Обязанность по уплате налогов физического лица признанного судом недееспособным исполняется

Опубликовано: 29.04.2024

Недееспособным лицо признается судом общей юрисдикции.

Порядок принятия судом решений о признании гражданина недееспособным

Должное правовое регулирование и возможность осуществлять эффективный контроль в налоговых отношениях, связанных с выплатой налогов, гарантирует соблюдение прав, а также интересов участников публичных и частных отношений. Это, в свою очередь, влияет и на их баланс.

Поэтому актуальным является определение меры прогнозируемого поведения налогоплательщика по исполнению обязанности выплаты налогов, при которых эта обязанность считается соблюденной, в том числе и касаемо исполнения обязанностей, связанных с выплатой налогов физическими лицами, которые судом установлены, как безвестно отсутствующие либо недееспособные.

Дееспособность физического лица напрямую связана с его способностью понимать значение выполняемых им действий, а также ими руководить и предвидеть определённые последствия их выполнения.

ГПК России презюмируется дееспособность лица - это означает, что лицо может быть признано недееспособным только в порядке особого судебного производства дела, с момента вступления решения в силу.

С момента признания недееспособным лицу должен быть назначен опекун, совершающий от его имени все необходимые сделки и действия, связанные с ними, при этом он несет ответственность, предусмотренную законом за свои действия (как опекун), а также за тот вред, который причинен недееспособным.

Законодательство различает недееспособность нескольких видов:

  • Возрастную;
  • возникшую вследствие психического расстройства;
  • частичную (такая недееспособность ограничивает некоторый ряд прав и возложенных на гражданина обязанностей).

Основание, а также процедура, по которой гражданин может признаваться недееспособным, закреплена в ГПК России, в том числе и положениями ст. 29 ГК РФ установлено требование к такой процедуре, как признание физического лица недееспособным, только в судебном порядке.

Это означает, что судом устанавливается совокупность юридических и медицинских критериев, при которых становится возможным определить недееспособность лица. Правила и процедуру признания лица недееспособным, содержат положения ст.ст. 281-286 ГПК России.

После подачи заявление судья при подготовке дела назначает судебно-психиатрическую экспертизу (СПЭ), с целью определения психического состояния гражданина ст. 283 ГПК РФ. Доказательства, которые необходимы для вынесения окончательного решения по недееспособности, должны быть предоставлены суду дополнительно. В обязательном порядке предоставляются следующие документы:

  • заключение СПЭ;
  • документы о том, что гражданин состоит на учете в психиатрическом диспансере;
  • справки из медицинского учреждения;
  • справка МСЭК;
  • доказательства о том, что гражданин не может руководить своими действиями и понимать их значение.

Судебный порядок производства такой категории дел требует, чтобы в судебных заседаниях присутствовали представители органов опеки и попечительства, а также прокурор.

Случаи исполнения налоговой обязанности другим лицом

Положения налогового законодательства предполагают возможность исполнение налоговой обязанности другими лицами только в некоторых случаях:

  • если погашается задолженность по имущественным налогам наследниками;
  • при выплате налога налоговыми агентами;
  • когда взыскивается недоимка, пени и штрафы, которые числятся за дочерними обществами. Указанные суммы взыскиваются с основных обществ;
  • при погашении остатков задолженности по налогам учредителями ликвидируемой компании;
  • если ее исполняет правопреемник реорганизованного юридического лица;
  • при назначении уполномоченным органом опеки лица, которое управляет имуществом безвестно отсутствующего;
  • в случае назначения (опекуна) для лица, признанного недееспособным (частично недееспособным) в судебном порядке. Исполнение опекуном налоговой обязанности происходит за счет денег недееспособного гражданина;
  • если лицо не достигло совершеннолетия, обязанность исполняется законными представителями (родителями).

Налоговое законодательство также обязывает доверительного управляющего имуществом, кроме обязательств по уплате налогов, которые возникли на день признания лица недееспособным или безвестно отсутствующим уплачивать их еще и в течение всего периода времени после такого признания.

Это означает, что, выступая в качестве представителя безвестно отсутствующего либо недееспособного, доверительный управляющий должен полностью исполнять возложенные на субъект налоговыми отношениями обязанности по уплате за него налогов.

Обязанности по уплате налоговой обязанности лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, безвестно отсутствующего физического лица

Из положений пункта 1 статьи 51 НК РФ обязанность уплачивать налоги и сборы физ. лица, которое судом признано безвестно отсутствующим, должно выполнять лицо, наделенное правом управления его имуществом по решению органов опеки и попечительства.

Положения статей 42 - 45 ГК России устанавливает правила, по которым заявление о признании лица безвестно отсутствующим может быть подано в суд, если о гражданине на протяжении года в месте, где он проживал, отсутствуют сведения.

Все имущество лица безвестно отсутствующего при выявлении необходимости постоянно им управлять, должно быть передано лицу, которое определено органом опеки и попечительства. В этом случае доверительный управляющий должен действовать по договору о доверительном управлении, который заключается с указанным органом.

Доверительный управляющий наделяется обязанностью оплачивать всю не выплаченную сумму налогов (безвестно отсутствующим лицом) без начисления процентов, в том числе и пени и штрафов, которые причитаются на день, когда лицо признано безвестно отсутствующим.

Средства, за счет которых происходит выплата, принадлежат лицу признанному безвестно отсутствующим. Налоговый орган уполномочен предоставлять отсрочку, в том случае, если денежных средств для вышеуказанных выплат недостаточно.

В случае, когда судом отменено решение о признании лица безвестно отсутствующим, отменяется и управление имуществом этого гражданина.

Неявка безвестно отсутствующего лица на протяжении 5 лет является основанием объявить его умершим в судебном порядке.

В этом случае после регистрации акта гражданского состояния о его смерти возникают наследственные правоотношения.

Обязанности по уплате налогов и сборов опекуна физического лица, признанного недееспособным

Исходя из положений пункта 2 статьи 51 НК России, обязанностью уплачивать налоги, а также сборы физ. лица, которое является недееспособным, наделяется его опекун. Для этого используются денежные средства, принадлежащие недееспособному, в размере суммы неуплаченных налогов и сборов, в том числе штрафов и пеней.

Налоговое законодательство не определяет специальный порядок для исполнения налоговой обязанности опекуном лица, признанного недееспособным частично.

В тех случаях, когда возникает вопрос, связанный с опекой и попечительством над детьми, которые остались без попечения родителей, такие отношения регулируются семейным законодательством РФ, а также Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ.

Исходя из положений статьи 148.1 Семейного кодекса РФ неимущественные права, а также обязанности опекуна в рамках указанных отношений определяются гражданским законодательством, а также законом N 48-ФЗ.

Положения статьи 15 указанного закона требуют от опекуна или попечителя ежегодного предоставления в орган опеки письменного отчета за прошедший год об использовании, управлении, а также хранение имущества подопечного.

Это означает, что отчет опекуна должен содержать полную информацию о месте, где хранится имущество, о том, что было приобретено взамен отчужденного имущества, о доходах, которые получены от управления имуществом, обо всех расходах и т. д.

Все указанные в отчете сведения о сделках, либо юридически значимых действиях, которые касаются имущества подопечного, должны быть подтверждены документально.

В том случае, когда указанные в статье 51 НК РФ лица, на которых возложено исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, привлекаются в связи с вышеуказанными обязанностями к какому-либо виду ответственности за совершение налогового правонарушения, они не имеют права выплачивать штрафы, предусмотренные налоговым кодексом за счет имущества того лица, которое признанно недееспособным либо безвестно отсутствующим.

Приостановка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующим или недееспособным лицом

Нехватка денежных средств физического лица, которое судом было признано безвестно отсутствующим, либо недееспособным для того, чтобы исполнить обязанность по выплате налогов и сборов, в том числе пени и штрафов дает основания налоговому органу приостановить исполнение указанных обязанностей, путем вынесения соответствующего решения.

Исходя из понимания законодательных норм, которые применяются при вынесении решения о лишении дееспособности лица - это не безвозвратно. Когда отпадают основания, в силу которых лицо было признано недееспособным, суд выносит решение о дееспособности лица. Такое решение будет основанием для отмены установленной опеки над ним.

В то же время, явка лица, которое было признано безвестно отсутствующим, либо обнаружение место его пребывания, является основанием для отмены решение суда. И, как следствие, отменяется и управление имуществом такого лица.

Вышеуказанные действия являются юридически значимыми для отмены приостановления исполнения обязанности по выплате налогов и сборов, и такая обязанность возобновляется с момента принятия указанного решения.

Права и обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного лица

Законодательство России определяет понятие полной, а также частичной дееспособности, либо недееспособности лиц. Это направлено на присвоение гражданину соответствующих прав и обязанностей.

Те лица, на которые в соответствии с положениями статьи 51 НК РФ возложены обязанности касаемо уплаты налогов и сборов физ. лиц (недееспособных, либо безвестно отсутствующих), пользуются предусмотренными налоговым кодексом всеми правами и исполняют (несут) обязанности, установленные для налогоплательщиков, а также плательщиков сборов.

Вышеуказанные права и обязанности определяются с учетом особенностей, которая предусмотрены данной нормой права (ст. 51 НК России).

Новая редакция Ст. 51 НК РФ

1. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

2. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

3. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

4. Лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящей статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при исполнении обязанности по уплате страховых взносов.

Комментарий к Статье 51 НК РФ

В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока (один год) для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства (по месту нахождении имущества) и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Этот договор регулируется ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ. Доверительный управляющий вправе, в соответствии с этим договором, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Из указанного имущества, в частности, погашается задолженность и по налогам и сборам.

Лицо, которое уполномочено управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано за счет денежных средств лица, признанного безвестно отсутствующим (как наличных, так и на банковских счетах):

- уплатить без начисления процентов всю не уплаченную безвестно отсутствующим налогоплательщиком (плательщиком сборов) сумму налогов и сборов (на день, когда ему было предъявлено требование об уплате налогов и сборов);

- уплатить причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим (т.е. на день вступления в силу решения суда) пени и штрафы.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Гражданин может быть признан недееспособным только по решению суда.

Вместе с тем на основании ст. 281 Гражданского процессуального кодекса РФ дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Над недееспособным гражданином устанавливается опека. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным, в течение месяца с того момента, когда стало известно о необходимости установления опеки.

В свою очередь, органы опеки и попечительства, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и аналогичные учреждения обязаны сообщать об установлении опеки над недееспособным, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 85 НК РФ).

Опекун гражданина, признанного судом недееспособным, обязан за счет денежных средств этого недееспособного лица:

- уплачивать налоги и сборы физического лица, признанного судом недееспособным;

- уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов;

- уплатить причитающиеся на день признания лица недееспособным (т.е. на день вступления в силу решения суда) пени и штрафы.

Если лицо в установленном порядке признается лишь ограниченно дееспособным (ст. 30 Гражданского кодекса), то это никак не влияет на изменение его прав и обязанностей по налогам и сборам - оно продолжает их платить в обычном порядке.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) физического лица, признанного недееспособным (или безвестно отсутствующим), приостанавливается, если:

- у такого лица недостаточно денежных средств (как наличных, так и безналичных денежных средств) для уплаты налогов и сборов, сумм пеней или штрафов;

- у такого лица полностью отсутствуют денежные средства.

Решение об этом принимает налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика. Упомянутое решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и доводится до сведения налогоплательщика и его представителей.

При принятии судом в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

Лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными (доверительный управляющий, опекун), пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов (ст. ст. 21, 23 НК РФ), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 51 НК РФ.

Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящей статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

Другой комментарий к Ст. 51 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим предусмотрено ст. 42 части первой ГК:

гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания;

при невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Статьей 43 ГК установлены следующие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего (п. 1 ст. 43);

орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом (п. 2 ст. 43);

последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные указанной статьей, определяются законом (п. 3 ст. 43).

На основании указанных положений п. 1 ст. 51 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Согласно п. 1 комментируемой статьи лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим:

без начисления процентов всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов;

причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы.

2. Признание гражданина недееспособным предусмотрено ст. 29 части первой ГК.

Согласно п. 1 ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

В соответствии с п. 2 ст. 29 ГК от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Статьями 31 и 32 ГК установлено следующее в отношении опеки:

опека устанавливается для защиты прав и интересов недееспособных граждан (п. 1 ст. 31);

опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31);

опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32);

опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2 ст. 32).

Порядок распоряжения имуществом подопечного предусмотрен ст. 37 ГК:

доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37);

опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется законом (п. 2 ст. 37);

опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 37).

С учетом приведенных положений п. 2 ст. 51 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить:

всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов;

причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

3. Пункт 3 ст. 51 Кодекса предусматривает возможность приостановления исполнения обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

Приостановление исполнения указанных обязанностей осуществляется по решению соответствующего налогового органа.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

В соответствии со ст. 44 ГК в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Пунктом 3 ст. 29 ГК предусмотрено, что в случае, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, то суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

4. В соответствии с п. 4 ст. 51 Кодекса лица, на которых возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных комментируемой статьей.

Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотрены ст. 21 и 23 Кодекса соответственно (см. комментарии к ст. 21 и 23 Кодекса).

Как установлено п. 4 комментируемой статьи, лица, на которых возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, привлекаемые в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением этих обязанностей к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

Если гражданин отсутствует в месте его постоянного жительства и в течение года нет сведений о том, где он пребывает, он может быть признан судом безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ).

гражданин отсутствует в постоянном месте жительства не менее 1 года;

никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;

принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.

Признание лица безвестно отсутствующим или недееспособным осуществляется судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие последствия: право собственности на имущество не прекращается, и в случае необходимости его имущество на основании решения суда передается в доверительное управление.

Согласно п. 1 ст. 51 НК РФ, доверительный управляющий обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также пени и штрафы, причитающиеся на день признания гражданина безвестно отсутствующим.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ. Над ним устанавливается опека и от его имени сделки совершает его опекун.

Согласно п. 2 ст. 51 НК РФ, опекун лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сборов) сумму налогов или сборов, а также пени и штрафы, причитающие на день признания лица недееспособным. Исполнение данной обязанности осуществляется за счет имущества недееспособного.

При недостаточности или отсутствии денежных средств или имущества безвестно отсутствующего или недееспособного для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения данных обязанностей.

В случае, если отпадут основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд выносит решение о признании его дееспособным, и на основании этого решения отменяется установленная над гражданином опека. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влекут отмену решения суда о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого лица. При принятии решения об отмене признания лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

Реорганизация является способом прекращения юридического лица, при котором права и обязанности реорганизуемого лица переходят к другим лицам (ст. 62 ГК РФ).

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация происходит в форме разделения или выделения и осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Учитывая, что при реорганизации юридического лица происходит правопреемство, вместе с другими обязанностями по передаточному акту или разделительному балансу к юридическому лицу, являющемуся правопреемником, переходят и налоговые обязательства реорганизованного юридического лица. Исключение составляет реорганизация в форме выделения, так как в п.

Обязанности по уплате налогов переходят к правопреемнику в том виде, в каком они существовали у реорганизованного юридического лица. Поэтому сроки исполнения и объем первоначальных налоговых обязанностей остаются прежними, а имеющиеся у реорганизованного юридического лица суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (сборов), пеней и штрафов подлежат зачету либо возврату по заявлению юридических лиц-правопреемников в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (сборов), пеней и штрафов подлежит возврату его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником соответствующего заявления. При этом сумма излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора), пеней и штрафов возвращается правопреемникам реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Ликвидация является способом прекращения юридического лица, без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной и принудительной (ст. 61 ГК РФ).

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия размещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации- налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой в соответствии со ст. 49 НК РФ.

П. 1 ст. 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 49 НК РФ, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

П. 4 ст. 49 НК РФ установлено, что суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика- организации.

Статья 51 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица является существенным элементом общего правового режима уплаты налогов и связано в числе прочих мер с гражданско-правовым оформлением акта, подтверждающего вышеназванный факт.

Согласно пункту 1 обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Если обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица, то степень ответственности налоговых органов при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты соответствующих налогов и сборов повышается.

Лицо, уполномоченное органами опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, принимает на себя налоговые обязательства и должно быть дополнительно защищено от возможного причинения ему имущественных убытков со стороны налоговых органов.

С соответствии с пунктом 2 обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

При применении правил перечисленных в пункте 2 статьи 51 НК РФ, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- недееспособным лицо признается судом общей юрисдикции вследствие того, что оно не может понимать значение своих действий или руководить ими. Над таким физическим лицом устанавливается опека. От имени лица, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (статья 29 ГК РФ) (Приложение №2);

- опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным, в течение месяца с того момента, когда стало известно о необходимости установления опеки.

В свою очередь органы опеки и попечительства, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и аналогичные учреждения обязаны сообщать об установлении опеки над недееспособным, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Опекун (наряду с выполнением других своих обязанностей) уплачивает налоги и сборы, пени и штрафы (на день признания лица недееспособным) в том же порядке, что и лицо, уполномоченное управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Если лицо в установленном порядке признается лишь ограниченно дееспособным (статья 30 ГК), то это никак не влияет на регламентацию его прав и обязанностей по налогам и сборам - оно продолжает их платить в обычном порядке.

Пункт 3 закрепляет случаи, когда приостанавливается исполнение обязанности по уплате налогов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) физического лица, признанного недееспособным (или безвестно отсутствующим), приостанавливается, если:

- у такого лица недостаточно денежных средств (при этом имеются в виду, как наличные, так и безналичные денежные средства);

- у такого лица полностью отсутствуют денежные средства.

Решение об этом принимает налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика. Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и доводится до сведения налогоплательщика и его представителей.

В соответствии с пунктом 4 лица, на которых в соответствии возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков. Указанные лица при исполнении обязанностей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

Необходимо отметить, что ранее исполнение обязанности по налогам и сборам безвестно отсутствующих и недееспособных лиц осуществлялась без начисления процентов за просрочку уплаты налогов. Федеральным законом №137-ФЗ с 1 января 2007 года такое положение отменено.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Необходимость признания гражданина безвестно отсутствующим обусловлена тем, что он отсутствует в месте своего жительства продолжительное время и не подает о себе никаких вестей и в интересах его семьи, кредиторов, а также других лиц возникает потребность в устранении возникшей неопределенности.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные последствия: право собственности на имущество не прекращается и в случае необходимости его имущество на основании решения суда передается в доверительное управление. Из принадлежащего ему имущества выдаются средства на содержание лиц, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать, и удовлетворяются требования кредиторов, в том числе по налогам и сборам. Обязанность по уплате налогов и сборов безвестного отсутствующего гражданина исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. С таким лицом орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего. (Органами опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления.)

Согласно п. 1 ст. 51 НК РФ доверительный управляющий обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также пени и штрафы, причитающиеся на день признания гражданина безвестно отсутствующим. Исполнение данной обязанности осуществляется за счет имущества безвестно отсутствующего.

Дееспособность физического лица связана с определенными личностными качествами: способностью понимать значение своих действий и (или) руководить ими.

Лицу, признанному судом недееспособным, назначается опекун, который совершает от его имени все сделки и несет ответственность как по этим сделкам, так и за вред, причиненный недееспособным. Сделки, совершенные недееспособным, в силу закона являются ничтожными. Однако в интересах недееспособного суд может по требованию опекуна признать такую сделку действительной, если будет установлено, что такая сделка совершена к выгоде недееспособного (п. 2 ст. 171 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 51 НК РФ опекун лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сборов) сумму налогов или сборов, а также пени и штрафы, причитающие на день признания лица недееспособным. Исполнение данной обязанности осуществляется за счет имущества недееспособного.

Доверительный управляющий имуществом безвестно отсутствующего лица и опекун недееспособного лица пользуются всеми правами и исполняют все обязанности, предусмотренные НК РФ, с учетом вышеуказанных особенностей. Если доверительный управляющий или опекун привлекается к ответственности за виновное совершение налогового правонарушения в связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов и сборов соответственно за безвестно отсутствующего или недееспособного, штрафы за такие правонарушения уплачиваются доверительным управляющим и опекуном за счет своего имущества. Такие штрафы не могут уплачиваться за счет имущества лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, так как субъектом, привлекаемым к налоговой ответственности, а следовательно, и имеющим соответствующую обязанность по уплате штрафа, является не недееспособный или безвестно отсутствующий, а исполняющее его обязанности лицо.

При недостаточности или отсутствии денежных средств или имущества безвестно отсутствующего или недееспособного для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения данных обязанностей.

Лишение лица дееспособности и признание лица безвестно отсутствующим не безвозвратно.

Каков общий порядок исчисления налога?

Под исчислением налога понимается деятельность налогоплательщика и иных лиц, направленная на определение суммы налога. При исчислении суммы налога принимаются во внимание налоговый период, налоговая база, налоговая ставка и налоговые льготы. Согласно ч. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую оплате.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента или на налоговый орган.

Если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, то последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны: размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается ФНС России.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом.

Что следует понимать под налоговой базой и каков порядок исчисления налоговой базы?

Налоговая база является одним из основных элементов налогообложения, без определения которого налог не может считаться установленным. Налоговый кодекс РФ в п.

Оценку налоговой базы можно производить с помощью стоимостных показателей (например, сумма прибыли, дохода), объемно-стоимостных показателей (например, объем реализованной продукции, работ или услуг), физических показателей (например, добытого сырья).

Налоговая база устанавливается применительно к каждому конкретному налогу. При этом налоговая база и порядок ее определения устанавливаются исключительно на федеральном уровне, в НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета (налогового учета) и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, обязательства и операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы организации не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только после согласования с участниками соответствующих хозяйственных операций.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, составляются регистры бухгалтерского учета. Хозяйственные операции организации должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в строго хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистры бухгалтерского учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения). Налоговые декларации заполняются с указанием на титульном листе признака корректировки и номера корректировки, форма налоговой декларации должна соответствовать данному налоговому периоду.

Если невозможно определить период совершения ошибки, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором эти ошибки выявлены.

При этом перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону их увеличения, так и в сторону их уменьшения.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, должно быть подтверждено первичными учетными документами. Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно по окончании операции. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается; в остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только после согласования с лицами, составившими и подписавшими эти документы.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

Читайте также: