Обязательный сбор налогов с простых людей в государстве караханидов проводили владельцы

Опубликовано: 02.05.2024

  • Поурочные планы
  • Календарные планы
  • Учебники
  • Объявления
    • Добавить объявление
  • Пособия

Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства яв­лялся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было со­здано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

В этнический состав государства Караханидов входили племе­на жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюрко­язычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителя­ми избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотема­ми - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).

Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представи­телям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись со­ветники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетель­ствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрыва­ется, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители.

Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-администра­тивную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.

По сравнению с системой правления предшествовавших тюрк­ских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодаль­ным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора на­логов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддер­жания правящей власти.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image040.jpg

Одной из разновидностей землевла­дения была икта- земельный надел, по­жалованный хаканом своим приближен­ным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконива­лась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.

Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.

Кроме икты существовали и другие разновидности землевла­дения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие зе­мельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.

Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их матери­альной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.

В оседлых районах основным видом угнетения мелких кресть­ян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и пер­сидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.

Другой разновидностью гнета в период государства Караха­нидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды нало­гов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохожде­ния военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.

В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой об­щественного строя, сильным как политически, так и экономически.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image041.jpg

Бронзовые светильники, найденные при раскопках города Тараз.

Политическое положение государства. После смерти основа­теля государства Сатука Богра-хана в стране начались политичес­кие распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую рели­гию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако вто­рой сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провоз­глашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потом­ков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно перехо­дила из рук в руки.

Несмотря на это, государство Караханидов умело использова­ло в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй полови­не X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он за­воевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Од­нако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в мест­ности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоева­тельные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арс­лана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.

Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Маверан­нахр.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image042.jpg

Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуР кест &н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К За­падному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.

Тюркская одежда времени

Традиционно Восточное ханство счи­талось основной частью государства Ка­раханидов. Поэтому его хан являлся ве­ликим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого

не произошло из-за разгоревшейся меж­доусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Кара­ханидов продолжалась, все более ослабляя государство.

Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поне­воле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вме­шивался во внутреннюю систему управления государством Кара­ханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно вы­полнял его указания.

В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самар­канд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Маве­раннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управле­ния государством Караханидов. Но они назначали ханами предан­ных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государ­ство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэто­му караханидские правители во время сбора налогов для караки­таев старались пополнить и свою казну.

Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему сво­его управления, Караханиды распространили свое господство на

Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самаркан­де и Узгенде они чеканили свои монеты.

Описание: Подпись: Фасад мавзолея Айша-Биби.

В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться госу­дарство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захва­тывает найманский хан Кучлук.

Таким образом пало государство Караханидов, просущество­вавшее около двух веков.

Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях раз­вивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимо­вок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочев­ники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Та­кой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Ка­захстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобла­дало оседлое скотоводство.

Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжени­ем аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Тради­ционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая ско­товодческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.

Культура. В период государства Караханидов за счет обеднев­ших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.

Развитие городской культуры привело к росту числа мастерс­ких по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image044.jpg


ных источниках часто встречаются данные об увеличении числен­ности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и тор­говцев.

Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.

Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знат­ных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было свя­зано с распространением среди населения исламской религии.

Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было раз­носторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.

1. Расскажите об образовании государства Караханидов.

2. Что вы можете сказать об общественном строе государства?

3. Запишите в тетрадь по истории слова иктсь, мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их смысл.

4. Почему государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них в отдельности.

5. Когда государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?

6. Расскажите о хозяйстве государства.

7. Как была развита культура государства Караханидов?

Вопросы для самопроверки

1. Особую роль в создании государства Караханидов сыграли племе­на .

A. жикил D . огузов

2. Кто являлся основателем государства Караханидов?

A. Бильге Кул Кадыр-хан D . Муса

B. Сатук Богра-хан Е. Сулейман-илик

3. В каком году ислам был объявлен государственной религией Го­сударства Караханидов?

Так было положено начало новой тюркской империи в Средней Азии и Кашгарии , названной в науке государством Караханидов .

Единое централизованное государство занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

Столицей государства Караханидов стал город Баласагун .

Основателем государства яв­лялся внук Бильге Кул Кадыр -хана Сатук Богра -хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов , он одержал победу над своим родственником Огулшаком , правившим Таразом и Кашгарией , и подчинил их себе.

В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую рели­гию государственной. Столицей стал город Кашгар

Государство Караханидов умело использова­ло в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран.

Так, во второй полови­не X века Хасан Богра -хан без особого сопротивления захватил Испиджаб , затем он за­воевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд.

Вновь возобновляются завоевательные походы в конце X века. В 992 году сын Хасана Богра -хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан , а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр . Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Маверан­нахр .

Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств.

Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Туркестан. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун , а позднее - город Кашгар.

К За­падному ханству относился Маверан­нахр . Столицей являлся сначала Узгенд , а затем Самарканд.

Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов .

Всем государством правил «хан ханов», зачастую именовавшийся тамгач -ханом. Все земли считались собственностью правящей династии.

Одной из разновидностей землевла­дения была икта - земельный надел, по­жалованный хаканом своим приближен­ным. Землевладельцев называли иктадарами .

Другой разновидностью гнета в период государства Караха­нидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его».

В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система. Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей.

Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Мали к- шах. В 1089 году он захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару.

В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев . В сражении в Катуанской степи близ города Самар­канд в 1141 году они разгромили войска сельджуков и Караханидов

Вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. Разгромив на берегах реки Талас каракитаев хорезмский шах Мухаммед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана .

Тем временем Восточное ханство захва­тывает найманский хан Кучлук . Г осударство Караханидов , просущество­вавшее около двух веков, пало.

Прямое отношение к истории Казахстана имеет история государств найманов , кереитов , жалаиров ( джалаиров ).

Найманский союз из восьми племён населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Монголы называли их найманами . Слово « найман » по-монгольски означает «восемь».

Государство найманов становится известным во второй полови­ не XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон.

Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь.

Младший брат хана Инанч-бильге благодаря сво­им большим организаторским способностям много сделал для ук­репления государства. Поэтому в народе его прозвали Бильге ханом (Знающим ханом). Объеди­ нив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов .

Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусоб­ная борьба за власть. Ханство раскололось на две части.

Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов , монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одер­жали победу над войсками Буйрык хана.

Весной 1204 году Чингисхан организовал поход про­тив Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу .

На западе с найманами соседствовали кереи ( кереиты ). Название « кереи » происходит от названия реки Керлин ( Керулен ), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери ( кериленцы ).

Судя по письменным источ­никам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен , Се­ленга и Аргун.

Ставкой Керейского государства была местность Битобе на вос­ токе от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор.

Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во времена правления Маркус хана и его сына Курша­куз хана.

После смерти Куршакуза ханом стал Торы Ван-хан.

По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях. Когда образо­валось Монгольское государство, писарями в нем в основном яв­лялись кереи .

Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях : «Жившие в IX - XIII веках на территории Монголии кереи - сильно развитый на­ род. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень вы­ сокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

Жалаиры ( джалаиры ) ко времени подъема Чингисхана обитали по рекам Хилок и Селенга, а точнее, в верховьях Орхона, впадающего в Селенгу.

О существовании этого племени как самостоятель­ного государственного образования скупо упоминается лишь в монголь­ских летописях.

В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и ба­ тыр М укали ( Мукылай ).

В монгольских летописях другой жалаир Жамука ( Джамуха ) фигуриру­ет то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун ( Аргын ) созвал курултай и объявил себя гурханом

В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану.

Власть осуществлялась по улусной системе. Ханская ставка считалась высшим органом власти.

Повседневными внутренними делами в услугах управляли люди, носящие титул шерби ( черби ).

Найманы , кереи и жалаиры в основном занимались скотоводством. Выращивали преимущественно лошадей и овец.

Найманы , кереиты и жалаиры пользовались колесными телегами. Необходимость телег, телег-кибиток у кочевников вызывалась потребностью в быстром перемещении с места на место.

Производили кочевники только то, что было необходимо для нужд кочевого хозяйства. Хозяйство племен можно охарактеризовать как натуральное

В 30-е годы XII века владения восточных Караханидов в Семиречье и на юге Казахстана были завоеваны каракитайскими войсками, пришедшими с востока.

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитая ми .

Воспользовавшись упадком государства Карахани­дов , в 1125 году предволитель киданей Елюй Даши со своим войском захватил централь­ные районы Жетысу и город Баласагун . Недалеко от него он осно­вал свою ставку - Гуз орду

Каракитаи оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Была сохранена и хаканская наследственность власти.

У каракитаев наследование власти имело свои особенности. Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины. Так, например, после смерти гурхана при отсутствии мужчи­ны-наследника власть переходила в руки его жены или сестры.

Представители местной знати были в прямой зависимости от наместников гурхана , занимавшихся сбором налогов. Каждый город имел своего правителя, который собирал и до­ставлял дань каракитаям .

С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли го­сударства Караханидов в Центральной Азии.

Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.

Каракитаи в союзе с шахом Хорезма в 1198-1204 годах вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана.

В 1208 году ка­ракитаи были разгромлены на востоке найманами . Последний гурхан каракитаев попал в плен найманскому хану Кучлуку , а их земли стали владениями найманов .

Одним из крупнейших объединений на территории Казахстана в эпоху позднего средневековья стало Кыпчакское ханство.

Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского хан­ства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия

Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кыпчакской степью ( Дешт -и-Кыпчак)

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII - VIII веках

Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и « ельборили » («на­род волков»). Кыпчакские ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени.

Власть передавалась от отца к сыну по наследству. Хан избирался из знатных людей племени ельборили .

Кыпчакское общество было неоднородным

К представителям господствующего сосло­вия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен.

А к низшему со­словию относились простой народ и бед­няки, не имевшие скота. К беднякам при­числялись и жатаки , занимавшиеся зем­леделием.

В кыпчакском обществе име­лись даже рабы. Рабами обычно станови­лись: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вто­рых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей гос­подствующего сословия была продажа ра­бов на среднеазиатских базарах.

Кыпчаки преимущественно занимались скотовод­ством. По данным археологических раскопок, у кыпчаков разводи­ли четыре вида скота.

Среди кыпчаков были и земледельцы. Еврейский путешественник Петахъя , проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой зем­ле, а только рис и просо».

Укрепление социально-экономического положения хан­ства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси.

В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кыпчаков называли «половцами», а дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или « команами ».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом.

В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за овладение присырдарьинскими городами.

Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север.

Однако города Отрар и Сыгнак , а также регион Араль­ского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев . Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.

Таким образом, созданные в эпоху позднего средневековья на территории Казахстана политические объединения свидетельствуют о становлении государственности, о развитии экономики и культуры. Но потрясения монгольского периода прервали процесс наметившегося развития.

451. Китайские летописи сообщают, что в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали

  • в северо-западной Монголии.

452. Китайские летописи сообщают, что в начале VII в. на территории северо-западной Монголии сформировались и проживали племена

453. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году после распада

  • Западнотюркского каганата.

454. В середине VII в. племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии

455. О составе населения кимаков, об их происхождении писал персидский историк XI века

456. Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганата были

457. Объединение кимакских племен происходит в 840 году после падения

  • Уйгурского каганата.

458. В конце IX в. на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана образовывается

  • Кимакский каганат.

459. Кимакский каганат образовывается на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана в конце

460. Столица Кимакского каганата город

461. Правитель Кимакского государства носил титул —

462. В Кимакском государстве за образцовую службу наместники получали от кагана

  • земельные уделы.

463. В Кимакском государстве титул кагана

  • переходил по наследству.

464. В Кимакском государстве власть наместников кагана в одиннадцати его уделах

  • переходила по наследству.

465. В кимакском государстве вся полнота власти находилась в руках

466. В XI в. на территорию Кимакского каганата многократно нападали войска государства

467. Причиной упадка Кимакского каганата в XI в. является междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен и многочисленные нашествия войск государства

468. Одной из причин падения Кимакского каганата в XI в. является междоусобная борьба с вождями

  • кыпчакских племен.

469. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стало одной из причин падения в XI в.

  • Кимакского каганата.

470. У кимаков среди религиозных верований значительное место занимал культ

471. В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться

472. Кимакский каганат на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана существовал в период

  • конец IX- начало XI в.

473. В конце IX- начале XI в. на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана существовало государство

474. В X в. на территории Жетысу и части восточного Туркестана было создано

  • Караханидское государство.

475. Караханидское государство было создано на территории Жетысу и части восточного Туркестана в

476. Основателем Караханидского государства является

  • Сатук Богра-хан.

477. Столица Караханидского государства город

478. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках

479. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого

  • переходила по наследству.

480. В государстве Караханидов, пожалованный каганом приближенному земельный надел называлась

481. Владельца земельного надела, который был пожалован каганом, в государстве Караханидов называли

482. В государстве Караханидов иктадары, обязаны были проходить у кагана воинскую службу и

  • собирать налоги с населения.

483. В государстве Караханидов иктадары, обязаны были собирать налоги с населения и

  • проходить у кагана воинскую службу.

484. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, с которых не взимались налоги, назывались

485. У Караханидов вакфные земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям

  • налогами не облагались.

486. Объявили ислам государственной религией

487. В Караханидском государстве в 960 г. с целью укрепления своей власти Муса каган объявляет государственной религией

488. Ислам объявляется государственной религией в Караханидском государстве в

489. В 999 году государство Караханидов полностью подчинило себе территорию

490. В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов подчинили себе столицу Саманидов — город

491. В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов подчинили себе город Бухару — столицу

492. В XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию

  • Маверанахра и Жетысу.

493. В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, территория Восточного ханства включала в себя

  • Жетысу и Восточный Туркестан.

494. В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, территория Западного ханства включала в себя

495. В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, столицей Восточного ханства был город Орда, близ

496. В 30-х гг. XII века с востока в Жетысу вторглись войска

497. В 30-х гг. XII века в сражении близ города Самарканда разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов

498. В 30-х гг. XII века с востока в Жетысу вторглись каракитаи и в сражении близ города Самарканда разгромили союзнические войска

  • сельджуков и Караханидов.

499. В 30-х гг. XII века государство Караханидов попало в зависимость от

500. В первой половине XII в. Семиречье (Жетысу) завоевали племена

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основатель государства - Сатук Богра-хан. Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе.

Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителя­ми избирались также выходцы из племен ягма и жикил.

Верховная власть находилась в руках хакана (кагана), передавалась по наследству. Потомки хакана - тегины. Власть осуществлялась по удельному принципу. Со­ветники хакана - везиры. Ставка хакана - орда.

Одной из разновидностей землевла­дения была икта - земельный надел, по­жалованный хаканом. Владельцы икты – иктадары - обязаны были собирать налоги и нести военную службу. Земельные наделы священнослужителей и религиозных учреждений - вакф. С них налоги не взимались.

В оседлых районах основным видом угнетения кресть­ян являлся сбор налогов с их земель. В арабских и пер­сидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары.

Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что платили налоги.

В 955 году к власти пришел сын Сатука Богра-хана Муса. С целью укрепления власти в 960 году он объявил ислам государственной рели­гией. Столицей стал Кашгар. Вто­рой сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул хакана перешел к Али Арслану. У потом­ков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно перехо­дила из рук в руки.

Воспользовавшись ослаблением Саманидов, Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, Бухару и Самарканд. Насыр ибн Али в 999 году подчинил столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, Караханиды полностью захватили Маверан­нахр.

Государство Караханидов состояло из Восточного и Западного ханств. Восточное включало Жетысу и Восточный Туркестан, столицей был город Орда близ Баласагуна, а позднее - Кашгар. К За­падному ханству относился Мавераннахр, столицей был Узгенд, а затем Самарканд. Восточное ханство счи­талось основной частью государства Ка­раханидов. Поэтому его хан считался ве­ликим хаканом.

Борьба за власть между правителями двух владений все более ослабляла государство. Сельджукский султан Малик-шах в 1089 году захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Он не вме­шивался в систему управления государством Кара­ханидов, назначая ханами тех, кто беспрекословно вы­полнял его указания.

В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В Катуанской степи близ Самар­канда они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Каракитаи захватили Бухару вместе с центральной частью Маве­раннахра. Каракитаи также не внесли каких-либо изменений в систему управле­ния государством Караханидов. Но они назначали ханами предан­ных им людей и власть осуществляли через них. Государ­ство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев.

Усилившееся госу­дарство Хорезм нанесло удар по каракитаям и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед захватил западную часть государства Караханидов. Тем временем Восточное ханство захва­тывает найманский хан Кучлук.

Занимались скотоводством и земледелием. Юсуф Баласагуни писал, что основной вид хозяйства - коневодство.

В период государства Караханидов за счет обеднев­ших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. В письменных источникамх говорится об увеличении численности тюрков в городах. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры - стали возводиться купольные мечети и купола над захоронениями знатных людей. Среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Особенностью государства Караханидов было строительство в городах множества бань.

Государство Караханидов было развитым феодально-патриархальным государством.

В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основатель государства - Сатук Богра-хан.Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана), передавалась по наследству. Потомки хакана - тегины. Власть осуществлялась по удельному принципу. Советники хакана - везиры. Ставка хакана - орда. Одной из разновидностей землевладения была икта - земельный надел, пожалованный хаканом. Владельцы икты - иктадары - обязаны были собирать налоги и нести военную службу. Земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, - вакф. С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что платили налоги. В 955 году к власти пришел сын Сатука Богра-хана Муса. С целью укрепления власти в 960году он объявил ислам государственной религией. Столицей стал город Кашгар. Второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул хакана перешел к Али Арагону.Употомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки. Хасан Богра-ханзахватил Испиджаб, Бухару и Самарканд. Насыр ибн Алив 999году подчинил столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, Караханиды полностью захватили Мавераннахр. Государство Караханидов состояло из Восточного и Западного ханств. Восточное включало Жетысу и Восточный Туркестан, столицей был город Орда близ Баласагуна, а позднее - Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр, столицей был Узгенд, а затем Самарканд. Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан считался великим хаканом. Борьба за власть между правителями двух владений все более ослабляла государство. Сельджукский султан Малик-шах в 1089году захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Он не вмешивался в систему управления государством Караханидов, назначая ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания. В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В Катуанской степи близ Самарканда они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Каракитаи захватили Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра Каракитаи также не внесли каких-либо изменений в систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них.Государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Усилившееся государство Хорезм нанесло удар по каракитаям и в 1212годухорезмский шах Мухаммедзахватил западную часть государства Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Занимались скотоводством и земледелием. Юсуф Баласагуниписал, что основной вид хозяйства - коневодство. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры - стали возводиться купольные мечети. Среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Особенностью государства Караханидов было строительство в городах множества бань.

Найманы, кереи, жал аиры

Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами.

Найманы. По письменным источникам VIII века, союз восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь».

Государство найманов становится известным во второй половине ХII века Столицей был город Балыктына берегу реки Орхон.

Государство достигло расцвета при хане Наркеше Даяне.При правлении Инанч-бильгенайманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов.

Опасаясь усиления Чингисхана,кыргызы, меркиты, найманы в 1201году созвали курултай. Чингисхан в 1204году разгромил найманов и они во главе с ханом Кучлуком переселились в Жетысу.

Кереи (кереиты).Название «кереи» происходит от названия реки Керулен. Онипользовались древнетюркской письменностью. В Монгольском государстве писарями в основном были кереи.

По свидетельству исторического памятника «Тайная история монголов» (ХIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения.

Ставкой Керенского ханства была местность Битобе,где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь районов - аймаков.

Керейское государство достигло наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркусхана и его сына Куршакузхана. В столкновении с Чингисханом Торыханпотерпел поражение. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая переселилась на восток Казахстана.

Персидский историк Рашид ад-Динписал: «Жившие в IХ-ХIII веках на территорииМонголии кереи - сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью». Жалаиры. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жал аиров состояло из десяти родов. В монгольских летописях жал аир Жамукафигурирует то, как ближайший друг Чингисхана, то, как лазутчик, то, как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201году, объединив многие псемена, объявил себя гурханом. Чингисханзаключил союз с ханом кереев Торы и нанес поражение Жамуке. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгазио жал аирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. В монгольской «Золотой летописи» жал аир Мукылайупоминается как крупный военачальник монголов. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Каракитаи (1125-1212 гг.)

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданей, живших в Центральной Азии.Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо,занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125году оно пало и предводитель киданей Елюй Даши вторгся в Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду.

Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Было сохранено и наследование власти.

Правитель каракитаев носил титул гурхан.Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины из ханского рода.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Если племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы.

В качестве налога каракитаи с каждого дома собирали по одному динару. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог -харадж. Каракитаи со второй половины ХII века перешли к открытому грабежу, стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество.

Каракитаи Жетысу пытались захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137году разгромили Караханидов под Ходжентом, в 1141году в Катаунской степи близ Самарканда Затем вторглись в Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань. Каракитаи захватили Хорезм, шах Хорезма платил ежегодно 3000золотых динаров.

В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В 1212году государство каракитаев пало, их земли владениями найманов во главе с ханом Кучлуком.

Читайте также: