

Ограничения при получении

В некоторых случаях для получения отсрочки или рассрочки платежей может потребоваться наличие гарантии банка. В силу банковской гарантии банк обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налоговых обязательств, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, страховых взносов и пеней.

Также, немаловажным условием для получения рассрочки является размер денежных поступлений на банковский счет налогоплательщика. А именно, сумма поступлений на счет за 3 месяца до момента подачи заявления должна быть меньше величины краткосрочных долгов налогоплательщика.

Проценты за пользование отсрочкой

По сути, отсрочка платежа – это финансирование за счет использования бюджетных денежных средств. Поэтому, в данном случае, речь идет и о процентах, как плате за финансирование. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4,5, 7 приведенных выше, то на сумму задолженности за каждый день начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ действовавшей за период отсрочки/рассрочки (п. 4 ст. 64 НК).

Когда могут отказать?

  1. Если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Использование рассрочки или отсрочки платежа по налогам и страховым взносам может быть эффективным инструментом при дефиците финансирования. Если суммы платежей для вас значительны и есть понимание, что денежные средства будут, но не сейчас, а через определенный краткосрочный период времени – пользуйтесь возможностью предоставленной нам Налоговым законодательством. У этой возможности есть весьма крупное преимущество! Если, скажем, брать кредит на погашение текущих обязательств в банке, то процентная ставка была бы не столь демократична, чем ставка по НК РФ. Две трети от ставки рефинансирования ЦБ – это гораздо меньше, чем кредитная ставка в банке. Можно сказать, что это дешевое кредитование и возможность выйти из трудной финансовой ситуации. Пользуйтесь, если такая возможность представляется.

Читайте также: