Обязанность налогоплательщика сообщать об объектах налогообложения

Опубликовано: 05.05.2024

Основной обязанностью налогоплательщиков является обязанность уплачивать налоги.

Понятие обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права и обязанности налогоплательщиков закреплены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). В соответствии со статьей субъекты налогообложения оплачивают законно установленные налоги и сборы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие).

В статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, которые устанавливает налоговое законодательство (Кодекс).

Налогоплательщики – субъекты налогового учета, которые, как указывает Кодекс, подлежат постановке на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций, подразделений, места жительства физического лица, а также по нахождению собственности: недвижимого и движимого имущества (объекты налогообложения) физических и юридических лиц.

Обязанностью налогоплательщика являются обязанности физических лиц, организаций, индивидуального предпринимателя установленные конституционно, по уплате налогов и сборов, в полном объеме и своевременно, в пользу государства.

Законодательство предполагает, что исполнение обязанностей налогоплательщиков (предпринимателя, организации либо физического лица) – это порядок правильного правового поведения лиц, оплачивающих налоги и сборы. В такую обязанность входит и ведение налогового учета.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Основные обязанности по уплате налогов и сборов установлены в статье 23 НК РФ. Законодательство устанавливает и другие обязанности и порядок уплаты.

Сегодня обязанностями, которые устанавливает Кодекс, являются следующие две группы:

  • обязанности по уплате налогов и сборов;
  • обязанности по осуществлению налогового учета и контроля.

Пункт 1 ст. 23 НК РФ относит к обязанностям следующее:

  • обязанности по уплате законных налогов;
  • осуществление налогового учета и постановка на учет в налоговую физических и юридических лиц;
  • осуществление учета доходов и расходов;
  • предоставление налоговых деклараций;
  • предоставление по первому требованию налоговых органов документов о доходах и расходах, журнала хозяйственных операций и финансовую отчетность.
  • исполнение требований налогового учета по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Помимо вышеперечисленного, обязанностью налогоплательщика являются обязанности по сохранению данных бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет. Законодательство содержит порядок того, что налогоплательщик должен предоставить в налоговую информацию об участии в российских организациях, о наличии филиалов.

Если налогоплательщик – из физических лиц, то помимо вышеперечисленных обязательств по уплате, законодательство обязывает его сообщать о наличии в собственности объектов недвижимости, транспортных средств для ведения качественного учета.

Сообщение подается в форме копий документов о собственности и бланков, подтверждающих, что объект налогообложения государственно зарегистрирован.

Деятельность банков также является объектом налогообложения. Так, к финансовым учреждениям применим общий порядок по обязательствам перед налоговыми органами. Ст. 76 НК РФ устанавливает налоговые обязанности банков по конкретным актам о налогах. Так, руководство банков обязано предоставить сведения об остатке средств налогоплательщиков.

Среди таких – организации – клиенты банков. Считается, что юридические справки банков необходимо предоставить в налоговую при закрытии счета. Однако сегодня специалисты банков предоставляют сведения самостоятельно.

Кодекс в рамках статьи 23 позволяет применять к налогообложению деятельности банков общий порядок, если банк выступает собственником определенного имущества.

Исполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Налогоплательщик должен исполнять порядок по уплате в сроки, которые установило законодательство. Исполнение обязательств должно сопровождаться контролем за наличием документов, полученных от контрагентов (для предпринимателя, организации).

Так, например, уплата НДС в бюджет должна быть произведена строго по периодам – раз в месяц или квартал, в зависимости от категории плательщика НДС. Ставки, установленные Кодексом, также должны соблюдаться.

Налогоплательщики должны самостоятельно и систематически производить оценку рисков своей деятельности и своевременно оценить налоговые проблемы и уточнять возникающие обязательства по уплате налогов и сборов.

Если налогоплательщик не указывает личные контакты руководства, документально не подтверждает полномочия руководителя организаций-контрагентов, не прилагает копии документов, удостоверяющих личность и фактическое местонахождение, то служба налоговых органов квалифицируют его как проблемного (сомнительного), и у плательщика возникают проблемы с открытием счетов в банке.

Налоговые обязанности индивидуального предпринимателя должны подтверждаться документальными сведениями.

Поскольку деятельность предпринимателя – это рискованная деятельность, и для уменьшения величины налогов путем получения льгот, вычетов, налогоплательщик не должен бездействовать.

Таким образом, любой плательщик налогов и сборов должен осуществлять исполнение своих обязанностей, и осознавать риски, вызываемые бездействием. Кроме того, не проверив должные документы и информацию, все неблагоприятные последствия лягут на плечи индивидуального предпринимателя.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов)

Налогоплательщики в виде физического лица или предпринимателя, как указывает Кодекс, могут быть освобождены от исполнения обязанностей по оплате налогов и сборов. Освобождение от уплаты налогов и сборов утверждено статьей 145 НК РФ. При этом дополнительными статьями являются

В первую очередь освобождаются от уплаты те плательщики, сумма выручки которых за предыдущие три последовательных месяца не превысила 2 миллиона рублей (пункт 5 ст. 145 НК РФ). Из этого правила Кодекс исключает организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от уплаты, должны предоставить в налоговую письменное заявление и документы, подтверждающие право на освобождение (установлены пунктом 6 ст. 145 НК РФ).

Указанные документы должны быть предоставлены не позднее 20-го числа месяца, с которого налогоплательщики претендуют на освобождение от уплаты. Форма заявления на освобождение от оплаты налогов и сборов утверждена Министерством финансов Российской Федерации.

Кодекс устанавливает право на освобождение, действующее 12 календарных месяцев. После истечения этого срока плательщики, осуществляющие исполнение по уплате налогов и сборов, должны предоставить для налоговых органов:

  • документы о совокупной выручке от реализации товаров и услуг на три календарных последовательных месяца;
  • уведомление о продлении прав на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если во время периода, когда было использовано право на освобождение, выручка превысила 2 миллиона рублей или плательщик осуществлял продажу подакцизных товаров, то право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение (пункт 5 ст. 145 НК РФ).

При этом, укрывательство данного факта от налоговых органов влечет за собой восстановлению суммы налога и уплате ее в бюджет в установленном порядке, а также взыскание соответствующих налоговых санкций и штрафов.

Отдельно рассмотрим вопрос об освобождении от уплаты НДС. Освобождение производится, если организации и предприниматели, связанные с небольшими оборотами, предоставят юридические справки о величине выручки за период.

Считается, что такие субъекты могут не платить НДС в течение 12 месяцев, а также не предоставлять юридические декларации по НДС. Кроме того, налогоплательщики, получившие освобождение от НДС, могут не определять налоговую базу и не вести книгу доходов и расходов, связанные с деятельностью компаний.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Если плательщик отказывается выполнять обязанности по уплате налогов и сборов, то он несет ответственность по российскому законодательству. Регулирует такие правоотношения пункт 5 ст. 23 НК РФ.

Ниже представим основные обязанности налогоплательщиков (по НК РФ):

1. За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет ответственность - 10000 рублей;

2. За непредоставление достоверной налоговой декларации ответственность - 200 рублей;

3. За нарушение правил учета доходов и расходов ответственность - 10000 рублей;

4. За неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы ответственность - 20% неуплаченных сумм налога;

5. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком справки и иных сведений, которые устанавливает законодательство, ответственность - 200 рублей за каждый документ.

Стоит отметить, что существуют определенные сроки уплаты налогов, в т.ч. и НДС, которые необходимо соблюдать. При отсутствии должного контроля за обязательствами могу возникнуть проблемы с получением справок и иных документов как в налоговой инспекции, так и в банках.

Таким образом, невыполнение обязанностей налогоплательщика по уплате влечет за собой финансовые взыскания.

Если налогоплательщик не предоставляет своевременно необходимые документы, скрывает информацию о себе или предоставляет неверные сведения, то налоговые специалисты налоговых органов вправе призвать его к ответственности даже путем заморозки счета в банке.

В противном случае - штраф. 20 процентов от суммы неуплаченного налога по каждой машине и квартире-невидимке. И пени на неуплаченную сумму налога за каждый день просрочки. Большой пакет поправок в Налоговый кодекс одобрен в трех чтениях депутатами и сенаторами и направлен на подпись президенту страны.

Изменения коснутся и всех тех, кто приобретет в будущем машину, дом, землю. Срок уведомления налоговиков - до 31 декабря года, следующего за годом приобретения (возникновения) объекта налогообложения.

Цель нововведений - приучить людей к налоговой дисциплине, к обязанности платить (а дальше и рассчитывать) имущественные налоги по-новому.

Таким образом, если гражданин проигнорирует тот факт, что он не получил налоговое уведомление, а потому не заплатил налог, то в итоге заплатит сверх суммы налога штрафы и пени. Как поясняет "РГ" эксперт проекта "Общественная Дума" Сергей Литвиненко, если, например, речь идет об автомобиле, для которого транспортный налог равен 75 000 рублей, то кроме необходимости уплатить этот налог и штрафы и пени за просрочку (20% от суммы налога или 40%, если налоговики посчитают, что нарушение было умышленным), с вас потребуют еще штраф в размере 15 000 рублей.

Обязанность информировать налоговиков начнет действовать с 1 января 2015 года. И если в этом году при уплате имущественных налогов за 2013 год останутся старые правила, то уже за 2014 год придется выстраивать отношения с налоговыми органами по-новому. Пункт же о начислении пени будет введен с 1 января 2017 года, чтобы дать людям время привыкнуть к другим условиям, а не нагружать их с первого дня штрафными санкциями. Впрочем, те сознательные налогоплательщики, которые до сих пор не получали уведомлений на оплату имущественных налогов, будут сполна вознаграждены, если сообщат налоговикам сведения о своих неучтенных государством квартирах и машинах В этом случае задолженность, образовавшаяся за три года из-за неполучения уведомления, аннулируется. А начисление налога начнется с периода, с которого данные поступили в налоговую службу. "Такая практика упростит работу и значительно уменьшит количество ошибок налоговых органов. Ситуация, когда налогоплательщик не получает уведомление и не платит налог, очень распространена. А законодательство расплывчато трактует ответственность граждан", - говорит Литвиненко..

Казус в том, что в случае, если налогоплательщик не платит налог из-за неполучения налогового уведомления, обязанность по уплате налога все равно с него не снимается, а кроме этого начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. При этом такая обязанность возникает только после получения уведомления".

Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик", недоумевает. Новшество фактически снимает ответственность с налоговиков за то, что те не обладают полной информацией о налогоплательщиках, хотя обязаны это делать за свою зарплату. Кроме того, все покупки имущества типа земли, дома, машины подлежат обязательной регистрации, а значит, не утаиваются от фискальных органов, и регистраторы в автоматическом режиме по закону должны предоставлять такую информацию.

"Получается, что, сообщая в налоговую о своем имуществе, налогоплательщик по идее будет выполнять чужие служебные обязанности, а не сообщив, еще и заплатит штраф за плохую работу чиновников, которые кормятся за счет наших налогов", - подчеркивает Варламов.

Зато поступления в бюджет увеличатся примерно на 6-10 процентов, соглашается в итоге эксперт с логикой законодателей. Ведь под налогообложение подпадет неучтенное пока имущество физлиц. Да и действующие немаленькие штрафы простимулируют налоговые органы на поиск нарушителей.

Другие поправки, которые вносятся в Налоговый кодекс, направлены на более тесное взаимодействие банков с налоговыми органами. Отдельной нормой прописана обязанность банков информировать налоговые органы об открытии вкладов (депозитов), предоставлять в ФНС сведения о счетах клиентов и оборотах по ним. Причем касается это как юридических, так физических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. За нарушение нормы штраф - до 40 тысяч рублей.

Это означает, что налоговые контролеры смогут быстро вычислить и применить штрафные санкции к тем, кто уклоняется от уплаты налога на доходы (проценты) от вкладов (депозитов), предусмотренного ст. 214.2 НК РФ. Вдобавок теперь вклады (депозиты) смогут арестовать, если у государства или других лиц будут претензии к налогоплательщикам. До этого такие вклады можно было спрятать (скрыть) и уберечь тем самым от ареста. Также налоговики с помощью новых поправок получат возможность проверять достоверность заполненных деклараций по доходам граждан. "Это многое меняет на финансовом рынке - теперь налоговые органы, а значит, и государство, будут осведомлены о наличии у населения всех депозитов и вкладов, суммах и процентах по ним", - поясняет Сергей Литвиненко, прогнозируя, что в результате ослабления банковской тайны может произойти дальнейший отток вкладов из российских банков.

Кроме банковских новаций и изменений в уплате имущественных налогов физлиц в законопроекте много других новинок. Под более пристальный контроль государства попадают инвестиционные товарищества. Банки должны будут информировать об открытии и закрытии ими счетов, а также предоставлять справки по операциям по ним. Усилится контроль государства и за своими временно пребывающими за границей гражданами, физлицами, имеющими регистрацию в России. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ будут сообщать в налоговые органы сведения о фактах рождения и смерти, заключении - расторжении брака, установления отцовства, опеки и попечительства. Сейчас налоговиков информируют только о фактах рождения и смерти.

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Организации и предприниматели обязаны:

– платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

– вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

– сдавать налоговую отчетность;

– сдавать бухгалтерскую отчетность (организации, которые не освобождены от ведения бухучета);

– представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 НК РФ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ ( п. 5 ст. 23 НК РФ ).

Организации и предприниматели должны сообщать в налоговую инспекцию:

1) об участии в российских и иностранных организациях – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-2 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

2) об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

3) об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

4) об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

– в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

– в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

5) о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения по форме № С-09-4 , утвержденной приказом ФНС России 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

6) об открытии (закрытии) банковских (лицевых) счетов – в течение семи рабочих дней с момента, когда из банка было получено официальное уведомление об открытии (закрытии) счета. Сообщение об открытии (закрытии) банковского (лицевого) счета нужно направлять в налоговую инспекцию даже в том случае, если счет фактически не используется (не использовался) и никакие операции по нему не проводятся (не проводились).

Сообщение об открытии и закрытии счета на территории России и электронный формат сообщения утверждены приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 . Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 , их электронные форматы утверждены приказом ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6/559 .

Все перечисленные сообщения организация может представить в налоговую инспекцию:

– через представителя организации;

– по почте (заказным письмом);

– по телекоммуникационным каналам связи.

Такие правила установлены п. 7 ст. 23 НК РФ и п. 14 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

Об открытии каких счетов нужно уведомлять налоговую инспекцию

По общему правилу в налоговую инспекцию нужно сообщать о счетах (расчетных, текущих и т. д.), открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются (с которых могут расходоваться) денежные средства организации. Кроме того, в течение семи рабочих дней в инспекцию нужно сообщить о лицевых счетах, открытых в территориальных подразделениях Казначейства России. Основание - п.2 ст.23 и п.2 ст.11 НК РФ.

В налоговую инспекцию также следует сообщать об открытии специального карточного счета. Этот счет открывается на основании договора банковского счета и является пополняемым ( п. 1.12 и п.1.8 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П ). Средства специального карточного счета организация вправе расходовать в соответствии с требованиями пункта 2.5 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П. Таким образом, специальный карточный счет отвечает требованиям, установленным в п.2 ст.23 и п.2 ст.11 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 30.12.2008 № 03-11-05/318 . Правомерность указанных требований подтверждена также Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 2942/10 .

Российские организации должны уведомлять налоговую инспекцию по месту постановки на учет:

– об открытии и закрытии счетов в банках, расположенных за пределами России;

– об изменении реквизитов счетов, открытых в банках за пределами России.

Направлять эти сведения можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде ( п. 7 ст. 23 НК РФ ). Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 . Электронные форматы указанных уведомлений утверждены приказом ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6/559 .

Кроме этого, российские организации ежеквартально должны уведомлять налоговую инспекцию о движении средств на счетах, открытых в банках за пределами России. Правила представления отчета и его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 .

Об открытии транзитного валютного счета, депозитного и ссудного счетов уведомлять инспекцию не надо

Транзитный валютный счет открывается по умолчанию одновременно с текущим валютным счетом. Он является внутренним счетом банка, необходимым для осуществления контрольных функций ( п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И). Таким образом, понятие транзитного валютного счета не соответствует понятию счета, данному в п.2 ст.11 НК РФ. Поэтому сообщать об открытии такого счета в налоговую инспекцию не обязательно. По той же причине в инспекцию не нужно сообщать об открытии (закрытии) депозитных и ссудных счетов.

Уведомлять об открытии транзитного валютного (депозитного, ссудного) счета Пенсионный Фонд РФ и ФСС России тоже не нужно (см. письмо Минздравсоцразвития от 21.05.2010 № 1274-19 ).

Постановка на учет организации, обособленных подразделений и имущества

Порядок постановки на учет (снятия с учета) организаций по местонахождению обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств утвержден приказом Минфина РФ от 05.11. 2009 № 114н .

Постановка на учет по местонахождению организации производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ ( п. 3 ст. 83 НК РФ ).

При наличии обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению каждого из них. Даже в том случае, если обособленное подразделение относится к той же налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете по другому основанию ( абз.2 п.1 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет по местонахождению обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств) осуществляется налоговой инспекцией на основании сообщения, поданного организацией. Постановка на учет по местонахождению филиала или представительства производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений ЕГРЮЛ. Основание – абз.1 п. 4 ст. 83, абз.2 п. 2 ст. 84 НК РФ.

Если в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, создается несколько обособленных подразделений, организация может встать на учет один раз в любой из этих инспекций по своему усмотрению. Сведения о выбранной налоговой инспекции организация указывает в уведомлении (форма № 1-6-Учет), которое представляется в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Основание – абз.3 п.4 ст.83 НК РФ.

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Чтобы поставить на учет принадлежащее организации недвижимое имущество или транспортное средство, в налоговую инспекцию по их местонахождению обращаться не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно на основании сведений, предоставленных ей подразделениями Росреестра или ГИБДД. Основание – п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 8 Порядка, утв. приказом Минфина РФ от 05.11.2009 № 114н .

За нарушение срока постановки на учет (подачи заявления) по местонахождению обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. За ведение деятельности без постановки на налоговый учет штраф взимается в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Сведения о держателе реестра акционеров

Держатель реестра акционеров ведет учет акционеров и изменений в составе акционеров (п. 2 , 3 ст. 44 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Держателем может быть само общество или регистратор.

В налоговую инспекцию необходимо предоставлять данные об изменении сведений о держателе реестра акционеров ( раздел V приказа ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16 ). См. письмо Минфина от 06.08.2007 № 03-02-07/1-364 .

Сведения о среднесписочной численности

Все налогоплательщики должны ежегодно подавать в налоговые инспекции сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Эти сведения предоставляются не позднее 20-го января текущего года по форме , утвержденной приказом ФНС России от 29 .03.2007 № ММ-3-25/174 .

Вновь созданные (реорганизованные) организации подают сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Основание – абз.3 п. 3 ст. 80 НК РФ, письмо ФНС России от 28.04.2010 № ШС-17-3/0103 .

Рекомендации по подготовке сведений приведены в письме ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353 . При заполнении формы в показатель «среднесписочная численность» не надо включать лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Основание - письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2964 .

В соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год размер штрафа составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. ( ст. 15.6 КоАП РФ ).

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: